Телевидение в третьем рейхе. Телевидение третьего рейха

С самого начала телевизионной эры Йозеф Геббельс не дремал, оценив всю силу и пропагандистские возможности скромно нарождающегося нового СМИ: «Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем: все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же».

Историк и писатель Елена Съянова рассказывает о том, как в Германии одновременно зарождались эра телевидения и эра фашизма.

Статья основана на материале передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы». Эфир провел Виталий Дымарский. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке .

Начнем с мечты. Желание людей видеть то, что выходит за границы взгляда, имеет довольно длительную историю. Например, в Средние века был изобретен магический кристалл — пирамида, в каждой из четырех граней которой люди надеялись увидеть то, что происходит в каждой части света. Но, конечно, к осуществлению этой мечты они подошли только где-то на рубеже XIX—XX вв. еков, научившись преобразовывать свет в электрические сигналы. Однако в самом начале вот это отстающее от мысли сознание все-таки стремилось видеть только реальность, еще не понимая, какое мощное средство уже заимел человек, чтобы эту реальность создавать. Вот именно этим и занимался министр пропаганды Йозеф Геббельс, который, как известно, использовал разные средства. И именно в этом плане он разработал концепцию немецкого телевидения. Нет, не технологическую, а, как сейчас говорят, контентную, содержательную. Сказать точно, когда он начал этим заниматься, нельзя. Где-то в районе 1937 года. Но, в общем, давайте начнем с первой трансляции.

Днем рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года. И первой такой «говорящей головой», которая появилась на экране, была голова геббельсовского чиновника, шефа службы радио Третьего рейха Ойгена Хадамовски. Довольно расплывчатое изображение и несколько хвалебных фраз в отношении фюрера — вот все, что тогда смогли выдать. Первая попытка телетрансляции — это берлинская Олимпиада 1936 года. Не совсем удачная, но все-таки…

И вот мы подходим к 1937 году, периоду, когда Геббельс начинает активно этим заниматься, а именно: наращивать свое министерство, формировать новые департаменты. Где-то к войне их будет уже четырнадцать, а пока только два — департамент радио и департамент кино. Но вот интересно, что в 1937 году Геббельс говорит о том, что кинорежиссеры не должны заниматься телевидением, и отдел телевидения создается при департаменте радио. Вопрос: «Почему?» Видимо, уже были какие-то пропагандистские технологии, наработанные департаментом радио, которые он хотел использовать на телевидении.

Радио Геббельс использовал очень активно. Тогда оно было, в общем-то, главным техническим средством пропаганды. (В рамках «Трудового фронта» населению даже раздавали бесплатные приемники.)


В 1937 году есть один очень интересный момент. Как вы думаете, кому Геббельс поручил заняться досугом граждан и особенно гражданок? Ну, возможно, кто-то знает, что его жена Магда работала в Комитете немецких женщин и занималась досугом работниц, но, как она сама говорила, «гораздо труднее оказалось решить задачу правильно занять время домохозяек». Вот небольшой отрывок из письма, которое пишет ее подруга Маргарита, сестра Рудольфа Гесса: «Это была идея Магды — устраивать при новых прачечных (бытовых комбинатах по-нашему) особые комнаты, в которых можно было бы собираться человек по 30−50, например, вокруг телефункена». («Телефункеном» назывался тогдашний телевизионный приемник). «Здесь же, — пишет она, — можно разместить книги, газеты, можно смотреть, разговаривать, обсуждать и прочее. Идея нам понравилась, и мы взялись за ее воплощение».

Дальше Маргарита пишет, что «Трудовой фронт» отказался выделить средства, и Магда обратилась в министерство пропаганды. «Йозеф обещал хоть миллион марок, если мы станем строго следовать его установкам, и написал такую инструкцию, что в семействе Геббельсов назревает очередной скандал. Антисемитизм необычайно скучен… (По этой фразе можно сделать вывод, что было очень много антисемитской пропаганды). Немки не захотят собираться вокруг телефункенов ради того, чтобы ненавидеть своих соседок-евреев. Немки хотят любить, воспитывать детей, учиться правильно проводить с ними досуг».

И вот интересно, что эту идею Магды создавать телекомнаты очень быстро «прихватизировал» Геббельс, чтобы распространить ее уже на мужчин.


Вообще нужно сказать, что в 1937 году Геббельс еще смотрел на телевизоры как на нечто такое с туманной перспективой. Может быть, с хорошей перспективой, но в будущем, потому что очень мала была аудитория. А еще он боялся прямых трансляций, так как невозможно наладить цензуру. У него было даже такое высказывание: «Ляпнут еще чего-нибудь. Нельзя так уж вот свободно давать высказываться». Но тем не менее с 1937 года Геббельс начинает уже размышлять о телевидении как о новом орудии пропаганды. «Превосходство, — пишет он, — зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем: все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же». То есть он свою лапу накладывает уже и на воображение. Как ни крути, а выдающийся пиарщик!..

И здесь он разрабатывает четкую инструкцию, по которой нужно работать вот этому отделу телевидения. Ее суть, Геббельс все время это пишет и подчеркивает, — «правильную картинку в каждый дом». Что значит «правильную»? Значит, все люди должны видеть ту реальность, которая нам нужна.

Идею телекомнат Геббельс «прихватизировал» у своей жены Магды


В 1939 году Геббельс все-таки выделяет средства, дает возможность Комитету немецких женщин заняться разработкой вот этих программ для женских телекомнат, то есть соглашается разбавить эту гляйхшалтунг (концепцию пропаганды) некими художественными фантазиями. «О технической стороне, — говорит он, — не беспокойтесь. Скоро мы получим в свои руки такие аппараты! Мы сможем показать, что угодно. Мы будем создавать реальность, которая нужна немецкому народу. Ваша задача, — пишет он жене и ее сотрудницам, — учить немок в ней жить». Ничего не напоминает?

И вот, смотрите, какие у него были приоритеты. Первое и главное — новости; потом репортажи из цехов и ферм; на третьем месте — спорт (четыре раза у него: спорт, спорт, спорт, спорт); далее развлекательные программы. Причем он пишет, что со временем развлекательных программ нужно будет делать больше, когда сознание народа будет подготовлено. Что касается фюрера: «С телевидением живой фюрер, — пишет Геббельс, — войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело — мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял».

Еще по поводу участия немецкого народа в политике. Геббельс считал, что народ должен участвовать в политике, но в форме митингов и голосований. 7 пункт его инструкции гласит: «Нужно не бояться погрузить зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим… (Геббельсовская формула). А на другой день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например». Ну и как вам это нравится?

Но Геббельс идет дальше. В этом же, 7 пункте: «Если в обществе назревает какое-то недовольство, нужно не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Как только мы сможем обеспечить телефункенами пятой модели хотя бы половину населения, нужно посадить перед телепушкой нашего рабочего вождя, Лея, и пусть поет свои песни о тяготах рабочего человека». Ну, то есть выпускать пар таким образом. Великолепная разработка, не так ли?


А вот 9 пункт: «Департамент кино плохо учитывал женский контингент. Для домохозяек нужны телепрограммы, которые заставили бы женщин правильно влиять на своих мужей вечером, когда те возвращаются с работы». Как вам такое? Посмотрела днем телевизор — вечером поговорила с мужем.

И что интересно, Магда Геббельс очень серьезно занималась этим вопросом. Вообще, о Магде, о ее профессиональной деятельности, об общественной деятельности, мало что известно. И вот с 1939 года, когда Геббельс очень хорошо выделяет это пропагандистское направление, именно Комитет немецких женщин задает так называемое художественное направление. Но они ни в коем случае не взаимодействуют, они жестко конфликтуют. Для примера возьмем две программы. Одна составлена геббельсовским направлением, вот этим пропагандистским, другая — в Комитете женщин.

26 октября 1940 года. Программа передач на этот день (разработка). Пропагандистское направление.

14.00 — новостные сообщения.

15.00 — кинохроника военных побед.

16.00 — хор СС Кельна исполняет старинную песню на фоне знамен с руническими символами.

16.15 — новостные сообщения.

17.00 — «Их разыскивает народная полиция».

18.00 — новостные сообщения.

18.30 — 19.30 (как раз все возвращаются обычно с предприятий) — «Слово фюрера».

19.30 — хор СС Кельна поет ту же самую песню (повтор).

19.45 — новостные сообщения, кинохроника военных побед.

20.00 — «Слово фюрера» (повтор).

21.00 — новостные сообщения, кинохроника трудовых побед.

21.30 — стихи и песни на слова членов Союза немецкой молодежи.

22.00 — молитва членов Союза немецкой молодежи «Фюрер, мой фюрер, данный мне Господом».

14.00 — новости («Моя Германия»). (Вероятно, новости какого-то панорамного характера).

15.00 — «Час молодой матери».

16.00 — Виды Парижа. История. Игровые сценки времен Великой французской революции. Французские народные песни. (А это уже была оккупация Франции!)

17.00 — новости (Германия и Европа).

17.30 — час музыки, фортепианный концерт.

18.00 — актеры Эмиль Яннингс и Лил Даговер о работе в новом кинофильме, репортаж со съемочной площадки.

19.00 — телевизионный исторический фильм.

20.00 — новости («Моя Германия»), сокращенный повтор программы.

20.30 — национальный фольклорный праздник, кинохроника.

21.00 — полчаса музыки, отрывки из опер и оперетт.

21.30 — «Перед сном: читаем нашим детям».

Формула телевидения Геббельса: 25% — пропаганда, 75% — развлечения


Возвращаясь к Магде. Все-таки феномен ее личности многим непонятен. Не женщина, а какой-то монстр, который свалился неизвестно из какой преисподней, отравил своих детей. Магда Геббельс — действительно чудовищная личность, которая вложила в национал-социализм больше, чем в рождение своих детей. Поэтому когда это государство погибло, для нее погибло все.

Но самое фантастическое, что потрясает во всей этой телевизионной истории, — это 1938−1939 годы, с Тибета возвращается экспедиция Шефера, устанавливается радиомост Берлин-Лхаса. До нас дошло даже приглашение Гитлеру от регента Рединга Хутукту «в 18-й день 1-го тибетского месяца года земляного зайца». И оно было передано по радио. Но есть большое подозрение, что с Тибетом был установлен не только радиомост. На чем оно основано?

В 1940 году несколько сотрудников министерства Геббельса, которые разрабатывали вот это художественное, вышедшее из недр Комитета немецких женщин, направление, были посланы в Аненербе, как говорится в документе, «для прослушивания курса, который читал геноссе Эл». («Геноссе Эл», «сахиб» или «человек в алом», как называет его Скорцени, — это некий тибетский лама). Эта группа состояла из 20 человек. Чем она занималась? Она осваивала руническое письмо, чтобы, как пишет Скорцени, начать работать с некой сверхновой аппаратурой. Известно, что через некоторое время 16 человек из этой группы были отчислены и отправлены, кстати, на лечение к тем же самым медикам Аненербе. Потом были отчислены еще двое, заменены японцами.

Параллельно с этим Геббельс, который идет в пику художественному направлению, тоже поручает одному из разработчиков своего пропагандистского направления подготовить ему материал о «закладке в телекартинке неких гипнотических элементов». «Сотрудник с заданием не справился», — написано в отчете. Тогда Геббельс поручает это же самое задание Вальтеру Бруху (тому, кто осуществил первую трансляцию с Олимпийских игр).

Возникает вопрос: «Откуда у Геббельса вообще возникла вот эта идея о «закладке гипнотических элементов»?" Идею телекомнат он присвоил у Магды. А эту? Может быть, в группе «сахиба»?

С другой стороны, он мог додуматься и сам: если он считал пропаганду массовым гипнозом, а телевидение — орудием пропаганды, то почему бы это орудие не напичкать, не нафаршировать вот такими гипнотическими элементами?


И вот мы подошли к 1942 году. (1941 год мы пропустили, потому что в этот период все технические средства, которые были, попали в руки военных. Телевидение стало играть передовую роль в качестве средства теленаведения ракет).

Во время войны производство телефункенов велось в очень ограниченных количествах. Конечно, ими снабдили высших иерархов — партийных, эсэсовских. Есть интересные свидетельства о телекомнате Гитлера, телекомнате Гиммлера в Вевельсбурге. Члены «Трудового фронта» имели возможность смотреть какие-то передачи. В основном это были повторы отснятого до войны.

Так вот, в 1942 году Геббельс, собрав, видимо, все, что у него было, создает пятнадцатый департамент телевидения со штатом в 42 человека. 23 ноября 1943 года его начинание почило в бозе: союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине. Тем и окончилась первая серия мыльной оперы по имени «телевидение».

А вот (внимание!) еще одна программа передач от 14 мая 1944 года. (Это одна из разработок, которые велись в недрах министерства пропаганды).

6.00 — «Германия, проснись». Марш, утренняя зарядка.

6.30 — новости, хроника.

7.00 — «Письма с фронта». Читают Вернер Краус и Анни Ондра.

8.00 — повтор вечернего киносеанса «День любви».

10.30 — встреча с актерами фильма «День любви». В дискуссии принимают участие работницы химического предприятия имени Роберта Лея.

11.30 — «Мы и наши дети». Сегодня: учимся готовить вместе.

12.00 — новости рабочего полдня, репортажи из цехов.

12.45, 14.00 — видовые фильмы: Мадрид, Вена, Афины.

14.00 — хроника.

14.30 — киносеанс «Старый замок». 1-я часть.

16.00 — криминальная хроника «Их разыскивает народная полиция».

16.30 — «Старый замок». 2-я часть.

18.00 — час музыки, сцены из оперы «Валькирия».

Потом новости, затем вечерний киносеанс под названием «Атлантида».

21.00 — «Письма с фронта», повтор.

21.30 — криминальная хроника, повтор.

22.00 — «Мозаика», семейный час.

23.00 — видовой фильм «Моя Германия».

Если же говорить о том, что реально было на экранах, то остановимся на телекомнате Гиммлера. Вот он-то смотрел телевизор действительно. Хотите знать, что именно? Генерал СС Бергер (тот самый, который напичкал бункер прослушками) после войны долгое время работал в антифашистском журнале «National Europe», и вот он оставил такое свидетельство, что его шеф Гиммлер иногда наблюдал за экспериментами, которые проводились в секретных лабораториях, расположенных в замке Вевельсбург, но делал это не непосредственно, поскольку был брезглив, а на экране телефункена. Вот такие велись трансляции.

В развитие телевидения Германия инвестировала колоссальные деньги


И еще несколько слов скажем по поводу вот этих самых лам, которые, вероятно, не просто радиомост установили. Вот еще одно свидетельство. Материалы Нюрнберга. Допрос некоего гауптштурмфюрера Курта Шульцмайера, который участвовал в расстреле 28 апреля 1945 года Германа Фегелейна, зятя Евы Браун. И вот, что он пишет. Следователь задает ему вопрос, на который он отвечает: «В это время трясущийся Фегелейн в одной белой рубашке прижался к дереву спиной и зажмурился. И все это наблюдал из-за деревьев тибетец, из тех, что прибыли из Лхасы и не носили свастики. Этот тибетец наставил на происходящее странный маленький продолговатый аппарат. Такого мы еще не видели». Далее комментарий Бергера: «Гиммлер хотел, чтобы происходящее здесь (в рейхсканцелярии) увидели еще в одном месте». «О каком месте, по-вашему, идет речь?» — задает вопрос следователь. Ответа нет. В протоколе сказано, что в ответ Шульцмайер только молча улыбнулся.

И все это было бы смешно, и все это можно было бы посчитать бредом, но вот последняя цитата, письмо от 2 августа 1972 года Рудольфа Гесса из тюрьмы Шпандау: «Гитлер делился со мной впечатлениями от внешности Хутукту (это имя регента Тибета, с которым был установлен радиомост). Прямой стальной взгляд, ирония, пульсирующая в уголках губ. Вскоре я и сам имел случай убедиться в этих непостижимых восточных переливах разнообразнейших выражений его лица — от фанатической одухотворенности до сладчайшего цинизма». В этих словах есть какая-то странная динамика. Что это за «пульсирующая», что это за «переливы»? Остается только гадать.

Дата: 2011-12-04

Тот факт,что телевидение уже существовало в 30-е годы и в СССР, и в Германии, и в других развитых странах малоизвестен. В СССР первый опытный сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года. 15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи со звуком. Парадокс заключался в том, что регулярное вещание телепередач существовало, но советская промышленность телевизоры еще не производила... См. С чего все начиналось http://www.podberi.tv/review/458 . У истоков телевидения стоял американский инженер русский эмигрант Владимир Козьмич Зворыкин. В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку - кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки - иконоскопа.

В Германии телевидение вещало в эпоху Третьего Рейха целых 9 лет.

Изобретённый Паулем Нипков (Paul Julius Gottlieb Nipkow) диск, послужил основой для появления механического телевидения в 1920-x годах. В 1935 году студия Пауля Нипкова начала осуществлять регулярное вещание в Берлине.
Вначале только несколько сот партайгеноссе имели возможность смотреть телевизионные передачи, но в скором будущем планировалось, что каждая немецкая семья будет иметь телевизор и наблюдать за успехами национал-социалистического общества. С 1935 года телевидение в Германии стало реальностью. Телевещательные каналы передавали новости со всей территории 3 рейха, а также начала вещание маленькая телестудия в Берлине по производству развлекательных программ. Это были первые в мире телевизионные репортажи. Программы шли в режиме прямого эфира, техники записи на телевидении ещё не существовало. Казалось, что образы, мелькавшие в телевизорах, тех лет исчезли навсегда. Однако в Берлинском Федеральном киноархиве в 90-х годах были обнаружены 285 рулонов киноплёнки, свидетелей ранних дней телевидения Германии. Этот материал принадлежал бывшей государственной телекомпании Рейха и после войны попал в киноархив Восточной Германии. Там он лежал не использованным много лет. Теперь работники федерального архива имеют возможность просматривать эти материалы, сохранять на другие носители.

В 1935-1944 г.г. специальное телеподразделение занималось выпуском репортажей, интервью и шоу для телевидения на 35 мм киноплёнке. Телевидение в ранний период не сводились только к пропаганде, хотя её было предостаточно. Об этом свидетельствуют явно развлекательные интервью с нацистскими знаменитостями. Стиль телерепортажей раннего периода специфичен - длительные эпизоды, практически отсутствует монтаж, как результат - очень подробное освещение момента. Студия в Берлине выходила в эфир 3 раза в неделю. Репортёры и артисты работали в маленькой комнатке площадью в 2 кв.м., не пропускающей свет и звук. В телевизионную рамку попадали только голова и плечи. Поэтому большое значение приобретала прическа. Метод передачи изображения был механический, картинка получалась расплывчатой.

Только через два года удалось получить изображение лучшего качества. Для решения проблемы продюсеры обратились к предварительной записи на плёнку. Первой развлекательной передачей немецкого телевидения стала программа «Сад на крыше», которую снимали в помещении студии радиовещания. 19 июня 1935 года состоялась премьера фильма на телевидении. Само шоу представляло сцены в виде водевиля, в котором играли актёры радиостудии.

Для работы на телевидении были отобраны верные партийцы, технический персонал почтового управления и несколько журналистов. Телевещание велось на несколько телезалов в Берлине.

Телевизионное изображение в те дни было совсем маленьким - около 20х25см, зал собирал около двух десятков зрителей, и почтовый служащий, когда все занимали свои места, включал телевизор. Во время сеанса он регулировал параметры изображения, иногда изображение пропадало совсем, и тогда приёмник приходилось поднастраивать.

Летняя олимпиада 1936 года дала шанс телевидению сделать прорыв и привлечь публику. Для олимпиады приготовили дополнительно 20 телезалов, ожидали, что число телевизионных зрителей достигнет 160 тыс. Три совершенно новые телекамеры должны были гарантировать достойное качество изображения. Для репортажей с олимпиады почтовое управление использовало метод съёмки в почти реальном времени - отснятая плёнка опускалась в студийный автобус, в котором она проявлялась и с задержкой в несколько минут передавалась в кинозалы. Но даже при таком методе экран часто напоминал «черную дыру».

Не было тогда ещё и такой профессии как телерепортёр, эта профессия только складывалась. Одним из первых был Фриц Янеке.

Министр пропаганды Геббельс предрекал новому средству массовой информации большое будущее. Однако репортажи с партийных съездов, маршевая музыка и интервью с портайгеноссе не пользовались у населения таким успехом как освещение событий олимпиады. Тем временем качество изображения значительно улучшилось благодаря техническому усовершенствованию камер и трансляций.


На съёмке телепрограммы


В музее техники в Берлине сохранился бесценный экспонат - электронная телекамера выпуска до начала второй мировой войны, производства компании TELEFUNKEN. Приблизительно 1939 года. Изображение этих телекамер было очень приличным, и камеры можно было использовать даже на улице.

В 1938 году студия германского радио и телевидения переехала в новое помещение, в распоряжение продюсеров было предоставлено 5 павильонов. Можно приглашать больше гостей, устраивать театральные представления и пр. Помещение было круглым, все его части были отведены под определённые программы. Сейчас это трудно представить, но камера (сначала она была всего одна, потом две, и три) находилась в центре круга и перемещалась в разные сектора для различных шоу. С точки зрения технического развития телевидение дошло до уровня, когда операторы и Государственное почтовое управление радио и телевещания были готовы сделать решающий шаг по превращению телевидения в настоящее средство массового вещания. Телевидение должно стать доступным для самого широкого круга потребителей. 10000 телевизоров для домашнего пользования должны были поступить на рынок к рождеству 1939 года.

Качество телевизионного изображения до начала, и уже во время второй мировой войны, поражает всех, кто сейчас связан с телевидением. Но в то время оно не приобрело популярности, т.к. использовалось ограниченно. Для того чтобы находиться в курсе происходящих событий, тогда нужно было слушать радио. С началом военных действий массовое производство телевизоров стало практически не реальным. Все производственные мощности были затребованы военной связью и разведкой. К этому времени Йозеф Геббельс потерял всякий интерес к телевещанию.

Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.

Германия уже в начале войны располагала мощным аппаратом иновещания, активно использовала возможности радио для проведения информационно-психологических операций против стран антинацистской коалиции. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.

Персонал Берлинской телестудии опасался, что трансляции прекратят в связи с войной. Телевидение не снимало военных репортажей, использовали официальные фронтовые киносборники. Целью телевещания стало поддержка морального духа населения и развлечение солдат, создание иллюзорной картины мира. Для масштабных представлений берлинская студия была слишком маленькой. И телевизионщики переехали в амфитеатр, расположенный рядом с олимпийским стадионом. Ещё в 1936 году для трансляции олимпийских состязаний здесь по всему зданию были проведены кабели. И теперь операторам оставалось только установить камеры. Амфитеатр насчитывал 2000 сидячих мест. «Мы принесём вам радость, и вы будете смеяться» – вот главная идея телевидения в этот период. Из лазаретов привозили раненых, рассаживали и размещали, где это было возможно. Всего было дано около сотни представлений.

Солдаты стали последними зрителями на крупномасштабных шоу германского телевидения. 500 кинозалов на территории 3 рейха поступили в распоряжение армии. Только в Берлине 11 военных госпиталей были подключены к вещанию. Идея телевещания для солдат была реализована и во Франции. Парижская студия вела трансляции с Эйфелевой башни, и стала самым большим телевизионным центром своего времени. Командование было довольно. Для шатающихся без дела солдат появилось развлечение. Но основной контингент составляли раненные, врачи им рекомендовали отвлечься от войны.
Осенью 1944 года немецкая телерадиовещательная организация прекратила свою работу.


Фрагменты передач "Альманах" 1943 г., "Радость и Воля" 1943 г."Deutscher Fernsen-Rundfunk"

Michael Kloft "Television under the Swastika" 1999г. TV Spiegel .

Если бы Ойген Хадамовский знал наперед, что случится совсем скоро, то в пламенной речи 22 марта 1935 года на открытии первой мире телепередачи наверняка нашел бы синоним слову «неугасимо». Шеф службы радио- и телевещания Третьего рейха, назначенный министром пропаганды Геббельсом, произнес с голубого экрана: «В этот час на нас возлагается величайшая и святейшая миссия -- неугасимо нести во все немецкие сердца лик фюрера». Чем, собственно говоря, хорошо телевидение, никто из его первых начальников в нацистской Германии толком не понимал: на премьеру не явился ни Гитлер, ни Геббельс.

Однако в августе 1935 года «неугасимый лик» погас. На радиотехнической выставке в Берлине из-за замыкания дотла выгорел первый в мире «передатчик звука и изображения». С этого пожара, как ни странно, и началась настоящая эра мирового телевидения.

Аппаратуру восстановили лишь к Рождеству, и 15 января 1936 года состоялось помпезное открытие нового германского телевещания. Теперь за ним согласно «Указу фюрера номер 2» присматривал лично вождь. Впрочем, народу от этого проку было мало: телевизор считался одной из высших партийных привилегий, аппараты выдавали по строго установленному списку в несколько десятков фамилий - функционерам и начальству рейхспочты, ведавшей технической стороной передач. Не попавшие в число избранных берлинцы с весны 1935 года могли ознакомиться с чудом техники в общественных «телевизионных комнатах», куда вход, в отличие от кино, был бесплатным.

Автогонщик Рудольф Карачола и его "Мерседес" - неоднократные победители, гордость нации.

В первые годы в эфир выходило все, что только попадалось под руку телевизионщикам-первопроходцам, - десятиминутные недельные обозрения, актуальные кинокадры, снятые на пленку исполнения музыкальных произведений, «живые» выступления артистов и отрывки из кинофильмов. Именно отрывки - представить, что зрители смогут высидеть перед голубым экраном весь полнометражный фильм, не могли даже самые отчаянные телеоптимисты.

Лишь пару лет спустя нацисты открыли для себя пропагандистские возможности вещания. Руководство рейхспочты даже представило фюреру «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1», но его реализации помешала война. В предвоенные годы в Германии насчитывалось не более 500 телевизоров, а зона уверенного приема ограничивалась Берлином. Важной вехой стал 1936 год - берлинская Олимпиада.


Для показа состязаний сконструировали специальные электронные телекамеры Ikonoskop, которые в духе национал-социализма называли телепушками. Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13, был сооружен «гигантский» экран для 300 зрителей.

Телеавтобус у стадиона. Олимпиада 1936 года.

Очередной вехой должна была стать прямая трансляция футбольного матча между командами Германии и Италии в ноябре 1936 года. Учитывая политико-пропагандистское значение этой передачи, готовились к ней особо. Однако немцев ждало полное фиаско: едва только небо заволокли первые облака, качество передачи упало настолько, что трансляцию пришлось прервать из-за «плохих метеоусловий».

В феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного телевидения, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный кабель длиною 2500 километров (как писали газеты рейха, самый длинный в мире) проложили между Берлином и Нюрнбергом. На экране появились телепостановки, например сценки из жизни Берлина XIX века, отрывки из опер и оперетт. Показывали и «полезные» вещи: какие учреждения рейха чем занимаются, как правильно делать семейную гимнастику и т.п.

Хорошая девочка - истинная арийка!

Именно в это время возникли предтечи нынешних популярных передач и серий. Хотя привычных сегодня боевиков еще не было, полиция уже в середине 30-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?»

Подобным вольностям на голубом экране, правда, скоро поставили заслон - телевизионную цензуру. По мере приближения войны она становилась все более жесткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам.

Телепередача для Вермахта. Wir senden Frohsenn, Wir spenden Freude. Мы передаем веселье, мы жертвуем радость.

24 августа 1939 года, накануне вторжения в Польшу, телеэкраны в Германии снова погасли на некоторое время, а с октября 1939 года вещание было полностью сосредоточено в руках командования вермахта. Рейх был единственным воюющим государством, которое вело регулярные телепередачи. В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось в общей сложности 500 телевизионных приемников. Еще около 200 «ящиков» было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные по тем временам деньги (63,3 млн рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Но 23 ноября 1943 года союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине. Тем и окончилась первая серия мыльной оперы по имени «телевидение».

Перед войной германское телевидение почти полностью перешло на трансляцию «тематических вечеров». Ниже приводится программа передач на 12 января 1938 года, специально посвященная службе СС.

20.00 Актуальные сообщения

20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.

20.39 "Слово о главном". Говорит член штурмового подразделения СС

20.40 "Германское прошлое живет". Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.

20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет еще одну солдатскую песню.

20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.

20.49 «В борьбе - к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.

21.00 Повторение программы.

8 августа 1935 года - Герман Геринг назначен ответственным за новую индустрию Германии - телевидение.

15 января 1936 года состоялось помпезное открытие нового германского телевещания. Теперь за ним согласно «Указу фюрера номер 2» присматривал лично вождь. Впрочем, народу от этого проку было мало: телевизор считался одной из высших партийных привилегий, аппараты выдавали по строго установленному списку в несколько десятков фамилий - функционерам и начальству рейхспочты, ведавшей технической стороной передач. Не попавшие в число избранных берлинцы с весны 1935 года могли ознакомиться с чудом техники в общественных «телевизионных комнатах», куда вход, в отличие от кино, был бесплатным.

Первый немецкий «народный телевизор FE1»

В первые годы в эфир выходило все, что только попадалось под руку телевизионщикам-первопроходцам, - десятиминутные недельные обозрения, актуальные кинокадры, снятые на пленку исполнения музыкальных произведений, «живые» выступления артистов и отрывки из кинофильмов. Именно отрывки - представить, что зрители смогут высидеть перед голубым экраном весь полнометражный фильм, не могли даже самые отчаянные телеоптимисты.

Внутри телестудии, 1940 г.

Лишь пару лет спустя нацисты открыли для себя пропагандистские возможности вещания. Руководство рейхспочты даже представило фюреру «План обеспечения всех германских домашних хозяйств народным телевизором FE1», но его реализации помешала война. В предвоенные годы в Германии насчитывалось не более 500 телевизоров, а зона уверенного приема ограничивалась Берлином. Важной вехой стал 1936 год - берлинская Олимпиада.

Для показа состязаний сконструировали специальные электронные телекамеры Ikonoskop, которые в духе национал-социализма называли телепушками. Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13, был сооружен «гигантский» экран для 300 зрителей.


Телеавтобус у стадиона. Олимпиада 1936 года.

Телеоператоры на Олимпиаде-36. Олимпийские игры были первым событием в Германии, массово освещавшимся телевидением. Поскольку телевизоры были огромной редкостью, по всей стране были сооружены специальные открытые для публики «телекабачки», Fernsehstuben, в которых можно было наблюдать за ходом игр.

Первый берлинский «телекабачок», 1936 г.

Очередной вехой должна была стать прямая трансляция футбольного матча между командами Германии и Италии в ноябре 1936 года. Учитывая политико-пропагандистское значение этой передачи, готовились к ней особо. Однако немцев ждало полное фиаско: едва только небо заволокли первые облака, качество передачи упало настолько, что трансляцию пришлось прервать из-за «плохих метеоусловий».

Диктор программы новостей Эльзе Эльстер (Else Elster)

В феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного телевидения, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный кабель длиною 2500 километров (как писали газеты рейха, самый длинный в мире) проложили между Берлином и Нюрнбергом. На экране появились телепостановки, например сценки из жизни Берлина XIX века, отрывки из опер и оперетт. Показывали и «полезные» вещи: какие учреждения рейха чем занимаются, как правильно делать семейную гимнастику и т.п.

Два диктора нацистского ТВ: Урсула Пачке (Ursula Patzschke) и Аннемари Бек (Annemarie Beck)

Именно в это время возникли предтечи нынешних популярных передач и серий. Хотя привычных сегодня боевиков еще не было, полиция уже в середине 30-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?»

Автогонщик Рудольф Караччьола (Rudolf Caracciola) со своим гоночным «Мерседесом» в телестудии. Кстати, из-за неспособности тогдашней техники осуществлять видозапись, все телепередачи в 1940-х гг. шли в прямом эфире.

Zarah Leander

Те немногочисленные кадры, которые сохранились в немецких архивах, говорят о том, что нацистское телевещание задумывалось, как сугубо «народное» зрелище для людей с низким уровнем интеллектуального развития. Новости там перемежались с эстрадными номерами, комплексы упражнений для поддержания стройности – с передачами, типа «Радости садоводства». Сохранились также кадры из «исторического сериала» - ненавязчивые костюмные сценки из жизни двора Фридриха Великого. В рамках телепрограмм проводилось общеобязательное «расовое воспитание» населения. Так, телерепортёр Фриц Янике , бравший интервью у самых разных людей, не преминул заехать к учёному-расологу, который прямо в кадре измерил череп у маленькой девочки.

Подобным вольностям на голубом экране, правда, скоро поставили заслон - телевизионную цензуру. По мере приближения войны она становилась все более жесткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам.

Телепередача для Вермахта. Wir senden Frohsenn, Wir spenden Freude. Мы передаем веселье, мы жертвуем радость.

24 августа 1939 года, накануне вторжения в Польшу, телеэкраны в Германии снова погасли на некоторое время, а с октября 1939 года вещание было полностью сосредоточено в руках командования вермахта. Рейх был единственным воюющим государством, которое вело регулярные телепередачи. В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось в общей сложности 500 телевизионных приемников. Еще около 200 «ящиков» было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные по тем временам деньги (63,3 млн рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Но 23 ноября 1943 года союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине. Тем и окончилась первая серия мыльной оперы по имени «телевидение».

Перед войной германское телевидение почти полностью перешло на трансляцию «тематических вечеров». Ниже приводится программа передач на 12 января 1938 года, специально посвященная службе СС.

20.00 Актуальные сообщения
20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.
20.39 "Слово о главном". Говорит член штурмового подразделения СС
20.40 "Германское прошлое живет". Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.
20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поет еще одну солдатскую песню.
20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.
20.49 «В борьбе - к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.
21.00 Повторение программы.


Кадры из кинофильма об истории развития и становления Германского телевидения 30-40 годов ХХ века "Television Under The Swastika" (Телевидение под знаком Свастики)

Spiegel TV в 1999 г. выпустила программу про телевидение в нацистской Германии - "Телевидение под знаком свастики". репертуар нацистского ТВ на удивление привычен. Основное содержание телепередач составляла даже не пропаганда и речи вождей, но развлекательный канкан полуголых девиц, выступления каких-то комиков, народное песенное творчество и гимнастика. Правда, в “прямом эфире” фюрер с народом не общался - все-таки аудитория была ограниченной: несколько тысяч владельцев “народных телеприемников”, ну и в почтовых отделениях были оборудованы “телевизионные комнаты” - всего штук двадцать. Однако же в 1939 году нацисты планировали наладить массовое производство “народных телеприемников”, только война помешала.

Что интересно, если верить словам 93-летнего бывшего телерепортера, прямого давления на журналистов не оказывали - существовала самоцензура. Например, диктор, рассуждая о состоянии современной музыки, не забыл упомянуть о тех, кто не согласен играть в унисон с "основным ритмом" - мол, их отправили в "музыкальные лагери", где они поют, чтобы получить ужин.

Нацисты уделяли внимание семейным ценностям - в фильм вошел эпизод с довоенным репортажем из "школы невест", которых учили навыкам "правильной арийской матери и домохозяйки". Такое вот сочетание полуэротической развлекухи с пропагандой семейных добродетелей - вполне в современном духе. Общий настрой нацистского эфира не изменился даже во время войны - по словам упомянутого экс-репортера, работники телевидения видели свою задачу в том, чтобы отвлечь солдат вермахта от тяжелой реальности. По рекомендации докторов в госпиталях устанавливались передвижные телеприемники.

Очень популярный в Рейхе мальчик-актер Вольфганг Килинг (Wolfgang Kieling), в данном случае исполняющий роль девочки. 1939 г.

Съемки развлекательной передачи, 1939 г.
Одним словом, содержание телепрограмм нацистской Германии сложно отличить от большей части современной телепродукции.
Источники.