Значение слова фельдмаршал

Портреты высших чинов Российской империи. Генерал-фельдмаршалы.

ПОРТРЕТ
Чин генерал-фельдмаршала введен Петром I в 1699 вместо существовавшей должности "Главного воеводы большого полка". Был учрежден так же чин генерал-фельдмаршал-лейтенанта , как заместителя генерал-фельдмаршала, но после 1707 года он никому не присваивался.

В 1722 году чин генерал-фельдмаршала был введен в "Табели о рангах" как военный чин 1 класса. Присваивался не обязательно за воинские заслуги, но и за долголетнюю государственную службу или в знак монаршей милости. Несколько иностранцев, не будучи на русской службе, были пожалованы этим чином как почетным званием.
Всего этого чина удостоились 65 человек (в том числе 2 генерал-фельдмаршала-лейтенанта).

Первые 12 человек были пожалованы императорами Петром I, Екатериной I и Петром II:

01. гр. Головин Федор Алексеевич (1650-1706) с 1700 г.
Копия Ивана Шпринга с неизвестного оригинала начала XVIII века. Гос. музей истории Санкт-Петербурга.

02. грц. Кроа Карл Евгений (1651-1702) с 1700 г.
Портрета не найдено. Существует лишь фотография его сохранившегося тела, до 1863 г. лежавшего в стеклянном гробу в Ревельской (Таллиннской) церкви св. Николая.

03. гр. Шереметев Борис Петрович (1652-1719) с 1701 г.
Останкинский дворец-музей.

04. Огильви Георг Бенедикт (1651-1710) с 1702 г. (генерал-фельдмаршал-лейтенант)
Гравюра с неизвестного оригинала XVIII века. Источник- книга Бекетова "Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям..." 1821 г.

05. Гольц Генрих (1648-1725) с 1707 г.(генерал-фельдмаршал-лейтенант)

06. св. кн. Меншиков Александр Данилович (1673-1729) с 1709 г., генералиссимус с 1727г.
Неизвестный художник XVIII века. Музей "Усадьба Кусково".

07. кн. Репнин Аникита Иванович (1668-1726) с 1724 г.
Портрет работы неизв. художника начала XVIII века. Полтавский музей.

08. кн. Голицын Михаил Михайлович (1675-1730) с 1725 г.
Неизвестный художник XVIII века.

09. гр. Сапега Ян Казимир(1675-1730), с 1726 г. (великий гетман Литовский в 1708-1709 гг.)
Неизвестный художник XVIII века. Дворец Равич, Польша.

10. гр. Брюс Яков Вилимович (1670-1735) с 1726 г.
Неизвестный художник XVIII века.

11. кн. Долгоруков Василий Владимирович (1667-1746) с 1728 г.
Портрет работы Гроота.1740-е годы. Государственная Третьяковская галерея.

12. кн. Трубецкой Иван Юрьевич (1667-1750) с 1728 г.
Неизвестный художник XVIII века. Государственная Третьяковская галерея.

Генерал-фельдмаршалы пожалованные в чин императрицами Анной Иоанновной, Елизаветой Петровной и императором Петром III:


13 гр. Миних Бурхард Христофор (1683-1767) с 1732 г.
Портрет работы Бухгольца.1764 г. Государственный Русский музей.

14 гр. Ласси Петр Петрович (1678-1751) с 1736 г.
Неизвестный художник XVIII века. Источник М.Бородкин "История Финляндии" т. 2 1909 г.

15 пр. Людвиг Вильгельм Гессен-Гомбургский (1705-1745) с 1742 г.
Неизвестный художник сер. XVIII века. Частная коллекция.

16 кн. Трубецкой Никита Юрьевич (1700-1767) с 1756 г.
Неизвестный художник сер. XVIII века. Государственный музей искусств Грузии.

17 гр. Бутурлин Александр Борисович (1694-1767) с 1756 г.
копия XIX в. с картины работы неизв.художника середины XVIII в. Музей истории Санкт-Петербурга.

18 гр. Разумовский Алексей Григорьевич (1709-1771) с 1756 г.
Неизвестный художник XVIII века.

19 гр. Апраксин Степан Федорович (1702-1758) с 1756 г.
Неизвестный художник XVIII века.

20 гр. Салтыков Пётр Семёнович (1698-1772) с 1759 г.
Копия Локтева с портрета работы Ротари. 1762 г. Русский музей.

21 гр. Шувалов Александр Иванович (1710-1771) с 1761 г.
Портрет работы Ротари. Источник - издание Вел. Кн. Николая Михайловича"Русские портреты XVIII-XIX веков"

22 гр. Шувалов Петр Иванович (1711-1762) с 1761 г.
Портрет работы Рокотова.

23 пр. Петр Август Фридрих Гольштейн-Беккский (1697-1775) с 1762 г.
Литография Тюлева с неизв. оригинала XVIII века. Источник- книга Бантыш-Каменского "Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов" 1840 г.

24 пр. Георг Людвиг Шлезвиг-Гольштейнский (1719-1763) с 1762 г.
Литография Тюлева с неизв. оригинала XVIII века. Источник- книга Бантыш-Каменского "Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов" 1840 г. По ссылке: http://www.royaltyguide.nl/images-families/oldenburg/holsteingottorp/1719%20Georg.jpg - находится еще один его портрет неизвестного происхождения и сомнительной достоверности.

25 грц. Карл Людвиг Гольштейн-Беккский (1690-1774) с 1762 г.
На русской службе не был, чин получил как почетное звание. К сожалению, несмотря на долгие поиски, найти его портрет не удалось.

Генерал-фельдмаршалы пожалованные в чин Императрицей Екатериной II и Императором Павлом I. Обращаю внимание, что гр. И.Г. Чернышев произведен в 1796 году в чин генерал-фельдмаршала "по флоту" .


26 гр. Бестужев-Рюмин Алексей Петрович (1693-1766) c 1762 г.
Копия Г.Сердюкова, с оригинала Л.Токке. 1772. Государственный Русский музей.

27 гр. Разумовский, Кирилл Григорьевич (1728-1803) с 1764 г.
Портрет работы Л.Токке. 1758 г.

28 кн. Голицын Aлександр Mихайлович (1718-1783) с 1769 г.
Портрет работы неизв. художника конца XVIII века. Гос. военно-истор. музей А.В.Суворова. СПб

29 гр.Румянцев-Задунайский Петр Александрович (1725-1796) с 1770 г.
Портрет работы неизв. художника. 1770-е г. Государственный исторический музей.

30 гр. Чернышев Захар Григорьевич (1722-1784) с 1773 г.
Копия с портрета работы А.Рослена. 1776 г. Гос. военно-истор. музей А.В.Суворова. СПб

31 лгр. Людвиг IX Гессен-Дармштадтский (1719-1790) с 1774 г. На русской службе не был, чин получил как почетное звание.
Портрет работы неизв. художника сер. XVIII века. Музей Истории. Страсбург.

32 св. кн. Потемкин-Таврический Григорий Александрович (1736-1791) с 1784 г.
Портрет работы неизв. художника. 1780-е г. Государственный исторический музей.

33 кн. Суворов-Рымникский Александр Васильевич (1730-1800), с 1794 г.,генералиссимус с 1799 г.
Портрет работы неизв. художника (тип Левицкого). 1780-е г. Государственный исторический музей.

34 св. кн. Салтыков Николай Иванович (1736-1816) с 1796 г.
Портрет работы М.Квадаля. 1807 г. Государственный Эрмитаж.

35 кн. Репнин Николай Васильевич (1734-1801) с 1796 г.
Портрет работы неизв. художника кон. XVIII века. Государственный исторический музей.

36 гр. Чернышев Иван Григорьевич (1726-1797), генерал-фельдмаршал по флоту с 1796 г.
Портрет работы Д.Левицкого. 1790-е годы.Павловский дворец.

37 гр. Салтыков Иван Петрович (1730-1805) с 1796 г.
Миниатюра А.Х.Ритта. кон.XVIII века. Государственный Эрмитаж. СПб

38 гр. Эльмпт Иван Карпович (1725-1802) с 1797 г.
Литография Тюлева с неизв. оригинала XVIII века. Источник- книга Бантыш-Каменского "Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов" 1840 г.

39 гр. Мусин-Пушкин Валентин Платонович (1735-1804) с 1797 г.
Портрет работы Д.Левицкого. 1790-е гг.

40 гр. Каменский Михаил Федотович (1738-1809) с 1797 г.
Портрет работы неизв. художника кон. XVIII века. Гос. военно-истор. музей А.В.Суворова. СПб

41 грц де-Брольи Виктор Франциск (1718-1804), с 1797 г. Маршал Франции с 1759 г.
Портрет работы неизв. фр. художника кон. XVIII века. Музей "Дом инвалидов" Париж.

Генерал-фельдмаршалы пожалованные в чин Императорами Александром I и Николаем I.


42 гр. Гудович Иван Васильевич (1741-1820) с 1807 г.
Портрет работы Брезе. Источник книга Н. Шильдера "Император Александр I" т.3

43 кн. Прозоровский Александр Александрович (1732-1809) с 1807 г.
Портрет работы неизв. художника кон.XVIII - нач.XIX века.

44 св. кн. Голенищев-Кутузов-Смоленский Михаил Илларионович (1745-1813) с 1812 г.
Миниатюра К.Розентреттера. 1811-1812 г. Государственный Эрмитаж. СПб

45 кн. Барклай-де-Толли Михаил Богданович (1761-1818) с 1814 г.
Копия неизв. художника с оригинала Зенфа 1816 г. Государственный музей им. Пушкина. Москва.

46 грц Веллингтон Артур Уэлсли (1769-1852) с 1818 г. Британский фельдмаршал с 1813 г. На русской службе не был, чин получил как почетное звание.
Портрет работы Т.Лоуренса.1814 г.

47 св. кн. Витгенштейн Петр Христианович (1768-1843) с 1826 г.

48 кн. Остен-Сакен Фабиан Вильгельмович (1752-1837) с 1826 г.
Портрет работы Дж.Доу. 1820-е гг. Военная галерея Зимнего дворца. Спб

49 гр. Дибич-Забалканский Иван Иванович (1785-1831) с 1829 г.
Портрет работы Дж.Доу. 1820-е гг. Военная галерея Зимнего дворца. Спб

50 св. кн. Паскевич-Эриванский-Варшавский Иван Фёдорович (1782-1856) с 1829 г.
Миниатюра С.Маршалкевича с портрета Ф. Крюгера 1834 г. Государственный Эрмитаж. СПб

51 эрцгрц. Иоганн Австрийский (1782-1859) с 1837 г. Австрийский фельдмаршал c 1836 г. На русской службе не был, чин получил как почетное звание.
Портрет работы Л.Купельвейзера. 1840 г. Замок Шенна. Австрия.

52 гр. Радецкий Йозеф-Венцель (1766-1858) с 1849 г. Австрийский фельдмаршал c 1836 г. На русской службе не был, чин получил как почетное звание.
Портрет работы Дж.Декера. 1850 г. Военный музей. Вена.

53 св. кн. Волконский Петр Михайлович (1776-1852) с 1850 г.
Портрет работы Дж.Доу. 1820-е гг. Военная галерея Зимнего дворца. Спб

Последние 13 человек были пожалованы чином генерал-фельдмаршала Императорами Александром II и Николаем II (при Императоре Александре III пожалований не было).

54 св. кн. Воронцов Михаил Семёнович (1782-1856) c 1856 г.

55 кн. Барятинский Александр Иванович (1815-1879) с 1859 г.

56 гр. Берг Фёдор Фёдорович (1794-1874) с 1865 г.

57 эрцгрц Альбрехт Австрийский-Тешенский (1817-1895) с 1872 г., генерал-фельдмаршал Австрии с 1863 г. На русской службе не состоял, чин получил, как почетное звание.

58 пр. Фридрих Вильгельм Прусский (Фридрих III, имп. Германии) (1831-1888) с 1872 г., Прусский генерал-фельдмаршал с 1870 г. На русской службе не состоял, чин получил, как почетное звание.

59 гр. фон Мольтке Гельмут Карл Бернгард (1800-1891) с 1872 г, генерал-фельдмаршал Германии с 1871 г. На русской службе не состоял, чин получил, как почетное звание.

60 пр. Альберт Саксонский (Альберт I, кор. Саксонии) (1828-1902) с 1872 г.,генерал-фельдмаршал Германии с 1871 г. На русской службе не состоял, чин получил, как почетное звание.

61 вел. кн. Николай Николаевич (1831-1891) с 1878 г.

62 вел. кн. Михаил Николаевич (1832-1909) с 1878 г.

63 Гурко Иосиф Владимирович (1828-1901) с 1894 г.

64 гр. Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912) с 1898 г.


65 Николай I, король Черногории (1841-1921) с 1910 г.На русской службе не состоял, чин получил, как почетное звание.

66 Кароль I, король Румынии (1839-1914) с 1912 г.На русской службе не состоял, чин получил, как почетное звание.

Одно и то же. При Павле был фельдмаршал по флоту, гр. Иван Григ. Чернышев. Фельдмаршальский жезл, жалуемый при сане этом; подзорная трубка, с черными двуглавыми орлами по золоту. Фельдмаршельство, чин, сан, звание это. Фельдфебель, старший унтер-офицер в роте. Фельдфебельский, к нему относящ. Фельдфебельша, жена его. Фельдцейгмейстер, главный начальник всей артиллерии. Фельдцейгмейстерский, к нему относящ. Фельдшер искажен. фершел, помощник лекаря. Фельдшерский набор, готовальня со снарядами для кровопусканья и пр. Фельдшерша, жена его. Фельдшпат м. ископаемый полевой шпат. Фельдъегерь, м. рассыльный, гонец, курьер при высшем правительстве, в военном звании. Фельдъегерская подорожная. Фельдъегерша, жена его.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фельдмаршал

фельдмаршала, м. (нем. Feidmarschall) (воен. дореволюц. и загр.). Высший военный чин в русской царской армии и нек-рых армиях запада.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

фельдмаршал

А, м. В дореволюционной руской и нек-рых других армиях: высший генеральский чин, а также лицо, имеющее этот чин.

прил. фельдмаршальский, -ая. -ое. Ф. жезл.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фельдмаршал

    Высший военный - генеральский - чин (в армиях некоторых государств и в армии Российского государства до 1917 г.).

    Лицо, имеющее такой чин.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фельдмаршал

ФЕЛЬДМАРШАЛ (нем. Feldmarchall) высшее воинское звание в армиях некоторых государств. В 16 в. в германских государствах, в 1700 в России введено воинское звание генерал-фельдмаршал. Звание фельдмаршал сохранилось в Великобритании и некоторых др. государствах.

Большой юридический словарь

фельдмаршал

(нем. Feldmarchall) - высшее воинское звание в армиях некоторых государств. В XVI в. в германских государствах, в 1700 г. в России введено воинское звание генерал-Ф. Звание Ф. сохранилось в Великобритании и некоторых других государствах.

Фельдмаршал

(нем. Feidmarschall), высшее воинское звание в сухопутных войсках некоторых государств. См. Генерал-фельдмаршал.

Википедия

Фельдмаршал

Фельдма́ршал - чин , высшее воинское звание, существовавшее в армиях Священной Римской империи (позже - Австрийской империи) и германских государств, затем многих других государств.

Соответствует званию маршала в некоторых других странах.

Фельдмаршал (Великобритания)

Фельдма́ршал - высшее воинское звание в сухопутных войсках Великобритании.

Фельдмаршал (Швеция)

Фельдмаршал - высшее воинское звание в Швеции. С 1561 и до 1824 оно было присвоено 77 военачальникам. Юридически сохранялось в системе воинских званий шведской армии до реформы 1972 года.

Звание фельдмаршала пришло в Швецию из Германии во второй половине XVI века. Первоначально оно не было высшим военным чином и давалось лишь во время каких-либо военных предприятий. В правление Густава II Адольфа положение фельдмаршала изменилось. Так фельдмаршал Кристер Соме в 1611 г. был главнокомандующим в Смоланде, Еспер Маттсон Крус был вторым человеком после герцога Юхана во время отсутствия короля в стране, а Эверт Горн и Карл Карлссон Юлленъельм являлись ближайшими людьми Якоба Делагарди во время Смуты в России. В 1621 г. во время похода на Ригу в фельдмаршалы был произведён Герман Врангель и продолжал сохранять это звание и после его завершения.

Во время Тридцатилетней войны система воинских званий в Швеции приобрела более чёткую структуру, и звание фельдмаршала стали носить командующие армий, которые самостоятельно вели военные операции. Фельдмаршалы всё ещё подчинялись риксмарску, а также генералиссимусу и даже «собственному генерал-лейтенанту» короля, когда имелся такой чин; но тем не менее они уже причислялись к высшем военным чинам.

В 1648 году в шведской армии появилось звание фельдмаршал-лейтенанта, но оно не прижилось и с начала XVIII века не использовалось.

После Ю. А. Сандельса, произведённого в фельдмаршалы в 1824 г., больше это звание никто не получал.

Примеры употребления слова фельдмаршал в литературе.

Но, с другой стороны, старый фельдмаршал , после того как его умные друзья, аграрии, в знак благодарности преподнесли ему от имени всей нации поместье Нойдек, проникся любовью и к сельскому хозяйству.

Мы оставили фельдмаршала Апраксина, когда 9и отослал с Беловым срочные депеши в Петербург, то есть в самом начале сентября.

Фельдмаршал , блистательно отличившийся в турецких войнах, комтур Тевтонского рыцарского ордена в Гейльбронне, комендант Гейдельбергской крепости во время войны с Францией.

Кавабэ сказал, что все благомыслящие японцы, проникнутые чувством искренней признательности к его высокопревосходительству фельдмаршалу за его истинно гуманное отношение к побежденной Японии и за его благоуспешные неустанные заботы в направлении демократизации страны и пресечения попыток разрушительных элементов распространять тлетворные идеи, считают высокой честью для себя участвовать в деле выполнения влаголюбивых предначертаний его высокопревосходительства по части утверждения кардинальных принципов демократии.

Войдя в этот поздний час в кабинет Гитлера, Гаха сразу заметил рядом с фюрером не только Риббентропа и Вайцзекера, но и фельдмаршала Геринга, срочно вызванного из Сан-Ремо, где он отдыхал, и генерала Кейтеля, однако не увидел врача Гитлера, шарлатана по имени Теодор Морелль.

Эдна Грюн была на тридцать лет моложе фельдмаршала , и ничего нет странного в том, что вдовец влюбился.

Дорио одобрил ее, позвал Гюйо, тот передал Морису, и план будущего фельдмаршала был принят к действию на самом высоком уровне.

В последние мирные дни египтяне стали свидетелями странного спектакля: фельдмаршал виконт Монтгомери прибыл в страну с недельным визитом, продолжавшимся с 3 по 10 мая.

Когда в нарвский лагерь прибыл наконец фельдмаршал Огильви, взятый настоянием Паткуля из Вены на московскую службу за немалое жалованье, мимо кормления и всякого винного и иного довольствия - в год три тысячи золотых ефимок, - Петр Алексеевич передал ему командование и в нетерпении кинулся под Юрьев.

Примите, пожалуйста, мои поздравления по случаю капитуляции фельдмаршала Паулюса и по случаю конца 6-й германской армии.

И вот встал крестьянский сын -- Маршал Советского Союза и, глядя прямо в глаза юнкерскому сынку-- фельдмаршалу фашистской Германии, сказал: -- Имеете ли вы на руках акт безоговорочной капитуляции, изучили ли его и имеете ли полномочия подписать этот акт?

На свободе оказались и фельдмаршал Шернер, не подчинившийся акту капитуляции, генералы Хойзингер, Венк, Мантейфель, Манштейн, начальник имперской канцелярии Гитлера Ламмерс, министр финансов граф Шверин фон Крозик, министр вооружений Зауэр и.

Возбужденный перспективой завоевания Египта, он отложил штурм Маллы до начала сентября, и Роммелю -- теперь фельдмаршалу , к удивлению итальянцев, -- было разрешено занять сравнительно узкий проход между Эль-Аламейном и впадиной Каттара в качестве плацдарма для будущих операций, конечной целью которых был Суэцкий канал.

Замысел фельдмаршала заключался в том, чтобы прорвать слабую английскую оборону у края впадины Каттара, затем повернуть на север, к востоку от Алам-эль-Хальфы, и стремительным броском выйти к берегу у Эль-Хаммама.

Вечером того дня, когда Геббельс произнес уже упомянутую рчеь, у него дома, в незадолго до начала войны отстроенном по его приказу дворце вблизи Бранденбургских ворот, собрались высокопоставленные гости, в том числе фельдмаршал Мильх, министр юстиции Тирак, статс-секретарь министерства внутренних дел Штукарт, статс-секретарь Кернер, а также Функ и Лей.

200 лет назад родился последний генерал-фельдмаршал Российской империи Дмитрий Милютин - крупнейший реформатор русской армии.

Дмитрий Алексеевич Милютин (1816–1912)

Именно ему Россия обязана введением всеобщей воинской повинности. Для своего времени это была настоящая революция в принципах комплектования армии. До Милютина русская армия являлась сословной, её основу составляли рекруты - солдаты, набранные из мещан и крестьян по жребию. Теперь же в неё призывались все - вне зависимости от происхождения, знатности и богатства: защита Отечества становилась воистину священным долгом каждого. Впрочем, генерал-фельдмаршал прославился не только этим…

ФРАК ИЛИ МУНДИР?

Дмитрий Милютин родился 28 июня (10 июля) 1816 года в Москве. По отцовской линии он принадлежал к дворянам среднего достатка, фамилия которых вела начало от популярного сербского имени Милутин. Отец будущего фельдмаршала, Алексей Михайлович, унаследовал фабрику и имения, обременённые огромными долгами, с которыми он безуспешно пытался расплатиться всю жизнь. Мать же, Елизавета Дмитриевна, урождённая Киселёва, происходила из старого именитого дворянского рода, дядей Дмитрия Милютина был генерал от инфантерии Павел Дмитриевич Киселёв - член Государственного совета, министр государственных имуществ, а позже посол России во Франции.

Алексей Михайлович Милютин интересовался точными науками, являлся членом Московского общества испытателей природы при университете, был автором ряда книг и статей, а Елизавета Дмитриевна прекрасно знала зарубежную и русскую литературу, любила живопись и музыку. С 1829 года Дмитрий учился в Московском университетском благородном пансионе, мало чем уступавшем Царскосельскому лицею, причём плату за его обучение внёс Павел Дмитриевич Киселёв. К этому времени относятся первые научные работы будущего реформатора русской армии. Он составил «Опыт литературного словаря» и синхронические таблицы по , а в возрасте 14–15 лет написал «Руководство к съемке планов с применением математики», которое удостоилось положительных рецензий в двух солидных журналах.

В 1832 году Дмитрий Милютин окончил пансион, получив право на чин десятого класса Табели о рангах и серебряную медаль за успехи в учёбе. Перед ним встал знаковый для молодого дворянина вопрос: фрак или мундир, статская или военная стезя? В 1833 году он отправился в Петербург и по совету дяди поступил унтер-офицером в 1-ю гвардейскую артиллерийскую бригаду. Впереди его ждали 50 лет военной службы. Через полгода Милютин стал прапорщиком, но ежедневная шагистика под присмотром великих князей изнуряла и отупляла настолько, что он даже начал задумываться о смене профессии. К счастью, в 1835 году ему удалось поступить в Императорскую военную академию, которая готовила офицеров Генерального штаба и преподавателей для военно-учебных заведений.

В конце 1836 года Дмитрий Милютин был выпущен из академии с серебряной медалью (на выпускных экзаменах получил 552 балла из 560 возможных), произведён в поручики и определён в Гвардейский генеральный штаб. Но одного жалованья гвардейцу явно недоставало для достойного проживания в столице, даже если он, как это делал Дмитрий Алексеевич, и сторонился развлечений золотой офицерской молодёжи. Так что пришлось постоянно подрабатывать переводами и статьями в различных периодических изданиях.

ПРОФЕССОР ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ

В 1839 году Милютина по его просьбе командировали на Кавказ. Служба в Отдельном Кавказском корпусе была в то время не просто необходимой военной практикой, но и значимой ступенью для успешной карьеры. Милютин разработал ряд операций против горцев, сам участвовал в походе на аул Ахульго - тогдашнюю столицу Шамиля. В этой экспедиции он был ранен, однако остался в строю.

На следующий год Милютин получил назначение на должность квартирмейстера 3-й гвардейской пехотной дивизии, а в 1843-м - обер-квартирмейстера войск Кавказской линии и Черноморья. В 1845 году по рекомендации близкого к наследнику престола князя Александра Барятинского его отозвали в распоряжение военного министра, и одновременно Милютин был избран профессором Военной академии. В характеристике, данной ему Барятинским, отмечалось, что он усерден, отличных способностей и ума, примерной нравственности, в хозяйстве бережлив.

Не бросал Милютин и научных занятий. В 1847–1848 годах вышел его двухтомный труд «Первые опыты военной статистики», а в 1852–1853 годах - профессионально выполненная «История войны России с Франциею в царствование императора Павла I в 1799 году» в пяти томах.

Последняя работа была подготовлена двумя содержательными статьями, написанными им ещё в 1840-х: «А.В. Суворов как полководец» и «Русские полководцы XVIII столетия». «История войны России с Франциею», сразу же после выхода в свет переведённая на немецкий и французский языки, принесла автору Демидовскую премию Петербургской академии наук. Вскоре после этого он был избран членом-корреспондентом академии.

В 1854 году Милютин, будучи уже генерал-майором, стал делопроизводителем Особого комитета о мерах защиты берегов Балтийского моря, который был образован под председательством наследника престола великого князя Александра Николаевича. Так служба свела будущего царя-реформатора Александра II и одного из наиболее эффективных его сподвижников по разработке преобразований…

ЗАПИСКА МИЛЮТИНА

В декабре 1855 года, когда шла столь тяжёлая для России Крымская война, военный министр Василий Долгоруков попросил Милютина составить записку о положении дел в армии. Тот выполнил поручение, особо отметив, что численность вооружённых сил Российской империи велика, но основу войск составляют необученные рекруты и ополченцы, что не хватает грамотных офицеров, отчего новые наборы делаются бессмысленными.


Проводы новобранца. Худ. И.Е. Репин. 1879

Милютин писал, что дальнейшее увеличение армии невозможно и по экономическим причинам, поскольку промышленность неспособна обеспечить её всем необходимым, а ввоз из-за границы затруднён в силу бойкота, объявленного России европейскими странами. Очевидными были проблемы, связанные с недостатком пороха, продовольствия, винтовок и артиллерийских орудий, не говоря уже о бедственном состоянии транспортных путей. Горькие выводы записки во многом повлияли на решение членов совещания и самого молодого царя Александра II начать переговоры о заключении мира (Парижский мирный договор был подписан в марте 1856 года).

В 1856-м Милютина вновь направили на Кавказ, где он занял должность начальника штаба Отдельного Кавказского корпуса (вскоре переформированного в Кавказскую армию), однако уже в 1860 году император назначил его товарищем (заместителем) военного министра. Новый руководитель военного ведомства Николай Сухозанет, видя в Милютине реального конкурента, пытался отстранить своего заместителя от значимых дел, и тогда у Дмитрия Алексеевича даже появлялись мысли о выходе в отставку для занятий исключительно преподавательской и научной деятельностью. Всё изменилось внезапно. Сухозанета отправили в Польшу, а управление министерством возложили на Милютина.


Граф Павел Дмитриевич Киселёв (1788–1872) - генерал от инфантерии, министр государственных имуществ в 1837–1856 годах, дядя Д.А. Милютина

Первые же его шаги на новом посту были встречены всеобщим одобрением: число чиновников министерства сократилось на тысячу человек, а количество исходящих бумаг - на 45%.

НА ПУТИ К НОВОЙ АРМИИ

15 января 1862 года (менее чем через два месяца после вступления в высокую должность) Милютин представил Александру II всеподданнейший доклад, который, по сути, являлся программой широких преобразований в русской армии. Доклад содержал 10 пунктов: численность войск, их комплектование, штаты и управление, строевая подготовка, личный состав войск, военно-судебная часть, провиантское снабжение, военно-врачебная часть, артиллерия, инженерные части.

Подготовка плана военной реформы потребовала от Милютина не просто напряжения сил (над докладом он работал по 16 часов в сутки), но и изрядной смелости. Министр покусился пусть на архаичную и немало скомпрометировавшую себя в Крымской войне, но всё же легендарную, овеянную героическими преданиями сословно-патриархальную армию, помнившую как «времена очаковские», так и Бородино и капитуляцию Парижа. Однако Милютин решился на этот рискованный шаг. А вернее, на целый ряд шагов, поскольку масштабная реформа вооружённых сил России под его руководством продолжалась без малого 14 лет.


Обучение рекрутов в николаевское время. Рисунок А. Васильева из книги Н. Шильдера «Император Николай I. Его жизнь и царствование»

Прежде всего он исходил из принципа наибольшего сокращения численности армии в мирное время при возможности максимального её увеличения в случае войны. Милютин прекрасно понимал, что немедленно изменить систему набора ему никто не позволит, а потому предложил довести число ежегодно набираемых рекрутов до 125 тыс. при условии увольнения солдат «в отпуск» на седьмом-восьмом году службы. В результате за семь лет численность армии снизилась на 450–500 тыс. человек, но зато образовался резерв обученного запаса в 750 тыс. человек. Нетрудно заметить, что формально это было не сокращение сроков службы, а всего лишь предоставление солдатам временного «отпуска» - обман, так сказать, для пользы дела.

ЮНКЕРА И ВОЕННЫЕ ОКРУГА

Не менее острым оказался вопрос подготовки офицерских кадров. Ещё в 1840 году Милютин писал:

«Наши офицеры образуются совершенно как попугаи. До производства их они содержатся в клетке, и беспрестанно толкуют им: «Попка, налево кругом!», и попка повторяет: «Налево кругом». Когда попка достигает до того, что твердо заучит все эти слова и притом будет уметь держаться на одной лапке… ему надевают эполеты, отворяют клетку, и он вылетает из нее с радостью, с ненавистью к своей клетке и прежним своим наставникам».

В середине 1860-х военно-учебные заведения по требованию Милютина передали в подчинение Военному министерству. Кадетские корпуса, переименованные в военные гимназии, стали средними специальными учебными заведениями. Их выпускники поступали в военные училища, подготавливавшие ежегодно около 600 офицеров. Этого оказалось явно недостаточно для пополнения командного состава армии, и было принято решение о создании юнкерских училищ, при поступлении в которые требовались знания в объёме примерно четырёх классов обычной гимназии. Такие училища выпускали ещё порядка 1500 офицеров в год. Высшее же военное образование было представлено Артиллерийской, Инженерной и Военно-юридической академиями, а также Академией Генерального штаба (ранее Императорская военная академия).

На основании нового устава о строевой пехотной службе, изданного в середине 1860-х, изменилось и обучение солдат. Милютин возродил суворовский принцип - уделять внимание лишь тому, что действительно необходимо рядовым для несения службы: физической и строевой подготовке, стрельбе и тактическим хитростям. В целях распространения грамотности среди рядового состава организовывались солдатские школы, создавались полковые и ротные библиотеки, появились и специальные периодические издания - «Солдатская беседа» и «Чтение для солдат».

Разговоры о необходимости перевооружения пехоты велись ещё с конца 1850-х. Поначалу речь шла о переделывании старых ружей на новый лад, и только через 10 лет, в конце 1860-х, было принято решение отдать предпочтение винтовке системы Бердана № 2.

Чуть раньше, по «Положению» 1864 года, Россию поделили на 15 военных округов. Управления округов (артиллерийское, инженерное, интендантское и медицинское) подчинялись, с одной стороны, начальнику округа, а с другой - соответствующим главным управлениям Военного министерства. Эта система устраняла излишнюю централизацию управления войсками, обеспечивала оперативное руководство на местах и возможность быстрой мобилизации вооружённых сил.

Следующим насущным шагом в деле реорганизации армии должно было стать введение всеобщей воинской повинности, а также усиленная подготовка офицерских кадров и повышение расходов на материальное обеспечение армии.

Однако после выстрела Дмитрия Каракозова в монарха 4 апреля 1866 года позиции консерваторов заметно укрепились. Впрочем, дело было не только в покушении на царя. Надо иметь в виду, что каждое решение о реорганизации вооружённых сил требовало целого ряда нововведений. Так, создание военных округов повлекло за собой «Положение об учреждении интендантских складов», «Положение об управлении местными войсками», «Положение об организации крепостной артиллерии», «Положение об управлении генерал-инспектора кавалерии», «Положение об организации артиллерийских парков» и т.п. И каждое такое изменение неотвратимо обостряло борьбу министра-реформатора с его противниками.

ВОЕННЫЕ МИНИСТРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ


А.А. Аракчеев


М.Б. Барклай-де-Толли

С момента создания Военного министерства Российской империи в 1802 году и вплоть до свержения самодержавия в феврале 1917 года этим ведомством руководили 19 человек, в том числе такие заметные деятели, как Алексей Аракчеев, Михаил Барклай-де-Толли и Дмитрий Милютин.

Последний дольше всех занимал пост министра - целых 20 лет, с 1861 по 1881 год. Меньше всех - с 3 января по 1 марта 1917 года - в этой должности пребывал последний военный министр царской России Михаил Беляев.


Д.А. Милютин


М.А. Беляев

БИТВА ЗА ВСЕОБЩУЮ ВОИНСКУЮ ПОВИННОСТЬ

Неудивительно, что с конца 1866 года самым популярным и обсуждаемым стал слух об отставке Милютина. Его обвиняли в разрушении армии, славной своими победами, в демократизации её порядков, что вело к падению авторитета офицеров и к анархии, и в колоссальных расходах на военное ведомство. Следует отметить, что бюджет министерства действительно только в 1863 году был превышен на 35,5 млн рублей. Однако противники Милютина предлагали урезать суммы, отпускаемые военному ведомству, настолько, что потребовалось бы сократить вооружённые силы наполовину, вообще прекратив рекрутские наборы. В ответ министр представил расчёты, из которых следовало, что Франция тратит на каждого солдата 183 рубля в год, Пруссия - 80, а Россия - 75 рублей. Иными словами, русская армия оказывалась самой дешёвой из всех армий великих держав.

Важнейшие для Милютина баталии развернулись в конце 1872 - начале 1873 года, когда проходило обсуждение проекта Устава о всеобщей воинской повинности. Во главе противников этого венца военных реформ встали фельдмаршалы Александр Барятинский и Фёдор Берг, министр народного просвещения, а с 1882 года министр внутренних дел Дмитрий Толстой, великие князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич Старший, генералы Ростислав Фадеев и Михаил Черняев и шеф жандармов Пётр Шувалов. А за спиной у них маячила фигура посла в Петербурге недавно созданной Германской империи Генриха Рейсса, получавшего инструкции лично от канцлера Отто фон Бисмарка. Антагонисты реформ, добившись разрешения знакомиться с бумагами Военного министерства, регулярно составляли записки, полные лжи, которые немедленно появлялись в газетах.


Всесословная воинская повинность. Евреи в одном из воинских присутствий на западе России. Гравюра А. Зубчанинова с рисунка Г. Бролинга

Император в этих сражениях занимал выжидательную позицию, не решаясь принять ни одну из сторон. Он то учреждал комиссию для изыскания путей уменьшения военных расходов под председательством Барятинского и поддерживал идею замены военных округов 14 армиями, то склонялся в пользу Милютина, доказывавшего, что надо или отменить всё, что было сделано в армии в 1860-х годах, или твёрдо идти до конца. Морской министр Николай Краббе рассказывал, как проходило обсуждение вопроса о всеобщей воинской повинности в Государственном совете:

«Сегодня Дмитрий Алексеевич был неузнаваем. Он не ожидал нападений, а сам бросался на противника, да так, что вчуже было жутко… Зубами в глотку и через хребет. Совсем лев. Наши старички разъехались перепуганные».

В ХОДЕ ВОЕННЫХ РЕФОРМ УДАЛОСЬ СОЗДАТЬ СТРОЙНУЮ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ АРМИЕЙ И ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА, установить новый принцип её комплектования, перевооружить пехоту и артиллерию

Наконец 1 января 1874 года Устав о всесословной воинской повинности был утверждён, а в высочайшем рескрипте на имя военного министра сказано:

«Тяжелыми трудами вашими в этом деле и просвещенным на него взглядом вы оказали государству услугу, которую я ставлю себе в особое удовольствие засвидетельствовать и за которую выражаю вам мою душевную признательность».

Таким образом, в ходе военных реформ удалось создать стройную систему управления армией и подготовки офицерского корпуса, установить новый принцип её комплектования, во многом возродить суворовские методы тактического обучения солдат и офицеров, повысить их культурный уровень, перевооружить пехоту и артиллерию.
ИСПЫТАНИЕ ВОЙНОЙ

Русско-турецкую войну 1877–1878 годов Милютин и его антагонисты встречали с совершенно противоположными чувствами. Министр волновался, поскольку реформа армии только набирала обороты и ещё многое предстояло сделать. А его оппоненты надеялись, что война вскроет несостоятельность реформы и заставит монарха прислушаться к их словам.

В целом события на Балканах подтвердили правоту Милютина: армия с честью выдержала испытание войной. Для самого же министра подлинной проверкой на прочность стала осада Плевны, а точнее, то, что произошло после третьего неудачного штурма крепости 30 августа 1877 года. Главнокомандующий Дунайской армией великий князь Николай Николаевич Старший, потрясённый неудачей, решил снять осаду с Плевны - ключевого пункта турецкой обороны в Северной Болгарии - и отвести войска за Дунай.


Представление пленного Осман-паши Александру II в Плевне. Худ. Н. Дмитриев-Оренбургский. 1887. Среди высших военных чинов России изображён министр Д.А. Милютин (крайний справа)

Милютин возражал против такого шага, объясняя, что к русской армии вскоре должно подойти подкрепление, да и положение турок в Плевне далеко не блестящее. Но на его возражения великий князь раздражённо ответил:

«Если считаете возможным, то и принимайте командование на себя, а я прошу меня уволить».

Трудно сказать, как развивались бы события дальше, если бы на театре военных действий не присутствовал Александр II. Он прислушался к доводам министра, и после осады, организованной героем Севастополя генералом Эдуардом Тотлебеном, 28 ноября 1877 года Плевна пала. Обращаясь к свите, государь тогда объявил:

«Знайте, господа, что сегодняшним днем и тем, что мы здесь, мы обязаны Дмитрию Алексеевичу: он один на военном совете после 30 августа настаивал на том, чтобы не отступать от Плевны».

Военного министра наградили орденом Святого Георгия II степени, что было случаем исключительным, поскольку тот не имел ни III, ни IV степени этого ордена. Милютина возвели в графское достоинство, но самое главное заключалось в том, что после трагического для России Берлинского конгресса он стал не просто одним из самых близких царю министров, но и фактическим главой внешнеполитического ведомства. Товарищ (заместитель) министра иностранных дел Николай Гирс отныне согласовывал с ним все принципиальные вопросы. Давний недруг нашего героя Бисмарк писал императору Германии Вильгельму I:

«Министр, который теперь имеет решающее влияние на Александра II, - это Милютин».

Император Германии даже попросил российского собрата убрать Милютина с поста военного министра. Александр ответил, что с удовольствием выполнит просьбу, но при этом назначит Дмитрия Алексеевича на должность главы МИДа. Берлин поспешил отказаться от своего предложения. В конце 1879 года Милютин принял деятельное участие в переговорах по поводу заключения «Союза трёх императоров» (Россия, Австро-Венгрия, Германия). Военный министр ратовал за активную политику Российской империи в Средней Азии, советовал переключиться с поддержки Александра Баттенберга в Болгарии, отдав предпочтение черногорцу Божидару Петровичу.


ЗАХАРОВА Л.Г. Дмитрий Алексеевич Милютин, его время и его мемуары // Милютин Д.А. Воспоминания. 1816–1843. М., 1997.
***
ПЕТЕЛИН В.В. Жизнь графа Дмитрия Милютина. М., 2011.

ПОСЛЕ РЕФОРМ

При этом в 1879 году Милютин смело утверждал: «Нельзя не признать, что все наше государственное устройство требует коренной реформы снизу доверху». Он решительно поддержал действия Михаила Лорис-Меликова (кстати, кандидатуру генерала на пост всероссийского диктатора предложил именно Милютин), предусматривавшие понижение выкупных платежей крестьян, упразднение Третьего отделения, расширение компетенции земств и городских дум, учреждение общего представительства в высших органах власти. Однако время реформ заканчивалось. 8 марта 1881 года, через неделю после убийства народовольцами императора, Милютин дал последний бой консерваторам, выступавшим против одобренного Александром II «конституционного» проекта Лорис-Меликова. И бой этот проиграл: по мнению Александра III, страна нуждалась не в реформах, а в успокоении…

«НЕЛЬЗЯ НЕ ПРИЗНАТЬ, что всё наше государственное устройство требует коренной реформы снизу доверху»

21 мая того же года Милютин вышел в отставку, отклонив предложение нового монарха стать наместником на Кавказе. В его дневнике появилась тогда такая запись:

«При настоящем ходе дел, при нынешних деятелях в высшем правительстве мое положение в Петербурге даже в качестве простого, безответного свидетеля было бы невыносимо и унизительно».

При выходе в отставку Дмитрий Алексеевич получил в дар портреты Александра II и Александра III, осыпанные бриллиантами, а в 1904 году - такие же портреты Николая I и Николая II. Милютин был награждён всеми российскими орденами, и в том числе бриллиантовыми знаками ордена Андрея Первозванного, а в 1898 году в ходе торжеств в честь открытия в Москве памятника Александру II его произвели в генерал-фельдмаршалы. Проживая в Крыму, в симеизском имении, он оставался верен давнему девизу:

«Вовсе не надо отдыхать, ничего не делая. Нужно только менять работу, и этого довольно».

В Симеизе Дмитрий Алексеевич упорядочил дневниковые записи, которые вёл с 1873 по 1899 год, написал замечательные многотомные воспоминания. Внимательно следил он и за ходом Русско-японской войны, и за событиями Первой русской революции.

Жил он долго. Судьба будто бы вознаграждала его за то, что недодала его братьям, ведь Алексей Алексеевич Милютин ушёл из жизни 10 лет от роду, Владимир - в 29, Николай - в 53 года, Борис - в 55 лет. Дмитрий Алексеевич умер в Крыму на 96-м году жизни, через три дня после смерти своей супруги. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с братом Николаем. В советские годы место погребения последнего фельдмаршала империи было утрачено…

Почти всё своё состояние Дмитрий Милютин оставил армии, богатую библиотеку передал родной Военной академии, а имение в Крыму завещал Российскому Красному Кресту.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Уже во времена Петра I в русской армии было два генерал-фельдмаршала (Ф. А. Головин и де Круа , затем Ф. А. Головин и Б. П. Шереметев , затем Б. П. Шереметев и А. Д. Меншиков , в 1724 году к попавшему в опалу А. Д. Меншикову был назначен второй генерал-фельдмаршал А. И. Репнин) .

При Петре I существовал также чин генерал-фельдмаршал-лейтенант (то есть заместитель генерал-фельдмаршала, выше генерал-аншефа), оно было присвоено только двум принятым на русскую службу иностранцам: Георгу Бенедикту Огильви ( , с на саксонской службе) и Генриху Гольцу ( , в уволен со службы), впоследствии не присваивалось.

Нередко чин присваивался в виде почётной награды иностранным военачальникам, не служившим в русской армии. Среди них такие известные военачальники, как герцог Веллингтон , австрийский фельдмаршал Иоганн Йозеф Радецкий и прусский генерал-фельдмаршал Хельмут фон Мольтке Старший , а также несколько монархов и членов их семей (в Александр II пожаловал фельдмаршальские жезлы четверым Гогенцоллернам).

Из всех российских императоров лишь при Иоанне Антоновиче и при Александре III (Миротворце) фельдмаршальских чинов не присваивалось. По некоторым данным, Александр II сам неофициально носил фельдмаршальские знаки различия (без формального распоряжения о присвоении самому себе такого чина) .

К моменту отмены Табели о рангах в 1917 году в живых был только один русский генерал-фельдмаршал - Никола Петрович Негош (Николай I, король Черногории). Последний генерал-фельдмаршал русской службы Дмитрий Алексеевич Милютин умер в 1912 году .

Список российских генерал-фельдмаршалов

Список российских генерал-фельдмаршалов , возможно представлены не все имевшие данный чин:

Курьёзы

Напишите отзыв о статье "Генерал-фельдмаршал (Россия)"

Примечания

Литература

  • Бантыш-Каменский, Д. Н. . - М .: Культура , 1991.
  • Егоршин В. А. Фельдмаршалы и маршалы. - М .: «Патриот», 2000.

Отрывок, характеризующий Генерал-фельдмаршал (Россия)

– Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас.
Борис еще раз учтиво поклонился.
– Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас.
– Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер.
– Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном.
– Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него.
– Вы живете с матушкой?
– Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство.
– Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.
– Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n"ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s"est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu"on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
– Mais tres brave homme, mon prince, [Но добрый человек, князь,] – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика. – Что говорят доктора? – спросила княгиня, помолчав немного и опять выражая большую печаль на своем исплаканном лице.
– Мало надежды, – сказал князь.
– А мне так хотелось еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния и мне и Боре. C"est son filleuil, [Это его крестник,] – прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия.
Князь Василий задумался и поморщился. Анна Михайловна поняла, что он боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухого. Она поспешила успокоить его.
– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.
– Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?]
– Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо.
– Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь.
– Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
– Могу я видеть графа? – повторил Пьер.
– Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.
Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал:
– Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите.
Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.
На другой день приехал князь Василий и поместился в доме графа. Он призвал к себе Пьера и сказал ему:
– Mon cher, si vous vous conduisez ici, comme a Petersbourg, vous finirez tres mal; c"est tout ce que je vous dis. [Мой милый, если вы будете вести себя здесь, как в Петербурге, вы кончите очень дурно; больше мне нечего вам сказать.] Граф очень, очень болен: тебе совсем не надо его видеть.
С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате.
В то время как Борис вошел к нему, Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой, и строго взглядывая сверх очков и затем вновь начиная свою прогулку, проговаривая неясные слова, пожимая плечами и разводя руками.
– L"Angleterre a vecu, [Англии конец,] – проговорил он, нахмуриваясь и указывая на кого то пальцем. – M. Pitt comme traitre a la nation et au droit des gens est condamiene a… [Питт, как изменник нации и народному праву, приговаривается к…] – Он не успел договорить приговора Питту, воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па де Кале и завоевав Лондон, – как увидал входившего к нему молодого, стройного и красивого офицера. Он остановился. Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся.
– Вы меня помните? – спокойно, с приятной улыбкой сказал Борис. – Я с матушкой приехал к графу, но он, кажется, не совсем здоров.
– Да, кажется, нездоров. Его всё тревожат, – отвечал Пьер, стараясь вспомнить, кто этот молодой человек.
Борис чувствовал, что Пьер не узнает его, но не считал нужным называть себя и, не испытывая ни малейшего смущения, смотрел ему прямо в глаза.
– Граф Ростов просил вас нынче приехать к нему обедать, – сказал он после довольно долгого и неловкого для Пьера молчания.
– А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно.
– Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?

Так называется книга известного эстонского журналиста и кинодокументалиста Эллы АГРАНОВСКОЙ, в которой она рассказала о жизни и судьбе графа Дмитрия МИЛЮТИНА - бывшего военного министра и легендарного реформатора российской армии

Ксения БОРОЗДИНА

Изменить размер текста: A A

Газон на месте погоста

С автором этой книги мы беседовали после ее презентации и демонстрации фильма «Последний генерал-фельдмаршал» в Санкт-Петербурге , которые состоялись в музейном отеле «Особняк военного министра» и Музее А. В. Суворова .

– У книги и фильма одно и то же название. Означает ли это, что фильм, как обычно бывает, был снят по книге?

– Нет, всё происходило одновременно: я писала книгу и в это же время мы с Николаем Шарубиным снимали фильм. Но параллельно развивалась еще одна, самая захватывающая и, считаю, самая важная история.

Три года назад мы снимали фильм «Эстонская миссия русской княгини» – о княгине Елизавете Шаховской. Жена эстляндского губернатора, она возглавила отделение православного братства, трудами которого был основан Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь, открыты приют, школа и лечебница для бедствующего местного населения. Идею создания фильма одобрил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и благословил проведение съёмок в московском Новодевичьем монастыре: там похоронены родители нашей героини – граф Дмитрий Алексеевич и графиня Наталья Михайловна Милютины . Они прожили вместе 69 лет (последние 30 в своем крымском имении Симеиз) и ушли из жизни почти в один день...

Фамильное захоронение Милютиных нашли легко. Читаем имена на надгробиях: мать, брат и сын великого военного реформатора Дмитрия Милютина. Всё! Там, где, по всей вероятности, стояли надгробия, которые нам предстояло запечатлеть в кадре – зеленый газон. Масла в огонь моего отчаяния подлил Шарубин: «Наверное, ты ошиблась, ну, просто перепутала». Я – ошиблась? Это не игровое историческое кино, где сегодня врут напропалую, это документальный фильм, и сценарий написан на основе архивных материалов! Вот, говорю, читай, «Русские ведомости», 2 февраля 1912 года: «Москва с большою торжественностью проводила вчера к месту последнего упокоения одного из самых выдающихся сынов России …». И далее – подробный маршрут следования похоронной процессии от Курского вокзала, куда из Крыма были доставлены гробы, к Новодевичьему монастырю. Вот «Московские ведомости»: «Весь путь шествия был усеян народом» – замечу, в крепчайший мороз ! Вот, наконец, копия фоторепортажа «Похороны генер.-фельдмаршала графа Д. А. Милютина и его супруги графини Н. М. Милютиной» – девять фотографий, снятых в Ялте , Севастополе , на московских улицах и в Новодевичьем монастыре…

Уже состоялась премьера фильма «Эстонская миссия русской княгини», уже вышла на двух языках, русском и эстонском, моя книга «Миссия», а эта чудовищная история не давала покоя. И я стала писать письма в самые высокие инстанции – все они оставались без ответа.


Чуткие люди жесткого времени

– Но надгробия всё же были восстановлены!

– Да, спустя полтора года, к 200-летию Милютина.

– И на презентации вас назвали героиней.

– Это преувеличение.

– После премьеры вы сказали, что готовы ответить на все вопросы и добавили: «Только не спрашивайте, зачем мне это было нужно. Я не знаю». И все стали аплодировать. Вы действительно не знаете?

– Во всяком случае, не знаю, как это сформулировать. Наверное, моим родителям каким-то непостижимым образом удалось взрастить во мне, со школьных лет чуждой общественной деятельности (да и сейчас не чувствую в ней потребности!), обострённое чувство справедливости. То, что память о Дмитрии Алексеевиче Милютине, которому Россия обязана отменой рекрутчины, телесных наказаний в армии и еще очень и очень многим, не увековечена ни в граните, ни в бронзе, более того, сметено надгробие на его могиле – было несправедливо!

И я рассказывала об этой несправедливости всем, кто был готов меня выслушать. И тем, кто не был готов, рассказывала тоже. Догадываюсь, что они думали, сочувственно кивая. В какой-то момент я и сама почувствовала себя наивной идеалисткой, что, безусловно, непозволительно в моем возрасте. И когда шеф-редактор российского исторического журнала «Родина» Игорь Коц предложил опубликовать мой очерк «Последний приют последнего генерал-фельдмаршала», честно говоря, откликнулась на эту идею без энтузиазма: как журналист с многолетним опытом я хорошо знала силу печатного слова, точнее, ее отсутствие в современных условиях. Но очерк всё же написала, и он был опубликован. Дальше уже действовали коллеги: последовал ряд публикаций в «Родине» и «Российской газете». А решилось всё на встрече министра культуры России, председателя Военно-исторического общества Владимира Мединского с журналистами этих изданий...

И оказалось, что я была не права: печатное слово еще что-то значит, даже в современных условиях. И в наше жесткое время есть люди, которые готовы проникнуться благородной идеей. Надгробий в некрополе Новодевичьего монастыря не было бы по сей день, если бы в эту историю не включился Игорь Коц. Фильм получился бы не таким многослойным, если бы в нём не согласились участвовать доктор философских наук Семён Экштут и петербургский историк Елена Жерихина . Визуальный ряд не был бы таким выразительным, если бы мы не снимали в исторических интерьерах бывшей резиденции Милютина, где сейчас располагается музейный отель «Особняк военного министра». И никто не впустил бы нас туда с камерой, если бы генеральный директор Анна Иванова не понимала, что «Особняк военного министра» занимает особое место в сети отелей, которыми она руководит, и не взялась помогать нам с первого съемочного дня до премьеры.

То, что стало историей, было просто жизнью

– А если я бестактно спрошу, что вам дороже – фильм или книга…

– Я отвечу - с книгой ты один на один и волен распоряжаться сюжетом так, как его чувствуешь. А в кино ты ограничен форматом, но главное – у кино свои законы. Мой соавтор, профессиональный режиссер-оператор Николай Шарубин, безжалостной рукой выбрасывал дорогие моему сердцу эпизоды, приговаривая: «Твои деепричастия никому не интересны». Под деепричастиями он, разумеется, понимал не глагольную форму, а сугубо литературный подход. Поэтому получились две совершенно разные вещи. В фильме «Последний генерал-фельдмаршал» сюжет линейный и следует за биографией нашего героя, а в книге история его жизни преломлена сквозь призму эпохи, на которую эта жизнь пришлась. Ведь прожил он - ни много ни мало - 95 лет! Это огромный пласт времени и событий. В книге очень много героев – жена Дмитрия Алексеевича, шестеро их детей, друзья и недруги, соратники и противники Милютина…

– Вы хотите сказать, что этих персонажей в фильме нет?

– Многие персонажи в фильме обозначены. Но, например, личная жизнь многочисленных членов императорской семьи осталась за кадром. В книге же их истории, порой счастливые, но чаще, увы, печальные, рассказаны подробно. Посыл был простой: то, что впоследствии стало большой историей, на самом деле было продиктовано человеческими судьбами, которые переплелись в абсолютно обыденной жизни. И чтобы читателю было легче разобраться во всех сложных служебных и семейных связях, в конце книги помещен указатель имен, который содержит необходимые сведения об упоминаемых в ней персонажах.


Адрес: Лембиту 8-2 (первый подъезд), тел: (+372) 66-88-900, e-mail: info@kp-books. Цена - 20 евро.

Скидка 20% для подписчиков газеты «Комсомольская правда» в Северной Европе » и членов группы «Русская книга в Эстонии » в Facebook.

25 февраля в 15.00 в Девичьей башне, филиале Таллинского городского музея, состоится творческая встреча с кинодокументалистами Эллой Аграновской и Николаем Шарубиным. В программе: фильм «Эстонская миссия русской княгини».

10 марта в 17.00 в таллинском Центре русской культуры – презентация книги и эстонская премьера фильма «Последний генерал-фельдмаршал». Вход свободный.