Вывод чацкий и фамусов. Фамусов и чацкий. Несколько интересных сочинений

/ / / Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Главным конфликтом новаторской комедии Александра Сергеевича Грибоедова стал раскол в дворянской среде. На рубеже двух веков после только что окончившейся Отечественной войны помещикам необходимо было что-то изменить в своей жизни.

Одни же консервативно настроенные слои не хотели перемен, другие, наоборот, желали повысить ценность личности, изменить статус гражданского самосознания. Именно между этими двумя группами и завязалась борьба, которую так ярко и правдиво показал автор в своем произведении. Основными противниками, относящимися к разным лагерям, стали и .

Сам Грибоедов четко обозначал позицию комедии: 25 глупцов и один здравомыслящий молодой человек, под которым он подразумевает, конечно, Александра Андреевича Чацкого.

Но ведь и Фамусова нельзя причислять к категории глупцов. Это было бы неправильно. У двух героев своя правда, разная, но оба они отдают все силы на ее защиту. И у каждого, безусловно, есть ум, вот только его качество имеет отличия.

Ум дворянина, негативно настроенного на преобразования, нацелен только на то, чтобы сохранить прежний уклад, теплое насиженное местечко. А все новое – реальная угроза, этого никак нельзя допустить. Таковы взгляды Павла Афанасьевича Фамусова.

У Александра Андреевича же ум гибок, молодого человека привлекают новые ценности, они ему ближе. Он всей душой и сердцем ратует за достоинство человека, а не оценивание по количеству купюр в кошельке и чину.

Что касается остальных вопросов сравнительной характеристики двух героев, их мнения во всем расходятся. Чацкий выступает за образование, он неплохой писатель и переводчик. Фамусов же, напротив, считает просвещение большим вредом, по мнению помещика, оно таит опасность и не приносит никакой пользы. Куда проще жить в комфорте и постоянных развлечениях.

В отношении службы у героев также нет единения. Чацкий не служит, так как не видит в этом деле для себя пользы. Прислуживаться же не в его натуре. А вот фамусовское общество во главе с помещиком ничего зазорного в том, чтобы прогнуться перед вышестоящими чинами, не видит. Для них это возможность продвижения по службе. А ее ни в коем случае нельзя упускать. Даже шутом быть, как покойный дядя Павла Афанасьевича, не страшно. Посмешить публику и получить за это вес в обществе – плевое дело. Но не так устроен Александр Андреевич. Молодой человек считает такое поведение унижением и ни за что на свете на это не пойдет.

В отношении семьи мнения Фамусова и Чацкого также сильно расходятся. Богатый дворянин придерживается той позиции, что брак возможен и без любви. Главное – это положение в обществе. Кто беден, не подойдет в качестве второй половины для его дочери Софьи. Везде во главу угла ставятся деньги, и семейные отношения не становятся исключением. Богатство и счастье приравниваются в фамусовском обществе.

Но Чацкий не может даже слышать такого мнения. Он выступает за живые истинные чувства. Любовь для молодого человека выше материального достатка, и никакие деньги не смогут ее заменить.

Проведя такую сравнительную характеристику двух главных героев, мы четко видим, насколько подлым и безнравственным выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Дело в том, что время изменений еще не пришло. Чацкого прогоняют из фамусовского общества, окрестив его,с легкой руки Софьи, сумасшедшим. Но все же он победитель, а не проигравший. Москва боится таких людей, их речи страшны, они несут нарушение привычного уклада и комфорта. Правда Чацкого все равно, рано или поздно, одержит победу. Исторические изменения закономерны, и они непременно грядут.

— Вот то-то, все вы гордецы,

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя...

..........................................

По духу времени и вкусу

Он ненавидел слово «раб».

А. С. Грибоедов

Людей, живущих в одно время, называют современниками. Приставка «со-» означа-ет «вместе». Сотрудник, собеседник, соратник, и т. д. Это в грамматике. А в жизни современники далеко не всегда вместе — в комедии «Горе от ума» убедительно пока-зано, что «век нынешний» и «век минувший» могут сойтись в одно время, в одном доме и объявить один другому беспощадную войну.

Представим себе московский барский особняк 20-х годов XIX века. Как свежий ветер, врывается в его затхлую атмосферу пылкий, влюбленный в дочь хозяина моло-дой человек — Александр Андреич Чацкий. С этим домом связаны его детские воспо-минания (здесь он воспитывался), здесь живет любимая им и, как он полагает, любя-щая его девушка. Он предчувствует счастливые минуты встречи, нового узнавания дорогих ему людей. Но, увы, «мильон терзаний» ожидает его здесь, и связаны эти терзания не только с крушением любви, но и с идейным противостоянием: на одном полюсе он, Чацкий, — «умница», «карбонари», который «властей не признает», «воль-ность хочет проповедать», а на другом — хозяин дома, Фамусов, московский туз, го-нитель всего нового, прогрессивного.

Чтобы понять, чем вызван их конфликт и в чем его суть, познакомимся поближе с хозяином дома и его неожиданным гостем, ставшим причиной переполоха и разру-шившим мир притворного спокойствия и благополучия.

Фамусов обрисован в комедии очень подробно. Это типичный барин-крепостник, рьяно защищающий старый уклад жизни и дворянские традиции прошлого: он счи-тает незыблемым крепостное право, не видит в слугах людей (называет их Петрушка-ми, Фильками, Гришками; рассердившись грозит: «В работу вас, на поселенье вас!»); идеал человека для него шут и ничтожество Максим Петрович; работа — надоевшее бремя, а поэтому его «обычай», как он сам признается, такой: «подписано — так с плеч долой». Фамусов — враг просвещения, в котором он видит «зло»; его мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Ему кажется справедливым, что «по отцу и сыну честь», а сам по себе человек ничего не значит: «будь плохонький, а если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». Самые опасные враги для Фамусова — это передовые люди, чьи взгляды он считает разрушительными, опасными для его благо-получия и спокойствия. Таких людей он ненавидит и боится: ведь они стремятся слу-жить «делу, а не лицам», не хотят жить, «на старших глядя». Вот почему приезд Чацкого — для него катастрофа. Если вначале Павел Афанасьевич, притворяясь доб-родушным наставником, ворчит и поучает, то вскоре, выведенный из себя вольнодум-ными речами Чацкого с возмущением нападает на него. По его мнению, надо запре-тить таким господам, как его гость, «на выстрел подъезжать к столицам».

Причины беспокойства Фамусова ясны: Чацкий уже не тот благонравный юно-ша, который покинул этот дом три года назад. Теперь это зрелый человек с твердыми убеждениями, его речи направлены против того строя и тех порядков, которые явля-ются основой благополучия фамусовского общества. Прежде всего он выступает как противник крепостного права, гневно обличает неправый суд, его возмущают служба лицам, а не делу, чинопочитание и угодничество, рабская мораль. Он не понимает, как можно не сметь «свое суждение иметь», пресмыкаться перед власть имущими, с пренебрежением относиться к национальной культуре, языку.

Естественно, что убеждения Фамусова и Чацкого непримиримы. Ведь причина их конфликта не личная антипатия, не взаимные обиды или недовольство — они антаго-нисты по своим общественно-политическим взглядам, и каждый выступает от имени своих единомышленников. Лагерь Фамусова многочислен и многолик, Чацкий же на сцене один, но упоминаются люди, разделяющие его взгляды, и у фамусовского об-щества нет оснований торжествовать: его победа, как и поражение Чацкого, кажущи-еся. Очень точно сказал об этом в статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «Чац-кий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Материал с сайта

Действительно, если Чацкий покидает дом Фамусова, не изменив ни на йоту сво-их убеждений, ни в чем не отступив и ничего не уступив своим противникам, то Фа-мусов и его сторонники утратили былую самоуверенность, почва под их ногами ко-леблется. «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» — этим трагикомическим восклицанием Фамусова заканчивается комедия. Так автор подчеркивает, что у «века минувшего» нет перспектив, его время безвозвратно ушло, изжив себя. «Что станет говорить кто бы то ни было — разве в этом дело?! Важно другое: противостояние Фамусова и Чацкого — знамение времени. Не могут и никогда не смогут современни-ки-антиподы договориться: ведь нельзя остановить прогресс. «Чацкий начинает но-вый век — и в этом все его значение и весь ум», — подчеркивает И. А. Гончаров. Многочисленным Фамусовым пришлось отступить: законы истории неумолимы, и гениальный автор «Горя от ума» пророчески предсказал, как разрешится показанный им конфликт: старому миру нанесен удар, от которого он уже не оправится. Новое обязательно победит.

В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию ""Горе от ума"", которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен - конфликт между "веком нынешним" и "веком минувшим".

Одним из самых ярких представителей "века минувшего" является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов - старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: "Забрать все книги бы да сжечь". Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.

Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего - это то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" Фамусов заполняет свою неделю посещениями "нужных" людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью "расшаркиваний" перед императрицей и жертв собственным достоинством. "Как тот и славился, чья чаще гнулась шея", - говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: "Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара". Далее он добавляет: "Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених".

Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него - возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически ("подписано, так с плеч долой"). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб множество не накоплялось их". Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.

Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один - полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.

Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела. Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, подитка послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова "помолчать" игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт "отцов" и "детей", а "века минувшего" и "века нынешнего". Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.

/ / / Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

На страницах своей знаменитой комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов отразил наметившийся раскол в среде дворянского сословия. Пьеса отражает тот временной отрезок, когда один век сменял другой, только что закончилась Отечественная война. Помещикам необходимо было переоценить все, что было до этого, и поменять взгляд на уклад, обычаи, привычки.

Закоренелым дворянам с консервативными устоями это положение дел пришлось совсем не по душе, но были еще и молодые дворяне, которые мечтали о новой жизни, об утверждении ценности человеческой личности. Они то жаждали этих самых перемен. Именно эту борьбу между «веком нынешним» и «веком минувшим» показывает автор на страницах пьесы. А главными противниками становятся и , как два представителя разных лагерей.

Эти два героя не могут найти точек соприкосновения ни в одном из вопросов. На все у них разное мнение. Александр Андреевич считает важным просвещение и образование, он занимается литературной деятельностью, обладает красноречием, что помогает ему славно и писать, и переводить. Что касается Фамусова, то помещик против учености, считает ее ненужной и вредной. Павел Афанасьевич опасается таких людей, как Чацкий. Именно он и ему подобные способны лишить фамусовское общество возможности и дальше проводить время в пирах и забавах.

Спор Чацкого и Фамусова относится и к вопросу службы. Молодой человек не видит пользы в той службе, которая предполагает получение чинов не за заслуги, а за прислуживание и толстый кошелек. Главный же представитель дворянского общества, Фамусов, считает, что в прислуживании нет ничего страшного. Это просто возможность добиться продвижения и получить новое звание. Быть шутом и за это получить уважение императрицы, как дядя Фамусова, Максим Петрович – вот что достойно уважения. Чацкий же считает, что нужно служить делу, защищать родину, а не прислуживаться в угоду отдельным личностям.

Интересно отношение двух героев к семье. Павел Афанасьевич приверженней того, что семью можно создать и без любви. А для дочери он подыскивает подходящую пару, причем те, у кого нет достаточного состояния, ей совершенно не подходят. Для людей из окружения Фамусова счастье заключается в деньгах. Этот принцип ставится во главу угла и в семейных отношениях.

Но Чацкий не разделяет этой позиции, для него на первом месте живые истинные чувства. Любовь для молодого человека стоит выше всякого богатства. Он возвращается из трехгодичного странствования по свету, мечтая увидеть Софью, девушку к которой он относился с нежностью и трепетом. Но она очень изменилась. Да и его место уже не вакантно. Его занял спокойный и угодливый . Даже в личной жизни Чацкого ждет разочарование. Хотя, мы это прекрасно понимаем, Фамусов бы никогда не дал согласия на такой брак своей дочери.

Итак, расхождение взглядов двух героев по поводу основных вопросов и приводит к тому, что между ними разгорается конфликт. Это спор двух разных миров, которым никогда не понять друг друга.

Цель урока: понять, как автор изображает протест передовых людей первой половины 19 века против реакционных политических и духовных устоев самодержавно-крепостнического строя; воспитывать непримиримое отношение к косности, несправедливости, лицемерию, подлости. На данном уроке используются технологии дифференцированного, проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема: Чацкий и Фамусов – два мира или два взгляда? (По комедии А.С.

Грибоедова «Горе от ума».)

Цель: Анализируя текст II действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»,

Против реакционных политических и духовных устоев помещичьего

Общества; использовать в воспитательных целях гневное,

Непримиримое отношение писателя к косности, несправедливости,

Лицемерию, подлости.

Ход урока:

I.Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

(Звучит музыка. «Вальс» Р. Баршай.)

«Миры летят, года летят», - сказал известный русский поэт начала XX века А.А. Блок. На смену одним общественным формациям приходят другие, изменяются люди, условия жизни. Но есть ценности, на которые власть времени не распространяется. Они вечны, бессмертны. Примером может служить комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Тема нашего сегодняшнего урока: «Чацкий и Фамусов – два мира или два взгляда? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)». Цель урока: понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым; выяснить, с чем же приходится бороться передовому человеку в фамусовском обществе.

III. Индивидуальное сообщение учащегося.

Историческая справка.

Давайте посмотрим, каково же историческое содержание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

IV. Работа по новому материалу.

1. Проследим, как отразились особенности этой эпохи в комедии «Горе от ума». Обратимся ко II явлению II действия.

Что явилось поводом для словесного поединка между Чацким и Фамусовым?

(Вопрос Чацкого о Софье, т. е. вопрос личного харакера.)

2. Я предлагаю вам вопросы, разные по степени сложности, а вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. (Предлагается дифференцированное задание.)

«4» О чем спорят Чацкий с Фамусовым?

«5» Какова общественная и нравственная позиция обоих в этом споре?

(Спор Чацкого с Фамусовым, превратившийся в настоящий поединок «века нынешнего» с «веком минувшим», начался из-за Софьи: Чацкий спрашивает о ее здоровье – Фамусов раздражается, так как Чацкий, по его мнению, не может быть подходящим женихом для Софьи. С большим мастерством переводит Грибоедов разговор на общественные вопросы. На слова Чацкого: «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?» - Фамусов отвечает предложением «не блажить», не управлять оплошно имением, а главное – идти на службу, на что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий возмущен требованиями Фамусова, он и ради любви не способен поступиться убеждениями.

Мотивы гражданского долга, службы широко развертываются дальше в двух монологах: Фамусова и Чацкого, которые высказывают резко противоположные мнения. Фамусов – поклонник старых порядков службы, получения мест и чинов, Чацкий – выразитель взгляда на службу как на выполнение гражданского долга человека. Он выступает против лицемерия, шутовства, подхалимства, раболепства.)

3. Делаем вывод. Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым?

(Чацкий не разделяет взглядов Фамусова на службу, он противопоставляет «веку минувшему» «век нынешний». Чацкий по-иному смотрит на общество и на роль человека в нем.)

4. Как относятся к Чацкому Фамусов и ему подобные?

(Для Фамусова Чацкий – «карбонари», «опасный человек»; все осуждают Чацкого.)

5. Работа над монологом Чацкого «А судьи кто?»

Давайте посмотрим, а кто же эти судьи? Чтобы выяснить это, прослушаем монолог Чацкого «А судьи кто?» Но прежде обратите внимание на слова и выражения, которые встретятся в тексте и могут быть вам непонятны.

Словарная работа

Времен Очаковских и покоренья Крыма – то есть с давних времен. Взятие русскими войсками турецкой крепости Очаков и присоединение Крыма к России относится к 1783 году (≈ за 40 лет до написания комедии).

Нестор – имя греческого полководца (из поэмы Гомера «Илиада»). В нарицательном смысле имя Нестор стало обозначать предводителя, главаря.

Должник. – В грибоедовское время это слово обозначало не только того, кто должен деньги, но и того, кто одолжил их (кредитора).

Прослушав монолог, вам нужно будет ответить на вопросы:

«4» Что вы узнали о представителях фамусовского общества из данного монолога?

«5» Каков характер монолога? (Обличительный.)

Прослушивается монолог в грамзаписи в исполнении актера Царева М. Затем выслушиваются ответы учащихся на поставленные вопросы. Далее прелагаются вопросы для всех.

1) Имеют ли эти люди моральное право осуждать Чацкого?

2) Какого же человека противопоставляет Чацкий этому обществу?

3) Как отнесется фамусовское общество к такому человеку? Почему?

4) С каким чувством Чацкий произносит монолог? В каких строчках это наиболее всего проявляется?

5) Могут ли эти люди жить в мире и согласии?

(Чацкий в своем монологе негодует на то, что судьями в обществе, образцами для подражания признаны те, кто ненавидит свободу, черпает суждения «из забытых газет», кто укрывает расшитым мундиром свое слабодушие и нищету рассудка.

Чацкий осуждает в московском обществе отсутствие движения, развития, прогресса. Он говорит о тех, кто критикует новые порядки, новые мысли.

Гневно обличает Чацкий неправый суд, который защищает «грабительством богатых» людей, имеющих влиятельных друзей и родственников.

Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве» (безделье), распоряжаются жизнью своих крепостных. Они выменивают честных и преданных слуг на борзых собак или продают их на аукционе.

Монолог носит обличительный характер. Чацкий отказывает всем, кого Фамусов считает идеалом, в порядочности, честности, говорит об их косности (отсталости), ничтожестве, безнравственности. В этом ионологе Чацкий обличает крепостное право, бесчеловечное обращение дворян с крепостными, неправый суд и суде, которые защищают «грабительством богатых».)

V. Словарная работа.

Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор. (Из словаря С.И. Ожегова.)

VI. Закрепление.

Учитывая то, что вы уже знаете о Чацком и Фамусове, сопоставьте их жизненные позиции. Свои мысли подкрепляйте текстом.

На доске записан следующий план.

1. Отношение к крепостному праву.

2. Взгляды на службу, просвещение.

3. Образ жизни.

4. Идеал человека.

VII. Обобщение.

1. Вернемся к вопросу: «Чацкий и Фамусов – два разных мира или два взгляда»?

2. Как А.С. Грибоедов изображает протест передовых людей XIX века против реакционных политических и духовных устоев помещичьего общества?

3. Какие черты характера и взгляды вы хотели бы позаимствовать у Чацкого?

VIII. Домашнее задание.

Сегодня вы пронаблюдали начало конфликта между Чацким и Фамусовым, впереди герою предстоит еще не одно серьезное столкновение с Фамуовым и ему подобными. И кто же выйдет победителем в этой ситуации, вы узнаете, прочитав III и IV действия.

«3» Подготовить ответ на вопрос: «Как вы представляете гостей Фамусова?. Опишите (устно) облик одного из них».

«4» Подобрать цитатные характеристики Молчалина, сделать вывод.

«5» Проанализировать монолог Чацкого «В той комнате незначущая встреча…».

IX. Итог урока.