Замечательная музыкальная декада – семидесятые – начинается с весьма прискорбного события: распадается группа, и по настоящее время являющаяся, наверное, самой популярной, - легендарные The Beatles . Как поется в одной из последних синглов команды – Let It Be , будь что будет, тем более что ни один из участников ливерпульской четверки не ушел из музыки, а продолжил заниматься ею. Сделав себе имя, будучи «битлами», Пол Маккартни, Джон Леннон, Ринго Старр и Джордж Харрисон выпустили по сольному синглу в этот год - May Be I Amazed, Instant Karma, Sentimental Journey и My Sweet Lord, которые получили известную популярность в чартах.
Великобритания, конечно, является главной кузницей рок-групп для всей планеты: новые песни выпускают и Rare Bird (Sympathy), и Deep Purple (Child In Time), и Led Zeppelin (Whole Lotta Love), и The Kinks (Lola), и Black Sabbath (Paranoid). Нельзя не упомянуть и такие рок-хиты, как In The Summertime группы Mungo Jerry , Cry Me a River Джо Кокера (Joe Cocker ), Ride A White Swan глэм-рокеров T. Rex , и, конечно, Witches Promise группы Jethro Tull . Каждому знакома такая песня, как Yellow River группы Christie . Певец Кэт Стивенс (Cat Stevens ) выпускает свой сингл Lady D"Arbanville – интересное смешение фолка и рока.
По сравнению с этой британской волной кажется, что в других странах совсем не было рок-синглов, но это, конечно, не так. В Нидерландах выходит знаменитая Venus группы Shocking Blue , в Америке - знаменитая Black Magic Woman Карлоса Сантаны и Sweet Caroline Элвиса Пресли (Elvis Prelsey ) (настоящим автором композиции является Нил Даймонд (Neil Diamond )). В Канаде же одной из самых популярных песен того года стала American Woman группы The Guess Who .
Американские же исполнители целиком и полностью занимают нишу, предназначенную для популярной музыки: тут и Close To You дуэта Carpenters , I Think I Love You главного кумира подростков семидесятых Дэвида Кэссиди (David Cassidy ), Candida Тони Орландо (Tony Orlando ) и группы Dawn . Конечно, как не упомянуть афроамериканскую музыку: соул, фанк и ритм-энд-блюз, представленные песнями The Tears Of A Clown группы Smokey Robinson & The Miracles , Sexmachine Джеймса Брауна (James Brown ) и ABC группы Jackson 5 . Фолк представлен главной звездой этого жанра – Джуди Коллинз (Judy Collins ) с песней Amazing Grace.
В Великобритании популярны такие песни, как I Who Have Nothing Тома Джонса (Tom Jones ) и Lonely Days трио Bee Gees , в Голландии - Little Green Bag команды Джорджа Бэйкера (George Baker ) George Baker Selection , а во Франции - Pardonne-moi Ce Caprice D"enfant Мирей Матье (Mireille Mathieu ). Песня «От зари до зари» румынского певца Дана Спэтару (Dan Spataru ) становится популярной во многих странах Восточной Европы и, конечно, в СССР.
В Советском Союзе в 1970 году главными хитами становятся «Мы за ценой не постоим» Нины Ургант , исполненная актрисой в фильме «Белорусский вокзал», «Зима» Эдуарда Хиля и «Синий лен» Ларисы Мондрус .
В статьях о российской рок-музыке общим местом являются слова о логоцентричности данного направления. Вначале было слово, которым сокрушали города и останавливали реки. Многие меломаны брезгливо относятся к русской рок-музыке как к подвальной, вторичной и эпигонской. Данные сентенции сложно назвать безосновательными, однако высокопарные рассуждения на этот счет суть вкусовщина.
В конце 80-х в ходу отечественной рок-прессы было полузабытое выражение «бард-рок». В смысле, что барды взяли в руки электрогитары и запели своё КСП, цитируя мелодические стандарты западных кумиров. Отчасти это утверждение верно, потому что семантика русской рок-словесности во многом коренилась в традициях советской авторской песни. К слову, несмотря на то, что к бардам сегодня относятся, как правило, с усмешкой, но напомним, что Высоцкий, Визбор и Галич тоже относились к этому направлению. Зачастую ироничный взгляд на авторскую песню мотивируется тем, что существенная часть современных бардов застряла внутри своего микромира, вследствие чего тексты их песен стали ничем иным, как перебором различных клише, кочующих из текста в текст.
С другой стороны, такое утверждение вполне применимо к любому стилю – нескольких действительно талантливых авторов всегда будет окружать значительное количество посредственностей. Проблемы авторской песни состоят в том, что это изначально маргинальный стиль, попадание талантливого барда в обойму даже в контексте андерграундной среды усложняются тем, что отношение к человеку с гитарой у публики изначально предвзято – «Ну, что там? Лыжи у печки ты обнимаешь нежно?».
Однако в любом стиле есть свои самородки. Таким самородком был Веня Д’ркин (настоящее имя - Александр Литвинов). В отличие от бард-рокеров 80-х, Веня был скорее рок-бардом. Основой семантики песен Д’ркина была поэтика русского рока, цитаты из бардов там были вторичны. Например, в песне «Молодой пожарный» легко читается ирония над агрессивной манерой пения Егора Летова, в «Мышином марше» - бытовые эзотерические образы, свойственные БГ, а в целом проблематика песен характерна скорее для среды хиппи, интеллектуальных неформалов, нежели чем для походников.
Сам псевдоним Литвинова – Веня Д’ркин – прекрасно гармонирует с содержанием его песен. Веня – да, это же Веничка Ерофеев, задумчивый выпивоха, проводящий жизнь в блужданиях между станциями, эпохами и страницами романов. Фамилия порой пишется как Дыркин, но это неверно, так смак пропадает. Дыркин-то Дыркин, но зачем об этом всерьёз распространяться? Нетипичная для аристократического уха буква «Ы» прикрыта апострофом, что придает псевдониму какой-то нездешний флёр.
Надо сказать, сам Д’ркин был мастером стилизации. Есть множество авторов, темами песен, которых являются разнообразные события: от военных действий до покупки лошади в колхозном хозяйстве. При этом зачастую все эти песни проговариваются с одной интонацией, лексика практически не меняется и получается какая-то частушечная акынщина. Сама по себе история может быть интересной, смешной и оригинальной, но предсказуемость и монотонность образов убивает самый неординарный замысел, исполнителю попросту перестают верить.
У Д’ркина все слова били точно в цель. Если смешно, то до колик, если страшно, то до холода, прохаживающегося по спине, если грустно, то до слёз. Самое странное, что Веня жил не в Москве и не в Петербурге, а в Луганске – казалось бы, так далеко от того, что сейчас принято называть «дискурсом». Именно эта отдаленность провинциальных музыкантов от тусовки с её законами и табу во многом предопределяет их самобытность. Они переосмысляют музыкальную среду в соответствии с собственным бытием, что делает их творчество отличным от общего течения.
Мертвенный пепел лун в трауре неба,
Перхотью буквы звезд - мое имя,
Чтобы его прочесть - столько верст…
В песнях Д’ркина очень часто сквозит чувство, которое возникает, когда некуда, нечего, незачем и некому. Когда просто пережимается кислород, но надо идти. Не на бой, не на плаху, а куда-то. Странное подтрунивание над абсурдными сторонами человеческой жизни – раз – и сменяется невыносимым, темным одиночеством, которое простирается невыносимо далеко. При этом ты понимаешь, что кислород перекрыт, а дышать надо. Не можешь дышать, так других научи. Покажи, если можешь, как, они, может, сумеют. Дело ведь вовсе не в том, что всё очень плохо, дело в том, что порой действительно всё очень плохо. Ты этого совсем не ждёшь, а оно накрывает тебя с головой. Дело же вовсе не в том, что так будет всегда, так что и двигаться никуда не надо. Наоборот, двигаться жизненно необходимо, двигаться как можно быстрей, иначе плохо будет. Тьма у Д’ркина бывает непроглядной, злой и колючей, а на душе всё равно легко. Потому что внутри тепло.
И тут в пору сокрушаться, почему, в стране живут такие люди, пишут такие песни, а в телевизоре – эти… Да потому, что такие люди, как Д’ркин – живут, а эти – в телевизоре. Что с них взять-то?
В реальной жизни Александр Литвинов был учителем, работал на стройке, выступал на разных фестивалях неформальной песни. Был женат, имел сына, дружил с известными в узких кругах музыкантами Александром Непомнящим и Геннадием Жуковым. В принципе, ценность его творчества заключается во многом в том, что Веня Д’ркин и Александр Литвинов – это один и тот же человек. Песни Д’ркина – это песни про Литвинова. Конечно, не без украшательства. Но, с другой стороны, почему бы и нет? Разве никому никогда не хотелось выйти из трамвая не на надоевшую до боли остановку, где поликлиника, а на улицу жаркого Рио-де-Жанейро. Или никого бы не обрадовал жираф, работающий кассиром в местном клубе? Главное, мечтать и верить, остальное приложится.
Чувак в клешах, чувак в клешах дорогу перешел,
А это значит, что ишо всё будет хорошо .
Многие песни Д’ркина были очень веселыми. На фоне повсеместной скотской жизни Д’ркин позволял себе элегантную иронию, которая никогда не переходила в цинизм. Это очень важное качестве человека – сохранить изначальную самость на фоне тотальной бесталанности и похабности. В эпоху всепобеждающего кабака Д’ркину удалось сохранить дух милых провинциальных варьете, утонченных и, вместе с тем, немного неуклюжих. В этом плане его творчество во многом рифмуется с песнями московского барда Александра О’Шеннона . Тот же апостроф в фамилии, то же ироническое декадентство, то же внутренне одиночество, сквозящее тут и там.
Д’ркин был очень бытовым поэтом, видевшим умирающую провинцию в её алкогольном делирии. В мире Венички был не только героический Нибелунг или охотящийся за сигаретными бычками никотиновый маньяк, но и вполне конкретный гопник, насилующий малолетку Весну.
По сути, жизнь любого постсоветсткого неформала – это вечное бегство. Бегство от гопников, от строгих родителей, от провинции и метрополии, от юности и от взросления, от казенных речей, подвального мата и прочих проявлений хроноса, космоса, эроса, расы, вируса. Бегство на флэты и фесты, в Хибины, в Кастанеду или Маркеса, в анархисты или хиппи, безответственно и остервенело, в такт пронзительному вою Янки Дягилевой или Аллена Гинзберга , домой. Д’ркин был таким же фантазером-беглецом, который, вместо того, чтобы петь стандартный набор известных любому стареющему подростку тех лет песен на вечеринках зачем-то выдумал себе роль непризнанного большого поэта, коим и стал.
Про Д’ркин было написано много статей, мол, гений, мол, не разглядели, мол, не то время. Но дело ведь совершенно не в этом. Ни про Высоцкого, ни про Башлачева, ни про многих других талантливых поэтов никак нельзя сказать, что их не разглядели. С другой стороны, 90-е были трагичны во многом своей иллюзорной свободой, параллельно с которой журналисты и культорологи сформировали иконический ряд отечественной рок-музыки, в котором не нашлось место для множества самобытных авторов. Рок-музыка коммерциализировалась, а усилий попечителей молодых дарований, какими были в то время, например, Юрий Шевчук или Александр Скляр, не хватало на то, чтобы объективно оценить всех незамеченных ранее самородков. Поэтому многих действительно не оценили.
Хотя, почему не оценили? Вряд ли музыканты, подобные Д’ркину, должны собирать стадионы и давать мессианские интервью многотиражным изданиям. Для таких людей главное – быть услышанными теми, кто действительно услышит и прочувствует. Журналист Лев Гончаров верно написал в журнале «Контркультура» о Янке Дягилевой: «Если вдруг выйдет пластинка Янки, то это будет уже не Янка, а пятьдесят, скажем, тысяч одинаково бездушных кусков пластмассы». Для людей, подобных Д’ркину, важно просто говорить, именно поэтому они не пытаются играть в кошки-мышки ни с масскультом, ни с генсеками андерграунда.
Чистой водой мчится домой твое ладо.
Среди дорог, забитых травой, мой путь светел.
Видимо, последние тридцать лет – это действительно не то время, которому нужен свой Высоцкий, единый, монолитный, бесспорный. Мы стали то ли слишком разными, то ли слишком циничными, то ли дело и в том, и в другом. Веня умер в 29 лет , от рака, в одной из подмосковных больниц. Друзья всем миром собирали деньги на операцию – не смогли. К умирающему Д’ркину заходил известный продюсер, хотел, чтобы его подопечная исполняла песни Вени, на что тот съязвил, мол, единственное, что может предложить поэту большой город – это акт публичного мужеложества.
Казалось бы, зря, казалось бы, логичный финал заведомо проигранной игры, но нет, всё не зря. Это становится ясно на каком-то фестивале, куда ты ехал через всю страну. На часах уже восемь вечера, ты приходишь в свой лагерь, приветствуешь всех неизменным добрым утром и тут твои друзья, а с ними и ты, начинают петь про непохожую на сны или кошку в окрошке. Следовательно, Венино послание было и принято, и считано своими. А другие – пусть их, всем мил не будешь. Нам остается повторять:
Где твоя гвардия, брошенная на произвол?
Маршал железной дороги, маршал железной дороги,
Почему ты так рано ушел?
Действительно, почему? Безумно жаль тебя, маршал.
Веня Д"ркин - второе имя Александра Михайловича Литвинова - Поэта, Музыканта, Художника и Автора замечательных сказок, трижды лауреата фестиваля "Оскольская Лира". Его помнят и любят в Москве, Воронеже, Белгороде, Старом Осколе, Харькове, Донецке, Луганске... Манера пения, необычный для исполнителей авторской песни стиль стихосложения, незаурядные актерские способности, демонстрируемые во время концертных программ - все это живо выделяет его среди остальных музыкантов.
Творчество Вени Д"ркина находится на стыке акустического рока и авторской песни. По мнению многих музыкальных критиков, он один из самых ярких рок-авторов 90-х годов. В его творчестве простые слова сплетаются в причудливые узоры, а музыка неразделима с исполнителем и исходит не только из гитары, но и из странных жестов и непонятных взглядов. Родился Веня 11 июня 1970 года в городе Свердловске Луганской области. Учился в школе N 18 г. Свердловска. С 7 лет Веня начинает писать стихи, с 12 лет - рисовать и писать маслом картины, с 14 лет - руководить школьным ВИА. Тогда же он научился играть на гитаре и уже до конца жизни не выпускал ее из рук.
После окончания школы Веня Д"ркин поступает в Рижское военно-политическое училище, но из-за травмы ноги не может его закончить. Поступает в Донецкий политехнический институт, но в 1991-м году переводится в Луганский сельскохозяйственный институт.
За свою жизнь он менял не только учебные заведения. Кем ему только не приходилось быть: и художником, и комбайнером, и водителем, и слесарем, и сторожем, и даже учителем физики!
В начале 90-х годов его песни стали приобретать определенную популярность среди окружавших его людей. Среди знакомых Вени было очень много творческих личностей - например, известный всем Сергей "Чиж" Чиграков. Некая известность к Вене Д`ркину приходит в 1994 году - когда он становится лауреатом фестиваля поэзии и поэтической песни "Оскольская Лира".
Лауреатом этого же фестиваля он становится и в 95-м и 96-м годах, и именно на этом фестивале родилось имя Веня Д`ркин, под которым он вошел в историю. Существует несколько версий того, как это произошло. Одна из версий выглядела так: на фестивале к Вене подбегает какая-то суровая женщина и, моргая злобными глазами, спрашивает его имя. Смутившись Веня ответил "паролем" из одной местной шутки, дескать, я -еня Д`ркин, из Максютовки, ничего не подозревая. В итоге он стал лауреатом, как -"Веня Д"ркин из Максютовки".
Другая версия заключается в том, что молодой автор решил подшутить над приятелем, носившим прозвище "Дыркин", и записался в очередь на концерт под его именем. Когда же из динамиков разнеслось: "Выступает Вениамин Дыркин из Максютовки!" - отступать было уже поздно. В дальнейшем в его псевдониме букву "ы" сменил заимствованный у французов апостроф. В 1996 году Вене надоело, что его песни знают только 20-30 его друзей, с которыми он ежедневно встречается, и отправляется покорять Москву. В Москве он почти никого не знает. В записной книжке Вени было несколько верных "вписочных" телефонов, но к ним как назло никто не подходит. Так, ни до кого не дозвонившись, Веня садится на поезд и отправляется в Питер. Из Питера он дозванивается в Москву до театра "Перекресток" - Виктору Луферову и договаривается, что он будет жить там, заодно подрабатывать рабочим сцены.
Тогда у Вени Д"ркина появился шанс познакомиться с людьми, которые вращаются в кругах, интересующихся авторской песней и смежными направлениями. В "Перекрестке" он работает некоторое время, знакомится, в частности, с Геннадием Жуковым - автором-исполнителем из Ростова-на-Дону. Они даже готовят совместную программу и выступают на нескольких концертных площадках в Москве. Заодно Веня начинает представлять широкой аудитории свои песни. Однако, не имея ни связей в сфере шоу-бизнеса, ни большого желания туда проникать, ни особых контактов с рок-тусовкой, через несколько месяцев возвращается домой.
Все последующие визиты Д"ркина в Москву уместнее было бы назвать наскоками. Приехал, поговорил с парой людей и уехал. А по Москве уже ходили кассеты, и появилась первая, пока еще подпольная слава.
В конце 1996 года он при помощи студии "Остров" записывает альбом "Крышкин дом" - по сей день, считающейся, одной из лучших записей Вени Д"ркина. После этого был записан студийный альбом с аранжировками "Все будет хорошо!" - впоследствии самим автором признанный совершенно неудачным.
В 97-м году Веня Д"ркин участвует в нескольких концертах в городе Москве, в том числе в праздновании 850-летия Москвы, а также ездит по городам Подмосковья. С ним начинают играть разные музыканты. Одним, из которых становится - скрипачка Вероника Беляева. Таким образом, рождается так называемый "Д"ркин-бэнд". Это название впервые прозвучало на Воронежском Фестивале, и последовавшими за ним несколькими концертами. За десять лет (1989 - 1999) Веня Д"ркин написал около полутора сотен песен; далеко не все они есть в качественной записи, кое-что могло быть, и не записано вообще - сейчас его друзья по крохам собирают фонограммы.
У Вени Д"ркина не было никаких радиоротаций и видеоклипов - только любительские записи любительской камерой на чьих-то квартирах и ни одной прижизненной пластинки.
В 98-м году он записал альбом "Live in Voronezh". К сожалению, тяжелая болезнь нарушила его дальнейшие творческие планы.
Заболел Александр Литвинов еще в августе 1997. Диагноз был поставлен только месяца через два. Лимфогранулематоз, злокачественное поражение лимфы. За несколько месяцев до начала болезни Д*ркин написал несколько песен, в которых слишком уж прямым текстом речь шла о неизлечимой болезни, о смерти. ...Мой самолет был болен, тяжело болен,
Неизлечимо болен пароходиком в море.
Мой самолетик помер, насовсем помер,
Он умирал долго от пароходика в море...
/"Самолетик" 1997/ Последняя фонограмма, записанная Веней (февраль 1999) - музыкальная пьеса-сказка под названием "Тае Зори". В сюжетную ткань сказки, которой не суждено было стать законченным произведением, Д"ркин вплетал собственное ожидание смерти. Последние фрагменты черновой записи этой сказки - песни "Чай", "Ничего не случилось", "Письма" выбиваются и по сюжету, и по интонации, и по стилю из романтической зарисовки-фэнтэзи a la Толкиен, перерастая в исповедь умирающего человека. В июле 1999-го его перевезли из Луганска в Московский Гематологический Центр. Там был поставлен новый диагноз - лимфосаркома. Теперь уже трудно сказать, был ли ошибочным первый диагноз, или во время болезни произошло перерождение раковых клеток.
21 августа 1999 года в 7 часов вечера Александр Михайлович Литвинов умер. 24 августа его похоронили на городском кладбище в Свердловске.
Веня Д"ркин остался для нас всегда молодым, всегда близким, но никогда не понятным до конца.
Дискография:
Веня Д"ркин "Все будет хорошо!" (1997). Издано в 1997-м (кассета).
Веня Д"ркин и "Д*р-Бэнд" "Вернулся с неба" (Белгородский концерт 25 мая 1998 года) издано в 1999-м.
Вениамин Д"ркин "Крышкин дом" (1996). Издано в 2000-м.Тираж 1000 экз.
Вениамин Д"ркин "Запись для дяди Коли" (1997) Издано в 2001-м.Тираж 300 экз.
"Д"ркин Бэнд" "Апекс" (концерт в ЦкиБ "Апекс", Воронеж, 3 июня 1997 года). Изданно в 2002-м.Тираж 1000 экз.
Вениамин Дэркин "Ok Club" (CD-R,Концерт в Обнинске)Издано в 2002-м.Тираж 100 экз.
Веня Д"ркин "ДрДом" - видео, формат МР4 ("квартирник" в Старом Осколе, 1996). Издано в 2002-м.Тираж 300 экз.
Веня Д’ркин по уровню таланта входит в число самых ярких звезд русского рока. Тем не менее творчество Вениамина знают далеко не все ценители жанра. Кто такой Веня, о чем его песни и почему он не вошел в число самых узнаваемых рокеров постсоветского пространства?
Кто такой Вениамин Д’ркин?
Настоящее имя поэта, музыканта и сказочника - Александр Литвинов. Он родился в Луганской области в 1970 году. После школы Александр поступил в военное училище. Потом он передумал делать карьеру военного, поэтому поступил в донецкий «политех». С учебой что-то не сложилось. Александр пошел служить в армию.
После армии Литвинов поступил в сельхозинститут в Луганске. В это время он начал активно писать песни. В институте Саша познакомился с Пэм, которая через несколько лет стала его женой. Полина поддерживала поэтические и музыкальные начинания Александра. Позднее Пэм сделала всё, чтобы сохранить творчество Литвинова.
Псевдоним «Веня Д’ркин» появился в 1994 году. Александр приехал с Пэм на фестиваль авторской песни «Оскольская лира» в Старый Оскол. Во время регистрации шутки ради Саша назвался Вениамином Дыркиным из деревни Максютовка. Литвинов стал лауреатом фестиваля. Сценическое имя «Веня Дыркин» он сохранил.
Позже фамилия изменилась: деревенский вариант с буквой «ы» сменился благородным французско-дворянским «Д’ркин» через апостроф. Тем не менее сохранилась ирония и простота.
С 1994 по 1997 год Веня много выступает и записывает песни на магнитофон. Д’ркин пытается стать известным в Москве. Он выступает в клубах, участвует в фестивалях. Талантливого поэта замечают СМИ. Он появляется в эфире региональных телекомпаний и радиостанций.
Александру не хватило совсем немного, чтобы прогреметь на всю страну. Он имел все, чтобы выступать рядом с Кинчевым и Бутусовым, заводить публику на «Нашествии» и давать сольные концерты в СКК в Питере и «Олимпийском» в Москве. Возможно, с СКК и «Олимпийским» перебор, так как эти площадки чаще принимают эстрадных звезд.
Небеса распорядились иначе. В 1997 году Александр заболел. Врачи диагностировали онкологическое заболевание крови. Пока оставались силы, Литвинов выступал, писал и записывал песни. Он умер в конце лета 1999 года в подмосковном Королёве. Похоронен в Луганской области.
«Определить - значит ограничить»
Эту цитату Оскара Уайльда нужно держать в уме тем, кто пытается запихнуть творчество Вени Д’ркина в рамки какого-то жанра или даже нескольких. Песни Александра Литвинова очень самобытные, разные, непохожие ни на что.
По форме творчество Вениамина в первую очередь относится к авторской песне или бард-року. Большинство сохранившихся записей Дыркина - пение под акустическую гитару. Так записывались и выступали Визбор, Окуджава, Высоцкий, Башлачев.
Стихи Литвинова - это поэзия серебряного века, положенная на современные дворовые мотивы. Речь не о примитивной музыке с тремя блатными аккордами, а о тех самых песнях Высоцкого и Башлачева, которые в 80-х и 90-х годах часто звучали в уютных дворах городских многоэтажек.
В стихах Вени есть особая эстетика. Они простые и витиеватые одновременно. Они явно декадентские. Автор фокусируется на внутреннем мире, своих ощущениях. Он преломляет окружающую действительность через призму особой субличности, которая есть в каждом человеке. Эта субличность - маленький ребенок, который не хочет мириться с абсурдностью рутины во всех ее проявлениях.
О чем поет Веня Дыркин? Ответить на этот вопрос невозможно, так как творчество Литвинова очень личное. Песни Вениамина пробуждают эмоции, переживания, ассоциативные ряды, которые у каждого человека разные. Поэтому лучше не трактовать содержание стихов Д’ркина, а наслаждаться его творчеством.
А если бы
Сослагательное наклонение ничего не меняет: Башлачев шагнул в окно, Цой не справился с управлением авто, Веню Д’ркина забрала болезнь. Тем не менее предположения и фантазии помогают посмотреть на масштабы личности и величину артистического дара Александра Литвинова под другим углом.
Если бы судьба распорядилась иначе, Вениамин был бы заметным и известным человеком. Да, в смутные и мутные 90-е годы провинциальному исполнителю приходилось нелегко. Как и многие талантливые и творческие люди, Литвинов был далек от коммерции и шоу-бизнеса. Он хотел писать и петь, а не пиариться и продавать себя.
Но талант Д’ркина не мог остаться незамеченным. История это подтвердила - песни Вени слушают и любят спустя много лет после ухода автора. Если бы певец остался, о нем знало бы гораздо больше людей.
Едва ли Веня выступал бы на «Песне года». Его шлягеры не крутились бы на «Русском радио». Но у Дыркина была бы своя аудитория и тихая слава. Веня никогда бы не стал мэйнстримным артистом. Но это ему и не надо. Каждый артист поет для тех, кто готов его слушать. А Веню готовы слушать настоящие ценители русского рока и авторской песни.
Веня Д’ркин - второе имя Александра Михайловича Литвинова. Родился 11 июня 1970 года в пол. Должанском, Свердловского р-на Луганской области, Украина. Сменил множество профессий, был художником, комбайнером, водителем, слесарем, сторожем, учителем физики. Писать стихи начал еще в детстве…
Веня Д’ркин возник в 90х, на развале СССР. В своем отечестве [Украине], ему было не суждено «стать пророком». В 94-м он появляется в России на небольшом [до 1000 чел.] фестивале «Оскольская Лира» и сходу становится местной знаменитостью. В 96м, подталкиваемый нуждой и под влиянием почти одновременной смерти близкого друга и Сергея Курехина, принимает решение заняться «музыкальной карьерой». Сезон 96-97 ездит по России, играя мелкие концерты.
Осенью 97-го то, что поначалу казалось простудой, оборачивается серьёзным диагнозом. В Луганской онкологии Дрантю начинают лечить самым дешевым [циклофосфан] способом. В этот момент - очередной дефолт. Летом 99-го, после уже 16 химиотерапий его перевозят в Москву, где врачи, разводя руками, делают еще полторы химии, и в августе 99-го на подмосковной даче в Королеве – Александр Литвинов умирает.
У живого Вени Д’ркина безусловно был потенциал стать артистом первого эшелона. И он бы им стал, вопрос еще пары лет. В 98-м, если бы не очередной кризис, возможно, все было бы иначе… Но мертвый артист, не достигший известности при жизни – уже не представляет для шоу-бизнеса никакого интереса.
Друзья начали после смерти издавать концертные-квартирные записи… в результате, даже эти некачественные записи приобрели достаточно широкую известность. Кроме того, вокруг издания этих записей выросли и зажили самостоятельной жизнью «ДрФесты».
Фестивали Вени Д’ркина. Просто, - без «пямяти», «имени» и прочих литературных излишеств.
Последняя фонограмма, записанная Веней (февраль 1999) - музыкальная пьеса-сказка под названием “Тае Зори”.
21 августа 1999 в 7 часов вечера Александр Михайлович Литвинов умер. 24 августа его похоронили на городском кладбище в Свердловске. Ему было 29…