Веня дркин биография. Веня Д’ркин: Рябиной за окном…. «Определить - значит ограничить»

Замечательная музыкальная декада – семидесятые – начинается с весьма прискорбного события: распадается группа, и по настоящее время являющаяся, наверное, самой популярной, - легендарные The Beatles . Как поется в одной из последних синглов команды – Let It Be , будь что будет, тем более что ни один из участников ливерпульской четверки не ушел из музыки, а продолжил заниматься ею. Сделав себе имя, будучи «битлами», Пол Маккартни, Джон Леннон, Ринго Старр и Джордж Харрисон выпустили по сольному синглу в этот год - May Be I Amazed, Instant Karma, Sentimental Journey и My Sweet Lord, которые получили известную популярность в чартах.

Великобритания, конечно, является главной кузницей рок-групп для всей планеты: новые песни выпускают и Rare Bird (Sympathy), и Deep Purple (Child In Time), и Led Zeppelin (Whole Lotta Love), и The Kinks (Lola), и Black Sabbath (Paranoid). Нельзя не упомянуть и такие рок-хиты, как In The Summertime группы Mungo Jerry , Cry Me a River Джо Кокера (Joe Cocker ), Ride A White Swan глэм-рокеров T. Rex , и, конечно, Witches Promise группы Jethro Tull . Каждому знакома такая песня, как Yellow River группы Christie . Певец Кэт Стивенс (Cat Stevens ) выпускает свой сингл Lady D"Arbanville – интересное смешение фолка и рока.

По сравнению с этой британской волной кажется, что в других странах совсем не было рок-синглов, но это, конечно, не так. В Нидерландах выходит знаменитая Venus группы Shocking Blue , в Америке - знаменитая Black Magic Woman Карлоса Сантаны и Sweet Caroline Элвиса Пресли (Elvis Prelsey ) (настоящим автором композиции является Нил Даймонд (Neil Diamond )). В Канаде же одной из самых популярных песен того года стала American Woman группы The Guess Who .

Американские же исполнители целиком и полностью занимают нишу, предназначенную для популярной музыки: тут и Close To You дуэта Carpenters , I Think I Love You главного кумира подростков семидесятых Дэвида Кэссиди (David Cassidy ), Candida Тони Орландо (Tony Orlando ) и группы Dawn . Конечно, как не упомянуть афроамериканскую музыку: соул, фанк и ритм-энд-блюз, представленные песнями The Tears Of A Clown группы Smokey Robinson & The Miracles , Sexmachine Джеймса Брауна (James Brown ) и ABC группы Jackson 5 . Фолк представлен главной звездой этого жанра – Джуди Коллинз (Judy Collins ) с песней Amazing Grace.

В Великобритании популярны такие песни, как I Who Have Nothing Тома Джонса (Tom Jones ) и Lonely Days трио Bee Gees , в Голландии - Little Green Bag команды Джорджа Бэйкера (George Baker ) George Baker Selection , а во Франции - Pardonne-moi Ce Caprice D"enfant Мирей Матье (Mireille Mathieu ). Песня «От зари до зари» румынского певца Дана Спэтару (Dan Spataru ) становится популярной во многих странах Восточной Европы и, конечно, в СССР.

В Советском Союзе в 1970 году главными хитами становятся «Мы за ценой не постоим» Нины Ургант , исполненная актрисой в фильме «Белорусский вокзал», «Зима» Эдуарда Хиля и «Синий лен» Ларисы Мондрус .

В статьях о россий­ской рок-музыке общим местом явля­ются слова о лого­цен­трич­но­сти данного направ­ле­ния. Вначале было слово, кото­рым сокру­шали города и оста­нав­ли­вали реки. Многие мело­маны брезг­ливо отно­сятся к русской рок-музыке как к подваль­ной, вторич­ной и эпигон­ской. Данные сентен­ции сложно назвать безосно­ва­тель­ными, однако высо­ко­пар­ные рассуж­де­ния на этот счет суть вкусов­щина.

В конце 80-х в ходу отече­ствен­ной рок-прессы было полу­за­бы­тое выра­же­ние «бард-рок». В смысле, что барды взяли в руки элек­тро­ги­тары и запели своё КСП, цити­руя мело­ди­че­ские стан­дарты запад­ных куми­ров. Отча­сти это утвер­жде­ние верно, потому что семан­тика русской рок-словес­но­сти во многом коре­ни­лась в тради­циях совет­ской автор­ской песни. К слову, несмотря на то, что к бардам сего­дня отно­сятся, как правило, с усмеш­кой, но напом­ним, что Высоц­кий, Визбор и Галич тоже отно­си­лись к этому направ­ле­нию. Зача­стую иронич­ный взгляд на автор­скую песню моти­ви­ру­ется тем, что суще­ствен­ная часть совре­мен­ных бардов застряла внутри своего микро­мира, вслед­ствие чего тексты их песен стали ничем иным, как пере­бо­ром различ­ных клише, кочу­ю­щих из текста в текст.

С другой стороны, такое утвер­жде­ние вполне приме­нимо к любому стилю – несколь­ких действи­тельно талант­ли­вых авто­ров всегда будет окру­жать значи­тель­ное коли­че­ство посред­ствен­но­стей. Проблемы автор­ской песни состоят в том, что это изна­чально марги­наль­ный стиль, попа­да­ние талант­ли­вого барда в обойму даже в контек­сте андер­гра­унд­ной среды услож­ня­ются тем, что отно­ше­ние к чело­веку с гита­рой у публики изна­чально пред­взято – «Ну, что там? Лыжи у печки ты обни­ма­ешь нежно?».

Однако в любом стиле есть свои само­родки. Таким само­род­ком был Веня Д’ркин (насто­я­щее имя - Алек­сандр Литви­нов). В отли­чие от бард-роке­ров 80-х, Веня был скорее рок-бардом. Осно­вой семан­тики песен Д’ркина была поэтика русского рока, цитаты из бардов там были вторичны. Напри­мер, в песне «Моло­дой пожар­ный» легко чита­ется ирония над агрес­сив­ной мане­рой пения Егора Летова, в «Мыши­ном марше» - быто­вые эзоте­ри­че­ские образы, свой­ствен­ные БГ, а в целом пробле­ма­тика песен харак­терна скорее для среды хиппи, интел­лек­ту­аль­ных нефор­ма­лов, нежели чем для поход­ни­ков.

Сам псев­до­ним Литви­нова – Веня Д’ркин – прекрасно гармо­ни­рует с содер­жа­нием его песен. Веня – да, это же Веничка Ерофеев, задум­чи­вый выпи­воха, прово­дя­щий жизнь в блуж­да­ниях между стан­ци­ями, эпохами и стра­ни­цами рома­нов. Фами­лия порой пишется как Дыркин, но это неверно, так смак пропа­дает. Дыркин-то Дыркин, но зачем об этом всерьёз распро­стра­няться? Нети­пич­ная для аристо­кра­ти­че­ского уха буква «Ы» прикрыта апостро­фом, что придает псев­до­ниму какой-то нездеш­ний флёр.

Надо сказать, сам Д’ркин был масте­ром стили­за­ции. Есть множе­ство авто­ров, темами песен, кото­рых явля­ются разно­об­раз­ные собы­тия: от воен­ных действий до покупки лошади в колхоз­ном хозяй­стве. При этом зача­стую все эти песни прого­ва­ри­ва­ются с одной инто­на­цией, лексика прак­ти­че­ски не меня­ется и полу­ча­ется какая-то часту­шеч­ная акын­щина. Сама по себе исто­рия может быть инте­рес­ной, смеш­ной и ориги­наль­ной, но пред­ска­зу­е­мость и моно­тон­ность обра­зов убивает самый неор­ди­нар­ный замы­сел, испол­ни­телю попро­сту пере­стают верить.

У Д’ркина все слова били точно в цель. Если смешно, то до колик, если страшно, то до холода, проха­жи­ва­ю­ще­гося по спине, если грустно, то до слёз. Самое стран­ное, что Веня жил не в Москве и не в Петер­бурге, а в Луган­ске – каза­лось бы, так далеко от того, что сейчас принято назы­вать «дискур­сом». Именно эта отда­лен­ность провин­ци­аль­ных музы­кан­тов от тусовки с её зако­нами и табу во многом пред­опре­де­ляет их само­быт­ность. Они пере­осмыс­ляют музы­каль­ную среду в соот­вет­ствии с собствен­ным бытием, что делает их твор­че­ство отлич­ным от общего тече­ния.

Мерт­вен­ный пепел лун в трауре неба,

Перхо­тью буквы звезд - мое имя,

Чтобы его прочесть - столько верст…

В песнях Д’ркина очень часто скво­зит чувство, кото­рое возни­кает, когда некуда, нечего, неза­чем и некому. Когда просто пере­жи­ма­ется кисло­род, но надо идти. Не на бой, не на плаху, а куда-то. Стран­ное подтру­ни­ва­ние над абсурд­ными сторо­нами чело­ве­че­ской жизни – раз – и сменя­ется невы­но­си­мым, темным одино­че­ством, кото­рое прости­ра­ется невы­но­симо далеко. При этом ты пони­ма­ешь, что кисло­род пере­крыт, а дышать надо. Не можешь дышать, так других научи. Покажи, если можешь, как, они, может, сумеют. Дело ведь вовсе не в том, что всё очень плохо, дело в том, что порой действи­тельно всё очень плохо. Ты этого совсем не ждёшь, а оно накры­вает тебя с голо­вой. Дело же вовсе не в том, что так будет всегда, так что и двигаться никуда не надо. Наобо­рот, двигаться жизненно необ­хо­димо, двигаться как можно быст­рей, иначе плохо будет. Тьма у Д’ркина бывает непро­гляд­ной, злой и колю­чей, а на душе всё равно легко. Потому что внутри тепло.

И тут в пору сокру­шаться, почему, в стране живут такие люди, пишут такие песни, а в теле­ви­зоре – эти… Да потому, что такие люди, как Д’ркин – живут, а эти – в теле­ви­зоре. Что с них взять-то?

В реаль­ной жизни Алек­сандр Литви­нов был учите­лем, рабо­тал на стройке, высту­пал на разных фести­ва­лях нефор­маль­ной песни. Был женат, имел сына, дружил с извест­ными в узких кругах музы­кан­тами Алек­сан­дром Непом­ня­щим и Генна­дием Жуко­вым. В прин­ципе, ценность его твор­че­ства заклю­ча­ется во многом в том, что Веня Д’ркин и Алек­сандр Литви­нов – это один и тот же чело­век. Песни Д’ркина – это песни про Литви­нова. Конечно, не без укра­ша­тель­ства. Но, с другой стороны, почему бы и нет? Разве никому нико­гда не хоте­лось выйти из трам­вая не на надо­ев­шую до боли оста­новку, где поли­кли­ника, а на улицу жаркого Рио-де-Жанейро. Или никого бы не обра­до­вал жираф, рабо­та­ю­щий касси­ром в мест­ном клубе? Глав­ное, мечтать и верить, осталь­ное прило­жится.

Чувак в клешах, чувак в клешах дорогу пере­шел,

А это значит, что ишо всё будет хорошо .

Многие песни Д’ркина были очень весе­лыми. На фоне повсе­мест­ной скот­ской жизни Д’ркин позво­лял себе элегант­ную иронию, кото­рая нико­гда не пере­хо­дила в цинизм. Это очень важное каче­стве чело­века – сохра­нить изна­чаль­ную самость на фоне тоталь­ной беста­лан­но­сти и похаб­но­сти. В эпоху всепо­беж­да­ю­щего кабака Д’ркину удалось сохра­нить дух милых провин­ци­аль­ных варьете, утон­чен­ных и, вместе с тем, немного неук­лю­жих. В этом плане его твор­че­ство во многом рифму­ется с песнями москов­ского барда Алек­сандра О’Шеннона . Тот же апостроф в фами­лии, то же ирони­че­ское дека­дент­ство, то же внут­ренне одино­че­ство, скво­зя­щее тут и там.

Д’ркин был очень быто­вым поэтом, видев­шим умира­ю­щую провин­цию в её алко­голь­ном дели­рии. В мире Венички был не только геро­и­че­ский Нибе­лунг или охотя­щийся за сига­рет­ными бычками нико­ти­но­вый маньяк, но и вполне конкрет­ный гопник, наси­лу­ю­щий мало­летку Весну.

По сути, жизнь любого пост­со­ветст­кого нефор­мала – это вечное бегство. Бегство от гопни­ков, от стро­гих роди­те­лей, от провин­ции и метро­по­лии, от юности и от взрос­ле­ния, от казен­ных речей, подваль­ного мата и прочих прояв­ле­ний хроноса, космоса, эроса, расы, вируса. Бегство на флэты и фесты, в Хибины, в Каста­неду или Маркеса, в анар­хи­сты или хиппи, безот­вет­ственно и остер­ве­нело, в такт прон­зи­тель­ному вою Янки Дяги­ле­вой или Аллена Гинзберга , домой. Д’ркин был таким же фанта­зе­ром-бегле­цом, кото­рый, вместо того, чтобы петь стан­дарт­ный набор извест­ных любому старе­ю­щему подростку тех лет песен на вече­рин­ках зачем-то выду­мал себе роль непри­знан­ного боль­шого поэта, коим и стал.

Про Д’ркин было напи­сано много статей, мол, гений, мол, не разгля­дели, мол, не то время. Но дело ведь совер­шенно не в этом. Ни про Высоц­кого, ни про Башла­чева, ни про многих других талант­ли­вых поэтов никак нельзя сказать, что их не разгля­дели. С другой стороны, 90-е были трагичны во многом своей иллю­зор­ной свобо­дой, парал­лельно с кото­рой журна­ли­сты и куль­то­ро­логи сфор­ми­ро­вали икони­че­ский ряд отече­ствен­ной рок-музыки, в кото­ром не нашлось место для множе­ства само­быт­ных авто­ров. Рок-музыка коммер­ци­а­ли­зи­ро­ва­лась, а усилий попе­чи­те­лей моло­дых даро­ва­ний, какими были в то время, напри­мер, Юрий Шевчук или Алек­сандр Скляр, не хватало на то, чтобы объек­тивно оценить всех неза­ме­чен­ных ранее само­род­ков. Поэтому многих действи­тельно не оценили.

Хотя, почему не оценили? Вряд ли музы­канты, подоб­ные Д’ркину, должны соби­рать стади­оны и давать месси­ан­ские интер­вью много­ти­раж­ным изда­ниям. Для таких людей глав­ное – быть услы­шан­ными теми, кто действи­тельно услы­шит и прочув­ствует. Журна­лист Лев Гонча­ров верно напи­сал в журнале «Контр­куль­тура» о Янке Дяги­ле­вой: «Если вдруг выйдет пластинка Янки, то это будет уже не Янка, а пять­де­сят, скажем, тысяч одина­ково бездуш­ных кусков пласт­массы». Для людей, подоб­ных Д’ркину, важно просто гово­рить, именно поэтому они не пыта­ются играть в кошки-мышки ни с масскуль­том, ни с генсе­ками андер­гра­унда.

Чистой водой мчится домой твое ладо.

Среди дорог, заби­тых травой, мой путь светел.

Видимо, послед­ние трид­цать лет – это действи­тельно не то время, кото­рому нужен свой Высоц­кий, единый, моно­лит­ный, бесспор­ный. Мы стали то ли слиш­ком разными, то ли слиш­ком цинич­ными, то ли дело и в том, и в другом. Веня умер в 29 лет , от рака, в одной из подмос­ков­ных боль­ниц. Друзья всем миром соби­рали деньги на опера­цию – не смогли. К умира­ю­щему Д’ркину захо­дил извест­ный продю­сер, хотел, чтобы его подопеч­ная испол­няла песни Вени, на что тот съяз­вил, мол, един­ствен­ное, что может пред­ло­жить поэту боль­шой город – это акт публич­ного муже­ло­же­ства.

Каза­лось бы, зря, каза­лось бы, логич­ный финал заве­домо проиг­ран­ной игры, но нет, всё не зря. Это стано­вится ясно на каком-то фести­вале, куда ты ехал через всю страну. На часах уже восемь вечера, ты прихо­дишь в свой лагерь, привет­ству­ешь всех неиз­мен­ным добрым утром и тут твои друзья, а с ними и ты, начи­нают петь про непо­хо­жую на сны или кошку в окрошке. Следо­ва­тельно, Венино посла­ние было и принято, и считано своими. А другие – пусть их, всем мил не будешь. Нам оста­ется повто­рять:

Где твоя гвар­дия, брошен­ная на произ­вол?

Маршал желез­ной дороги, маршал желез­ной дороги,

Почему ты так рано ушел?

Действи­тельно, почему? Безумно жаль тебя, маршал.

Веня Д"ркин - второе имя Александра Михайловича Литвинова - Поэта, Музыканта, Художника и Автора замечательных сказок, трижды лауреата фестиваля "Оскольская Лира". Его помнят и любят в Москве, Воронеже, Белгороде, Старом Осколе, Харькове, Донецке, Луганске... Манера пения, необычный для исполнителей авторской песни стиль стихосложения, незаурядные актерские способности, демонстрируемые во время концертных программ - все это живо выделяет его среди остальных музыкантов.
Творчество Вени Д"ркина находится на стыке акустического рока и авторской песни. По мнению многих музыкальных критиков, он один из самых ярких рок-авторов 90-х годов. В его творчестве простые слова сплетаются в причудливые узоры, а музыка неразделима с исполнителем и исходит не только из гитары, но и из странных жестов и непонятных взглядов. Родился Веня 11 июня 1970 года в городе Свердловске Луганской области. Учился в школе N 18 г. Свердловска. С 7 лет Веня начинает писать стихи, с 12 лет - рисовать и писать маслом картины, с 14 лет - руководить школьным ВИА. Тогда же он научился играть на гитаре и уже до конца жизни не выпускал ее из рук.
После окончания школы Веня Д"ркин поступает в Рижское военно-политическое училище, но из-за травмы ноги не может его закончить. Поступает в Донецкий политехнический институт, но в 1991-м году переводится в Луганский сельскохозяйственный институт.
За свою жизнь он менял не только учебные заведения. Кем ему только не приходилось быть: и художником, и комбайнером, и водителем, и слесарем, и сторожем, и даже учителем физики!
В начале 90-х годов его песни стали приобретать определенную популярность среди окружавших его людей. Среди знакомых Вени было очень много творческих личностей - например, известный всем Сергей "Чиж" Чиграков. Некая известность к Вене Д`ркину приходит в 1994 году - когда он становится лауреатом фестиваля поэзии и поэтической песни "Оскольская Лира".
Лауреатом этого же фестиваля он становится и в 95-м и 96-м годах, и именно на этом фестивале родилось имя Веня Д`ркин, под которым он вошел в историю. Существует несколько версий того, как это произошло. Одна из версий выглядела так: на фестивале к Вене подбегает какая-то суровая женщина и, моргая злобными глазами, спрашивает его имя. Смутившись Веня ответил "паролем" из одной местной шутки, дескать, я -еня Д`ркин, из Максютовки, ничего не подозревая. В итоге он стал лауреатом, как -"Веня Д"ркин из Максютовки".
Другая версия заключается в том, что молодой автор решил подшутить над приятелем, носившим прозвище "Дыркин", и записался в очередь на концерт под его именем. Когда же из динамиков разнеслось: "Выступает Вениамин Дыркин из Максютовки!" - отступать было уже поздно. В дальнейшем в его псевдониме букву "ы" сменил заимствованный у французов апостроф. В 1996 году Вене надоело, что его песни знают только 20-30 его друзей, с которыми он ежедневно встречается, и отправляется покорять Москву. В Москве он почти никого не знает. В записной книжке Вени было несколько верных "вписочных" телефонов, но к ним как назло никто не подходит. Так, ни до кого не дозвонившись, Веня садится на поезд и отправляется в Питер. Из Питера он дозванивается в Москву до театра "Перекресток" - Виктору Луферову и договаривается, что он будет жить там, заодно подрабатывать рабочим сцены.
Тогда у Вени Д"ркина появился шанс познакомиться с людьми, которые вращаются в кругах, интересующихся авторской песней и смежными направлениями. В "Перекрестке" он работает некоторое время, знакомится, в частности, с Геннадием Жуковым - автором-исполнителем из Ростова-на-Дону. Они даже готовят совместную программу и выступают на нескольких концертных площадках в Москве. Заодно Веня начинает представлять широкой аудитории свои песни. Однако, не имея ни связей в сфере шоу-бизнеса, ни большого желания туда проникать, ни особых контактов с рок-тусовкой, через несколько месяцев возвращается домой.
Все последующие визиты Д"ркина в Москву уместнее было бы назвать наскоками. Приехал, поговорил с парой людей и уехал. А по Москве уже ходили кассеты, и появилась первая, пока еще подпольная слава.
В конце 1996 года он при помощи студии "Остров" записывает альбом "Крышкин дом" - по сей день, считающейся, одной из лучших записей Вени Д"ркина. После этого был записан студийный альбом с аранжировками "Все будет хорошо!" - впоследствии самим автором признанный совершенно неудачным.
В 97-м году Веня Д"ркин участвует в нескольких концертах в городе Москве, в том числе в праздновании 850-летия Москвы, а также ездит по городам Подмосковья. С ним начинают играть разные музыканты. Одним, из которых становится - скрипачка Вероника Беляева. Таким образом, рождается так называемый "Д"ркин-бэнд". Это название впервые прозвучало на Воронежском Фестивале, и последовавшими за ним несколькими концертами. За десять лет (1989 - 1999) Веня Д"ркин написал около полутора сотен песен; далеко не все они есть в качественной записи, кое-что могло быть, и не записано вообще - сейчас его друзья по крохам собирают фонограммы.
У Вени Д"ркина не было никаких радиоротаций и видеоклипов - только любительские записи любительской камерой на чьих-то квартирах и ни одной прижизненной пластинки.
В 98-м году он записал альбом "Live in Voronezh". К сожалению, тяжелая болезнь нарушила его дальнейшие творческие планы.
Заболел Александр Литвинов еще в августе 1997. Диагноз был поставлен только месяца через два. Лимфогранулематоз, злокачественное поражение лимфы. За несколько месяцев до начала болезни Д*ркин написал несколько песен, в которых слишком уж прямым текстом речь шла о неизлечимой болезни, о смерти. ...Мой самолет был болен, тяжело болен,
Неизлечимо болен пароходиком в море.
Мой самолетик помер, насовсем помер,
Он умирал долго от пароходика в море...
/"Самолетик" 1997/ Последняя фонограмма, записанная Веней (февраль 1999) - музыкальная пьеса-сказка под названием "Тае Зори". В сюжетную ткань сказки, которой не суждено было стать законченным произведением, Д"ркин вплетал собственное ожидание смерти. Последние фрагменты черновой записи этой сказки - песни "Чай", "Ничего не случилось", "Письма" выбиваются и по сюжету, и по интонации, и по стилю из романтической зарисовки-фэнтэзи a la Толкиен, перерастая в исповедь умирающего человека. В июле 1999-го его перевезли из Луганска в Московский Гематологический Центр. Там был поставлен новый диагноз - лимфосаркома. Теперь уже трудно сказать, был ли ошибочным первый диагноз, или во время болезни произошло перерождение раковых клеток.
21 августа 1999 года в 7 часов вечера Александр Михайлович Литвинов умер. 24 августа его похоронили на городском кладбище в Свердловске.
Веня Д"ркин остался для нас всегда молодым, всегда близким, но никогда не понятным до конца.

Дискография:
Веня Д"ркин "Все будет хорошо!" (1997). Издано в 1997-м (кассета).
Веня Д"ркин и "Д*р-Бэнд" "Вернулся с неба" (Белгородский концерт 25 мая 1998 года) издано в 1999-м.
Вениамин Д"ркин "Крышкин дом" (1996). Издано в 2000-м.Тираж 1000 экз.
Вениамин Д"ркин "Запись для дяди Коли" (1997) Издано в 2001-м.Тираж 300 экз.
"Д"ркин Бэнд" "Апекс" (концерт в ЦкиБ "Апекс", Воронеж, 3 июня 1997 года). Изданно в 2002-м.Тираж 1000 экз.
Вениамин Дэркин "Ok Club" (CD-R,Концерт в Обнинске)Издано в 2002-м.Тираж 100 экз.
Веня Д"ркин "ДрДом" - видео, формат МР4 ("квартирник" в Старом Осколе, 1996). Издано в 2002-м.Тираж 300 экз.

Веня Д’ркин по уровню таланта входит в число самых ярких звезд русского рока. Тем не менее творчество Вениамина знают далеко не все ценители жанра. Кто такой Веня, о чем его песни и почему он не вошел в число самых узнаваемых рокеров постсоветского пространства?

Кто такой Вениамин Д’ркин?

Настоящее имя поэта, музыканта и сказочника - Александр Литвинов. Он родился в Луганской области в 1970 году. После школы Александр поступил в военное училище. Потом он передумал делать карьеру военного, поэтому поступил в донецкий «политех». С учебой что-то не сложилось. Александр пошел служить в армию.

После армии Литвинов поступил в сельхозинститут в Луганске. В это время он начал активно писать песни. В институте Саша познакомился с Пэм, которая через несколько лет стала его женой. Полина поддерживала поэтические и музыкальные начинания Александра. Позднее Пэм сделала всё, чтобы сохранить творчество Литвинова.

Псевдоним «Веня Д’ркин» появился в 1994 году. Александр приехал с Пэм на фестиваль авторской песни «Оскольская лира» в Старый Оскол. Во время регистрации шутки ради Саша назвался Вениамином Дыркиным из деревни Максютовка. Литвинов стал лауреатом фестиваля. Сценическое имя «Веня Дыркин» он сохранил.

Позже фамилия изменилась: деревенский вариант с буквой «ы» сменился благородным французско-дворянским «Д’ркин» через апостроф. Тем не менее сохранилась ирония и простота.

С 1994 по 1997 год Веня много выступает и записывает песни на магнитофон. Д’ркин пытается стать известным в Москве. Он выступает в клубах, участвует в фестивалях. Талантливого поэта замечают СМИ. Он появляется в эфире региональных телекомпаний и радиостанций.

Александру не хватило совсем немного, чтобы прогреметь на всю страну. Он имел все, чтобы выступать рядом с Кинчевым и Бутусовым, заводить публику на «Нашествии» и давать сольные концерты в СКК в Питере и «Олимпийском» в Москве. Возможно, с СКК и «Олимпийским» перебор, так как эти площадки чаще принимают эстрадных звезд.

Небеса распорядились иначе. В 1997 году Александр заболел. Врачи диагностировали онкологическое заболевание крови. Пока оставались силы, Литвинов выступал, писал и записывал песни. Он умер в конце лета 1999 года в подмосковном Королёве. Похоронен в Луганской области.

«Определить - значит ограничить»

Эту цитату Оскара Уайльда нужно держать в уме тем, кто пытается запихнуть творчество Вени Д’ркина в рамки какого-то жанра или даже нескольких. Песни Александра Литвинова очень самобытные, разные, непохожие ни на что.

По форме творчество Вениамина в первую очередь относится к авторской песне или бард-року. Большинство сохранившихся записей Дыркина - пение под акустическую гитару. Так записывались и выступали Визбор, Окуджава, Высоцкий, Башлачев.

Стихи Литвинова - это поэзия серебряного века, положенная на современные дворовые мотивы. Речь не о примитивной музыке с тремя блатными аккордами, а о тех самых песнях Высоцкого и Башлачева, которые в 80-х и 90-х годах часто звучали в уютных дворах городских многоэтажек.

В стихах Вени есть особая эстетика. Они простые и витиеватые одновременно. Они явно декадентские. Автор фокусируется на внутреннем мире, своих ощущениях. Он преломляет окружающую действительность через призму особой субличности, которая есть в каждом человеке. Эта субличность - маленький ребенок, который не хочет мириться с абсурдностью рутины во всех ее проявлениях.

О чем поет Веня Дыркин? Ответить на этот вопрос невозможно, так как творчество Литвинова очень личное. Песни Вениамина пробуждают эмоции, переживания, ассоциативные ряды, которые у каждого человека разные. Поэтому лучше не трактовать содержание стихов Д’ркина, а наслаждаться его творчеством.

А если бы

Сослагательное наклонение ничего не меняет: Башлачев шагнул в окно, Цой не справился с управлением авто, Веню Д’ркина забрала болезнь. Тем не менее предположения и фантазии помогают посмотреть на масштабы личности и величину артистического дара Александра Литвинова под другим углом.

Если бы судьба распорядилась иначе, Вениамин был бы заметным и известным человеком. Да, в смутные и мутные 90-е годы провинциальному исполнителю приходилось нелегко. Как и многие талантливые и творческие люди, Литвинов был далек от коммерции и шоу-бизнеса. Он хотел писать и петь, а не пиариться и продавать себя.

Но талант Д’ркина не мог остаться незамеченным. История это подтвердила - песни Вени слушают и любят спустя много лет после ухода автора. Если бы певец остался, о нем знало бы гораздо больше людей.

Едва ли Веня выступал бы на «Песне года». Его шлягеры не крутились бы на «Русском радио». Но у Дыркина была бы своя аудитория и тихая слава. Веня никогда бы не стал мэйнстримным артистом. Но это ему и не надо. Каждый артист поет для тех, кто готов его слушать. А Веню готовы слушать настоящие ценители русского рока и авторской песни.

Веня Д’ркин - второе имя Александра Михайловича Литвинова. Родился 11 июня 1970 года в пол. Должанском, Свердловского р-на Луганской области, Украина. Сменил множество профессий, был художником, комбайнером, водителем, слесарем, сторожем, учителем физики. Писать стихи начал еще в детстве…

Веня Д’ркин возник в 90х, на развале СССР. В своем отечестве [Украине], ему было не суждено «стать пророком». В 94-м он появляется в России на небольшом [до 1000 чел.] фестивале «Оскольская Лира» и сходу становится местной знаменитостью. В 96м, подталкиваемый нуждой и под влиянием почти одновременной смерти близкого друга и Сергея Курехина, принимает решение заняться «музыкальной карьерой». Сезон 96-97 ездит по России, играя мелкие концерты.

Осенью 97-го то, что поначалу казалось простудой, оборачивается серьёзным диагнозом. В Луганской онкологии Дрантю начинают лечить самым дешевым [циклофосфан] способом. В этот момент - очередной дефолт. Летом 99-го, после уже 16 химиотерапий его перевозят в Москву, где врачи, разводя руками, делают еще полторы химии, и в августе 99-го на подмосковной даче в Королеве – Александр Литвинов умирает.

У живого Вени Д’ркина безусловно был потенциал стать артистом первого эшелона. И он бы им стал, вопрос еще пары лет. В 98-м, если бы не очередной кризис, возможно, все было бы иначе… Но мертвый артист, не достигший известности при жизни – уже не представляет для шоу-бизнеса никакого интереса.

Друзья начали после смерти издавать концертные-квартирные записи… в результате, даже эти некачественные записи приобрели достаточно широкую известность. Кроме того, вокруг издания этих записей выросли и зажили самостоятельной жизнью «ДрФесты».
Фестивали Вени Д’ркина. Просто, - без «пямяти», «имени» и прочих литературных излишеств.

Последняя фонограмма, записанная Веней (февраль 1999) - музыкальная пьеса-сказка под названием “Тае Зори”.

21 августа 1999 в 7 часов вечера Александр Михайлович Литвинов умер. 24 августа его похоронили на городском кладбище в Свердловске. Ему было 29…