В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»). Образ и характеристика ларры в рассказе горького старуха изергиль сочинение

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - легендарное произведение, написанное в 1894 году. Идейность данного рассказа полностью соответствовала мотивам, доминирующим в раннем романтическом периоде творчества писателя. Автор в своих художественных поисках пытался создать концептуальный образ человека, который готов идти на самопожертвования, ради возвышенных гуманных целей.

История создания произведения.

Считается, что произведение было написано осенью 1894 года. Дата основана на письме В. Г. Короленко члену редакционной комиссии «Русские ведомости».

Впервые рассказ был напечатан спустя год в «Самарской газете» (номера 80, 86, 89). Примечательно, что данное произведение стало одним из первых, где особо ярко проявляется революционный романтизм писателя, усовершенствованный в литературной форме немного позже.

Идейность .

Писатель пытался пробудить веру человека в будущее, настроить аудиторию на позитивный лад. Философские размышления главных героев носили конкретный нравственный характер. Автор оперирует такими базовыми понятиями, как правда, самопожертвование и жажда свободы.

Важный нюанс: старуха Изергиль в рассказе представляет собой довольно противоречивый образ, но, тем не менее, преисполненный высокими идеалами. Автор, воодушевленный идеей гуманизма, пытался продемонстрировать силу человеческого духа и глубину души. Несмотря на все тягости и лишения, вопреки сложностям натуры, старуха Изергиль сохраняет веру в высокие идеалы.

По сути, Изергиль является олицетворением авторского начала. Она же неоднократно подчеркивает первостепенность человеческих поступков и их величайшую роль в формировании судьбы.

Анализ произведения

Сюжет

Историю рассказывает старая женщина по имени Изергиль. Первым следует рассказ о горделивом Ларра.

Однажды молодую девушку похищает орел. Соплеменники долго ищут ее, но так и не находят. Спустя 20 лет она сама возвращается в племя вместе со своим сыном. Он красивый, смелый и сильный, с горделивым и холодным взглядом.

В племени юноша вел себя надменно и грубо, демонстрируя презрение даже к самым пожилым и уважаемым людям. За это соплеменники разгневались и выгнали его, обрекая на вечное одиночество.

Ларра долгое время живет один. Время от времени он ворует скот и девушек у бывших соплеменников. Отверженный мужчина редко показывается на глаза. Однажды он подошел слишком близко к племени. Самые нетерпеливые мужчины бросились ему навстречу.

Приблизившись вплотную, они увидели, что Ларра держал нож и пытался себя им убить. Однако лезвие даже не повредило кожу мужчины. Стало понятно, что мужчина страдает от одиночества и мечтает о смерти. Убивать его никто не стал. С тех пор по миру бродит тень красивого юноши со взглядом орла, который не может дождаться своей кончины.

О жизни старухи

Старая женщина рассказывает о себе. Когда-то она была необычайно красива, любила жизнь и наслаждалась ею. Она влюбилась в 15 лет, но не испытала всех радостей любви. Несчастные отношения следовали один за другим.

Однако, ни один союз не принес тех трогательных и особых моментов. Когда женщине исполнилось 40 лет, она приехала в Молдавию. Здесь она вышла замуж и прожила последние 30 лет. Сейчас она вдова, которой остается лишь вспоминать о былом.

Как только наступает ночь, в степи появляются загадочные огоньки. Это искорки от сердца Данко, о котором начинает рассказывать старуха.

Когда-то в лесу жило племя, которое изгнали завоеватели, вынудив жить возле болот. Жизнь была тяжелой, многие члены общины стали умирать. Чтобы не покорятся страшным завоевателям, было принято решение искать выход из леса. Смелый и отважный Данко решился возглавить племя.

Тяжелый путь изматывал, а надежды на скорое решение проблемы не было. Никто не захотел признать своей вины, поэтому все решили обвинить молодого вождя в его невежестве.

Однако, Данко так жаждал помочь этим людям, что почувствовал в груди жар и огонь. Неожиданно он вырвал свое сердце и поднял над головой, как факел. Оно осветило путь.

Люди поспешили покинуть лес и оказались среди благодатных степей. А молодой вождь пал мертвым на землю.

Кто-то подошел к сердцу Данко и наступил на него. Темную ночь осветили искорки, которые можно увидеть до сих пор. Рассказ заканчивается, старуха засыпает.

Описание главных героев

Ларра - горделивый индивидуалист с непомерным себялюбием. Он является дитем орла и обычной женщины, поэтому не просто считается себя лучше остальных, а противопоставляет свое «Я» всему социуму. Получеловек, пребывая в обществе людей, стремится к свободе. Однако, получив желаемую независимость от всего и всех, испытывает горечь и разочарование.

Одиночество - самое страшное наказание, гораздо страшнее смерти. В пустоте вокруг самого себя обесценивается все вокруг. Автор пытается донести мысль, что прежде, чем требовать что-либо от окружающих, следует сначала сделать что-то полезное для других. Настоящий герой тот, кто не ставит себя выше других, а тот, кто может пожертвовать собой во благо высокой идеи, выполняя сложные мисси, важные для всего народа.

Таким героем является Данко. Этот мужественный и смелый мужчина, несмотря на молодость и неопытность, готов вести свое племя сквозь дремучие леса темной ночью в поисках светлого будущего. Дабы помочь своим соплеменникам Данко жертвует собственное сердце, совершая величайший подвиг. Он умирает, но обретает ту свободу, о которой только мечтает Ларра.

Особый персонаж - старуха Изергиль. Эта дама повествует не только о двух мужчинах с кардинально разной судьбой, но делится с читателем интересными рассказами из собственной жизни. Женщина всю жизнь жаждала любви, но тяготела к свободе. Кстати, ради своих возлюбленных Изергиль, как и Данко, была способна на многое.

Композиция

Композиционная структура рассказа «Старуха Изергиль» довольно сложная. Произведение состоит из трех эпизодов:

  • Легенда о Ларре;
  • Рассказ женщины о своей жизни и любовных перипетиях;
  • Легенда о Данко.

Первый и третий эпизод повествуют о людях, жизненная философия, мораль и поступки которых кардинально противоположны. Еще одна интересная особенность: рассказ ведут сразу два человека. Первый рассказчик - сама старуха, второй - неизвестный автор, дающий оценку всему происходящему.

Заключение

М. Горьких во многих своих романах пытался раскрыть ключевые аспекты человеческой морали, задумываясь о главных качествах типичного героя: свободолюбии, отваге, силе духа, смелости, уникальном сочетании благородства и любви к человечеству. Зачастую автор «оттенял» ту или иную свою мысль, используя описание природы.

В рассказе «Старуха Изергиль» описание пейзажей позволяет показать красоту, возвышенность и необыкновенности мира, а также самого человека, как неотъемлемую составляющую вселенной. Романтизм Горького здесь выражен по-особому: трогательно и наивно, серьезно и страстно. Тяга к прекрасному сопряжена с реалиями современной жизни, а беззаветность героизма всегда зовет к подвигу.

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.
Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных его легендах о Лар-ре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель - быть полезным народу. Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. “Идем! - крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они пошли за ним, очарованные... И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гуманиста и личность большой духовной красоты.
Положительному образу Данко Горький противопоставляет негативный образ Ларры - образ себялюбца и эгоиста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: “Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей и многим еще”. За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. “В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”. Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.
Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше всего ценит Свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно”. В рассказе “Старуха Изергиль” Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

Меню статьи:

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом. Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Его скорее всего убил некто влюбленный в нее. Изергиль тяжко вздыхает: « От любви людей гибнет не меньше, чем от чумы». Такой трагизм не действует на нее и не наводит хандру. К тому же в это время она смогла накопить должное количество денег и выкупить себя в жида, но, следовать намеченному плану, и возвращаться домой, не стала.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил. Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно. Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого. Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

4.7 (93.33%) 6 votes

В своём бессмертном произведении «Старуха Изергиль» Алексей Максимович Горький размышляет и даёт пищу для размышлений читателям о месте человека в обществе, о нравственных идеалах, о самопожертвовании и жажде свободы. В рассказе присутствуют два героя, Ларра и Данко, о которых рассказывает старушка с именем Изергиль. Сначала она рассказывает о гордом и самовлюблённом Ларра, который не уважает даже старших по возрасту людей. За это его выгнали из племени и обрекли на вечное одиночество и невозможность умереть. Страшнее наказания придумать нельзя.

Данко ведёт своё племя через лес в ночное время. А чтобы освещать путь, он вырывает из груди своё сердце. Данко умирает, но при этом получает свободу и благодарность, которую не может получить Ларра. Данко настоящий герой, который жертвует собой ради своих соплеменников.

Сам рассказ довольно сложный для восприятия. В рассказе как бы присутствуют три рассказа. Рассказ о самовлюблённом и горделивом Ларре, рассказ старушки Изергиль о своей жизни и любви и рассказ о смелом и бесстрашном Данко.

Итоговое сочинение по литературе, ЕГЭ-2018. Направление «Человек и общество»

Тема человека является лейтмотивом этого рассказа. Горький исследует природу человека, его место в обществе.

В этом произведении противопоставлены два героя — Ларра и Данко.

Ларра живет только для себя, он очень одинок, поэтому такая величайшая ценность как жизнь для него становится наказанием. Горький отмечает, что человек будет свободным только тогда, когда он тесно связан и взаимодействует с обществом.

Каким бы ни был человек — он живет в обществе, поэтому должен учиться уживаться с другими людьми.

Данко — совсем другой. Он готов отдать свою жизнь ради блага других людей. При этом он ничего не ждет и не требует взамен. По словам Горького Данко — это идеал человека.

Человек и общество в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

В сочинении по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль» можно написать о следующем.

В рассказе «Старуха Изаргиль» писатель представляет читателю два образа, двух героев, это Данко и Ларра.

Они оба молоды, красивы, полны сил и энергии.

Но они отличаются друг от друга своим отношением к себе и к людям.

Данко любит людей, желает сделать их жизнь счастливой и радостной, он видит смысл своей жизни ради общего счастья и улучшения мира.

Когда приходит роковой момент и люди не понимают его, он всё равно жертвует собой ради них и превращается в красивую легенду в благодарной памяти людей навсегда.

Ларра, напротив, самовлюблён и горд.

Он также живёт среди людей, но они кажутся ему недостойными его, он считает, что лучше всех и презирает остальных.

Он считает, что он может обойтись без людей ив своём холодном эгоизме даже убивает предназначенную ему в жёны красавицу. И люди изгнали его, обрекая на одиночество, к которому он так стремился.

Тень Ларры, его душа обречены на вечное скитание и невозможность найти счастье и покой вне общества, которое он так презирал.

Максим Горький на стороне Данко, его идеал — это жизнь ради людей, ради преобразования общества, ради общего добра и света.

В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» сама Изергиль рассказывает о Данко, который пожертвовал собой, не испугавшись смерти. Он вырвал свое сердце из груди, и оно освещало дорогу людям. Смелость Данко прославила его в веках. Но люди неблагодарны, и потому они забыли о подвиге Данко и наступили на его сердце. Здесь общество губит личность, потому что серой массе не нужны индивидуальности.

Гордый Ларра противопоставил себя племени, убил лучшую девушку, которую хотели отдать ему в жены, отчего превратился в тень и вынужден скитаться вечно. Так показано, что человек неотделим от общества и не может жить без него, а только существовать.


«Старуха Изергиль» - размышление над смыслом жизни

«В чем смысл жизни»-самый ядовитый вопрос для тех, кто хочет без особых душевных терзаний дожить до ста лет, самый любимый вопрос для философов, всегда актуальный вопрос для искусства. Шестнадцать страниц текста – три судьбы, три подвига, три одиночества.

Свой рассказ Максим Горький написал в 1894 году, его можно отнести к ранним романтическим произведениям, тем не менее, рассказ художественно совершенен, недаром Горький говорил: «...»

Цель писателя – показать, как красив человек, как потенциально богат он, способен глубоко чувствовать, преодолевать мрак. Романтический герой Горького способен спасти людей от никчемности, слабости, им движет духовный порыв, жажда гармонии и подвига.

^ Композиция рассказа трехчастная, все части объединены общей идеей – выявить истинную сущность человеческой жизни. В основе каждого сюжета лежит дилемма: жить для себя или других, удовлетворять собственные запросы или общественные...

^ Каждый из героев рассказа вызывает восхищение: они красивы, горды, независимы, энергичны и одиноки. Рассказ написан как ответ Горького на утверждение Ницше о том, что «человек только тогда счастлив, когда он одинок». И Ларра, и Данко, и Изергиль одиноки, но счастливы ли они?

^ Первая часть повествует о Ларре, сыне орла, непреклонном гордеце, который никого не любит, кроме себя. Когда ему говорят, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом, силой», он отвечает, что хочет сохранить себя целым. Он наказан воплощением своего необдуманного желания, он обречен на бессмертие, которое становится для него проклятием. Ларра восстал против общепринятых правил, против морали, он защищает свою главную ценность – свободу. В этом его героизм, и мы чувствуем симпатию автора к герою, но он посчитал себя выше всех остальных, решил, что он вправе брать, ничего не давая взамен. Он наказан за эгоизм и гордыню, наказан тем, чего никогда не боялся – одиночеством. Эти не очень смелые, не очень умные люди догадались, что «его наказание – в нем самом». На примере образа Ларры автор развенчивает идею сверхчеловека.

^ В третьей части рассказа старуха повествует о смелом юноше Данко, которым примером своей жизни воскрешает идею о том, «в жизни всегда есть место подвигу». Горящее сердце Данко стало символом жертвенной любви к людям, он вывел свое племя из мрака. Отдать все, ничего не получив взамен – вот жизненная ситуация героя. Отдать все самое лучшее, что у тебя есть, трусливым, жалким людям, не способным на благодарность? Кто способен на это? Герой, но не человек. Такое жертвенное восприятие встречается, оно свойственно пророкам, духовным лидерам, святым.

^ Нельзя не сказать об образе толпы в рассказе. Сердце Данко горело ради трусливых обывателей, «осторожный человек» заметил искры и наступил на гордое сердце ногой, «как бы чего ни вышло». У обывателя свой смысл жизни: жить осторожно, незаметно, вкушать скромные радости жизни, спрятавшись от посторонних глаз.

^ Повествование Изергиль о своей судьбе поставлено в центр произведения и служит связующим звеном между преданием и реальностью. Называя рассказ ее именем, автор акцентирует внимание читателя на этом персонаже и говорит об ее неоднозначности. Героиня не раз встречала на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой - за восставших поляков. Себя она тоже видит героиней, но автор отказывает ей в этом, рисуя ее портрет: тусклые глаза, сухая кожа, скрипящий голос. Ее главными ценностями в жизни были красота и любовь, но красота мимолетна, а любовь любви рознь.

Ее любовь далека от самопожертвования, она хищна и жестока, она не помнит имен своих возлюбленных, не знает их судеб, ее любовь сеет несчастье и смерть. Своей одинокой, бесплодной старостью она наказана за то зло, которое несла людям.

^ Смысл жизни каждый найдет свой:

Кто видит его в том, чтобы не задумываться над ним, жить легко и беспечно, столько, сколько отпущено;

Кто в то, чтобы остаться «целым», как Ларра;

Кто в жертвенном служении людям без надежды на благодарность, как Данко;

Кто в том, чтобы жить не высовываясь, как осторожные люди;

А кто-то странным образом сможет сопрячь эти крайности.

^ Еще одна проблема поставлена в рассказе – отношение к смерти и бессмертию. Как к нему относиться? Отринув общество и его законы, Ларра обретает абсолютную свободу, но что ему делать с ней... Он, бессмертный, ищет смерти. Жизнь становится для него мукой. Душа Данко тенью скользит в небе, память о нем – это плата за его подвиг, и эта память заставляет людей поверить в себя, ощутить в себе героические порывы. Бессмертны и те чувства, которые ведут Изергиль по жизни, любовь вечна.

^ Рассказ написан мастерски. Контраст этических принципов, гиперболизация, внесение фантастического элемента в повествование, «вечный» пейзаж, использование фольклорных приемов – вот неполный перечень художественных приемов рассказа. Язык аллегорий создает эмоционально приподнятый, пафосный тон повествования. Пейзаж: море, шум волн и ветра, степь, костер, ночь – придает романтическую загадочность. Образы-символы Горького: сердце как камень, девушка, превратившаяся в змею, темный лес – запоминаются и углубляют содержание рассказа.

«Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он все. Он создал бога»–говорил Горький. Писатель берет на себя трудную задачу разобраться в этом противоречивом, непредсказуемом создании, именуемом человеком.