Упражнения для развития музыкального слуха у взрослых. Зачем развивать музыкальный слух? От чего зависит чистота пения

Online игра "Абсолютный слух"

To view this page ensure that Adobe Flash Player version 10.0.0 or greater is installed.


Если вы не видите игру над этой надписью, то вам нужно скачать и установить Adobe Flash Player

По техническим причинам мы больше не формируем таблицу рекордов, поэтому вводить в конце игры данные НЕ надо...

По техническим причинам мы больше
не выдаем ДИПЛОМЫ и приносим извинения:-(

В игре звучат первых 33 вопроса из данного списка. Весь список из 55 вопросов (с 34 по 55 фишки с нотым станом) представлен в полной версии данной игры, входящей в программу .

1. ДО
2. РЕ
3. МИ
4. СИ
5. ЛЯ
6. РЕ
7. МИ
8. ФА
9. ЛЯ
10. СИ
11. СОЛЬ
12. МИ
13. ДО 1-й октавы
14. РЕ 1-й октавы
15. МИ 2-й октавы
16. ФА малой октавы
17. СОЛЬ 1-й октавы
18. ЛЯ 1-й октавы
19. СИ малой октавы
20. ДО малой октавы
21. РЕ малой октавы
22. МИ большой октавы
23. ФА 1-й октавы
24. СОЛЬ малой октавы
25. ЛЯ большой октавы
26. СИ большой октавы
27. ДО 2-й октавы
28. РЕ 1-й октавы
29. МИ 1-й октавы
30. ФА 2-й октавы
31. СОЛЬ большой октавы
32. ЛЯ малой октавы
33. СИ 2-й октавы
34. ДО 1-й октавы + нотный стан
35. СОЛЬ малой октавы + нотный стан
36. ЛЯ большой октавы + нотный стан
37. ФА большой октавы + нотный стан
38. РЕ большой октавы + нотный стан
39. МИ 1-й октавы + нотный стан
40. ДО 1-й октавы + нотный стан
41. СОЛЬ 1-й октавы + нотный стан
42. СИ 1-й октавы + нотный стан
43. РЕ 2-й октавы + нотный стан
44. МИ 2-й октавы + нотный стан
45. ФА 2-й октавы + нотный стан
46. СОЛЬ 2-й октавы + нотный стан
47. СИ 2-й октавы + нотный стан
48. ДО 3-й октавы + нотный стан
49. ДО 1-й октавы + нотный стан
50. ЛЯ малой октавы + нотный стан
51. ФА малой октавы + нотный стан
52. РЕ малой октавы + нотный стан
53. СОЛЬ большой октавы + нотный стан
54. МИ большой октавы + нотный стан
55. ДО большой октавы + нотный стан

Алексей Устинов, 2011-12-30

Игра обновлена 2013-11-30

Комментарий педагога

Абсолютный музыкальный слух - способность определять высоту тона, независимо от других тонов , т.е. не сравнивая звуки между собой и, как следствие, присваивать этому звуку название ноты. Природа этого феномена недостаточно исследована в кругах музыковедов и, видимо, поэтому представлена разными точками зрения. Но еще менее она знакома педагогам-практикам. При этом, навык "абсолютного музыкального слуха" постоянно остается в фокусе как интереса, так и споров почти у всех музыкантов. Принято считать, что все струнники (скрипачи, виолончелисты) обладают таким слухом, но это не так! Напротив, кажется, что пианисту он вовсе не нужен - однако, те из них, кто владеет этим навыком, говорят, что он очень помогает, например, при чтении партитур… Еще один часто дискуссируемый вопрос: можно ли его развить, или это что-то врожденное?...

Что делать с ребенком, который легко подбирает любую мелодию и совсем не желает смотреть в нотный текст? Как развить слух ученику, который хорошо знает нотные символы, но может играть фальшивые ноты, заучивает их и педагог никакими силами не может ему помочь?

Однажды мой ученик второго класса попросил сыграть ему пьесу Геннадия Сасько "Блюз", достаточно сложную в ритме, с пассажем в конце. Сыграла ее три раза... а на следующем уроке он играл Блюз без нот и в том же темпе, котором пьеса прозвучала. Случай с этим мальчик был для меня примером моей некомпетентности в работе с одаренным, с абсолютным слухом, учеником… Детей с абсолютным слухом в моей педагогической практике встречалось не много. И чаще всего такие дети не заканчивали музыкальную школу. Они с самого начала могли запомнить и сыграть пьесы с рук, "на слух", но чтение сложного текста вызывало у них сопротивление и, как следствие, у них терялся интерес к обучению.

Иными словами, навык "абсолютного слуха" не является чем-то отдельным в процессе обучения, однозначно положительным или негативным. И наличие, и отсутствие его требует от педагога дополнительного внимания и особого подхода к ученику. И все-таки, этот навык крайне желателен!

Чтобы помочь своим ученикам, а самой не повторить ошибки молодости, сейчас я применяю метод Мальцева С.М. - автора комплексной методики обучения игре на фортепиано, а так же сольфеджирования, синхронного с фортепианной игрой. Этот метод помогает мне выявлять уже в первый год обучения детей с хорошо развитым слухом и постоянно работать с ними чтением нот с листа.

Большинству учащихся и желающим освоить музыкальные премудрости, легко разучивать и играть любимые мелодии на фортепиано или гитаре, все же надо развивать слух. И игра "Абсолютный слух" - превосходное средство для этого. Она годится для всех возрастов.

Маленькие дети, которые и читать то не могут, по картинкам будут угадывать нужный ответ. (Только им надо помочь - вначале поиграйте в игру НОТКИ - КАРТИНКИ, чтобы ребенок познакомился с нотками, спрятанными в простых словах: ДОМ, РЕПКА. Там же, он познакомится и со звучанием нот.).

Ребята постарше и взрослые, играя, обнаружат, что у них ЕСТЬ абсолютный слух и что этот навык развивается - проверено!

Конечно, кто-то может сказать, что в игре нет полутонов (точнее, полной хроматической гаммы). Да, игра включает только белые клавиши фортепиано, т.е. фактически мы находимся в мажорном (ДО) или минорном (ЛЯ) ладу… Кто-то может отметить, что здесь играют роль ступени лада и интервалы... Абсолютно верно! Но, начните с простых задач, добейтесь уверенного распознавания этих нот, и вы сделаете большой шаг в совершенствовании вашего музыкального слуха. Поверьте, вы получите громадное удовольствие, обнаружив, что вы на слух определяете название ноты!

Кривопалова Л.Н.
Педагог фортепиано, Дворец творчества детей и молодежи, г. Томск
01.05.2011

Команда Вирартек выражает признательность Любови Николаевне Кривопаловой, принявшей активное участие в создании данной игры и в ее тестировании. СПАСИБО! Успехов вам и вашим ученикам!

Тренированный необходим каждому, кто занимается музыкой.

То, что вы слышите, это то, что вы играете, и если у вас проблемы с распознаванием разных типов аккордов, ритма или мелодий, это значительно ограничивает ваши возможности.

Однажды после занятий со своими учениками я решил выпить чашечку кофе. По пути в кофейню я услышал крик птицы, пролетавшей мимо. Ничего странного, скажете вы. Но есть одна мелочь: я распознал в этом звуке интервал в большую терцию. И вот, у меня уже есть идея для следующей статьи!

Я уже давно преподаю игру на гитаре и могу сказать, что большинство современных гитаристов обладают очень хорошо и слишком . Отличный способ проверить, можете ли вы играть на слух, это попросить друга сыграть легкую фразу дважды, а потом попробовать воспроизвести ее самостоятельно.

Если вам удастся сыграть фразу без ошибок с первого раза, вы на верном пути. Если вам пришлось долго искать нужные ноты, самое время заняться тренировкой слуха. Как и техника игры, способность распознавать и понимать музыкальные звуки требует постоянной практики и усилий. Многие мои ученики и товарищи понятия не имеют, как тренировать слух, поэтому я разработал несколько способов для этого.

Как тренировать слух

Хорошая идея — сходить в ближайшую музыкальную школу и узнать, не предлагают ли они курсов по сольфеджио и развитию слуха. Я сам и не догадывался о важности слуха, пока не начал ходить на занятия по и тренировке слуха в музыкальном колледже. Помимо прочего, там учат распознавать . Также вы узнаете, как записывать мелодии на бумагу и различать ритмы.

А что, если вы и так можете подбирать мелодии и вам для этого не нужно быть специалистом по ритмам и нотной записи? Отлично! Теперь попробуйте объяснить свою музыкальную идею клавишнику группы! Помните: профессионализм — не минутное дело! Ваши коллеги в любом случае оценят ваше внимание к деталям. В конечном итоге, большинство музыкальных курсов основываются на одном и том же. Попробуйте сыграть и спеть мажорную гамму, стараясь попадать в ноты.

Для начала, возьмите тональность, в которой вам легче всего петь. Потом можете играть и петь ноты гаммы с пропусками. Например, в тональности G мажор вы играете и поете ноту G, пропускаете ноту A и поете ноту B. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что это дается вам легко. Затем попробуйте спеть эту ноту без гитары. Добейтесь максимальной точности.

Пойте ступени гаммы в виде . Первая ступень — тоника, потом вторая ступень и т.д. Кроме того, можно также тренироваться петь , а также другие лады и

Музыка - неотъемлемая часть жизни многих людей, но не каждый человек музыкален от рождения. Бывает, слышишь любимую песню и так и хочется спеть вместе с любимым артистом, однако боязнь услышать неодобрительные комментарии уничтожает желание на корню. Однако даже музыкальный слух - всего лишь дело практики и усердных занятий.

Что такое слух?

Самое просто объяснение заключается в том, что музыкальный слух — это определенные навыки и способности, которые позволяют полноценно воспринимать музыку и слышать все ее невероятные звуки или даже мелкие погрешности. Без таких способностей не обходится ни один музыкант, звукорежиссер и даже продюсер.

Абсолютный музыкальный слух

Считается, что натренировать абсолютный слух невозможно, который живет с человеком с самого рождения, и шанс иметь абсолютный слух выпадает одному человеку из десяти тысяч. Что говорит о том, что многие поистине великие музыканты не имели абсолютного слуха. Абсолютный слух заключается в способности определять в точности высоту тона любого звука без помощи эталонов. Проще говоря, это врожденная способность улавливать структуру музыки.

Относительный, или интервальный, слух

Позволяет определять величину музыкальных интервалов, а также воспроизводить их. в данном случае определяется путем сопоставления с эталоном.

Внутренний слух

Данный вид слуха связан с мыслительной деятельностью. Проще говоря, представлять мысленно музыку и отдельные ее составляющие. Зачастую это происходит по нотным записям или просто по памяти.

Интонационный слух

Позволяет воспринимать музыку, определяя ее характер, экспрессию, тон. Самый эффективный способ - специализированный учебный курс сольфеджио. Важно, чтобы направлен он был на эстетическое воспитание, а не техническое.

Ритмический слух

Это способность чувствовать эмоциональную выразительность ритма. Каждый может научиться слышать и чувствовать ритм.

И это далеко не полный список известных человечеству однако это те важные составляющие, на которых базируется классическое понимание музыкального слуха. Натренировав их, человек обретает способность слышать и понимать мелодию. Однако вопрос, если ли музыкальный вкус у конкретного человека, остается открытым.

Человеческий мозг имеет определенные отделы, которые как раз и отвечают исключительно за музыкальный слух. Находится данный участок в слуховой зоне, и чем больше нервных окончаний в нем содержится, тем лучше развит слух у человека. Определить, как обстоит дело со слухом у конкретного человека, можно в домашних условиях, не прибегая к магнитной томографии. Для этого можно просто попробовать повторить услышанную мелодию, пусть это будет припев из любимой песни. Главное - держать ритм. И даже если первый раз оказался провальным, паниковать точно не стоит, лучше потратить силы на усердные занятия и больше тренироваться.

Как начать слышать музыку?

Развитие музыкального слуха - задача, с которой справиться гораздо проще, чем кажется. Идеальный вариант - отправиться на уроки сольфеджио к профессиональному преподавателю. Суть этого предмета как раз и заключается в том, чтобы развивать слух и музыкальную память. Однако, если такой возможности нет, стоит запастись тонной терпения и заниматься самостоятельно. Что же для этого нужно?

  • Первый способ - любой музыкальный инструмент. Этот вариант один из самых доступных и эффективных. Развивает все перечисленные выше виды слуха. Хотите натренировать их по максимуму? Учитесь играть на любом инструменте. С самого детства мечтали научиться играть на гитаре? Настало время сделать это. Благодаря занятиям вы не только на слух запомните, как должна звучать каждая нота, но и отлично натренируете чувство ритма и наконец-то начнете понимать музыку. Такой вариант подойдет для особо терпеливых и тех, у кого достаточно времени.

  • Второй способ - пение. Самый простой и очевидный метод развить музыкальный слух. Для этого понадобится наличие пианино, но не пугайтесь, если дома такового не имеется. К счастью, мы живем в современном мире, который дает нам возможность воспользоваться бесплатными онлайн-версиями, которых пруд пруди на просторах Интернета. Развитие слуха начинается с гамм, ежедневно играйте и пойте их вместе с фортепиано. Когда мастерство будет отточено и с гаммами вы будете чувствовать себя уверенно, приступайте к следующему этапу - интервалы, аккорды или мелодии. Важно побороть в себе стеснение, если от этого чувства не избавиться, то занятия будут бессмысленны. Выбирайте такое время для занятий, чтобы никого не было дома.
  • Третий способ - упражнения, которые очень напоминают медитацию. Такой способ отлично помогает развить именно внимательность к звукам, возможность вслушиваться в мелодии и понимать их. Привыкли бродить по улице в наушниках? Пора прекращать это занятие. Оставьте наушники дома, прогуляйтесь без них, стараясь прислушиваться ко всем доносящимся звукам. Неважно что это будет, обрывки диалогов, звуки большого города, шум лесных деревьев, хруст снега или шорох листьев. Только обращая внимание на все окружающие звуки, вы поймете, как их много вокруг. Такое упражнение можно проводить и в домашних условиях, не поленитесь потратить пять минут в день, чтобы послушать, как шумит вода, как жужжит холодильник, шум с улицы, лай соседской собаки.
  • Четвертый способ - вслушивайтесь в голоса. Пусть даже обычный разговор с человеком станет упражнением. Вслушивайтесь в голос вашего собеседника, старайтесь запомнить его звучание. Такую манипуляцию можно проворачивать и при просмотре фильмов, запоминая голоса актеров. После можно провести маленький экзамен, пытаться угадать актера только по голосу.
  • Пятый способ - думайте при прослушивании музыки, учитесь слышать ее. Почти каждый современный человек скажет, что слушает музыку каждый день, по пути на работу/учебу/в магазин. Для многих это способ отвлечься, и это здорово, что можно слушать музыку и не думать ни о чем. Но мы ставим цель развить музыкальный слух, поэтому теперь вам нужно не просто слушать музыку, а пытаться услышать ее, вникнуть в суть и структуру. Тренируйтесь отличать музыкальные инструменты друг от друга. Такое упражнение не только способствует развитию слуха, но и научит более тонко слышать музыку, замечая все детали, что подарит еще большее наслаждение при прослушивании. Впоследствии вам захочется более сложных композиций, и это здорово, ведь это значит только, что прогресс есть и вы не стоите на месте.
  • Шестой способ - учитесь чувствовать ритм. С этой целью отлично справляется такой прибор, как метроном. Работа с этим приспособлением крайне проста - отстукивайте пальцем или рукой ритм, который задает метроном. Как только с этим упражнением вы начнется справляться на отлично, следует перейти к распознаванию ритма в мелодиях. Начинать следует с композиций, в которых присутствуют барабаны, по этому музыкальному инструменту распознать ритм в разы проще. Самый сложный уровень в распознавании ритма - классическая музыка. Не менее эффективный ответ на вопрос, как развить музыкальный слух, - танцы. Практиковаться можно как и на занятиях с тренером, так и дома самостоятельно. Во время танца попробуйте словить ритм и двигаться в такт музыке.

  • Седьмой способ - поищите источник звука. В этом упражнении можно попросить поучаствовать кого-нибудь из домочадцев. Суть упражнения следующая: закройте глаза и попросите своего ассистента издавать звуки из разных частей комнаты. Ваша задача - угадать, откуда идет звук. Такое несложное задание больше похоже на детскую игру, однако задача в разы усложняется, если попросить помощника выходить за пределы комнаты и двигаться по всей квартире. Если ассистента не имеется, можно просто выйти на улицу, присесть на лавочку в оживленном месте, прислушиваться к окружающим звукам.

Проверка на наличие слуха

Для того чтобы достоверно определить, есть ли музыкальный слух у человека, следует обратиться к преподавателю, самостоятельно сделать это будет непросто. Наличие слуха диагностируется по следующим критериям:

  • Оценка интонации.
  • Развитость музыкальной памяти.

Упражнения

Проверка музыкального слуха и заключается в следующем упражнении: преподаватель отстукивает каким угодно предметом определенный ритм, а испытуемый должен его повторить максимально достоверно. Если ритм был воспроизведен без нареканий, это свидетельствует о наличии слуха. Упражнения можно усложнять, для того чтобы определить уровень развитости слуха.

Оценка интонации заключается в том, что педагог напевает знакомую мелодию и просит испытуемого ее повторить. Это упражнение позволяет также выявить вокальные способности. Но это упражнение не главный показатель в проверке слуха. Даже при слабом и не очень чистом голосе у человека может быть развит отличный слух, который позволит без проблем освоить игру на каком-либо инструменте.

Все еще задаетесь вопросом, как проверить музыкальный слух? Есть ответ: музыкальная память или так называемая игра в прятки. Упражнение крайне простое: испытуемый поворачивается спиной к инструменту, в то время как преподаватель нажимает любую из клавиш. Задача проверяемого - отыскать ту самую клавишу по памяти. Если человек способен в точности отгадать все ноты при нажатии на клавишу и прослушивания звука, он обладает отличным музыкальным слухом.

Тренировка слуха - это сложный процесс, который сопровождается включением мозга, а не бездумными упражнениями. Это значит, что даже получение элементарных знаний о музыке уже способствует развитию музыкальных способностей. Начните с простой нотной грамоты, изучайте классическую музыку. Богатство звуков, гармония, звучание инструментов - то, что так необходимо желающим развить музыкальный слух.

Можно с уверенностью сказать, что хороший слух это единственная способность, которая позволяет стать музыкантом.

Без этого не может быть ничего.

Конечно возможно научить играть на музыкальном инструменте человека без музыкального слуха, но его игра, скорее всего, будет напоминать действия робота выполняющего заложенную программу и неспособного отклониться от нее.

Когда говорят о музыкальности, то всегда подразумевают хорошо развитый музыкальный слух, даже если эту идею не озвучивают.

Я думаю, что существует множество вопросов связанных с музыкальным слухом, но на наиболее важными, являются следующие:

  • Что подразумевают под хорошим музыкальным слухом?
  • Какие существуют критерии для его определения?
  • Как развивать музыкальный слух?

Начнем с того, что определим,чем музыкальный слух отличается от обычного слуха.

Музыкальный слух - совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух, прежде всего, опирается на знание и на усвоенную систему символов. Например, каждый может напеть мелодию песни “В лесу родилась елочка”, но не каждый может назвать интервалы и ноты, из которых она состоит.

С другой стороны, если Вашей голове есть устойчивая связь между первой интонацией этой песни и тем, что это интервал большой сексты, то когда Вы слышите эту в любом музыкальном произведении. Вы знаете, что это интервал большой сексты и можете сыграть его на инструменте.

Работа слуха в таком случае заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой.

Как видите, развитие слуха представляет собой применение определенного знания на практике в совмещении с развитием слуховой памяти.

Отсутствие понимания того, как соотнести слуховой опыт с развитием слуха может приводить людей к мысли о том, что у них нет слуха.

Однако людей без слуха практически не бывает. Большинство проблем связанно с некачественным обучением основам, в музыкальных школах и прочих учебных заведениях.

Существует множество категорий музыкального слуха. Наиболее важными являются:

Абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном. Это подразумевает, что услышав любую ноту, Вы можете назвать ее.

Подразделяется на пассивный (небольшой процент определения нот, ограниченное применение) и активный.

Относительный слух - наиважнейший для любого музыканта — определяется, как способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

Внутренний слух - способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес; очень важен при обучении .

Гармонический слух - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Полифонический слух – способность слушать все голоса в многоголосном произведении.

Полиритмический слух – способность слышать ритмические фигуры звучащие разных размерах и способность воспроизводить эти ритмы.

Существует несколько основных способов развития слуха:

Сольфеджирование

Сольфеджирование (то есть практика ) предполагает пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий. Такая практика закрепляет связь между слухом и написанной нотой, а также сольфеджирование формирует определенную слуховую систему.

Например, пропевая мажорную гамму Вы усваиваете ее строй, звучание и постепенно оно становиться для Вас естественным и привычным и любое отклонение Вы будете воспринимать, как неудобство. Таким образом, с одной стороны Ваш слух развивается, с другой стороны пока Вы не освоите, что-либо другое оно будет недоступно для Вашего восприятия. Такая проблема может, например, возникнуть при прослушивании атональной музыки.

2. Музыкальный диктант

Процесс в чем-то противоположный сольфеджированию. Здесь Вы, опираясь на уже приобретенные знания, записываете на ноты сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используется различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.).

Также музыкальный диктант способствует развитию музыкальной памяти.

3. Транскрибирование (от англ.transcribing переписывание) или съем — подбор по слуху или на инструменте и запись на
ноты какого-либо произведения.

Это может быть как съем Вашего инструмента, так и других инструментов и даже написание целой партитуры.

Существую различные приемы используемые транскрайберами для ускорения процесса переноса звучащей музыки на бумагу (замедление записи, таблицы, анализ и др.).

4. Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.

Также для развития слуха можно использовать различные специализированные программы (например, Ear Trainer).

Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.

admin

Считается, что и музыкальный слух – это дар, который человек получает при рождении. Поэтому вокалистами становятся избранные люди. Остальным остается пение под караоке, фальшивые ноты и непопадание в темп. Практика показывает, что человек в состоянии прокачать любой навык. Как гимнасты развивают гибкость, а спортсмены – выносливость. Также обстоит дело и со слухом. Постоянные тренировки дадут результат, и вы зазвучите чисто и красиво. Как развить музыкальный слух?

Зачем развивать музыкальный слух?

Если вы решили связать жизнь с музыкой, то без развития слуха не обойтись. Он нужен вокалистам, певцам, звукорежиссерам, продюсерам и специалистам, касающимся музыкальной сферы. Музыканты трактуют состояние, когда человек не попадает в ноты. Это отсутствие связи между слухом и звуком. Другими словами человек слышит ноты, понимает звучание мелодии, но когда дело доходит до вокала, то выдает фальшивое пение.

У музыкантов не возникает вопрос, зачем развивать музыкальный слух? А вот любители вокала, люди, видящие себя на сцене либо одаренные природой, задумываются над этой дилеммой. Нет предела совершенству. Даже если начальные данные заложены природой.

Люди с плохим слухом и мечтающие петь, при таких показателях ставят крест на мечте, не задумываясь над развитием навыков. Если ребенок мечтает о сцене, то поддержите его. Запишите для начала в музыкальную школу. Улучшение музыкального слуха полезно для детей, помогает при изучении иностранных языков.

Музыкальная школа, пройденная в детстве – это хорошая основа для улучшения слуха. Но, можно обойтись и домашними упражнениями. Здесь важна частота тренировок и четкая программа. Если хотите более быстрый результат, то наймите репетитора, который даст частные уроки сольфеджио.

Как развить музыкальный слух самостоятельно? Воспользуйтесь подборкой приведенных упражнений:

Понадобится музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Вначале нажимайте клавиши подряд от ноты «до» до «си». Прислушайтесь к звучанию клавиш и пропойте гаммы. Вначале вверх, затем вниз. Если фальшивите, то начинайте сначала. Чтобы закрепить результат и прочувствовать звучание нот, сделайте упражнение несколько десятков раз (20–30 повторов).
Выберите музыкальные произведения, которые вам нравятся. Подбирайте мелодичные песни. Реп и рок не подойдет, поскольку такие произведения далеки от мелодичности. Далее включайте песню, прослушиваете небольшой отрезок и останавливаете трек. Старайтесь полностью повторить песню, попадая в ноты. Если возникли сомнения, то прослушайте отрывок вновь. Поработайте эхом, дослушав песню до конца.
Возьмите музыкальный инструмент для воспроизведения нот. Перед вами стоит задача слушать и петь интервалы. Данное занятие эффективно помогает для развития музыкального слуха. Берете любую ноту и соединяете ее со следующей. Например, «до» — «ре» и так до ноты «си». Прослушиваете звуки, затем воспроизводите их. Повторяйте упражнение несколько раз, проигрывая музыкальную комбинацию вверх и вниз.

Выберите ноту из музыкального ряда и «опевайте» ее со всех сторон. Для этого постройте следующую комбинацию. Для начала берете базовую ноту, затем повышаете на один тон вверх. После возвращаетесь в исходную позицию и берете направление к нижнему полутону. Заканчиваете «опевание» базовой нотой. На практике выглядит следующим образом: «до–ре–до–си–до». Продолжайте упражнение с каждой нотой, «опевая» на слог «ла».

Приведенная программа рассчитана на новичков. Задача упражнений – закрепить навыки и довести умения до автоматизма. Как только почувствуете, что уверенно выполняете описанные упражнения, то расширяйте количество нот. Задействуйте две клавиши, направляя их в каждую сторону. Берете нижнее «до», опускаете вниз, затем от верхнего «до» ведете вверх.

Приведенные выше упражнения сложно выполнять все вместе. Вначале опробуйте каждое, затем выберете наиболее легкие. Отработайте упражнения до совершенства, затем постепенно добавляйте новые. Комбинируйте различные методы, чтобы добиться желаемого результата.

Повышайте знания. Если с музыкой, вы не сталкивались и не имеете профессионального образования, то начните с изучения нотной грамоты. Курсы и полезные материалы найдите в интернете. Они помогут не заучивать ноты, а понять основные принципы. Нотная грамота – это особый язык, на котором общаются музыканты. Вы сможете читать нотные записи.

. Подобное желание появляется при глубоком изучении музыки. Если до этого момента классика не частый гость в вашем доме, то поменяйте ситуацию. Включайте произведения регулярно, во время уборки, отдыха, чтения книги. Пусть звучит ненавязчивым фоном. Со временем заметите, как начнете подпевать и воспроизводить правильные ноты. Интересно, что сложные аккорды учатся быстрее в известных композициях. Поэтому развивайтесь, выискивая новые музыкальные произведения.
Чистое пение невозможно без музыкальной памяти. Прослушав несколько раз мелодию, вы должны запомнить ее и без труда воспроизвести. Найдите программы для улучшения слуха и запоминания нот. Удобно, что курсы устанавливаются на планшет и мобильный телефон. Каждодневные занятия дают хороший результат. Прослушивайте уроки в обеденный перерыв, или добираясь на занятия, работу.
Запишитесь в хор. Оттачивайте мастерство сразу же на практике. Сейчас много организаций, занимающихся хоровым пением. Подберите кружок по интересам: исполнение народных или эстрадных песен. Посещая занятия, почувствуете, какие моменты нужно подтянуть, посоветуетесь с преподавателем. Если необходимо, то возьмете индивидуальные уроки.

Занимаясь над развитием слуха в домашних условиях, подготовьтесь морально. Самостоятельные занятия требуют вдвое больше усилий и терпения. На первых порах не исключены ошибки и разочарования. Самое главное, не обманывайте себя, не допускайте фальши. Выполните меньше упражнений, но качественней. Постоянная тренировка даст результаты: попадание в ноты и улучшение вокальных данных.

18 марта 2014