Творчество и краткая биография замятина евгения. Евгений замятин - биография, информация, личная жизнь Замятин все произведения

Биография Евгения Ивановича Замятина насыщена и полна интересных фактов. Сколько бы государство «не ломало» писателя, его дух не сломился, поэт продолжал заниматься любимым делом и яро отстаивал свои позиции.

Евгений Замятин появился на свет 20 января (1 февраля) 1884 года в Тамбовской губернии, в городе Лебедяне. Отец работал священником и преподавал Слово Божие, а мать была пианисткой. В 4 года мальчик уже читал Гоголя и серьезную литературу вместо букваря.

В 1893 году родители отправили ребенка в Лебедянскую гимназию, где будущий поэт проучился до 1896-го. Потом семья переехала в Воронеж, и юноша закончил Воронежскую гимназию с золотой медалью в 1902 году. В школьное время Замятин отлично справлялся с гуманитарными науками, но математика ему не давалась.


В 1902 году юноша поступил в Политехнический институт Санкт-Петербурга, на факультет кораблестроения, где математические дисциплины изучались в первую очередь. В 1905-м Евгений Иванович вступил во фракцию большевиков РСДРП и вместе со студентами участвовал в революционной жизни. За это будущего писателя арестовали, но вскоре отпустили благодаря стараниям мамы.

Летом 1905 года Замятин возвращался из Египта и стал свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин». За это парня снова арестовали и выслали в Лебедянь. Позже он нелегально вернулся в Петербург и в 1908 году закончил университет. Молодой Евгений получил образование морского инженера. Следующие 2 года он работал преподавателем на факультете кораблестроения.

Книги

Замятин стал увлекаться написанием произведений в 1908 году, и тогда вышел его первый рассказ «Один», опубликованный в журнале «Образование». Параллельно он работал над еще одним рассказом – "Девушка". В 1911-м органы власти нашли поэта и за нелегальное проживание сослали его в Лахту. Там он написал первую повесть «Уездное», в которой раскрыл проблемы мира русской провинции. Критики и писатели заметили работу Замятина и положительно оценили ее.


Во времена Первой мировой войны, в 1914 году, поэт сочинил повесть «На куличках», где в ярких красках рассказал об ужасе быта военного отряда на Дальнем Востоке. За это власти привлекают его к суду и ссылают в Кемь. Через 2 года Замятина выпускают и отправляют в командировку в Англию. Там он работает по специальности главным проектировщиком российских ледоколов и руководит строительством. Параллельно написал книгу «Островитяне».

Евгений Замятин вернулся в Россию в сентябре 1917-го и через 4 года создал организацию молодых писателей «Серапионовы братья». После Октябрьской революции напечатали повесть «На куличках», которая в начале войны была запрещена.


В 1920 году поэт написал роман «Мы». Произведение не соответствовало советской цензуре, и его не опубликовали. Без согласия автора книга была напечатана в Америке на английском, чешском и французском языках. Роман-антиутопия повествует о жестком тоталитарном контроле над личностью. За рубежом произведение Замятина вызывало большой интерес, а в СССР критиковалось.

Советские власти писателя критиковали и травили, и в 1929 году Евгений Иванович написал письмо , в котором просит разрешение на выезд из страны. После согласия в 1932 году поэт переезжает в Париж, где становится автором французских газет. Основными темами были состояние современной русской прозы и искусство авангарда. Несмотря на популярность во Франции, в Советском Союзе его произведения не публиковались.


В 1934 году поэта снова приняли в Союз писателей СССР. Участники Союза продвигали коммунизм и боролись за мир и дружбу народов. В 1935-м Замятин принимал участие в антифашистском Конгрессе писателей и являлся членом советской делегации.

В библиографии советского писателя были 36 рассказов, особенно публике запомнилась «Пещера», написанная в 1920 году. Произведение создано в стиле Замятина и повествует о жуткой атмосфере каменного века. Евгений Иванович вдохновлялся обычными жизненными ситуациями и на их основании писал рассказы.


Еще одним значимым фантастическим рассказом стал «Дракон», который написан в 1918 году. Он прославился огромным количеством метафор, и читателю не сразу понятен смысл. Кажется, что рассказ предназначен для детей, но прочитав его несколько раз, читатель открывает совершенно другое значение. В произведении описан суровый период 1918 года, когда в России началась Гражданская война.

На протяжении 10 лет, с 1928 по 1937 годы, Евгений Замятин трудился над историческим повествованием «Скифы», но оно так и не было закончено. Последний роман «Бич Божий» стал значимым трудом писателя. В нем рассказывается о времени заката Римской империи, а самим Бичом Божьим стал вождь гуннов Аттилу.


Евгений Замятин, Виктор Ключарев и Людмила Замятина в ресторане гостиницы «Европейская»

Находясь в Париже, Замятин заметил, что кинематограф развивается, и попробовал себя в роли сценариста. Так вместе с Жаком Компанезом поэт написал сценарий для фильма «На дне». В мае 1935 года Евгений Иванович обращался на студию «Метро-Голдвин-Майер» и предоставил им четыре готовых сценария: «Плененный царь», «Большая любовь Гойи», «Бич Божий» и «Пиковая дама». Американцы не согласились на сотрудничество с писателем, и он пытался начать работу в других кинокомпаниях.

Личная жизнь

Личная жизнь российского поэта достаточно непримечательная.


Будучи студентом, Замятин встретил свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову. Семейная пара почти не виделась из-за постоянных ссылок и переездов, и детей у них не было.

Смерть

Евгений Иванович Замятин скончался в 53 года, 10 марта 1937-го. Смерть пришла неожиданно, а ее причиной стала неизвестная тяжелая болезнь, которая мучила мужчину.


Писателя похоронили на парижском кладбище в Тье. В 1965 году умерла его жена Людмила. Ее похоронили рядом с мужем, а могилу сделали общей.

  • Евгений Замятин в молодости заложил свою золотую медаль в ломбард за 25 рублей.
  • Писатель спроектировал знаменитый ледокол «Невский», который получил новое название «Ленин» после Октябрьской революции.
  • Романы «1984» и «451 градус по Фаренгейту» были написаны под влиянием Замятина.
  • Творчество писателя началось не от желания, а от скуки во время пребывания в первой ссылке.

  • Евгений Иванович написал фантастический роман «Мы» в 1920 году, но в России его начали печатать только в 1988-м.
  • «Мы» стал первым в мире романом-антиутопией.
  • Замятин писал исключительно в стиле неореализма, и ученые не могли разобраться в смысле его произведений. Они были полны фольклорно-мифологической поэтикой, которую понимал только писатель. Это результат художественного сознания, которое сформировалось еще у его предков.

Библиография

  • 1908 – «Один»
  • 1911 – «Девушка»
  • 1912 – «Уездное»
  • 1913 – «На куличках»
  • 1917 – «Островитяне»
  • 1914-1917 – сборник рассказов «Сказки»
  • 1917-1920 – сборник рассказов «Большим детям сказки»
  • 1918 – «Дракон»
  • 1920 – «Пещера»
  • 1920 – «Мы»
  • 1935 – «Бич Божий»

Евгений Иванович Замятин родился 1 февраля 1884 года в городе Лебедянь Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми были связаны многие русские писатели — Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, — большое влияние оказало на Евгенияа домашнее воспитание. Рос под роялем: мать - хорошая музыкантша, - писал он в Автобиографии. В четыре года уже читал Гоголя . Детство — прошло почти без товарищей, товарищи - книги. Впечатления лебедянской жизни описал в повести Уездное и Алатырь.
В 1896 Замятин поступил в гимназию
Воронежа . Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Петербургский политехнический институт на факультет кораблестроения.

В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении.

Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе "Три дня".

Вернувшись в Петербург, Замятин принимал участие в революционной деятельности большевиков, был арестован (1906) , провел несколько месяцев в одиночной камере. Изучал английский язык и писал стихи. Затем был выслан в Лебедянь, нелегально вернулся в Петербург, откуда по окончании института был выслан (1911).


Идти по линии наибольшего сопротивления было жизненным и творческим кредо Замятина. Свою прозу он относил к литературному направлению, которое называл неореализмом. Стилистика произведений Замятина отчасти соотносится с «орнаментальной прозой» Ремизова, однако, он довел эту манеру до гротескного сюрреализма.

"На куличках" (1913) - п овесть о жизни маленького гарнизона на берегу Тихого океана, в которой описан внутренний конфликт героев, конфликт между представлением о жизни, о том, какой она должна быть, и существующей реальностью , её героями являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь». За антивоенную по духу повесть Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик Воронский считал повесть "На куличках" политически художественной сатирой, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года».

Как высококвалифицированный инженер, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествий в Кемь, Соловки отражены в повести "Север" (1915 ).
В 1916 Замятина командировали в Англию для участия в стро
ительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго, Сандерленда. Он был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский» (после Октябрьской революции - «Ленин»). Английские впечатления легли в основу как очерков, так и повестей "Островитяне" (1917) и "Ловец человеков" (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. Повесть "Островитяне" посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого является викарий Дьюли.

В 1917 Замятин вернулся в Петроград и стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Он оказал влияние на литературную группу «Серапионовы братья», с которой был творчески близок, преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактировал несколько литературных журналов. Замятин скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни. Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям не рожд али исторический оптимизм. В рассказах "Мамай" (1920), "Пещера" (1921) он сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим пещерным периодом развития человечества.
Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии "Мы" (1920). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта Богдановым и Гастевым, главной идеей которой провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Действие романа "Мы" происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Герой - инженер Д-503, создатель сооружения для господства человека над космосом.
Судьба героя, видящего в Благодетеле своего бога и относящегося к законам Единого Государства как к божьим заповедям, сопоставима с судьбой Адама. Живущий в согласии с собой и богом, он теряет покой и ждет сурового наказания, когда познает запретный вкус свободы, страсти и знания. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. Повествовательная манера, в которой написан роман, заметно отличается от стилистики предыдущих произведений: язык Замятина предельно прост, метафоры носят рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами. Роман "Мы" - предтеча романов-антиутопий - "Прекрасный новый мир Хаксли", "Скотский хутор" и "1984" Оруэлла, "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери...

Замятин отправил рукопись "Мы" в берлинский филиал издательства Гржебина . В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Фурманов увидел в нём «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все уравнено, оскоплено». Другие посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 были снята с репертуара МХАТа пьеса Замят ина "Блоха" (1925, инсценировка Левши Лескова), запрещена постановка его трагедии Атилла (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков "Огни святого Доминика" (1923).

Первое полное издание романа «Мы» на русском языке вышло в 1952 в Нью-Йорке, в России только в 1988. В романе «Мы» условный, фантастический сюжет обретает достоверность, поскольку проецируется одновременно на античные мифы, библейские сюжеты. Евгений Замятин создает свой миф о судьбе человечества, о положении современного общества, о духовном и психическом состоянии человека XX века.

Иллюстрация к роману Замятина "Мы"

Сюжетом повести «Наводнение» послужило подлинное наводнение в Ленинграде осенью 1924. Однако действие явно охватывает время первых послереволюционн ых лет. В судьбе жителей Васильевского острова преломились трагические исторические события, которые перевернули души людей, изменили представления о добре и зле. Замятин затрагивает основные грани жизни: инстинкт продолжения рода, материнства, любви.

В 1931, понимая бесперспективность дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, объясняя, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать»:

«Я знаю: мне очень нелегко будет и за границей, потому что быть там в реакционном лагере я не могу - об этом достаточно убедительно говорит мое прошлое (принадлежность к РСДРП(б) в царское время, тогда же тюрьма, двукратная высылка, привлечение к суду во время войны за антимилитаристскую повесть). Я знаю, что если здесь в силу моего обыкновения писать по совести, а не по команде - меня объявили правым, то там раньше или позже по той же причине меня, вероятно, объявят большевиком. Но даже при самых трудных условиях там я не буду приговорен к молчанию, там я буду в состоянии писать и печататься - хотя бы даже и не по-русски. Если обстоятельствами я приведен к невозможности (надеюсь, временной) быть русским писателем, может быть мне удастся, как это удалось поляку Джозефу Конраду, стать на время писателем английским, тем более что по-русски об Англии я уже писал (сатирическая повесть "Островитяне" и др.), а писать по-английски мне немногим труднее, чем по-русски»

В ноябре 1931 Замятин с женой уехал за границу. Они хотели уехать в Америку: Сесиль де Милль звал сценариста для новой картины, но голливудская карьера не состоялась. Покружив по Европе (Рига, Берлин, Прага, юг Франции), чета Замятиных осела в Париже.

В эмиграции Замятин продолжал «амфибийную», двойную жизнь. Он не лукавил, когда просил разрешения на временный отъезд, так как не собирался оставаться за границей. Евгений Иванович сохранял советское гражданство, никогда не печатался в эмигрантских изданиях. Первое время Замятин даже посылал в Россию деньги на оплату своей ленинградской квартиры.

Нина Берберова вспоминала: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернуться домой. Не думаю, чтобы он верил, что доживет до этого, но ему слишком страшно было окончательно отказаться от надежды. Он был наигранно оптимистичен, говорил, что нужо «переждать», «сидеть тихо», что эту тактику знают некоторые животные и насекомые: не бороться, а притаиться. Чтобы позже жить».

Тактика пережидания отчасти имела успех. За «хорошее поведение» советская власть постепенно смягчила отношение к писателю. В мае 1934 Замятина заочно приняли в новообразованный Союз писателей СССР (беспрецедентный случай), а в 1935 он в составе советской делегации принимал участие в Антифашистском конгресса в защиту культуры.

В Париже, где не было советской цензуры, где не надо было разрываться между писательством, преподаванием, редакторской и инженерной работой, творческая активность Замятина резко пошла на убыль. Для заработка он сочинял сценарии: «Анна Каренина» (так и не поставленная), «На дне». Экранизация горьковской пьесы, где действие было перенесено во французскую ночлежку (режиссер - Жан Ренуар), имела успех. Брюссельская постановка «Блохи» прошла незаметно. Пьесу об Аттиле Замятин переделал в повесть «Бич Божий» - э то последнее произведение. Завершить его Евгений Замятин не успел. В незавершенных главах разворачивается красочное полотно столицы Римской империи 405 года н.э. Написанные тексты включают два поколений римских императоров. События романа об Атилле, который в детстве был заложником Римской империи, должны были охватить полвека мировой истории. И повесть "Бич Божий", и сборник воспоминаний «Лица» были опубликованы уже посмертно.

Умер Евгений Иванович Замятин 10 марта 1937 года от, мучившей его многие годы грудной жабы. Марина Цветаева описывала похороны: «Было ужасно, растравительно бедно - и людьми, и цветами … У меня за него - дикая обида». С ней перекликается Ремизов: «Замятин умер от грудной жабы смертью Акакия Акакиевича Башмачкина… затравленный, озирающийся, с запечатанным сердцем и запечатанными устами…»




Замятин Евгений Иванович; Российская империя, Лебедянь; 20.01.1884 – 10.03.1937

Евгений Замятин известный российский писатель, труды которого еще при жизни писателя переведены на многие языки мира. Во времена СССР его творчество было предано забвению, хотя он и состоял в Союзе писателей. Сейчас книги Замятина читать становится все популярнее. Особенно это касается романа Замятина «Мы», который был включен в школьную программу для учеников 10-11 классов.

Биография Евгения Замятина

Евгений Замятин родился в 1884 году в семье православного священника и пианистки. В девятилетнем возрасте он поступил в Лебедянскую гимназию, где учился до 1896 года. Затем он перевелся в Воронежскую гимназию, которую окончил в восемнадцать лет с золотой медалью. Любимыми предметами у Замятина были математика и литература и поэтому в качестве своей бедующей профессии он выбрал кораблестроение. Где знание математики был одним из важнейших аспектов. Поэтому сразу после окончания гимназии он поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на соответствующую кафедру.

В 1904 году, еще обучаясь в институте, он стал членом социал-демократической партии. Это привело к тому, что уже через два года его арестовали и выслали на родину в Лебедянь. Но дабы окончить обучение он тайно вернулся в Петербург.

Впервые читать Замятина стало возможно в 1908 году, когда из-под его пера вышел небольшой рассказ «Один». Его следующий рассказ «Девушка» был издан лишь через два года, когда он работал преподавателем на родном факультете кораблестроения. В 1911 году становится возможным первую повесть Замятина читать. Она называется «На куличиках» и имеет ярко выраженную антивоенную позицию. Несмотря на то, что повесть высоко оценили критики, в 1914 году он был вновь арестован и сослан в Архангельскую губернию. Два года проведя в ссылке он отправился в Лондон. На тот момент там шло строительство ледоколов для России, и Евгений Замятин принимал активное участие в работе над ними.

После возвращения в Россию в 1917 году он принимает активное участие в литературной жизни страны и даже организует группу «Серапионовы братья». Но в 1919 году вместе с и некоторыми другими деятелями искусства попадает под арест. На Политбюро несколько раз обсуждают вопрос о его высылке, но писателя решают оставить в стране. В 1920 году выходит первый роман Замятина «Мы». Он встречен с резкой критикой советскими функционерами. Замятина исключают из «Союза писателей» и не в силах стерпеть гонения писатель подает прошение лично Сталину на выезд за границу. Благодаря вмешательству , Замятин получает положительный ответ.

Несмотря на гонения, роман Замятина «Мы» читать становится очень популярным за рубежом. Без согласия писателя его издают на английском, французском и многих других языках. В последствие влияние романа Замятина ощущается в , книгах Олдоса Хаксли и многих других писателей фантастов.

После выезда за границу Евгений Замятин перебирается в Ригу, затем Берлин, пока не оседает в Париже. Он старается поддерживать связь с родиной и даже состоит в «Союзе писателей». Много пишет о состоянии дел в СССР и даже принимает участие в международных конференциях как представитель СССР. Но до самой смерти в 1937 году, писатель больше не побывал на родине.

Книги Евгения Замятина на сайте Топ книг

В наш рейтинг Евгений Замятин попал благодаря своему единственному полностью написанному роману «Мы». Кроме того, произведение представлено среди и учитывая его включение в школьную программу имеет все шансы быть представленным в нем и в дальнейшем. Возможны только колебания позиций книги в рейтингах нашего сайта в зависимости от его прохождения в школьной программе.

Евгения Замятина список книг

  1. Алатырь
  2. Ловец человеков
  3. На куличиках
  4. Островитяне
  5. Север
  6. Уездное

Рассказы:

  1. Арапы
  2. Африка
  3. Буриме
  4. Видение
  5. Встреча
  6. Глаза
  7. Девушка
  8. Десятиминутная драма
  9. Дракон
  10. Картинки
  11. Краткая история литературы от основания и до сего дня
  12. Кряжи
  13. Мамай
  14. Мученики науки
  15. Мученица науки
  16. Наводнение
  17. О блаженном старце Памве Нересте…
  18. О святом грехе Зеницы-девы
  19. О чуде, происшедшем в Пепельную Среду…
  20. Общество Почетных Звонарей
  21. Пещера
  22. Письменно
  23. Правда истинная
  24. Рассказ о самом главном
  25. Слово предоставляется товарищу Чурыгину
  26. Студенческий сынок
  27. Три дня
  28. Чрево
  29. Эпитафии 1929 года
  30. Я боюсь

Роман "Мы" писал литературный Мефистофель,
скептик и в то же время — романтик, идеалист.
И. Сухих 1

«Еретик» в жизни и в литературе. Евгений Замятин был «еретиком» и вечным революционером и в жизни, и в литературе.

Детство Замятина прошло в тихом провинциальном городке Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). О своих детских годах Замятин писал: «Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская-тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев...»

Русская провинция на долгие годы стала основной темой творчества писателя, как, например, в повестях «Уездное» (1911), «На куличках» (1914). Американский литературовед П. Фишер в связи с этим замечает: «Мне кажется, что вообще у Замятина только одна тематика - и она, как я уже теперь понимаю, сугубо русская. Он занят некой центральной метафорой, имя ей — провинциализм, всемогущий провинциализм, духовный и нравственный застой, по терминологии самого Замятина - энтропия… Мир он видит в каком-то провинциальном оцепенении… И в этом провинциальном, подавляющем личность мире появляются еретики, причем всегда эти еретики - неудачники. Бунт им не удается…» 2

В 1893-1896 годах Е. Замятин учился в Лебедянской прогимназии, где Закон Божий преподавал его отец. Образование было продолжено в 1896 году в Воронежской гимназии, которую будущий писатель окончил в 1902 году с золотой медалью (однажды впоследствии заложенной в Петербургском ломбарде за 25 рублей, да так и не выкупленной).

Замятин вспоминал о гимназических годах: «Много одиночества, много книг, очень рано — Достоевский. До сих пор помню дрожь и пылающие свои щеки — от “Неточки Незвановой”. Достоевский долго оставался — старший и страшный даже; другом был Гоголь (и гораздо позже — Анатоль Франс)».

«В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения, и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума».

В период учебы во время летней практики будущий писатель много путешествовал: он побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905 в Одессе стал свидетелем знаменитого восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). В 1905 году в Петербурге принимал участие в революционных выступлениях большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере тюрьмы. Выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911 году, уже по окончании института.

В 1908 году Е. Замятин окончил Политехнический, получил специальность морского инженера, был оставлен при кафедре корабельной архитектуры, с 1911 года в качестве преподавателя. Литературный дебют Евгения Замятина состоялся осенью 1908 года в журнале «Образование», где был опубликован рассказ «Один».

Революции (и 1905, и 1917 годов) принял восторженно. В 1906 году в одном из писем писал о событиях 1905 года: «И вдруг — революция так хорошо встряхнула меня. Чувствовалось, что есть что-то сильное, огромное, как смерч, поднимающий голову к небу, — ради чего стоит жить».

За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Е. Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А. Воронский считал, что повесть «На куличках» — это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года».

Писательство Е. Замятин совмещал с работой морского инженера и в этом качестве продолжал служебные поездки по России. «Много связанных с работой поездок по России: Волга вплоть до Царицына, Астрахани, Кама, Донецкий район, Каспийское море, Архангельск, Мурман, Кавказ, Крым», — из автобиографии Е. Замятина.

В марте 1916 года Замятин был командирован в Англию, где на судоверфях при его участии был построен ряд ледоколов для России, в том числе один из самых крупных — «Святой Александр Невский» (после революции — «Ленин»). В Англии же начался новый период творчества писателя. Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Повесть «Островитяне» (которую называют прообразом романа "Мы") посвящена изображению обывательского мира, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.

Узнав о революции в России, Замятин возвращается домой, надеясь увидеть здесь начало возрождения нового мира и нового человека: «Веселая, жуткая зима 17-18 года, когда все сдвинулось, поплыло куда-то в неизвестность. Корабли-дома, выстрелы, обыски, ночные дежурства, домовые клубы». (Из автобиографии.) Но то, что писатель увидел и почувствовал вскоре в России, особенно в период военного коммунизма, побудило его критически отнестись к пореволюционной действительности: это была нетерпимость властей, пренебрежение к творческой личности, к человеку, человеческой жизни.

В советском государстве явственно проступали черты некоего бюрократического чудовища — Левиафана; тоталитаризм — эта чума ХХ века — использовал человека как кирпичик в государственном строительстве, нивелировал человека, требовал от него безусловного и полного подчинения, превращал в винтик одного единого отлаженного механизма. Сама действительность дала Е. Замятину в руки материал для его фантастического (хотя не такого уж и фантастического, если вспомнить отечественную и мировую историю ХХ века) антиутопического романа "Мы" (1920; впервые был опубликован в 1924 году на английском, затем в 1926 — на чешском, в 1929 — на французском, на родине публикация романа состоялась лишь в 1988 году). Пафосом этого романа стало оправдание живой личности, любви, творчества, самой жизни, а не механистического ее эрзаца. Неудивительно, что этот первый в мировой литературе роман-антиутопия впоследствии сыграл роковую роль в судьбе автора — жителя не фантастического, описанного в романе "Мы", а реального Единого сталинского Государства.

Роман "Мы" стал первым в ряду европейских романов-антиутопий, таких как «Прекрасный новый мир» О. Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.

Е. Замятин был наставником молодых писателей — членов литературной группы «Серапионовы братья», в которую входили К. Федин, М. Зощенко, Вс. Иванов, Н. Тихонов, Л. Лунц и др. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей (избран председателем в 1928 году), в издательствах, редактировал несколько литературных журналов.

В начале 1920-х годов появляются рассказы «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921), резко критические по отношению к эпохе военного коммунизма в большевистской России, а также книга о Г. Уэллсе «Герберт Уэллс» (1922).

В 1920-е годы Е. Замятин создает ряд драматических произведений: «Общество Почетных Звонарей», «Блоха», «Атилла».

В 1929 году Е. Замятин за роман "Мы" (одновременно с Б. Пильняком, которого критиковали за повесть «Красное дерево») был подвергнут сокрушительной критике официозной прессы, его перестали печатать, работать он не мог. Не помогло заступничество М. Горького. В этих условиях писатель в июне 1931 года обращается с письмом к Сталину, просит разрешить выехать за границу. В своем письме Е. Замятин не скрывал своих взглядов на ситуацию в стране, в частности, писал: «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал — и продолжаю считать — что это одинаково унижает как писателя, так и революцию».

Живя во Франции, Е. Замятин оставался советским гражданином, с советским паспортом. За границей был написан роман «Бич божий», посмертно изданный в Париже в 1938 году.

Похоронен в пригороде Парижа.

Читайте также другие статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа "Мы":

  • Биография Е.И. Замятина

ЗАМЯТИН, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1884–1937), русский писатель. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели – Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, – большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. «Рос под роялем: мать – хорошая музыкантша, – писал он в Автобиографии. – Гоголя в четыре – уже читал. Детство – почти без товарищей: товарищи – книги». Впечатления лебедянской жизни воплотились впоследствии в повестях «Уездное» (1912) и «Алатырь» (1914).

В 1896 Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института.

Литературный дебют Замятина относится к 1908. Настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале «Заветы» (главный редактор – критик Р.Иванов-Разумник) повести Уездное. В Уездном писатель изобразил косную, застывшую провинциальную жизнь, символом которой явился звероподобный и безжалостный обыватель Анфим Барыба. Замятин уподобил его «старой воскресшей курганной бабе, нелепой русской каменной бабе». Повесть получила высокую оценку современников – в том числе писателей А.Ремизова и М.Пришвина. А.М.Горький спустя семь лет написал о Замятине: «Он хочет писать как европеец, изящно, остро, со скептической усмешкой, но, пока, не написал ничего лучше Уездного». Критики находили в повести мотивы, схожие с Мелким бесом Ф.Сологуба. В.Полонский писал о безжалостной правдивости Замятина и вместе с тем отмечал: «Симпатия к человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему, сквозит на его страницах».

Замятин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. Стилистика его произведений отчасти соотносится с «орнаментальной прозой» А.Ремизова, однако Замятин довел эту манеру до гротескного сюрреализма.

За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А.Воронский считал, что повесть «На куличках» – это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года». Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере – в частности, в повести Север.

В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. Повесть Островитяне посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.

В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Оказал влияние на литературную группу «Серапионовы братья», с которой был творчески близок. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни. Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества.

Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии «Мы» (1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым. Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Действие романа «Мы» происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой – инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. Повествовательная манера, в которой написан роман, заметно отличается от стилистики предыдущих произведений Замятина: язык здесь предельно прост, метафоры носят рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами.

Роман «Мы» стал первым в череде европейских романов-антиутопий – «Прекрасный новый мир» О.Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери и др.

Замятин отправил рукопись «Мы» в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в «Мы» «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина «Блоха» (1925, инсценировка «Левши» Лескова), запрещена постановка его трагедии «Атилла» (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков «Огни святого Доминика» (1923).

В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ «Русь» (1923), – одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию. Умер Замятин в Париже 10 марта 1937.

PS Наиболее полной работой о творчестве Замятина является до сих пор единственная научная биография, которую опубликовал в 1968 г. в Лос-Анджелесе известный американский исследователь Алекс Майкл Шейн.