Социально-педагогический процесс сущность и виды. Социально-педагогический процесс

  • II.1 Газетная метафора и процесс интенсификации ее выразительности
  • II.1.1 Разновидности метонимии и ее функция в процессе создания газетной экспрессии
  • MS EXCEL. Использование электронного табличного процессора excel: построение графиков. Взаимодействие excel с другими приложениями windows.
  • V1: Переходные процессы в линейных электрических цепях, методы анализа переходных процессов
  • V1: Процессы в сложных электрических цепях, цепи с распределенными параметрами
  • А у этого процесса были совершенно иные, политические корни, аналогичные тем, что формируются сегодня.
  • Понятие «процесс» происходит от лат. рrocessus – прохождение, продвижение.

    Социально-педагогический процесс – это взаимодействие социального педагога и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему решить свою социальную проблему. В нем проявляется внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

    Таким образом, СПП – это последовательное закономерное развитие соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств, социальных качеств личности и пр.) (внутренний процесс) и обусловленную им целесообразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального педагога, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели (внешний процесс).

    Структура СПП включает:

    1.Субъект и объект;

    2.этапы и подэтапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата.

    Субъект СПП – это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его деятельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития.

    Объект СПП определяется содержанием и направленностью СПП.

    Выделяют следующие этапы СПП:

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Включает:

    1.Диагностика

    2.Формулирование социально-педагогической проблемы – адресная оценка, в чем нуждается данный человек, какого типа социально-педагогическая помощь ему нужна.

    3.Прогнозирование возможного социально-педагогического развития человека – один из наиболее сложных подэтапов процесса. Он основан на наличии у субъекта достаточно полной информации об объекте, необходимой для прогнозирования, а также на личном опыте и интуиции педагога.

    4.Воспитатель определяет цель и задачи своей педагогической деятельности на основе: личностного понимания социального заказа воздействия на социальный объект; знания его индивидуальных признаков; оценки своих педагогических возможностей,

    5.Моделирование.

    6.Выбор технологии и способы ее реализации.

    7.Планирование социально-педагогической деятельности предусматривает разработку графика реализации выбранной технологии по времени, месту и видам занятий.

    НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (реализации социально-педагогической технологии) включает:

    1.Апробация СП технологии – начальный подэтап в связи с индивидуализацией педагогической технологии, которую необходимо провести по отношению к отдельной личности.

    2.Подэтап адаптации субъекта и объекта при осуществлении ими СП деятельности служит целям: достижения взаимодействия; создания основы единства, согласованности; эффективной реализации последующих действий.

    3.Включение объекта в процесс саморазвития носит индивидуализированный характер в зависимости от сферы СП деятельности.

    4.Индивидуальный корректив для реализации педагогической технологии социальный педагог выявляет путем апробации элементов избранной методики.

    5.Мониторинг по истечении определенного периода времени или исполнении определенного комплекса педагогических мер предусматривается для оценки динамичности СПП.

    ИТОГОВЫЙ этап СПП включает:

    1.Предварительная оценка действенности СП технологии и позволяет: определить, в какой степени удалось решить проблему человека; принять решение о включении клиента в адаптационный процесс в новом состоянии. Данный подэтап подводит итог педагогической реабилитации, коррекции, перевоспитанию и исправлению в специализированны учреждениях или домашних условиях.

    2.Анализ проделанной работы и ее результативности включает выявление: позитивных и негативных аспектов использованной технологии; варианта ее реализации; собственной деятельности клиента как субъекта самосовершенствования.

    Практический результат возможен в виде как достаточно серьезных, так и небольших положительных изменений в объекте воздействия или, в результате ярко выраженных негативных реакций объекта, может быть отрицательным. Достигнутый результат чаще всего определяется через оценку изменений, произошедших в объекте.


    | 2 | | | | | |

    1. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988.

    2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994.

    3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. -Пенза: Минобразование РФ, 1994.

    4. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. - М.: МГСУ, 1996.

    5. Теория и практика воспитательных систем. - М.: Ин-т теорет. педагогики и международных отношений, 1993.

    ГЛАВА III. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность и содержание

    В социальной педагогике выделяют социально-педагогический процесс. Под ним понимают динамику (изменение) развития соответствующего социально-педагогического явления или сложившуюся последовательность действий (педагогической деятельности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели.

    Любой социально-педагогический процесс включает этапы (стадии, периоды) его развития (изменения). Практика показывает, что признаками их могут быть возрастные, качественные или количественные изменения, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

    Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается, воспитывается, развивается, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать и оценивать своеобразие одного этапа от другого.

    В теоретическом и практическом плане необходимы определенные, наиболее важные и существенные критерии оценки того, что получило качественное изменение и их показатели на данном этапе социально-педагогического процесса, а также технологии их выявления. В теории критерии и их показатели позволяют оценивать динамику протекания исследуемого этапа и всего социально-педагогического процесса. В практической деятельности социального педагога они свидетельствуют о соответствии развития норме или проявления своеобразного отклонения.

    Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 31

    Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием - действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».

    Внутренний педагогический процесс может отражать:

    а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-пе- дагогическое развитие человека;

    б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;

    в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.

    Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.

    По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:

    а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще; решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;

    б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности;

    в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи - реализация частной технологии воспитательной работы.

    Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер педагогического процесса.

    Социально-педагогический процесс- это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

    Изложенное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.){внутренний процесс) и обусловленную им целесбобразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели{внешний процесс).

    Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль - наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса.

    Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его - это социально-педагогическая задача и способы ее решения.

    § 2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса

    Внутренний социально-педагогический процесс.Любой процесс состоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Практика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качественные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные

    изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.

    Этапы (стадии, периоды) определяются в зависимости от того, что изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. В каждом из них выделяются наиболее характерные (типичные) возможные качественные изменения (проявления), которые позволяют отличать один этап от другого и оценивать их своеобразие.

    В широком плане это, например, процесс социального развития человека в течение всей его жизни. В таком случае этапы представляют своеобразие возрастных периодов и соответствующих социальных статусов человека - ребенка, школьника, студента и пр. Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития и поведения человека на каждом возрастном этапе. Современной возрастной психологией и педагогикой выделены конкретные этапы (возрастного развития) и выявлены особенности развития человека, его качественные и количественные характеристики на каждом из них. Эти знания помогают социальному работнику очень подробно оценивать ход социального развития человека, ориентироваться в определении цели и характера социально-педагогичес- кой деятельности по отношению к нему в данных условиях.

    Внешний социально-педагогический процесс.Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечивает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообразное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогическо- го процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического процесса и умение использовать его применительно к себе, своей профессиональной деятельности очень важно для социального работника.

    По своей сущности внешний социально-педагогический процесс - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогичес- кого процесса объекта. Он помогает наиболее оптимально достичь определенную цель профессиональной деятельности специалиста.

    При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два подхода: структурный и функциональный.Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели.Функциональный определяет особенности профессио-

    34 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

    нальной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (подэтане). Он важен в процессе поиска наиболее оптимального варианта работы социального работника с определенной личностью (группой), а также для оценки ее действенности. По компонентному составу функциональный подход отличается от структурного выделением каждого этапа (подэтапа) по его назначению, а также наличием субъекта и объекта.

    Субъект внешнего социально-педагогического процесса - это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной деятельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.

    Субъект и объект определяют своеобразие социально-педагогичес- кого процесса.

    Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста - как ее идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.

    Внешний социально-педагогический процесс также включает определенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный подход):

    1-й - подготовительный;

    2-й - непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии);

    3-й - результативный.

    В литературе чаще встречается функциональный подход при выделении этапов, например: диагностико-ирогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочнорезультативный.

    Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагоги- ческой деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:

    Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социальнопедагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального поведения можно предметно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:

    а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;

    б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, создающих возможности для самореализации; в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализации, возможностей (личностных) в достижении определенной степени, активности в работе над собой, отношения к социальному работ-

    нику; г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность

    для самореализации.

    При взаимодействии социального работника с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:

    а) создать социально-педагогическую характеристику клиента; б) сформулировать его основные социально-педагогические про-

    показания;

    предостережения, главное назначение которых - «не навреди»;

    советы для построения наиболее оптимального взаимодействия

    с клиентом и его окружением.

    Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность человека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к следующему подэтапу.

    Социально-педагогическое прогнозирование.С учетом знания человека, закономерностей его развития (закономерностей развития качеств, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.

    Предметом социально-педагогического прогнозирования выступают два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социаль- но-педагогическими процессами:

    а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним социально-педагоги- ческим процессом, а именно:

    направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы;

    возможности целостного (общего) либо частичного изменения внутренней позиции клиента;

    б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним социальнопедагогическим процессом, а именно:

    способность социального работника обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активности клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы;

    способность социального работника обеспечить достижение прогнозируемой цели;

    соответствие условий, возможностей социального работника и клиента в достижении прогнозируемой цели.

    Прогнозирование основано, с одной стороны, на наличии достаточно полной информации о личности клиента, необходимой социальному работнику, с другой - на личном опыте и интуиции субъекта социальной работы.

    В начале своей профессиональной деятельности специалист (социальный работник) пользуется преимущественно учебными пособиями, данными специальных исследований о возможностях решения социальных проблем клиента в зависимости от его индивидуальности и, в соответствии с рекомендациями в конкретной ситуации, прогнозирует, какие могут быть варианты технологий работы. Со временем, накапливая опыт в работе с различными категориями (либо с одной из категорий) людей, апробируя различные технологии, он приобретает соответствующие навыки, развивает педагогическую интуицию и получает возможность более уверенного педагогического прогнозирования перспектив своего клиента и своей социально-педагогической деятельности.

    Основываясь на личностном понимании своего социального предназначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особенностей, собственных возможностей, условий работы социальный работник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать какцелеопределение.

    Цель социально-педагогического процесса - это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Целью, по сути, является тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный работник в работе с этим клиентом. .

    В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить для ее достижения.

    Социально-педагогическое моделирование.Под ним понимается эмпирическое создание идеальной модели целенаправленной деятельности по реализации конкретной технологии, обеспечивающей достижение определенной цели, с учетом возможностей среды и личного опыта социального работника. Моделирование имеет общий или частный характер: достижение общей цели, решение частной задачи. Главное его назначение заключается в том, чтобы помочь социальному работнику выбрать наиболее оптимальный вариант педагогической технологии, который может позволить ему достичь в данной ситуации оптимального результата.

    Выбор технологии - следующий подэтап социально-педагогичес- кого процесса. Технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной цели.

    Для выбора (разработки) технологии социальному работнику необходимо знать:

    - социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

    - индивидуальные особенности клиента: отклонения, позиция и возможности;

    - цель (к чему стремиться, чего следует ожидать) и основные задачи, которые следует решить в процессе ее достижения;

    - условия реализации технологии (в специализированном центре,

    - формы реализации технологии (в стационарных условиях; в домашних условиях; в центре социального обслуживания);

    - свои возможности в применении той или иной технологии;

    - временные возможности для реализации технологии.

    Для каждой социально-педагогической проблемы может быть несколько технологий. В перспективе в специализированных центрах социальной работы будут создаваться банки технологий по различным социальным проблемам. Каждая технология ориентирована на определенную категорию клиентов и решаемую проблему. Она включает: описание варианта социально-педагогической деятельности по

    38 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

    В зависимости от клиента, его социальных проблем, личного опыта социального работника, условий среды выбирается одна из технологий. Реализация ее осуществляется социальным работником через индивидуальную методику. Технология бывает одна, методик ее практического осуществления - множество.

    Далее необходимо определить способ ее реализации. Для этого требуется социально-педагогическое прогнозирование. Оно позволяет составить проект возможного варианта осуществления выбранной технологии. Если технология включает описание способа реализации, то необходимость в проектировании отпадает. Выбрав наиболее оптимальный способ реализации, переходят к следующему подэтапу.

    Планирование своей деятельности - следующий подэтап подготовительного этапа. Оно предусматривает разработку графика реализации по времени, месту и видам занятий (характеру деятельности). Планирование помогает реализовать замысел, обеспечивающий комплексность и интенсивность деятельности.

    Как правило, реализация технологии предусматривает определенное методическое обеспечение - материальную подготовку. Речь идет о подготовке всего методического и дидактического материала, необходимого для качественной и педагогически целесообразной деятельности по достижению цели.

    Апробация технологии. Она необходима в связи с тем, что социальная работа проводится с отдельной личностью либо группой, которые требуют индивидуализации технологии. Апробация помогает выявить

    индивидуальный корректив для технологии, на основе которого делается ее уточнение и корректирование. Здесь же имеет место адаптация и субъекта, и клиента социально-педагогического процесса в совместной деятельности, что является важнейшим фактором эффективности реализации технологии.

    Второй этап - основной - непосредственной деятельности по реализации выбранной технологиис использованием совокупности методов, средств, приемов. В процессе его имеют место свои подэтапы и планируемые результаты, которые отличаются определенными каче- ственно-количественными показателями. Именно ради этих подэтапов проводится вся предшествующая деятельность.

    11а втором этапе идет не только активная реализация технологии, но и ее дальнейшая индивидуализация.

    Завершается он достижением в той или иной степени поставленной цели.

    Глава 3. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 39

    Третий этап - результативный - оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:

    а) предварительная оценка результативности процесса деятельности. Чтобы сделать окончательный вывод об эффективности внешнего социально-педагогического процесса, надо понять, в какой степени человек может реализовать себя в естественной среде жизнедеятельности. Для этого необходимо дать человеку возможность адаптироваться в новой обстановке и реализовать себя;

    б) адаптация в естественных условиях самореализации. Наступление данного подэтапа чаще всего зависит от результатов, реабилитации, перевоспитания, исправления в специализированных образовательных учреждениях или в домашних условиях в отрыве от среды общения со сверстниками. Продуманная, хорошо организованная адаптация помогает не только закрепить полученные результаты деятельности, но и оценить результативность всего процесса, что позволяет ее считать заключительной операцией;

    в) общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;

    г) общие (итоговые) выводы но реализации социально-педагоги- ческого процесса.

    Для каждого внешнего социально-педагогического процесса существуют определенные условия среды, которые обеспечивают его наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию), достижение рационального результата.

    Каковы пути повышения эффективности деятельности социального работника?

    Внутренний социально-педагогический процесс обусловлен следующими факторами, определяющими соответствующие пути его совершенствования:

    а) внутренними (индивидуальными) возможностями клиента к соответствующей адаптации, реабилитации;

    б) активностью клиента, стимулирующей его деятельность по самостоятельному решению своих проблем. Данный фактор подчеркивает исключительную роль самого клиента. Он выступает, не пассивным фактором, а активным самосозидателем;

    в) действенностью внешнего социально-педагогического процесса, который непосредственно ориентирован на взаимодействие с внутренним и направлен на обеспечение его наиболее полной реализации; г) условиями среды, в которых живет и самореализуется клиент. Они либо стимулируют, либо сдерживают самореализацию внутрен-

    него социально-педагогического процесса клиента.

    40 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

    Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преимущественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности - повышение действенности каждого этапа, в том числе:

    - повышение качества диагностики индивидуальности клиента;

    - качественная и наиболее полная социально-педагогическая характеристика клиента;

    - умение грамотно прогнозировать динамику, направленность и интенсивность изменений исследуемого явления и проблем, обусловленных внешним социально-педагогическим процессом;

    - достаточно точное определение социально-педагогической (соци- алыго-педагогических) проблемы (проблем) и на основе ее (их) - целевой установки внешнего социально-педагогического процесса; задачи, позволяющие обеспечить наиболее оптимальное достижение цели;

    Умение осуществлять социально-педагогическое моделирование процесса деятельности, необходимое для выбора оптимальной технологии;

    Выбор наиболее оптимальной технологии и способа ее реализации;

    Обеспечение качества подготовки к реализации процесса деятельности (наиболее оптимальному протеканию внешнего социальнопедагогического процесса);

    Обеспечение качества реализации внешнего социально-педагоги- ческого процесса с учетом проявляемой динамики и возможностей ее совершенствования;

    Обеспечение адаптации клиента после завершения реализационной деятельности, помощь и поддержка его в самореализации.

    Таким образом, достигается наиболее оптимальное взаимодействие внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов и наиболее полная реализация их возможностей.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Дайте характеристику понятия «педагогический процесс».

    2. Охарактеризуйте позицию П.Ф. Каптерева как основоположника идеи педагогического процесса.

    3. Раскройте сущность и структуру внутреннего социально-педагогического про-

    4. Раскройте сущность, структуру (этапы) внешнего

    5. Какова взаимосвязь внутреннего и внешнего социально-педагогических процессов?

    6. Охарактеризуйте субъекта и объекта социально-педагогического процесса.

    7. Каковы основные направления совершенствования социально-педагогического процесса?

    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    # # # ## #
    ## ## ## # # ##
    # # # # # #
    # # #### # #
    # # # # #
    ### ### # #### ###

    Введите число, изображенное выше:

    Подобные документы

      Сущность понятий "социально-педагогическая поддержка" и "неполная семья". Педагогические условия успешной социально-педагогической поддержки детей из неполных семей. Опытно-поисковая работа по реализации программы социально-педагогической поддержки.

      курсовая работа , добавлен 08.04.2014

      Категории детей с проблемами в социализации и социально-педагогическая работа с ними. Основные виды социально-педагогической деятельности. Содержание и формы социально-педагогической работы в начальной школе. Структура школьной социальной службы.

      презентация , добавлен 08.08.2015

      Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента. Особенности организации работы социально-педагогической работы в школе и система деятельности социального педагога. Содержание технологии менеджмента социально-педагогической деятельности.

      дипломная работа , добавлен 07.10.2012

      Становление социально-педагогической деятельности в Росии. Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую, психологическую помощь. Законодательная основа. Практическая деятельность социального педагога.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2006

      Сущность, функции и принципы измерения как основы социально-педагогической диагностики. Объект социально-педагогической диагностики Н.К.Голубев, К.Д.Радина. Структура и уровни социально-педагогической диагностики. Гипотезы и решения. Этика исследователя.

      монография , добавлен 21.02.2009

      курсовая работа , добавлен 12.07.2015

      Понятие социально-психологической адаптации у детей в приемных семьях, деятельность социального педагога. Социально-педагогическая деятельность, направленная на обеспечение преодоления возникающих трудностей в адаптации ребенка в приемной семье.

      курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Тема: Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования.

    План.

    1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса.
    2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.

    Литература.

    1. Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. 1992. № 6.

    2. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики, М., 1996.

    4. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

    1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса

    Понятие «процесс» обозначает прохождение, продвижение.

    Под процессом понимается последовательная смена состояний, закономерно следующих друг за другом, представляющих непрерывное единое движение.

    Единство движения сохраняется за счет сохранения изменяющегося объекта в процессе.

    Если изменяющийся объект педагогический, то и процесс называется педагогический.

    Определения понятия «педагогический процесс»:

    а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);

    б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская).

    Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849—1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).

    Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.

    Идеал

    Фазы движения к идеалу как к цели процесса имеют внутреннюю и внешнюю стороны.

    Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, предтавляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».

    Внутренний педагогический процесс может отражать:

    а) общую картину развития человека, как его движение к идеалу (образцу, цели) процесса (это теоретический подход к понятию «процесс» - общее);

    б) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности (практический подход – единичное);

    в) своеобразие развития человека, относящегося к нетипичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии (специфическое, как исключения из единичного).

    Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему».

    По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:

    а) процесс воспитания – как воздействия на человека (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще, решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;

    б) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи — реализация частной технологии воспитательной работы;

    в) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности.

    Как связаны внешний и внутренний процессы?

    Социально педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды.

    Целью процесса, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему.

    Социально-педагогический процесс, это целесообразная последовательность действий (социально-педагогическая деятельность) социального работника взаимодействия его с клиентом. Последовательность действий и взаимодействие обеспечивают достижение социально-педагогической цели (внешний процесс). Достижение цели приводит к развитию (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр. - внутренний процесс).

    М Орг.

    Клиент Э Социальный педагог

    М – мотивация. Орг. – организация. Э – эмпатия. СД – совместная деятельность. Р – рефлексия. С – соорганизация.

    Схема социально-педагогического процесса представлена на рисунке.

    Социально-педагогический процесс представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов.

    При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразнее развитие.

    Системообразующим, фактором социально-педагогическою процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная его соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его — это социально-педагогическая задача и способы ее решения.

    2. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса

    Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс состоит из стадий, периодов его развития (изменения).

    Исследования возрастной периодизации психического развития человека с использованием моральных диллем продолжил Л. Колберг. Он выделял следующие уровни нравственного развития:

    Преднравстпвенный уровень (от 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается.

    1. На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы.

    2. На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую благодаря ему можно будет извлечь.

    Конвенциональный уровень (от 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей.

    3. На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей.

    4. На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы.

    Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития.

    5. На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм.

    6. На шестой стадии основным судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм.

    У детей, начиная с 13-летнего возраста, преднравственный уровень вытесняется конвенциональным и, в меньшей мере, постконвенциональным. Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16-летнего возраста.

    Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом.

    Внешний СПП (социально-педагогический процесс) имеет следующую структуру:

    1. Подготовительный этап (исследовательско-диагностический).
    2. Моделирование, прогнозирование, проектирование, практическая реализация.
    3. Анализ результата (итоги).

    Исследование, диагностика и выявление индивидуальности объекта воздействия. Социально-педагогическая деятельность адресна, ориентирована на конкретного клиента. Диагностика состоит из:

    Выявление индивидуальных особенностей социальной проблемы, в которую попал клиент;

    Индивидуальные возможности клиента, его внутренние ресурсы;

    Особенности позиции человека по отношению к самореализации;

    Условия среды, в которых находится клиент.

    Часто необходима комплексная диагностика (врач, психолог, соц.раб.).

    На основе результатов диагностики можно:

    Создать социально-педагогическую характеристику клиента;

    Описать основные социально-педагогические проблемы;

    Моделирование, прогнозирование, проектирование.

    Основываясь на информации исследования и диагностики, на личном опыте и интуиции, социальный педагог строит модель ситуации.

    На основе анализа процессов модели прогнозирует:

    Динамику внутренней позиции клиента по отношению к своему саморазвитию;

    Целостное или частичное изменение позиции клиента к собственному саморазвитию;

    Способность соц. педагога обеспечить достижение прогнозируемой цели.

    В проектные действия входят: целеполагание, выбор средств (технологий).

    Цель социально-педагогического процесса – это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Цель, это социальный идеал, к которому нужно приблизить клиента. В соответствии с целью определяются задачи.

    Технология – путь достижения цели.

    Для выбора (разработки) технологии необходимо знать:

    Социальные проблемы клиента и причины их возникновения;

    Индивидуальные особенности клиента;

    Цель и основные задачи, которые необходимо решить;

    Условия реализации технологии (дома, в центре);

    Свои возможности;

    Временные возможности.

    Реализация плана.

    Анализ полученных результатов.

    Изменение позиции клиента.

    Изменение внутренних ресурсов.

    Активность клиента.

    Понятия для контроля.

    1. Педагогический процесс, социально-педагогический процесс.
    2. Внешний и внутренний педагогический процесс, их связь.
    3. Компоненты социально-педагогического процесса и их характеристики.

    Вопросы и задания.

    1. Приведите примеры социально-педагогических процессов.
    2. Приведите примеры постановки социальных целей (идеалы).
    3. Какими методами диагностики клиентов вы владеете?
    4. Каким приемами мотивации клиентов вы владеете?
    5. В какой степени развита ваша эмпатичность?