Самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Методика формирования УУД на уроках (на примере урока литературного чтения). Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Ведущая роль в учебной деятельности принадлежит учебным умениям, благодаря которым ученик познает объективную реальность, обогащает свой опыт, овладевает средствами воздействия на окружающую действительность.

Наиболее перспективным направлением развития современного среднего общего образования признано формирование общеучебных умений и навыков учащегося, овладение которыми открывает возможности для широкой ориентации учащегося в различных предметных областях, обеспечивает потребность личности к непрерывному саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни. Исходя из этого, в контексте настоящего исследования общеучебные умения и навыки представляют особый интерес.

Специфика общеучебных умений проявляется в том, что они носят общенаучный характер и являются универсальными способами получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной области познания (И.Я. Лернер, Н.И. Лошкарева, В.В. Краевский, А.В. Усова и др.). Данный факт доказывает правомерность использования современной наукой в качестве термина «общеучебные (обобщенные) умения и навыки» синонимичных ему понятий «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», «метапредметные действия» и «универсальные учебные действия». В настоящей работе данным категориям также придается отождествляющее значение.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом информационно-коммуникационные технологии позволяют говорить о более эффективном формировании универсальных учебных действийу учащихся.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Целью их применения является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационно обществе, к которому идет цивилизация, а также интенсификация и повышения качества обучения на всех ступенях системы образования, стремление к развитию способности школьников к саморазвитию и самосовершенствованию.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

  • - новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;
  • - требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;
  • - социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:

  • - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;
  • - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
  • - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Таким образом, в ходе изучения научной литературы нами выделены особенности универсальных учебных действий, которые проявляются в том, что действия:

  • 1) носят надпредметный и метапредметный характер;
  • 2) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • 3) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • 4) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;
  • 5) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.

Проблема формирования универсальных учебных действий учащихся определяется стратегическим курсом современной личностно-ориентированной парадигмы образования. Новый подход направлен на обеспечение в учебном процессе условий для развития личности учащихся, исходя из их индивидуальных особенностей как самостоятельных субъектов познания. Данное положение исходит из исследований многих педагогов и психологов, оно включено и в ФГОС второго поколения.

В основу ФГОС заложен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной познавательной деятельности учащихся, выстраивающейся на основе универсальных учебных действий. В результате у учащихся должна быть сформирована способность применять полученные знания, умения и навыки для решения теоретических и практических задач.

Любые личностные преобразования осуществляются в деятельности, поэтому организация самостоятельной работы учащихся, руководство ею - важная задача, стоящая перед учителями общеобразовательных школ. Одним из средств формирования самостоятельности школьников могут являться универсальные учебные действия, ориентированные на развитие познавательной активности и самостоятельности, способности быстро находить и обрабатывать информацию, взаимодействовать с другими людьми и т.д.

Универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия обучения всем учебным предметам, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и, соответственно, определенные виды учебного действия.

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения - достаточно новая проблема для методики обучения общеобразовательным предметам. Вместе с тем, в школьной практике формированию универсальных учебных действий уделяется все большее внимание. Поэтому важным представляется исследование современного состояния проблемы формирования универсальных учебных действий в целях выяснения перспективы развития данного вопроса в педагогической науке и обоснование теоретических основ непрерывного образования в современном обществе.

В рамках исследования кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена приняли участие 70 учителей и 170 учащихся 7-х классов школ городов России .

Анализ ответов респондентов позволяет сделать следующие выводы: 63% учителей неверно определяют понятие «универсальные учебные действия» или толкуют его с допущением ошибок. А 13% опрошенных оставили данный вопрос вообще без какого-либо ответа. Такие показатели могут быть вызваны лишь формальным ознакомлением педагогов с новыми нормативными документами и негативным отношением к изменениям в образовательной сфере, уже устоявшимся в нашей стране.

При этом подавляющая часть (77%) опрошенных педагогов считает, что развивать универсальные учебные действия в общеобразовательных школах необходимо.

Отвечая на вопрос о том, насколько часто учителя руководствуются принципом формирования универсальных учебных действий на практике, 43% отвечают, что систематически развивают универсальные учебные действия на уроках. 39% обращаются к формированию универсальных учебных действий лишь эпизодически. Совсем не развивают универсальные учебные действия или затрудняются ответить около 17% респондентов.

Не все педагоги, считающие необходимым развивать универсальные учебные действия на уроках, осуществляют эту деятельность в реальной практике. Содержание различных школьных предметов и соответствующие методы и технологии обучения имеют определенную специфику. Поэтому было важно выявить, какие виды универсальных учебных действий, по мнению педагогов, преимущественно развиваются применительно общеобразовательным предметам.

Подавляющее большинство опрошенных учителей (91%) считают, что наиболее значимым для школьного образования является развитие познавательных универсальных учебных действий. Уделять внимание коммуникативным и личностным универсальным учебным действиям, по их мнению, необходимо практически в три раза меньше. На последнем месте по важности оказались регулятивные универсальные учебные действия, упомянутые всего 23% респондентов. Такой значительный отрыв познавательной группы можно объяснить несколькими причинами. Не существует резкой грани, разделяющей универсальные учебные действия, они все взаимосвязаны между собой, схожие элементы и операции встречаются в разных группах различных универсальных действий. Поэтому познавательные универсальные учебные действия в той или иной мере включают и личностный смысл, и элементы учебной коммуникации, регуляцию и рефлексию процесса и результата деятельности. Кроме того, школа в течение долгого времени выполняла функцию, прежде всего, транслятора готовых знаний, поставив познавательный аспект деятельности превыше остальных.

На вопрос: «Какие виды универсальных учебных действий нужно в первую очередь формировать при обучении в основной школе?» 60% учителей представляется существенным создание алгоритмов деятельности при решении проблем учебного, исследовательского и творческого характера и умение применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, и анализ полученной информации. 47% из опрошенных учителей указали на такие виды, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и рефлексия способов и условий деятельности, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов деятельности. Менее популярными стали: коммуникация с учителем и сверстниками, планирование учебной деятельности, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Следует отметить, что лидирующие позиции снова остались за теми видами универсальных учебных действий, которые относятся к познавательной группе.

Категория «универсальные учебные действия» была введена в науку и школьную практику относительно недавно, поэтому учителя сталкиваются с рядом трудностей при их формировании. Основными проблемами при формировании универсальных учебных действий по результатам исследования выступают: нехватка времени на уроках, отсутствие специальных методик, пооперационных алгоритмов формирования и оценивания универсальных учебных действий, проблемы развития мотивационного компонента учебной деятельности, трудности, связанные с установлением межпредметных связей в целях формирования универсальных учебных действий и др.

Таким образом, в результате анкетирования учителей можно сделать следующие выводы. Учителя в настоящее время еще не до конца владеют пониманием сущности «универсальных учебных действий». Но активные обсуждения данного вопроса во всех образовательных сферах заставляют педагогов интересоваться данной категорией и осознать его значимость в современных образовательных условиях. Учителя считают необходимым формировать универсальные учебные действия и активно развивают их на своих уроках, но при этом делают упор именно на познавательной группе. Это может быть связано с тем, что для школьного образования длительное время считалось первоочередной задачей именно передача учащимся знаний и усвоение предметных умений, при этом вопросы личностного развития учащихся являлись менее актуальными. Несмотря на разнообразие методов и технологий обучения, при формировании универсальных учебных действий учителя наиболее часто используют традиционный урок, исследовательскую и практическую деятельность на уроке и во внеурочной работе.

Анализ психологической и педагогической литературы позволил сделать вывод, что успех формирования умений определяется следующими методическими условиями:

  • 1) мотивацией учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе решения учебных задач;
  • 2) четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
  • 3) организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание;
  • 4) наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития универсальных учебных действий специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.;
  • 5) опорой на внутренние психические механизмы развития способов деятельности, предложенные выдающимися психологами - Выгодским Л.С., Гальпериным П.Я и др.;
  • 6) постепенным повышением уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий;
  • 7) всесторонней оценкой уровня сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии.

Учитывая вышесказанное, существует необходимость в научном исследовании, осмыслении и создании специальных методик, включающих цели, содержание и различные методы и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий, которые будут являться основой развития учащихся.


Дружинина Елена Анатольевна, МАОУ «СОШ № 99», г. Новокуз-нецк, Кемеровской области.

Стань творцом
и тогда каждый новый шаг
в твоей профессиональной
деятельности станет
открытием мира души ребёнка.

Аннотация
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря форми-рованию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы).

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в качестве основных задач модернизации российского образования названы «повышение его доступности, качества и эффективности». Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оце-нивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться, обучающийся сам должен стать "архитектором и строите-лем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий ученика, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и органи-зацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуни-кативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постанов-ки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения новых знаний. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности со-трудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, плани-ровать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и зна-ково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предла-гается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображаю-щую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач. Можно предло-жить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Обучающимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все ученики без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а затем быстро, ориентируясь на внутренний ал-горитм способов проверки.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсаль-ные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной. Развитие уни-версальных учебных действий обеспечивает формирование психоло-гических новообразований и способностей ученика, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятель-ности и освоения учебных дисциплин.

Если в начальной школе у учащихся будут сформированы уни-версальные учебные действия в полной мере, то есть они научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на второй и третьей ступенях обучения. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

Не сравнивать детей между собой, а показывает достижения ре-бенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатыва-ют алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

Привлекать детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Обучать детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречи-вость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана; знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации; учит способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учи-тель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
7. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использу-ет проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
8. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и само-стоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
9. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достиже-ния, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
10. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
11. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
12. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; пе-дагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между ученика-ми, учениками и учителем.
В их совместной деятельности у учащихся формируются обще-человеческие ценности.
13. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
14. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Таким образом, формирование у обучающихся универсаль-ных учебных действий позволит повысить не только качество образо-вания, но и эффективность всего образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Литература:
1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учеб-ные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просве-щение. 2008 г.
2. Федеральный государственный образовательный стан-дарт начального общего образования. - М.: Просвещение.2010 г.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Опираясь на данную теорию, считаю, что развитие и поддержание детской любознательности - одна из важнейших задач в образовании . А умение закрепить, осознать, довести своё дело до конца, понять, зачем это нужно, и оценить объем своих знаний - основные цели современного урока. Основной задачей учителя является научить ребенка учиться, т.е. сформировать у него навык выполнения универсальных учебных действий (УУД).

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться. Следовательно, особое внимание необходимо уделить размышляющему, «думающему» наблюдению, слушанию или чтению, в ходе которых ребенок учится выделять в предъявленной информации значимое, вступать в продуктивное общение, слышать людей.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока. Когда учитель готовится к современному уроку, перед ним встаёт ряд вопросов:

  1. Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока?
  2. Использование каких технологий способствует формированию УУД?
  3. Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?

На уроках русского языка и математики проще формировать УУД. Сложнее обстоит дело с литературным чтением. Казалось бы: читай, рассуждай, меняй виды деятельности. Но достаточно ли этого для урока чтения?

Согласно распространенному мнению, любое действие ученика, совершаемое им на уроке, - это учебная деятельность. Но в основе учебной деятельности лежат познавательные мотивы и интересы. И всегда ли ребенку интересно то, что он читает на уроке? Всегда ли он понимает, для чего он это читает? Нет, только тогда, когда учитель создаёт необходимые для этого условия.

Первостепенная задача педагога - создавать необходимые условия на каждом этапе урока (актуализация опорных знаний; постановка учебной проблемы; формулирование проблемы, планирование; открытие нового знания; применение нового знания; рефлексия) для формирования УУД , продумывать систему вопросов и заданий, способствующих их формированию. От учителя требуется уже с самого начала урока знать, чему должны научиться его ученики, а ученик только в конце урока оценит свою работу и сделает вывод о результате своей работы.

Приведу пример формирования УУД на уроке литературного чтения в 4 классе по теме «Правда и вымысел в былинном сказе «Садко».

Уже на этапе актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы , прежде всего, необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает из прочитанного, и, самое главное, захотел узнать и, по необходимости, перечитать.

На данном этапе урока я использовала подводящий диалог, технологию проблемно-диалогового обучения с целью формирования:

  • логических УД (анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для классификации);
  • общеучебных УД (поиск информации, смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентации учащихся в системе личностных качеств героя);
  • коммуникативных УД (контроль и оценка действий своих и одноклассников).

Чтобы решить проблему, необходимо было провести анализ и синтез, прибегнуть к рассуждению, что требует сформированности качеств ученика.

Были заданы вопросы:

  • Кто является героем былины?
  • Какими качествами обладает былинный герой?
  • Почему Садко является былинным героем, хотя не обладает силой богатырской? (дети приходят к выводу, что он мастер своего дела, за что любим народом)
  • Чем былина отличается от сказки? Приведите примеры из текста.

У детей появляется внутренняя потребность и мотивация узнать, понять, в чём противоречия. Начинается процесс мышления. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей.

Этап формирования проблемы проводится с целью побуждения учеников к поисковой деятельности и постановке учебной задачи. Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствовали формированию личностных УД. А постановка УЗ и планирование своей деятельности на уроке с учетом УЗ способствовали формированию регулятивных УД.

Были заданы вопросы:

  • Что общего в былине и сказке?
  • Ложь и вымысел - это одно и то же?
  • Чего больше в былинном сказе - правды или вымысла?

На данном этапе урока у детей происходит осмысление прочитанного текста, процесс сопоставления прочитанного с реальными известными фактами. Появляется потребность работать, зная и понимая УЗ. Возникает вопрос: «Как я буду узнавать?»

Ученики самостоятельно распределяют задачи каждого члена группы. Этому способствовует технология сотрудничества. На данном этапе знания, полученные на уроках окружающего мира, интегрируются на уроке литературного чтения. Учитель создаёт условия для поисковой деятельности, незаметно поправляя, подсказывая, создавая ситуацию значимости ученика в группе.

Перед группами стояла задача выбрать из текста факты вымысла и действительных исторических событий. Перед каждым учеником встал вопрос: «Что я узнаю?»

Работа со словарём, картой, обсуждение и вычленение необходимой информации, выявление причины и следствия явлений способствуют формированию познавательных УД; самоконтроль - регулятивных УД; одновременная активизация внимания в связи с необходимостью сосредоточиться на принципе классификации - общеучебных УД; определение общих для всех правил поведения, правил работы в группе - личностных УД.

Самый захватывающий этап урока - это этап применения новых знаний и рефлексии . Здесь ученики блещут приобретёнными знаниями. Оказывается, что некоторые слова, неизвестные ранее, означают предметы, которыми мы пользуемся и сейчас (шпинёчки, карбасок). Оказывается, что в былинном сказе «Садко» больше правды, чем вымысла. Правда в былине перекликается с историческими фактами (путь из варягов в греки, река Чернава, река Нева, Ладожское озеро, Ильмень-озеро и др.), а вымысел был использован для сказочности и загадочности событий.

Вся работа проводилась в форме дискуссии, что позволяло развивать у детей способность аргументировать свои доводы, принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою. Эта работа способствовала формированию коммуникативных УД, регулятивных УД, личностных УД.

Самый сложный для учеников этап, этап рефлексии , ставит перед учениками вопросы: «На каком уровне я узнал?», «Что я узнал?». А для учителя это самый ответственный этап. Для чего ученики работали весь урок? Что удалось учителю сформировать за урок? Сложные вопросы.

Перед тем как оценить свою деятельность и деятельность своих учеников, учитель задаёт вопрос: «Зачем мы читаем былины?»

Учащиеся осознают, что былинный сказ не просто текст для прочтения, а исторические события с вымыслом; что, читая былины, мы знакомимся с историей своей страны и русским народным фольклором, у детей формируется интерес к таким произведениям, появляется желание прочитать другие былины и найти в них исторические факты.

Не это ли является целью учителя на уроке? Ученики же, оценивая свою деятельность на уроке, проявляют активность, удовлетворенность своей деятельностью и деятельностью своих товарищей. Вся работа, проведенная на уроке, является подготовкой к проектно-исследовательской деятельности, где раскрывается практический навык поиска информации, связанный со свободным ориентированием ребёнка в тексте, словаре и в других источниках.

Принципы обучения системы Л.В. Занкова - хорошая основа для развития всех видов УУД, и все же многое зависит от учителя. Но чтобы добиться этого, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка . Это означает, в первую очередь, осознание ребенком смысла процесса обучения (в данном случае - процесса прочтения). А это и есть условие реализации нового ФГОС.

  1. 2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

    Пояснительная записка

    ... образовательная программа начального общего образования МОУ Коломенской средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...

  2. РЕКОМЕНДОВАНО педагогическим советом МОУ средняя школа № 1 г Малоярославца протокол № от «___» 2011 г

    Программа

    ... соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ) ... др., а также Поволжья, Урала (Нижний Тагил ) и Сибири (Томск, Тобольск, ...

  3. Программа V Международной научно-практической конференции

    Программа

    ... образования администрации г. Нижний Тагил ... образовательной среды в образовательном учреждении, обеспечивающей повышение эффективности обучения в соответствии с требованиями ФГОС ... ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

  4. Доклад о результатах и проблемах функционирования и развития моу сош №61 по итогам 2010 – 2011 учебного года

    Доклад

    ... общего образования и ступени среднего (полного) общего образования . В 2010-2011 ... образования Администрации города Нижний Тагил ... начать внедрение ФГОС НОО в соответствии с разработанной основной образовательной программой начального общего образования ; - ...

  5. Ппсо от 27 02 2012 г № 166-пп о реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования из федерального бюджета в 2012 году

    Документ

    Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС ). С 2010 года ФГОС в экспериментальном режиме введен...