Русские украинцы в чем различие. Не сестры. Главные отличия украинок от русских женщин

Несмотря на то, что украинский и русский народы считаются близкородственными, их этнопсихология существенно отличается. Особенно ярко выражены различия у женской половины населения этих двух стран. Украинки и русские отличаются друг от друга как по типу красоты, так и по целому набору психологических черт, определяющих такое понятие, как «лицо и характер нации».

Внешние различия

Различия во внешности обусловлены происхождением, а также генетическим смешением с народами, проживающими по соседству. Красота русской женщины больше тяготеет к северному, финно-балтийскому типу. Это светлые волосы (светло-русые, русые, блонд ) и глаза (голубые, серые, зеленые), правильные, но по отношению к типу южных красавиц более мелкие, утонченные черты лица.

Украинки, напротив, больше походят на южанок. Черты лица у них крупнее и выразительнее, чем у русских. В оттенках глаз, кожи и волос преобладают яркие контрасты: каштановые или жгуче-черные волосы (натуральных блондинок почти нет), густые черные брови при светлой коже, черные, карие или насыщенно-зеленые глаза.

Если красоту русской женщины можно сравнить с кристально-холодной зимой или застенчивой ранней весной, то красота украинки - это, несомненно, разгар августа, самый солнцепек. Каждый из этих типов по-своему хорош. Относительно ответа на вопрос, какой же лучше, тут, как говорится, кому что нравится.

Национальный характер

Точно так же, как внешность, различаются и характеры русской и украинской женщины. Первая более сдержанна, покладиста и терпелива. Она многое прощает своему мужчине и в некоторых случаях действительно готова «коня на скаку остановить и в горящую избу войти». В характере русской женщины больше сохранились следы веками вколачивавшихся в нее норм Домостроя, поэтому привычка быть в семье «на вторых ролях» для многих россиянок вполне естественна.

Украинки обладают более непокорным, строптивым и свободолюбивым характером, что обусловлено сильным влиянием культа Богини-матери. Он был распространен на территориях, которые сейчас занимают современные Румыния, Болгария, Венгрия, Польша, Украина. Украинская женщина менее склонна прощать мужчине его несовершенства и всегда готова в жарком споре отстаивать свои права.

Внутрисемейные отношения типичной украинской семьи, к примеру, конца XIX века великолепно описаны в повести «Кайдашева семья» Ивана Нечуя-Левицкого. Писатель прекрасно уловил и отношения между родственниками, и роль женщины в них. Украинки крайне редко позволяют загонять себя в позицию жертвы, чаще скандалят и активнее себя защищают.

Статистика разводов

Эти различия в национальных характерах подтверждает и статистика разводов. В России в 2012 году на 1213598 брачных союзов приходилось 644101 развод, что составляет 53% от общего числа браков. В Украине в тот же период было заключено 278 356 браков, из них 169797 распались, а это уже 61%. Даже при постоянном росте количества разводов в обеих странах количество расторжений браков в Украине на 8% больше.

Для сравнения такие же показатели в других странах: Канада - 48%, США - 46%, Великобритания - 42%, Франция - 38%, Япония - менее 27%. Такой высокий уровень разводов в России и Украине обусловлен, в первую очередь, материальными проблемами и пьянством мужа, с которыми россиянки готовы мириться в большей мере, нежели украинки.

На третьем и четвертом местах стоят половая несовместимость и измены супругов. Если у россиян обычно в измене обвиняется муж (75% изменивших - мужчины), то у украинцев доли виновников поделились между супругами приблизительно поровну (на 58% изменников - 42% изменниц).

Это подтверждает и более «горячий» темперамент украинок, и их более вольные, «матриархальные» взгляды. Для русской женщины, гораздо более готовой к жертвенности, на первом месте стоит сохранение семьи. Свое личное счастье нередко отодвигается ею на второй план.

Антропологически е исследования украинцев начались еще в 60-х годах XIX столетия. Наиболее основательно изучал этот вопрос на рубеже XIX и ХХ веков выдающийся украинский антрополог и этнограф, профессор Русской и Парижской академий наук Х. Волк. Особое внимание он уделил отличиям украинцев от других славянских народов.

Так, он писал о том, что выходцы с Украины в большинстве своем являются темноволосыми и темноглазыми, тогда как русские, белорусы и поляки – преимущественно светловолосы и светлоглазы. У русских и белорусов более длинный череп, чем у украинцев. Согласно антропологическо й терминологии, русские и белорусы принадлежат к длинноголовым народам, украинцы - к круглоголовым. Если у русских чаще бывают широкие лицо и скулы, то среди украинцев больше узколицых. Носы у них чаще ровные. Так называемый вогнутый нос, по словам Волка, встречается на Волыни, на востоке и севере Украины, что объясняется примесью русской, белорусской и польской крови. Выгнутый (орлиный) нос встречается обычно у жителей юго-востока Украины и, по мнению ученого, является результатом связей с иранскими племенами.

Длина руки у украинцев средняя – меньше, чем у русских и белорусов и немного больше, чем у балканских славян. А вот длина ног значительно больше, чем у русских. Коллега Х. Волка А. Ивановский пишет, что украинцы относятся к группе наиболее «длинноногих» племен. Исследователи прошлого относили украинцев к высокорослым народам, а русских, белорусов и поляков – к низкорослым.

Последние генетические исследования подтвердили, что у русских арийско-славянск ая мужская гаплогруппа R1a более распространена, чем у жителей Украины. При этом женские гаплогруппы у русских являются полностью славянскими и соответствуют тем же гаплогруппам поляков.

Отличие русских от украинцев. Hardcore-версия
Адриан Яланский, для "Хвилі"
24.10.13

— Украинский язык самый мелодичный в Европе после итальянского, русский самый сложный после китайского и японского;

Бандура
Украина.

Украинский язык занял второе место по мелодичным критериям после итальянского и вошел в тройку самых красивых языков в мире по таким критериям, как фонетика, лексика, фразеология и структура предложения после французского и персидского по результатам языкового конкурса состоявшегося в Париже в 1934 году.

Россия.
русский язык


Самые сложные языки мира.

Китайский (сложная система письма, тональное ударение. Но при этом грамматика в нем гораздо проще грамматики японского языка).

Японский (сложная система письма - так чаще всего пишут в популярных статьях, но на самом деле это не единственная и не самая основная сложность. Все его сложности, по правде говоря, открываются только на сравнительно высоком уровне владения им).

Арабский (сложная система письма),
Венгерский (сложная грамматика),
Русский (грамматика и орфография),
Корейский (из-за сложности правил чтения, непривычности письменности и грамматики),
Баскский (24 падежа, отличия в грамматике от других европейских языков, связанные с тем, что этот язык не имеет родственных связей с другими).

украинка

ТОП-10 городов, где живут самые красивые девушки в мире:

1. Киев, Украина
Прогуляйтесь по Киеву летним днем, загляните в Гидропарк (городской парк Киева на Венецианском и Долобецком островах между Днепром и Русановским проливом). Там на берегу Днепра вы сможете лицезреть небывалое множество украинских красоток». Помимо внешней привлекательности, украинские женщины также крайне интересные собеседники: «Они хорошо образованны и всегда готовы поддержать разговор о литературе и философии».

2. Стокгольм, Швеция
«То, что вы видите в рекламе шведского пива, - правда. В Швеции действительно живут самые красивые женщины мира», - отмечает Travelers Digest. Именно Швеции издание отдало пальму первенства в рейтинге стран с самыми красивыми женщинами. Россия в нем, кстати, находится на четвертом месте, уступая Украине одну строчку. А Стокгольм еще и столица самых красивых мужчин - тут россиян и вовсе не оказалось.

3. Нью-Йорк, США
Женщины Нью-Йорка своей красотой обязаны культурному и этническому многообразию. «Модные смышленые девчонки, роскошные модели и очаровательные хипстерши», - так эксперты описали многообразие фактур, что можно встретить в «Большом яблоке».

4. Буэнос-Айрес, Аргентина
Сама атмосфера здесь преисполнена романтикой. Посетите этот город и окажите себе услугу - попросите научить вас танцевать танго одну из самых красивых женщин, что вы когда-либо увидите»

5. Варна, Болгария
Болгария не самая известная страна, даже европейцу иногда трудно найти ее на карте, но то, что ей не хватает известности, она более чем, компенсирует красотой женщин и потрясающими пейзажами. Варна расположена на великолепном Черноморском побережье, а летом город битком набит загорелыми красавицами. Как и их русские и украинские коллеги, девушки здесь часто высокие и светлоглазые.

6. Москва, Россия
«Высокие блондинки, брюнетки. Голубоглазые богини», - именно такими изданию представились жительницы российской столицы. При этом эксперты отмечают, что в отличие от киевлянок, с москвичками не так-то просто заговорить.

7. Тель-Авив, Израиль
Темноволосые женщины с зелеными глазами - очень красиво и не обычно.

8. Амстердам, Нидерланды
Голландские женщины либеральные и открытые красавицы, которые хорошо образованы и веселы.

9. Сеул, Южная Корея
Корея является своего рода центром культуры и моды в Азии. «Всем мужчинам нравятся азиатки, это почти научный факт».

10. Монреаль, Канада
Красота местных женщин - это бонус к европейской атмосфере этого города, его развитой экономике и интересной ночной жизни, отмечают эксперты: «К тому же, здесь говорят на самом сексуальном языке - французском».

Топ-10 стран, где живут самые красивые женщины в мире:
1. Швеция
2. Аргентина
3. Украина
4. Россия
5. Болгария
6. Южная Корея
7. Колумбия
8. Дания
9. Нидерланды
10. Канада

— Украинцы считают россиян хорошими соседями, а россияне украинцев низшей расой и врагами России!
бойко миллер

Очередная сенсация: 92 процента украинцев любят Россию, но пользуются взаимностью лишь у 46 процентов россиян. Почему?

Интересно, что исследования с аналогичными результатами проводили параллельно — российским Левада-Центром и Киевским международным институтом социологии (КМИС). Данные практически совпали.

В России репрезентативный опрос коснулся 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. На Украине было опрошено 1997 респондентов, проживающих во всех областях Украины, в Крыму и в Киеве. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента.

На Украине всего 6 процентов респондентов относятся к России негативно, в России к Украине — 44. На Украине 19 процентов заявили, что хотели бы объединиться, в России этого хотят 14 процентов.

Самое тревожное, что процент украинцев, которые хорошо относятся к России, вырос с апреля по октябрь с 88 процентов до 91-го, а вот количество россиян, позитивно относящихся к Украине, наоборот — понизилось за тот же период с 55 процентов до 46-ти.

Главный персонаж русских сказок — Иван-дурак, украинских — Котыгорошко;

Россия.
иван дурак

Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных прототипических персонажей русских сказок. По некоторым версиям, имя с эпитетом дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.

По другим версиям, «дурак» — это его имущественный статус. Поскольку он — третий сын, ему не положена доля в наследстве (остается в дураках).

Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.

С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу… Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Жоржу Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, со жреческими обязанностями.

Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, то есть занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику.

Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак — носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; сравните «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности и много референтности слова и т. п. (так, убийство змеи копьем Иван-дурак описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, «зло от зла умерло»). Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.

Украина.
котигорошко

Котигорошко (Покотигорошко) — герой одноименной украинской (и белорусской) народной сказки. Мальчик необычайной силы, который родился с горошка. С помощью казаков-характерников Вернигоры, Вернидуба и Крутиус побеждает Змея и освобождает братьев и сестру. Его имя связано с горохом, бобовой культурой, которую выращивали со времен халколита народы, населявшие Переднюю Азию, акваторию Средиземного и Черного морей. Горох считался символом жизненной силы в сельскохозяйственных обществах: урожайности, плодородия скота и процветания дом. В частности, у славян горох был неотъемлемой частью Рождественского стола и брачных церемоний, которые связывались с рождением детей. Значение образа Котигорошко — один из образов победителя над бедой, болезнью, проблемами в украинском фольклоре. В образе Котигорошка народом воплощены такие черты, как богатырская сила, стойкость в борьбе против врагов, верность, сообразительность и т.д.. Известный исследователь древнеславянской истории академик Александр Рыбаков в работе «Язычество древних славян», приводя параллели античных мифологических героев и персонажей наших сказок, называет Котигорошка украинских Гераклом. И тот и другой — самые силачи и народные герои, и тот и другой — сын самого божества и символа мужской силы. Ведь античный Геракл — сын Зевса, а наш славянский Горох выступает как одно из воплощений Рода — всеобъемлющего бога древних славян.В образе мальчика, который появился из горошинки, народом воплощены не только такие черты, как богатырская сила, стойкость в борьбе против врагов, но и верность, сообразительность. Недаром современные мифоаналитики интерпретируют горошину как космологическое и гносеологическое (то есть познавательное) ядро.

Резюме: Иван-дурак — олицетворение менталитета русских. Показатель чаяний и надежд русского народа. Халтура, халява, авось, тяп-ляп, лень — главные негативные структурные единицы мемокомплекса среднестатистического россиянина. Широкая душа, щедрость, доброта, крайняя везучесть — позитивные.

Котыгорошко — олицетворение менталитета украинцев. Моя хата с краю, работа на панщине, скупердяйство, нелюбовь к соседям негативные структурные единицы мемокомплекса. Старательность, гордость за родину, трудолюбие, верность своему народу — положительные.

Начинаем второй выпуск из серии «В гостях у сказки». Сначала мне казалось, что вполне возможно объединить в один букет русские, украинские и белорусские сказки, но, как показало даже минимальное проникновение в среду, все не так просто, а сказки братьев-славян отличаются, как по форме, так и по содержанию. Начнем с рассмотрения этих самых различий. Во-первых, украинские сказки намного длинней и, если так можно выразиться, в них больше логики, а причинно-следственные связи нарушаются не так грубо, как у «северных братьев». Если упрощенно, то русские народные сказки вполне можно издавать под грифом «от 3 до 6 лет», украинские же - «для младшего и среднего школьного возраста». Так в чем же отличия?

Дураков у нас почти нет

Во-первых, в героях. Пресловутый Иван-дурак и олигофрен Емеля как-то отходят на второй план. Дураков у нас нет, есть более или менее недалекие родственники и друзья, но, при этом, всегда находится хитросделанный персонаж, пусть даже и Иван, который умело пользуясь силами природы и чарами окружающих волшебных персонажей (нечисти, зверушек, растений и т.д.), всегда виртуозно добивается своей цели. Во-вторых, гораздо большая роль отводится братьям нашим меньшим - зверям, которым приписываются различные волшебные качества, интеллект, хитрость и некоторая принципиальность. Люди тоже фигурируют, но их как-то меньше. И, в-третьих, главное отличие - украинские сказки намного длиннее и сложнее. Вот тут как раз и стоит дать оценку этому явлению.

Рассказки про сказки

Я уже писал о том, как в старину зарождались сказки. Бродячие рассказчики - аферисты и авантюристы (а иными они просто не могли быть, ибо не выжили бы!) - заходили в поселение и были просто обязаны отплатить за пищу кров натурой. Кто-то пел, кто-то показывал фокусы, кто-то водил дрессированных зверей. Но талант рассказчика тем и ценен, что сводит к минимуму накладные расходы и, при наличии таланта, сулит исполнителю весьма серьезные дивиденды. Русские народные сказки четко отражают стороны русской же натуры - сказка начинается вполне связно, а к концу сворачивается, как придется - по ходу повествования и зрители и исполнители явно «накатывали горячительного», так что постепенно одним становилось все трудней вещать, а другим - было все равно, чем кончится сказ. В данной ситуации - чем проще, тем лучше. Запомнить немудреный сюжет, а тем более повторить его наутро, после обильных возлияний - куда как проще!

У нас выше класс

Украинца же, это очевидно, такой туфтой не проймешь! Во-первых, у нас все же меньше пили, и, кстати, лучше закусывали. Поэтому отработать ужин и ночлег несколькими маленькими побасенками становилось проблематично. Слушатели устраивались за столами надолго, с развлечениями было не густо, с закусками - наоборот. Народ жаждал развлечений за каждую калорию, скормленную рассказчику. Да и напоить до умопомрачения того, кто закусывает горилку салом и прочими мясными изысками, не так-то просто. Посему класс украинских рассказчиков был несомненно выше, а повествования намного длиннее - ситуация того настоятельно требовала. Так и видится, как только усатый дед Панас местного разлива начинает хмелеть и «путаться в показаниях», тут же находится местный дотошный слушатель, указывающий ему на сюжетные и логические проколы! А как же - и свои акции среди местных бабцов приподнять, и захожего артиста подопустить - чтоб не очень-то задавался. Чтобы не быть голословными, предлагаю окунуться в причудливый мир украинских сказок, чтобы прочувствовать все это на собственной шкуре.

-Украинцы внешне существенно отличаются от русских.

русский
украинец
Антропологи сумели за несколько десятков лет напряженных исследований выявить облик типичного русского человека. Это среднего телосложения и среднего роста светлые шатены со светлыми глазами - серыми или голубыми. Кстати, в ходе исследований также был получен и словесный портрет типичного украинца. Отличается эталонный украинец от русского цветом кожи, волос и глаз - он смуглый брюнет с правильными чертами лица и карими глазами.

Антропологические исследования украинцев начались с 60-х годов девятнадцатого века.

Наиболее основательные из них сделаны на грани 19 и 20 веков выдающимся украинским антропологом и этнографом Х. Волком — профессором Русской и Парижской академий наук.

Х. Волк установил такие отличия украинцев от других славянских народов.

Украинцы в подавляющем большинстве черноволосые и темноглазые. Русские, белорусы, поляки - преимущественно светловолосые и светлоглазые.

Русские и белорусы имеют более длинный череп, чем украинцы. Высота черепа украинцев превосходит этот показатель у русских и белорусов. По терминологии антропологов, украинцы принадлежат к круглоголовым народам, русские и белорусы — к длинноголовым.

Украинцы приближаются к числу узколицых народов. Русский тип тяготеет к широкоскулости. Украинцы преимущественно узконосые. Характерный признак чисто украинского типа — ровный профиль носа. Вогнутый нос, как отметил Волк, встречается на Волыни, на востоке и севере Украины, что антрополог объяснял влиянием поляков, белорусов, великороссов. Выгнутый (орлиный) нос у жителей юго-востока Украины антрополог считал влиянием иранских племен.

Длину руки (в отношении к росту) украинцы имеют среднюю — меньшую, чем у русских и белорусов, но немного большую, чем у балканских славян.

Длина ноги украинцев превышает этот показатель у поляков и белорусов, а особенно — у русских. За вычислениями другого антрополога — А. Ивановского, украинцы принадлежат к группе племен с наиболее длинными ногами.

В одной из украинских газет прочел интервью с балериной М. Плисецкой. На вопрос корреспондента, почему ее московская балетная труппа почти полностью состояла из украинцев, балерина ответила: «Украинцы имеют очень талантливые ноги». Не знаю, что вложила балерина в понятие «талантливые ноги», но длина ног у артиста балета имеет первостепенное значение.

По антропологическим признакам украинцы выявляют большее родство с южными и западными славянами (за исключением поляков), чем с великороссами, белорусами.

Исследователи в прошлом относили украинцев к высокорослым народам. Россиян, белорусов, поляков — к низкорослым.

— В России- русские не любят чеченцев, на Украине — украинцы дружат с крымскими татарами.

Россия.
Рамзан Кадыров
Классический русский сетевой хомячок, свивший себе гнездовье из подушек на диване, люто ненавидит чеченцев. Для него чеченцы — зло. Именно они, виноваты в маленькой зарплате, ухудшающейся экологии, пивному животу и латентной импотенции к 35. Любая новость из Чечни, комментируется сливом» праведного» гнева, матами и первобытной злобой.

15 пунктов, почему украинцы и русские являются двумя отдельными народами (этносами, нациями).

1. Украинцы имеют собственную этническую территорию, на которой они компактно проживают в течение многих веков. Этническая территория русских находится к северо-востоку от нее и не пересекается с ней. Украинцев нельзя отнести к субэтносу русских (московитов), поскольку даже имперские идеологи 19 века так не считали, а также потому, что известные русские субэтносы (камчадалы, поморы и др.) характеризуются слабыми отличиями в языке и культуре между собой, крайней малочисленностью и дисперсностью расселения. На польской карте 1927 года показана этническая территория украинцев (поляки называли их русинами). Как видно, они заселяли всю материковую Украину, вместе с крымскими татарами – Крым, а также проживали в соседних районах Словакии, Польши, Беларуси и РСФСР. Но в ходе длительной русификации, проводимой советской властью в 20 веке, украинцы, проживающие в РСФСР, были ассимилированы и превращены в русских. Важно отметить, что Украинская народная республика появилась и обрела независимость в 1917-1918 годах благодаря усилиям простых украинцев – выходцев с территории Российской империи, и при минимальном участии галичан. Ведь Галиция тогда находилась в составе Австро-Венгрии и объединилась с УНР только в 1919 году после развала империи австрийцев.

2. У украинцев и русских разное этническое происхождение. Украинцы сформировались приблизительно в 13 веке благодаря консолидации определенных славянских этносов (белых хорватов, волынян, древлян, полян, северян, тиверцев и уличей), включив в себя скифо-сарматские и немного фракийские компоненты, а позже испытавшие влияние тюркских кочевников. Русские возникли примерно в то же время из объединения других славянских племен (вятичей, ильменских словен, псковских и тверских кривичей), поглотив финно-угорские и в меньшей степени балтские компоненты, и затем ассимилировавшие часть белорусов, вепсов, татар и прочих народов. В 9-11 веках русью называли полян – важнейший этнос Киевской Руси. Позже, в 12-15 веках все восточнославянское население, принадлежавшее к православной церкви, обобщенно именовали русью, русинами или руськими людьми. А после развала РИ великороссы (московиты) превратили термин “русские” в этноним, монополизировав его, несмотря на то, что главной преемницей Киевской Руси является Украина. Похожая ситуация прослеживается у румын, чей этноним сходен с наименованием римских граждан на латинском, итальянском и румынском языках. Изначально римлянами считались только римские горожане, с 3 века – все свободное население римского государства, еще позже жители северо-восточной окраины бывшей империи взяли себе обозначение римского гражданства в качестве этнонима, хотя подлинной наследницей древнего Рима является Италия.

3. У украинцев есть свой родной язык – украинский. Существование явных различий между украинской речью и великорусской в 19 веке никто не отрицал. При этом одни российские лингвисты называли украинскую речь самостоятельным языком, а другие, опасаясь гнета царского деспотизма, услужливо величали ее наречием “русского языка” наравне с великорусской. До второй четверти 20 века на украинском языке говорили все украинцы. Однако в результате принудительного обучения на русском, практиковавшемся в украинских школах и вузах советской властью, со временем многие украинцы стали говорить по-русски. Сейчас в Украине существует языковое разнообразие – жители страны говорят по-украински, по-русски, на обоих языках или на суржике. В ходе многовекового развития украинского языка на него влияли и другие языки, но воздействие польского оказалось не сильным. Ведь поднепровский диалект, ставший основой литературного украинского в середине 19 века, распространен по обеим сторонам Днепра, хотя земли к западу от этой реки входили в состав Польши 224 года, а к востоку – всего 85 лет.

4. Украинцы имеют богатую и самобытную этническую культуру. Их антропонимика, устное народное творчество, музыка, танец, типы жилищ, изобразительное искусство, кухня, национальный костюм, обряды и обычаи заметно отличаются от русских. Например, для украинских поселений характерны благоустройство с помощью зеленых насаждений и хаты с соломенной крышей, глинобитным полом, побеленные внутри и снаружи, в которых печь часто разрисовывалась цветами. Песни украинцев отличаются непосредственностью и жизнерадостностью – в них отражены героика, оптимизм и юмор народа. Для русских же типичны слабо ухоженные дворы и черные срубные избы с деревянным полом, создающие безотрадное впечатление. А народные песни выделяются распевностью, проникнуты лиризмом и часто навевают уныние. И хотя в нынешнюю постиндустриальную эпоху элементы этнической культуры проявляются в жизни людей слабо и почти полностью заменяются элементами региональной культуры (в данном случае европейской), их наличие призвано подтвердить разное этническое происхождение украинцев и русских.

5. Украинцы по генам значительно отличаются от русских. На схеме отображено генетическое расстояние между разными народами: по аутосомным SNP-маркерам (сектор A), по Y-ДНК (сектор B) и по мтДНК (сектор C). Оказывается, согласно распределению аутосомных маркеров, которое связано с распространением антропологических элементов, украинцы ближе к полякам, словакам и хорватам, чем к северным и центральным русским. По данным Y-ДНК, лучше показывающим поздних мигрантов, украинцы близки к южным и немного центральным русским, но далеки от северных, и в целом украинцы больше похожи на словаков и словенцев. По данным мтДНК, лучше отражающим древнейшее население, одни русские популяции близки к украинцам, а другие далеки от них и находятся дальше, чем латыши и чехи. Следует отметить, что во всех трех секторах видно очень большое разнообразие русских, которые в соответствии с генетическими исследованиями не похожи на единый народ. В отличие от них, украинцы представляют собой весьма однородный этнос, генетически близкий только к южным русским, поскольку те сформировались при участии украинцев.

6. Между украинцами и русскими есть существенные антропологические различия. Об этом говорили еще антропологи в РИ, затем в СССР, а также иностранцы отмечали заметную разницу в физическом облике двух народов. Например, советский антрополог Т.Алексеева относила украинцев к одной группе популяций – днепро-карпатской. В эту группу входят еще чехи и словаки. А русских Т.Алексеева относила к двум совершенно другим группам популяций – беломорско-балтийской и восточно-европейской. В эти группы помещены еще вепсы, татары-мишари и удмурты. Из комплексного сравнения антропологических характеристик украинцев и русских становится известно, что у последних рост ниже, голова уже, волосы и глаза светлее, складка верхнего века развита сильнее, нос короче и чаще бывает курносым, рост волос на лице и теле слабее, горизонтальная профилировка лица слабее за счет увеличения выступания скул. Это обусловлено тем, что украинцы имеют больше южных антропологических элементов, а русские – больше северных, уральских и монголоидных.

7. Украинцы обладают особым складом характера. Благодаря более южному генотипу, относительно теплому климату с преобладанием ясной или малооблачной погоды и прочим причинам, им свойственен повышенный темперамент, открытый и веселый нрав. Украинцы быстро принимают решения, не боятся протестовать против власти и отстаивать свои интересы. У русских дела обстоят иначе, поскольку за счет более северного генотипа, относительно холодного климата с частой пасмурной погодой и др., для них типичен пониженный темперамент, скрытный и угрюмый характер. Они медленно принимают решения, боязливо относятся к своей власти и начальству – выступление против правительства рассматривается ими как подвиг, на который мало кто из россиян способен. Тем не менее, русские способны вести себя шумно и развязно, но обычно это происходит после распития алкогольных напитков.

8. Украинцев можно справедливо назвать христианским народом. И как бы русские не кичились своей неведомой духовностью, из них меньшинство являются христианами, даже с учетом новомодных мракобесов, извративших учение и превративших религию в боевой еретический культ. ЦРУ утверждает, что в Украине христиане составляют больше половины населения, среди которых преобладают православные (2013), а в РФ насчитывается всего 15-20% православных и 2% других христиан (2006). Социологические опросы, проводимые в РФ и рапортующие о зачислении большинством жителей себя в православные, вызывают сомнение, ведь очень многие из опрошенных людей являются формальными верующими, толком не знающими смысла христианства, не живущими по его предписаниям и готовыми смеяться над любым анекдотом на религиозную тему. По данным МВД Украины пасхальные богослужения в 2009 году посетили 10,4 млн. человек (23% населения). А по данным МВД РФ в пасхальных богослужениях 2009 года приняли участие 4,5 млн. человек (3% населения). Получается, что украинцы являются большими православными, чем русские. И это не удивительно, поскольку русские были тем народом, который построил самое антихристианское государство в истории.

9. Украинцы меньше предрасположены к вредным привычкам, чем русские. Ведь в Украине меньше потребление алкоголя в литрах чистого этанола на душу населения (в возрасте 15 лет и старше) за год – 13,9 (2010) против 15,1 в РФ (2010). Наверное, здесь не учли употребления самогона и суррогата алкоголя, наподобие “Боярышника” и одеколона, широко распространенные в РФ. Иначе разница между уровнем алкоголизма в Украине и РФ оказалась бы еще значительнее. Кроме того, в Украине меньше потребляется сигарет на душу населения (в возрасте 15 лет и старше) за год – 1854 (2014) против 2690 в РФ (2014). И благодаря большему стремлению вести здоровый образ жизни в Украине также ниже процент людей, страдающих ожирением, и выше продолжительность жизни, чем в РФ.

10. Украинцы менее жестокие и кровожадные, чем русские. Ведь в Украине реже совершаются умышленные убийства – 4,3 на 100000 жителей (2013) против 9,2 в РФ (2013). За время войны в украинском Донбассе, инспирированной РФ, погибло мирных жителей в несколько раз меньше, чем во время первой и второй чеченских войн. Причем украинцы не превращали населенные пункты Донбасса в руины. В свою очередь, русские зачищали и ровняли с землей чеченские села и города, особенно Грозный. На какие преступления способна российская военщина, было еще раз продемонстрировано в ходе войны в Сирии, когда российские войска убивали мирных жителей пачками и сумели превратить восточный Алеппо в груды щебня. Кроме того, украинцы меньше подвержены духовному упадку, чем русские. В Украине ниже уровень самоубийств – 16,8 на 100000 жителей (2012) против 19,5 в РФ (2012).

11. Украинцы врут редко, в отличие от русских. Последние достигли в этом деле особого мастерства и “прославились” во всем западном мире. Российская власть с прикормленными пропагандистами обманывают и манипулируют мнением населения РФ. Российский президент, чиновники и парламентарии в официальных речах обманывают остальные страны. Российского вранья стало так много, что небезразличным людям пришлось создать проект “Антизомби” и сайты, изначально направленные на борьбу с российской дезинформацией, а в западных странах чуть позже тоже началось принятие мер по защите от потоков ереси, идущих с РФ.

12. В Украине хуже развита продажная любовь. В соответствии с данными Украинского института социальных исследований за 2011 год в стране 50 тысяч женщин занималось проституцией (0,1% населения). По данным МВД за 2012 год в РФ насчитывалось около 1 млн. проституток (0,7% населения) или, по мнению председателя Конституционного суда В.Зорькина за 2007 год, еще больше – 4,5 млн. проституток (3,2% населения). Согласно данному пункту, а также пунктам 8-11, получается, что моральный облик у украинцев выше, чем у русских.

13. Украинцы выбирают демократию. А русские, наоборот, хотят диктатуру – для них, чем жестче режим, тем лучше, вплоть до тоталитаризма. Россияне всегда нуждаются в хозяине, барине, тиране, который будет держать их в ежовых рукавицах, помыкать населением страны, решать за него важные вопросы и брать на себя ответственность. В отличие от них, украинцы предпочитают жить в свободном и управляемом народом государстве, где существуют равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность президента и парламента. Поэтому неудивительно, что по индексу демократии за 2016 год Украина находится на 86 месте, тогда как РФ на 134-м, а по индексу свободы прессы за 2017 год Украина занимает 102 место, пока РФ застряла на 148-м.

14. Украинцы являются настоящими патриотами, они ценят родину и не стремятся к захватам чужого. Украинцы обустраивают свою страну, делают ее красивее и удобнее для жизни, за прошедшие 26 лет независимости они не нападали ни на кого. У русских же патриотизм носит показушный характер, направленный вовне, когда вместо реальной работы над собой они бахвалятся мнимыми достижениями, стараются выглядеть важными и грозными перед остальным миром. Россияне не ценят родину и не имеют желания сделать ее лучше – очистить от грязи, преодолеть разруху, уменьшить коррупцию. Как результат, уныние и беспросветность жизни в РФ вместе с жаждой легкой наживы толкают их к захватам чужих, еще не запущенных, территорий, или хотя бы к переезду навсегда заграницу, где они могли бы “любить родину” на расстоянии. За прошедшие 26 лет россияне постоянно вмешивались в дела других стран, предъявляли требования, разжигали вражду, дважды нападали на Грузию (скрытно в 1992 году и открыто в 2008-м) и один раз на Украину (скрытно в 2014-м).

15. Украинцы придерживаются умеренных политических взглядов и устремлены в будущее. Они хотят видеть Украину богатой и свободной европейской страной – к подобному идеалу стремятся остальные разумные нации. А русские постоянно мечутся между крайностями – их кидает то в коммунизм, то в монархизм, национализм или фашизм. Им очень нравятся Иван IV, Ленин и Джугашвили, россияне видят идеал страны в прошлом – в образе РИ или СССР. Поэтому они верят в разнообразные исторические мифы про благополучную жизнь при императорах и генсеках. Но, когда русские превозносят прошлое за счет настоящего, они приобретают черты стареющего этноса, у которого остается мало шансов на достижение нормальной жизни в будущем.

Интересный вопрос: чем украинцы отличаются от русских? Что их разделяет? В чём причина существования границы между ними?

Первое, что приходит в голову – язык. Русские говорят на русском, украинцы — на украинском. Очевидный ответ на поверку оказывается довольно спорным.

О существовании единого украинского, общего и для Чернигова, и для Мукачева, и для Черкасс, пока не может быть и речи. Украинские диалекты чрезвычайно сильны, их поддерживает инерция привычки. Довольно часто они берут на себя смелость самостоятельно устанавливать языковую норму. Украинские публицисты жалуются: текст, написанный на мове, в одной редакции принимается как образцовый и литературный, в другой – как скандальное нарушение всех возможных правил. Украине присуща множественность, у неё пока нет своего койне – универсального языка делового и административного общения.

Говорят ли русские на русском? В общем, конечно да. Более того, они, в отличие от украинцев, только на нём и говорят. Русская среда – это диктат койне. Местные языковые традиции находятся в жалком и униженном состоянии. Ими пользуются разве что старики и маргиналы – люди с неудавшейся судьбой, чья речь оказалась искусственно замороженной. Но есть одна особенность: чем дальше мы будем удаляться от обеих столиц, тем хуже будет этот койне, тем чаще люди будут использовать остатки диалектов.

У самой границы, в белгородской губернии или в курской, можно наблюдать следующее явление: до пограничного пункта твой язык полон ошибок. Ты не умеешь говорить правильно, как того требуют всевозможные рекомендации и инструкции, утверждённые соответствующими академическими институтами. И вот, пройдя таможенный досмотр, углубившись в украинские территории буквально на двести метров, игра совершенно меняется. Вдруг ты становишься носителем одного из вариантов нормы, и уж не тебе говорят, как правильно произносить то или иное слово, а ты сам судишь, как живой носитель, что верно, а что нет.

Другой пример – белорусский. Здесь ситуации несколько проще украинской, ближе к российской. Страна маленькая, влияние России огромно, местные говоры умирают со скоростью, равной скорости умирания деревни. До недавнего времени люди массово переходили опять же на койне. Только не на беларуский, а на русский.

В Украине попытки построить собственное универсальное наречие предпринимались на протяжении последних двух столетий, начиная с Николая Котляревского. Белорусы занялись вопросим чуть позже, так об этом пишут историки. И только недавно, после получения независимости, начались масштабные интеллектуальные инвестиции в развитие. Тем не менее, говоры ещё живы и в новой ситуации у них появился шанс сохранить себя. Пока будет идти строительство нового языка, пока будет идти поиск нужных форм и выражений, их будут охранять. И опять – за пределами России, в Витебске и Гомеле, язык свободен и многообразен, живёт без одёргиваний.

Внутри России царит суровая дисциплина, и каждый филолог, едва защитив диплом, превращается в жандарма. Употреблять в речи правильные слова, в правильном подчинении, в правильных падежах – это можно назвать специфическим российским неврозом. Писать нужно литературно, т.е. сообразуясь с образцами второй половины девятнадцатого века, а говорить – как принято в столицах. Тут предлагается выбор – Санкт-Петербург или Москва. Любой другой вариант считается неприемлемым и жесточайше преследуется. Царство филологического терроризма.

Кто ближе к узаконенной норме, тот ближе к идеалу, к избранному обществу. Особым почётом пользуется так называемая врождённая грамотность – умение без ошибок изъясняться на развитом московском наречии, не прилагая к тому никаких дополнительных школьных усилий. У кого не получается, кто вынужден обучаться – покупать пособия, ходить на дикторские курсы — тот заведомо на ступень ниже других.

Эта привязка к избранности как будто лишена своего экономического и социального значения. Как будто акать – правильно само по себе. Неправильное произношение расценивается именно как неправильное – как порок, как грех, как изъян. Отношение к языковой норме, спущенной сверху, сравни религиозному.

По идее, усваивая язык начальства – что само по себе уже комично: зачем офисному клерку или дорожному строителю разбираться в словесных играх праздного класса? — ты подаешь заявку на повышение. Отчасти это так и происходит – говорить, как москвич, значит претендовать на его статус. Не замещая, но становясь рядом. Фокус в том, что московской речи обучаются все без разбора, в приказном порядке. Пост-советские русские охотно играют в эту игру, охотно расстаются с родным говором и втягиваются в общность потенциальных обитателей столицы.

Западная граница России – это граница, прежде всего, культурная. По ту сторону от неё, продолжает цвести подлинная народность, так и не обузданная государственностью. Белорусское и украинское языковое разнообразие, скрывает за собой слабый опыт служения. Использую словарь Мишеля Фуко, можно сказать что украинцы и белорусы – это не дисциплинированные народы. Да и народы ли это? Не проще ли представить их в виде рыхлого объединения местных, “тутейшных”, у которых малая родина почти полностью заслоняет родину большую? Россия – это монолит. Рождённый на Сахалине равен рождённому в Рязани. Возможно, ли такое единство между жителем Ровно и жителем Черновцов? Только если они причисляют себя к русским. Если же они действительно местные – знают, где могила прадеда, говорят на диалекте и уважительно относятся к священникам – то разница будет, и довольно существенная.

До определённого момента в российской публицистике позапрошлого века не существовало отдельно Белоруссии и отдельно Украины. Был Западный край. Его отличие от коренной России – в невероятной даже для того времени первобытности. Особо восторженные наблюдатели видели в обитателях белорусской деревне последние славянские племена. Тогдашние крестьяне, отгороженные от большого мира множеством социальных и политических барьеров, почти насильственно обращённые на самих себя, сохранили небывалое количество архаичных черт. Российская империя, руководствуясь своими соображениями, немедленно приступила к их устранению и, судя по результатам, так и не смогла справиться. Москва переработала под себя окружающие её земли до Архангельска на севере и до Вятки на востоке. А вот западный край оказался для неё слишком сложным.

Чего не хватило – времени или ресурсов, судить историкам. По факту, здесь и сейчас, русско-украинская и русско-белорусская границы отделяет славян вымуштрованных, знающих плац и казарму, от славян домашних, естественных, живущий, как бог на душу положит.

Первые душой и телом привязаны к столичному центру, открыто презирают малую родину, на которой стоят ногами, и боготворят мифическую, которая есть иллюзия, предназначенная для игры воображения. Вторые ведут себя совершенно противоположным образом: реальная родина – знакомый с детства природный и культурный ландшафт — ставится во главу угла, она выше и ценнее столица и в некоторых случая – вспомните Львов и Гродно – относительно успешно соревнуется с ней. Распространение России на западный край – это распространение государственности со всеми её жестокостями и перегибами. Есть ли перспективы у обратного движения – от Минска вглубь России? Нет, нет и ещё раз нет. Пятьсот лет развития мощнейшего в восточной Европе чиновничьего аппарата начисто лишили местные общины их своеобразия.

Такое движение было бы бессмысленным, как попытка вырастить глухой таёжный лес на месте ухоженного парка.