Ричи блэкмор и его гитары. Ричи блэкмор - гений гитары

Ричард Хью Блэкмор - гениальный британский гитарист. Он не только исполняет, но и сам пишет песни. Блэкмор один из первых привнес в блюз-рок элементы классической музыки.

Биография Ричи Блэкмора: детские годы

Ричард Хью Блэкмор родился 14 апреля 1945 г. в английском курортном городе Уэстон-сьюпер-Мэр, находящемся на побережье В два года Ричард вместе с родителями переехал в Хестон (пригород Лондона). Отец его работал в Хитроу, Трудился в бригаде, прокладывающей для самолетов полосы. У матери был небольшой собственный магазинчик.

В школе Ричи учился без усердия, а в спорте добился многого. Больше всего ему удавалось плавание и толкание ядра, но еще получалось метание копья. В связи с серьезными достижениями в спорте Ричарда хотели включить в сборную Англии, но он не прошел по возрасту.

Как появилась страсть Ричи Блэкмора к музыке

В конце 50-х гг. в Лондоне вовсю кипела музыкальная жизнь. Благодаря телевидению, которое начало трансляцию первых поп-шоу, Ричи Блэкмор впервые услышал рок-н-ролл. Больше всего его поразило выступление гитариста Томми Стала. Блэкмор сразу же одолжил у друга на время гитару и попробовал начать играть. И хоть ничего сразу не получилось, он понял, что это его страсть.

Первые шаги к известности

Спустя некоторое время отец подарил ему подержанную акустическую гитару, которую купил за семь фунтов. Сначала Ричи год учился классической игре, изучая основные правила. Это была первая гитара Ричи Блэкмора. Большинство блюзовых гитаристов играли всего тремя пальцами. Ричи научился использовать все десять.

Со временем Блэкмор переделал свой первый музыкальный инструмент под электрогитару, добавив колонку и усилитель. С помощью друзей брата познакомился с Джимом Салливаном, который считался одним из самых авторитетных гитаристов 60-х годов. Шлифуя мастерство, Ричи занимался по шесть часов ежедневно. За это время он выработал свой неповторимый стиль, соединив рок и классику.

Первые выступления Блэкмора и создание своей группы

Первый ансамбль, в котором играл Блэкмор, был организован в 1960 году. В это время Ричи работал радиомехаником в аэропорту Хитроу. Накопив денег, он купил новую электрогитару за 22 фунта и некоторое время работал с местной группой. Затем решил создать собственную команду. Это стала первая группа Ричи Блэкмора, которую он создал.

Со школьных времен Блэкмор дружил с Миком Андервудом, у которого была настоящая Его он и пригласил в свою группу в качестве барабанщика. Затем набрал остальных участников. Группа существовала недолго и вскоре распалась. После этого вместе с Миком Ричи присоединился к группе The Satellites.

В мае 1961 г. Ричи Блэкмор увидел объявление о вакансии гитариста в одну из популярных групп под названием The Savages. Там он впервые встретился с Дэвидом Сатчем, с которым впоследствии часто пересекался в работе. На прослушивание он пришел со своей девушкой и отцом. Но, несмотря на явный талант и виртуозные пассажи, в группу Ричи не взяли из-за того, что ему было всего 16 лет. Через год Блэкмора все-таки взяли в The Savages. Несмотря на юный возраст, у Ричи уже появились свои фанаты. Несколько месяцев группа провела на гастролях в Австралии и Скандинавии. Совмещать работу с шоу-бизнесом стало все труднее, и Ричи уволился в 1963 году.

Растущая слава Ричи Блэкмора

В 1965 году Ричи пригласили работать в группу The Crusaders. Ее возглавлял певец Нейл Кристиан. До появления Блэкмора гитаристом в группе был Фил Макпилл. Но перед появлением Ричи он бесследно исчез. Блэкмор проработал в группе недолго и вернулся обратно в The Savages. Но и там не задержался из-за обостренных отношений с лидером Дэвидом Сатчем. Ушел Ричи Блэкмор из группы уже через три месяца. За ним последовали бас-гитарист Эйвис Андерсон и барабанщик Торнадо Эванс.

Все трое уехали на временные гастроли в ФРГ с другой группой. После завершения контракта они остались в Германии и начали выступать в музыкальном клубе в Бохуме, образовав свою группу, которую назвали «Три мушкетера». Но спустя время администрации перестали нравиться шумные выступления, и контракт с музыкантами расторгли. Весной все трое вернулись в Англию. После приезда Ричи написал песню, попавшую на 14-е место хит-парада. Слава Ричи начала расти. О нем заговорили не только как о виртуозном гитаристе, но и как о композиторе.

Период депрессии Блэкмора

После возвращения в Англию Ричи пробыл там недолго. Он снова решил вернуться в ФРГ и сменил там несколько групп. Но, разочаровавшись, видя, что так может продолжаться бесконечно, а продвижения вперед нет, гитарист Ричи Блэкмор решил прервать музыкальную карьеру на неопределенное время.

Днем он бесцельно гулял по гамбургским улочкам, вечерами играл гаммы в своем гостиничном номере, готовясь к выпускному экзамену в консерватории, куда поступил несколько лет назад. В 1967 году Ричи вернулся в Англию, сдал экзамены в консерватории, получил диплом и снова уехал в Германию.

Возращение Блэкмора в музыкальный мир

Вернувшись в ФРГ, Ричи Блэкмор целыми днями оттачивал свое мастерство. Так продолжалось до тех пор, пока он не получил телеграмму из Лондона с предложением присоединиться к Deep Purple и принял приглашение. Эта группа вскоре стала одной из самых известных, а Ричи стали называть мрачным и непостижимым королем хард-роковой гитары.

Стиль Ричи отличался своей индивидуальностью. По его словам, во время концерта он не слушает других гитаристов, растворяясь в звуках собственного инструмента. Видимо, на необычный стиль игры Ричи повлияла его любовь к струнной музыке (а конкретно исполняемой на скрипке и виолончели). Немалую роль сыграло и образование, полученное в консерватории. Но Ричи чувствовал себя в группе неуютно, ему как будто чего-то недоставало, и через некоторое время музыкант из нее ушел.

Затаенные мечты

Биография Ричи Блэкмора изобилует множеством групп, из которых он уходил и снова возвращался. Одной из них была Deep Purple, которую он покинул в 1975 году. Блэкмор уехал в Нью-Йорк и предложил нескольким музыкантам из группы «Эльфа» организовать собственный коллектив. Они согласились и назвали свою команду Rainbow. В тот же год группа выпустила первый альбом. А через время в Rainbow начали возникать внутренние конфликты.

В одном из интервью Блэкмор признался, что, уйдя из Deep Purple, хотел создать что-то новое, где бы ему дышалось легче. А в результате снова оказался в таком же напряжении, от которого и пытался сбежать. А в связи с возрастающей популярностью Rainbow оно только усилилось.

Поделился Ричи с репортерами и своими желаниями. Оказалось, что дома он чаще всего слушает Баха. Ричи хотел бы играть классическую музыку, но на концертах она кажется скучной. Не хватает в ней толики радости, ощущения праздника. А в рок-н-ролле это присутствует. Он мечтал создать нечто среднее, новое направление, но пока не получалось.

Новый виток музыки Блэкмора

Ричи ушел из Rainbow и еще некоторое время периодически возвращался в группы, в которых выступал ранее. Несмотря на достигнутые успехи, в 1997 году он решил создать новый проект Blackmore´s Night вместе со своей женой. Идея возникла благодаря музыке, которую Ричи услышал во время гастролей по Германии. Группа музыкантов играла средневековую музыку на старинных инструментах. Ричи Блэкмора помог ему найти ту изюминку, которая требовалась для создания музыкального шедевра.

В домашней студии он сам записал все партии клавишных, ударных и т. д. В результате получился необычный альбом. Оригинальный коктейль из разной музыки средневековья, в которой есть страсть, романтизм, патетика и мистика с добавлением звуков электро- и акустических гитар, струнных старинных мелодий и очаровательного голоса жены Блэкмора, исполняющей песни. Проект до сих пор не теряет своей привлекательности.

Личная жизнь Блэкмора

Ричи Блэкмор (фото можно посмотреть в данной статье) женился на Маргарит Волькмар 18 мая 1964 г. Она была родом из Германии. Сначала жили в Гамбурге, где у них родился сын Юрген. Через несколько лет Ричи развелся. Второй раз он женился на Барбель Харди, тоже немке. Свадьбу сыграли в сентябре 1969 года. Брак был недолгим, и Блэкмор снова развелся. В 1974 году он переехал в город Окснард, где познакомился с Эни Ротман, которая стала его третьей женой. Брак просуществовал до 1983 года, потом последовал очередной развод.

В конце 80-х Блэкмор познакомился с Кэндис Найт - поэтессой и вокалисткой. В то время девушке было всего 18 лет. Вскоре они обручились, но свадьбу сыграли только через 15 лет - в октябре 2008 г. Через два года у них родилась дочка, которую назвали Отом Эсмеральда. А второй ребенок появился на свет 7 февраля 2012 г.

Мало кто, хоть немного разбирающийся в рок музыке, не слышал имени Ричи Блэкмора. Да и не мудрено, за полувековую карьеру он успел поучаствовать в трёх суперпроектах – Deep Purple, Rainbow и Blackmore’s Night и множестве менее известных групп.

Родился Ричи в Уэстон-сьюпер-Мэр в Англии в далеком и неспокойном 1945 году. Со школы у него развилось отвращение к правилам и шаблонам, которыми было напичкано его образование. В то время он увлекался спортом, и казалось, свяжет свое будущее с ним, но однажды в школе увидел гитару, и это изменило его жизненные интересы в другую сторону. Первые уроки по игре на гитаре ему преподал его отец, затем Ричи учился у Джимми Салливана – известного в то время гитариста.

Первым его коллективом стала группа 21"s Coffee Bar Junior Skiffle Group. В то время он переоборудует свою акустическую гитару в электро. Вначале 60-х Ричи поменял много групп, но первое признание пришло к нему в коллективе The Savages, где Блэкмор получил немало уроков по поведению на сцене. Вскоре, уйдя из группы, он переходит в первую по-настоящему известную команду - The Outlaws. Группа характеризовалась бесшабашным поведением и не раз попадала на карандаш полиции. Некоторое время группа была аккомпаниаторами Джина Винсента и с ним побывала на зарубежных гастролях. После этого наш герой пробует себя во многих коллективах, заодно желая создать свою группу.

Наконец в 1968 году была сформирована группа, в которую вошли Крис Кертис, Блэкмор, Пейс и Джон Лорд. Название группы придумал сам Ричи. Этот коллектив был обречен на успех и стал одним из пионеров хард-рока. Группа называлась Deep Purple. Вначале группа старалась копировать чужой стиль и первые альбомы состояли в основном из хитов других групп. Наконец в 1969 году после записи с оркестром дела группы пошли удачнее. В то время в коллективе уже выступали Иан Гиллан и Роджер Гловер, сформировав золотой состав группы. С 1970 года группа выпускает один за другим ряд успешных альбомов, которые позволили им стать одной из ведущих групп того времени. В то время группа создала свои самые знаменитые хиты в которые Ричи вложил немалую лепту. Особенно в легендарный риф в песне Smoke on the Water – визитной карточке Deep Purple. Но Ричи всегда старался делать то, что ему нравилось и постепенно отношения в коллективе ухудшались, вскоре Гиллан и Гловер покинули группу, а после расхождений в дальнейшем направлении движений группы в 1975 году Блэкмор и сам покидает группу.

В то время он познакомился с американской группой Elf. Его поразила их игра и особенно вокалист со своим мощным голосом. Звали его Ронни Джеймс Дио. Вскоре Блэкмор предложил им войти в состав своей новой группы, получившей название Rainbow. Вскоре был записан первый альбом коллектива, который стал продолжением линии Machine Head и содержал в себе мощный хард-рок, так характерный для группы в конце 70-х. Для группы были характерны и лирические баллады, которые содержались на каждом альбоме. В целом группа стала одной из самых влиятельных на хард-рок сцене, но характеризовалась постоянной ротацией состава, который менялся на каждом альбоме. В результате уже в 1979 году от первого состава остался только сам Блэкмор.

После долгих попыток получить финансовый успех от своей музыки группа принимает решение изменить свой стиль на более коммерческий и для этого приглашает вокалиста, который смог бы придать ей нового шарма. Вначале им стал Грэм Боннет, а затем ему на смену пришел Джо Лин Тернер. В то время группа обладала настоящим звездным составом – Ричи Блэкмор, Роджер Гловер на басу, Кози Пауэлл за ударными и Дон Эйри на клавишах. Группа став коммерчески успешной тем не менее не отказалась от своего необузданного имиджа как на сцене, так и за его пределами. Заводилой являлся конечно же сам Блэкмор.

Наконец, в 1984 году группа распалась, поскольку её лидер вернулся в воссозданный в золотом составе Deep Purple. Поначалу Ричи сохранял терпимость с Гилланом, с которым у него сложились тяжелые отношения, но затем группа была вынуждена расстаться с воклаистом. Наконец в 1993 году подошла к концу многолетняя связь Ричи и Deep Purple. 17 ноября он сыграл свой последний концерт в их составе и вскоре после этого вновь возродил Rainbow и записал еще один альбом.

В 1997 году страничка Rainbow в жизни Ричи была закрыта навсегда, а он вместе со своей гражданской женой Кэндис Найт организовал нечто совсем новое для себя. Группа Blackmore’s Night играла совсем нетипичный для Ричи фолк рок. Он до сих пор играет в этой группе, выпустив за эти годы 8 альбомов. В личной жизни Блэкмора, похоже, наконец, настала идиллия. Он женился в 2008 году на Кэндис, а вскоре у них родилась дочь. До этого Ричи трижды был женат и в первом браке у него родился сын Юрген.

В целом вклад Ричи Блэкмора в развитие музыки просто огромен. Он не только является одним из самых знаменитых виртуозов гитары, а ведь кроме гитары он играет и на других инструментах, но и дал дорогу в жизнь многим группам, например, Wishborne Ash. Также его манера игры на гитаре легла в основу игры многих гитаристов.

Ричард Хью «Ри́чи» Блэ́кмор (англ. Richard Hugh "Ritchie" Blackmore; , включён во многие хит-парады «лучших гитаристов всех времён».

Rainbow
Ritchie Blackmore"s Rainbow (1975)
Rising (1976)
Long Live Rock"n"Roll (1978)
Down to Earth (1979)
Difficult to Cure (1981)
Straight Between the Eyes (1982)
Bent out of Shape (1983)
Stranger in Us All (1995)

Детство

Ричи Блэкмор родился 14 апреля 1945 года в городе Уэстон-Сьюпер-Мэр, графство Сомерсет. Вырос в Херстоне, Мидлсекс. Когда Ричи было 2 года, его семья переехала в город Херстон и поселилась в районе Эш Гроув. У его матери был небольшой магазин, а отец работал в аэропорту Хитроу, где прокладывал трассы для самолётов. Его любимыми музыкантами были Джин Винсент и Хэнк Марвин.

С самого детства музыкант был замкнутым. Он хорошо помнит случай, когда родители решили отметить его день рождения и пригласили гостей, а он убежал на чердак, и вышел из убежища, только когда разошлись гости.

К замкнутости добавлялась и его внешность:

У меня, как и у моего отца, тип лица такой, что даже когда я счастлив - на нём выражение недовольства. В детстве меня часто спрашивали: «Мальчик, что случилось? Ты выглядишь таким несчастным!»

Будучи одарённым, в учебе он не блистал хорошими отметками. По его словам, школа, в которой он учился, была очень пуританской и была ему отвратительна. Если он что-нибудь упускал и поднимал руку, происходил следующий диалог:

Сэр, я не понял…
- Ты это не понял, Блэкмор? А ну, становись в угол!
- Извините, сэр.

Его отец, преподававший в молодости математику, однажды помог ему с заданием. Учитель, взяв тетрадь в руки, пришёл в недоумение: он не мог понять, как они были решены. Когда Блэкмор объяснил, как он их сделал, и что так их решать намного проще, учитель просто перечеркнул решение со словами: «Я тебя так не учил, значит, это неправильно!»

В тот день меня как током ударило. Я понял, что в этом мире, действительно, что-то не так.

На всю жизнь Ричи возненавидел учителей, и всегда очень резко о них отзывается, и лишь учитель музыки пользовался у него уважением, так как подходил к обучению творчески.

В нём всегда сочетались несовместимые черты характера: застенчивость и желание выделиться: «Я всегда хотел делать что-либо, выходящее за рамки общепринятого. Вот почему я не курю. Все покуривали в школе. Возможно, если б они не курили, я бы как раз это делал».

Не проходило и недели, чтобы ему не грозило исключение из школы. Он провалил экзамен, дающий право перейти в старшие классы, и стал изгоем. Единственное, что привлекало Блэкмора, - это спорт. Он достиг успехов в футболе, плавании, метании копья и не раз побеждал на разных соревнованиях. Однажды его приятель принёс в школу гитару. Ричи был очарован её видом, и ему сразу же захотелось научиться играть на ней.

Вскоре отец купил ему акустическую гитару Framus. Ричи часто вспоминает:

Я всегда цитирую высказывание отца: «Если ты не научишься играть на этой штуке, я разобью её о твою голову». Он-то сказал это в шутку, как только мы вышли из магазина, но ведь она стоила ему 8 гиней! Это были большие деньги, особенно для того, кто думал, что я собираюсь не учиться играть на ней, а вести себя как обычно - валять дурака. Отец был первым, кто показал мне, как играть.

В течение года он обучался классической гитаре, и ему очень помогло в дальнейшем то, что он с самого начала научился правильной технике игры. Эти навыки также позволили сочинять музыку, ведь в своем творчестве он неоднократно использовал классику.

Отец принимал участие в обучении юного гитариста:

Хоть он и был математиком, а не музыкантом, в музыке толк знал. Если у меня возникали какие-то проблемы, отец садился и показывал, как их можно решить. У него ко всему был научный подход, и он оказал громадную помощь в моих музыкальных занятиях.

Отец ставил ему пластинки многих музыкантов, которые, по его мнению, играли интересно и нестандартно. Ему очень нравился Джанго Рэйнхардт:

На одной руке у него было два пальца, но, если бы вы послушали, как он играл этими двумя пальцами, это было что-то!

Также он учился у одного из лучших тогда гитаристов Британии - Джимми Салливана. Ричи Блэкмор:

Он играл на гитаре всего несколько лет, но сразу же стал едва ли не лучшим гитаристом Англии. Я усердно занимался с гитарой и думал, что здорово играю, пока не услышал его. Я даже толком не мог понять, что он делает на самом деле. Джим научил меня многим приёмам. Когда ты находишься рядом с действительно хорошим музыкантом, это спасает тебя от многих ошибок и неправильных ходов.

Салливан вспоминал, что поначалу Ричи копировал других гитаристов, играя их партии один-в-один, и сказал Блэкмору, что в игре должен быть собственный стиль.
Раннее творчество[править | править исходный текст]

Первой его группой была 21"s Coffee Bar Junior Skiffle Group, состоявшая из его одноклассников и названная в честь знаменитого кафе, в котором играли многие знаменитые музыканты. Здесь поначалу, как это ни удивительно, Ричи играл на стиральной доске, а потом - на ящике из-под чая с воткнутым в него шестом - традиционных для скифл-групп инструментах. Затем он переключился на электрогитару, которую сделал сам на уроках труда из своей акустической гитары. Из старого приёмника он сделал усилитель и колонку.

В 1960 году он закончил школу и, с помощью отца, устроился работать в аэропорт, где ремонтировал авиационные приёмники. Он собрал собственную группу Dominators, пригласив туда своего друга Мика Андервуда, затем они оба перешли в группу The Settlers. Группа бралась за любую работу: вечеринки, свадьбы. В их репертуар входили многочисленные каверы.

После этого Ричи по апрель 1962 года играл в группе Mike Dee & The Jaywalkers. В это время он купил себе новый усилитель, но тот вскоре сломался. В магазине его заменили, но следующий усилитель постигла та же участь, и так повторялось 4 раза. Тогда у продавцов кончилось терпение, и они попросили его показать, что он с ними делает. Блэкмор подключил гитару к усилителю и начал играть. Через пару мгновений и этот усилитель сгорел. Тогда ему дали новый усилитель и сказали убираться.

Вот этот усилитель меня не подвёл. Шестой усилок.

На деньги, заработанные от выступлений, он купил себе первый серьёзный инструмент - красный Gibson ES-335. Затем его приняли в The Savages, в которую он пробовался годом ранее. Её лидером был известный тогда Лорд Сатч, и играть в группе было очень престижно. Первое выступление поразило Блэкмора:

На первом же концерте он появился на сцене… в гробу! Я подумал: «Да этот парень совсем спятил! А я играю в его группе…» Я даже не подозревал, что произойдет подобное. До того, на репетициях, мы просто играли. А тут его выносят в гробу. Что за дела? И я задумался: мне сегодня вечером придётся добираться домой с этим парнем, и он будет за рулём автобуса. Мне это совсем не понравилось.

Каждое выступление группы было очень зрелищным и театрализированным. Ричи это поначалу очень смущало, и он старался спрятаться за колонкой и усилителями, но Сатч его вытащил и заставил играть, бегая туда-сюда по сцене:

Я возражал, чувствуя себя идиотом. Но, в конце концов, получилось так, что я ношусь по сцене в костюме Тарзана и осознаю: «Невероятно! Публика на это ведётся!»

Группа очень много гастролировала и за это время не записала ни одной пластинки, но зато Блэкмор получил огромный опыт выступления и шоуменства. За полгода работы с Сатчем он научился большему, чем во всех предыдущих группах. В 90-х годах Ричи признался, что Сатч уволил его, так как он был недостаточно хорош. Правда, через пару дней он попросил гитариста вернуться, но у Блэкмора уже была другая работа.

Работу ему предложил Джо Мик, который приложил руку к записи многих хитов. У него была собственная фирма грамзаписи, и он работал с многими музыкантами. Джо были нужны новые люди для группы The Outlaws (англ.)русск.. В ней Ричи получил бесценный опыт студийной записи. Они записывали не только каверы, но и музыку в ковбойском стиле.

Если бы вы включили радио, то заметили бы, что из десяти хитов - шесть были в исполнении The Outlaws (англ.)русск.. Я узнавал свою гитару, даже не догадываясь, кто поёт. Как правило, мы записывали инструментальную подкладку, а вокал накладывался позже.

Мик Андервуд

В день мы делали пять-шесть сессий. Мы начинали около десяти утра и заканчивали в семь вечера, а певцы менялись, как на карусели.

Фирменной маркой The Outlaws (англ.)русск. было метание «мучных бомб» из окна микроавтобуса. Они метали их во всех подряд, предпочитая женщин в инвалидных креслах. Но затем, как вспоминает Блэкмор, они совсем обнаглели и начали кидаться в полисменов. Вся группа угодила в полицейский участок и на первую полосу газеты News Of The World, специализировавшейся в нападках на рок-группы.

Иногда они выступали вместе с оркестрами, и Ричи несколько раз закрывал оркестрантов в раздевалке, а сам менял все ноты на пюпитрах. Все эти шалости не прошли бесследно, их обвиняли в хулиганстве, и во многих городах им было запрещено выступать.

Группе удалось стать аккомпанирующим составом Джина Винсента, американской звезды рок-н-ролла. С ним они направились на гастроли сначала в Германию, а затем - во Францию. Тогда Блэкмор впервые побывал в Германии и проникся её духом. С тех пор это его самая любимая страна.

Винсента группа устраивала в профессиональном плане, но они не почувствовали ситуацию, когда объектом для шуток избрали самого Винсента. Последней каплей для него послужило то, что они вынесли из его номера всю мебель, посреди комнаты поставили ящик, накрыли его фанерой со следами окурков и повесили треснутое зеркало. После этого он отказался от их услуг.

Более плодотворным оказалось сотрудничество с Доном Арденом, известным своим крутым нравом. Их гастроли должны были начаться с популярным певцом и пианистом Джерри Ли Льюисом. Сначала на притирку им была дана неделя, затем время сократилось до пяти, а после - и до трёх дней. Блэкмора предупредили, что, если Джерри что-то не нравится, то он не церемонится и сразу бьёт по лицу:

И вот стою я, скованный, играю, ожидая получить удар по лицу. К счастью, я ему понравился. Джерри даже хотел взять меня с собой в Мемфис, где он жил. Это было до концерта. А после него он подошёл: «Давай руку», - и пожал её. Почти как Джон Лорд. Джон Лорд любит пожимать руки.

В апреле 1964 года Ричи уходит из группы и становится гитаристом Heinz And The Wild Boys. В состав ансамбля входили: Хайнц Бёртон (вокал), Бэрр Бэйли (орган), Джон Дэвис (бас-гитара) и Иен Броуд (ударные).

Блэкмора не устраивала роль аккомпанирующего музыканта, он мечтал о собственной музыкальной карьере. И дело было не только в честолюбии. Оплата труда была мизерной, и ему просто не хватало денег. Он пытался пристроиться к какой-нибудь группе соло-гитаристом, но все попытки были тщетными. Хотя найти музыканта его уровня было непросто, он не был востребован. Его спрашивали: «Ты можешь петь и брать аккорды на гитаре?», он отвечал: «Нет. Но я играю хорошие соло». И в ответ звучало: «Да нет, мы ищем того, кто умеет хорошо петь».

После недолгой работы в некоторых коллективах, в 1964 году Блэкмор возвращается к Дэвиду Сатчу:

Всегда, когда гора счетов начинала расти, мы к нему возвращались. Бывало, доходило до того, что члены группы зарекались: «Я больше не могу этого вынести, ноги моей не будет в группе Сатча!» И они уходили. А ты знал, что им всё равно придётся вернуться. Это было похоже на побег военнопленных из концлагеря. Через месяц они опять оказывались в лагере. Так и тут. Они возвращались. Это было что-то вроде епитимьи. Но Сатч был единственным парнем, который платил хоть какие-то деньги. Ты мог выступать со всеми этими расчудесными группами, но там зарплаты вообще не было, и приходилось возвращаться к Сатчу.
Очередной его проект назывался The Roman Empire, а себя он называл «Лорд Цезарь Сатч». Вся группа была одета в стилистике римских легионеров. В группу, помимо самого Блэкмора и Сатча, входили: бас-гитарист Тони Дэнджерфильд, барабанщик Карло Литтл, клавишник Мэтью Фишер и ещё один гитарист Джонни Беддер. Все музыканты были опытными и до этого принимали участие во многих проектах. Но группа просуществовала не более полугода. Как только появилась новая работа, Ричи, Карло и Тони поспешили уйти.

Новый проект назывался The Crusades, их менеджером был Нил Крисчен. Кроме них, в состав вошёл пианист Мэтт Смитт. Но желание заработать так и осталось нереализованным. После двух месяцев гастролей по Германии Нил объявляет о закрытии проекта.

В это время Блэкмор был женат на немке Бэбс Харди. От предыдущего брака у него остался сын Юрген Блэкмор. Ричи жил практически на иждивении Бэбс, пьянствовал, играл на гитаре. Через некоторое время он познакомился с барабанщиком Иеном Пейсом и предложил ему собрать собственную группу:

Я предложил ему присоединиться к моей группе. Заинтересовавшись этим предложением, он спросил: «Кто ещё входит в её состав?» Я ответил, что на данный момент - никто. Он переспросил: «Никто? Да есть ли у тебя вообще группа?» Я ответил, что пока нет, и он первый её член, но я скоро подберу парочку классных парней. Иен попросил связаться с ним, как только я найду музыкантов. А через год такой момент настал.
Deep Purple[править | править исходный текст]

В 1968 году Крис Кёртис собрал коллектив, куда вошли: Лорд и Блэкмор. Однако вскоре Кёртис покинул коллектив, и лидером группы стал Блэкмор, назвавший её «Deep Purple» (тёмно-пурпурный, фиолетовый). Именно Ричи придумал название группы по названию песни, которую любила его бабушка. В Deep Purple он зарекомендовал себя как виртуозный гитарист и один из основателей хард-рока.

В 1974 году Блэкмор стал участником скандала на фестивале в Калифорнии California Jam. Deep Purple были хедлайнерами и должны были выступать после наступления сумерек, группой было подготовлено шоу из лазеров и фейерверков. Однако, из-за сокращения выступлений других команд, очередь Deep Purple подошла задолго до заката. Ричи демонстративно закрылся в своей гримёрке и отказывался выходить на сцену до назначенного времени. Организаторы телеканала ABC водворили гитариста на сцену с помощью полиции. Ответным жестом раздосадованного Ричи стал легендарный перформанс с разбиванием камеры оператора гитарой.

Размолвки с Лордом, Пэйсом и бас-гитаристом основного состава Гловером, различия в музыкальных вкусах между Блэкмором и новыми участниками группы, Гленом Хьюзом и Дэвидом Ковердейлом, привели к тому, что в 1975 году он покинул Deep Purple. Через год группа полностью распалась.
Rainbow и воссоединение Deep Purple

Rainbow в 1977 году: Дио, Блэкмор и Дейсли

В 1975 Ричи объединился с группой Elf под руководством вокалиста Ронни Джеймса Дио. Новый коллектив получил название Rainbow и активно использовал имя популярного Блэкмора для продвижения - так, на дебютном альбоме значилось «Ritchie Blackmore"s Rainbow». В Rainbow Ричи и Ронни продолжили играть хард-рок. Группа также использовала в своей музыке переделки классических и народных музыкальных тем. Rainbow вскоре стали практически сольным проектом Блэкмора, который уволил одного за другим большинство оригинальных членов Elf, а в 1979 году второй лидер группы, Дио, в итоге сам перешёл в Black Sabbath.

В 1984 году Блэкмор, Лорд, Гиллан и Пэйс объявили о воссоединении Deep Purple в составе 1969-1973 годов. «Новые старые» Deep Purple записали альбом Perfect Strangers и провели весьма успешный тур в его поддержку. Но вскоре отношения между Блэкмором и вокалистом Иэном Гилланом вновь испортились. Ричи попытался пригласить на замену Гиллану Джо Линна Тёрнера, своего коллегу по Rainbow, но замена была встречена неодобрительно остальными участниками и частью публики. В итоге Гиллан был возвращён в группу, а Блэкмор, после записи альбома The Battle Rages On… и последующего турне, отыгранного Блэкмором не полностью (на японских концертах его заменил Джо Сатриани), покинул её окончательно.

В 1993 году Ричи воссоздал Rainbow в новом составе с вокалистом Дуги Уайтом. В новом составе был записан единственный альбом Stranger in Us All. На нём, в частности, можно услышать обработку классической композиции Эдварда Грига «В пещере горного короля». Творчество Блэкмора в Rainbow по сей день имеет только положительные отзывы музыкальных критиков.
Blackmore"s Night[править | править исходный текст]

Ричи и Кэндис на концерте Blackmore’s Night

В конце 80-х Ричи познакомился с вокалисткой и поэтессой Кэндис Найт, которая писала часть текстов для Rainbow, а также исполняла бэк-вокал в Rainbow и Deep Purple. В 1997 году, окончательно официально закрыв Rainbow, Ричи и Кэндис основали Blackmore"s Night - фолк-рок проект, названный по их фамилиям. Музыка группы значительно отличалась от предыдущего стиля Ричи: это были акустические баллады в духе музыки эпохи Возрождения, в группе появились исполнители на духовых, классических и народных инструментах, а сам Блэкмор начал играть преимущественно на акустической гитаре. С годами в музыке Blackmore"s Night усилилось влияние рока и появились партии для электрогитары.

В последние годы Blackmore"s Night стали исполнять на концертах некоторые песни из репертуара Deep Purple и Rainbow, например, Child in Time, Soldier of Fortune, Rainbow Eyes и даже Smoke on the Water с вокалом Кэндис Найт.
Личная жизнь

Ричи трижды был женат. Его первую жену (в 1964-1969 годах), немку, звали Маргрит, от этого брака у Ричи есть сын Юрген Блэкмор, который также занимается музыкой. Интересно замечание самого Блэкмора о своём сыне, которое он обронил после встречи с ним: «Я нахожу очень странным (можно даже сказать, что меня это в какой-то мере беспокоит), когда он называет меня папой. Если б он называл меня сатаной или что-то вроде того, это выглядело бы более естественным». Вот что говорит сам Юрген о своем звёздном отце:

Это было очень трудное время для меня в детстве, потому что каждый смотрит на тебя, как будто ты особенный, хотя я не был таким. Я был просто самым простым мальчиком, и я ненавидел, как реагировали на меня люди. Временами я вообще не называл никому мою фамилию… Я никогда не хвастался этим. Но сплетни быстро распространяются в музыкальном бизнесе, и люди, конечно, находили их. Я горжусь тем, что мой отец великий гитарист, но мне всегда хотелось иметь самого обычного отца.

Разведясь в 1969 году, он женился на Барбель Харди, тоже немке. Третий брак Блэкмора в 1981-1987 был с Эми Ротман.

После одного из футбольных матчей, которые так обожал Ричи, среди желающих получить автограф была 18-летняя девушка, журналист радиостанции WBAB, Кэндис Найт. Блэкмор сделал ей комплимент, и затем они встретились в местном баре.

Безусловно, он производил впечатление, выглядел очень загадочным, сильным, и, как мне показалось, нуждался в настоящем друге, - вспоминает Кэндис. - Он всю ночь демонстрировал фокусы, читал мои мысли, и я была покорена. То, что ему было 44 года, казалось, не имело никакого значения. Мы проболтали до 6 часов утра, и, когда я вернулась домой, мои родители были вне себя от ярости.

Ричи полюбил её с первого взгляда. Когда пришло время уехать на гастроли, он со всего света отправлял ей открытки. Когда Блэкмор вернулся в США, они опять увиделись и с этого момента стали встречаться. С 1991 года они жили в гражданском браке, а 5 октября 2008 года обручились. 27 мая 2010 года у Ричи Блэкмора и Кэндис Найт родилась дочка Отом Эсмеральда (англ. Autumn Esmerelda).

Рори Дартаньян – второй ребенок пары, родился 7 февраля 2012 года. По словам Кэндис, первое имя для сына было выбрано и с ирландского языка оно переводится как "рыжий король", а Д"Артаньян - это в честь известного мушкетера.

Все белые Стратокастеры в обязательном порядке подвергались переделкам и модификациям:

  • накладка грифа скалопировалась;
  • гриф вклеивался в деку;
  • менялись рычаги тремоло;
  • устанавливались колки, сперва Schaller, позже - локовые Sperzel Trim-Lok;
  • менялась электроника и звукосниматели, инсталлировался MTC - Master Tone Control.

Из штатных деталей Блэкмор оставлял только деревянные деку с грифом и тремоло. Напомню, что начиная с 1971 года, на Стратокастеры устанавливались цельнолитые бриджи с литыми сёдлами вместо штампованных (по утверждению Ричи, они дают бóльший сустейн). Штатные рычаги тремоло Ричи ломал на-ура, поэтому они заменялись на усиленные.

Скалопирование грифа

Под скалопированием понимается процесс снятия дерева между ладами так, что в промежутках остаются углубления (ложбинки):

Сама по себе процедура достаточно простая (при наличии прямых рук или гитарного мастера), но скалопирование вносит свои корректировки и в методику игры, и в конечный звук:

  • более точный контроль струны - подушечки пальцев касаются только струны, а не накладки грифа под ней;
  • более точные вибрато - можно делать не только классическое вибрато, но глубинное, что ли? - когда меняется давление пальца на струну;
  • при игре появляется некий металлический призвук;
  • на скалопированном грифе играть быстро становится чуть труднее.

Нам остаются неизвестными причины, по которым Маэстро предпочитает скалопированные грифы, но я лишь могу полагать, что это сила привычки; в конце концов - в его фирменном агрессивном вибрато левой рукой есть немалое влияние скалопированости грифа.

С другой стороны, схема скалопирования у гитар Блэкмора отличается от распространённой овально-симметричной; это так называемое прогрессивное скалопирование:

Хорошо виден дифференцированный и несимметричный по глубине профиль скалопирования

Исторически первые попытки скалопировать гриф Ричи предпринял сам (ножом для мяса), после чего нож был конфискован эту процедуру начали делать его гитарные техники.

Чем обусловлен именно такой прогрессивный профиль? Вспоминая свои ранние попытки анализа вибрато Блэкмора, напомню некоторые факты:

  • постановка пальцев левой руки у Ричи - не посередине между ладами, а ближе к ладу играемой ноты;
  • так как амплитуда вибрато широкая и скорость большая, то и соответствующая область межладового пространства должна быть максимально просторной, в том числе в 3D (по глубине) - это прямой отсыл к п. 2 преимуществ скалопирования грифа выше;
  • кроме того, в риффах Ричи чистенько практикует т. н. «виолончельное» вибрато кистью прямо над ладом:

Обратите внимание на положение пальцев относительно межладового пространства грифа

Просуммировав факты выше - приходим к выводу, почему профиль такой клинообразным - начало снимается меньше, чтобы не губить жёсткость накладки, ближе к концу больше, чтобы удобного вибрато пальцами.

Подчеркну, что скалопируются грифы не только электрогитар, но и акустических (не всех, но некоторых) - Маэстро верен своим привычкам.

Приклеивание грифа

Классическая конструкция Стратокастера, как это было придумано Лео Фендером, предусматривает крепление грифа к деке посредством четырёх болтов:

Такая конструкция обеспечивает уверенный прижим грифа в гнезде, сустейн достаточно неплох и гриф надёжно закреплён.

В 1971 году в Стратокастерах крепление было изменено на трёхболтовое, с технологией Micro-Tilt для регулировки наклона грифа относительно деки:

Простите за расплывчатость, но это фотография Страта №1 с серийным номером 578265

Несмотря на инновационные преимущества Micro-Tilt, существенным недостатком трёхболтовой схемы считается ненадёжное крепление грифа, из-за которого гриф частенько съезжает относительно деки, да и сустейн у такой конструкции был похуже, чем в классической схеме на 4 болтах.

Что же сделал Ричи? Тут следует напомнить, что первым серьёзным инструментом Маэстро был полуакустический Gibson ES-335 - а в «Джибсонах» все грифы вклеиваются в деку, что намертво удерживает его и даёт бесконечный сустейн (бесконечный по меркам Стратов).

…совершенно верно, Ричи вклеил гриф в деку. Как лично мне поведал гитарный техник Блэкмора John “Dawk” Stillwell, для этого использовался пятиминутный эпоксидный клей, после чего гриф слился с декой как родной:

Кстати, это приклеивание в будущем здорово аукнется Блэкмору

Master Tone Control

Кроме перепайки электроники, в гитары Блэкмора монтировалась маленькая и незаметная снаружи небольшая коробочка с четырьмя проводочками под названием MTC (Master Tone Control).

Не спорю, в 1995 и более поздние годах электрогитара Ричи звучит волшебно: это тот самый звук, к которому стремлюсь я лично - но у меня нет уверенности в том, что это не влияние усилителей ENGL, используемых в этот период. Считается, что звук гитары раннего Блэкмора вполне можно нарулить и без всяких чудо-коробочек.

Компонентный состав этот волшебного ингредиента звука Ричи является (пока) неразгаданной тайной, но упорные попытки расшифровать конструкцию коробочки в любом случае должны увенчаться успехом. Например, конкуренты просветили её в рентгене:

Собирая воедино все скупые упоминания о MTC в сети, имеем такую информацию о начинке коробочки:

The MTC has 4 components and a few wires. 2 Resistors, 1 Capacitor, 1 coil, 1 capacitor.
Dawk says it has «2 circuits», though how a capacitor is a «circuit» I’m not sure. The Red/Black wires go to the capacitor ONLY and it’s not connected to anything else inside. The White Wires go to the resistors and the coil and they are not connected to anything else inside either. The red/black wires replace the cap in your guitar with the same value cap in the MTC! The white wires go to the volume control and this bit only operates on reduced volume. The capacitor only comes in around mark 3 on the tone pot. That’s it. It’s packaged in a keyfob box filled wih resin for obvious reasons.

Вольный перевод:

MTC содержит четыре компонента: 2 резистора, 1 конденсатор, 1 катушка индуктивности, 1 конденсатор (?).
Dawk сообщает, что в коробочке 2 цепи, но я не уверен, как конденсатор может быть самостоятельной цепью. Красный и чёрный провода подсоединены ТОЛЬКО к конденсатору и ни к чему больше. Белые провода подходят к резисторам и катушке, и также ни к чему другому не подсоединены. Красный и чёрный провода припаиваются вместо штатного конденсатора на гитаре, и конденсатор внутри MTC имеет такую же ёмкость! Белые подсоединены к регулятору громкости и эта часть MTC начинает срабатывать только в промежуточном положении ручки громкости. Конденсатор срабатывает в положении 3 ручки тона. Вот и всё. Всё герметично закатано в компаунд по вполне понятным причинам.

Анализ подобных решений в Интернете позволяет с уверенностью говорить, что Dawk задействует в MTC так называемый Q factor , основанный на LCR-контуре с тщательно подобранными номиналами компонентов.

Такие технология тоноконтроля достаточно широко распространены и продаются наборами для самостоятельной установки, в частности Rothstein Guitars , Torres Engineering , Bill Lawrence’ Q-filter (запомните последнего производителя). Dawk также совсем не лишён коммерческой жилки и продаёт коробочки всем желающим прикоснуться к Заветному звуку по $350 с доставкой:

Есть и альтернативное решение - RBTC . Если в течение определённого времени потусоваться на форуме Dawk’а , то можно заметить, что особенно ценные разделы форума закрыты и в своих постах он постоянно поносит некоторых (простите) “ASSHOLES”. Им и их деструктивной деятельности даже посвящена отдельная тема форума. Если я не ошибаюсь, ушлые ребята набрали информации о чудо-коробочке из разделов сайта, когда они были доступны, проанализировали и создали свой коммерческий продукт (предположительно, RBTC). Разумеется, Dawk’а, успешно приторговывающего своими коробочками, это в корне не устраивало, и он закрыл/удалил бесценные разделы, попутно понося коварных и вероломных (простите) “ASSHOLES” в каждом сообщении.

Вообще их разборки вообще нас не касаются, это уже дело каждого - решать, какая коробочка звучит лучше, какая технология работает аутентичнее; можно покопаться самому, как это начал делать я . Подкину полезную ссылку онлайн-калькулятора резонансной частоты, может пригодиться.

Теперь конкретно про Белые Стратокастеры.

Белый Стратокастер №1, серийный номер 578265

Самый верный инструмент Ричи Блэкмора, на котором отыграл более 15 лет. Почти все студийные альбомы и живые концерты Rainbow были записаны и сыграны на нём, он пережил возрождение Deep Purple в 1984 году и приход Тёрнера в 1989 - в-общем, настоящий боевой инструмент Маэстро.

Несмотря на 1974 год выпуска, есть определённые подозрения, что реальная дата выпуска грифа и деки - более ранняя: гриф, к примеру может быть даже 1972…1973 года. Отмечается, что у грифа минимальная толщина, и это присуще гитарам именно этих годов выпуска. Но с другой стороны, санбёрстный Страт 1974 года, на котором Ричи играл на видеоконцерте в Мюнхене в 1977 году имеет более широкий гриф, так что мы можем только догадываться об истинных датах выпуска.

Но как бы то ни было, в 1975…1976 году инструмент появился в распоряжении у Блэкмора, и Ричи постепенно стал осваивать его. Первоначальные изменения были минимальными: был лишь скалопирован и вклеен гриф. Электроника и звукосниматели оставались штатными, крышки и ручки - белыми:

Гитара в первозданной белизне

Со временем на Страте начали появляться усовершенствования в части электроники. Если дорчитатель помнит, то в ранней Rainbow сценическое оформление подразумевало использование самой настоящей Радуги над сценой:

Данная конструкция состояла из множества разноцветных лампочек, управлялась от компьютера, была ненадёжной и жутко капризной. Но самым большим недостатком Радуги было то, что весь этот массив ламп наводил жуткие радиоэлектрические помехи на аппаратуру и гитары Ричи в частности - борьба с гитарным «фоном» была головной болью Ричи в течение 10 лет.

В рамках борьбы с шумом и поиска новых горизонтов звука в 1977 году по наводке Dawk (YES… I WAS A ’’SCHECTER’’ DEALER…) на гитару были установлены звукосниматели Schecter F-500T:

В отличие от штатных звукоснимателей Стратокастера, в Schecter магниты были одинаковой высоты и располагались заподлицо с поверхностью звукоснимателя; кроме того, их увеличенный диаметр способствовал более высокому «выхлопу» датчиков. Медная фольга вокруг обмотки - дополнительный электрический экран для минимизирования внешних наводок.

«Джибсоновское» прошлое Ричи время от времени давало о себе знать и в этот раз проявилось в том, что средний звукосниматель был демонтирован и вместо него красовалась гордая затычка, в которую иногда устанавливалась катушка-пустышка для уменьшения шумности электроники (humbacking effect). Ричи признавался, что никогда не использовал средний звукосниматель, загоняя его вровень с пикгардом.

Увеличенные магниты также влияли на частотную характеристику звукоснимателя, появилось больше хлестких низких частот - это то, что нравилось Ричи в те времена. Он хотел избавиться от типичного стратокастерного едва осязаемого баса, но и в то же время сохранить прозрачность в звуке, присущую сингловым датчикам.

Dawk не подпаивал датчики Schecter на полную мощность, вместо этого он задействовал лишь часть катушки с потерей «выхлопа». Её Ричи компенсировал степенью компрессии в своём легендарном бобинном магнитофоне AIWA, который использовался не только для создания эффекта задержки, но и для компрессии звука. Dawk соединил внутреннюю половину катушки бриджевого звукоснимателя с внешней половиной нэкового для усиления низких частот.

Кроме того, датчики были пропитаны в особом составе, но не в воске, как в случае с обычными звукоснимателями - это, по мнению Dawk, убивает верха.

Дополнительно к нестандартной распайке Dawk экранировал медной фольгой пикгард и полости гитары и снабдил гитару настроенным под конкретную систему MTC - Master Tone Control.

Ввиду того, что звукосниматели были чёрного цвета, в тон к ним были подобраны ручки крутилок и переключателя датчиков, и в такой конфигурации гитара просуществовала до 1986 года:

Обратите внимание на широченные магниты звукоснимателей и пустышку посередине

Всегда верный своим приколам, Блэкмор привинчивает на головку грифа пуговицу для крепления гитарного ремня. Предназначено, по словам Ричи, “conversation piece to annoy and confuse people”, проще говоря, для ловли лулзов:

В 1986 году начался новый этап в борьбе с качеством звука и шумом. Опробовав на десятке тестовых Стратокастерах различные звукосниматели и их комбинации, Блэкмор принимает решение избавиться от шумящих Schecter в пользу звукоснимателей Bill Lawrence L-450 (нэк) + XL-450 (бридж):

Bill Lawrence L-450 - это выполненный в форм-факторе сингла двухрельсовый хамбакер на двух катушках, соединённых последовательно между собой, общим сопротивлением 12 кОм. Наличие двух катушек давало гибкие возможности по их коммутации, открывало новые варианты звучания, плюс преимущество хамбакеров - минимальные шумы. Но нельзя сказать, что Ричи прям сильно любил эту конфигурацию - датчик был бесшумным, но Блэкмору не нравилось звучание звукоснимателя (хамбакеры и синглы весьма сильно отличаются по звучанию).

Приблизительно в то же время (середина 80-х годов) Ричи начал увлекаться гитарными MIDI-системами, расширяющими варианты звучания гитары, поэтому на все белые Страткастеры были установлены MIDI-звукосниматели Roland GK-1, и этот Страт не стал исключением:

Продолжая тему мелких нюансов, обращу внимание на три отличительных визуальных факта Стратокастера №1:

  • перенос крепления ремня к гитаре с торца верхнего рога на тыльную сторону;
  • зеленоватый пластик пикгарда в начале…середине 80-х годов;
  • лёгкая царапина aka коцка на деке ниже второй ручки тона.

Эти изменения стали последними в жизни легендарного Стратокастера, потому что в 1992 году случилось непоправимое: по словам Ричи, он отдал Стратокастер гитарному мастеру для очередной замены ладов. Мастер решил, что скалопированные углубления между ладами - это износ накладки грифа вследствие чрезмерной игры и отшлифовал её до гладкого состояния, причём любезно не потребовал за это дополнительной платы. Ричи был, мягко говоря, в ярости! Решив по горячим следам доскалопировать накладку, ставшую уже гораздо тоньше после неосторожной проделки мастера, Блэкмор напильником добрался до кленового основания грифа:

После всех этих злоключений гриф стал абсолютно неиграбельным. Ввиду того, что гриф был вклеен в деку и заменить его было нельзя, скрипя сердце Ричи был вынужден списать любимый инструмент.

Так печально сложилась судьба рабочей лошадки Блэкмора, верой и правдой служившей Маэстро практически 20 лет.

Белый Стратокастер №2, серийный номер S778960

Второй по счёту белый Стратокастер 1977 года выпуска также был вторым по популярности инструментом Блэкмора; после гибели первого Ричи вынужденно переключился на эту гитару, и начиная с 1993 года, постоянно играет именно на нём.

Выпущенная в 1977 году, эта гитара имела все атрибуты Стратокастеров того периода, это:

  • чёрный пластик пикгарда, крышек звукоснимателей и ручек потенциометров, рычага тремоло и переключателя датчиков;
  • серийный номер S778960, размещённый на головке грифа, под словом “Fender”;
  • литые тремоло и сёдла.

Во всё остальном это был классический Стратокастер CBS-эпохи: цвета Olympic White, с увеличенным набалдашником, «пулей» на грифе и палисандровой накладкой:

Электроника гитары, была, естественно, подвергнута изменениям: вместо штатных звукоснимателей были установлены “Velvet Hammer” производства Red Rhodes - качественно намотанные датчики в фендеровском стиле. По сложившейся традиции было установлено два датчика, а посередине был установлен размагниченный звукосниматель для создания эффекта хамбакера - глушения нежелательного «фона». Разумеется, на гитару также была вделана волшебная коробочка MTC (кстати, хронологически первым MTC получил именно этот инструмент).

В 1981 году чёрный пластик пикгарда был заменён на белый, и гитара обрела знакомые черты фирменного стиля Ричи Блэкмора:

Визуально от Страта №1 гитара отличалась более узкими магнитиками звукоснимателей и отсутствием лулзовой пуговицы ремня на набалдашнике (ну, и наличием серийного номера на грифе):

Моё знакомство с творчеством Ричи Блэкмора началось с концерта Come Hell Or High Water, в рамках этого турне основной была именно эта гитара, и именно с датчиками Lace Sensor Gold (собственно, к этой конфигурации я и стремился

Известно, что на этот Стратокастер были установлены два звукоснимателя Bill Lawrence L-250, представляющими из себя хамбакеры в корпусе стандартного сингла:

Также на гитару вместо стандартного выходного гнезда был установлен активный бустер Alembic Stratoblaster, питающийся от 9-вольтовой батареи. Кроме этого, гитара отличалась сверхдлинным рычагом тремоло.

К началу 90-х годов на гитаре были заменены датчики, предположительно на Seymour-Duncan SSL-4T + SSL-7T (SSL-4, кстати, устанавливаются в подписные Страты Блэкмора). В такой конфигурации инструмент принимал участие в туре Come Hell Or High Water, когда на настроенной в Drop D гитаре Ричи играл песню The Battle Rages On .

На инструмент впоследствии также был установлен MIDI-датчик Roland GK-1:

Дальнейшая судьба малоизвестна, но предположительно данный Страт снимался в клипе “Ariel”:

Эта беседа состоялась в тот момент, когда мировой тур "Rainbow" в поддержку "Stranger In Us All" ("Fuel Records" был отыгран наполовину. С первой минуты нашего разговора Ричи Блэкмор разрушил сложившееся о нем мнение со времен, когда "Deep Purple" прорвались на рок-олимп с тяжелым кавером на песню Billy Joe Royal "Hush". В действительности он оказался вежливым человеком и приятным собеседником.

Vintage Guitar: Услышав темы, вроде "Renaissance" или "Baroque", гитарные энтузиасты обвинили вас в измене стилю. Мне же лично показалось, что идею данного музыкального проекта вы вынашивали давно...

Ричи Блэкмор: Хороший вопрос. Знаете, все зависит от настроения. Я обожаю музыку эпохи Возрождения. Мне нравится классика, но ею я не злоупотребляю. Мне нравится играть блюз, но иногда кажется, что блюз - это бесконечные повторения и квадраты. Вот иногда импровизирую с кем-нибудь. Потом ставишь записи великих исполнителей блюза и слышишь, что все это было сыграно задолго до тебя. Чего нельзя сказать о музыке Ренессанса...

Vintage Guitar: Кто-то сказал, что она очень правильная...

Ричи Блэкмор: О, да. По-моему, большинство блюзовых исполнителей вовсе не задумываются над тем, что играют. С классической музыкой ситуация прямо противоположная. Она очень дисциплинирует, требует строгости. И в то же время она "запланированная". Удивительно!

Vintage Guitar: Думали ли вы, что после воссоединения "Deep Purple" музыка группы станет другой?

Ричи Блэкмор: Нет, по большому счету. Мы ничего не планировали. Просто хотели играть. На мой взгляд, "Perfect Strangers" получился именно потому, что мы не играли вместе долгое время. Чего не могу сказать об остальных наших работах.

Vintage Guitar: Вы принимали участие в записи альбома "Smoke On The Water" , все средства от которого пошли в фонд пострадавших от землетрясения в Армении. Chris Squire из "Yes" также принимал участие в проекте, но когда мы с ним разговаривали, Крис сказал, что не знает многих подробностей. Не могли бы вы просветить нас?

Ричи Блэкмор: (смеется) Скорее всего, о проекте он знает больше меня. Дело было так: меня спросили, хочу ли я принять участие. Я подумал, что это было бы здорово. Очень запомнилось то, что вокальные партии исполнял Пол Роджерс, чьим поклонником я являюсь давно.

Vintage Guitar: Напрашивается вопрос: вы слышали два последних альбома "Bad Company", где поет уже Роберт Харт?

Ричи Блэкмор: Да, мне очень понравилось. По-моему, очень похоже на манеру Пола Роджерса.

Vintage Guitar: Отсюда еще один вопрос: Дуги Вайт, исполнивший вокальную партию на "Stranger In Us All" , поет в очень похожей манере на Ронни Дио, который был вокалистом первого состава "Rainbow"...

Ричи Блэкмор: Да, я понял суть вопроса. Он может петь разную музыку. Да, и какой смысл иметь в составе второго Ронни Дио? Дуги говорил мне, что Ронни Дио сильно повлиял на него.

Vintage Guitar: Следующий проект, куда вас пригласили записываться, - "In A Metal Mood" c Пэтом Буном, который всегда считался скандальным персонажем.

Ричи Блэкмор: Я всегда преклонялся перед Пэтом Буном; я слушал его в 50-х, когда шел в школу и возвращался домой. Поэтому приглашение на запись его новой пластинки воспринял за честь. Здорово после стольких лет встретиться и поработать с кумиром детства.

А некоторые люди, знаете ли, бывают всегда прямолинейны в своих оценках. Если кто-то одет в кожаных пиджак и у него длинные волосы, то его автоматически причисляют к "плохим". Так было и так будет всегда. Увы...

Vintage Guitar: И вот новый состав "Rainbow". И все те же "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы"?

Ричи Блэкмор: Нет. По части усилителей произошли изменения. Теперь у меня немецкие усилки "Engl". Они великолепны. Обладают широким спектром "перегрузов" и отлично работают на больших громкостях. Мой опыт общения с "Marshall" показывает, что эти усилители звучать отлично, когда ручка громкости выведена на "десятку". "Двойка"-"тройка" - и звук становиться жиденьким. А "Engl" хорошо качают на любой громкости.

Vintage Guitar: "Stratocaster" - ваш постоянный спутник. А что вы можете сказать о моделях "Fender" с конфигурацией, типа three-bolt neck?

Ричи Блэкмор: Самое дефицитное в гитаре - хороший гриф. Электроника, в принципе, стандартная. Мой приятель постоянно ездит на "фендеровскую" фабрику, где отбирает самые лучшие грифы. Свои гитары я собираю сам: меняю грифы, электронику...

Не поверите: у меня нет ни одного "старого" "Stratocaster". Комплектующие есть, но иногда даже не вспомнишь с какой они сняты гитары. Грифы на всех гитарах приклеиваются, так как имеют тенденцию съезжать.

Vintage Guitar: Вам попадались "Stratocaster`ы" периода, когда "Fender" вернулись к системе крепления грифа на 4-х болтах?

Ричи Блэкмор: А как же! У меня даже есть именная модель. Инструмент очень интересный. Во-первых, гриф сквозной. Для гитар "Fender" - это очень необычное решение. Кроме того, лады изготовлены из широкой проволоки. Другое новшество - два звукоснимателя (вместо стандартных трех). Средний я никогда не использую. Как было сказано в самом начале нашего разговора, мне нравится использовать разные датчики. Но звучание среднего меня бесит.

Vintage Guitar: Таким образом, "страты" с 5-позиционниками вас совершенно не интересуют?

Ричи Блэкмор: Как бы это сказать... С ними сложнее обращаться. А если уж по существу, то на концерте тебе лишь нужен вариант "громче и тише".

Vintage Guitar: То есть neck и treble?

Ричи Блэкмор: Точно.

Vintage Guitar: В чем заключается главная особенность звукоснимателей на вашем именном инструменте?

Ричи Блэкмор: Они очень мощные!

Vintage Guitar: Вы сказали, что сами собираете свои "Stratocaster`ы". Но не похоже, что вы - коллекционер.

Ричи Блэкмор: Да. Для меня странно, что люди так хвалят ""58 Strat". По-моему, в этих гитарах нет ничего особенного. Все зависит прежде всего от музыканта, а не от инструмента.

Мне попадалось несколько гитар "Gretsch". Внешний вид - фантастика! А внешний вид в гитаре - это первое, что бросается в глаза. Но вы вряд ли найдете человека, который заплатил бы тысячи долларов за блистательно выполненный "страт". Если он, конечно, не выпущен до 65-го года. Мне кажется, что "Fender" постоянно выпускали хорошие инструменты.

Vintage Guitar: Другой ваш проект называется что-то вроде "Blackmore"s Night". Он - акустический.

Ричи Блэкмор: Совершенно верно. Мне всегда хотелось играть музыку эпохи Возрождения. Наконец я воплотил свою давнюю мечту. Candice Night - моя жена - пела бэк-вокалы на "Stranger In Us All", а также является соавтором песен. Ей так же как и мне нравится Ренессанс. Мы постоянно играем эту музыку дома. Как-то нам посоветовали выпустить альбом в таком духе. На записи я играю на акустической гитаре и мандолине. Candice поет. Есть пара приглашенных музыкантов. Результатом работы мы остались довольны. На этой неделе пластинка выходит в Японии. Могу даже сказать, что это, пожалуй, один из моих самых любимых альбомов.

Vintage Guitar: В каких странах вы побывали с гастролями в поддержку "Stranger In Us All"? Куда собираетесь дальше?

Ричи Блэкмор: Мы объехали всю Америку, Южную Америку и Японию. В следующем месяце - концерты в Дании и Польше.

К тому же планируются гастроли с программой проекта "Blackmore"s Night". В группе будут пять музыкантов, и мы собираемся посетить всевозможные необычные места, замки в Германии, чтобы добиться специфической атмосферы. Но это в перспективе - через два-три месяца. Думаю, что будет очень интересно.

Очевидно, что Ричи Блэкмор очень ревностно относится к собственной музыке, но наш разговор с ветераном рок-сцены носил исключительно доброжелательный и открытый характер. И хотя Блэкмор заслужил славу как исполнитель "громкой" музыки, он нашел в себе смелость раздвинуть собственные музыкальные горизонты, пойти наперекор общественному мнению и играть в свое удовольствие.

Источник статьи сайт - guitar.ru