Речь обращение к коллективу. Нематериальная мотивация сотрудников. Каждому по музе. Приветственная речь директора

Не будет преувеличением сказать, что выступление руководителя перед сотрудниками с поздравлением - это значительное событие в жизни компании. Во-первых, потому, что в современной бизнес-реальности не так часто руководитель выступает перед своими подчиненными. Во-вторых, потому, что радостным поводам для выступлений в компаниях подчас уделяется не достаточно внимания.

Можно сказать, что корпоративная культура - «клей», удерживающий людей в компании вместе. В содержание корпоративной культуры входят, например, коммуникации и язык общения, принятый в компании, то, как сотрудники осознают себя и свое место в компании, ценности, осознание времени и его использование, взаимоотношения между людьми, трудовая этика и проч.

Известно, что роль личности руководителя в развитии его компании огромна. Именно руководитель задает образец поведения для своих подчиненных. Осознанно, а в большей степени неосознанно, подчиненные копируют манеры руководителя.

Исследователи корпоративной культуры пришли к выводу, что на культуру компании в наибольшей степени влияют следующие особенности поведения руководителей:

  • Направленность внимания. За чем руководитель следит, что измеряет и контролирует?
  • Критические ситуации. Как руководитель реагирует на критические ситуации и кризисы?
  • Ролевая модель. Какой пример руководитель подает своим подчиненным?

Выступление с поздравлением – это своеобразный организационный ритуал, призванный продемонстрировать подчиненным необходимые образцы поведения и послать нужные сигналы с одного уровня иерархии в компании на другие. Лучшую возможность для коммуникации первого лица со всем коллективом трудно придумать. Именно поэтому к выступлению перед сотрудниками с поздравлением руководителю следует специально готовиться. Необходимо продумывать как содержание, так и стиль выступления.

Чтобы пояснить это утверждение напомню притчу. Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать к себе другого толкователя снов, который выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть. Ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они у второго толкователя снов. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать».

Таким образом, можно сделать вывод, что всё дело не в том, что скажет руководитель, а в том, как он скажет. Западные деловые люди говорят: «Если Вам дали слово, то немедленно сделайте из этого шоу». Разумеется, руководителю, выступающему с поздравлением, нет необходимости становиться шоу-меном и развлекать собравшихся. Но сделать выступление запоминающимся дело чести.

Примечателен такой факт. Слово «обаяние» в наши дни означает - очарование, покоряющее влияние, притягательная сила. Первоначальное значение слова «обаяние» было иным. «Обаяние» означало - уметь красиво говорить, увлечь словом. Само слово «обаяние» происходит от корня «бай» - баять, баян, краснобай, байка. Для руководителя умение говорить публично, мастерство красноречия повышают шансы на успех, позволяют эффективнее управлять коллективом, доносить свои идеи до персонала, мотивировать сотрудников, проводить торжества, конференции, совещания, презентации, выставки.

Несколько минут поздравительной речи могут серьезно повлиять на деловую атмосферу в коллективе, решить судьбу работы компании на следующий год или окончательно определить судьбу карьеры руководителя. Ставка высока. Поэтому мудрый руководитель придерживается правила: «Провал в подготовке – подготовка к провалу».

Для качественной подготовки руководителю необходимо:

  • Осознавать свои цели;
  • Иметь план выступления;
  • Владеть предметом выступления;
  • Соблюдать баланс времени

Ответ на вопрос о целях, которых руководитель планирует достичь в ходе поздравительного выступления, является ключевым.

Руководителю стоит спросить себя:

  • Зачем я собираюсь поздравлять собравшихся?
  • Какие действия и решения я ожидаю от сотрудников после своей речи?
  • Что должно запомниться аудитории в первую очередь?

В поздравительной публичной речи имеет смысл придерживаться классических правил публичного говорения. То есть помнить о четкой структуре: вступление, основная часть и заключение.

Начать можно с комплимента аудитории. Он создаст позитивный настрой, например:

  • Дорогие сотрудники! Для меня большая честь выступить на открытии внутрифирменной конференции и поздравить Вас, уважаемые коллеги, с …
  • Многоуважаемые коллеги! Я рад выступить сегодня на собрании нашего коллектива и подвести итоги… Я давно ждал этого момента, дорогие единомышленники, и сейчас я с удовольствием скажу Вам несколько поздравительных слов…
  • Я горд, уважаемые соратники, что сегодня я могу подвести итоги и поздравить лучших с …

Необычное начало выступления тоже хороший ход. Оно позволит привлечь внимание присутствующих. Например:

  • Уважаемые друзья! Когда я ехал на наш праздничный вечер, то я вспомнил…
  • Коллеги! Афоризм утверждает: «Дорогу осилит идущий». Я уверен, что эта мысль применима и к нашей компании потому, что….
  • Уважаемые коллеги! Позвольте привести шокирующий факт…

Высказанные в начале выступления благодарности подчеркивают профессионализм оратора.

  • Уважаемые сотрудники! Благодарю Вас за Ваши усилия в создании этого мероприятия и приветствую Вас! Позвольте открыть…
  • Дорогие коллеги! Спасибо, что Вы приняли приглашение и посетили ….
  • Уважаемые дамы и господа! Благодарю Вас за внимание к нашей конференции и выражаю уверенность в …

В основной части поздравления сотрудников, акционеров, партнеров руководителю полезно кратко сказать о том, где мы (наша компания, наше объединение, наш холдинг) сейчас находимся; куда мы хотим попасть; что для этого нам нужно сделать (какие качества проявить).

Ошибкой будет вместо поздравления – с праздником, с открытием, с достижением, с завершением - произносить фрагменты годового отчета или увлекаться монологом о будущем. Не стоит путать совещание по стратегическому планированию и поздравительную речь. Еще хуже скатиться на критику или констатацию негативных моментов в жизни бизнес-организации. Не имеет смысла превращать праздник в публичную порку.

Наиболее успешные руководители придерживаются принципа: «Хвалить сотрудников – при всех, критиковать – наедине». По мнению организационных психологов, уважение является «психологическим хлебом». Праздничное событие отличный повод удовлетворить потребность персонала компании в уважении.

Размышляя о содержании выступления, руководителю целесообразно помнить, что одна из задач выступления – публично одобрить поощряемое поведение, признать заслуги сотрудников и вселить в них энтузиазм.

Опираясь на одну из признанных теорий мотивации, важно помнить, что мотивирующими факторами, влияющими на результативность персонала, являются:

  • Достижения;
  • Признание;
  • Работа как таковая;
  • Ответственность;
  • Постановка целей;
  • Продвижение;

Признание и положительный результат являются самыми сильными мотиваторами. Поэтому в праздничной речи стоит подчеркивать именно успехи, позитивные тенденции, положительные факты, примеры для подражания. Если очевидных заслуг и достижений у персонала пока нет, то особенно важно придерживаться управленческой аксиомы: «Похвалить при движении к цели важнее, чем при ее достижении». Как известно, можно обращать внимание и контролировать результат деятельности сотрудников, а можно контролировать процесс достижения результатов. И то, и другие одинаково важно для создания позитивной деловой атмосферы и импульса к улучшению состояния дел.

Опытные руководители обычно «ловят на хорошем» своих сотрудников, то есть замечают и публично говорят о позитиве. Неопытные привлекают внимание к негативу, к тому, что не получается. Однако организационная психология доказала, что концентрация на отрицательном может вызвать уменьшение частоты нежелательного поведения сотрудников, но это не означает, что желательное поведение непременно участится.

Обычно на праздничных корпоративных мероприятиях подводят итоги и награждают по результатам работы. Замечательно, если руководитель лично вручает сотрудникам своей компании призы, подарки, премии. Сам акт публичного вручения имеет для персонала особый смысл. Публичное признание заслуг, возможность подняться на сцену или просто выйти перед всем коллективом, пожать руку руководителю, получить из его рук некий символ успеха – всё это ценно для сотрудника лично и позитивно влияет на корпоративную культуру в целом. Организуя публичное вручение символов успеха важно продумать процесс таким образом, чтобы он не выглядел формальным и холодным, когда очереди из сотрудников как-будто на конвейере вручают какие-то блага да еще и путают их имена. Если коллектив большой и при этом для руководителя существует необходимость лично вручать и поздравлять персонал, то имеет смысл организовать поздравление по отделам, группам, подразделениям компании.

Деловой этикет выступления предполагает, что, завершая поздравительную речь необходимо еще раз поздравить всех собравшихся с праздником, с открытием, с достижением, с завершением и пожелать что-либо, связанное с деловой жизнью и перспективами. Например:

  • Итак, уважаемые друзья! Официальная часть нашего торжественного вечера завершена. Позвольте еще раз поздравить Вас с … и пожелать Вам успехов… (в наступающем году, в следующем квартале, в следующем проекте и проч.)
  • Уважаемые дамы и господа! Закрывая наше собрание еще раз поздравляю Вас с удачным завершением этого этапа развития и желаю Вам деловых удач в …
В ходе всего выступления целесообразно помнить, что самые востребованные эмоции руководителя в процессе выступления – это энтузиазм и воодушевление. Сотрудники, акционеры, гости, партнеры с признательностью отнесутся к руководителю, который добавит им энергии и улучшит моральный настрой. Говорение с энтузиазмом порождает и слушание с энтузиазмом.

Для произнесения запоминающейся праздничной речи руководителю важно участь, что у него будут не только слушатели, но и зрители. Поэтому целесообразно продумать свои деловые манеры и язык тела.

Нужно ли улыбаться в ходе выступления? Улыбка абсолютно необходима. Силу своей улыбки руководитель смело может умножить на количество присутствующих.

Куда смотреть? В группе до 15 человек рекомендуется смотреть на каждого попеременно. Длительность контакта глаз не должна превышать 10 секунд. При группе от 15 до 50 рекомендуется смотреть то на каждого, то на каждого пятого. При группе более 50 человек руководителю следует выделить условно несколько групп примерно по 7 – 10 человек и обращаться по очереди к кому-то одному из каждой группы.

Куда деть руки? Чтобы произвести наилучшее впечатление, в начале выступления руки необходимо держать в естественном положении вдоль туловища. Одновременно с первыми словами нужно перевести их в «нейтральное» положение: две руки в полусогнутом положении слегка вытянуты вперед, кисти рук сближены. Если надо что-то держать, то целесообразно держать это в одной руке.

Как стоять? Стоять надо прямо, расправив плечи. Не стоит опираться на трибуну, стол, стул. Ноги нужно расставить на 15 – 30 см. Левая нога чуть выставлена вперед и слегка согнута. Правая нога опорная. Прямая спина. Голова слегка наклонена. Раскачиваться из стороны в сторону не следует. Тело собрано, руки готовы к жестикуляции.

Поскольку публичное праздничное выступление – это не рядовое событие, то к репетициям необходимо отнестись серьезно. На первом этапе репетиций руководителю необходимо молча, «про себя» произнести текст, опираясь на конспект или план. Цель – проверить владение содержанием поздравления. На втором этапе руководитель может произносить речь вслух, чтобы услышать себя. Еще эффективнее записать свою речь на аудиокассету и послушать несколько раз. Цель - улучшить собственное звучание. На третьем этапе руководителю надо сделать пробное выступление перед коллегами, домочадцами, собакой, кошкой, зеркалом. Цель – заметить как выступающий держится и скорректировать мимику, осанку, движения.

Разумеется, если руководитель уделяет внимание подготовке и репетирует, то вероятность успеха выступления повышается. Если руководитель полагается на «авось», то, скорее всего результат будет скромным.

Правила праздничного выступления

Руководителю необходимо: Закладывать успех выступления с поздравлением на этапе подготовки.

Помнить: Провал в подготовке – подготовка к провалу.

Только очень опытные ораторы могут позволить себе импровизировать. Испытывать эмоциональный подъем, радость, воодушевление.

Помнить: Положительные эмоции заразительны.

Помнить: Праздничный акцент во внешности необходим. Например, более яркий, чем обычно галстук, цветок в петлице пиджака, более броские, чем обычно украшения для женщины-руководителя, более яркие расцветки делового костюма и проч. Особая ухоженность по случаю праздничного выступления. Например, специально продуманная прическа, руки, за которые не стыдно, обувь в безупречном состоянии. Говорить кратко и ёмко.

Помнить: Краткость сестра таланта и … проявление уважения к аудитории. Сотрудники уже готовы отмечать и веселиться, поэтому слишком длинные поздравительные речи противопоказаны. Ёмкость достигается за счет использования метафор, цитат, примеров, пословиц, поговорок. Например, «Сотрудники отдела логистики в завершающемся году как львы набросились на возникшие сложности и стали первыми по итогам года. Поздравляю отдел логистики!»

Нематериальная мотивация сотрудников. Каждому по музе

Декабрь 17, 2014 - 5 комментариев

В крупной компании N есть множество разных отделов. Люди в них – будто с разных планет. ИТ-отдел похож на большой бесшумный аквариум, а отдел продаж – на мельтешащий муравейник. На производстве – рукастые, настоящие мужики старой закалки. Грузчики все как от одной мамы – богатыри. Маркетологи и рекламисты напоминают пёструю тусовку на показе мод... В общем, разношерстный собрался коллектив.

Близится время новогоднего корпоратива. Руководитель долго думает над своей речью для словесной нематериальной мотивации сотрудников. Человек он идейный, и очень хочет, чтобы его монолог дослушали не потому, что надо, а потому что речь цепляет. Он желал поднять боевой дух сотрудников на следующий год, чтобы каждый получил в уши нужный посыл и ощутил себя важным звеном в общей цепочке, от которого в какой-то мере зависит успех компании.

Да, можно просто подвести итоги за год деятельности, как он делал в прошлом году, и все цокнут шампанским, услышав в очередной раз то, что и так знают (секретарша всегда держит руку на пульсе компании и любит поговорить). Но хочется большего эффекта от его речи на корпоративе.

И тут попадается ему на глаза эта заметка. Как раз вовремя!

Ниже приведен пример словесной мотивации сотрудников по векторам, абсолютно разным по своему содержанию. В системно-векторной психологии вектором называется набор свойств психики, определенных особенностей мышления. Всего таких векторов 8, они кардинально отличаются между собой. У человека может быть несколько векторов в наборе, и согласно ему человек и выбирает себе подходящую работу. Иными словами – с каждого по способностям. Желания и ценности людей с различными векторами не совпадают, потому разных людей лучше всего мотивируют совершенно разные слова.

Отдельные части речи руководителя, примеры по векторам:

А) У нас замечательный коллектив. Я хочу пожелать, чтобы в стенах офиса всегда и дальше поддерживалась здоровая, теплая атмосфера, высокая культура общения. Чтобы мы были всегда так же отзывчивы и добры друг к другу, поддерживали хорошее настроение друг друга. Самое лучшее украшение человека – это искренняя улыбка!

B) От всего руководящего состава компании хочу выразить слова благодарности за неизменное качество работы. Также хотелось бы пожелать каждому из нас профессионального роста и приобретения нового необходимого опыта. Ведь компания растет, когда растет каждый ее сотрудник, в своей нише, своем направлении.

C) Каждый по-своему делает вклад в общее дело. Наша сила – в единстве. Хочется, чтобы вы приходили на работу, и чувствовали себя частью одного целого – нашей огромной компании, каждый на своем рабочем месте.

D) Вдохновение приходит тогда, когда человеку комфортно работать. Поэтому я хочу сказать, что руководство компании открыто к любым замечаниям и предложениям. Также желаю, чтобы интеллектуальный потенциал компании не перестал удивлять новыми нестандартными решениями. Ведь иногда от одной лишь идеи зависит всё.

Е) За год мы многое успели, и непременно приумножим наши успехи в следующем году. Финансовая стабильность, высокая оплата труда всех напрямую зависят от каждого. Руководство компании в свою очередь гарантирует достойную финансовую мотивацию наших сотрудников. Давайте поднимем наши бокалы за успех и удачу!

Да, всем важно приходить на работу не в террариум, а в здоровую атмосферу. И чтобы руководство замечало усилия и не оставляло их без внимания. И чтобы ощущался дух коллектива, а работать было комфортно. И чтобы зарплата не огорчала. Но, для некоторых людей определенные моменты имеют гораздо большое значение, нежели для других. Как искусство важно для художника. Как музыка важна для музыканта.

В каждом из векторов – свои ценности и желания. Разберем, для кого адресованы в большей степени приведенные отрывки речи руководителя.

Мотивация сотрудников, примеры по векторам

А) Зрительный вектор. Это самые эмоциональные люди, с глазами «на мокром месте». Их образное мышление и чуткое зрение дает возможность работать в тех профессиях, где нужен творческий взгляд, креативность. Зрительники создают с людьми в коллективе теплые отношения, привязываются. Конечно зрительник зрительнику рознь, все зависит от состояния психики человека, как и в любом из всех 8 векторов. Это может быть как добрейший одуванчик, так и змея подколодная, сноб. Внимательно выбирайте творческих зрительных личностей среди кандидатов на вакансии, ведь от их состояния в некотором смысле зависит общая эмоциональная атмосфера в коллективе. Гармоничный зрительник – это украшение коллектива, во всех смыслах.

Лучшая мотивация труда сотрудников со зрительным вектором – дружелюбный коллектив, приятное общение. Они чахнут без новых эмоций, дружбы на работе. Также зрительникам важны внешние факторы – дизайн офиса, возможность носить на работу одежду, которая им нравится, модничать. Это приносит некоторое удовольствие. Зрительного человека в коллективе видно по всевозможным побрекушкам, украшениям, интересным деталям, особому стилю одежды. Хочет поставить вазон с фиалками на стол? Пускай ставит! Вам не понятно, зачем, а для него это важно – красота вдохновляет. Периодически просто обращайте на зрительника внимание, улыбайтесь в ответ, делайте акцент на творческих качествах. Это хорошо стимулирует его.

Конечно, нужно понимать, что это за зрительник и каков его сценарий. Некоторые кожно-зрительные дамы работой не будут увлечены, зато быстро посеют раздор в коллективе, постоянно хлопая глазами перед всеми представителями противоположного пола. Не очень развитые зрительники так же могут быть истеричны.

В) Анальный вектор. Самые усидчивые люди. Начатое стремятся всегда закончить, более того – сделать это качественно. Медлительны, скрупулезны, сосредоточены на мелочах. Любят работать руками, учить и учиться, обрабатывать и систематизировать информацию. Отличаются хорошей памятью. С осторожностью воспринимают всё новое, к любым переменам их надо подготавливать заранее какое-то время. Пообещав что-то такому человеку, не забудьте об этом. Иначе рискуете вызвать в нем обиду и негативный опыт общения с вами, о котором анальник обязательно будет помнить. Это может навредить взаимоотношениям, и не важно – руководитель вы или просто коллега.

Для анальников важно равенство и справедливость. Если решили вручить денежную премию – будьте настойчивы! Да, вам покажется смешным, но человек вполне может засмущаться из-за премии, ведь ею вы нарушаете его равенство с остальными. Лучшая мотивация труда сотрудников с анальным вектором – это признание, благодарность, почет и уважение. Потому перед денежной премией сначала вручите человеку грамоту с четким указанием, в чем он отличился, а уж потом – конверт. Он повесит ее в рамочку на своем рабочем месте и будет мотивирован на год вперед. Анальник обязательно оценит вашу прямоту, искренность.

С) Мышечный вектор. Это простые люди, рабочие, крупного телосложения. Без каких-либо заморочек, с ровным отношением ко всем остальным. Лучшая мотивация для них – правильно, четко поставленная задача, ощущение коллектива, адекватный начальник, предоставление питания компанией-работодателем.

Не ругайте мышечников за неправильно выполненную работу. Ругаете того, кто давал им указания. Мышечникам нужно описать и объяснить каждый шаг, рисовать наглядные инструкции, четко ставить задачу. Не ждите от них инициативности, креативности, способности самостоятельно принимать решения. Мышечники работают грузчиками, строителями, на производстве, там, где нужен физический труд.

D) Звуковой вектор. Интроверты, способны сосредотачиваться, абстрактно мыслят. У них особый интеллект. Звуковики – идейные генераторы компаний. Замкнутые, странные, слегка космонавты. Звуковики совы, потому ранним утром не ставьте им никаких важных задач, дождитесь пока их мозг включится в работу. В идеале если у вас имеются такие сотрудники, позволяйте им работать в каком-то индивидуальном графике, если есть такая возможность. Будьте уверены, что отпросившись поработать дома или зависнув в офисе вечером, когда все уже ушли, звуковик родит то, что вам нужно.

Мотивация сотрудников организации со звуковым вектором начинается с: возможности уединения и сосредоточения, тишины в помещении, отсутствия раздражителей слуха. Сажайте их в кабинеты подальше от отдела продаж. Видите, как кто-то постоянно пытается спрятаться где-то в офисе с ноутом? Эти звуковик. Он бы и в кладовке с удовольствием работал, только бы не трогали и не шумели вокруг. Хотите что-то сказать – говорите негромко или пишите в письме. Вообще старайтесь дублировать задачи на почту, так как звуковик может улететь в своих мыслях и прослушать либо забыть что-то сказанное вами. Главное для звуковиков – это смысл их работы, идейность, постоянное напряжение ума. Восхищайтесь результатом и хвалите за гениальность.

Е) Кожный вектор. Это люди с логическим мышлением, прагматичные и рациональные. Кожники пальцем не пошевелят даром. Их вдохновляют деньги. Время и финансовая выгода – это то, о чем кожники постоянно думают на работе. Как правило, это сотрудники отделов продаж, менеджеры, супервайзеры, торговые представители, логисты, экономисты, бухгалтера, юристы и др. Лучшая мотивация сотрудников отдела продаж – премии, повышение прибыли, гибкий график. Их руководителю необходимо хорошо следить за соблюдением дисциплины и субординации, так как кожники – люди амбициозные, бывают заносчивыми.

Самые развитые кожники становятся успешными предпринимателями, руководителями и менеджерами высшего звена. Неразвитые – воруют и обманывают, а если становятся директорами или открывают бизнес – кидают клиентов, экономят за зарплатах сотрудникам, провоцируя вечную текучку кадров.

Вывод

Мотивация сотрудников организации и создание оптимальных условий труда для каждого из них требует индивидуального подхода от руководителя. Так же как и поиск подходящих кадров. Когда руководитель видят свой коллектив системно – кто есть кто по векторам – то дает каждому человеку то, что он от него ждет. А не то, что руководитель сам себе считает нужным. Системно-векторная психология – огромный бонус к любому опыту и багажу методик управления коллективом.


По материалам лекций по системно-векторной психологиии Юрия Бурлана

Большинство из нас, идя на праздничное торжество, думают только о том, как удачно подобрать гардероб, чем будут угощать и как бы «перетанцевать бухгалтершу Любовь Семеновну». И совсем забывают о моральном настрое, атмосфере и цели празднования.

Конечно, основной составляющей, задающей тон всему празднику можно считать торжественную речь руководителя. Именно она позволяет сосредоточить внимание на самом важном – смысле праздника, ожиданиях и атмосфере дружественного общения между всеми гостями. Без правильно составленной речи руководителя, празднование превращается в простую «пьянку» с множеством закусок. Поэтому самое важное для него – это составить план выступления таким образом, чтобы в момент произнесения праздничной речи, все гости чувствовали атмосферу единения и сплоченности.

Как правильно составить план речи на корпоратив?

Со словом «тост» у многих возникает в голове картинка с большим, дружественным столом, за которым сидят самые родные и близкие гости. А во главе всего этого пира – главный, тот, кто может красиво и ярко произнести невероятную, запоминающуюся речь. Большинство гостей при существующей вероятности быть назначенным на произношение праздничной речи, углубляются в «толпу», не проявляя энтузиазма и желания говорить. Это может быть обосновано множеством причин:

Я не оратор в душе;
Я не умею красиво говорить;
Я не знаю о чем говорить;
Я чувствую себя неловко под сотнями глаз слушающих;
Я боюсь оплошать;
Сильно волнуюсь, и мне не хватает дыхания.

Однако вам, как , этой участи вряд ли удастся избежать. Произносить речь на корпоративе не так сложно. Просто необходимо составить четкий план выступления, который будет характеризовать каждого отдельного сотрудника и всю команду в целом. В вашей торжественной речи все присутствующие должны увидеть для себя лично частичку важного и желанного. Торжественная речь руководителя должна быть недолгой, выразительной, с четко поставленной целью, и с конкретикой именно под повод празднования.

Поскольку практически на «носу» празднование Нового года, и корпоратив не заставит себя ждать, то мы сегодня рассмотрим правильные примеры и способы, как руководителю составить эффектную и запоминающуюся речь на новогодний корпоратив.

Подбираем метод и готовим речь на новогодний корпоратив

Метод №1: импровизация

Метод составления речи на основе импровизации идеален в том случае, если ваша компания и друзья по столу – хорошо знакомые люди, с которыми вы давно и тесно общаетесь. Поскольку большинство ваших пожеланий не будут понятны посторонним. Произнося речь на корпоративе для своих коллег, вы будете упоминать только те рабочие моменты, которые будут понятны «посвященным», в противном случае вы рискуете а) говорить абстрактно и усыпить слушателей; б) посеять неловкость среди коллектива.

Однако и импровизация без подготовки невозможна. Чтобы ваша речь на корпоративе была максимально эффективной и произвела впечатление своей легкостью, лучше заранее составить план-основу. А в ходе поздравления уже отталкиваться от написанного, добавляя импровизированные моменты, соответствующие случаю.

К примеру, речь готовиться для корпоратива работников швейной фабрики. В основе речи должны быть слова на профессиональном «жаргоне».

Примеры такой торжественной речи:

Мы создаем моду, диктуем правила стиля, и в каждый шедевр вкладываем не только тепло своих рук, но и частичку тепла. Именно поэтому наши товары пользуются такой популярностью (сюда можно добавить в ходе речи моменты, которые могут заинтересовать каждого отдельного работника, который отличается определенными качествами: быстро шьет Мария Ивановна, проявляет инициативу Анжелика Семеновна и т. д);

Поскольку встречают по одежке, то мы делаем все возможное, чтобы эта встреча была максимально красивой и яркой.

Это основные «теги» — мысли всей речи. В каждом коллективе существуют свои истории и особенности, которые можно высветить в речи.

Метод №2: стихотворение

Речь на корпоративе в стихах – практически беспроигрышный вариант. Можно подготовить стихотворение самостоятельно (при наличии таланта), а можно просмотреть наиболее выгодные варианты в Интернете. Только без банальностей и не по бумажке с запинками. Всегда можно дополнить речь индивидуальными характеристиками. Не забывайте о субординации, готовя речь для коллектива (ведь начальство и коллеги по работе будут долго помнить вашу речь). Для руководства – это могут быть стихотворения с пожеланиями стабильности и развития, с легким, ненавязчивым юмором. Для коллег по работе — слова, призывающие к саморазвитию и повышения материального блага. Проявите фантазию, используйте конкретику для адаптации стихотворения под вашу компанию.

Метод №3: подготовленный сюжет

Такой метод речи для корпоратива заключается в том, чтобы рассказать несложную сюжетную линию с несколькими или одним персонажем. Это, кстати, является основой для грузинских тостов, в которых есть основная часть – сюжет, история и необычная развязка (часто с юмором). Если вы произносите речь за столом, то в конце можно как раз произнести короткий, но точный тост, который будет «изюминкой» всего рассказа:

Так давайте же выпьем, чтобы наша жизнь была такой яркой и красивой, как жизнь птички до падения;
Выпьем за индивидуальность, которая никогда не станет отдельной частью коллектива;
Выпьем за то, чтобы наши возможности и желания всегда совпадали.

Основой такого метода считается умение держать интригу до самого конца истории. Ораторское искусство и во время произношения – это половина успеха.

Метод №4: анекдотическая история

Торжественная речь в качестве коротенького анекдота и следующего за ним тоста – отличный выбор, когда основная торжественная речь уже произнесена, но нужно продолжить общаться с коллективом. Это удачный вариант только в том случае, если вы выбрали «не бородатый» анекдот, а вы сами умеете произносить шутки. Идеально — если анекдот «узкоспециализированный», относящийся к сфере деятельности Вашей компании. Не забывайте, что слушать каждый новогодний корпоратив регулярный, смешной, но уже поднадоевший анекдот не интересно.

Примеров торжественных речей множество. Но есть основное правило для произнесения речи на корпоративе: откажитесь от банальностей и формальностей. Говорите конкретные вещи, касающиеся вашей компании, лично отмечайте сотрудников, перечислите факты и цифры, которыми стоит гордиться, упомяните планируемый курс развития компании. Если даже вы выберите один пример из имеющихся в Интернете и адаптируете его «под себя», то сможете не только красиво и ярко произнести торжественную речь на новогоднем корпоративе, но и заслужите славу настоящего лидера.

18 .10 .2016

Планерка

Корпоративное собрание

Елена Александрова,
Исполнительный директор

Специально для журнала "Кадры "
ISSUU

Выступление руководителя на планерке и корпоративном собрании Елена Александрова

Что делает руководителя руководителем? Способность обеспечивать результат «руками» своих подчиненных. А для этого нужны знания и умения в самых разных областях. При этом есть умение, без которого руководителю очень сложно обойтись. Это умение доносить мысль так, чтобы быть услышанным, чтобы поставленная задача была понята и выполнена правильно и чтобы всего несколькими словами мотивировать людей на результат. Поговорим о том, как правильно построить выступление перед сотрудниками на планерках и на больших корпоративных собраниях.

Что делает руководителя руководителем? Способность обеспечивать результат «руками» своих подчиненных. А для этого нужны знания и умения в самых разных областях. При этом есть умение, без которого руководителю очень сложно обойтись. Это умение доносить мысль так, чтобы быть услышанным, чтобы поставленная задача была понята и выполнена правильно и чтобы всего несколькими словами . Поговорим о том, как правильно построить выступление перед сотрудниками на планерках и на больших корпоративных собраниях.

Любое мероприятие, на котором предстоит выступать руководителю, имеет свои особые правила проведения, ограничения и, самое главное, цели. Именно от этого будет зависеть то, о чем и как руководителю можно и нужно говорить.

Планерка – короткое производственное совещание по текущим вопросам, обеспечивающим выполнение намеченного плана. Рекомендуется проводить ежедневно в вечернее время. Оптимальное время для проведения планерок – 30–40 минут. На планерке сотрудники отчитываются о ходе выполнения задач, обсуждаются насущные проблемы и предлагаются пути их решения, раздаются задачи и определяются ответственные за их реализацию.

Корпоративное собрание – общее собрание сотрудников подразделения или компании с целью в работе, ознакомить с главными стратегическими задачами, рассказать о результатах, поощрить сотрудников и вдохновить на достижение общих целей в работе. Рекомендуется проводить еженедельно в утреннее время. Оптимальное время для проведения собраний – 30–40 минут.

Планерка и корпоративное собрание разные мероприятия. На первых принято говорить больше о проблемах и задачах, на вторых – о результатах и целях. Но независимо от специфики мероприятия основная цель выступления руководителя – направить, мотивировать и вдохновить. У руководителя могут быть и дополнительные цели.

От того, какие цели поставлены, зависит очень многое. Задумайтесь, что вы скажете, если ваша задача – просто проинформировать? А что вы будете говорить, если нужно, чтобы люди составили план действий? А как вы построите свое выступление, если требуется вдохновить людей буквально на подвиг? Согласитесь, каждый раз это будет совсем другое выступление.

Начните с определения цели выступления

Сформулируйте ее в виде результатов, которых хотите достичь. Определите критерии получения этих результатов. Например, если ваша цель – «донести информацию» или «поставить задачу», то критерием результата может быть факт, что сотрудники записали то, о чем вы говорили.

Учтите такой момент: ваша речь не должна быть обличительной, вы никого не должны ругать, вам не следует акцентировать внимание на неудачах. Вы можете говорить о проблемах, но тут же предлагать пути их решения. Больше фокусируйтесь на успехах и результатах. То есть речь руководителя должна быть преимущественно в позитивном ключе.

Еще одна подсказка – не ограничивайтесь общими фразами, говорите предметно. Кто, сколько, где, когда и что сделал. Ваших выступлений будут ждать, чтобы услышать свое имя и о своих хоть и небольших, но таких важных достижениях и успехах.

Время выступления зависит от целей и особенностей мероприятия. На планерке руководитель может начать мероприятие, включив всех в работу, и завершить его, подведя итог. Поэтому каждое из выступлений не должно превышать пяти минут. На корпоративном собрании также не стоит говорить дольше пятнадцати минут. Предоставив возможность высказаться другим руководителям, подведите итог, расскажите, каких результатов ожидаете, и нацельте людей на работу.

В структуре выступления ничего особенного нет, и успех вам гарантирован, если вы будете пользоваться предлагаемым нехитрым планом. Иногда говорят, что это все слишком просто, но… да, все гениальное просто.

  1. Вступление. Это способ «вхождения» в выступление. Важно заявить тему, по которой собираетесь говорить. Например: «Сегодня мы обсудим (поговорим, я расскажу и т. п.)...». И объясните, зачем это понадобилось, начав, как вариант, с таких слов: «Все мы знаем, что…».
  2. Тезис или мнение. Ключевая часть выступления: озвучив мнение, дальше вы будете его опровергать или доказывать. Это простая форма изложения своих мыслей, которая очень легко воспринимается людьми. Только помните, что мнение лучше высказывать свое, это добавит вашим словам значимости: «Я считаю/пришел к выводу/думаю, что…».
  3. Основная часть. На этом этапе вы доказываете или опровергаете высказанное мнение. При этом удобно идти по пунктам: «Во-первых… во-вторых… в-третьих…».
  4. Действие. Любые выступление, рассказ, презентация имеют смысл только тогда, когда вы добиваетесь от слушателей конкретного действия. Даже рассказывая анекдот, вы ждете, что все будут смеяться. И эта часть выступления дает вам возможность озвучить заключительную, самую яркую мысль, которая заставит слушателей аплодировать, думать, покупать, соглашаться – одним словом, действовать. «Поэтому нам (вам, нашей компании и т. п.) следует выполнить (сделать, приобрести и т. п.)…».
  5. Завершите свое выступление призывом к активным действиям: «Так давайте же защищать (преодолевать, думать о будущем и т. п.)…».

Если правильно организовать планерки и корпоративные собрания, это поможет дисциплинировать коллектив, даст возможность видеть реальные результаты работы и привязывать долгосрочные цели к ежедневным задачам. На первый взгляд формальные мероприятия могут стать основой мотивации сотрудников, когда каждый видит общие цели, свои задачи и возможности.

Таким образом, эффективность руководителя во многом зависит от его способности владеть словом. Важно помнить, что речь независимо от длительности должна быть продумана до мелочей. И если сначала вам понадобится подготовка, то со временем умение эффективно доносить свои идеи дойдет до автоматизма. А ваш уровень влияния не только на людей, но и на ситуацию в целом увеличится во много раз. Главное – видеть цель и идти по плану. Тогда вы сможете «продать идею» и донести свою мысль в кратчайшие сроки и с максимальным результатом.

Елена Александрова,
Исполнительный директор
тренинговой компании "BogushTime",
Специально для журнала "Кадры "
Читать статью в pdf-формате на ISSUU


С новым коллективом заранее. Накануне первого рабочего дня выделите для этого 1-2 часа свободного времени. Попросите родных и близких вас. Продумайте свой образ: какую одежду вы наденете, какие аксессуары подойдут к ней, что нужно взять с собой (авторучка, записная книжка, папка и т.д.). Все вещи должны быть скромными, гармонирующими между собой и соответствовать корпоративным требованиям.

Составьте краткий рассказ о себе: возраст, семейное положение, где учились, предыдущее место работы, увлечения, положительные и отрицательные качества и т.д. Вероятнее всего, большую часть автобиографии вы не озвучите. Но имея заготовленный текст, вы не растеряетесь, услышав предложение рассказать о себе. Отрепетируйте речь перед зеркалом.

Выйдите утром из дома пораньше. В первый рабочий опоздание недопустимо. Пройдите некоторую часть пути пешком. Энергичная прогулка на свежем воздухе позволит вам успокоиться, собраться с мыслями и настроиться позитивно.

Перед началом работы зайдите в отдел кадров. В небольших организациях принято посещение новым сотрудником непосредственно директора. Эти люди выберут способ представления вас коллективу .

Знакомство со всем коллективом одновременноТак поступают при введении в должность нового руководителя, либо в совсем маленьких компаниях, где взаимодействие между сотрудниками очень тесное. В этом случае специалист кадровой службы или руководитель организации назовет ваши фамилию, имя и отчество, должность, очертит круг ваших обязанностей и зону ответственности.

В крупных компаниях всех присутствующих членов трудового коллектива поименно вам не представят, т.к. это займет много времени. В процессе работы вы самостоятельно узнаете имена-отчества коллег. В коллективах, включающих не более 20 человек, вас, скорее всего, познакомят с каждым сотрудником лично. Постарайтесь запомнить имена и основные обязанности коллег. Позже вы узнаете о них больше, сейчас же важно усвоить, какие вопросы будут вас связывать.

Знакомство с сотрудниками отдела и экскурсия по организацииПожалуй, это самый распространенный способ представления новичка. Ваш непосредственный руководитель вначале расскажет коллективу о вас, затем поименно перечислит всех сотрудников отдела и их должностные обязанности, покажет вам рабочее место, разъяснит первоочередные задачи. Чуть позже, например, после обеда, вы вместе с начальником посетите соседние отделы. Там руководитель назовет вас и объяснит, по каким вопросам обращаться в данное структурное подразделение компании.

После официального представления вам, возможно, предположат рассказать немного о себе и будут задавать дополнительные вопросы. Теперь вам очень пригодится отрепетированная накануне речь.

Говорите четко и внятно, не используйте жаргонных и местечковых выражений. Отвечайте на все вопросы корректно, без намеков и двусмысленности. Скажите о том, что вы имеете определенный жизненный и профессиональный опыт. Искренне заверьте новых коллег в своей лояльности и желании трудиться на благо компании.

Не перегружайте свое выступление слишком личными подробностями. К примеру, рассказывая о семье, не стоит перечислять имена и возраст всех родственников. Скажите лишь, что вы женаты и воспитываете двоих сыновей. Не утомляйте слушателей перечислением ваших наград и заслуг. В процессе работы ваши профессиональные качества коллеги оценят по достоинству. Категорически нельзя критиковать предыдущее место работы. На вопрос о причинах увольнения дайте нейтральный ответ: «Думаю, что в вашей компании я смогу реализоваться в полной мере».

Чем занимается этот отдел. Хорошим поводом для знакомства будет и небольшой профессиональный вопрос, за помощью в решении которого вы можете обратиться к коллегам.