Рбп или расходы. Расходы будущих периодов: быть или не быть. Способ списания "По дням"

На счете 97 "Расходы будущих периодов" учитывают траты текущего периода, которые нужно списать в будущем. В статье вы узнаете что относится к расходам будущих периодов и как их учесть на счете 97 "Расходы будущих периодов" в 2019 году.

Расходы будущих периодов - это...

Вопрос о том, что относится к расходам будущих периодов, до сих пор вызывает споры. Попробуем разобраться.

Сейчас квалифицировать затраты нужно на основании действующих стандартов по бухгалтерскому учету . Упоминание о расходах будущих периодов есть в ПБУ 2/2008, 14/2007 и Методических указаниях по бухучету МПЗ (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119 н).

Согласно ПБУ расходы будущих периодов - это затраты прошлого или отчетного периода, которые включают в себестоимость продукции (работ, услуг) в последующие периоды. Но не все, а только те, которые поименованы в нормативных документах.

Поэтому к расходам будущих периодов относят:

  • расходы, связанные с предстоящими строительными работами;
  • стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, в случаях: подготовительных работ в сезонных производствах;
  • фиксированные разовые платежи за право использования результата интеллектуальной деятельности (лицензионное программное обеспечение).

Расходы, которые связаны с получением доходов в нескольких отчетных периодах, распределяют между отчетными периодами. Такая же норма действует в случае, когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко. Об этом сказано в пункте 19 ПБУ 10/99.

Обратите внимание, есть несколько категорий затрат, которые раньше традиционно учитывали как расходы будущих периодов, но на самом деле зачастую это выданные авансы . Например, оплата подписки на журнал, авансовые платежи по аренде, лицензии, сертификаты и взносы в СРО.

Бухгалтерский и налоговый учет расходов будущих периодов разберем ниже.

Учет расходов будущих периодов в 2019 году

Чтобы не возникало ошибок, в бухучете списывайте расходы будущих периодов следующим образом.

Счет 97 в бухгалтерском учете

Для учета расходов будущих периодов используют одноименный счет 97. Его можно применять, если это прямо предусмотрено каким-либо ПБУ. Данный счет подразумевает растянутое признание расходов.

Счетом могут воспользоваться, например, компании строительной отрасли - подрядные организации, а также те, кто занимается проектированием и архитектурой и пр. (п. 2 ПБУ 2/2008 ). Но только если речь идет о затратах, понесенных в связи с предстоящими работами (п. 16 ПБУ 2/2008).

Еще один пример. Вы участвуете в тендере на приобретение земли. Затраты на межевание, оценку, консультации и прочее вправе отражать в бухгалтерском учете как РБП, на счете 97 .

Расходы будущих периодов списывайте равномерно, на протяжении периода, в котором получены доходы, связанные с такими затратами. Подробнее о списании РБП читайте ниже (см. проводки и пример).

Потратив больше, чем заработано, многие решают схитрить. Чтобы не показывать убыток, включают затраты в расходы будущих периодов. И нарушают порядок отражения доходов и расходов в бухучете. За это должностных лиц штрафуют.

Расходы будущих периодов проводки

Расходы будущих периодов сначала отразите на счете 97 бухгалтерского учета. Хозяйственную операцию зафиксируйте так:
Дебет 97 Кредит 60 (76...)
– учтены затраты в составе расходов будущих периодов.

А потом постепенно включайте их в состав затрат на производство. Когда списаны расходы будущих периодов, проводка:
Дебет 20 (25, 26) Кредит 97
– учтена в составе затрат по обычным видам деятельности часть расходов будущих периодов (списание РБП).

Порядок и сроки переноса расходов будущих периодов на себестоимость продукции, работ или услуг определите самостоятельно в учетной политике . Например, такие расходы можно списывать:

  • равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя;
  • пропорционально доходам от реализации.

Закрепите порядок, которым будете руководствоваться при списании расходов будущих периодов, в учетной политике (п. 4, 8 ПБУ 1/2008).

Пример списания расходов будущих периодов

Организация 1 октября заключила договор о доступе к сервису «Главбух: проверка контрагентов». Получила акт об открытии прав на использование ресурса сроком на 12 месяцев в сумме 19 900 руб. без НДС.

На дату акта бухгалтер учтет сумму на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем ежемесячно будет списывать расходы. Проводки такие:

1 октября
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60 (76)
- 19 900 руб. - отразили стоимость использования сервиса в расходах будущих периодов;

31 октября
ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 97
- 1658,33 руб. (19 900 руб. : 12 мес.)- списали расходы на использование сервиса в октябре.

Инвентаризация счета 97

Проведите инвентаризацию счета 97 к концу года. Ведь к годовой отчетности вы будете составлять пояснения. И если расход существенен, о нем нужно сказать отдельно. В качестве акта можно использовать типовую форму № ИНВ-11 (утв. постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 ). Но вы вправе разработать собственную форму .

Инвентаризация нужна, чтобы решить, правильно ли вы отразили те или иные затраты на счете 97. В случае, если решили списать расходы по результатам инвентаризации, составьте бухсправку (образец ниже).

Образец бухгалтерской справки по расходам будущих периодов

Расходы будущих периодов в балансе

Для расходов будущих периодов строки в балансе нет. А остатки расходов, не списанные по состоянию на конец отчетного периода (дебетовое сальдо по счету 97) в балансе отражают:

  • либо отдельной статьей в группе статей «Запасы»;
  • либо как отдельная группа статей в разделе «Оборотные активы».

Есть несколько видов расходов, которые вроде бы можно учитывать на счете 97 . О них скажем отдельно.

Регулярное техническое обслуживание основных средств

Регулярное техническое обслуживание или техосмотр основных средств учитывают в особом порядке . В случае с легковыми машинами это, как правило, небольшие суммы. А вот на производстве плановые осмотры обходятся довольно дорого. Да и времени такое обслуживание занимает много.

Получается, что формально выполняются все условия, чтобы признать основное средство. Но по нормам ПБУ 6/01 такие расходы не признают обособленным объектом. Включать эти затраты в первоначальную стоимость имущества также нельзя.

Выходит, нужно использовать счет 97 . В форме баланса нет специальной строки, где отражать сальдо счета 97 . Методологически правильно доработать типовую форму и ввести строку «Периодические технические осмотры». Ее нужно включить в группу статей 1150 «Основные средства».

Плату за периодические технические осмотры списывать сразу нельзя. Но если вы и осмотр провели, и заплатили за него, это расходы данного месяца. Такой подход актуален для небольших затрат. К примеру, плановое техническое обслуживание автомобилей. Оно обычно сводится к замене масла и фильтров. Но, заплатив за полтора года вперед большую сумму, нужно использовать счет 97 . А раз сумма существенная, ее надо выделить отдельной строкой в балансе.

Компьютерные программы

В случае с компьютерными программами важно, какой заключен договор. Обычно передаются неисключительные права на софт. То есть заключается лицензионный или сублицензионный договор в соответствии с требованиями части 4 Гражданского кодекса РФ. Обратите внимание на ПБУ 14/2007 . Если выполняются условия, перечисленные в пункте 3 ПБУ 14/2007, то объект считается нематериальным активом.

Активы, полученные в пользование, необходимо учесть за балансом (п. 39 ПБУ 14/2007 ). Специально отведенного для этого счета не предусмотрено. Поэтому компании нужно открыть его самостоятельно и закрепить в учетной политике. Например, это может быть счет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование». Чтобы актив равномерно списывать, можно использовать счет 97 .

Предположим, вы просто купили диск с компьютерной программой, на упаковке которого были написаны условия использования. Срок списания расходов вы можете определить самостоятельно, ориентируясь на пять лет . Лицензионный договор, в котором не прописан срок, считается заключенным на пять лет (ст. 1235 Гражданского кодекса РФ ). Поэтому этот срок и логично брать за основу.

В данном случае компания заключает смешанный договор, который содержит элементы как договора купли-продажи, так и лицензионного договора. Просто в момент активации программы при ее установке на компьютер вы ставите галочку, что согласны с условиями лицензии. Именно в этот момент лицензионный договор и считается заключенным.

Хотя никто не запрещает сразу списать на текущие расходы стоимость программы , если ее сумма незначительна, руководствуясь принципом рациональности учета. Действовать подобным образом позволяет пункт 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Или, например, ваша компания оплатила программу через интернет, не получая коробку с диском. Здесь подход такой же, как при покупке коробочной версии программы.

Порядок учета расходов на приобретение, поддержку и обновление компьютерных программ зависит от графика внесения данных платежей. Так, если это периодические платежи (роялти), их следует включать в расходы отчетного периода и относить на дебет счетов учета затрат. То есть на счета 20 , 25 , 44 и другие.

А вот оплата установки, адаптации или разовой модификации программы уже будет являться фиксированным платежом. Такие платежи организация-пользователь обязана отражать как расходы будущих периодов с использованием счета 97 и списывать в течение срока действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007 ).

Расходы на долгосрочный ремонт

В случае, если компания планирует долгосрочный ремонт здания, затраты имеют прямое отношение к будущим отчетным периодам . Но ни в одном ПБУ прямо не сказано о том, как учитывать средства, истраченные на такой ремонт. Поэтому рекомендуем признавать их в составе расходов будущих периодов.

Обратите внимание вот на что. В случае с долгосрочным ремонтом соблюдаются формальные критерии для признания выполненных работ основным средством (п. 4 ПБУ 6/01 ). Однако идентифицировать капремонт подобным образом нельзя. Ведь не появляется отдельный инвентарный объект. Да и менять первоначальную стоимость основного средства в результате ремонта пункт 14 ПБУ 6/01 не позволяет.

А вот отражать расходы на ремонт нужно в разделе I баланса, посвященного внеоборотным активам. Если данный показатель существенен для компании, то отразите его отдельной строкой. Например «Долгосрочный ремонт основных средств» по группе статей 1150 «Основные средства», либо 1160 (если ремонт объекта, сдаваемого в аренду или лизинг). Если же несущественен, то как прочие внеоборотные активы.

Расходы будущих периодов в налоговом учете в 2019 году

Понятия «Расходы будущих периодов» в налоговом учете нет. Однако некоторые расходы относятся к нескольким отчетным периодам, поэтому их учитывают не единовременно, а в течение определенного срока (п. 1, 6 ст. 272, п. 9 ст. 262, п. 2 ст. 261, п. 3 ст. 268 Налогового кодекса РФ).

Расходы относят к нескольким отчетным периодам с учетом условий договора, по которому они возникли. Например, если получение доходов предусмотрено в течение нескольких отчетных периодов или договором не предусмотрена поэтапная сдача работ, услуг.

При этом методику признания (распределения) расходов организация определяет самостоятельно, закрепив ее в учетной политике для целей налогообложения.

Это следует из пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Бухгалтерский счет учета 97 используется для отражения обобщенной информации о суммах расходов, фактически понесенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам. Как учитывать расходы будущих периодов и какими проводками отражаются операции по счету 97 — ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.

Под расходами будущих периодов понимают подготовительные затраты, которые несет организация для получения доходов в будущем. Согласно законодательным нормам, по дебету счета 97 могут быть отражены расходы на:

  • право использования объектов интеллектуальной собственности;
  • подготовительные работы (сезонные, горно-обогатительные, пусковые и прочие расходы);
  • обслуживание кредитов;
  • проценты, начисленные на вексельную сумму.

Основаниями для отражения сумм в составе расходов будущих периодов являются первичные документы, подтверждающие факт получения доходов в будущем (подрядный договор, лицензионное соглашение и т.п.).

Субсчета на 97 счете

Типовые проводки по счету 97

Суммы расходов будущих периодов накапливаются по Дт 97, списание расходов и их уменьшение отражается по Кт 97.

Расходами для отражения по счету 97 могут быть признаны затраты, понесенные организацией на ремонт ОС и НМА:

На расходы будущих периодов могут быть списаны товары, материалы, готовая продукция:

Расходы будущих периодов при получении лицензии на ПО

Одной из наиболее распространенных операций по счету 97 является отражение расходов будущих периодов, связанных с заключением лицензионных договоров на пользование ПО.

Рассмотрим пример: в августе 2015 ООО «Молния» был заключен лицензионный договор с АО «Компьютерный сервис». По договору ООО «Молния» получает права на пользование ПО сроком на 3 года. Стоимость договора — разовый платеж на сумму 342 500 руб.

В учете ООО» Молния» были сделаны такие записи:

Дт Кт Описание Сумма Документ
Перечислены средства в пользу ООО «Компьютерный сервис» в счет оплаты по лицензионному договору 342 500 руб. Платежное поручение
97 Стоимость договора учтена в составе расходов будущих периодов 342 500 руб. Лицензионный договор
012 ПО учтена на забалансовом счете 342 500 руб. Лицензионный договор
20 ( , 44…) 97 Ежемесячное списание расходов на пользование ПО (342 500 руб. / 36 мес.) 9 514 руб. Лицензионный договор

Строительно-подрядные работы в составе расходов будущих периодов

К расходам будущих периодов могут быть отнесены затраты по договору строительного подряда. Расходы могут быть проведены по счету 97 при условии, что их сумма точно и достоверно определена, а также существует вероятность заключения договора на строительные работы.

Рассмотрим пример: ООО «Мега Строй» проводит работы по подготовке к тендеру на строительство жилого комплекса. Начало проведения тендера — август 2015 года. В феврале 2015 года для подготовки ТЭО (технико-экономического обоснования) проекта ООО «Мега Строй» заключает договор с ООО «Проектировщик», стоимость услуг по которому составляет 894 000 руб., НДС 136 372 руб. Подрядчик сдает работы апреле 2015.

Учет расходов будущих периодов (РБП) после исключения этой категории расходов из бухгалтерской отчетности стал вызывать некоторые затруднения у бухгалтеров по вопросу правильности учета соответствующих затрат. Сделаем некоторые прояснения.

Какие затраты можно отнести к будущим периодам

Исходя из того, что в Плане счетов и инструкции по его применению остался счет 97 «Расходы будущих периодов» (а также в некоторых ПБУ существует данное понятие), можно выделить расходы, которые списываются на себестоимость не сразу, а постепенно. Это затраты:

  • связанные с предстоящими строительными работами (п. 16 ПБУ 2/2008);
  • произведенные разовым платежом за право пользования программным лицензионным обеспечением (п. 39 ПБУ 14/2007).

Кроме того, бухгалтер сам может некоторые виды затрат отнести к РПБ, если ни в одном ПБУ не будет оговорен его конкретный случай.

Для этого необходимо соблюдать условия, при которых произведенные затраты могут быть отнесены к расходам (п. 16 ПБУ 10/99):

  • расход производится на основании определенного договора в соответствии с требованиями законодательства, обычаями делового оборота;
  • имеются основания считать, что в результате данной операции уменьшится экономическая выгода организации;
  • сумму затрат можно определить.

Если не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, то осуществленные траты не могут считаться расходами и должны в бухгалтерском учете отразиться как дебиторская задолженность.

Что не нужно относить к РБП

Не признаются расходами с постепенным списанием на затраты:

  • авансы, выданные в счет будущего получения ТМЦ, услуг, работ;
  • оплата отпускных, даже из резервного фонда;
  • подписка на электронные и печатные издания.

То есть необходимо помнить, что оплата в одном отчетном периоде за товар или услугу, полученную в другом отчетном периоде, не может быть отнесена к РПБ. Лучшим выходом будет отнесение ее к выданным авансам.

Какие проводки нужно делать

При учете расходов будущих периодов в дебет счета 97 записывается сумма произведенных затрат в корреспонденции со счетами средств:

Дт 60 Кт 50, 51;

Дт 97 Кт 60.

Списание доли произведенных РБП, относящихся к данному периоду, отразится в кредите счета 97 и дебете счетов производственных затрат:

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 97.

Порядок и сроки переноса сделанных затрат на себестоимость продукции рассчитываются исходя из вида затрат. Основным критерием для этого является договор, в котором должен быть оговорен срок действия услуги или материальной ценности. Если такого нет, то бухгалтер может самостоятельно выбрать метод определения срока и отразить его во внутреннем документе (приказе, распоряжении согласно п. 4, 8 ПБУ 1/2008).

Обязательная инвентаризация РБП

При использовании счета 97 для учета расходов будущих периодов в конце каждого года должна проводиться его инвентаризация. Целью инвентаризации является сверка оборотов и остатков по этому счету на начало и конец отчетного года. Проверку осуществляет инвентаризационная комиссия на основании данных первичных документов и бухгалтерских справок по списанию РБП.

При проведении инвентаризации необходимо также проанализировать правильность отнесения произведенных затрат на РБП (об этом сказано в п. 3.35 приказа Минфина от 13.06.1995 № 49). Если приобретено что-то, что можно потом продать или обменять, то это не может быть отнесено на будущие затраты. Поэтому рекомендуется отнести данные суммы к соответствующим активам — основным средствам, материалам, выданным авансам — и отразить их на соответствующих счетах (01, 10, 60, 76).

Результаты проверки записываются в акте по форме № ИНВ-11 или на самостоятельно разработанном бланке в 2 экземплярах. Один экземпляр остается у комиссии, второй передается в бухгалтерию.

Расходы будущих периодов в налоговом учете 2016

В НК РФ не определено понятие «расходы будущих периодов». Но есть пункты о затратах, которые уменьшают налогооблагаемую базу постепенно в течение некоторого периода. К ним, в частности, относятся (ст. 262, ст. 272 НК РФ) затраты:

  • на страхование — добровольное медицинское, КАСКО, ОСАГО;
  • на приобретение земельных участков;
  • на научные исследования и разработки;
  • на изучение природных залежей;
  • на сертификацию продукции.

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы в 2016 году при расчете налога на прибыль принимаются в том временном промежутке, к которому они имеют отношение для налогоплательщиков, определяющих расходы и доходы по методу начисления. Сумма расхода устанавливается с учетом положений ст. 318-320 налогового кодекса.

Период, к которому нужно отнести произведенные расходы, определяются из условий сделки. Если нет документа, по которому можно определить распределение расходов между доходами, то налогоплательщики устанавливают метод списания (равномерно, пропорционально объему продукции или доходу и др.) самостоятельно и закрепляют его в учетной политике организации.

Отражение РПБ в бухгалтерском балансе

В соответствии с п. 65 Положения № 34н затраты, сделанные в одном отчетном периоде, но относящиеся к следующим, должны отражаться по строкам баланса в соответствии с условиями признания активов в группах статей (письмо Минфина России от 06.06.2013 № 07-01-06/21876). Как правило, для этого используются строки баланса: 1110, 1150, 1210, 1260.

Итоги

Для отнесения затрат на расходы будущих периодов бухгалтер должен руководствоваться критериями, предусмотренными бухгалтерским законодательством. Данные затраты, как и любые другие, должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

«Расходы будущих периодов» – «Расх.буд.периодов» – это произведенные затраты направленные на изготовление продукции в отчетном периоде, но учет данных затрат будет произведен в бухгалтерском учете в будущем в составе себестоимости.

Такой учет необходим, для эффективности формирования с/стоимости продукции, а также для того, чтобы исключить получения убытка в этом отчетном периоде и получения «заоблачной» прибыли в последующем периоде.

Приведем пример 1:

В I кв. компанией закуплены стройматериалы для смены планировки помещения производственного цеха (обрезная доска для установки перегородок, кафель для покрытия пола, лака-красочные материалы и другие стройматериалы). В случае включение понесенных затрат на приобретение стройматериалов, то с/стоимость произведенной продукции в этом квартале значительно увеличится, что неблагоприятно скажется на деятельности.

  • Изготовленная продукция будет значительно дороже что снизить востребованность данного товара, соответственно приведет к «упадку» полученного дохода от деятельности;
  • Кроме всего по итогам деятельности финансовый результат будет отрицательным. Расходы будут считаться необоснованными, так ка объем производства не увеличился, а расходы резко возросли, что может привести к проведению налоговой проверки.

Во избежание данной ситуации, для этого и нужно затраты распределить постепенно, без резкого увеличения расходов текущего отчетного периода.

Что относятся к расходам будущих периодов

В соответствии с положение о бухучете (п.16 ПБУ 2/2008 и п. 39 ПБУ 14/2007) к (Расх.буд.периодов) относятся затраты, которые невозможно списать на с/стоимость сразу, а лишь постепенно. Это затраты:

Кроме этих расходов, можно еще отнести другие виды расходов к (Расх.буд.периодов), которые необходимо будет списать в счет с/стоимости., при этом бухгалтеру надобно иметь обоснование данного учета. По-другому бухгалтер должен иметь доказательство того, что данные расходы направлены на получение дохода в будущем.

Приведем пример 2 таких расходов

Компания ООО «Легион» проводит разработку по усовершенствованию камеры наружного наблюдения, по результатам чего понесены следующие расходы:

  • Заработная плата, инженера-разработчика;
  • Изготовление образцов для проведения опыта;
  • Проведение испытательных работ;
  • Арендная плата помещения, где проводятся испытательные работы ;
  • Расходы на получение патента, сертификата на новое производство

Все перечисленные расходы можно будет учесть в составе расходной части в будущих периодах, а лишь после начала в полном объеме производства, равными частями списать сумму затрат на с/стоимость.

Очевидным фактом, будет нецелесообразно включение понесенных расходов на новое производство в состав расходов уже действующего производства, тем самым увеличивая стоимость готовой продукции. Правомерным и правильным решением будет учет этих расходов равномерно в течении нескольких периодов.

Аналогичный подход возможно применить к:

Для отнесения расходов к «Расх.буд.периодов» должны соблюдаться следующие условия (п. 16 ПБУ 10/99):

Принцип и порядок учета расходов, относящихся к расходам будущих периодов, следует расписать в учетной политике организации.

Важно!!! Существует расходы, которые не следует отражать, как расходы будущих периодов:

Как происходит учет «Расх.буд.периодов» в бухгалтерском учете

В «Бухучете» учет «Расх.буд.периодов» осуществляется на счете 97 «Расходы будущих периодов» .

По «Дебету сч. » учитываются суммы понесенных расходов (покупка стройматериалов), а по «Кредиту» - постепенное равномерное списание этих расходов (например, в течение отчетного года).

Приведем пример 3

Производим расчет, списания на себ./стоимость продукции, затраты для смены планировки помещения производственного цеха (из примера 1)

Проводки в бухг. учете Наименование операции Сумма затрат Месяц отражения операции в бухучете Документ, на основании которого, принято решение по учету затрат
«Д-т сч. 97 - Кр-т ст.51» «Расх.буд.периодов» Сумма затрат на покупку стройматериалов 400000,00 рублей Февраль 2019 г.
«Д-т сч. 20 либо (26) - Кр-т сч. 97» Доля учета расходов, относящихся к данному периоду 33333,33 рублей, что составляет 1/12 об 400000, руб.

Ежемесячно в течении 12 месяцев будет происходить списание затрат равными долями

С марта 2019 г. по февраль 2019 г. «Бухгалтерская справка» -обоснование

Для ежемесячного списания суммы затрат составляется «Бухгалтерская справка» –обоснование по форме «ОКУД-0504833».

Инвентаризация «Расх.буд.периодов»

Для учета «Расх.буд.периодов» ежегодно следует проводить инвентаризацию данных расходов.

Инвентаризация «Расх.буд.периодов» - это сверка оборотов и остатков по счету на начало и конец года с данными первичных документов (бухгалтерских справок на списание данных расходов). Целью инвентаризации является контроль за своевременностью и правильностью списания «Расх.буд.периодов».

В ходе инвентаризации следует винительною проанализировать правильность отнесения производственных расходов к расходам будущих периодов на это указывает пункт 3.35 приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49). В случае, если куплено что-то, что в последующем можно перепродать или произвести обмен, то эти затраты на приобретенные товары не могут быть отнесены на «Расх.буд.периодов». Таким образом, следует отнести эти суммы по активам, например, основные средства, материалы и т.д.

По результатам проведенной инвентаризации формируется инвентаризационный акт по «Форме-№ИНВ-11», либо результаты заносятся на самостоятельно разработанный документ.

В форме «Бухгалтерского баланса» «Расх.буд.периодов» по строкам «1110 – нематериальные активы», «1150 –основные средства», «1210- запасы» , «1260 –прочие оборотные активы».

В заключении

Грамотно-поставленный учет по расходам будущих периодов позволит:

  • эффективно формировать с/стоимость продукции, исключить получения убытка в этом отчетном периоде и получения «заоблачной» прибыли в последующем период;
  • получать стабильный доход по результатам осуществления деятельности;
  • не привлечения внимания со стороны налоговых органов для проведения проверок.

Принцип и порядок учета расходов, относящихся к расходам будущих периодов, следует расписать и закрепить в учетной политике организации/компании. «Расх.буд.периодов» распределяются постепенно, без резкого увеличения расходов текущего отчетного периода.

Сначала разберемся с терминологией. Расходы будущих периодов (РБП) возникают, когда предприятие в прошлом или текущем периоде совершало какие-либо затраты, но в себестоимость работ, услуг или продукции их нужно включить только в будущем периоде / будущих периодах.

Расходы будущих периодов: что это?

В бухгалтерском учете важно уметь «отделять зерна от плевел», то есть разделять ваши затраты на активы и расходы, а потом отдельно выделять те расходы, которые относятся к будущим периодам.

Актив дает возможность организации получить доход/выгоду. Его можно поменять на другой актив, использовать в качестве средства для погашения долга, использовать самостоятельно или вместе с иным активом для производства или продажи, поделить между собственниками. Зная это и проанализировав затраты, вы сможете отнести некоторые из них к расходам будущих периодов в качестве активов.

Какие затраты нужно отнести к расходам будущих периодов?

Затраты текущих и прошлых периодов, которые мы относим на будущие периоды, нужно отражать в балансе бухгалтерии по нормативным условиям признания активов. Списывать их тоже нужно в определенном порядке, который установлен для списания стоимости активов этого вида.

Положения по бухучету предусматривают всего два вида таких затрат:

  • затраты, которые компания понесла перед будущим строительством: например, передача цемента на строительную площадку;
  • программное обеспечение (ПО) с лицензией.

В иных случаях бухгалтерия тоже может принять траты как расходы будущих периодов. Например, если в Положениях по бухучету не говорится, как учитывать затраты определенного вида, но бухгалтер считает, что их нужно списывать постепенно в течение продолжительного срока, то он вправе отнести их к расходам будущих периодов. По такому способу обычно списываются затраты на добровольную медицинскую страховку.

К РБП не нужно относить выданные авансы, а также расходы и денежные резервы на уплату отпускных, даже если был сформирован резерв на оплату отпусков, но его не хватило на всех сотрудников.

Как РБП отражать в бухучете?

Учет таких расходов бухгалтеры ведут на счете 97 «Расходы будущих периодов». В дебете вы отражаете затраты, которые понесли, а по кредиту — их поэтапное списание на расходы.

Проводки:
Дт 97 — Кт 51(60) — затраты мы учли как РБП.
Дт 20 (26, 44, 91) — Кт 97 — мы включили в расходы будущих периодов долю, которая относится к текущему периоду.

Как учитывать РБП при уплате налогов?

Согласно законодательству, расходы должны соответствовать условиям сделок и периодам, когда эти сделки совершены. В общем, нужно смотреть на документы по сделкам.

Если согласно договору сделка растянута на три периода, то расходы нужно учесть при налогообложении в каждом периоде. Например, вы покупаете лицензию, и она действует три года. В течение трех лет можно постепенно списывать расходы, и эти платежи каждый раз отражать в налоговой декларации. Если из документов по сделке нельзя определить период, к которому привязаны расходы, то организация самостоятельно определяет этот срок.

Как отразить расходы будущих периодов в балансе

У вас снова есть два варианта:

  • отразить расходы выделенной статьей в группе «Запасы»;
  • отразить расходы отдельной группой в разделе «Оборотные активы».

Как проводить инвентаризацию РБП

Чтобы корректно провести инвентаризацию, нужно сверить обороты и остатки по 97-му счету с первичкой, то есть с бухгалтерскими справками на списание РБП. Результат нужно оформить специальным актом по форме № ИНВ-11. Инвентаризация РБП проводится в рамках ежегодной инвентаризации.

Бухгалтерский веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет отражать расходы будущих периодов в налоговом и бухгалтерском учете. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.