Ранняя и древняя япония. Древняя цивилизация Японии. Культура и история

Древнеяпонская цивилизация не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Значение ее для мировой культуры заключается в ином.

Выработав на основании самых разнородных и разностадиальных элементов своеобразное искусство, литературу, мировосприятие, Япония сумела доказать, что ее культурные ценности обладают достаточными потенциями как во времени, так и в пространстве, даже если они и оставались в силу островного положения страны неизвестными современникам в других странах. Задача историка японской древности состоит, в частности, в том, чтобы понять, каким образом были заложены основы того, что мы именуем ныне японской культурой, которая после многовекового периода аккумуляции культурного наследия других стран вносит в настоящее время всевозрастающий вклад в развитие общечеловеческой культуры.

Японская цивилизация молода. Молод и народ, создавший ее. Он сформировался в результате сложных и разновременных этнических слияний переселенцев, преодолевших водную преграду, отделя-

Глиняиыефигурки. ющую Японские о-ва от материка.

Пертщдземон. Наиболее ранними обитателями

VIlI-I тыс. до н. э. r, _

Японии были, по всеи вероятности, протоайнские племена, а также племена малайско-полинезийскою происхождения. B середине I тыс. до н. э. из южной части Корейского п-ова наблюдается интенсивная миграция протояпонских племен ва, которым удалось в значительной мере ассимилировать население юга Японии (японский язык, согласно последним исследованиям С. А. Старостина, обнаруживает наибольшее родство с корейским).

И хотя в ту эпоху все племена, заселявшие территорию Японии, находились на уровне первобытнообщинного строя, уже тогда, вероятно, был заложен один из ведущих стереотипов мировосприятия японцев, который просматривается на всем протяжении истории этой страны,- это способность к усвоению навыков и знаний, поступающих в результате контактов с другими народами. Именно после ассимиляции с местными племенами на рубеже IV-III вв. до н. э. начинается возделывание поливного риса и обработка металла.

Период продолжительностью шесть веков (до III в. н. э.) носит в японской историографии название «яёй» (по кварталу в Токио, где

впервые были обнаружены остатки этой культуры). Культура яёй характеризуется созданием устойчивых общин, основой жизни которых было поливное земледелие. Поскольку бронза и железо проникают в Японию практически одновременно, то бронза использовалась в основном для изготовления культовых предметов: ритуальных зеркал, мечей, колоколов, а железо - для производства орудий труда.

Способность к усвоению иноземных образцов становится особенно заметной вместе с возникновением государственности, датируемой

III- IV вв. н. э. B это время происходит завоевательный поход союза племен Южного Кюсю в Центральную Японию. B результате начинает формироваться так называемое госуарство Ямато, культура которого характеризуется невиданной дотоле однородностью.

Период с IV по начало VII в. носит название курганного («кофун дзидай») по типу погребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее такое широкомасштабное строительство - а в настоящее время обнаружено более IO тыс. курганов-не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметов погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этих блестящих образцов древнего ритуального искусства- изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов, оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т- д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной и духоь ной жизни древних японцев Строительство сооружений курганного типа было, очевидно, связано с культом предков и культом Солнца, что нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках раннеяпонской письменности (мифологическо-летописные своды «Кодзики», «Нихон сёки»).

Культ предков имеет особое значение для исконно японской рели

гии - синтоизма, а значит, и для всей культуры Японии. Наряду с отмеченной выше открытостью K иноземным влияниям культ предков представляет собой другую мощную движущую силу развития японской цивилизации, силу, которая обеспечивала преемственность в ходе исторической эволюции.

Ha государственном уровне культ предков воплотился в культе богини Солнца Аматэрасу, считающейся прародительницей правящего рода. Среди цикла мифов, посвященных Аматэрасу, центральное место занимает повествование

Древнеяпонская

цивилизация

Деталь глинянои статуэтки. III-

II тыс. до н. э.

Глиняная статуэтка. Конец периода дзёмон. II в. до н. э.


о ее сокрытии в небесной пещере, когда мир погрузился во тьму и пребывал в ней до тех пор, пока богам с помощью магических приемов не удалось выманить богиню из ее прибежища.

Пантеон раннего синтоизма включал божеств-предков родов, которые занимали ведущее место в социальной структуре японского общества в период оформления ми фа как категории государственной идеологии. Божества-первопредки считались полифункциональными защитниками родов, выводивших от них свое происхождение. Помимо родовых божеств японцы поклонялись и многочисленным ландшафтным божествам, имевшим, как правило, местное значе ние.

K середине VI в. в государстве Ямато была достигнута определенная политическая стабильность, хотя смягчение центробежных тенденций все еще оставалось одной из основных забот правящего рода.

Чтобы преодолеть идеологическую раздробленность, освящаемую родовыми и региональными культами синто, японские правители обратились к религии развитого классового общества-буддизму.

Трудно переоценить роль, которую сыграл буддизм в истории Японии. Помимо его вклада в становление общегосударственной идеологии вероучение буддизма формировало новый тип личности, лишенной родовой привязанности и потому более пригодной для функционирования в системе государственных отношений. Процесс буддийской социализации не был когда-либо завершен полностью, но тем не менее на данном этапе исторического развития буддизм служил той цементирующей силой, которая обеспечивала идейную гомогенность японского государства. Велика была и гуманизирующая роль буддизма, привносящего положительные этические нормы общежития, которые приходили на

Глиняный сосуд. Период дзёмон.

ѴПІ-I тыс. до и. 3.

Танцор. Ханива. Период кофун. Середина III-середина VI в. н. э.

смену табуациям синто.

Вместе с буддизмом в Японию проникает и материальный комплекс, обслуживающий потребности этой религии. Начинается строительство храмов, производство скульптурных изображений будд и бодхисатв, других предметов культа. Синтонзм в то время еще не имел развитой традиции строительства крытых культовых сооружений для проведения богослужений.

Планировка первых японских буддийских храмовых комплексов с их ориентацией с юга на север в целом соответствует корейским и китайским прототипам. Однако многие конструктивные особенности строительства, например антисейсмичность сооружений, свидетельствуют о том, что храмы и монастыри возводились при непосредственном участии местных мастеров. Важным свойством многих первых буддийских храмов Японии являлось также отсутствие в них помещения для молений-особенность, унаследованная от композиционного построения синтоистских храмов. Интерьер предназначался не для молений, а для сохранения храмовых святынь.

Наиболее грандиозным буддийским культовым сооружением стал храм Тодайдзи, комплекс которого занимал более 90 га (возведен в середине VIII в.). Храм символизировал мощь государства. Помимо чисто религиозных нужд он использовался и для проведения светских церемоний общегосударственного значения, например для присвоения чиновничьих рангов. «Золотой павильон» («кондо») Тодайдзи неоднократно отстраивался после разрушительных пожаров. B настоящее время он является самым большим деревянным сооружением в мире. Его высота-49, ширина-57. длина-50 м. B нем размещается гигантская статуя

космического будды Вайрочаны высотой 18 м. Однако «синдром гигантомании» был преодолен довольно быстро, и в дальнейшем ничего подобного храмовому комплексу Тодайдзи сооружено не было. Характерным становится стремление к миниатюризации B VII-VIII вв. континентальная буддийская скульптура почти полностью подавляет местную иконографическую традицию.

Бронзовые буддийские статуи либо ввозились из Кореи и Китая, либо изготавливались приезжими мастерами. Наряду с бронзовой скульптурой со второй половины VIII в. все более распространенным становится изготовление лаковых, глиняных и деревянных буддийских изображений, в облике которых заметно влияние местного иконографического канона. По сравнению со скульптурой монументальная храмовая живопись занимала в изобразительном каноне намного меньшее место.

Скульптура изображала не только будд и бодхисатв. Поскольку буддизм принес с собой концепцию личности, отличающуюся большей индивидуализированностью, нежели та, которую успел к этому времени выработать синтоизм, то не случайно, что с середины VIII в. наблюдается интерес к портретному изображению выдающихся деятелей японского буддизма (Гёсин. Гиэн, Гандзин и др.). Однако портреты эти еще лишены личностных черт человека и тяготеют к типизации.

K 710 г. было завершено строительство постоянной столицы Ha- pa, представлявшей собой типичный чиновничье-бюрократический город с определенной планировкой, подобной столице танского Китая- Чанъани. C юга на север город был разделен девятью улицами, а с запада на восток- восемью. Пересекаясь под прямым углом, они образовывали прямоугольник размером 4,8 на 4,3 км, в 72 кварталах которого вместе с ближайшими пригородами могло, согласно современным оценкам, проживать до 200 тыс. человек. Hapa была тогда единственным городом: уровень развития сельского хозяйства, ремесел и социальных отношений еще не достиг той ступени, когда возникновение городов стало бы повсеместной необходимостью. Тем не менее колоссальная по тем временам концентрация населения в столице способствовала развитию продуктообмена и товарно-денежных отношений. B VIII в. в Японии уже чеканилась собственная монета.

Строительство столицы по континентальному образцу представляло собой одну из важных мер по превращению Японии из полувар- варского королевства в «империю», чему должны были способствовать многочисленные реформы, начавшие активно проводиться с середи

ны VII в. B 646 г. был обнародован указ, состоящий из четырех статей. Согласно статье 1-й, упразднялась прежняя наследственная система владения рабами и землей; вместо этого провозглашалась государственная собственность на землю и в соответствии C чиновничьими рангами выделялись фиксированные кормления. Статья 2-я предписывала новое территориальное деление страны на провинции и уезды; определялся статус столицы. Статья 3-я объявляла о переписи дворов и составлении реестров

Древнеяпонская

цивилизация

для передела земли. Статья 4-я Стетшя роспись ОТМеНЯЛа ПреЖНЮЮ ПрОИЗВОЛЬНуЮ гро^ицы. V-

трудовую повинность и устанавливала размеры натурального подворного обложения продуктами сельского хозяйства и ремесла.

Вся вторая половина VII в. отмечена повышенной активностью государства в области законодательства. Впоследствии отдельные указы были сведены воедино, и на их основе в 701 г. завершено составление первого универсального законодательства «Тайхорё», служив-


Стенная роспись шего с добавлениями и модифика-

гроГчшцы Токамацу- ц ИЯ ми базой феодального законо-

дзука. Vj В. H. Э.

дательства на протяжении всего средневековья. Согласно «Тайхорё» и «Ерорё» (757 r.), административно-чиновничий аппарат японского

государства представлял собой сложную и разветвленную иерархическую систему со строгим соподчинением сверху донизу. Экономическую основу страны составляла государственная монополия на землю.

Ha протяжении VII-VIII вв. японское государство пытается идейно обосновать сложившиеся и вновь создаваемые институты управления. B первую очередь этому должны были послужить мифологическо-летописные своды «Кодзи- ки» (712 г.) и «Нихон сёки» (720 r.). Мифы, записи исторических и полулегендарных событий подверглись в обоих памятниках существенной обработке. Основной целью составителей было создание государственной идеологии, иначе говоря, состыковка «мифа» и «истории»: повествование «Кодзики» и «Нихон сёки» делится на «эру богов» и «эру императоров». Следовательно, тогдашнее положение царского рода, а также других наиболее могущественных родов из среды родо-племенной аристократии находило обоснование в той роли, которую играли божества-первопредки во время «эры богов».

Составление «Кодзики» и «Нихон сёки» знаменует важный этап в создании общегосударственной идеологии на основе синтоистского мифа. Эту попытку следует признать весьма удачной. Миф был приведен в соответствие с реалиями истории, а система сакральных генеалогий вплоть до XX в играла выдающуюся роль в событиях японской истории.

Одновременно с активным привлечением синтоизма к государственному строительству буддизм теряет свои позиции в данной сфере. Особенно заметно это становится после неудавшегося переворота, предпринятого буддийским монахом Докё в 771 г. Чтобы избежать давления буддийского духовенства, обосновавшегося в храмах и монастырях Hapa, в 784 r. столица переносится в Нагаока, а в 794 г.-в Хэйан. Лишивпгись в значительной степени государственной поддержки, буддизм тем не менее в громадной степени способствовал формированию выделявшейся из коллектива личности и постоянно участвовал в процессе ее социализации. B этом заключается его непреходящая значимость в истории Японии.

Несмотря на то что составление «Кодзики» и «Нихон сёки» преследовало одни и те же цели, «настоящей» династийной хроникой была признана только «Нихон сёки». Хотя оба памятника были составлены на китайском языке («Кодзики» - с большим привлечением фонетической записи иероглифов «манъёга- на»), «Кодзики» была записана Оно Ясумаро с голоса сказителя Хиэда-но Арэ. Использовался, таким образом, привычный синтоиз му «устный канал» передачи сакральной информации. Только тогда, согласно убеждениям приверженцев традиционализма, текст становился текстом истинным.

Текст же «Нихон сёки» с самого начала возникает как текст письменный. Ввиду активного распространения китайской письменности, создававшей новые возможности в фиксации и хранении важных культурных ценностей, перед японским обществом встал вопрос о том, какую речь-письменную или устную - следует признать более авторитетной. Вначале выбор был сделан в пользу первой. Языком культуры на некоторое время стал китайский литературный язык. Он обслуживал прежде всего потребности государства. Ha китайском языке велись хроники, составлялись законы. B качестве учебников в государственных школах, учрежденных в VIII в., использовались произведения китайской философской, социологической и литературной мысли.

Средневековая японская поэзия известна теперь всему миру. Ho первая из дошедших до нас стихотворных антологий-«Кайфусо»

Не секрет, что японцы сейчас считаются довольно странным народом: у них очень своеобразная культура, музыка, кино, да и вообще всё. Прочитав факты из этой статьи вы поймёте откуда растут корни этих странностей. Оказывается, японцы всегда были такими.

БОЛЕЕ ДВУХ С ПОЛОВИНОЙ ВЕКОВ ЯПОНИЯ БЫЛА ЗАКРЫТОЙ СТРАНОЙ.

В 1600 году после долгого периода феодальной раздробленности и гражданских войн, в Японии пришёл к власти Токугаве Иэясу — основатель и первый глава сёгуната в Эдо. К 1603 году он окончательно завершил процесс объединения Японии и начал править своей «железной рукой». Иэясу, как и его предшественник, поддерживал торговлю с другими странами, но очень подозрительно относился к иностранцам. Это привело к тому, что в 1624 г. была полностью запрещена торговля с Испанией. А в 1635 г. вышел указ о запрете японцам покидать пределы страны и о запрете уже выехавшим возвращаться. С 1636 г. иностранцы (португальцы, впоследствии голландцы) могли находиться только на искусственном островке Дэдзима в гавани Нагасаки.

ЯПОНЦЫ БЫЛИ НИЗКИМИ ПОТОМУ ЧТО НЕ ЕЛИ МЯСО.

С VI по XIX век средний рост японских мужчин составлял всего 155 см. Связано это с тем, что именно в VI веке китайцы «по-соседски» поделились с японцами философией буддизма. Так и не ясно почему, но новое мировоззрение пришлось по душе правящим кругам японского общества. А особенно та его часть, что вегетарианство — это путь к спасению души и лучшей реинкарнации. Мясо было полностью исключено из рациона японцев и результат не заставил себя долго ждать: с VI по XIX век средний рост японцев уменьшился на 10 см.

В ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ БЫЛА РАСПРОСТРАНЕНА ТОРГОВЛЯ «НОЧНЫМ ЗОЛОТОМ».

Ночное золото — фразеологизм, которым обозначается продукт жизнедеятельности человека, его фекалии, используемые в качестве ценного и сбалансированного удобрения. В Японии эта практика применялась довольно широко. Притом отходы богатых людей продавались по более высокой цене, потому что их питание было обильным и разнообразным, поэтому в получаемом «продукте» оставалось больше питательных веществ. Различные исторические документы начиная с IX столетия подробно описывают порядок процедур для туалетных отходов.

ПОРНОГРАФИЯ В ЯПОНИИ ПРОЦВЕТАЛА ВСЕГДА.

Сексуальные темы в японском искусстве возникли много веков назад и восходят к древним японским мифам, среди которых самый известный — миф о возникновении японских островов в результате сексуальной связи бога Идзанаги и богини Идзанами. В древних памятниках нет и намёка на неодобрительное отношение к сексу. «Эта откровенность в рассказе о сексе и литературных материалах, — пишет японский культурантрополог Тосинао Ёнэяма, — сохранилась вплоть до нашего дня… В японской культуре не было в отношении секса сознания первородного греха, как это имело место в христианских культурах».

РЫБАКИ В ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПРИРУЧЕННЫХ БАКЛАНОВ.

Происходило всё примерно так: ночью рыбаки выходили на лодке в море и зажигали факелы, чтобы привлечь рыбу. Далее, выпускали около дюжины бакланов, которые были привязаны к лодке с помощью длинной верёвки. При этом шея каждой птицы была слегка перехвачена гибким воротником, чтобы та не смогла проглотить пойманную рыбу. Как только бакланы набирали полные зобы, рыбаки вытаскивали птиц на лодку. За свою работу каждая птица получала вознаграждение в виде небольшой рыбёшки.

В ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ БЫЛА ОСОБАЯ ФОРМА БРАКА — ЦУМАДОИ.

Полноценная малая семья — в виде совместного проживания — в Древней Японии не была типичной формой брака. Основу семейных отношений составлял особый японский брак — цумадои, при котором муж свободно посещал жену, сохраняя, по сути, раздельное жительство с ней. Для основной массы населения брак заключался по достижении совершеннолетия: в 15 лет для юноши и в 13 - для девушки. Заключение брака предполагало согласие многочисленной родни, вплоть до дедов и бабок со стороны жены. Брак цумадои не предполагал моногамности, и мужчине не возбранялось иметь нескольких жен, а также наложниц. Однако вольное отношение со своими женами, оставление их без причины, чтобы жениться на новой жене, законами не допускалось.

В ЯПОНИИ БЫЛО И ОСТАЁТСЯ ДОСТАТОЧНО МНОГО ХРИСТИАН.

Христианство появилось в Японии в середине 16 века. Первым миссионером, который проповедовал японцам Евангелие был баск — иезуит Франциск Ксаверий. Но мессионерство длилось не долго. Вскоре сёгуны стали видеть в христианстве (как вере иностранцев) угрозу. В 1587 году объединитель Тоётоми Хидэёси запретил пребывание миссионеров в стране и начал притеснения верующих.

В качестве оправданий своих действий он указывал на то, что некоторые новообращенные японцы оскверняли и разрушали буддийские и синтоистские святилища. Репрессивную политику продолжил и политический преемник Хидэёси Токугава Иэясу. В 1612 году он запретил исповедание христианства в своих владениях, а в 1614 году распространил этот запрет на всю Японию. В эпоху Токугава было замучено около 3000 японских христиан, остальные претерпевали заключение в тюрьмы или ссылки. Политика Токугавы обязывала все японские семьи регистрироваться в местном буддийском храме и получать свидетельство, что они не являются христианами.

ЯПОНСКИЕ ПРОСТИТУТКИ ДЕЛИЛИСЬ НА НЕСКОЛЬКО РАНГОВ.

Помимо всем известным гейш, которые по большому счёту были просто ведущими церемоний, в Японии существовали и куртизанки, которые в свою очередь, делились на несколько классов в зависимости от стоимости: таю (самые дорогие), коси, цубонэ, сантя и самые дешёвые — уличные девки, банщицы, прислужницы и т. п. Негласно существовало следующее соглашение: раз выбрав девушку, нужно было её придерживаться, «остепениться». Поэтому мужчины нередко содержали собственных куртизанок.

Девушки ранга таю обходились в 58 моммэ (около 3000 рублей) за раз и это не считая обязательных 18 моммэ для прислуги — ещё 1000 рублей. Проститутки самого низшего ранга стоили примерно 1 моммэ (около 50 рублей). Помимо непосредственной оплаты услуг существовали ещё сопутствующие расходы — еда, питьё, чаевые множеству слуг, всё это могло доходить до 150 моммэ (8000 рублей) за вечер. Таким образом, мужчина, содержащий куртизанку, вполне мог выложить за год около 29 кэммэ (около 580 000 рублей).

ЯПОНЦЫ ЧАСТО СОВЕРШАЛИ ПАРНЫЕ САМОУБИЙСТВА ИЗ-ЗА НЕВОЗМОЖНОСТИ БЫТЬ ВМЕСТЕ.

После «реорганизации» проституции в 1617 году, вся внесемейная интим-жизнь японцев была вынесена в отдельные кварталы по типу «квартала красных фонарей», где девушки жили и работали. Покидать квартал девушки не могли, если только их не выкупали состоятельные клиенты себе в жёны. Стоило это очень дорого и чаще случалось так, что влюблённые просто не могли себе позволить бы вместе. Отчаяние доводило такие парочки до «синдзю» — парных самоубийств. Японцы не видели в этом ничего плохого, потому как издавна чтили перерождение и были полностью уверены в том, что в следующей жизни они обязательно будут вместе.

ПЫТКИ И КАЗНИ В ЯПОНИИ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ БЫЛИ ПРОПИСАНЫ В ЗАКОНЕ.

Для начала следует сказать, что в системе японского судопроизводства времён Токугавы не существовало презумпции невиновности. Каждый человек, пападавший в суд скорее считался заранее виновным. С приходом к власти Токугавы в Японии остались законными лишь четыре вида пыток: бичевание, сдавливание каменными плитами, связывание верёвкой и подвешивание на верёвке. При том пытка не была наказанием сама по себе, а её целью являлось не причинение максимальных страданий заключенному, а получение чистосердечного признания в совершенном преступлении. Тут также следует отметить, что применять пытки было разрешено только лишь к тем преступникам, которым за их деяния грозила смертная казнь. Поэтому после чистосердечного признания, бедолаг чаще всего казнили. Казни тоже были самые разные: от банального отсечения головы до ужасного сварения в кипятке — так наказывали ниндзя, которые проваливали заказное убийство и были схвачены в плен.

МОЖНО ДОБАВИТЬ ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СТАРИННЫХ ТРАДИЦИЙ

Сексуальная традиция "Йобаи"

До недавнего времени широко распространенный в японских глубинках обычай Йобаи или «крадущийся в ночи» — был, так сказать, введением в сексуальность для многих молодых людей. Заключался йобаи в следующем: в комнату спящей девушки (ну, или уже не совсем девушки) проскальзывал таинственный незнакомец, пристраивался сзади и неоднозначно заявлял о своих намерениях. Если барышня была не против, парочка занималась сексом до самого утра, стараясь производить как можно меньше шума, после чего ночной посетитель так же незаметно удалялся.

По логике, молодой человек-йобаист должен был бы быть знакомым и с девушкой и ее семьей. Часто йобаи - был некой прелюдией к дальнейшей свадьбе, и родители, якобы, не замечали тайных посещений и, якобы, ничего не слышали, пока не считали, что любовные игры закончены, «ловили» йобаиста, публично корили, тот краснел и на все соглашался, а через пару дней пара отправлялась под венец, чтобы предаваться сексу уже на законных основаниях.

Но часто бывало, что во время уборки урожая, когда крестьянин нанимал пришлых гастарбайтеров, так сказать, он должен был быть готов и к тому, что спящие под одной с ним крышей рабочие, вполне могли выбрать его дочь объектом для йобаи. В некоторых случаях группа молодых людей отправлялась за несколько километров в соседнюю деревню, и тогда йобаи становился захватывающим ночным приключением с абсолютной незнакомкой.

Можно лишь предположить, что некоторым не особо везло с девушками, и они оказывались в странном положении - забравшись в дом и обнаружив спящую уродину, пути назад уже не было: только вперед, только хардкор. Ведь в ином случае юношу могли обвинить в воровстве и, упаси боже, тут же на месте и порешить.

По сути, твердого согласия девушки и не требуется, йобаи не считается изнасилованием, главное соблюсти некоторые правила:

В дом нужно входить голым (в Фокуоке нельзя нападать на голого человека, проникшего в дом, потому что он, вероятнее всего, занимается йобаи, а не воровством). Даже будучи абсолютно голым, нужно стараться соблюдать тишину. Требуется практиковать безопасный секс - закрывать лицо тканью или маской, чтобы защитить себя и даму от позора, если она вдруг, по какой-то причине, начнет вопить «Спасите! Насилуют!»

Освященная веками национальная традиция лечения “холодности” у подростков и одиноких мужчин по-японски зовется йобаи. И да, это именно то, о чем вы тут думаете, решение заключалось в половом сношении с женщинами ночью.

Древний японский способ выбора партнерши был незамысловат, как угол дома: на закате мужчины принимали на грудь теплого саке для храбрости и в темноте неспешно брели по деревне. Возле дома с йобабельной свободной девушкой они играли в камень-ножницы-бумага, лузеры продолжали моцион, а победитель раздевался догола, тихо прокрадывался в дом прямо к девушке в постель, нежно будил ее и приглашал развлечься. Если она была согласна, йобаи продолжалась дальше, до окончательного изнеможения. Девушка могла и отказать, тогда кавалер тем же путем шел одеваться и домой. Шуметь было не принято, в доме люди спят, да и отказ есть отказ.

Догола же раздевались по очень простой и практической причине: по надетой одежде ночью безошибочно опознавали вора и рубили без лишних разговоров. А честному человеку в чужом доме одежда не нужна, он, в случае чего, просто пришел немного пойобаться и перед соседями чист. Сегодня ты мою сестру, завтра я твою дочь, священная традиция же, от предков. Был в йобаи и безопасный секс: к девушке можно было придти с мешком на голове. Йобарь-аноним так предохранялся от стыда, в случае отказа.

А иногда йобаи была просто прелюдией к женитьбе: родители невесты некоторое время "не замечали" ночных визитов голого жениха, а потом застигали парочку вместе и тут же благословляли молодых.

Нынешние пожилые японцы, как говорят, вспоминают о временах свободной йобаи с ностальгией, особенно те, кто выросли в деревне и застали традицию в ее первозданной бесплатной чистоте. И эротические сцены современного японского медиа-арта, когда герой пристраивается к спящей девушке и возбуждается, скорее всего, растут именно из йобаи.

Молодые парни-горожане практиковали и выездной Йобай. Компании из 3—7 человек отправлялась в деревню подальше от собственного города и там каждый выбирал себе цель. Одна из причин такого выезда заключалась в том, что если «крадущегося» ловили родители девушки, то особо стыдно ему не было.

Йобай всё ещё практикуется в некоторых удалённых уголках Японии, но большинстве районов традиция уже сошла на нет.

Любование отрубленными головами.

Дикий японский обычай — это любование отрубленными головами. Для японского самурая наибольшим наслаждением было любоваться не цветущей сакурой или горой Фудзи, а отрубленными головами врагов. В амуниции самурая была специальная сумка — куби-букуро, вроде авоськи или ягдаша, куда складывались отрубленные головы. После победы головы отдавались женщинам замка, они их мыли, причесывали и устанавливали на специальные подставки. Потом самураи замка собирались в зале и любовались этими головами. Существовала целая система гаданий по головам. Если закрыт правый глаз это означает то-то, если левый — другое, и т.д.

Традиция Сюдо́ (яп. 衆道 сю:до:)

Традиционные японские гомосексуальные отношения между взрослым мужчиной и юношей. Были распространены в самурайской среде со средних веков до XIX века.

Термин сюдо появился примерно в 1485 году, придя на смену использовавшемуся ранее слову тюдо, описывающего любовные отношения между буддистскими бонзами и их послушниками.

Практика сюдо пользовалась большим уважением и поощрялась, особенно у самурайского класса. Считалось, что сюдо благотворно действует на юношей, уча их достоинству, честности, чувству прекрасного. Сюдо противопоставлялось женской любви, которую обвиняли в «размягчении» мужчины.

Стоит добавить, что церемония как надо молодому самураю предлагать попу своему господину, прописана в "Бусидо".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В общем можно много ещё рассказывать и у большинства, возможно, сложиться впечатление, что какая уникальная, романтическая, очень сексуальная культура в этой Японии. Но не всё так просто.

Дичайшая была страна. Иностранцев сразу пускали в расход по факту выявления. Гитлер мечтал о чистоте нации, а японцы её реализовали на 100 процентов задолго до него. Никаких цыган и евреев, никаких мусульман, а уж про негров и говорить нечего. Китайцев рубили миллионами, травили, закалывали, живьем жгли и зарывали в землю. Все знают, что Китай сейчас в вечном конфликте с Японией. А корни этой ненависти находятся в периоде оккупации Японией Китая. То что они там творили гитлеровцам и не снилось в страшных снах. Самые невинные забавы японских солдат это вспороть живот беременной китаянке или подбросить младенца и поймать на штык. Запредельная жестокость без каких-либо моральных императивов.

Хотя что я такое говорю, уникальная же культура. Милые люди. Просто немножко националисты.

Японские воины самураи (буси) - искусные воины средневековой Японии. Как правило ими являлись светские феодалы, князья и мелко-сословное дворянство. Термин буси означает «воин» и имеет более обширное представление, не всегда его следует относить к самураям. Термин самурай следует из глагола «саберу», имевшего значение «служить». Японские воины в совершенстве владели мечом, луком и рукопашным боем, следовали строжайшему кодексу бусидо или «путь воина».

Занятием японских воинов было не только ведение войны, зачастую они являлись личными телохранителями своего хозяина - даймё, что буквально переводится как «большое имя», а в мирное время самураи были обыкновенными слугами. Самураев всегда считали элитой в обществе Японии, а даймё считался элитой среди самураев.

В этой статье мы собрали для вас наиболее интересные факты о самураях.

10. О женщинах-самураях. Когда мы произносим слово самурай, сразу приходит образ воина-мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с воинами-мужчинами. Нагината (длинный меч) - оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя - глефы.

В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что женщины-воины вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.

9. Доспехи самураев. В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина. Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками. Руки защищали наплечники - небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.

Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо воина защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом. Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт: дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских воинов). Эта деталь доспехов защищала воина от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему воины крепили маски боевых личин - мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.

8. Секс и самураи. Сексуальные отношения между воинами Японии можно назвать свободными. Приблизительно такие же отношения между воинами имели место быть и в древней Спарте. Однополые связи как правило возникали между более опытными мастерами-самураями (наставниками) и молодыми воинами, которые только начинали тренироваться (новичками). Называлась эта практика однополых отношений - вакасюдо (путь молодости). Найденные документальные свидетельства говорят, что через «путь молодости» проходил практически весь класс самураев.

7. Самураи-европейцы. Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью. Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским. Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, - полководцем, то есть сёгуном.

В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:

Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адаме, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.

Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.

Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.

Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.

6. Численность самураев. Бытует мнение, что самураи были избранными воинами и их было очень мало. В реальности самураи были вооруженными слугами, приближенными к знати. Впоследствии самураи стали ассоциироваться с классом буси - воинами среднего и высшего сословия. Напрашивается простой вывод - самураев было значительно больше, чем принято считать, более 10% населения Японии являлись самураями. А так как их было много, они оказали значительное влияние на историю империи; считается, что сегодня в каждом японце есть частичка крови великих воинов.

5. Одежда самурая. Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль одежды воина оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.

Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.

Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая - волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.

4. Оружие самурая. Являясь воинами, самураи в совершенстве владели многими видами оружия. Самым древним мечом, которое носили японские воины, был меч тёкуто. Так назывались все мечи древнего типа, появившиеся у воинов Японии в II-IV веках нашей эры. Они были прямые и имели одностороннюю заточку.

Оружие продолжало совершенствоваться. В дальнейшем мечи стали более изогнутыми и со временем превратились в легендарный японский меч, известный нам под названием катана - изогнутый японский двуручный меч с односторонним клинком и длиной лезвия более 60 сантиметров. Без сомнений, японский меч катана является символом самурая, ведь, как гласит кодекс самурая, душа воина живет в его мече. Вместе с катаной самураи носили меч меньшего размера - сёто, длиной 33-66 сантиметров. Сёто имели право носить только самураи. Вместе большой и малый мечи назывались дайсё, что буквально переводится «большой-малый».

В арсенале самурая был также длинный лук - юми, длиной более двух метров. Делается лук из слоеного бамбука, дерева, также в работе используется кожа - этот способ изготовления не менялся веками. Практика в стрельбе из лука у самураев доходила практически до фанатизма. Также в бою японские воины использовали копье - яри, японское древковое оружие, имеющее множество модификаций. Но копье для самурая являлось, по большей части, символом личной храбрости.

3. Образование самурая. У подавляющей части самураев помимо того, что они были искусными воинами, было великолепное образование. Бусидо, самурайский кодекс, говорил, что воин всегда должен улучшать и совершенствовать себя любыми способами, даже если это не связано с войной. Японские воины писали стихи, рисовали картины, проводили чайные церемонии, изучали каллиграфию, многие владели искусством составления букетов - икебана, читали литературу и имели отличные знания в математике.

2. Образ самурая. Доспехи и оружие самурая создавали достаточно внушительный внешний вид, и сейчас во многих кинофильмах японских воинов показывают именно такими. В действительности, все было не так. Их рост в средневековой Японии был приблизительно 160-165 сантиметров, а телосложение было худое. Кроме того, есть множество упоминаний, что, вполне вероятно, самураи произошли от этнической группы малочисленного народа айнов. Они были значительно выше и сильнее японцев, кожа у них была белая, а внешний вид во многом совпадал с европейским.

1. Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота - сэппуку или харакири - есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда воин не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.

Ритуал сэппуку - это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили его самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч. Далее самурай писал предсмертное стихотворение - танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога). После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.

Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась ему почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.

Интересные данные о древнейшей Японии

Времена, когда в Японии применяли шнурованную керамику, так и называется – эпоха шнуровой керамики (Дземон). От докерамических палеолитических времен Дземон имеет отличия в том, что появилась керамика и лук для стрельбы. Появление японской или другой керамики на сегодняшний день не исследовано до конца.

Лук со стрелами сменило палеолитическое копье во времена, когда о самураях ничего не знали. Это было первое автоматическое оружие, которое поменяло метод охоты. Охотиться на мелких животных стало значительно проще и эффективней. Керамические изделия появились в момент, когда люди осознали химическую изменчивость веществ. Был сделан вывод, что из эластичной и мягкой глины при долгой обработке можно сделать твердую емкость. Именно керамическая посуда научила людей делать тушеную и вареную еду. В связи с этим в рационе появилось достаточно много неизвестных ранее продуктов, и в целом пища стала более качественной.

По данным 1994 года, наиболее старинным предметом из керамики является «кувшин с квасолеподибним орнаментом», который нашли в Японии в подземелье храма Сенпукудзи и пометили одиннадцатым тысячелетием до Рождества Христова. Именно с этого момента наступает эпоха Дземон и длился десять тысячелетий. За это время керамические изделия начали изготавливать на территории всей Японии. По сравнению с остальными неолитическими керамическими культурами древности данная стала исключительной для Японии. Дземоновской керамике свойственно ограниченное разграничение, протяженность во времени, схожесть стилей. Другими словами, ее можно поделить на две региональные группы, развивающиеся путем эволюции, и были похожи их орнаментные мотивы. Больше всего отличается неолитическая керамика Восточной Японии и Западной. Хотя имеются региональные отличия, все виды керамики имеют сходства, это свидетельствует о цельной археологической культуре. Никто не знает, сколько было стоянок эпохи Дземон. По данным 1994 года их было сто тысяч. Это говорит о сравнительно большой плотности населения Японии. До 90-х годов большая часть стоянок располагалась в Восточной Японии, но археологи сделали так, что количество стоянок на Западе и Востоке станет приблизительно одинаковым.

Этнолог из Японии К. Сюдзи считает, что с наступлением вышеописанной эпохи в Японии проживало двадцать тысяч человек, в середине этого периода 260 000, в конце – 76 000.

Древнее японское хозяйство

В период Дземон японское хозяйство основывалось на рыбной ловле, охоте, собирательстве продуктов. Существует мнение, что неолитическому поселению было известно элементарное подсечно-огневое земледелие, кроме того, были одомашнены дикие кабаны.

Во время охоты японцы обычно пользовались обыкновенным луком. Исследователям удавалось найти остатки данного орудия в болотных покровах стоянок, находящихся в заболоченной низменности. На момент 1994 года археологами было найдено всего тридцать целых луков. Сделаны они чаще всего из головчато-тисовых типов древесины и покрыты лаком темного цвета. На конце стрел имелся наконечник из мощного камня под названием обсидиан. Копьем пользовались достаточно редко. Чаще всего различные части копий были найдены на Хоккайдо, но для Канто это исключение. А в Западной Японии копья практически никогда не находились. На охоту брали с собой не только оружие, но и собак и волчьи ямы. Обычно охота производилась на оленей, кабанов, диких птиц. Для ловли рыбы, крабов, креветок и так далее использовали гарпуны или рыболовные сети. На древних свалках были найдены остатки сетей, грузики, крючки. Большая часть инструментов произведена из косточек оленя. Они находятся обычно в стоянках, размещенных на берегах моря и рек. Данные инструменты применялись по временам года и направлены были на конкретных рыб: бонитов, судаков и так далее. Гарпунами и удочками пользовались в одиночку, сетями – коллегиально. Особенно хорошо развилось рыболовство в середине времен Дземон.

Большое значение имело в хозяйстве собирательство. Еще в начале времен Дземон использовали в качестве продуктов для питания различную растительность. Чаще всего это были твердые плоды, например, орехи, каштаны, желуди. Собирательство производилось в осенние месяцы, плоды собирали в корзинки, сплетенные из лозин. Желуди использовались в изготовлении муки, которую мололи на жернах, и готовили из нее хлеб. Некоторые продукты хранились зимой в ямах глубиной один метр. Ямы располагались вне населенного пункта. О подобных ямах свидетельствуют стоянки среднего периода Саканосита и конечного периода Минами-Гатамаеике. Население употребляло не только твердые продукты, но и виноград, водяные орехи, кизил, актинидии и так далее. Зерна от подобных растений находились около запасов твердых плодов на стоянке Торихама.

Скорее всего, жители занимались элементарным сельскохозяйственным производством. Об этом говорят следы от сельскохозяйственных угодий, которые были обнаружены в зоне поселения.

Кроме того, люди овладевали навыком собирательства уртики и китайской крапивы, которую применяли в изготовлении тканей.

Древнейшие японские жилища

На протяжении всей эпохи Дземон население Японского архипелага проживало в землянках, которые считались классическим кровом докерамического периода. Жилище углублялось в почву, имело пол и стены из земли, крышу держала основа из деревянных балок. Крыша состояла из валежника, растительности и звериных шкурок. В разных регионах были различные землянки. В Восточной части Японии их было больше, в Западной – меньше.

На раннем этапе конструкция жилища была очень примитивной. Она могла быть круглой формы или прямоугольной. Посередине каждой землянки обязательно находился очаг, который делился на: каменный, кувшинный или земляной. Земляной очаг делался следующим образом: выкапывалась небольшая воронка, в которую складывали хворост и жгли. Для изготовления кувшинного очага использовали нижнюю часть горшочка, ее вкапывали в почву. Каменный очаг изготавливали из маленьких камешков и гальки, ими обкладывали участок, где разводился очаг.


Жилища таких регионов, как Тохоку и Хокурику, отличались от других тем, что имели достаточно большие размеры. Со среднего периода эти строения начали изготавливаться по сложной системе, которая предполагала применение более одного очага в одном жилье. Жилище того периода не просто считалось местом обретения покоя, но и пространством взаимосвязанным с верованиями и восприятием мира.

В среднем общая площадь жилища составляла от двадцати до тридцати квадратных метров. Чаще всего на такой территории жило семейство, состоящее минимум из пяти человек. Численность членов семьи доказывает открытие на стоянке Убаяма – в жилище было найдено захоронение семьи, состоящей из нескольких человек мужского пола, нескольких женского и одного ребенка.

Имеются обширные помещения, расположенные в Северо-центральной и Северной Японии. Если быть точней, на стоянке Фудодо была раскопана землянка, состоящая из четырех очагов.

Конструкция схожа с эллипсом, имеющим длину семнадцать метров, а радиус восемь метров. На стоянке Сугисавадай раскопано жилище такой же формы, но длина составляла 31 метр, а радиус 8,8 метров. Точно не установлено, для чего предназначались помещения таких размеров. Если рассуждать гипотетически, то можно предположить, что это были кладовые, общественные мастерские и так далее.

Древние поселения

Из нескольких жилищ образовывалось поселение. В начале эпохи Дземон в одно поселение включалось две или три домика. В ранний период число землянок становилось все больше. Это доказывает, что люди стали вести оседлую жизнь. Строения для жилья сооружались вокруг территории на приблизительно одном расстоянии. Данная территория являлась серединой религиозной и коллективной жизни населения. Подобный вид поселений носил название «круглый» или «подковообразный». Со средних времен эпохи Дземон такие поселения стали распространены по всей территории Японии.

Поселения делились на: постоянные и временные, но и в первом, и во втором случае люди жили на одной территории достаточно долгое время. Это доказывает связь керамических культурных стилей селения и наслоение поселений ранней эпохи на позднюю.

Поселения состояли не только из жилищ, но и из строений на подпорках. Основа таких строений имела форму шестиугольника, прямоугольника, эллипса. У них не было стен и пола из земли, располагались строения на столбах-подпорках, очаг тоже отсутствовал. Помещение имело ширину от пяти до пятнадцати метров. Для чего предназначались здания на подпорках - никто не знает.

Захоронения

Японцы эпохи Дземон чаще всего мертвых придавали земле в мушлевых насыпях, которые располагались недалеко от жилищ и являлись одновременно не только кладбищем, но и свалкой. В первом тысячелетии до Рождества Христова были созданы общие кладбища. К примеру, на стоянке Иосиго исследователи обнаружили более трехсот останков. Это говорило о том, что население начало вести оседлую жизнь и количество жителей Японии росло.


Большую часть человеческих захоронений можно назвать скорченной кладкой трупов: конечности умершего человека складывались таким образом, что он выглядел, как эмбрион, его просто клали в вырытую яму и засыпали землей.

В третьем тысячелетии до Рождества Христова появились особенные случаи, когда трупы клали в вытянутом виде. В завершение этого периода была введена традиция сжигания мертвых: из обожженных конечностей мертвого делали треугольник, в центр клали череп и остальные кости. Обычно захоронения были единичными, но встречались и общие могилы, например, семейные. Самая большая могила эпохи Дземон имела длину два метра. В ней обнаружено было около пятнадцати останков. Такой могильник нашли в насыпи стоянки Миямотодай.

В мушлевых насыпях были не только ямные захоронения. Исследователями было обнаружено кладбище, где мертвые лежали в углублении с основой из камня или в огромных гробах из камня. Подобные захоронения были частыми находками в завершение эпохи в Северной части Японии.

В Хоккайдо мертвых хоронили на обширных специальных кладбищах со щедрым похоронным убранством. Кроме того, в Древней Японии была традиция хоронить детей, рожденных мертвыми, а также до шестилетнего возраста в сосудах из керамики. Бывали случаи, когда в горшочках хоронили и людей старшего возраста. После сжигания тел, останки обмывал водой, и хранили в такой емкости.

Японские верования и обряды

В качестве информационного источника о религии японцев эпохи Дземон выступало погребальное убранство. Если имелся интерьер, то значит, люди верили, что имеется жизнь после смерти и душа. Вместе с покойным чаще всего клали в могилу предметы, которыми умерший человек пользовался при жизни. Это могли стать кольца, цепочка и другие украшения. Обычно приходилось находить, ремни из рога оленя, которые покрывали красивым замысловатым узором, и браслеты, сделанные из объемных раковин Раппани или глицимериса. Внутри изготавливали проем для руки и полировали до блестящего состояния. Украшения обладали как эстетической, так и обрядовой функцией. Как правило, браслеты находили в могилах женщин, а пояс в могилах мужчин. Численность интерьерных предметов и их роскошь говорили об общественном, физиологическом и возрастном разделении.

В поздние времена появилась традиция вырывать или спиливать зубы. Еще при жизни людям убирали некоторые резцы – это говорило, что они переходили во взрослую группу. Методы и очередность удаления зубов имел отличия в зависимости от места и времени. Кроме того, существовала традиция подпиливать четыре верхних резца в виде дву - или трезубцев.

Имеется другой памятник, относящийся к религии того периода – это женские статуэтки догу из керамики. Также они носят название дземоновские венеры.

Глиняная фигурка, изготовленная в период Дзёмон

Эти древние статуэтки были обнаружены на стоянке Ханавадай, предположительно они относятся к ранним временам эпохи Дземон. Статуэтки делятся, в зависимости от манеры изготовления, на следующие виды: цилиндрические, плоские, рельефные с ногами, с лицом в форме треугольника, с окуляровидными глазами. Практически на всех догу изображена, скорее всего, беременная женщина с выпуклым животиком. Обычно статуэтки обнаруживаются в сломанном виде. Существует мнение, такие статуэтки являются символом женского начала, семьи, рождения потомства. Догу применяли в ритуалах, касающихся культа плодовитости. В этом же культе использовались такие символы, как мечи и ножи из камня, палки секибо, которые представляли могущество, мужское начало, влияние. Изготавливались статуэтки из камня и дерева. Были догу своего рода оберегами. Помимо этого древние японцы изготавливали маски из керамики, но, где они применялись, по сей день остается тайной.

Палеолит (40 тысяч лет до н. э.-13 тыс. лет до н. э.), история древней Японии

В эпоху палеолита Землю покрывали ледники, и уровень моря был на 100 метров ниже нынешнего. Япония пока не была архипелагом, а объединялась перешейками с Евразией.

Японское море было в те времена широкой низиной. Хоть ледники и не доходили до Восточной Азии, однако они оказывали значительное влияние на климат тех мест. Япония находилась в азиатской степной экозоне, флора которой состояла в основном из лесостепных трав. Из фауны стоит отметить мамонтов, слонов Наумана, большерогих оленей и других животных, мигрировавших на эту землю из Сибири.

Впервые люди прибыли на Японские острова в начале японского палеолита, который

длился с 40 тысячелетия до н. э., по 12 тысячелетие до нашей эры. Люди, прибывшие по перешейкам в древнюю Японию, добывали пищу охотой и собирательством, создавали из камня первые грубые орудия труда. Это время именуется периодом докерамической культуры, потому что люди не могли делать изделия из керамики.

Период Дземон (13 тыс. лет до н. э.- 3 век до н. э.), история древней Японии

Двенадцать тысяч лет назад закончился ледниковый период, ледники растаяли и уровень воды сильно повысился во всем мире. Благодаря таянию ледников и был образован Японский архипелаг. Из-за быстрого потепления и изменения направления океанических течений в японских степях появились густые лесные заросли. В это же время началось переселение людей из Юго-Восточной Азии на Японский архипелаг. Эти переселенцы неплохо разбирались в морской навигации и кораблестроении. По-видимому, их каноэобразные лодки-долблёнки достигли японских берегов благодаря теплым морским течениям Куросио. Новая группа людей быстро смешалась с потомками палеопопуляции Японских островов.

Из-за потепления климата растительный и животный мир Японии кардинально переменился. Северо-восток архипелага покрылся дубовыми и хвойными зарослями, а юго-запад - буковыми и субтропическими лесами. В этих лесах обитали огромные кабаны, олени, фазаны, дикие утки. В водах, омывающих берега Японии, присутствовали красные пагры, бониты, морские судаки. В водах Хоккайдо и региона Тохоку водилось множество лососей и форели. Благодаря природному изобилию жителям Японского архипелага не требовалось развитое сельское хозяйство и скотоводство, они предпочитали добывать пищу охотой и собирательством.

В десятом тысячелетии до н.э. древние японцы одними из первых в мире научились изготавливать керамические изделия. Среди этих изделий преобладали глубокодонные кувшины, в которых хранили продукты, жарили и варили еду. Отличительной особенностью этой посуды был «шнурковый орнамент», по-японски дзёмон. Подобный узор присутствовал на японских кувшинах до середины 2 века до н. э., из-за чего принято называть японскую культуру периода неолита «культура Дзёмон», а время её преобладания на Японских островах- периодом Дземон.

В эпоху неолита древние японцы стали вести оседлый образ жизни, образовывали небольшие селения по 20-30 человек на низких пригорках. Основным жилищем были полуземлянки и землянки. Около поселения располагались мусорные насыпи, также служившие для захоронения умерших. Из поселков периода неолита особенно известна стоянка Саннай Маруяма, расположенная в префектуре Аомори, датируемая пятым столетием до н. э. и включающая остатки большого поселения, в котором жили 100-200 человек. Было распространено половое и возрастное распределение труда. Наряду с охотой и собирательством древнее население японского архипелага выращивало бобовые, каштаны, гречиху, а также занималось культивированием устриц. В районе 4 - 3 века до н. э. японцы обучились примитивному суходольному рисоводству. Среди религиозных верований были распространены анимизм (вера в одушевленность природы) и тотемизм. Кроме того японцы периода дземон изготавливали глиняные женские статуэтки догу и почитали силы Земли, символы рождения и жизни.

Реконструкция дома стоянки Саннай-Маруяма

Период Яёй (3 век до н. э.-3 век н.э), история древней Японии

Несмотря на то, что японцы научились выращивать рис ещё в период дзёмон, масштабное заливное рисоводство с применением ирригации распространилось на архипелаге в 1 тысячелетии до нашей эры. Впервые нововведения были приняты на севере острова Кюсю, откуда рисоводство перекинулось в другие области древней Японии. После распространения заливного рисоводства японцы, проживавшие на возвышениях, переселились на низменности ближе к долинам рек. Образовались первые общины мура, члены которых засеивали и поддерживали заливные рисовые поля. Были созданы новые орудия труда, например нож-серп из камня, и постройки для хранения риса - хранилища на подпорках. В общинах проводились торжества, ритуалы и молитвы за богатый урожай. В это время был создан календарь.

Наряду с культурой выращивания риса с континента в Японию пришла культура выплавки металлов - меди, железа и бронзы. До 1 века до н. э. японцы ввозили готовые товары из металла, но потом создали своё металлургическое производство. Основными изделиями из бронзы были мечи, алебарды и копья, колокола дотаку (использовавшиеся в сельскохозяйственных ритуалах) и зеркала. После распространения железа во 2 веке н. э. оружие из бронзы превратилось в предмет культа.

В начале первого тысячелетия до н. э. японцы научились изготавливать изделия из керамики нового стиля, который был похож на континентальный. Особенностью данных изделий являлся красноватый цвет, отсутствие орнамента и разнообразие типов посуды. По-видимому, прогресс в изготовлении керамики был связан с расширением рисоводства. Керамическая посуда нового стиля впервые была найдена в поселении Яёй, именем которого была названа новая керамическая культура. Период преобладания этой культуры на Японском архипелаге с 1 тысячелетия до н. э. по 3 столетие н. э. носит название «период Яёй».

Благодаря распространению рисоводства возросла популяция населения Японии эпохи Яёй. Этот рост способствовал созданию близких связей между общинами, однако часто провоцировал столкновения, в особенности за контроль над природными ресурсами. Начиная со 2 века до н. э. множество селений были окружены рвами и деревянными частоколами. Населением поселения руководили вожди, сосредоточившие в своих руках религиозную и военную власть. Поселения часто объединялись и образовывали первые прото-государственные союзы. Наиболее укрепленной поселением-общиной эпохи Яёй являлась стоянка Йосиногари, расположенная в префектуре Сага, свидетельствующая о высоком уровне объединений древних японцев.

Реконструкция стоянки Йосиногари

Жанр статьи - История Японии