Путеводитель по россии. Что посмотреть в поселке борисоглебский за один день

Борисоглебский монастырь расположен в центре одноименного поселка. Рядом проходит оживленная дорога и расположились многочисленные магазинчики, в том числе устроенные прямо в стене обители. Напротив - здание местной администрации, перед которым в 2005 году был установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому (1578- 1642 гг.) , возглавившему Второе народное ополчение, возникшее в Нижнем Новгороде в 1611 году и продолжившее формироваться в Ярославле. В 1612 году году отряды горожан и крестьян разбили польское войско и освободили Москву от интервентов. Ныне Россия отмечает это событие 4 ноября, как День народного единства.

Чуть дальше, возле автовокзала, стоит памятник еще одному легендарному герою Смутных времен - преподобному Иринарху (1548 - 1616 гг.) , затворнику Борисоглебскому, благословившему Дмитрия Пожарского перед походом в Москву. Его мощи хранятся в соборе монастыря, который он прославил своей подвижнической деятельностью и чудесами. Трехметровая бронзовая скульптура весом 2,5 тонны создана неоднозначным, но тем не менее популярным художником-монументалистом Зурабом Церетели на собственные средства. Установлена в 2006 году. Кстати, это второе произведение автора в Борисоглебске. Годом ранее в поселке, ведущем свою историю с 1363 года, он воздвиг памятник еще одной исторической личности - монаху Борисоглебской обители, легендарному герою Куликовской битвы Александру Пересвету(ум. 1380 г.) .

Уже издалека Борисоглебский монастырь поражает мощью своих башен и стен. Настоящая крепость! На фото 38-метровая северо-восточная угловая башня "Максимовка" . В ней устроена смотровая площадка.

Обширная территория старинной обители, основанной на излете XIV века и отстроенной в первой половине XVI столетия, окружена высокими, прямоугольными в плане стенами с 14 башнями и двумя надвратными храмами. Протяженность стен - 1 040 метров, высота - от 10 до 12 метров, толщина достигает 3 метров. Все башни поставлены по периметру симметрично, на расстоянии 200-300 шагов друг от друга. Их высота - от 25 до 38 метров.

Строились башни в разное время. Наиболее ранними считаются сооружения южной стены, имеющие простые формы. Архитектура башен северной стены, появившихся последними, значительно интереснее.

Сведений об основании монастыря мало. Согласно историческим хроникам, во второй половине XIV века в эти места прибыл пустынножитель Федор из Великого Новгорода. А через три года и его брат Павел. Тихо жили они в келье у реки Устье, пока в 1363 году в Ростов не приехал вершить свои политические и церковные дела Сергий Радонежский. Братья решили встретиться с ним, чтобы испросить разрешения возвести церковь и основать обитель. Преподобный активно поддерживал строительство монастырей-крепостей. А на северо-восточной границе Московского княжества это было особенно важно - вначале для защиты от татар, а позднее от польско-литовской армии.

Сергий Радонежский не только договорился с ростовским князем Константином Васильевичем (1312-1365 гг.) о создании монастыря с оборонительными функциями, но даже сам нашел для него оптимальное месторасположение. Обитель в честь первых русских святых Бориса и Глеба выстроили на возвышенности, окруженной густыми лесами и рекой, огибающей крепостные стены с трех сторон.

События Смутных времен, угроза внешней интервенции, народные бунты диктовали необходимость дополнительной защиты от неприятностей. В XVII веке разворачивается масштабное каменное строительство фортификационных сооружений вокруг монастырей. В Борисоглебской обители оно, вероятно, затянулось на годы, о чем может свидетельствовать различие в архитектуре башен и частей стен.

Со временем обитель становится духовным и экономическим центром на Ярославской земле. Вокруг нее разрастается торговое село Ростовского уезда - Борисоглебские слободы. У монастырских стен ежегодно проводится большая ярмарка.

Обитель всегда была окружена вниманием представителей правящих семей. Здесь бывали все великие Московские князья и многие цари из династий Рюриковичей и Романовых. Среди их пожертвований были и богатые земельные наделы и значительные денежные вклады. Во владении Борисоглебского монастыря находились 22 тысячи десятин земли, 360 сел и деревень. Возведение вокруг монастыря мощных крепостных стен и башен связывают с финансовой поддержкой Ивана Грозного, хотя достоверность этой информации некоторыми исследователями оспаривается.

Процветание обители завершилось с указом Екатерины II (1729-1796 гг.) о секуляризации монастырских земель. В конце XVIII века Борисоглебские слободы перешли во владение графа Орлова. Большинство ценных даров прежних русских правителей к XIX столетию были распроданы или разворованы. Только неприступные стены и грозные башни неизменно сохраняли свое величие.

Необыкновенно нарядна архитектура входа в Борисоглебскую обитель.

Водяные врата, ведущие в монастырь с северной стороны, отличаются щедрым декором. И даже в обветшавшем состоянии древняя постройка смотрится очень эффектно.

Башню украшает трубящий ангел.

Замечательный памятник архитектуры подлежит охране как всенародное достояние. Хотелось бы заострить на этом внимание тех, кто отвечает за его сохранность. Некоторым составляющим монастырского комплекса уже давно требуется тщательная реставрация.

Входим на территорию обители через ворота, справа и слева от которых располагаются выставочный зал, касса и церковная лавка.

У входа установлена схема, на которой указаны все постройки монастыря:

С этой точки хорошо видна надвратная Сретенская церковь , выстроенная над Водяными вратами.

По поводу даты возведения здания существуют разногласия. В литературе, посвященной обители, указывается 1680 год. В монастырских архивах есть информация о том, что храм строился по времена Петра Первого и был освящен в 1692 году.

Считается, что церковь построена ростовскими мастерами по типу надвратных церквей .

От Сретенской церкви идем вглубь кажущейся совсем пустынной территории Борисоглебской обители.

Церковь Благовещения (1524-1526 гг.) объединена с настоятельскими покоями (XVI-XVII вв.). Каменные жилые постройки в монастырях являлись редкостью для того времени. Обычно они были деревянными.

Существуют документальные свидетельства, что возведением храма занимался один из лучших ростовских зодчих XVI века, "церковных каменных дел мастер" Григорий Борисов со своей артелью. В конце XVII столетия Благовещенская церковь претерпела значительные изменения в своей архитектуре и нам уже не дано увидеть, как она выглядела по замыслу автора.

Собор Бориса и Глеба , датируемый XVI веком, также не раз реконструировался. В частности, была разобрана паперть, позакомарное покрытие заменено на четырехскатную кровлю.

В 1810 году к храму пристраивают западный придел в честь Илии Пророка, в котором покоятся останки затворника Иринарха. Преподобный жил в обители в конце XVI - начале XVII веков, 38 лет находясь в веригах. Он прославился различными подвигами, предсказаниями, а после кончины мощи святого стали чудотворными.

У северной стены храма находится гробница основателей обители - братьев Федора и Павла.

В эпоху советской власти судьба Борисоглебской обители не стала исключением. В 1924 году она была упразднена. Монастырские здания заняли отделение почты, госбанка, милиции. Часть строений отдали под зерновые склады. Из ценностей сохранились только те, что в тот период были переданы в Третьяковскую галерею и Ярославль. Оставшиеся реликвии почти все утрачены.

В 1961 году на территории монастыря открывается народный музей, который потом станет филиалом Ростовского музея-заповедника. Он сохранил этот статус и после возрождения обители в 1994 году. В настоящее время в Просфорном корпусе XVI-XVII века располагается администрация музея. В архимадричьих кельях XVIII века устроен выставочный зал.

Все постройки Борисоглебской обители находятся под охраной государства, как памятники русской истории и культуры. При этом печальны свидетельства сотрудников музея о том, что переданные монастырской общине древние памятники начали перестраиваться по усмотрению новых хозяев. Постройки реконструируются под собственные нужны, в процессе чего теряется их историческая ценность.

Однако, пока мы еще можем видеть древние строения в их былых формах. Необыкновенно красивая, изящная звонница Борисоглебского монастыря дошла до наших дней почти без изменений в своих архитектуре и декоре.

Сооружение было возведена в 1680 году, предположительно, ростовскими мастерами. Освящение состоялось в 1682 году.

Трехъярусная прямоугольная в плане постройка имела многоцелевое назначение. Нижний этаж занимала ризница, над которой был устроен небольшой храм в честь Иоанна Предтечи.

В арочных пролетах верхнего яруса на балках из кованого железа висели 10 крупных колоколов. В северо-западном углу здания сделали шахту, куда разместили механизм часов с боем, соединенный системой тросов с колоколами. Увы, старинные часы были утрачены в конце XIX-начале XX века. В 1929 году, благодаря бурной деятельности советских властей, исчезли и колокола.

В 1680-х годах с северной стороны было пристроено массивное и щедро украшенное крыльцо. Входные арки декорированы висячими гирьками. В нише сохранилась фреска «Вход в Иерусалим». Очень красиво смотрятся на фасадах цветные изразцы.

Русское искусство керамики было известно еще в X—XIII веках. Цветные изразцы встречались в архитектуре многих церквей. Развитие поливной керамики прервалось в татаро-монгольскую эпоху, но с начала XVII века оформление ею храмовых фасадов вновь обретает большую популярность.

В XVII столетии крупным центром производства изразцов становится . Город входил в Ростовскую митрополию, что обусловило распространение такого декора в ростовском и борисоглебском зодчестве.

Сооружения Борисоглебского монастыря украшают полихромные муравленые (от слова "мурава", то есть травяного, зеленого цвета) изразцы.

В 1931 году на заседании президиума райисполкома было принято безумное решение разобрать звонницу. К счастью, вмешательство сектора науки Наркомпроса спасло этот чудесный древний памятник от гибели.

Интересна архитектура старинного корпуса настоятеля , возведенного в XVI столетии.

Здание была перестроено в XVII веке, и впоследствии стало использоваться под хозяйственные нужды.

Казначеский корпус был возведен в начале XVI столетия.

По сравнению с другими сооружениями Борисоглебской обители, это здание выглядит скромно. Старинное сооружение признано памятником архитектуры.

Мы обходим монастырские строения со всех сторон по несколько раз, не переставая восхищаться мастерством русских зодчих, трудившихся над созданием обширного архитектурного ансамбля. И наблюдаем, как жизнь в обители течёт своим неспешным чередом.

Монахиня с энтузиазмом поливает клумбы, иногда перекидываясь новостями с проходящими мимо нее сестрами.

Местная кошка, явно привыкшая к частым гостям, провожает нас прищуренным взглядом.

А мы с сожалением покидаем один из впечатляющих монастырей Ростовской земли.

За стенами обители уже другая жизнь. Ее быстрый ритм подхватывает нас и резвый автомобиль уносит дальше по Ярославским дорогам. Путешествие продолжается.

Поселок Борисоглебский находится в 18 километрах к северу от .

Время на осмотр : два часа.

Зачем ехать в Борисоглебский : Борисоглебский монастырь — едва ли не самый целостный в России архитектурный ансамбль XVI—XVII веков.

Сретенская надвратная церковь (1692).
Фото: Ярослав Блантер

Борисоглебский монастырь .

Стена монастыря в 10—12 метров высотой и три метра толщиной, четырехугольная в плане, имеет длину чуть больше километра (по периметру). Стены с башнями современном виде были сооружены в середине XVII века. Четыре из четырнадцати башен расположены по углам монастыря и незатейливо называются северо-западная , северо-восточная (самая высокая), юго-западная и юго-восточная . Остальные башни и вовсе не имеют названия. Западная и восточная стены монастыря содержат по две промежуточных башни каждая, еще две примыкают к воротам в южной стене, две (круглые) — к воротам в северной, а еще две находятся в северной стене между воротами и угловыми башнями.

Обе надвратные церкви украшены замечательными резными галереями. Южная пятиглавая Сергиевская церковь иногда датируется серединой XVI века и приписывается Григорию Борисову (этому нет никаких документальных подтверждений), иногда — 1679 годом, и связывается с именем ростовского митрополита Ионы Сысоевича, перестроившего в то же время весть ростовский кремль (о его деятельности мы подробно рассказали в статье про Ростов). Не вызывает сомнения, что церковь как минимум перестраивали в конце XVII века — резьба на галерее однозначно выдает время постройки. На Святых воротах под церковью сохранились фрески XVII века. Эти ворота выходят в парк и создают впечатление глуши и уединенности. Наоборот, северные ворота со Сретенской церковью (1692) соединяют монастырь с бывшей слободой — поселком Борисоглебский. В отличие от кирпичной неоштукатуренной Сергиевской церкви, Сретенская и две примыкающие к ней круглые башни покрашены в желый цвет, при этом галерея и некоторые детали фасада оставлены белыми. Добавим к этому стройность пятиглавого храма, резную галерею и витые колонны, и получим одну из самых красивых церквей XVII века в России.

Самое большое здание внутри монастыря — кубический пятиглавый Борисоглебский собор , построенный в 1522—1523 годах под руководством Григория Борисова, хотя и тут его участие документально не подтверждено. Именно в соборе хранятся мощи Феодора, Павла и Иринарха. Внутренний интерьер необычный: своды опираются на четыре столба, что создает эффект объема. В XVII веке собор был несколько перестроен, добавлены внешние декоративные элементы, а в начале XIX века был построен придел Ильи Пророка. Росписи собора были выполнены в начале XX века художником Егоровым по мотивам росписей Виктора Михайловича Васнецова в киевском Владимирском соборе.

Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526) — единственное здание монастыря, достоверно построенное Григорием Борисовым (об этом имеется упоминание в летописи). Это домовая церковь настоятеля монастыря. В XVII веке к ней было пристроено крыльцо, украшенное изразцами и каменной резьбой, как это часто делалось в то время. С другой стороны к церкви примыкают настоятельские покои , первый этаж которых был сооружен в первой половине XVI века, а второй — в XVII веке.

Наконец, третье крупное и, возможно, самое необычное здание внутри монастыря — звонница , построенная в 1690 году явно по мотивам звонницы в Ростовском кремле. Основное ее здание, с тремя маленькими главками, трехъярусное, к нему пристроено резное крыльцо. Все колокола были утеряны при советской власти, сейчас на звоннице 19 новых колоколов. Кроме этого, на территории монастыря сохранились двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века), братский корпус (XVI век), просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века) и архимандричьи кельи (XVIII век). В целом монастырь производит удивительное впечатление. В конце XVII века его явно пытались перестроить по той же схеме, что и ростовский архиерейский двор — да и занимался этими двумя проектами один и тот же человек, Иона Сысоевич. Но в Ростове получился лабиринт из зданий: в центре сделали пруд, а на все остальное места не хватило, пришлось даже задействовать второй ярус. В Борисоглебском же монастыре на огромной территории, чуть ли не больше, чем в Ростове, стоит всего несколько зданий. В результате получилось ощущение огромного пристранства внутри стены: тут проложены дорожки, растут деревья, да так, что стену видно не из любой точки монастыря, и можно подумать, что находишься где-то в лесу или в парке.

Борисоглебские слободы, так изначально назывался поселок Борисоглебский (1363), находятся чуть западнее Ростова, всего в двадцати километрах от него. История его возникновения связана с Борисоглебским монастырем. Безмятежная и даже немного сердитая красота монастыря привлекает всех его посетителей и проезжих.

Совсем недавно ему исполнилось 650 лет, но выглядит он для своего седовласого возраста неплохо. Его гигантские стены действительно напоминают стены Московского Кремля. Для маленького поселка такое сооружение несколько великовато. Но в те далекие смутные времена татарские набеги, княжеские междоусобицы и польские поползновения просто вынудили основателей монастыря укреплять его стены.

Борисоглебский монастырь

Вид на монастырь со стороны пруда

Монастырь всегда открыт для посетителей. Нынче он пребывает в реставрационном состоянии, но некоторыми его строениями уже можно любоваться, как историческими памятниками. Кстати, одежда посетителей может быть любая, никто не требует посещать монастырь в надлежащем для этого виде, как это делается в других монастырях.

На территории монастыря расположились надвратные церкви, украшениями которых служат резные галереи. Немного южнее красуется Сергиевская церковь , которая, по словам историков, перестраивалась в конце семнадцатого века. Ворота церкви открывают вид в глухой и уединенный парк. А вот Сретенская церковь со своими воротами выводит посетителей из монастыря в поселок Борисоглебский. Этот ансамбль церквей один из самых невероятно красивых построек семнадцатого века в России.

Сретенская надвратная церковь

Сергиевская надвратная церковь

Борисоглебский собор – самое большое строение в монастыре, которое построено чуть более пяти столетий назад. В нем хранятся мощи святых Павла, Федора и Иринарха. Необычайный интерьер создают своды со столбами, которые придают объемности и торжественности помещению. Внутренние росписи собора выполнены художником Егоровым уже в ХХ веке, но гармонично вписываются в стиль прошлого.

Единственным построением Григория Борисова принято считать Благовещенскую церковь, в которой находится трапезная палата и настоятельские покои. Это церковь-дом настоятеля монастыря. Каменная резьба и изразцы лаконично украшают пристроенное крыльцо церкви. В настоящее время на реставрации.

Самым необычным строением внутри монастыря принято считать звонницу. Три маленькие главы, трехъярусное резное крыльцо, ну и, конечно же, колокола, правда, уже новые. Все старые колокола во времена советской власти бесследно исчезли.

Колокольня

Все покои, корпуса и кельи создают в монастыре маленький спокойный и уютный городок, в котором своя жизнь, свои правила, резко отличающиеся от внешнего мира. Но это и влечет всех посетителей, желающих впитать дух тех далеких веков.

Немного из истории

Место для монастыря выбирал Сергий Радонежский, рассчитывая, что обитель станет защитой от монголо-татар на подступах к Москве. Противостояние уже в другой войне, с поляками, продолжил преподобный Иринарх. Когда-то его цепи, тяжесть которых на себя сейчас примеряют паломники, произвели на польского военачальника огромное впечатление, после чего он одарил монастырь деньгами.

В свое время поляки хотели завладеть монастырем. Иринарх − единственный, кто тогда остался в монастыре. После разговора с командиром польского отряда монастырь был оставлен поляками.

Святой Иринарх пришел в монастырь из ближайшей деревни. В затворе он молился тридцать лет. Его маленькая келья была шириной около двух метров и длиной около четырех метров. Живя в монастыре, он много претерпевал и от местной братии. Поговаривают, что, когда у него исчезли сапоги, он прекрасно обходился без них, а когда настоятель отобрал у него часть продуктов, он без замешательства отдал настоятелю все продукты. Иринарх один из немногих благословил Минина и Пожарского на освобождение Москвы.

В народных сказаниях говорится, что именно Иринарх своими молитвами изгнал всех гадюк из монастыря. Во всей округе можно встретить гадюку, а на Борисоглебской слободе их нет.

Недалеко от реки Устье, правый берег которой занимает Борисоглебск, есть места, где еще до революции обитали монахи в маленьких землянках. Даже святой источник был там с родниковой водой. После всех неурядиц монахи исчезли, и источник долго найти не могли. Уже в наши времена прошла большая буря, которая валила деревья. Под упавшим дубом пошла родниковая вода. Впоследствии этот родничок расчистили, облагородили, и по сей день к нему приходят люди напиться святой воды. Среди деревьев и девственной природы теперь журчит маленький родник, который создает сказочную обстановку.

Торговые ряды

По всей длине северной стены монастыря расположились каменные лавки, которые были построены руками монахов еще в XIX веке. Ростовские купцы и крестьяне Борисоглебска брали в аренду эти лавки и продавали свои товары. Сегодня лавки сохранились как единственное доказательство провинциальной жизни былого волостного центра Ростовского уезда.

Памятник Александру Пересвету

К юбилею Куликовской битвы в 2005 году был открыт памятник Пересвету – воину-монаху. Скульптурная композиция принадлежит автору З.К. Церетели. Высота бронзового памятника составляет три метра. Легенд ходит много об этом герое Куликовской битвы, который принимал постриг в Борисоглебском монастыре.

Памятник преподобному Иринарху

В уютном местечке возле автовокзала расположился памятник Иринарху, автором которого был З.К. Церетели. Среди тенистых деревьев и цветочных клумб, вокруг которых находятся скамейки для отдыха, освещенные в вечернее время фонарями, в гордом одиночестве Иринарх встречает гостей поселка, а также охраняет его от врагов, как и в былые времена.

Краеведческий музей Борисоглебска

На территории монастыря мирно расположен краеведческий музей, в фонде которого присутствуют:

  • предметы быта древних жителей поселка;
  • экспозиция деятельности В.А. Королева, который вошел в лучшую десятку гармонистов России;
  • выставка изделий и картин, искусно вышитых лентами из атласа и шелка;
  • выставка как юных, так и состоявшихся художников;
  • фотографическая выставка поселка Борисоглебска с ХХ по ХХI века.

Квартира- музей К. Васильева

Поэт Васильев – уроженец поселка Борисоглебский. Он посвятил поэзии четверть века и оставил богатое наследие для своих односельчан. Его стихотворения знают даже маленькие жители поселка.

Как добраться до поселка Борисоглебский

Железной дороги в этом поселке нет. Ближайшая железная дорога находится в Ростове . Каждые два часа из Ростова в Борисоглебский прибывают автобусы, которые сорок минут находятся в пути. Из Ярославля автобус идет около двух часов, но тоже прибывает так же часто, как из Ростова. Из Углича до поселка автобус трижды в день привозит пассажиров, он в пути находится тоже около двух часов. Путь длинным не покажется, так как можно любоваться красотами лесов, не тронутых человеком.