Преступление и наказание проверочный тест. Тесты по литературе на тему: "Роман Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Дуня приняла часы в подарок от

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1.В какое время года проис

ходит действие романа «Преступление и наказание»?

а) зимой

б) весной

в) летом

г) осенью

2.Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?

а) 1 год

б) полгода

в) 1 месяц

г) 14 дней

3.Укажите имя и отчество Раскольникова.

а) Роман Родионович

б) Григорий Романович

в) Родион Романович

г) Григорий Родионович

4.Сколько лет было Раскольникову в начале романа?

а) 19-20

б) 23-24

в) 30-32

г) 20-21

5.К какому сословию принадлежал Раскольников?

а) мещанин

б) разночинец

в) дворянин

г) купец

6.Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет?

а) врач

б) учитель

в) дипломат

г) юрист

7.Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы?

а) он хочет достать деньги и помочь матери и сестре

б) он хочет поскорей обогатиться и поправить своё социальное положение

в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором он оказался

г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит

8.Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?

а) в спешке не взял деньги

б) деньги не являлись целью преступления

в) боялся, что его разоблачат

г) забыл место, где спрятал деньги

9.Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?

а) Пётр Первый

б) Цезарь

в) Иван Грозный

г) Наполеон

10.Какое событие произошло не до, а после совершения Раскольниковым преступления?

а) разговор в распивочной офицера и студента о бесполезной старухе-процентщице

б) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни

в) встреча с Семёном Мармеладовым

г) знакомство с Соней Мармеладовой

11.Какое событие в романе явилось началом крушения «идеи» Раскольникова?

а) разговор с Порфирием Петровичем

б) встреча с Мармеладовым

в) второе свидание с Соней

г) самоубийство Свидригайлова

12. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони, потому что

а ) она тоже «преступила» нормы человеческой морали

б) она не выдаст его

в) она сможет понять Раскольникова

г) ему больше не к кому идти

13.Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)

б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)

в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

г) внутренний (происходящий в душе героя)

14.Для понимания теории Раскольникова в роман вводятся диалоги-поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем. Сколько таких поединков вы можете насчитать в романе?

а) 2

б) 1

в) 3

г) 4

15.Известно, что сны Раскольникова являются воплощением его реальной и подсознательной жизни. Кому ещё из героев романа снились сны и кто являлся психологическим двойником Раскольникова?

а) Лужин

б) Разумихин

в) Мармеладов

г) Свидригайлов

б) её ошибочность доказывает один из персонажей-оппонентов Раскольникова

в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории

г) доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления

17.На сколько лет был осуждён Раскольников за совершённое преступление?

а) на 8 лет

б) на 10 лет

в) на 12 лет

г) на 20 лет

18.Петербург в романе «Преступление и наказание» является:

а) декоративным фоном

б) психологическим фоном

в) соучастником преступления, героем романа

19.Символика цвета играет большую роль в романе. Какой цвет преобладает в описании Петербурга Ф. М. Достоевского?

а) серый

б) зелёный

в) чёрный

г) жёлтый

20.Какой смысл заключён в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены

б) несоответствие наказания совершённому преступлению

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление

Ответы:

1-в

5-в

9-г

13-г

17-а

2-г

6-г

10-г

14-в

18-в

3-в

7-г

11-в

15-г

19-г

4-б

8-б

12-а

16-в

20-г

Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния. Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь» . Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая» , как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении.

Тест по первой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Найдите вариант высказывания, не соответствующий содержанию романа:

1 . Из первой главы романа мы узнаём, что главный герой Родион Романович Раскольников

А. жил в съёмной тесной каморке под кровлей пятиэтажного дома.

Б. часто посещал распивочные.

В. задолжал квартирной хозяйке и боялся встречи с ней.

Г. был строен и хорош собою.

2 . Из рассказа Мармеладова мы узнаем, что

А. его дочь Соня по желтому билету пошла

Б. жена его Катерина Ивановна – урождённая штаб-офицерская дочь

В. Катерина Ивановна кроткая и негорделивая

Г. сам он ночует на сенных барках

3 . Из разговора студента с молодым офицером в распивочной Раскольников услышал, что Алёна Ивановна

А. может сразу выдать 5 тысяч рублей.

Б. бьёт свою сводную сестру Лизавету.

В. составила завещание, по которому все деньги после смерти перейдут сводной сестре Лизавете.

Г. недостойна жить, по мнению собеседников.

4 . В письме к своему сыну Родиону Пульхерия Александровна писала, что Пётр Петрович Лужин

А. является дальним родственником Марфы Петровны.

Б. хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору.

В. предлагает Дуне выйти за него замуж.

Г. ей очень понравился.

Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа.

5 . Родион Романович Раскольников предстаёт перед нами в романе в качестве бывшего студента

А. университета юридического факультета.

Б. университета философского факультета.

В. университета факультета словесности.

Г. духовной семинарии.

6 . С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился

А. в распивочной.

Б. в церкви.

В. на похоронах его жены.

Г. на улице.

7 . Как звали убитую Раскольниковым старуху-процентщицу?

А. Амалия Фёдоровна

Б. Алёна Ивановна

В. Дарья Францовна

Г. Марфа Петровна

8 . Дуня, сестра Раскольникова, работала в доме Свидригайловых

А. поваром.

Б. няней.

В. экономкой.

Г. гувернанткой.

9 . Раскольников убил Лизавету из-за того, что она

А. вызывала у него отвращение.

Б. враждовала с его сестрой.

В. оказалась свидетелем другого убийства.

Г. попыталась выкрасть у него старухины деньги

10 . Почему сестра Раскольникова, Дуня, решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина?

А. Она очень любила этого человека.

Б. Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым.

В. Она мечтала сделать карьеру в Петербурге.

Г. Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу.

11 . Образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом

А. убитой им старухи-процентщицы.

Б. умирающей Катерины Ивановны.

В. доведённой до отчаяния Пульхерии Александровны Раскольниковой.

Г. умершей жены Свидригайлова Марфы Петровны.

12 . Толстого господина, выслеживавшего пьяную девушку, Раскольников назвал

А. свиньей

Б. старым развратником

В. Лужиным

Г. Свидригайловым

Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1. Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» начинается:

2. Сколько частей в романе занимает преступление, сколько наказание?

а) одну часть, пять частей б) пять частей, одну часть в) две части, три части

3. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:

а) Семьи Мармеладовых б) матери и сестры в) оправдания своей теории.

4.Как называется статья, в которой Раскольников изложил суть своей теории?

а) «О преступлении» б) «2 разряда людей» в) «Теория Раскольникова»

5. Кто является кумиром Раскольникова?

а) Гораций б) Наполеон в) Александр Македонский

6. Кому Раскольников в первый раз сознался в своём преступлении?

а) Соне Мармеладовой б) сестре Дуне в) следователю Порфирию Петровичу

7. Во время первой встречи с Соней Раскольников попросил её прочитать ему библейскую легенду о

а)сотворении мира б) великом потопе в) воскресении Лазаря

8. С чего начинается возрождение Раскольникова?

а) с признания в убийстве б) с приговора суда в) с признания любви к Соне

9.Чем заканчивается роман? (найдите неверное утверждение)

а) Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова.

б) Раскольников был осуждён на каторжные работы в Сибири.

в) Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги.

10.Узнай героя (по описанию комнаты)

1) Этот была большая комната, но чрезвычайно низкая, походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.

2) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.

3) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями.

11.Узнай героя (по портретной характеристике)

1) «Худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

2) «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу».

3) «Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

4) «Это было какое-то страшное лицо, похожее на маску: белое, румяное, с алыми губами, со светло-белокурою бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице».

5) «Крошечная сухая старушонка, с вострыми и злыми глазками, с маленьким носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом».

а) Алена Ивановна б) Лужин в) Раскольников г) Соня д)Свидригайлов е) Разумихин

12.Вставьте пропущенные слова:

1) «Он даже шёл теперь делать _______ своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее и сильнее».

2) «Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел…я не человека убил, я _________ убил!»

3) Раскольников «присуждён был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только ________ лет».

Зайцева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы. МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области. Предмет: литература Класс: 10 Тема: Тесты для 10 класса на тему «Преступление и наказание»
1.Кто это? «Это был человек лет тридцати пяти, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое». А-Заметов, Б-Разумихин, В-Лужин, Г- такого персонажа в романе нет.
2.Кто из героев «…куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»? А-Свидригайлов, Б-Лужин, В-Зосимов,
3.Вставьте недостающие слова во фразу: «Я не тебе поклонился, я… поклонился», - как-то дико произнес он и отошел к окну» А-«всем страдающим женщинам», Б-«всему страдающему человечеству», В-«всем униженным и оскорбленным».
4.Кто это? «Это было какое-то страшное лицо, похожее на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице». А-Свидригайлов, Б-Заметов, В-Зосимов, Г-такого персонажа в романе нет.
5.Кто это? «…Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился… Сердце у него было довольно мягкое, речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая…» А-Лебезятников, Б-Свидригайлов, В-Лужин, Г-такого персонажа в романе нет.
6.Кто из героинь романа имел такую особенность характера: «В свойстве характера было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно, придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые и совсем не существовали, совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась». А-Авдотья Романовна, Б-Пульхерия Александровна, В-Марфа Петровна, Г-такого персонажа в романе нет.
7.В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»? А-в Лужине, Б-в Лебезятникове, В-в Свидригайлове, Г-ни в ком.
8.Какое средство, по мнению Свидригайлова, действует на всех женщин? А-подарки, Б-лесть, В-внимание, Г-нет таких средств.

9.В чьих глазах Раскольников предстал человеком гордым, властным и нетерпеливым: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднйшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»? А-Порфирия Петровича, Б-Дмитрия Прокофьича, В-Петра Петровича, Г- ни в чьих.
10.Кто это? «Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние даже уже проглядывало страшное бессилие». А- Разумихин, Б-Лебезятников, в-Лужин, г-такого персонажа в романе нет.
11.Кто из героев романа принимает любовь за «странное и ужасное ощущение»? Речь идет о двух героях сразу – мужчине и женщине: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел… и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение». А-Разумихин и Авдотья Романовна, Б-Свидригайлов и Марфа Петровна, В-Раскольников и Софья Семеновна, Г-таких героев в романе нет.
12.Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?.. а не старушонку убил!» А-«…я Лизавету убил», Б-«…я мать свою убил», В-«…я себя убил», Г-таких слов в романе нет.

Правильные ответы: 1 – в, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 – а, 6 – г, 7 – в, 8 – б, 9 – а, 10 – г, 11 – в, 12 – в.