Последний интервью с александром шульгиным. Анна шульгина о карьере, избраннике и переезде из дома валерии и пригожина Шульгин интервью

Из биографии: Александр Шульгин (1964) – автор и композитор. А по совместительству – самая загадочная фигура российской музыкальной индустрии. Много нового о себе узнаёт из газет. Неуловим, постоянно бывает замечен в разных точках земного шара: то на вершине горы Килиманджаро, то на взлетной полосе космодрома Бай... Читать полностью


О дурацких песнях можно писать практически бесконечно, поскольку человеческая фантазия границ не знает и в рамки здравого смысла не укладывается. Категорически. Это тебе не американский космический челнок "Дискавери" приземлять и не вакцину от СПИДа искать! Тут требуется особый склад ума - чтоб из ничего раздуть бурю в стакане ("слепила из того, что было" - строчки не только про изготовление мужчин, но и песен), наворотить ерунды с три короба, подкрепить идиотизм парой тройкой проверенных рифм "все без проблем - я тебя съем", "я попала в сети - возможно, будут дети", "чтобы губы твои целовать - потому что опять", и гордо заявиться в эфире радио и ТВ - эй, я придумал(а), а он(а) спел(а)! Вот ты ухмыляешься, а артисты с такой гордостью вытягивают (написать "поют" - рука не поднимается) незамысловатые творения своих авторов… Правда, слава Богу, не все авторы такие, да и не всегда исполнители будут такие песни петь.

"В моем новом альбоме есть два ярких персонажа - "Балерина" и "Певица". Они как раз и характеризуют нынешнюю индустрию развлечений, - убедительно говорит Александр Шульгин , выпустивший на днях уникальный альбом "Представление" . - Ну не может народ это любить. Хотя им и показывают это в огромном количестве. Все уже надоело по большому счету. Если даже кто-то ходит и бубнит себе под нос некий припевчик, то через некоторое время он его уже и не вспомнит. Потому что это нельзя назвать МУ-ЗЫ-КОЙ!
И нельзя говорить, что у народа испорчен вкус. Просто в какой-то момент развития человек не по своему биологическому (паспортному) возрасту, а по духовному может быть не сильно развитым. То есть его морально-нравственные установки находятся на начальной стадии, и он пока довольствуется чем-то элементарным, но при этом стремится к развитию. Человек достаточно взрослый может находиться на той планке, когда ему нравится что-то из того, что сейчас звучит на всех радиостанциях. Это значит, что он где-то не до конца развился, где-то споткнулся - чуть-чуть упал, условно говоря, остался на второй год.
Но навязывание определенными структурами этого вкуса, да еще и в таком количестве, как это сейчас происходит, ведет к отторжению. Многие читательницы Клео.ру со мной согласятся, я уверен. Потому что я не думаю, что вы, милые девушки, в восторге от того, что сейчас поют и показывают. Я знаю, что женщины - создания одухотворенные".

Есть искусство массовое, есть настоящее. А есть массовое, стремящееся стать настоящим. Все-таки в наши дни осталось еще что-то настоящее?
- Я серьезно отношусь к словам. Если взять этимологию слова "искусство", то это "искус творить", да? Поэтому я не очень люблю это слово. А вопрос я переиначу так: есть ли что-то верное сейчас? Конечно же, есть! Просто мы живем, с одной стороны, в достаточно сложное время. Но, с другой стороны, это время необходимо пережить, чтобы достичь чего-то более серьезного и значительного. Это своеобразные "революционные предпосылки", когда верхи не могут, а низы не хотят. Сегодняшний день таков: нет ничего нового, нет никаких героев, нет новых ярких лиц. И общество ждет.

- Почему так популярна "Фабрика"?
- Потому что люди подумали: "О, сейчас нам предложат какие-то новые ЧИСТЫЕ лица" - и очаровались. А потом они увидели, что все, кто оттуда выходит, становятся копиями той самой попсы, которая уже существует. Тогда наступает разочарование, которое заставляет народ требовать чего-то лучшего. Конечно, этот процесс происходит не сразу, потому что несколько лет в жизни общества проходят не так заметно, как в жизни индивидуума. Но эти предпосылки потом и дают некое пассионарное требование. А если есть спрос, значит, есть и предложение. Только это новое не будет копировать что-то западное, потому что мы проходили в истории России подобное уже не раз. Помните, в XIX веке все светское общество говорило по-французски. Ни слова на своем родном языке - это дурной вкус! А потом доминировало все итальянское: в России ставили итальянские оперы итальянские режиссеры, в которых пели итальянские же артисты.
Так что MTV еще "отдыхает" по сравнению с тем натиском всего европейского и западного. Но помните, что было дальше: оперы прогорели, ангажированные иностранные режиссеры и актеры уехали домой. А кружок Лядова перерос в "Могучую кучку", выдав плеяду замечательных композиторов, таких, как: Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Чайковский… А эти прославленные композиторы не стали смотреть на Запад, они посмотрели внутрь, в корень, нашли этнические традиции, фольковые. И люди их приняли и полюбили, потому что им не интересны клоны и фейки, которых делали в России перед появлением "Могучей кучки" и делают сейчас.

Народу интересны личности, а не подражатели. Исполнители должны что-то нести. А сейчас большинство из них выходит на сцену, чтобы себя и свое платье показать, повилять какими-то частями тела. Но это же смешно! Мы же не в зоопарке живем!

- Говорят, мы стали меньше читать хорошей литературы, значит, налицо деградация…
- Это нормальное развитие. Вспомните Америку, на которую мы так любим равняться. Там был период, когда царили хиппи: были свободные отношения (что хотим - курим, что хотим - пьем, кого хотим - любим). Так вот, дети этих хиппи, когда выросли, стали наиболее консервативными и пуританскими. Потому что родители старались отгораживать своих детей от того, чего они сами вкусили. Они поняли, в чем счастье. Поэтому наше сегодняшнее нечитающее поколение - не нечитающее до конца своих дней. Однажды человек поймет, что очень много пустого в мире появилось, скажем, фильмы с однообразными сюжетами, и тогда у него возникнет желание вернуться к книге. И возникнет вопрос: к какой книге? К той, которую однажды прочитал в метро и забыл, о чем она (знаете, как салат съел: живот вроде бы полный, а все равно хочется кушать)? Или к чему-то более серьезному?

- Вы - оптимист, я смотрю!
- Я верю в добро. Еще Экклезиаст говорил, что все - суета сует. Время разбрасывать камни, и время их собирать. Время обнимать - время уклоняться от объятий. Есть время дня, время ночи. Зачем поселять ночь внутри себя и говорить: "Ой, она наступила, как тяжело и нехорошо мне!" Жизнь циклична. Все, что начинается, имеет свойство проходить. И за темным временем суток всегда наступает ясный день. Надо верить в лучшее. Вера многое человеку дает.
Если меня, к примеру, что-то расстроило, я никогда не ложусь в плохом настроении. Я выхожу хотя бы на 5 минут на улицу, смотрю на небо… И все самой собой улетучивается, все печали.
И я не знаю, что такое депрессия. Нет, я понимаю значение этого слова, но сам ее никогда не испытываю. А с чего она должна быть? И зачем?

- Чтобы пожалели…
- Но для этого не надо ведь впадать в депрессию. Надо просто сказать близкому человеку: "Мне плохо, пожалей меня".

- А мы очень боимся просить.
- Мне кажется, ничего земного не надо бояться! Если ты делаешь все верно, искренне и правильно, то удача будет на твоей стороне. Не оскудеет рука дающего.

- А боязнь получить отказ?
- И что? Мир рухнет? Ничего страшного ведь не случится! Мир не обязательно должен развиваться по тому сценарию, что мы себе написали. Условно говоря, есть два человека: один представляет свою жизнь так, другой иначе. И вот каждый пытается переделать другого, чтобы тот вписался в его сценарий. Да не надо этого делать! Потому что мир вне зависимости от твоего сценария будет развиваться так, как развивается. А когда ты его примешь таким и поплывешь по течению, тебе это течение будет в помощь. Ты никогда не сможешь переменить мир. Ты разобьешься, а не он разобьется. А когда ты доверишься волнам, сэкономишь массу сил и нервов. Тогда ты максимально безболезненно проплывешь мимо, условно скажем, островочка, поймешь, что он не твой, и устремишься к своему. Не надо боятся этого, значит, там дальше что-то хорошее припасено для тебя. Женщины ведь гораздо мудрее мужчин, они тоньше, эмоциональней и, я уверен, прекрасно понимают все то, о чем я сейчас говорю. Но иногда и они запутываются в отношениях.

Оставим женщин и наши личные проблемы на секундочку, потому что у меня к Вам есть вопрос более глобальный, что ли: сейчас хотят запретить "фанеру". Как Вы к этому относитесь?
- Абсолютно никак. Потому что как, к примеру, можно запретить таракану ходить на кухню? Это борьба с тенью, а не борьба с причиной. Это всего-навсего шум, пытающийся убедить нас: да, мы что-то делаем. Но вопрос не в этом: личности, которая делает музыку, никакая "фанера" никогда не понадобится! Я не могу себе представить Шаляпина, поющего под фонограмму. Даже если бы ему это навязывали, он бы все равно отказался. А когда человек не имеет голоса, а только открывает рот… Не фонограмму надо запрещать, нет… Но однажды придут новые люди, с хорошими чистыми голосами. И тогда этот вопрос сам отпадет. А сейчас это война одних умников с другими гениями.

- А почему сейчас на сцену трудно пробиться людям с потрясающими голосами?
- Не в этом дело. Голос не является критерием. Его можно потерять, а можно развить путем серьезных занятий. Если тебе изначально что-то дано, то ты можешь это развивать. Уже упомянутый Шаляпин имел потрясающий голос. А Марк Бернес, исполнивший "Темную ночь", не имел такого мощного голоса по сравнению с Федором Ивановичем. Но он одной этой песней донес всю горечь войны, боль и вместе с тем любовь, рассказ о настоящих мужчине и женщине, наконец, донес ощущение всей эпохи… Это главное!
А "Yesterday"? Пол Маккартни - великий певец?
Голос исполнителя - всего лишь инструмент. Понимаете, если у меня есть золотой "Паркер", это не значит, что я великий писатель. Если мне подарили хорошие кисти и краски - не факт, что я нарисую нечто прекрасное. Так и тут. Как я говорю, артистом можешь ты не быть, а Человеком быть обязан. Культурным и высокоразвитым.

А одно из понятий культуры - это отсутствие пошлости. Вот там, где пошлость, нет культуры. Для культурного человека пошлость противоестественна. Он даже никогда не будет ругаться матом и впадать в цинизм. Так и у исполнителя не в голосе дело, а в его внутренней начинке - личности. Тогда он будет точно знать, как донести до человека эти слова и положить ему их в душу. В этом есть основа служения Музыке.

- К вопросу о мате и пошлости: а книги Эдуарда Лимонова вы считаете литературой?
- Конечно, нет. Может, я кого-то и расстрою, но литература, живопись, музыка всегда служат единственному - созиданию. Люди, которые остаются в памяти народа, будь то художники, писатели, ученые, философы, все до одного были верующими. А это исключает пошлость в любом ее проявлении. Все они, условно говоря, заглядывали за забор нашей суетной жизни и своими творениями показывали, как там. Чтобы дать нам крылья и разъяснить: раз там так хорошо, значит, всем нужно туда стремиться.

- Тогда спрошу про Паоло Коэльо или Дэна Брауна?
- Я, когда все начали повально увлекаться Коэльо, открыл ради интереса его "Пятую гору". И нашел для себя массу полезного в предисловии. Там автор рассказывает, что однажды он лег спать в убеждении, что к тридцати годам он достиг пика своей карьеры. Он работал художественным директором студии CBS в Бразилии. В ту ночь он окончательно решил отказаться от своей мечты - быть писателем. Он был убежден, что, хотя его жизнь пошла по-другому пути, она не стала менее интересной, и в мире музыки его ожидало блестящее будущее. Но, как только автор проснулся, раздался телефонный звонок: это был президент компании. Из слов босса стало ясно, что его только что уволили без всяких объяснений".
И дальше Коэльо рассуждает: "Одни события происходят в нашей жизни для того, чтобы вернуть нас на истинный путь Судьбы. Другие нужны для того, чтобы мы применили в жизни свои познания. А некоторые события призваны научить нас". Все в этом мире правильно устроено. И чья-то верная рука всегда ведет человека по жизни, указывая, что твое, а что нет.
Вот это я запомнил. И с этим согласен. А "Пятую гору" я так и не дочитал, потому что понял, что это вольный пересказ Коэльо книги Иова. А в данном случае я всегда сторонник того, чтобы знакомиться с первоисточником, а не его переложением. Первоисточник выверен тысячелетиями. Всеми нашими предками, кровь которых в нас течет. Вот его и надо читать, потому что он глубже и интереснее, а любой пересказ невольно всегда будет иметь некий вирус. А в каноническом тексте каждое слово имеет значение. Слово - это буква, а буквы - это символы. Это же код, зашифрованный в словах! В этом разница молитвы и заклинания. Молитва ведет к свету, а заклинание наоборот.
Что касается Коэльо, то, с одной стороны, можно понять, что он популяризует библейские тексты. И, почитав его, кто-то придет к Вере. Но с другой стороны, лучше все-таки открыть первоисточник! Потому что генетически модифицированное яблоко вроде бы похоже на яблоко, оно больше, ярче, красивей. Но чтобы получить удовольствие, лучше съесть обычное яблоко, пусть немного сморщенное, но полное витаминов.

А еще такой вопрос: есть ли на российской сцене артисты, про которых можно сказать: у человека были колоссальные возможности, а он(а) их не использовал (а).
- Конечно! Читайте притчу о таланте, который зарыли в землю. Человек отличается от животного очень важным, но и очень опасным критерием, - возможностью выбора. Поэтому многие из нас, видя перед собой тернистую тропинку, извиллистую и опасную, и другую - расчищенную, широкую, приглядную, выбирают вторую и направляются по ней. А там на какой-нибудь из солнечных полянок их жарят на костерочке.

Сцена - это тяжелейшее испытание. Медные трубы, которые калечат и сносят голову. Представляете, он вдруг стал известным? У него появились фанаты. К нему пришла слава. Он стал обладать некой властью. Появились деньги. Это ж такой коктейль, который далеко не каждому под силу "выпить"! Не случайно медные трубы стоят последними при перечислении: огонь, вода…

Опять-таки, это вопрос личности. Отсутствия правильного воспитания. Когда человека штормит, но у него есть этот стержень - правильное воспитание - он выстоит. Когда этого стержня нет - сломается. Поэтому очень важны основы правильного воспитания.

- А как это?
- А "инструкция по пользованию человеком" давно выработана, только мы про нее частенько забываем. Мы с удовольствием читаем инструкцию, как пользоваться телефоном, компьютером или пылесосом, но инструкцию по пользованию человеком мы откидываем, считая, что сами с усами...

- Вы говорите о Библии?
- Конечно. Там очень конкретно все написано: сделаешь это - получишь это… Правда, есть люди, которые по слабости своей, по неразумению, одержимости чем-то совершают какие-то проступки. Но поступки - не есть люди. Потому что-то кто-то по незнанию своему делает определенный выбор и "вляпывается"… А мы ведь не можем про простудившегося человека говорить, что он больной на всю жизнь, условно говоря? Мы знаем, что в данный момент у него грипп, но он выздоровеет и все будет хорошо. Просто сейчас мы видим его сиюминутное состояние, его нездоровье. Так же и с другими людьми: сегодня они сделали что-то нехорошее, а завтра опомнились и исправили свою ошибку. Мы ведь оглядываемся назад и вспоминаем: "ой, а какую глупость я сделал в школе… неужели это был я? Таким балбесом?"

А если какой-то человек умышленно мне или Вам сделал что-то нехорошее. Мы его простили, он второй раз "наследил", третий… Зло не может быть безнаказанным!
- Сорок сорока. Прощайте, конечно же! Точно так же поступайте, как с больным человеком, которого я приводил в пример: пожалейте его. Ведь духовные болезни (не душевные) градусником не меряются. Рано или поздно к тому человеку придет раскаянье. К этому надо относится с пониманием. Дать его душе залечиться от слабости своей. Мы, что ли, без греха, чтобы кидать в него камнями? Любите людей. Любовь абсолютно все лечит. Она все побеждает.

Фотогалерея Александра Шульгин а

Они общаются как две подружки: просто, легко, с улыбкой и определенной долей иронии по отношению друг к другу. А 17 декабря им предстоит вместе выйти на сцену Государственного Кремлёвского дворца в большом семейном концерте.

Фотография: IVStudio

Валерия и Анна Шульгина - счастливый пример гармонии в отношениях матери и дочери. Что это: правильное воспитание? гены? Думаю, и то и другое. Глядя на них, чувствуешь, что исчезают все возрастные границы, и это важный штрих к совместному портрету Валерии и Ани.

К огда мы с Иосифом Пригожиным договаривались о нашей с вами, дорогие девушки, встрече, он сказал, что Аня сейчас занята даже больше, чем мама. Меня это очень заинтриговало.

Валерия: Аня участвует в проекте «Точь-в-точь» на Первом канале и всё свое время отдает ему.

Аня: На самом деле я очень рада, что у меня практически нет свободного времени. За два месяца случился один выходной, который я посвятила генеральной уборке квартиры.

Похвально, Аня, что свою квартиру ты убираешь сама. Кстати, еще год назад ты жила с мамой, и она показывала мне твою девичью комнату, довольно маленькую, похожую на пенал. А когда ты стала жить отдельно?

А.: Переехала летом, в свой день рождения. Лучший подарок самой себе, наверное, трудно придумать!

В.: Аня бы и в десятилетнем возрасте отделилась, уже тогда она рвалась быть самостоятельной. А впервые попробовала жить отдельно, когда ей исполнилось семнадцать.

А.: Ну, я тогда не одна жила, а делила съемную квартиру с совершеннолетней подружкой.

«В ответ я начала вести себя очень дерзко. Это была самозащита. Но эта дерзость не обошла стороной и близких»

А одну Аню в таком возрасте ты, Лера, не отпустила бы?

В.: Знаешь, отпустила бы. Меня мама с пятнадцати лет отпускала куда угодно. Я была «благонадежной». Хотя, конечно, Аня прошла сложный период, лет в двенадцать-тринадцать. Она была… такая вся, на протесте.

С чем был связан этот протест?

А.: Как-то всё накопилось. Я перешла из своей любимой школы в другую, которая расположена ближе к дому. Там меня не воспринимали ни одноклассники, ни педагоги. Прессовали за то, что я дочь известной артистки. Педагоги в открытую издевались. Учительница физики, например, вызывала меня к доске и, не дождавшись моего ответа на вопрос, говорила что-то вроде: «Конечно, у тебя же мама известная, зачем тебе вообще учиться?»

Какой ужас! Это же так непедагогично.

И конечно, в ответ я начала вести себя очень дерзко. Это была самозащита. Но эта дерзость не обошла стороной и близких. Я считала, что родители виноваты в том, что я не такая, как все: почему меня вечно выделяют, и только со знаком минус?

Ты, Валерия, пыталась помочь дочери, как-то успокоить ее? Или времени на это у тебя не было?

В.: В тот период у меня действительно было очень мало свободного времени. Да и я, если честно, не понимала, что с Аней происходит. Списывала всё на переходный возраст.

А.: В твоем детстве, мама, не было такой адской вещи, как Интернет. Он уничтожает человека, там дозволено абсолютно всё, ты можешь писать что хочешь - анонимно, не анонимно. Мне даже угрожали через Интернет!

А были попытки сбежать из дома? Мол, нигде нет сочувствия.

А.: Естественно, меня даже сажали под домашний арест. Но я всё равно находила способы вырваться. Говорила, например, что решила заняться черчением: два-три раза схожу на занятия, а потом просто гуляю. Ко мне и охрану приставляли, но я от нее убегала.

В.: Аня всех охранников проверяла на прочность.

А.: Теперь я понимаю, что родители таким образом хотели меня защитить. Но на самом деле это делало меня еще более одиозной фигурой, я еще больше выделялась на общем фоне. Помню, пошла с парнем на первое свидание в кино, а рядом охранник. Никакой личной жизни! Потом родители начали потихоньку сдавать позиции: «Охранник проводит тебя только до школы. Хорошо, он будет просто следить за тобой со стороны».

В.: Ну что, Аня, расскажем Вадиму, как и почему мы додумались до охраны?

А.: Расскажи.

В.: Мы отправили Аню учиться в Швейцарию. Проучившись там год, она приехала домой на каникулы. На день рождения мы подарили ей дорогущий телефон, очень крутой, чтобы она порадовалась. Она заслужила: хорошо закончила учебный год. И вот за день до отъезда обратно в Швейцарию происходит следующее: десять часов вечера - Ани нет, одиннадцать - тоже нет. Звоню ей - телефон заблокирован. Я, в слезах, обзваниваю ее подруг. Они все, как оказалось, были дома. Что я должна была подумать в той ситуации?! Вдруг раздается звонок в дверь, влетает Аня: тушь размазана по всему лицу, от нее пахнет алкоголем, сигаретами, она рыдает. Первый раз случилось такое. Я, конечно, не била ее, просто дала ей легкую пощечину.

А.: Мне тогда было очень обидно.

В.: А ты представляешь, Вадим, в каком я была трансе? Думаю: господи, и это мой ребенок?! И я сказала ей: «Знаешь что, моя дорогая, завтра ты не едешь в Швейцарию». Я собиралась тогда в тур и взяла Аню с собой, она замечательно объездила со мной всю Украину. По возвращении Аня стала заниматься с репетиторами уже дома. И как раз с этого момента появилась в нашей жизни охрана. А виновата в этом ее собственная глупость. Потом за полгода произошло некое отрезвление. Помню, у меня брали какое-то интервью, журналист захотел пообщаться с детьми, меня попросили выйти из комнаты, но я всё равно услышала слова Ани. Она сказала: «Я очень благодарна маме за то, что она поставила меня на правильные рельсы».

Ты искренне это говорила, Аня?

А.: Мама всё сделала правильно. В моей ситуации другого выхода не было. Я устала быть не такой, как все, я чувствовала себя одинокой, от этого всего спасали пьянки-гулянки. Так что мама, можно сказать, спасла меня.

Скажите, девочки, а когда у вас произошло внутреннее сближение?

В.: Знаешь, когда я посмотрела на нее другими глазами? Аня была в одиннадцатом классе, тогда она начала делиться со мной своими секретами на личную тему. И однажды Аня сказала такую мудрую вещь - я просто рот открыла от удивления. Она рассказывала про мальчика, с которым у нее были сложные отношения. Они вроде и дружили, но у Ани были чувства к другому парню, с которым рассталась.

Прямо какая-то «Санта-Барбара».

И она с этим своим другом проводила очень много времени. Я говорю: «Ань, ты знаешь, очень странно: у него есть девушка, а он всё время с тобой. Я не верю в дружбу между мальчиком и девочкой без какой-то личной подоплеки. Скажи, о чем вы с ним разговариваете?» Она отвечает: «Я ему говорю то, что он хочет услышать. Я говорю с ним про него».

А.: Я правда считаю, что в этом секрет личных отношений.

В.: А я тогда обомлела! Думаю, вот такая у меня уже взрослая девочка выросла, что-то соображает в отношениях.

Сейчас, Лера, ты контролируешь личную жизнь своей дочери?

В.: Я ее не контролирую, я ее принимаю.

Понятно. А если, допустим, Аня приведет в дом молодого человека, который тебе не понравится?

В.: Значит, таков ее выбор.

А.: Да я, наверное, и не послушаю маму.

В.: Ни один ребенок не послушает.

Аня, ты сейчас влюблена?

В.: Мы прекрасно ладим с ее молодым человеком. Хочу, чтобы моя девочка была счастлива. Она сейчас испытывает какой-то творческий подъем.

А.: Мой молодой человек меня вдохновляет. У нас не те отношения, в которых «муси-пуси». Мне нравится, что он может мне сказать что-то очень жестко, осечь, если я не права. Он тоже творческий человек, он мне помогает. Иногда даже отчитывает за то, что я как-то неправильно разговариваю с родителями. Говорю ему: «Не лезь в это дело». А он мне: «Я тебе желаю добра, позвони и извинись перед родителями, ты сейчас не права».

Аня, у тебя перед глазами, скажем так, не очень хороший пример отношений твоих мамы и папы. С родным отцом, Александром Шульгиным, ты, как я понимаю, вообще не общаешься.

А у тебя была такая потребность? Или, может, она есть и сейчас?

А.: Я в детстве была так зашугана отцом, что потом пришлось очень долго от этого отходить.

В.: Аня же самая старшая из моих детей, ей больше всего от папы досталось. Она видела все наши конфликты, ссоры, и это отражалось на ней.

А.: Благодаря той ситуации я раньше повзрослела. Я, можно сказать, стала более мудрой. Когда я была маленькой, мы сбежали с братьями и мамой на ее родину, в Аткарск. И даже там я испытывала страх по отношению к этому человеку, я отвыкла от него. Но ненависти у меня нет.

В.: Как и у меня.

А.: Вот представьте, Вадим, мимо пройдет посторонний человек, вы же к нему никаких чувств не будете испытывать. Отец когда-нибудь «проходил мимо»?

В.: Проходил недавно, и мне было безразлично.

А.: А мне было смешно и неприятно одновременно. Мы встретились на мероприятии в рамках одной из недель моды. Мы стояли компанией, он прошел и так посмотрел... оценивающе, будто девицу какую-то оценивает - сверху вниз… Ну посмотри ты на дочь с удивлением, с умилением, с испугом, но точно не таким взглядом. После этого я поняла, что, наверное, боженька есть и он специально его от нас отвел.

Неужели отец никогда не пытался наладить с тобой отношения?

А.: Мне было лет пятнадцать-шестнадцать, когда на мою почту пришло письмо примерно следующего содержания: «Если ты не начнешь со мной общаться, то Бог тебя накажет и церковь от тебя откажется». Помнишь, мам, я тебе зачитывала это письмо, мы тогда были на отдыхе? Десять лет не общаться и начинать с угроз! Весьма мудро...

Ты можешь, Аня, сказать, что Иосиф Пригожин заменил тебе отца?

А.: Он стал для меня полноценным отцом. Для меня не существует понятия «биологический отец». Сделать ребенка для мужчины не проблема, а вот воспитать его… Иосиф занимался нами, обеспечивал нашу жизнь, мы получили образование, он всегда рядом с мамой. Он принял маму с тремя детьми. Он стал главой семьи.

Ты сразу нашла общий язык с Иосифом?

А.: Сначала я не понимала, какие у них с мамой отношения. Думала, что он просто мамин партнер по работе. Иосиф приезжал в Аткарск знакомиться с нами, но не было такого, чтобы они сели и сказали: «Дети, у нас роман». Если бабушка о чем-то и догадывалась, то мы не понимали, что происходит. Более того, даже когда мы стали жить все вместе, я и не думала о них как о паре. И в один прекрасный момент, помню, мама мне сообщает, что такого-то числа свадьба. Возможно, я сама не хотела принимать эту ситуацию, думать о ней, допускать такое развитие событий.

Ты не хотела маму ни с кем делить?

А.: Понимаете, когда ребенок с самого детства лишен полноценного общения с мамой, которая всё время гастролирует, а тут у него появляются два года, в Аткарске, которые он всё время проводит с мамой, с бабушкой, с дедушкой. Мама же тогда вообще не выступала. Она могла сделать со мной уроки, неторопливо поговорить… И вот появляется мужчина. Я его не знаю. А вдруг всё снова повторится, как с моим отцом? Я тогда с подозрением смотрела на всех мужчин. У меня была жуткая депрессия. Я втихаря что-то там рисовала, как-то раз один рисунок показала маме. И что там было изображено?

А.: Мои братья Арсений и Тёма, крестная, мама, Иосиф - все такие веселые, а я стою отдельно и плачу. И нас разделяет молния.

В.: Вообще этого не помню.

А.: Я показывала тебе. А ты отреагировала: «Ой, какие глупости».

В.: Я однажды сказала: «Ань, в нашей семье появился новый человек. Это не означает, что он меня от вас заберет. Это не значит, что я буду любить тебя меньше, а только означает, что тебя будут любить на одного человека больше». После этого разговора лед тронулся - в Ане что-то поменялось.

А.: Нет, мам, поменялось не после этого разговора. Просто со временем до меня дошло, что любая нормальная мать - а у меня отличная мать - в любых ситуациях выберет детей. Кроме того, я поняла, что мама банально должна быть счастливой. Я сама распутала все узелки. И это, конечно, не двухдневная работа. Мне потребовалось около года.

Видишь, Лера, в своем женском счастье ты несколько иначе, чем оказалось на деле, воспринимала переживания дочери. Теперь о другом. В какой момент Аня определилась с будущей профессией?

А.: Я человек мятущийся, очень эмоциональный. Я живу в своем собственном мире и не могу до конца понять, кто я на самом деле. Меня всегда тянуло в творческую сторону, мне нравилось быть на публике.

В.: Аня закулисный ребенок. Бабушка, дедушка, мама - музыканты. Когда ей было лет десять, она потрясающе ставила танцы, занималась вокалом, фортепиано.

А как пришла идея поступать на актерский в Щукинское училище?

А.: Сначала я хотела поступать в Щепку на курс Василия Бочкарёва. Пришла к нему на прослушивание, он спрашивает: «Сколько тебе лет?» Говорю: «Пятнадцать». «Слушай, ну ты давай повзрослей, - говорит он, - и приходи через годик, мы тебя без экзаменов возьмем». Я так расстроилась, обиделась на него. Перед выходом крикнула с отчаянием: «Бочкарёв - правильное пиво!» (как раз тогда постоянно крутили рекламу с этими словами) - и захлопнула дверь.

В.: Кошмар какой! Я этого не знала.

А.: Мне самой сейчас стыдно, что я так сказала. А в Щуку я поступала сразу к нескольким мастерам. В итоге училась у Любимцева Павла Евгеньевича.

В институте за тобой тоже тянулся шлейф знаменитой семьи?

А.: К сожалению, да. Одна женщина-педагог из-за своей собственной нереализованности постоянно срывалась на нас, студентов. Мне, например, она могла сказать следующее: «Ты никому не нужна, тебя в театр не возьмут, а в кино и подавно».

В.: Особо «умные» педагоги говорили ей: «Посмотри, какая у тебя мама худая, а ты в кого такая?» Ужас.

А.: Когда я была на первом курсе, умер дедушка. Я очень тяжело это переживала, болячки полезли, я была сломлена. На следующий день после похорон пошла в институт, буквально заставляла себя работать. Педагог спросил: «Почему тебя вчера не было?» При этом он знал почему, просто провоцировал меня на негативные эмоции. Потом он добавил, что мои личные проблемы не повод отсутствовать на занятиях. Мне кажется, Аня, подобные вещи могут не только вызывать боль и обиду, но и закалять характер.

А.: Конечно. Как видите, педагогам не удалось меня сломать, даже несмотря на то, что в какой-то момент я была на грани.

Сейчас ты встала на путь певицы. Тебя не пугают сравнения с мамой, что, впрочем, вполне естественно?

В.: Можно я скажу? На самом деле Аня сама запуталась в том, кто она сейчас: певица, актриса, телеведущая. После окончания института она начала ходить на бесконечные кастинги, ее утвердили на главные роли в двух фильмах. В прошлом году она должна была уехать сниматься на полгода в Таиланд, потом в Киев. Проект заморозили. Образовалась пустота. Аня девушка активная, она не может сидеть на одном месте. Стала много заниматься вокалом, поймала, как говорится, волну, стала выкладывать свои музыкальные эксперименты в Instagram.

А.: И в Instagram меня нашел мой бывший однокурсник, которого отчислили еще на первом курсе, мы не виделись лет пять-шесть. Он мне написал: «Слушай, у нас есть творческая команда. Давай запишем вместе песню?» А что я теряю? И всё получилось! Я продолжила выкладывать записи, были репосты, я понимала, что людям это интересно. Да я и сама вошла во вкус. Почему мне, если у меня есть данные, не развить эту сторону? Это же мышцы, это как физкультура: хочешь сесть на шпагат - давай! Я ходила на вокальные занятия к педагогу, каждый день выла и выла, вырабатывала свои какие-то фишки, слушала американских исполнителей, как они переходят на фальцет, и так далее.

Кстати, Аня, а почему ты не брала уроки вокала у мамы?

А.: Я не могу с мамой заниматься. Мне сложно воспринимать ее как педагога. Да и ошибаться мне при ней стыдно.

В.: Я Аню прекрасно понимаю. Моя мама - опытнейший педагог с консерваторским образованием. Она не взяла меня к себе в музыкальной школе, а отдала своей ученице.

Я смотрю на вас и понимаю, насколько вы похожи и по характеру, и по темпераменту.

В.: Это правда. Понимаешь, Аня у нас такая русская красавица. Милашка, душка, лапочка. Глядя на нее, многие так и думают. А внутри у этой Алёнушки столько всего: и Баба-яга, и рыцарь. (Улыбается .)

А.: Я ни в коем случае не девочка-одуванчик, которая прячется за мамину юбку. Все думают, если у тебя мама - ангел, ты должна быть такой же. Я родилась не такой, простите, и не хочу ни под кого подстраиваться.

А мама что, ангел? По-моему, у нее ярко выраженный бойцовский характер.

А.: Мама мудрая, спокойная, нежная. (Улыбается. )

В.: Конечно же, я не спокойная. Но мне досталась крепкая нервная система. Все мои страсти бурлят внутри, я не выплескиваю на других свои проблемы.

А.: Если мама может спокойно реагировать на несправедливость, то я - нет. Если тронут мою семью, я вежливо отвечать не буду. Мама дипломат, а во мне вспыльчивость от Иосифа.

В.: Да-да, она в Иосифа. А у меня другое: я терплю-терплю, а потом если взрываюсь, то лучше всем сразу расходиться.

В общем, обе вы ураган!.. Лера, скажи, ты когда-нибудь испытывала чувство вины перед детьми, что в свое время уделяла им слишком мало внимания?

Знаешь, Вадим, нам было так хорошо, комфортно, когда мы жили все вместе в Аткарске. Моя мама с удовольствием вспоминает тот период как самые счастливые годы в своей жизни. Она говорит: «Я тогда обрела не только дочь, но и внуков». Мы жили в любви, в полнейшей гармонии, несмотря на то, что условия были далеки от идеальных. И вот тогда я Ане говорила: «Зайка моя, представляешь, как хорошо, что мы рядом. Ты бы хотела, чтобы мама всегда была рядом?» Аня, помню, мне тогда ответила: «Да. Конечно, я бы хотела, чтобы ты была с нами. Но я хотела бы, чтобы ты еще и пела». Детям важно гордиться своими родителями. Вообще хочу сказать, это так здорово, когда в семье много детей. Они все разные, у каждого свой путь. Но это уже другое поколение, они по-другому воспринимают этот мир, по-другому воспринимают искусство. Я у них многому учусь. Стараюсь смотреть на эту жизнь и их глазами тоже. Возможно, благодаря им мне удается сохранять творческую активность. Удается оставаться нужной.

Стиль: Ирина Миронова

Макияж: Юрий Столяров/Maybelline New York

Прически: Евгений Грибов

Благодарим студии цветов paperpoms.ru и paperflowers.ru за помощь в организации съемки

Продюсеру Александру ШУЛЬГИНУ, которому 25 августа исполняется 40 лет, всегда катастрофически не везло. Когда-то он рискнул выпустить первые альбомы никому не известных «Мумий Тролля», «Иванушек» и Натали. Но, став звездами, они сразу же кинули его («ЭГ» № 41, 1999). Потом на пике успеха от Шульгина со скандалом ушла его главная «звезда» - жена и мать его троих детей Валерия. Олег МИТЯЕВ и вдова Юрия ВИЗБОРА, авторскими правами которых он управлял, подали на него в суд за обман. А начинающая певица Анастасия ШИРОКОВА, которую Александр взялся продюсировать после ухода Валерии, обвинила его в растрате $500 000, выделенных спонсорами на ее раскрутку («ЭГ» № 38, 2003). Когда после всего этого Первый канал доверил Шульгину продюсировать «Фабрику звезд-3», многие предрекали неприятности. И оказались правы…

Несмотря на то что по рейтингу и количеству хитов шульгинская «Фабрика» превзошла все остальные, ни выпуска официального альбома, ни гастрольного тура по окончании телетрансляции почему-то не последовало. «Фабриканты» начали роптать в кулуарах, что Шульгин, мол, их бросил, да еще мешает использовать в репертуаре «фабричные» песни, оформив себя их соавтором. А вскоре было объявлено, что вместо него дальнейшим продюсированием «Фабрики звезд-3» будет заниматься глава подконтрольной Первому каналу компании «Реал Рекордс» Иосиф Пригожин . По странному совпадению, ранее ставший новым продюсером и мужем Валерии .

Стращал раскаленным утюгом

Плачевно завершился и распиаренный роман Шульгина с «фабриканткой» Юлией Михальчик , которой он сделал предложение прямо во время финального «фабричного» концерта. После совместной поездки в Египет они внезапно расстались. А подписав контракт с «Реалом», Юля принялась рассказывать в интервью, что он издевался над ней, как в свое время над Валерией. Причем с каждым разом ее рассказы становились все более чудовищными. Если сначала Михальчик ставила Шульгину в вину лишь то, что он швырнул в нее зубной щеткой и «хотел ударить», то, если верить ее последним интервью, экс-жених уже колотил ее чуть ли не каждый день, стращал раскаленным утюгом, а заодно бросался с кулаками на других «фабрикантов».

Это страшный человек, - жаловалась Юлия журналистам. - С виду - белый и пушистый, добренький, сентиментальный. А когда вокруг нет телекамер, вообще людей - он превращается в зверя. Мне стыдно за те интервью, что я давала вместе с ним. Но он заставлял меня врать. И про скорую свадьбу, и про совместный альбом, и даже про наши «чисто платонические отношения». Потом, когда мы познакомились с Валерией, она меня долго жалела: «Господи, маленькая девочка, как много ты перенесла. Ведь я же не могла тебя предупредить, какое это чудовище!»

Пять процентов правды

По правде говоря, происходящее вокруг третьей «Фабрики» выглядело несколько странновато. В надежде прояснить ситуацию я обратился к самому Александру Шульгину.

Приняв от руководства Первого канала и телекомпании «ВИД», производителя «Фабрики звезд-3», предложение стать музыкальным продюсером этого телепроекта, я не заключал с ними никаких контрактов, - поведал мне Александр Валерьевич. - Для меня было достаточно слова их руководителей (имеются в виду Константин Эрнст и его супруга Лариса Синельщикова. - М.Ф. ). Мне обещали, что они непременно со мной встретятся, чтобы обсудить детали моего дальнейшего участия в проекте. Предполагалось, что «Реал Рекордс» будет заниматься только организацией гастролей, а творческой частью по-прежнему я. Увы, встречи до сих пор не произошло. Но я не считаю, что меня кинули. Люди, занимающие эти посты, весьма заняты. Тому, что «фабриканты» в концертах поют мои песни и используют произведенные мной фонограммы, я никак не препятствую. Вопросы же об авторских отчислениях, уверен, решатся позже. Было много предложений по выпуску альбомов «Фабрики-3»: за три альбома оригинальных песен и один «best» из трех гарантировали семизначную сумму. Но мне сказали, что выпуск альбомов возможен только через «Реал Рекордс». А на «Реале» как-то никто не шевелился. Что же касается интервью Юли Михальчик… Не думаю, что она сама придумала про все эти избиения. Она уже заявила в Интернете, общаясь с фанатами, что во всех этих страшилках лишь пять процентов правды, газеты, мол, все переврали. Думаю, это нужно Юле для рекламы, и я на нее не в обиде.

Новые слова «Котенка»

Хоть Шульгин и уверял, что обманутым себя не считает, из его рассказа недвусмысленно следовало, что его как раз самым банальным образом кинули. Не очень понятно было только одно - почему же с ним так некрасиво поступили?

Никаких официальных комментариев по поводу Шульгина со стороны нашей компании в принципе быть не может, - огорошила меня пресс-атташе «Реал Рекордс» Мария Веснина. - «Фабрика» пришла к нам уже готовым проектом, и в историю их взаимоотношений с Шульгиным мы не вдавались. Да, интервью Михальчик про Шульгина делались под нашим контролем и публиковались с нашего одобрения. Но это не была официальная точка зрения нашей компании. Могу вас заверить, что в сольном альбоме Никиты Малинина , который мы скоро выпускаем, не будет ни одной песни, написанной Шульгиным. Как и в записи альбомов Руслана Курика и Юли Михальчик. Единственное, в альбоме Малинина выйдет ремикс «Котенка» - музыка-то там все-таки его. Шульгин имел отношение и к словам. Но сейчас Никита написал новые слова. И полностью поменял в музыке всю ритмическую сетку и бас. Так что эта версия «Котенка» не имеет ничего общего с той, которая была записана Шульгиным…

Широкова осталась на бобах

Просто вендетта какая-то со стороны «Реала» в отношении Шульгина! Неужели глава этой компании Пригожин мстит бывшему «мужу-извергу» своей нынешней супруги Валерии, с которой Иосиф оформил брак явно в рекламных целях?! Не очень-то верится… И тут меня внезапно осенило.

Возможное объяснение подсказала незадачливая подопечная Шульгина Анастасия Широкова . Еще полтора года назад она поведала мне, что Иосиф предлагал ей свои продюсерские услуги задолго до Александра. Но с условием, что Широкова найдет деньги. Они вскоре нашлись, да какие - $500 тысяч давали под нее спонсоры! Но девушка Пригожину предпочла Шульгина… Соответственно, возвращение Валерии на сцену и подстава с «Фабрикой звезд-3» могли быть банальной местью Пригожина за эти злосчастные полмиллиона.

Я наивно думала, что мои песни мгновенно зазвучат на всех каналах, - рассказала мне Анастасия. - Но реальный процесс оказался более долгим и трудным. Я забеспокоилась. Начала ходить к знакомым продюсерам и спрашивать совета. Обратилась и к Пригожину. Как со старым другом поделилась с ним сокровенными переживаниями. А он сразу начал рассказывать во всех интервью, что Шульгин меня кинул. Ладно бы Иосиф действительно хотел мне чем-то помочь. Но он и не собирался мной заниматься. В его планах тогда уже стояла Валерия. Иосиф просто использовал мою ситуацию для ее раскрутки. Мол, смотрите, какой ее бывший муж плохой, вот и Широкову он тоже обижает.

Кстати

После того как Первый канал не дал Игорю Крутому прямой эфир для трансляции из Юрмалы его конкурса «Новая волна», под крыло Пригожина, по слухам, поспешили перебраться и некоторые участники «Фабрики звезд-4», которую продюсировал Игорь Яковлевич. В их числе называют, в частности, Стаса Пьеху, сбежавшего с «Новой волны» под предлогом болезни, и Ксению Ларину, вообще до Юрмалы не доехавшую. А потом заявившую в интервью, что подручные Крутого запрещали ей участвовать в «Последнем герое-5», отобрали у нее загранпаспорт и ей пришлось спасаться от них бегством.

Наша справка
ВАЛЕРИЯ родилась в Аткарске Саратовской области. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, в 1990 году получила диплом об окончании Музыкальной академии им. Гнесиных по классу эстрадного вокала. В 1989 году познакомилась с Александром Шульгиным, а в 1993 году он стал ее супругом. В 1992 году вышел первый альбом певицы The Taiga Symphony, в работе над которым приняли участие музыканты, сотрудничавшие с группами Pet Shop Boys, Dire Straits, Pink Floyd, а также Московский государственный симфонический оркестр п/у Павла Когана. По заказу английской фирмы "Олимпия диск" в начале девяностых Валерия записала альбом русских романсов "Побудь со мною". В перерывах между записью альбомов "Анна" (1995), "Фамилия, часть 1"(1997), "Первый интернет-альбом" (2000), "Глаза цвета неба" (2001) родила троих детей - Анну, Артема и Арсения.

В ИЮЛЕ и августе у певицы Валерии еще три суда с бывшим мужем. Чего добивается отчаявшаяся женщина и почему она это делает?

ЛЕРА, я до сих пор отказываюсь верить в чудовищную правду о твоей жизни. Но, насколько я понимаю, ваш разрыв назревал давно?

Прожив с мужем несколько месяцев, я поняла, что попала в западню. Он меня до такой степени запугал, что я боялась что-либо предпринимать. У меня не было связи ни с родственниками, ни с друзьями. Все, что было в моей жизни до встречи с ним, было стерто. Ему, видимо, не хотелось, чтобы люди знали, что до него у меня уже были какие-то профессиональные заделы (окончила институт, была солисткой оркестра Театра эстрады, участвовала в "Песне года"). И если не Шульгин, то кто-то другой возник бы обязательно. Но ему хотелось представить эту историю так: жила-была неумытая Золушка, затем в ее жизни появился он, умыл ее, приодел и выпустил на сцену.

Справедливости ради стоит сказать, что Шульгин многое сделал для твоей популярности.

Никто не умаляет его деловых качеств, коммерческого чутья, умения проводить рекламные кампании. Мне было интересно работать, особенно на первом этапе, когда делали проект "Тайга симфони". Шульгин не являлся в прямом смысле продюсером этого проекта, но создал ситуацию, при которой я попробовала свои силы в работе с именитыми музыкантами.

Он меня душил

Я ВСЕ понимаю, но почему именно сейчас, на пике популярности, ты решила все рассказать?

Лимит моего терпения исчерпан. Я подавала на развод два раза - три и полтора года назад. Уже тогда мне было все равно, как сложится моя артистическая карьера. Я должна была спасать свою жизнь и жизнь своих детей. Он ведь каждый раз умолял, нет, даже не умолял, а требовал забрать заявление, и я забирала. Когда в сентябре прошлого года перед концертами в ГЦКЗ "Россия" он стал меня просто душить, я сказала: "Все, это финальная точка". Но я не могла остановить это немедленно. На меня бы повесили недополученную прибыль, огромные суммы.

Три года назад ты уже пыталась развестись и в это же время вдруг рожаешь третьего ребенка. Где логика?

Я подавала на развод в тот момент, когда была беременна Сеней. Мы не жили вместе почти год, поэтому я рожала ребенка и Шульгин про это ничего не знал.

Но потом же все-таки вернулась?

Он же УМОЛЯЛ меня вернуться. Как раз тогда мы и заключили брачный контракт. Шульгин мне сказал: "Забери заявление и подожди полгода, вот увидишь, я исправлюсь, стану другим". По прошествии этого времени я поняла, что мне все же необходимо подать на развод, но тогда у нас закрутилась работа над новой программой. И остановить процесс сразу было невозможно. Я ждала момента.

Денег почти не давал

ИМУЩЕСТВО вы уже разделили?

Я подала апелляцию, чтобы окончательно дорешить наш имущественный спор. После первого суда мне достался дом в Подмосковье, а Шульгину все остальное: 7 квартир и офис в центре Москвы. Это нормально? Формально Шульгин оказался прав - все имущество оформлено на него. С того момента, когда мы подписали брачный контракт, у нас по документам предполагалось раздельное ведение хозяйства. На самом деле мы жили одной семьей. И при этом нигде не написано, что это я пахала по 200 концертов в год, а не он. Почти все это имущество было куплено в тот момент, когда я занималась гастрольным "чёсом".

Неужели все деньги получал Шульгин?

Все до копейки проходило через него. И даже те 25%, которые полагались мне по контракту, до меня не доходили. Они были только на бумаге. Он мне все время говорил: "Ну зачем тебе сейчас эти деньги? Ведь мы же все для семьи делаем".

Извини, но на руки ты сколько-то получала?

Ничего не получала. Если мне надо было на продукты, я просила каждый раз у него. Свободных денег у меня никогда не было.

А сейчас на что живешь?

В декабре, когда уже подала на развод, я поставила жесткое условие, и он мне впервые заплатил реальные деньги из расчета 25% за конец ноября, декабрь и половину января. На эти деньги и живу, потому что пока не работаю.

Даже алименты Шульгин не платит?

У нас было составлено алиментное соглашение, согласно которому он оплачивает 50% расходов на детей. То есть сначала я должна потратить деньги, потом расписать, на что они потрачены, и только потом он вернет мне половину.

Насколько я знаю, Шульгин не отказывается давать деньги на детей.

Он не отказывается. Но меня не устраивает ситуация - 50% от расходов. Более того, он открыл счет в банке на свое имя. Почему не на мое?! Нормальному человеку это понять невозможно.

Шульгин всегда говорил, что любит своих детей. Неужели к родным отпрыскам он относился так жестоко, как ты рассказываешь в прессе?

Он страшный человек. Я до сих пор не могу забыть, как нашего Артема укачало в машине и Шульгин так его ударил по лицу, что у ребенка ухо почернело. Мало того, Шульгин запер его в наказание в вольер с собакой, которую Тема очень боялся. Такое отношение к ребенку было с рождения - ему еще годика не было, а "любящий" папочка швырял его и говорил: "Кусок дерьма". Смотреть на это было невозможно, и сделать я ничего не могла. Я старалась как можно чаще отвозить его к своим родителям.

К другим детям он так же относился?

Старшая Аня какое-то время была у него на особом счету. Он ее баловал, по отношению к ней его жестокость не очень проявлялась. Больше всех досталось Теме, причем это началось, когда он был еще в утробе. Мои сломанные пальцы, отбитый позвоночник были обычным делом. Чего там говорить... беспредел!

Неужели за все совместные годы у тебя не осталось ни одного светлого воспоминания?

Он мне тоже постоянно говорил: "Ну что ты все одной краской мажешь?" Не было светлых пятен, честное слово! Никогда не было настоящей искренности, свободы... У нас в доме не было ни одной целой двери, он разбивал их кулаками. Разобьет дверь и говорит мне: "Это ты сделала". Когда ты ждешь, что тебя ударят, вот эта самая секунда перед ударом ужасна. И не важно, был удар или нет. Через неделю, даже через месяц, после того как тебя истязали, невозможно безмятежно улыбаться. И таких ситуаций было так много, что мне по сей день снятся кошмары. Либо он меня куда-то загоняет, вонзает ножи. Я просыпалась в холодном поту много-много лет.

Вонзил нож в колено

ЧТО, были и ножи?

Это вообще история за пределом понимания. Мы пролежали две недели с Анюткой в роддоме (были проблемы со здоровьем) и только выписались. Он как заботливый папашка накупил черной икры, мы сели за стол. При этом мы вспоминали что-то лирическое, личное, относящееся к первоначальному этапу нашей жизни. Он намазывает мне бутерброд с икрой, и вдруг ему показалось, что я что-то не то сказала. Он как держал нож, испачканный икрой и маслом, так и вонзил мне его в колено ни с того ни с сего. Фонтан крови, я от неожиданности даже крикнуть не могла. На следующий день из Германии приехали фотографы журнала "Космополитэн", чтобы сделать репортаж со мной из Звездного городка. Я, естественно, перед этим ночь не спала, ребенка пеленала, прыгая к нему на одной ноге. На съемку явилась, сильно хромая, с перебинтованным коленом. И Шульгин всем объяснил: "Это она консервы открывала и поранила ногу".

Забыть ЭТО НЕ МОГУ! Тем более когда человек, сделавший все ЭТО, продолжает в том же духе. Вместо того чтобы сказать: "Да, я виноват от начала и до конца". И сделать все, чтобы на этом этапе было проще нам и нашим детям.

Я не хотела ничего говорить, но не могу понять, для чего он все это начал? Развелись бы, как цивилизованные люди, и жил бы он себе спокойно. Никто бы о нем ничего не узнал. Но, наверное, он боялся, что рано или поздно я начну рассказывать, и первым начал все эти грязные газетные баталии. Если он хочет каких-то "рабочих" взаимоотношений, общаться со мной как с матерью общих детей (как он говорил на суде адвокату), то почему так нелогично себя ведет? Я объясняю себе это только одним: ему нужно сделать себе имя дополнительно и любым способом. "Иисус вошел в историю, его помнят, но точно так же помнят и Иуду", - говорил он часто.

Как дети переживают случившееся?

Дети сейчас живут другой жизнью. Они лишились страха. Как и любые нормальные люди, не испытывают потребности в этом страхе.

Они хотя бы спрашивают про папу?

Не спрашивают, они прекрасно все понимают. Они были свидетелями этого кошмара на протяжении всех лет нашей жизни. Аня первая, поэтому помнит больше. Сколько раз он избивал меня при ней, и она кричала: "Мамочка, мамочка! Папа, перестань!" Куда бы мы ни уезжали, в любой точке мира (Канны, Нью-Йорк) - везде был криминал. Поэтому дети абсолютно не переживают, что мы не вместе. Более того, он же сам рассказывал детям про квартиры, про то, что у каждого будет шикарная комната, даже мебель вместе с ними ездил выбирать. А получается, что жить в этих квартирах дети не могут и тоже понимают, что их обманули. Сейчас, правда, мне передают позицию Шульгина, который говорит: "Пожалуйста, пусть они живут в квартире". Но почему я должна жить в чужой квартире?!

То, что я рассказала, - всего лишь верхушка айсберга. Выдумать все это нельзя и забыть, к сожалению, - тоже. Знаю, что хуже, чем было, не будет. Слава богу, жива осталась, дети живы-здоровы. Есть время для нового разбега, есть силы жить дальше. Я уже начала жить свободно полгода назад.

P. S. Мы попросили Александра Шульгина опровергнуть или подтвердить слова бывшей супруги. И вот что он ответил: "Я много нового, особенно в последние месяцы, узнал о себе со страниц газет и журналов и, видимо, многое еще узнаю. Для меня же было и остается главным, чтобы у нее все было хорошо в жизни".