Понтийские греки: история и традиционная культура. Понтийские греки

Гришко Светлана Алексеевна – научный сотрудник музея 1970-90 годы.
Ведущая тема: «История заселения Геленджика. Понтийские греки».
Участник конференции «Понтийские греки» г.Пятигорск.
Автор публикаций о понтийских греках в сборнике «Вопросы истории понтийских греков в России»
в журнале «Краевед Черноморья» № 2, 2000 год, в местных СМИ.

Понтийские греки. Кто они?

История греческой диаспоры в России насчитывает тысячелетия, со времён греческой колонизации Северного Черноморья. Связь двух народов уходит глубокими корнями в историю. Русь, в большей мере, чем другие державы Европы, использовала в своих политических интересах традиции и моральный престиж Византийской империи. Династический брак Ивана III с Софьей Палеолог имел целью подкрепить притязании Руси на роль преемницы. В последствии, русские государи объявили себя прямыми наследниками Византии, а Москву провозгласили «Третьим Римом».

В истории различных государственных образований на территории России, Кавказа и Причерноморья греки сыграли выдающуюся культурно-творческую роль. Местами компактного проживания греков было Закавказье и Черноморское побережье Крыма, Кавказа.

Поселения греков на Черноморском побережье существовали ещё с античных времён, а вот «корни» греков (понтийцев), проживающих в настоящее время в Северной Греции, на Кубани и курорте Геленджик надо искать на Анатолийском побережье Турции. Там, в Малой Азии, на землях бывшей Трапезундской империи. В начале 20 годов XX века предпринимались попытки возродить греческое Понтийское государство, возникшее в 1 тысячелетии до нашей эры, после массовой миграции греков из перенаселённых городов – государств античной Греции на благодатные малоосвоенные земли за морем.

Первыми переселенцами были купцы и мореплаватели, которые не только наладили торговые связи, с местными племенами, но и основали небольшие поселения – колонии, со временем превратившиеся в процветающие города: Пантикопей (Керчь), Баты (Новороссийск), Горгиппия с Синдской Гаванью (Анапа). «…За Синской Гаванью (г. Анапа) народ керкеты. За керкетами народ тореты и эллинский город Торик с гаванью». Так писал о нашей местности древнегреческий географ Псевдо-Скилак а 4 веке до нашей эры.

Это одно из первых упоминаний о греческой колонии на берегу нашей бухты, хотя учёные предполагают, что эти сведения о Торике заимствованы Псевдо-Скилаком из труда Скилака Кариандского. Есть также предположения, что и до начала периода активной колонизации, греки использовали удобную бухту в качестве гавани для стоянки судов, проникая сюда, скорее всего не западным, а южным путём, чему способствовало морское течение. Да и возникновение города было не случайно; бухта соответствовала всем необходимым требованиям при определении места для нового поселения. Это условия безопасности, пригодные для земледелия почвы и наличие гавани для развития морских коммуникаций.

К моменту основания торговой колонии Торик (Торикос) на берегах Средиземного и Чёрного морей существовало большое количество городов-полисов (или колоний), которые в последствии объединились в царства. Вначале на берегах Малой Азии возникло Понтийское, а затем в Северном Причерноморье – Боспорское царство.

Понтийское государство, возникшее на развалинах империи Александра Македонского, в результате ряда захватнических войн покорило почти всю территорию Малой Азии, включая земли Колхиды. Большую роль в будущем развитии Понтийского царства играл г. Милеет – крупный ремесленный и торговый центр… От его причалов в VI веке до нашей эры уходили корабли с купцами и мореплавателями для освоения земель Северного Причерноморья, где в последствии, и было основано Боспорское Царство. На юго-восточной окраине царства располагался г. Торикос. Найденные в окрестностях Геленджика понтийские, боспорские монеты, большое количество фрагментов разнообразной греческой посуды, свидетельствуют о том, что город находился на оживлённом морском торговом пути и играл не последнюю роль. Население города занималось посреднической торговлей, рубкой и продажей леса, земледелием, рыболовством, охотой, и, по-видимому, ремесленным производством.

Здесь бы хотелось привести один факт: в античной Греции, на побережье Аттики существовал город с одноимённым названием – Торикос. Развалины этого античного города в Греции существуют и поныне, неподалёку находится современный город Торик, а рядом порт Лаврио. Такое совпадение даёт возможность предположить что своё название город получил не от местного племени «тореты», а скорее, наоборот. К тому же греческий Торикос был основан на один век раньше, в VII веке до нашей эры.

К большому сожалению, никаких других фактов, подтверждающих эту гипотезу нет и причин тому много. Но главная та, что наш античный Торикос практически полностью разрушен. Одна часть была затоплена морем, а другая уничтожена «благодаря» нерадивости и некомпетентности хозяйственников. И всё-таки, как свидетельствовал римский император Цицерон, все греческие колонии, возникшие на побережье Чёрного моря (а значит, и Торикос), представляли собой как бы кайму, подшитую к бескрайним просторам варварских полей.

В I веке до н.э. греческие колонии, Боспорское и Понтийское царство попадают под власть Римской империи. А через несколько веков (в IV веке до н.э.) империя распадается на 2 части: Западную (Римскую) и Восточную (Византию).

На протяжении столетий менялись названия государств, имена правителей, но связь (вначале только торговая, а в последствии, и динамическая) между северным и южным Причерноморьем сохранялась. Существует она и сейчас, правда только, в основном торговая.

В 1204 году под ударом крестоносцев Византийская империя пала. Но, по истечении времени, она стала вновь возрождаться. Теперь уже отдельными империями и среди них – Трапезундская.

Трапезундская империя занимала важное место в системе экономических и политических связей стран Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. С момента своего образования она была несколько обособлена по отношению к другим греческим государствам Малой Азии. В её власти находились крупнее порты, плодородные земли и богатые различными ископаемыми области на побережье Чёрного моря от Самсуна до Фасиа (река Риони).

Ядро Трапезундской империи составлял Трапезунд – крупный торговый и ремесленный центр. Источником богатств Трапезунда была торговля с Причерноморьем, Кавказом и Месопотамией.

В 1461 году в результате нашествия турецкой армии Трапезундская империя пала. Турецкое иго принесло неисчислимое бедствие греческому и другим народам, христианского вероисповедания. Гонения на христиан сопровождались резнёй. Спасаясь от физического уничтожения, основная масса населения переселяется в горы и на северное побережье Анатолии, т.е. в область древнего Понта Палемонийского.

Турецкое нашествие принесло беды не только народам южного Причерноморья, но и Северного. К этому времени из племён, населявших Черноморское побережье Кавказа, образовалась адыгейская народность. Но «лакомый кусочек» побережья Кавказа, притягивал к себе английских и турецких эмиссаров, да и Россия вела борьбу за выход к Чёрному морю. Очередная русско-турецкая война закончилась в 1829 году победой России и подписанием Адрианопольского договора. Для утверждения своей власти Россия строит на побережье укрепления (форпосты). Самое первое было построено в 1831 году на берегу нашей бухты и, хотя турецкие эмиссары подстрекали адыгов (черкесов) на военные действия, снабжая их английским оружием, взаимоотношения русских солдат и местного населения в большинстве своём, были доброжелательными. Адрианопольский мирный договор определил границы Греции.

Реакционная политика мусульманского духовенства Турции в отношении покорённых народов, боязнь полного физического уничтожения, заставила греков из Турции вновь обратиться за помощью к единоверной России. К этому времени (60-70 года XIX века) в России заканчиваются военные действии на Кавказе. Большая часть адыгов, поддавшись уговорам, уезжает в Турцию, оставшихся – насильно переселяют на Кубань. Но ещё долго в отдельных селениях жили адыгейские семьи. Поэтому названия некоторых населённых пунктов в окрестностях Геленджика, да и само название «Геленджик», сохранили адыгейские корни.

Итак, русский царизм, проводивший колониальную политику на Кавказе, решил проявить «гуманизм». Под предлогом защиты христианского населения Турции и боясь окончательной дискриминации в глазах еврейского общественного мнения, царское правительство даёт согласие на переселение греков в пределы Российской империи.

Такое согласие поднимало престиж России в христианском мире и давало возможность прослыть, с одной стороны, добрым защитником христиан, а с другой стороны – получить дешёвые рабочие руки. В результате правительственных мероприятий, на Кубань направляется официально организованный поток греков из Турции.

Указ царского правительства от 10 марта 1866 года дал возможность не только селиться в России турецкоподданным армянам и грекам, но и защищал их. Известно, что с целью переселения, управление наместника на Кавказе командировало в Турцию агронома Харистова для приглашения армян и греков.

На новых местах они продолжали вести привычный уклад жизни, сложившийся столетиями: держали домашний скот, выращивали табак, виноград. Греки сохранили язык (понтийский), диалект греческого языка и вероисповедание – православие.

Среди понтийцев были и принявшие турецкий язык (так называемые «урумы» – их поселения сохранились в Западной Грузии). Некоторая же часть греков изъяснялась на своеобразном языке, диалекте турецкого, но с большим количеством греческих слов.

В результате неудавшейся попытки образования греческой республики Понт на Анатолическом побережье Турции, новый поток переселенцев из Турции относится к 20-м годам прошлого столетия.

В 1921 году был подписан договор Советской России с Турцией. Зафиксирована новая граница, по которой Карская область и другие районы отошли к Турции. В этом же году подписывается договор между Грецией и Турцией. Оба договора предусматривали право на обмен мирного населения. Но это было только на бумаге, ибо началось очередное жестокое истребление христиан и ещё один этап трагической истории греков-понтийцев.

Многие греки уезжали в Россию, с тем, чтобы затем перебраться в Грецию, но многие оседали на местах, ранее обжитых предшественниками.

До сих пор нет возможности установить, какое количество понтийцев переселилось в Россию и на Черноморское побережье Кавказа. Можно только отметить, что основных потоков переселенцев было два: после 1866 года и в 1920-21 годах. Однако, каждая война, будь то русско-турецкая или греко-турецкая, заставляла людей покидать родные места и искать другие, чтобы выжить и растить детей.

На Черноморском побережье и Кубани греки селились компактными группами, которые обосновывались в трёх наиболее заселённых регионах: Анапа, Геленджи, в нескольких селах Крымского района, Туапсе, Сочи, а также в районах Адлера, Краснодара, Горячего Ключа, Нефтегорска.

Начиная с 1864-1866 стали появляться греческие поселение в Геленджике и сёлах близ него: Прасковеевке, Пшаде, Кабардинке, Адербиевке. Писатель беллетрист Семён Васюков в книге «Край гордой красоты» писал: «…община смешанная и состоит из русских и греков с преобладанием первых, русских 776 душ и греков 92..» в Прасковеевке же, как упоминает С.Васюков, «проживало греков 300 душ, русских 100».

Спустя несколько десятилетий, в Геленджике и окрестных селениях были построены церкви: в Кабардинке – в 1892 году, в Прасковеевке – 1896 году, в Адербиевке приход был открыт в 1892 году, а в 1906 году построена каменная церковь. Обычно при церквях открывались школы. Вначале служба в церкви и преподавание в школах велись только на одном языке – русском, позже на обоих: русском и греческом.

До настоящего времени здания церквей сохранилисьтолько в Прасковееке и Адербиевке. К сожалению, не удалось пока установить место, где находилась церковь в Кабардинке. В годы войны она была разрушена. Известно, что в 1892 году временно обязанности священника исполнял Авраам Трандофилов.

Не сохранилось здание греческой церкви и в Геленджике. По воспоминаниям геленджичанок К.И.Игнатиади, К.В.Сыровой, она располагалась на пересечении современных улиц Садовой и Красных Партизан. Не сохранилось здание Народного дома, располагавшегося на углу улиц Ленин и Серафимовича. В Народном доме проводились вечера танцев для молодёжи, работали кружки. А.И.Папа-Лазариди рассказывала, что в 1924 году была создана труппа народного театра, руководил которой Карамшиди. Труппа ставила спектакли на русском и греческом языках.

До 1937 года в Геленджике существовали греческий клуб, несколько кофеен, греческая школа.

Очень часто жители города – и русские, и греки – собирались на поляне (территории школы №1), где проводились народные гуляния. Греки играли на народных инструментах: лире, зурне, пели народные песни, исполняли мужской танец «Лазико» а потом – все вместе «Тригону».

С 1937 года греки, как и многие другие народы СССР, подверглись жестоким гонениям. Закрылись греческие церкви, все учебные заведения, начались массовые выселения в Сибирь и Среднюю Азию. Лишённый всех гражданских и национальных прав, Греко-понтийский советский народ стал безвинной жертвой.

Но, несмотря на невзгоды, благодаря своему жизнелюбию, трудолюбию, способности стойко бороться с притеснениями, народ выжил и сумел сохранить свои обычаи и обряды.

«Турция для турков»

После падения Константинополя от рук османов в начале XIII века количество греков на территории Понта сильно сократилось. К концу XIX века их условия проживания в окружении турецкого населения были вполне терпимыми, в руках греков была сосредоточена значительная часть богатства, они активно занимались торговлей. Большинству из них удалось сохранить свою культуру и религию, лишь некоторые перешли в ислам.

Рабочие батальоны греков историки считают прототипом концлагерей

С приходом к власти младотурков все изменилось. Первые разговоры о свободах и правах человека сменились жесткими высказывания в адрес национальных меньшинств. Именно тогда появился лозунг: «Турция для турков». По задумке османов местное население должно было окончательно ассимилироваться с мусульманским. Воспользовавшись борьбой греков за присоединение Крита, турки перешли к решительным действиям. В 1909 немецкие послы докладывали, что турки ведут войну против христиан в империи. В июле того же года на встрече в Константинополе турецкий премьер-министр Шефкет-паша заявил патриарху Иоакиму III: «Мы отрежем вам головы, мы вас уничтожим. Выживем либо мы, либо вы».

Начало геноцида

Поначалу истребление греков не было повсеместным. Однако вскоре турки совсем перестали контролировать ситуацию, и со всех сторон доносились жалобы. Людей выселяли из домов, насиловали женщин, отбирали скот. По всей Турции негласно запретили покупать греческие товары, греческим кораблям запретили причаливать в турецких портах. Греков заставляли вступать в члены младотурецкого комитета и высказываться друг против друга.

Греческий священник смотрит на свою истребленную паству wikipedia.org

Среди турецкого народа специальные агенты распространяли слухи о надвигающейся войне против христиан. В газетах начали появляться откровенно провокационные статьи, настраивавшие население против меньшинств. Когда в 1913 Крит официально присоединили к Греции, это стало поводом для начала настоящей войны. По ночам организованные банды грабили села и города, нередко по утрам греков находили мертвыми. Когда в 1914 в Османской империи была объявлена всеобщая мобилизация, по всем городам расклеили объявления о том, что не явившиеся мужчины будут считаться дезертирами. Под этим предлогом всех неугодных обвиняли в дезертирстве и приговаривали к смертной казни. Англичане, французы и русские были по другую сторону баррикад и не могли повлиять на турок. Первая мировая развязала османам руки.

Рабочие батальоны

Греков начали собирать в рабочие батальоны. Нередко их сравнивают с концентрационными лагерями времен Второй мировой. В донесениях, отправленных в министерство иностранных дел Греции, значилось: «Христиане в турецкой армии подвергаются таким лишениям и злодеяниям, и их положение настолько плачевно, что ничем не отличается от положения злодеев, приговоренных к принудительным работам» и «…Ужасно положение солдат-христиан. Они рискуют умереть от голода. Якобы в связи с тем, что к ним нет никакого доверия, христианам приказано сформировать рабочие батальоны для строительства дорог… Они умирают тысячами, заражаясь болезнями, лихорадками, сыпным тифом, холерой».

В маршах смерти люди погибали в пути от холода, голода и болезней


Несмотря на то, что правительство Германии официально не высказывалось против действий турков, многие жители страны были возмущены их поведением. Немецкий священник Лепсиус писал: «Гонения на греков и армян представляют собой два этапа одной и той же программы уничтожения христианского элемента в Турции». Послы сообщали в Берлин: «Из достоверных источников мне стало известно, что все греки высланы оттуда. Высылка и уничтожение по-турецки одно и то же понятие, так как те, кто не был убит, в большинстве своем умирают от болезней и голода».

Погромы и насилие

В 1916 посольство Греции в Петербурге сообщало о положении дел на Понте. Жителей 16 деревень Трапезундского округа заставили покинуть свои дома, и они, испугавшись, что их убьют по дороге, решили спрятаться в монастырях, пещерах и лесах. 26 женщин и девушек в страхе перед изнасилованиями бросились в реку и утонули. «Признаюсь, что я не в силах описать то, что мы там увидели. Все было разрушено как в деревнях, так и в монастыре… Во дворе монастыря лежали незахороненными пять разлагавшихся трупов греков, а в самом монастыре в том же положении еще пять. В одной из комнат монастыря лежало навзничь голое, с отрубленной головой и сквозной штыковой раной в груди, тело двадцатилетней девушки из деревни Терса по имени Кирьяки, в позе, которая свидетельствовала о том, что она подверглась надругательству».


Понтийский партизанский командир Вангелис Иоаннидис wikipedia.org

Греки не были готовы сдаться без боя. Местное население собиралось в партизанские отряды, которые оказывали сопротивление туркам. Но сделать это было, конечно, непросто. Вооруженные копьями греки вряд ли могли тягаться с организованной армией османов. К тому же, партизанам часто приходилось бороться с ужасным голодом и болезнями.

Марши смерти

Выселяя греков из их домов, их нередко депортировали в другие места так называемыми «маршами смерти». Например, жителей города Триполи отправили в «место назначения» Пирк. По свидетельствам выживших, из 13 тыс. понтийцев, отправленных в Пирк, остались в живых только 800 человек. Люди в пути умирали от голода, холода и болезней. О другой ситуации писали: «Женщины и дети пешими, под снегом и дождем, были отправлены в Сивасский и Анкарский вилайеты. Младенцы, юные девушки, роженицы, беременные, больные и старики, гонимые с места на место, тысячами ночуют на постоялых дворах, где они остаются ба хлеба или какой-либо иной пищи… Многие дети, потеряв родителей, рассеиваются по горам или по турецким деревням. Гонимые умирают в дороге от голода, холода, страданий, их хоронят прямо в горах или оставляют на растерзание диким животным…»

Резня в Смирне

От рук турецких солдат погиб митрополит Хризостом Смирнский

Одним из самых кровавых моментов геноцида понтийских греков стала резня в Смирне. В сентябре 1922 турецкие войска вошли в город и устроили погромы. Сначала турки облили бензином и подожгли дома в армянских кварталах, затем перешли к христианской части города. Греки бежали к морю, пытаясь спасти от пожара, но турецкие солдаты оцепили набережную, оставив людей без пищи и воды. Людей зверски истязали, девушек насиловали и отрезали им груди. От рук турков погиб митрополит Хризостом Смирнский. Его избивали, кололи ножами, отрезали бороду, выкололи глаза, отрезали даже уши и нос, пока он не умер в мучениях. В конце XX века он был канонизирован. В ходе резни и из-за ее последствий погибли около 200 тысяч человек.


Жертвы геноцида, Гиресун, 1921 wikipedia.org

Юридические результаты геноцида понтийских греков закрепило соглашение об обмене населением 1923 года. Многие православные к тому времени и так уже сбежали из Турции, и страна отказывалась принимать их назад. В результате насильственного обмена, по разным оценкам, с территории Понта были высланы около 1,5 миллионов православных, в Турцию же отправились около полумиллиона мусульман.

Память о геноциде

19 мая считается в Греции днем памяти жертв понтийского геноцида. В этот день в 1919 Мустафа Кемаль, известный под именем Ататюрка, прибыл в Самсун для переговоров с митрополитом Германом. В Турции 19 мая рассматривают как начало войны за независимость Турции. Страна до сегодняшнего дня не признает событиях тех лет геноцидом и 19 мая празднует День памяти Ататюрка и День молодежи и спорта.

Источники:
Костас Фотиадис «Понт. Право на память"
Антон Попов «Понтийские греки"
Михалис Харалампидис, Костас Фотиадис «Понтийцы, право на память»

Фото главная: iefimerida. grФото лид: alfavita. gr

Агафангел Гюрджиев*

Среди греков постсоветского пространства часто возникает вопрос, касающийся терминов «Понт» и «понтийский». На него отвечает для наших читателей (еженедельника «Мир и Омониа») греческий историк Агафангел Гюрджиев.

Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо начать со всеми нами любимой древнегреческой мифологии, одним из персонажей которой был сын Геи, по имени Понт – бог моря. Впоследствии это имя закрепилось за Черным морем, которое вначале называлось «Аксенос Понтос»– негостеприимное море, а затем «Эвксинос Понтос» – гостеприимное море.

Так, Пиндар (8 в. до Р.Х.), Исиод и последующие авторы, употребляя слово «Понт» подразумевали – именно море, то есть Эвксинский Понт. По мере развития греческой колонизации Северного Причерноморья, у термина «Понт» появляется новое значение, так древние греки начали называть Тавриду.

Но уже после Геродота и Ксенофонта (конец 5-го в. д.Р.Х.), среди древних авторов и географов название Понт окончательно закрепляется за юго-восточной частью Эвксинского Понта, которая располагалась между рекой Галис и Диоскуриадой.

Таким образом, мы наблюдаем, что название моря «Понт» со временем становится названием территории, на которой были образованны греческие колонии.

После смерти Александра Великого и распада его империи, среди прочих эллинистических государств на территории Понта образовалось Понтийское царство, известное в греческой историографии как «Βασίλειο του Πόντου» или «Ποντική Αυτοκρατορία». В период своего зенита Понтийское царство включало в себя Малую Азию, Македонию, Фракию и Тавриду. Но этот период длился недолго и закончился после окончательного поражения в войнах с Римом.

С включением территории Понта во владения Рима, на его территории со временем был образован Диоцез Понт (Διοίκηση Πόντου). В этот период Трапезунд становится главной коммерческой и военной гаванью римского флота на восточном побережье Эвксинского Понта.

Таковым он являлся вплоть до падения Византийской империи в 1204 году, после чего на территории Понта образуется Трапезундская империя, просуществовавшая вплоть до 1461. Но и после ее падения Трапезунд сохранил статус административного центра на территории Понта, ставшей в Османской империи Трапезудским вилайетом.

Таким образом, мы наблюдаем, что на территории, за которой с конца 5-го века д.р.Х. закрепилось название Понт, с конца 4-го века д.р.Х. и до начала 20-го века существовала административно-территориальная образование, основным населением которой всегда были греки.

В результате поражения в Первой мировой войне, Османская империя перешла в фазу распада, вследствие чего на территории Понта образовалось Автономная Республика Понт, просуществовавшая де факто с 1917 по 1919 год, но непризнанная де юре. Вопрос об её признании рассматривался Грецией и странами Антанты в 1917 году, но закончившаяся катастрофой греческая экспедиция в Малую Азию сняла с мировой политической повестки вопрос о создании Республики Понт, и, как следствие, стало причиной массового исхода греков христиан. Одна часть, изгнанных греков Понта направилась в Грецию, другая осела в России.

Те греки, которые прибыли в Грецию, стали называться местным населением Греции — «понтийцами» — термин, обозначающий место происхождения прибывших греков, каковым является Понт. Точно так же, греки Крита называются «критянами», а греки Фракии — «фракиотами».

Этот краткий исторический экскурс наглядным образом показывает, что у терминов «Понт» и «Понтийский» есть два семантических значения, первое – это название моря, и второе – это территория, расположенная в Малой Азии на юго-восточной побережье Эвксинского Понта.

Таким образом, необходимо констатировать, что термины «понтиец» и «понтийский грек» появились в качестве обозначения для греков — выходцев из Трапезундского вилайета, расположенного на территории Понта, а не для греков, проживающих на побережье Эвксинского Понта.

Соответственно отвечая на вопрос – являются ли все греки постсоветского пространства понтийцами? Ответ, однозначный – нет.

Необходимо подчеркнуть, что термин «Πόντιος» или по-русски «Понтиец» — это экзоним, то есть, так греков Понта называли остальные греки, а не они сами. Греки Понта себя называли «Ρωμαίοι», а свой язык «Ρωμαίικα». И в этом они не являлись исключением: все греки, прежде чем территориально (Крит, Фракия и т.д.) войти в состав Греции или переселиться (греки Понта, Мариуполя и т.д.) называли себя «Ромеями», именно этим именем греки СССР, будь они эллинофоны или тюркофоны, называли себя до того, как переехали в Грецию, а те, кто остались в странах постсоветского пространства, продолжают себя так называть на своём языке, до сих пор.

Среди греков бывшего СССР, помимо понтийских греков, есть мариупольские греки, являющиеся коренными жителями Крыма, и язык их нельзя называть мариупольским наречьем понтийского диалекта, так как греческие лингвисты выделяет его в отдельную категорию, как самостоятельный диалект.

Кроме того, есть балаклавские греки – выходцы из Пелопоннеса, Эпира и Эгейских островов, есть греки — потомки греческих волонтеров и др.

Означает ли это то, что между нами проведена разделительная черта – конечно, нет! Нашей единой этнической общностью является то, что мы все глубоко отождествляем себя с великой историей и культурой своих предков, за что нам не раз приходилось платить самую высокую цену. Именно поэтому все мы, в первую очередь, – греки.

*Агафангел Гюрджиев, историк, специально для газеты «МиО»

Самоназвание «понтийские греки» происходит от греческого слова «ρομέος» или «ромеос» («ромеи»). Представители движения понтийских греков применяют этноним «понтийцы» от греческого «πόντιος» или «понтиос». В турецком языке понтийские греки называются «урум», в грузинском – «бердзени», а в русском – просто «греки».

Предками этого народа являются выходцы из прибрежной зоны на Юго-востоке Черного моря. Точнее эта зона находится в районе северной части современной Турции и занимает площадь от исторической области Синоп до грузинского города Батуми, углубляясь в полуостров Малая Азия, с Понтийскими горами. В современной литературе, а также в толкованиях идеологов понтийского движения, толкование понятия «понтийские греки» применяется практически ко всем представителям греческого народа, которые являются выходцами из центральных районов Малой Азии.

В нынешнее время понтийские греки живут в России, Грузии, Армении, Казахстане, Узбекистане, на Украине, в Турции, Германии и Канаде.

История понтийских греков

Еще в VIII веке до нашей эры, в районе Понта, греками-ионийцами из области Мелет были основаны аграрные и торговые колонии (Амис, Трапезунд, Синоп, Котиора и так далее). С IV века до нашей эры Понт, и прилегающие области становятся частью эллинистического Понтийского царства. В конце II века до нашей эры, во время правления императора Митридата VI Евпатора, Понтийское государство достигло наибольшего расцвета. Однако, в ходе последующих войн с Римской империей (в период с 89 по 64 года до нашей эры), Понтийская империя полностью потеряла свою независимость и стала частью Римской Империи. В составе Римского государства понтийский регион назывался, как провинции Понт и Вифиния. С 476 года нашей эры территория получает название провинция Халдия в составе Восточной Римской империи.

В завершении XI - начале XII веков, на территории византийской провинции Халдия образовалось и существовало полунезависимое княжество Гавров Таронитов. В это время, население Византийской империи, которое общалось на греческом языке, в качестве самоназвания восприняло этноним «ромей», вытеснивший «эллен», который, в свою очередь, был принят на протяжении многих веков.

В период с 1204 по 1461 год, практически вся территория Понтийского государства входит в состав Трапезундской империи, которая достигла расцвета при поддержке грузинской царицы Тамары. В административно-территориальном отношении Трапезундскую империю можно было разделить на три части: Мацука, Трапезунд и Гимора. Сначала ХIII века понтийские земли постепенно становятся владениями туркменских племенных государств, и в это время начинается постепенная тюркизация понтийского населения.

Но, уже в 1461 году вся Трапезундская империя переходит под власть османов. Понт вошел в состав Османской империи, как Трабзонский вилайет. В конце ХV столетия турки начали активную исламизацию греческого населения понтийских земель.

До XIХ века огромная часть понтийских греков принимают мусульманство. Однако с наступлением XIХ столетия, в Османской империи начинают возникать различные противоречия на религиозной почве, особенно, выражены они в отношениях между мусульманами и православными христианами Константинополя. Активные деятели общества понтийских греков предложили османским властям образовать греко-османское государство. Однако такая идея противоречила всем известной «Великой идее», которая была основной программой освободительного движения материкового населения Греции.

13 июля 1878 года, в Берлине был подписан трактат, по которому уравнивались права христианских греков с мусульманами. Кроме того, в 1908-1909 годах произошла младотурецкая революция, в результате которой понтийцев стали призывать в армию Османской империи.

Начало ХХ века породило новые идеи понтийских греков относительно образования независимого государства. Из-за этого турецкие власти начали считать население Понта неблагонадежным и постепенно переселяли христианскую его часть в центральные районы страны. Помимо переселения, учащались случаи грабежей и убийств греков-христиан. Все эти события в памяти понтийцев запечатлелись, как геноцид против греческого народа. Понтийцы организовывали повстанческие подразделения, благодаря которым пытались создать независимое Понтийское государство.

Геноцид греков Понта

Геноцид понтийских греков - это репрессии, которые осуществлялись османским правительством в период с 1915 по 1923 года против греческого населения понтийских земель. Начало геноцида было положено в 1915 году неподалеку от современного Измира, а также в черноморском регионе города Понт. Оно представляло собой резню огромного количества греческих солдат, призванных накануне в ряды османской армии.

Всяческие репрессии в отношении греческого меньшинства территории Османского государства осуществлялись и после прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка, последователей которого стали называть кемалистами. В 1919 году греками было нарушено Мудросское перемирие и начата война против Турции. Греки обосновали свои действия необходимостью возврата исторически важных греческих земель Фракии и Эгейского побережья Малой Азии.

Сопротивление греческим силам оказало войско турецких националистов, однако быстро остановить греческие войска им все же не удалось. Так, уже к лету 1921 года греки дошли до Анкары. Но на этом наступление греков закончилось – турецкие вооруженные силы начали мощное контрнаступление, результатом которого стало серьезное поражение греческих сил в сентябре 1921 года. Греки начали отступать, а османские войска, во главе с Ататюрком, свое наступление сопровождали массовыми убийствами мирного греческого населения. Самым страшным моментом всего геноцида понтийцев считается тотальное уничтожение греков под Смирной (за неделю турками было убито более 100 тысяч христиан, среди которых, кроме греков, были также армяне и европейцы).

В 1923 году в швейцарской Лозанне был подписан мир между Грецией и Турцией. Результатом соглашения стала передача 1,2 миллионов греков, проживавших в Турции, властям Греции. Греция, в свою очередь, отправила около 375 тысяч турок, живших на греческой территории, Турции.

Жертвами геноцида греков стали от 600 тысяч до 1 миллиона человек. Кроме того, было уничтожено огромнейшее количество архитектурных и исторических ценностей понтийского народа. В нынешней греческой литературе период с 1919 по 1923 года называется геноцидом понтийских греков или греческим холокостом.

Заключение

История греческих понтийцев приближается к своему логическому завершению. Быт понтийских греков неуклонно исчезает, вымирает язык, который стал неотъемлемой связующей между древнегреческим и современным греческим языком. Весь исторический путь понтийцев просто поражает! Как жестоко их бросала жизнь, но, несмотря на это они смогли дойти до нашего времени и вернуться не территорию своей Родины. Сколько крови они пролили, защищая свои земли, как много открытий сделали они для своих потомков. И не сосчитать… О них можно писать бесчисленное количество книг, они действительно являются «живой» легендой Древней Греции, которая смогла дойти до нас!

…Когда исчезает чувство истории, исчезает чувство страны (Е. Евтушенко)

Многое говорится и пишется о проблемах понтийских греков, переехавших на постоянное место жительства в Грецию из бывшего СССР. В русскоязычной прессе время от времени появляются статьи на соответствующую тему. Авторы статей, пытаясь осветить, а в некоторых случаях разобрать данную тему, заходят в тупик, так и не достигнув какого-либо результата. Некоторые публикации вносят путаницу в сознание и мысли измученных постоянными переселениями понтийцев. Часть авторов, преувеличивая возможности переселенцев, винит во всём Грецию и самих греков, другая часть, недооценивая их возможности, винит самих переселенцев и их трагическую судьбу. Причём, зачастую появляются призывы, несоответствующие ни историческому моменту, ни положению, создавшемуся в мире за последние десятилетия и даже столетия. Человеку, берущемуся за освещение «понтийской темы», необходимо, прежде всего, выяснить для себя наиболее важные вопросы, отодвигаемые, как правило, на второй план.

«Грек», «понтиец», «Греция», «Понт»

Во-первых, необходимо выяснить значение определений «грек» и «понтиец», «Греция» и «Понт», а также связь между ними.

Греция – это государство, территория, которого сформировалась в результате освобождения от турецкого ига части греческих земель в период с 1821 по 1948 года. В 1948 году к Греции были присоединены острова Додеканес с центром на острове Родос.

Понт – это одна из греческих областей, которая так и не была освобождена, и греческое население которой вынуждено было покинуть свою Родину.

Понтиец – это потомок выходцев из области Понт (сегодня территория государства Турция).

Понтийцы – это такие же греки, как и критяне, пелоппонесцы, эпироты, македонцы, фракийцы и другие, ничем ни меньше, но и не больше. Греки должны быть единым и неделимым народом с едиными национальными целями и задачами. Разделение понтийцев на трапезундских, самсунских, карских, пафринских…, а позже на казахстанских, сухумских, кубанских, украинских… ни к чему прогрессивному не привели. Результат раздробленности виден сегодня наиболее наглядно.

Потеряна Родина – Понт, забыт и с трудом востанавливается греческий язык, в упадке греческая понтийская культура. Самое главное, ослабло чувство собственной истории, а как следствие и чувство собственной страны. Из основных признаков, отличающих один народ от другого, остались только два – этническое происхождение и этническое самосознание.

Понтийцы из СССР практически не говорили в последний период на греческом языке. Часть греков перестала говорить по-гречески ещё во времена турецкого владычества в XVI – XIX веках, другая часть утратила свой язык, уже находясь за пределами Понта. В 1923 году, после подписания Лозаннского договора, понтийские греки лишились ещё одного важного признака – основной части единой этнической территории – Понта. Сохранить язык без единой территории проживания практически невозможно. С его потерей начинает приходить в упадок и духовная культура народа.

Постепенно становятся непонятными народные сказания, пословицы, поговорки, песни. Теряет своё значение древний элемент греческой культуры – «лирарис» («кеменжечис»), играющий на лире и рассказывающий в своих песнях о былом и о настоящем. Ярким примером этой древней традиции является Гомер – «аэд», который, играя на лире, воспевал подвиги древних ахейцев и троянцев под стенами Трои и странствия легендарного Одиссея, возвращавшегося домой на Итаку. Благодаря Гомеру, мы сегодня знаем многое о Древней Греции. Благодаря современным аэдам мы узнаём о событиях недавнего времени, о борьбе за освобождение от иноземного ига, о переселении из Понта в другие страны и о современной жизни понтийцев.

Основная проблема понтийцев

Таким образом, можно выяснить, какова основная проблема понтийского народа. Утрачиваются или утрачены основные признаки, не столько отличающие понтийцев от других этнических групп и народов, сколько объединяющие их самих в одно целое. Если восстановятся названные признаки или, по крайней мере, их основная часть, восстановится и единство. После этого появится возможность решения многих общих для понтийцев проблем. Необходимо знать свою историю и жить своей культурой. Существуют две греческие страны – Грецию и Кипр. Эти страны являются родными и для понтийцев потому, что здесь возможно сохранение греческих этнических признаков. Здесь сохраняется греческая этническая среда, и греческий язык является государственным.

Новогреческий язык в наше время является основным языком каждого понтийца. Это путь к успеху и национальному самоутверждению. Понтийский диалект помогает поддерживать связь с многовековой историей Понта. Это два в самоутверждении понтийских греков в новых исторических условиях.

Кроме всего сказанного…

Понтийцы достигли высокого уровня жизни и, находясь под игом турок и, живя на чужбине, и, даже, находясь в ссылке в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Было бы целесообразно решительно войти в жизнь Греции и решать свои проблемы самим, не умоляя чиновников, которым непонятны трудности прошедших тяжёлый исторический путь понтийских греков.