Павел мельников-печерский. Мельников-печерский павел иванович

Мельников Павел Иванович - выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский.

Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде. Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем гимназии.

Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора, «списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин» не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.

Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды. Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 1850 был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранные им самим.

Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов «Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку. «Красильниковы» - рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. На интересном диалекте говорит девка-чернавка купца Красильникова: «Лыска! Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!» Красильников это новый русский купец середины 19 века. Его апартаменты обставлены роскошно, но он не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам живёт в маленькой комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется политикой, мыслит масштабно. Вся цель его жизни деньги, и это прежде всего пагубно влияет на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт за такими купцами силу.
С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались песни и легенды например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень православного духовенства.

В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов губернские и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством, вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником, досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине коррупции в государстве страдает беззащитный народ. В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и владели душами.

В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело отдался литературной работе. С 1868 года постоянный сотрудник «русского вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался садоводством. Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов жизнь нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.

Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве он находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы славянской языческой мифологии.

Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В 1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном склепе.

Род Мельниковых возник при царе Михаиле Феодоровиче, в конце XVII столетия. Шестеро Мельниковых было в числе "ближних людей", владевших в конце XVII века населенными имениями. Отец П.И. - ча, капитан Иван Иванович, 11-ти лет от роду был унтер-офицером лейб-гвардии Семеновского полка, а в 1801 году, будучи 12 лет, уволен к статским делам с чином коллежского регистратора. В 1807 г. он вступил, по выбору Казанского дворянства, в земское войско (милицию) и, по роспуске его, остался в военной службе, был в походах во время борьбы с Наполеоном, в 1819 году вышел в отставку из военной службы и до смерти своей (1837) служил по выборам дворянства Нижегородской губернии. Мать, Анна Павловна, урожд. Сергеева (дочь Нижегородского помещика), умерла в 1835 году.

До 10-летнего возраста учился дома, с 10 до 15 лет в Нижегородской гимназии, где кончив курс в 1834 г. (тогда в гимназии было еще 4 класса), поступил в Казанский университет по словесному факультету, где и кончил курс в 18 3 7 г. на 18-м году от рождения. При выпуске получил степень кандидата (в университете по старому уставу было 3, а не 4 курса). Первоначальным развитием своим обязан он своей матери, которая любила литературу и историю, сама много читала и сына своего приучила к чтению. Еще у десятилетнего ребенка были у него толстые тетради, в которых по линейкам переписывал он Пушкина, Дельвига, Баратынского и Жуковского. Двенадцати лет он знал наизусть всю "Полтаву", много отрывков из "Онегина" - многие из мелких стихотворений Пушкина он знал наизусть еще прежде. Будучи в гимназии, а потом и в университете, он посвятил себя изучению истории. В 1838 г. он поступил на службу старшим учителем истории и статистики в Пермскую гимназию. Один год, в продолжение которого собирал сведения о том крае, объехал некоторые заводы, обозревал усольские солеварни. Это было первое знакомство П.И. Мельникова с русским народом, знакомство, на которое впоследствии он употребил много времени, чему способствовали и служебные его занятия. А изучал он народ так, как должно изучать его - "лежа у мужика на полатях, а не сидя в бархатных креслах в кабинете, да не разъезжая по почтовым дорогам по казенной надобности"*. Через год был переведен в Нижегородскую гимназию. Здесь на родине своей он начал заниматься преимущественно русской историей, изучая ее по изданиям Археографической Комиссии и другим источникам. В это время он сблизился с бывшим тогда директором Нижегородской ярмарки графом Д.Н. Толстым, бесспорно образованнейшим человеком из всех нижегородцев того времени: влиянию дружбы с графом Толстым П.И. Мельников многим обязан, он обратил его деятельность на изучение русской истории, древностей и русских расколов, которые он впоследствии изучил в такой подробности, что ныне признается специалистом по этой части. В начале 1841 года Мельников, будучи еще 21 года, обратил на себя внимание покойного министра народного просвещения графа С.С. Уварова, который, узнав об его занятиях, назначил его членом-корреспондентом Археографической Комиссии и поручил разобрать архивы присутственных мест и монастырей Нижегородской губернии. Разбором их занимался он и впоследствии, когда оставил ученую службу. В то время, когда он разбирал эти архивы, дано было ему в 1842 г. по именному высочайшему повелению поручение сделать разыскание, не осталось ли потомков Козьмы Минина. Это было по следующему случаю: в 1836 году блаженной памяти император Николай Павлович, быв. в Нижегородском Спасопреображенском соборе, подошел к гробнице Минина, поклонился пред нею до земли и спросил губернатора: остались ли потомки Минина. Губернатор не мог дать положительного на это ответа, и государь приказал ему разыскать, нет ли потомков или родственников бессмертного спасителя России. Такое разыскание губернатор поручил полицмейстеру, как лицу, на обязанности которого по закону лежит отыскание всякого рода неизвестных лиц в городе. Года четыре отыскивал полицмейстер потомков Минина и, наконец, огромная родословная отправлена была в Петербург. Явилось множество потомков, рассчитывавших на щедроты государя: тут были и купцы, и мещане, и солдаты, и кантонисты, но недоставало одного - доказательства действительности их происхождения от Минина. Родословная была возвращена, разбор ее и продолжение разысканий поручено было Мельникову, как занимающемуся разбором архивов. Составленный по этому случаю разбор П.П. Мельников из официального переделал в литературную статью и напечатал в "Отечественных списках" 1842 г Потомков же Минина он не мог отыскать не простой причине: единственный сын Козьмы Минина, стряпчий Нефед Кузьмич, умер бездетным, и пожалованные Минину имения были взяты на государя. Но занимаясь этим делом, П.И. Мельников открыл несколько совершенно новых сведений о Минине и вообще об эпохе 1612 года и в одной купчей крепости отыскал, что Минина звали не Кузьма Минин, а Кузьма Захарыч Минин-Сухорук**.

______________________

* "Поярков", в "Рус. вестнике" 1857 года.
**"Москвитянин" 1850 г. № 21 и 1 852 г. № 6.

______________________

В 1844 году новый Нижегородский губернатор кн. М.А. Урусов пригласил П.И. Мельникова принять на себя редакцию неофициальной части "Губернских ведомостей". Он принял это предложение и издавал их с 1845 до половины 1850 года. Это были единственные "Губернские ведомости", которые издавали не один раз в неделю, как обыкновенно, а по два раза. В них заключается множество исторических, статистических и этнографических сведений, большею частью составленных П.И. Мельниковым, хотя он, как редактор, и не подписывал под ними своей фамилии. Заметим между прочим, что псевдоним Печерский, под которым П.И. Мельников известен в литературе, употреблен им в первый раз в издаваемых им "Ведомостях", именно в 17 № 1850 года под статьею "Концерт в Нижегородском театре".

Оставив в 1846 году гимназию, через год П.И. Мельников поступил вновь на службу чиновником особых поручений при Нижегородском военном губернаторе. Здесь он начал изучать народ.лицом к лицу, изучая его до тех пор.лишь в кабинете по книгам и бумагам. Как велика была деятельность Мельникова в это время, довольно сказать, что, не ограничиваясь одной служебной деятельностью, он в то же время издавал "Губернские ведомости", управлял статистическим комитетом, был распорядителем выставки сельских произведений, которую и описал*, разбирал архивы и печатал найденные в них древние акты (до 150 в "Губернских ведомостях" 1848 г.).

______________________

* Жлрнал Мин. Госуд. Имущ. 1850 года.

______________________

Не оставлял он и занятий Нижегородскими древностями, которые он изучил так подробно, что во время посещения Нижнего Новгорода высшими сановниками, учеными и путешественниками губернатор обыкновенно назначал П.И. Мельникова для указания местных достопримечательностей. Таким образом в 1850 году он удостоился высокой чести указывать нижегородские достопримечательности великим князьям Николаю и Михаилу Николаевичам.

В 1850 году он переведен на службу в министерство внутренних дел, где и до сих нор продолжает ее, состоя в чине статского советника и в должности чиновника особ. пор. У класса при министре. До 1852 года он не оставлял Нижег. губ., занимаясь ревизиею городских учреждений, причем имел возможность изучить быт купцов и мещан, с которым до того он был мало знаком. Повесть "Красильниковы", напечатанная в "Москвитянине" (1852 года № 8), была плодом этого изучения.

В 1852 году он был назначен начальствующим статистической экспедицией, которая отправлена была в Нижегородскую губернию. Работы этой экспедиции, находящиеся теперь в министерстве внутренних дел, состоят из тринадцати огромных томов, в которых описана самым подробным образом каждая населенная местность губернии. Только Нижегородская и еще Ярославская губернии до сего времени описаны с такой подробностью. С 1853 по 1857 год он был в постоянных разъездах по приволжским губерниям, имея такие поручения, которые требовали близких и непосредственных сношений с народом. Близкое знакомство с народом видно в его сочинениях. На вопросы, предложенные ему почитателями его таланта - где он так изучил народный язык, П.И. Мельников обыкновенно отвечает: на барках, в скитах, да на мужицких полатях*. Литературную деятельность П.И. начал с 1839 года - первая статья его была напечатана в "Отечественных записках" 1839 г. № 11 под названием "Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь", ряд статей, в которых преимущественно описывалась Пермская губерния, продолжались в "Отечественных записках" 1840 и 1841 года, кроме одной статьи ("Поездка в Кунгур"), напечатанной в "Москвитянине" (1841, № 5). По обстоятельствам, от него независимым, он должен был прекратить в 1841 году продолжение печатания этих дорожных записок, а в 1843 году и совершенно перестал печатать свои сочинения. В эти первые гри года его деятельности напечатаны в "Отечественных записках", кроме "Дорожных записок, следующие статьи: "Исторические известия о Нижнем Новгороде", "Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время", "Солнечные затмения, виденные в России до XVII столетия" и несколько других статей исторического содержания. В "Литературной газете" 1840 г. напечатал он "О персидских праздниках при Сассанидах", писанное еще в университете и обезображенное опечатками до высшей степени, особенно в персидских словах, кроме того, в той же газете помещал он статьи о Нижегородском театре (без подписи фамилии), и там же были помещены первые и притом неудачные опыты его в беллетристике, именно две главы из "Елпидифора Перфильевича" и стихотворение "Великий художник", подражание Мицкевичу. Чтобы видеть, как смотрел П.И. на эти сочинения, приводим несколько слов из письма его к брату его, убитому в 1843 г. на Кавказе: "Ты пишешь, что в Кубанской глуши добыл "Литературную газету" и восхищался "Елпидифором" и "Художником". Плохой же у тебя вкус, если только восхищение твое не произошло единственно от родственного чувства. Никогда не прощу себе, что я напечатал такую гадость, если бы можно было, я бы собрал все листки "Литературной газеты", не только на Кубани, но и по всей Великой, Малой и Белой России и все бы их в печку. Я еще мало знаю людей, чтобы писать повести, и даю тебе и себе честное слово не писать ни стихов, ни прозы до тех пор, пока не узнаю жизнь получше. История и статистика - особь статья. Покаюсь тебе, кстати, еще во грехе: написал я повесть, и повесть большущую, в 14 главах под названием "Звезда Троеславля", да этого еще мало - послал ее к Краевскому, но, слава Богу, он возвратил мне ее для переделок, я ее и переделал на фидибусы - раскуривал трубку этими фидибусами чуть не полгода. - Вот какова огромная звезда была".

______________________

* В 1847 году, когда в Астрахани появилась холера, последовало высочайшее повеление осматривать всех людей, плывущих вверх по Волге на Нижегородскую ярмарку, но с тем, чтобы цель этого осмотра сохранялась в тайне для того, чтобы не произвести опасений холеры на ярмарке, что могло бы повредить успешному ее окончанию. Этот "секретный карантин" находился под начальством П.И. Мельникова, который по этому случаю более месяца провел с бурлаками, переходя с барки на барку у Чечерской брандвахты.

______________________

С 1845 по 1850 г. П.И. всю свою деятельность ограничивал работами для издаваемой им газеты. Быть редактором "Губернских ведомостей" - дело трудное: надобно почти все самому писать. И действительно, первые 9 месяцев 1845 года от первого слова до последнего написано самим редактором, а в остальные затем годы по крайней мерс две трети газеты были им писаны. Из больших статей, помещенных в "Губ. ведом.", упомянем о следующих: 1) Иван Петрович Кулибин (1845), писанная по запискам этого замечательного человека, доставшимся П.И. Мельникову; - статья, к сожалению, не кончена. 2) "Нижегородская ярмарка" (1846) - это тоже не конченая статья, была после кончена, дополнена и издана в свет особой книгой под названием "Нижегородская ярмарка", Нижний Новгород, 1846, in 8°, 292 стр. Эта книга обратила на себя внимание ученых*, и автор ее в том же 1846 г. был избран в члены императорских обществ: Русского Географического и Московского сельского хозяйства**. 3) "Нижегородские события с 1462 по 1700 год" (1846). 4) "История Нижнего Новгорода до 1350 г.". 5) "Нижегородское великое княжество" (1847 год). 6) "Духов монастырь" (в Нижнем Новгороде) - статья, после напечатанная отдельной книгой (1848). 7) "Описание города Княгинина" (1849). 8) "Балахна, уездный город Нижегородской губернии" (1849 и 1850) - в 1850 году напечатана отдельной книгой.

______________________

* Об этой книге вот как отозвалось Императорское Географическое Общество: "автор имел благую цель изобразить состояние внутренней нашей торговли в минуту сильнейшего ее годового напряжения, на торжище, где три части света - Россия, Европа и Азия - меняют свои избытки. Представляя в книге своей официальные, нспро-свещающис цифры, г. Мельников должен был употребить много труда и усердия, но несколько беглых замечаний, подчеркнутых им из собственных разведок, касательно происхождения товаров, распродажи их ходебщиками, направления путей и способов сбыта и проч., гораздо более поучительны, нежели все эти мнимые числа (официальные), и нельзя не пожалеть, что шестилетние наблюдения автора составляют лишь малую часть его книги (записки Им. Рус. Геогр. Об. III - 152 и 153).
** Кроме того, П.М. избран в члены Император. Археологического Общества и особым высочайшим повелением назначен членом Временной Нижегородской Археографической Комиссии.

______________________

В 1850 году П.И. Мельников оставил занятия по редакции "Нижегородских ведомостей". В то время, когда он принимал в них участие, самые лестные отзывы слышались о "Нижегородских ведомостях" от ученых и журналистов*. В 1847 году П.И. Мельников имел уже 19 сотрудников и в том числе известных литераторов графа В.А. Сологуба и М.В. Авдеева. Известный археолог наш архимандрит Макарий при содействии П. Ив. Мельникова начал заниматься русскими древностями, и первые его сочинения печатались в "Нижегородских ведомостях". Можно сказать положительно, что до 1845 года нижегородцы не знали истории своего края, но с тех пор познакомились с прошедшим их родины и в Нижет, губ. явилось много скромных, но полезных деятелей. До какой степени П.И. Мельников умел возбудить в нижегородцах сочувствие к истории края, можно видеть из того, что, когда во время великого поста 1847 года открыл в зале Александровского Дворянского института публичные чтения "о России и Нижнем Новогороде в начале XVII столетия", то на эти лекции в таком небольшом городе, как Нижний**, собирались по 350 слушателей***, не считая воспитанников дворянского института, гимназии и семинарии, а по окончании этих лекций губернский предводитель Н.В. Шереметьев письменно, от лица всего дворянства Нижегородской губернии, благодарил П.И. Мельникова, как дворянина Нижегородского, за эти чтения. О способности же П.И. Мельникова держать публичную речь и об умении его сильно действовать на слушателей засвидетельствуют все участники Казанского обеда, бывшего здесь в Петербурге в ноябре прошлого 1857 года.

______________________

* См., например, статью "Москвитянина" 1846 года "Нижний Новгород и "Нижегородские Губернские ведомости", № 6.
** 2 Число жителей без войска 20 000 об. пола.
*** Записки Географ. Общ. IV - 302.

______________________

С 1850 по 1852 год П.И. Мельников помещал статьи свои в "Москвитянине", из которых более других замечательны: "Павловская промышленность" (1851, №14). Вслед за тем он в том же "Москвитянине" (1852, № 8) напечатал первую повесть свою "Красильниковы".

Выше было сказано, что после неудачных опытов на поприще беллетристики П.И. Мельников дал себе слово не писать, пока не узнает народ - и двенадцать лет он ничего не писал в этом роде. Между тем в 1849 г. поселился в Нижнем Новгороде известный литератор В.И. Даль, с которым П.И. Мельников и прежде был знаком, теперь они сблизились еще более, и почти все свободное время П.И. Мельников проводил в семействе В.И. Даля. Этот первостепенный знаток русского быта и уговорил его приняться за литературу. Это было в 1851 году. П.И. Мельников, по служебным занятиям изучавший быт купцов и мещан, написал "Красильниковых" и прочитал эту повесть в семейном кружке В.И. Даля. Одо брение такого писателя, как Даль, заставило П.Ив. Мельникова нарушить данное слово, и он послал "Красильниковых" в "Москвитянин", подписал псевдоним свой Печерский, который придумал он потому, что жил в Нижнем Новгороде на Печерской улице, рядом с удельной конторой, где жил Даль. Повесть "Красильниковы" посвящена Далю, как литератору, вызвавшему П.И. Мельникова на новое поприще литературной деятельности. "Москвитянин", в котором помещены "Красильниковы", мало расходился в публике, и потому повесть эта не могла обратить на себя особенного внимания публики, хотя "Современник" тотчас же указал на эту повесть как на замечательное явление в русской.литературе (1852, № 5). "Давно мы не читали в русской литературе, - сказано было там, - ничего, что бы подействовало на нас так глубоко, что бы поразило нас такою простотою и верностью изображения, таким отсутствием всякой искусственности, как превосходная повесть под заглавием "Красильниковы", помещенная в 8 книжке "Москвитянина" и подписанная Андреем Печерским. Повесть эта обличает в авторе, имя которого мы встречаем в первый раз в печати (если только оно не псевдоним), тонкую и умную наблюдательность и при этом большое уменье владеть языком. Перед силою, сжатостью и безыскусственностью его рассказа, в котором нет ни одной слабой или неверной черты, ни одного неуместного, вычурного слова, где действительность является без прикрас, без подмалевок, без ухищрений фантазии, - бледнеют даже некоторые рассказы лучших и талантливейших современных писателей. По верности действительности, по меткости и по силе впечатления этот рассказ может быть поставлен наряду только с лучшими произведениями". "Отечественные записки" и другие журналы также дали одобрительный отзыв о "Красильниковых". Но после этого П.И. Мельников молчал еще пять лет. Не столько служебные занятия, сколько неуверенность в своих силах отклоняли его от печатания своих рассказов. Много было у него начатых работ, немало и конченых, но написав что-нибудь, он по обыкновению прятал написанное на полгода или и более и потом перечитывал; если ему не нравилась работа, он но обыкновению бросал ее в огонь, чтобы потом как-нибудь не попалась она в типографию, - такое всесожжение нередко повторяется у него и до сих пор.

В 1857 году он напечатал в "Русском вестнике" "Пояркова". Дедушку Поликарпа, а вслед за ним "Старые годы" - бесспорно, лучшее его произведение. "Старые годы" его - глубоко поэтическая панихида над нашими беспутными годами, по выражению критика "Библиотеки для чтения" (1857, № 8). Здесь П.И. Мельников обнаружил, по замечанию того же критика, такое изучение частного быта половины XVIII ст., какого мы не встречаем ни у одного из наших повествователей, кроме Пушкина и Гоголя. Выведенные в "Старых годах" личности не только этнографически, но и психологически верны: они думают, говорят, действуют, движутся как живые люди, а это несомненно обнаруживает в авторе поэтический талант. Есть места, где его исторический этюд переходит в драматические сцены, исполненные удивительно художественно"...

За "Старыми годами" следовал "Медвежий угол" - смело, резко и бойко сорвавший маску с мнимо порядочных людей и выставивший на всеобщий позор злоупотребления, о которых прежде не только не печатали, но и громко в обществе не говорили. Этот рассказ произвел чрезвычайно сильное впечатление, и замечательно то, что по появлении его везде заговорили, что под именем Линквиста описано действительное лицо, но одни утверждали, что это лицо находится в том, другие уверяли, что оно в другом городе, так что в редкой губернии не нашлось своего Линквиста. Сверх того, в "Русском вестнике" 1857 года помещен рассказ "Непременный", а в 1858 г. - "Именинный пирог". Теперь С.-Петербургский книгопродавец Давыдов издает сочинения П.И. под названием "Рассказы Андрея Петровича Печерского".

В 1859 году П.И. Мельников издает ежедневную политическую и литературную газету "Русский дневник".

В сочинениях П.И. Мельникова выражается твердая, глубокая вера в прогресс и в великое будущее Русской земли, в сочинениях его везде проявляется задушевная любовь к простому народу и горькая насмешка над людьми привилегированных сословий, исказившими себя ради подражания Западу. Но он вместе с тем и не славянофил, ибо от души говорит: "Нет, что бы ни говорили любители старины, как бы ни величали они времена мимошедшие, а как всмотришься поглубже в эту пресловутую старину, да как вглядишься попристальнее в жизнь наших предков - нелицемерно воздашь хвалу Господу, что не судил он нам родиться полтораста лет тому назад, а сотворил русскими людьми XIX столетия. Прошли, миновались беспутные старые годы: Благодаря Бога они и не воротятся... Припала пора дикого самоуправства, тупого презрения к народу, безверия, смешанного с ханжеством и боязнью черта, надменного высокомерия, так легко и быстро переходившего в подлость и унижение. Слава Богу!"

Но к простому народу и старым годам автор полон глубокой симпатии: "народ наш, - говорит он, - сметливый, добрый и умный народ, не был заражен этой безнравственностью. Вооружаясь терпением, чист, свеж, бодр и юн вышел он из горнила испытания..." ("Старые годы").

На современный народ так смотрит автор: много ли, много ли, кажется, нужно для того, чтобы народ любил, уважал человека? Слово приветливое, да участие в скорби и болезни, да уважение к исконным правам человечества, да зверем не гляди - вот и все. А главное дело - справедлив будь, человеком будь, да не верти мужика по-своему, и будет он весь твой и душой и телом по конец жизни своей. И умрешь, так он добром тебя помянет, не забудет он тебя в своей простой, бесхитростной, не лукавой молитве пред Господом... Правды, правды побольше Русскому человеку - больше ничего ему не нужно... ("Непременный").

Выводя на свежую воду творимые в потемках злоупотребления, П.И. Мельников более всего нападал на казнокрадство: "всяко казенно дело, - говорит он в "Медвежьем углу", - от того казне дорого стоит, что всякий человек глядит на казну, как на свою мошну и лапу в нее запускает по-хозяйски. Всякому барину казной корыствоваться не в пример способнее, чем взятки брать, для того, что с кого взял, тот еще, пожалуй, караул закричит, а у матушки казны языка нет, за то и грабят ее, что без ответа".

Павел Иванович Мельников-Печерский (псевдоним: Андрей Печерский) (1818 - 1883) русский писатель, этнограф-беллетрист..

(1818 - 1883)

Известный русский писатель и историк-этнограф родился в Нижнем Новгороде в небогатой дворянской семье. Вся его жизнь была связана с Нижегородской губернией.

Детские годы Мельникова прошли главным образом в г. Семенове, где его отец был избран земским заседателем. Будущий писатель рос среди людей из народа, вслушивался в строй народной речи, наблюдал местные нравы и обычаи. Богатая домашняя библиотека способствовала его раннему увлечению историей и литературой.

В 1829 году Мельников поступил в Нижегородскую гимназию, после окончания которой в 1834 году - на словесный факультет Казанского университета. В 1837 году был направлен на службу в Пермскую гимназию. Он много ездил по Приуралью, изучал быт и нравы населения. Результатом этих поездок явился ряд статей, опубликованных в «Отечественных записках», положивший начало его историко-этнографическим работам.

В 1839 году Мельников переезжает в Нижний Новгород, служит в гимназии. В 1842 г. был назначен членом-корреспондентом Археологической комиссии и с этого времени активно занимался исследованием истории нижегородского Поволжья. П.И. Мельников разбирал архивы присутственных мест и монастырей Нижегородской губернии, изучал родословную Минина. Его статья «Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время» получила одобрение В.Г. Белинского.

В 1845 году нижегородский губернатор Урусов поручает Мельникову редактирование неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей». К сотрудничеству в газете Мельников привлекает нижегородцев, интересующихся историей края. Именно здесь архимандрит Макарий (Миролюбов) публикует свои сочинения о русских древностях.

В 1846 году Мельников становится членом Русского географического общества, выполняет обязанности секретаря губернского статистического комитета. На материалах исследований он пишет многочисленные статьи о Нижнем Новгороде и разных уездах Нижегородской губернии.

Служебная карьера П.И. Мельникова была очень успешной. В 1846 году он окончательно оставляет преподавание в гимназии, определяется на должность чиновника особых поручений при нижегородском военном губернаторе. В 1850 году Мельников становится чиновником особых поручений Министерства внутренних дел, в 1852-1853 гг. руководит статистической комиссией МВД, изучает раскольничье движение в губернии. «Отчет о состоянии раскола в Нижегородской губернии», составленный им в 1854 году, отличался исключительным богатством фактического материала. Мельников был убежденным противником раскола, на его долю выпало исполнение указа об уничтожении керженских и чернораменских скитов. Вместе с тем он видел, что идеи раскола глубоко укоренились в народной жизни, многие положительные черты русского национального характера получили развитие именно в раскольничьей среде. Начиная со второй половины 50-х годов, Мельников последовательно выступал за смягчение мер по отношению к раскольникам.

В писательской судьбе П.И. Мельникова важную роль сыграл В.И. Даль. Их отношения завязались в 1848 году и были прерваны только смертью Даля. Он высоко оценил литературное дарование Мельникова и он же придумал ему псевдоним Андрей Печерский. Впервые этим псевдонимом автор подписал статью «Концерты в Нижегородском театре», опубликованную в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1850 году.

С 1856 года Мельников служит в Петербурге, с 1866 года - в Москве. Все эти годы его жизнь связана с литературной деятельностью. Он пишет целый ряд работ по русской и общей истории, многочисленные статьи по истории церковного раскола. С отъездом из Нижнего деятельность П.И. Мельникова на территории Нижегородской губернии не прекратилась. Он исследует состояние дел на Нижегородской ярмарке, посещает северные и восточные районы губернии с целью изучения их этнографии и природных условий. Летние месяцы он неизменно проводит на даче в Горбатовском уезде.

Вершиной литературного творчества писателя, главным трудом его жизни стала романная дилогия «В лесах» и «На горах», в которой широко представлена жизнь Заволжья и Нагорья в середине XIX века, быт старообрядческого купечества, промыслы, обычаи местного населения, раскольничьи скиты. Здесь наиболее полно проявился талант П.И. Мельникова - рассказчика и бытописателя, его познания в истории раскола и сектантства, в этнографии и фольклоре. Роман «В лесах» был начат в 1868 году. В 1875 он вышел отдельной книгой и был воспринят читающей публикой как выдающееся историко-литературное явление. Вторая часть дилогии - роман «На горах» (1875-1881) почти целиком был написан в имении Ляхово Горбатовского уезда.

В 1881 году Мельников-Печерский, уже будучи тяжело больным, навсегда возвращается в Нижний Новгород. В 1883 году он скончался и был похоронен в Крестовоздвиженском монастыре.

Источники

  1. Соколова В.Ф. П.И. Мельников (Андрей Печерский): очерк жизни и творчества. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. - 191 с.
  2. Давыдов А.И. Дом, в котором родился П.И. Мельников (Андрей Печерский) ⁄⁄ Нижегородский краеведческий сборник. - Н. Новгород, 2005. - С. 276-283.
  3. Харчев В. Натуральная школа в Нижнем (М.И. Михайлов, П.И. Мельников) ⁄⁄ Харчев В. Нижегородская Атлантида. - Н. Новгород, 2000. - С. 67-74.
  4. Капитанова В. П.И. Мельников-Печерский - краевед ⁄⁄ Россия и Нижегородский край: актуальные проблемы истории: материалы чтений… - Н. Новгород, 1998. - С. 197-199.
  5. Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. - М., 1994. - Т. 3: К-М. - С. 578-582.
  6. Липовецкий А.С. Страницы нижегородской жизни П.И. Мельникова-Печерского ⁄⁄ Записки краеведов. - Н. Новгород, 1991. - С. 71-81.
  7. Филатов Н.Ф. Исторические очерки П.И. Мельникова: [о «Прибавлениях к «Нижегородским губернским ведомостям»] ⁄⁄ Мельников П.И. (Андрей Печерский). Старые годы: рассказы, ист. очерки. - Горький, 1990. - С. 270-272.
  8. Адрианов Ю. Золотых дел мастер ⁄⁄ Адрианов Ю. Хождение за равнинные реки. - Горький, 1989. - С. 35-42.

«Его искусство было не только верно действительности, но и рождено потребностями самой действительности. Оно было глубоко современным, потому что он всегда был безусловно правдив и свободен в своём творчестве, руководствуясь только правдой критикуя жизнь, он помогал людям найти идеал истиной красоты и добра, подлинной нравственности. И этим он остаётся близок и дорог нам сейчас».

Н.М. Фортунатов

Есть в истории нашей литературы писатели, которые находятся будто бы «на обочине», им почти не уделяется внимание места в вузовских курсах литературы, о них никогда не вспомнит на своих уроках школьный словесник. Не часто появится статья, книга или диссертация об их творчестве. Однако взгляд на книжные полки едва ли не каждой читающей семьи обнаружит иное: там почти обязательно стоят тома эпопей Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах».
Имя Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) вызывает различные, противоречивые суждения. Писатель, интересный читателю только этнографическими сведениями, чиновник по вопросам раскола, подчас вызывающий негодование у русской публики, либо тонкий художник, глубокий знаток истории России и русского раскола?
Личность Мельникова действительно сложна и не поддаётся однозначной оценке. Мельников был противоречив и един одновременно. Каждый, кто знал его, чаще всего соприкасался с какой-то одной гранью его деятельности. Остальные, как правило, были скрыты даже от внимательного взгляда: одно заслоняло другое. Жизненный опыт писателя был велик, поэтому рассказы Мельникова о народе, русской истории, старообрядцах, провинциальном обществе так привлекали разнообразных слушателей.
Но Мельников-беллетрист был ещё и профессиональным историком. Он никогда не жалел времени на пёстрые, летучие заметки или на серьёзные исследования, где воскрешалось прошлое, веруя, что это – великая сила, которая формирует в человеке человека, возбуждает в душе его с ранних лет любовь к местам, где он родился и вырос, к дорогим сердцу святыням. Он упорно пробивал дорогу тому направлению в этнографической, исторической и литературной науке, которое лишь сравнительно недавно обрело своё имя – краеведение.
Особый интерес представляют сейчас, несомненно, его работы о расколе. Созданная им история старообрядческого движения разных толков и сект, вплоть до тех, от которых отдаёт кровью, кажется, ещё долго будет погребена в подшивках старых журналов и в раритетных изданиях.
Старообрядчество же было причиной жесточайшего внутреннего конфликта, противоборства его с самим собой. Он способствовал уничтожению раскольничьих скитов на Керженце, который служил оплотом и знамением раскола, и он же в конце жизни стал убежденным защитником раскольников, отстаивал их веру перед ретивыми государственными чиновниками и смирителями церкви, требовавшими всё новых и более крутых мер для искоренения инакомыслия и отречения от Спасителя всех, кто истово осенял себя двуперстным крестом знамением вместо троеперстия. А между тем в лесах и на горах, приволжских и окских, в простом народе ходили слухи о нём как об антихристе, посланном на землю врагом человеческим в наказание людям. Ему никогда не простили злого дела – вероломно похищенной им из Шарпанского скита чудотворной иконы Казанской Богородицы, по преданию – комнатной иконы царя Алексея Михайловича, которой гордился весь старообрядческий мир. Плачу и ужасу не было конца в обителях, с тех пор он, Мельников, до самой смерти и даже после неё нёс на себе каинову печать жестокого погромщика раскольничьих скитов, хотя мы бы сказать о себе и говорил: «Не виновен!»
Мельников каждую часть своей разносторонней деятельности одарил редким талантом и трудолюбием. Заслуга его в том, что он оживляет нашу культурную и историческую память. А жить без такой памяти всё равно, что жить в беспамятстве. Личность разрушается, общество деградирует, и всё приходится начинать снова, с каменного топора. Мельников возвращается к нам, чтобы помочь нам обрести самих себя…
Итак, за дело, читатель! Прежде, чем перейти к его трудам и писаниям, начнём с него самого. Пусть прозвучит голос Мельникова там, где это будет уместно. Он был блестящим рассказчиком и, работая урывками, оставил между делом множество начатых и, по его обыкновению, разрозненных воспоминаний о разных периодах своей жизни. Пусть он говорит, потому что знает себя лучше, чем кто бы то ни было другой.
Павел Иванович Мельников родился в Нижнем Новгороде 25 октября (6 ноября) 1818 года в семье офицера местного гарнизона Ивана Ивановича Мельникова. Отец писателя принадлежал к старинному и захудалому дворянскому роду. Женившись и получив за женой небольшое имение, Иван Иванович вскоре после рождения первенца (будущего писателя) вышел в отставку и определился служить по дворянским выборам в небольшом городке Нижегородской губернии Лукоянове, а позднее – в Семёнове – одном из уездных городов того самого нижегородского Заволжья, где происходит действие крупнейших произведений Мельникова-Печерского – «В лесах», «На горах».
В доме Мельниковых была обстановка характерная для малосостоятельных дворянских семей. Тут не было ни гувернёров, ни учителей, получающих большое содержание.
Будущий писатель рос в окружении людей из народа, с самого раннего детства незаметно привыкая к народной речи, узнавая народные обычаи и нравы. Воспитанием и первоначальным обучением детей занималась мать писателя – Анна Павловна. В молодости она получила скудное обучение, но потом много и с увлечением читала и эту свою страсть передала старшему сыну.
В 1829-1834 годах Мельников учился в Нижегородской гимназии, а затем поступил на словесный факультет Казанского университета. Уже в детские и юношеские годы Мельников увлекался историей и литературой, много читал, переписывал и знал наизусть стихотворения и поэмы Пушкина, Жуковского и поэтов пушкинской плеяды.
В университете он основательно расширил свои познания в области литературы, истории и лингвистики. Большое влияние на развитее будущего писателя оказал Г.С. Суворовцев, преподававший словесность и эстетику в Казанском университете.
18 июня 1837 года на выпуске студентов ректор Н.И. Лобачевский зачитал списки окончивших курс наук с отличием. На словесном факультете 14 человек получили звание кандидата, в том числе и Павел Мельников. Его, как окончившего с отличием, оставили на кафедре славянских наречий. Но внезапно всё переменилось: на одной из вечеринок по случаю выпуска он произнёс речь, в которой резко отзывался об университетских порядках и вышестоящем начальстве. Последовал строгий выговор, а затем назначение учителем в Шадринск – Пермской губернии. Правда, по дороге к своему месту назначения он получил новое «милостливое» распоряжение, согласно которому он назначался старшм учителем в Пермской гимназии. Но Мельников превосходно понимал, что и эта «милость» была всё-таки ссылкой.
Не ограничиваясь педагогической работой, Мельников деятельно занимался в Перми этнографией, изучением истории Пермского края. С этой целью он много ездил по Приуралью, посетил ряд заводов, беседовал с крестьянами и рабочими, знакомился с условиями их жизни и труда, с народными говорами и ценной народной поэзией. Впечатления от этих поездок послужили основой «Дорожных записок на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» – цикле очерков, которые в 1839-1840 годах были напечатаны в журналах «Отечественные записки», «Москвитянин», и «Журнал Военных Учебных Заведений».
Оторванность от родных мест и близких людей тяготила П.И. Мельникова. Он начал хлопотать о переводе из Перми в Нижний Новгород. Просьба была удовлетворена. И 25 мая 1839 года Павел Иванович получил место старшего учителя истории и статистики в Нижегородской гимназии.
Работая учителем в гимназии, П.И. Мельников много времени уделял разносторонней краеведческой деятельности. Всё свободное от занятий с гимназистами время, а нередко и в ущерб этой работе, он отдавал изучению истории Нижегородского края. П.И. Мельникова по праву можно считать первым нижегородским краеведом. Он так говорил по этому поводу: «По нижегородской истории и археологии мне пришлось прокладывать непроторенную дорогу: я собирал рукописи, занимался в архивах, которых до этого никто не касался» (Усов П. П.И. Мельников (А.Печерский), с. 75).
Поражала удивительная работоспособность Мельникова и широта его интересов. Он обследовал архивы Нижегородской, Владимирской, Костромской и Ярославской губерний, в которых он обнаружил неизвестные документы по истории Владимиро-Суздальского княжества, установил наличие старописьменных и старопечатных книг в хранилищах Благовещенского монастыря, Спасского собора и в семинарской библиотеке. Занимаясь изучением раскола, он обнаружил у видных деятелей старообрядчества редкие книги и рукописи, которые не значились в официальных списках раскольнической литературы. В Нижнем Новгороде, Городце, Арзамасе и других местах Нижегородской губернии П.И. Мельников выявил уникальные памятники старины – церковную утварь, предметы народного быта, одежду: обнаружил документы о Смутном времени, о жизни К. Минина, Д. Пожарского, И. Кулибина и других известных нижегородцев.
Научно-изыскательская деятельность П.И. Мельникова получила высокую оценку. В 1840 году он передал некоторые материалы в Археографическую комиссию при Министерстве народного посвящения и 8 апреля 1841 года был утвержден членом-корреспондентом этой комиссии. Ему было поручено разбирать и изучать архивы присутственных мест и монастырей Нижегородской губернии.
В эти годы П.И. Мельников сблизился с такими интересными людьми, как директор Нижегородской ярмарки Д.И. Толстой, редакторами журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки» М.П. Погодиным и А.А. Краевским, которые увлекли его «со скромного поприща гимназического учителя на более широкий путь литературной деятельности» (Усов П. П.И. Мельников (А.Печерский), с. 71).
В 1840-1846 годах П.И. Мельников опубликовал в столичной и местной печати более 40 статей исторического, этнографического и краеведческого характера. Эти материалы привлекли внимание ученых и многочисленных читателей не только своим научным содержанием, но и чисто литературными достоинствами.
В «Отечественных записках» были напечатаны «Исторические сведения о Нижнем Новгороде», «О родственниках К. Минина», «Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время», «Где жил и умер К. Минин»; в «Литературной газете» – «О строгановских зданиях в России», «Нижегородский театр». Много статей было опубликовано в «Нижегородских губернских ведомостях», неофициально часть которых П.И. Мельников редактировал с 1844 до половины 1850 года: «Легенда об основании Нижнего Новгорода», «Городецкие церкви», «И. Кулибин» и другие. Под его руководством неофициальная часть «Нижегородских губернских ведомостей» стала интереснейшим и богатейшим разделом газеты.
Вспоминая о работе в «Нижегородских губернских ведомостях», П.И. Мельников писал: «Это были единственные Губернские ведомости, которые издавались не один раз в неделю, а по 2 раза... В них заключается множество исторических, статистических и этнографических сведений, большей частью составленных Мельниковым, хотя он как редактор, и не подписывал ними своей фамилии» (НГУАК т. 9, с. 78).
Одной из последних публикаций в «Нижегородских губернских ведомостях» была статья «Концерт в Нижегородском театре», которую он впервые подписал псевдонимом Печерский.
Вот что рассказывают сын и дочь (со слов отца) о происхождении псевдонима:
«Когда я принес и прочел Далю набросок первого своего рассказа, Даль одобрил:
– Ну вот и прекрасно, Вы работайте, да и в печать.
Отец сказал, что он всё-таки не решается подписываться своей фамилией.
– А псевдоним?
– Псевдоним? Но какой же мне придумать псевдоним? – говорит отец – Вот вы жили в Лугани и назывались Казаком Луганским...
– Ну а Вы где живёте? – спросил Даль.
– В Нижнем... Нижегородский, Нижегородов – все как-то неблагозвучно.
– Нет, да Вы мне скажите, где Вы живёте? – настаивал Даль.
– Как где? В Нижнем.
– Да где именно в Нижнем?
– На Печерке.
– Ну, вот и псевдоним – Печерский. Да ещё, кроме того, Вы живёте в доме Андреева – Андрей Печерский».
Некоторые труды Мельникова, появившиеся впервые в «Нижегородских губернских новостях» были изданы тогда отдельными книгами. Вышедшая в 1846 книга «Нижегородская Ярмарка в 1843, 1844 и 1845 годах» «обратила на себя внимание учёных, и автор её в том же 1844 году был избран в члены... Русского Географического общества» (НГУАК т.9, с. 81). Этот труд Павла Ивановича получил одобрительный отзыв В.Г. Белинского.
П.И. Мельников проявил себя и как активный пропагандист краеведческих знаний среди нижегородцев. По его инициативе в гимназии начали проводиться своеобразные краеведческие чтения, на которых с докладами выступали учащиеся старших классов, устраивались диспуты, возникали споры по различным вопросам краеведения.
Большое значение для развития нижегородского краеведения и культуры города имели так же публичные лекции по истории Нижнего Новгорода и нижегородского края, которые П.И. Мельников начал проводить с 1847 года в актовом зале Дворянского института (ныне ул. Варварская, 3).
Лекции эти проводились на протяжении ряда лет, причём тематика их расширялась, касаясь не только вопросов истории края, а также и литературы.
Должность учителя гимназии всё больше тяготила П.И. Мельникова. Наконец он принял твёрдое решение оставить эту работу. 21 мая 1846 года по личной просьбе Павел Иванович был уволен из ведомства народного посвящения. Естественно, что после ухода из гимназии стали возникать материальные затруднения. Нужно было искать работу. Почти через год, в апреле 1847 года, по рекомендации предводителя дворянства Н.В. Шереметева Павел Иванович был зачислен в канцелярию нижегородского губернатора чиновником особых поручений. С этого времени начался новый период его деятельности, связанный с административной работой, с поручениями, направленными против раскольников.
В 1850 году Мельников был переведен в Министерство внутренних дел в качестве чиновника особых поручений. Оставаясь в Нижнем Новгороде до 1852 года, он выполнял различные поручения Министерства.
В 1852-1853 годах Мельников являлся начальником статистической экспедиции Министерства внутренних дел в Нижегородской губернии. Экспедиция была занята установлением числа раскольников и выявлением «духа» их учения. На материалах работы комиссии Мельников основал свой обширный трактат «О современном состоянии раскола» (1853-1854), который в рукописном виде имел хождение в высших правительственных и духовных средах.
Мельников не пошел по пути опорочивания раскольников и всего их быта. Он тщательно исследовал этот быт и явился одним из крупных его знатоков. Вместе с тем «дурная слава» его как чиновника, который своей исполнительностью приносит больше беды старообрядческому населению, опережала его известность как ученого и писателя.
В период подготовки крестьянской реформы, когда правительство вынуждено было под давлением революционного движения крестьян и роста революционных настроений в обществе пойти на либеральные уступки, Мельников-Печерский один из первых стал на путь изменения форм борьбы с расколом. В записке о русском расколе, составленной для великого князя Константина Николаевича (1857), Мельников решительно высказывался за новые либеральные формы борьбы с расколом. Веротерпимость, широкое разъяснение раскольникам их «заблуждений», происходящих от их темноты, должно быть, по мнению Мельникова, положено в основу борьбы с расколом. Их следует, по мнению Мельникова, «приводить к единоверию» постепенно, путем убеждения.
В начале 50-х годов появились в печати первые художественные произведения писателя, сделавшие его имя известным среди читателей России. Рассказы Печерского вошли в разряд лучших произведений литературы, обличавшие дореформенные порядки.
Уже в первой повести «Красильниковы» Мельников показал художественное мастерство и замечательное знание изображаемой среды. В рассказе ощущалось сознательное следование за Далем, знатоком народных говоров и мастером воспроизведения красочной, разговорной речи народа. Чувствовалось еще, пожалуй, в большей мере творческое восприятие художественных традиций, идущих от Гоголя, однако уже в этой повести Мельников-Печерский предстал перед читателями как своеобразный художник, наделенный присущей исключительностью ему оригинальной манере письма.
В рассказах Мельникова-Печерского было заложено основание той художественной манеры писателя, которая ярко и полно проявилась в его романах.
Тема раскола и раскольничьего быта, ставшая одной из основных тем его романов, затрагивалась уже в романе «Поярков», содержащем сатирические зарисовки жизни скитов, и в рассказе «Гриша» (1861), в подзаголовке которой значится: «Из раскольничьего быта».
Повесть «Гриша» в художественном отношении была слабее предшествующих ей беллетристических произведений писателя. Мельников стремится изобразить в ней духовные искания юноши-старообрядца, приведшие его сначала к аскетизму, а затем к изуверству. В этот рассказ писателя были включены легенды о раскольничьих святынях, которые он внес затем в свой роман «В лесах».
Началом первого крупного романа Мельникова-Печерского «В лесах» поступил рассказ «За Волгой». Мельников стремился в этом произведении дать картину быта населения Заволжья и при обработке рассказа все более расширял, увеличивая охват изображаемой действительности, усложняя художественную часть произведения.
Переход от очерков и рассказов к роману-эпопее в творчестве Мельникова-Печерского был столь органичен, что автор «В лесах» и «На горах» сам не вполне ощутил его и склонен был воспринимать свои этические произведения как развитие того жанра, в котором он писал в 50-е годы.
В романах Мельникова-Печерского, посвященных главным образом изображению быта купцов-старообрядцев и раскольничьих скитов, отразился весь многолетний опыт исследователя раскола, наблюдательного, любознательного путешественника, по долгу службы изъездившего все Поволжье и Урал, но интересовавшегося далеко не только теми сторонами быта, которые имели непосредственное отношение к возложенным на него служебных поручением.
Так, проводя порученное ему расследование дела о подлоге, совершенном при браке купца Макеева, Мельников особое внимание уделял пострадавшей – казанской купеческой дочери Марии Петровне Дегтяревой, исписывая листы дела характеристикой ее личности, положения и психологии. Некоторые черты характера и судьбы этой женщины отразились в образе Марьи Гавриловны Масленниковой в романах «В лесах» и «На горах». Дело Мокеева дало Мельникову-Печерскому большой материал и по вопросу о браках и разводах в среде раскольников (см. роман «В лесах»).
Образ заволжского тысячника Потапа Максимыча Чапурина – героя романов «В лесах» и «На горах» – возник в сознании Мельникова как результат наблюдений над купцами-покровителями раскола, в частности известным нижегородским богачом – «удельным крестьянином Семеновского уезда Чистопольского приказа деревни Поповой» Петром Егоровичем Бугровым. Характеризуя в служебных документах Бугрова, Мельников отмечал его привычку к простому, крестьянскому быту, его природный ум и замечательное умение, входя в сделки с бюрократическими начальниками, в том числе и высшим, отводить и смягчать удары, направленные на раскольников. Некоторые случаи из жизни Бугрова, зафиксированные Мельниковым в докладных записках, были затем им целиком перенесены в романы.
Знакомство с купцами-раскольниками, торговавшими на Нижегородской ярмарке старинными книгами и иконами, постоянное посещение их лавок дали Мельникову материал для изображения торговца древностями и «редкостными книгами» – Герасима Чубалова.
Говоря об источниках своего романа Мельников заявлял в 1847 году: «Бог дал мне память, хорошую память... А на роду было писано довольно-таки поездить по матушке святой Руси. И где только ни довелось бывать? И в лесах, и на горах, и в болотах, и в тундрах, в рудниках и на крестьянских полатях, и в тесных кельях и в скитах, и во дворцах, всего и не перечтешь. И где ни был, что ни видел, ни слышал все, твердо помню. Вздумалось мне писать; ну думаю давай писать и стал писать «по памяти, как по грамоте», как гласит старинное присловье» (Усов П. П.И. Мельников (А.Печерский), с. 275).
Роман «На горах» был задуман и осуществлен Мельниковым-Печерским как продолжение «В лесах». Многие сложные ситуации, завязанные в первом романе, находили свое разрешение во втором. «Некоторые из действующих лиц «В лесах» остаются «На горах». Переменяется только местность. С левого лугового, лесного берега Волги я перехожу на правый, нагорный, малолесный» (ИРЛИ, ф. 95, оп.1, №1, п. 1), – заявлял писатель.
Связь между двумя главнейшими произведениями Мельникова – его романами «На горах» и «В лесах» – весьма своеобразна. Каждому из них свойственна известная самостоятельность: «В лесах», например, на первом плане – судьба семейства Чапуриных, а во втором романе – «На горах» – в центре повествования – семья Смолокуровых. Есть различия между этими книгами и в других, может быть, менее заметных, но важных деталях и подробностях. И все-таки, сколько бы такого рода различий мы не отметили, эта самостоятельность оказывается сугубо относительной. Ведь если читатель не знаком с книгой «На горах», то и в содержании книги «В лесах» ему будет многое неясно. Нечего говорить уже о том, что без знания романа «В лесах» роман «На горах» даже во многих сюжетных подробностях не будет понятен. В наше время два романа, так тесно связанные между собою, называют обыкновенно дилогией. «В лесах» и «На горах» – это две большие книги или, другими словами, две сложные части одного большого произведения. В читательской памяти они так и живут – неразрывно друг от друга.
Последние годы жизни Мельникова прошли в селе Ляхово, где он работал над романом «На горах», будучи уже тяжело больным. Изредка посещал Нижний Новгород. Здесь он встречался в 1876 году с историком-краеведом, исследователем Нижегородского края А.С. Гациским. Между ними велась оживленная переписка (в 9-ом томе сборника Нижегородской архивной комиссии опубликовано более 30-и их писем).
В 1881 году Мельников возвратился в родной Нижний Новгород на постоянное жительство. Он жил в доме Потаповой на Петропавловской улице (ныне ул. Володарского), где и скончался 1(14) февраля 1883 года. Похоронен Павел Иванович на кладбище Крестовоздвиженского монастыря. После ликвидации этого кладбища 27 марта 1953 года прах Мельникова был перенесен на кладбище на ул. Пушкина. Первоначальный памятник и ограда не сохранились, и в 1972 году было установлено новое надгробие. Это стела серого гранита с бронзовым барельефом писателя (скульптор Л.Ф. Кулаков).
Как мы видим, Нижний Новгород тесно связан с деятельностью и творчеством П.И. Мельникова (Андрея Печерского). Недаром его называют писателем-нижегородцем. И остается только сожалеть, что память этого выдающегося человека еще недостаточно увековечена.
Опыт Мельникова-Печерского был учтен В.Г. Короленко, который вслед за ним совершил путешествие по керженским раскольничьим скитам. Не разделяя взглядов Мельникова на раскол, интересуясь, прежде всего не консервативными традициям, а элементами протеста в среде старообрядцев, Короленко наблюдал и своеобразно отразил этнографические и социальные черты быта поволжских жителей.
Образы и мотивы Мельникова-Печерского прочно вошли в сознание Короленко. Их отклик ощущается в повестях и рассказах Короленко, трактующих сюжеты из раскольничьей жизни.
Короленко учитывал труд своего предшественника по изучению быта раскольников и в области этнографии, и в наблюдениях над социальном бытом, и в широком исследовании языка и устноэпического творчества народа этого края.
Высоко оценил Мельникова-Печерского Горький. Он относил его к числу «богатейших лексикаторов наших», призывал учиться у него умению черпать художественные средства из сокровищницы устного народного творчества – фольклора. «Можно поучиться такому литературному языку, лишенному всяких варваризмов, всяких слов, заимствованных из иностранных языков» (Горький М. Несобранные литературно-критические статьи. Гослитиздат, 1941, с. 158),– писал Горький о языке романа «В лесах».
Воздействие творчества Мельникова-Печерского, в особенности его языка на свою литературную деятельность призывал П.П. Бажов. Сравнивая Лескова и Мельникова, он писал: «Мельников мне казался всегда ближе. Простая, близкая натура, ситуация и тщательно отобранный язык без перелистывания в словесную игру» (Бажов П.П. Сочинения в 3т., т.3, 1952, с. 287).
Образы романов «В лесах» и «На горах» вдохновили художника М.В. Нестерова на создание картин «Христова невеста», «На горах», «Великий постриг», «Соловей поет», «В лесах».

Павел Иванович Мельников-Печерский

И.Н. Крамской. Портрет П.И. Мельникова. 1876 г.

Мельников Павел Иванович (Андрей Печерский) (1818/1883) - русский писатель, историк, этнограф. С ранних лет Мельников увлекался изучением истории, чему и посвятил впоследствии свою научную деятельность, тесно связанную с литературной. Основной темой для изучения было старообрядчество («В лесах», «На горах»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 171.

Мельников-Печерский Павел Иванович (25.10.1818-1.11.1883), русский прозаик и историк. Детские годы провел в “лесном городке” Семенове Нижегородской губ., окруженном старообрядческими скитами. Окончил Казанский университет. Служил учителем истории и библиотекарем. В начале 1840-х сблизился с В.И. Далем и архиеп. Иаковом, знатоком раскола. Много занимался краеведением, изучением статистики и археологии, работал в архивах. С 1847 - чиновник особых поручений, в 1850 причислен к Министерству иностранных дел, в эти годы активно боролся против раскольников, в т. ч. силой убеждения: вступал в богословские споры, обратил ряд скитов в Православие. Однако в эпоху реформ выступил с заявлением, что не считает более раскол опасным для государства, а потому находит его преследование излишним и даже вредным (“Записка о русском расколе”, 1857). По мнению Даля, был “первостепенным знатоком русского быта”. В истории русской литературы остался прежде всего как автор дилогии из жизни заволжского старообрядческого купечества “В лесах” (1871-1874) и “На горах” (1875-81).

П.И. Мельников. 1859 г.
С литографированного портрета
"Русского художественного листка" В.Ф, Тима.

Мельников Павел Иванович (псевд. Андрей Печерский) (25.10.1818-1.11.1883), писатель. Родился «в самый благовест к обедне» в Н. Новгороде. Отец состоял на военной службе, участвовал в военных походах 1813-1814. Был начальником жандармской команды в Н. Новгороде.

Род Мельниковых возник в XVII в. Ощущение связи поколений, уходящей в глубокую русскую древность, искреннее уважение и интерес к отечественной истории, к ее героике были характерной чертой мировосприятия писателя. Старинный образ Спасителя с жалованной надписью царя Ивана Васильевича был его семейной реликвией и как бы символизировал эту связь.

До 10 лет Мельников учился дома. «Еще у десятилетнего ребенка были у него толстые тетради, в которые по линейке переписывал он Пушкина , Дельвига, Баратынского и Жуковского. Двенадцати лет он знал наизусть всю “Полтаву”, много отрывков из “Онегина”», - писал Мельников о самом себе в автобиографии. Окончив нижегородскую гимназию, в 1834 он поступил в Казанский университет. Окончил его в 1837 в возрасте 18 лет. В 1838 за какую-то провинность (подробности не установлены) был направлен уездным учителем истории и статистики в г. Шадринск Пермской губ., но затем оставлен в Перми при местной гимназии. В мае 1838 Мельников был переведен в нижегородскую гимназию.

П.И. Мельников. С гравюры на дереве. 1883 г.

Поездка в Пермь дала материал для цикла статей. Первое печатное произведение («Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь») увидело свет в ноябрьском номере «Отечественных записок» за 1839. Публикация продолжалась на протяжении нескольких номеров. Произведение представляет собой синтез этнографических, исторических, статистических данных, аккуратно собранных пытливым наблюдателем. Его интересуют и достопримечательности Арзамаса, и история соляных промыслов, технология добычи соли, географические особенности разных мест и пермяцкий язык. В архиве А.А. Краевского сохранился запрещенный цензурой и потому не вошедший в «Дорожные записки…» мельниковский «Рассказ о Пугачеве Дементия Верхоланцева, походного полковника Третьего Яицкого полка». Для Мельникова рассказ 85-летнего старика, участника крестьянской войны под предводительством Пугачева , был ценен тем, что содержал целый ряд деталей, неизвестных Пушкину и историкам пугачевщины. Мельникову дорога каждая мелочь. Он тщательно описывает в статье внешность Пугачева, опираясь на рассказ очевидца, его сподвижников, особенности боевых действий, их детали, поправляет Пушкина.

В 1841 Мельников был утвержден в звании корреспондента Археографической комиссии. В Н. Новгороде писатель занимался изучением истории, статистики, разбором местных архивов. Выявленные им в архивах сведения легли в основу многих исторических и краеведческих статей («Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время», «И. П. Кулибин», «Указатель достопримечательностей Нижнего Новгорода», «Нижегородская ярмарка» и др.). Получив задание выявить, не осталось ли потомков Козьмы Минина, писатель установил полное имя величайшего русского патриота (Козьма Захарыч Минин-Сухорук).

П.И. Мельников. С портрета, нарисованного
его сыном и гравированного Э.Паннемакером.

С 1 января 1845 и по 14 мая 1850 Мельников состоял редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей». С 1847 Мельников - чиновник особых поручений при нижегородском губернаторе. В 1850 он при помощи В. И. Даля был причислен к МВД. В 1852-1853 руководил статистической экспедицией по изучению старообрядчества в Нижегородской губ. Итогом этой работы стал представленный в 1854 в Министерство внутренних дел «Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии». В нем Мельников предлагал жесткие меры к искоренению старообрядчества, называя его «язвой государственной».

Первые литературные опыты Мельникова («О том, кто такой Елпидифор Перфильевич и какие приготовления делались в Чернограде к его именинам», 1840) отмечены попытками подражать Н. В. Гоголю. В 1852 Мельников возвращается к литературной работе, публикует повесть «Красильниковы» («Москвитянин». № 8), свидетельствующую о нем как о зрелом писателе. В повести продемонстрировано глубокое знание народного быта, умение показать его с разных сторон, умение широко использовать фольклорные средства. При этом они здесь, как и в последующих произведениях, являются органической составляющей творческого мироощущения писателя, не выглядят надуманными и лишними.

Несмотря на доброжелательные отзывы о «Красильниковых», писатель на несколько лет отходит от литературы. В 1867 публикует несколько рассказов («Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный», повесть «Старые годы», в основу которой лег восторженный рассказ старого слуги о буйствах жестокого барина). В 1858 - рассказ «Именинный пирог», повесть «Бабушкины россказни». В 1861 - рассказ «Гриша». В них звучит гоголевская тема маленького человека с протестом против чиновничьих беззаконий. Народ изображен как пассивная сила, в нем нет инициативных характеров. Многие рассказы отличает наличие очерковых эпизодов, дающих обличительную картину.

Старообрядческая тематика в 1860-70-е становится одной из ведущих в творчестве Мельникова. Вначале в своих противостарообрядческих рассказах («Поярков», «Гриша») он ничем не выделяется в изображении старообрядческой среды от современных ему авторов-«обличителей». Старообрядческие характеры сатирически деформированы при помощи резкого окарикатуривания, использования ряда сатирических противопоставлений, негативных авторских характеристик, шаржирования и др. приемов. Это не случайно, ведь борьба со старообрядчеством силой смеха потребовала обращения к комическому. Мир старообрядчества показан утрированно, акцент сделан на одностороннее подчеркивание негативных явлений.

Смена подходов к изображению старообрядчества в творчестве Мельникова шла медленно. Противообрядческая сатира «Пояркова» сменилась этнографизмом повести «Заузольцы» (пробный шаг на пути к дилогии «В лесах» (1874) и «На горах» (1881)), затем, спустя два года, возродилась в «Грише». Этот рассказ органично объединял черты сатиры и этнографического описания, которое выразилось в использовании старообрядческих легенд, но не в изображении достоверного быта старообрядцев, однако в целом был написан в обличительных традициях. Но не прошло и года, как в «Северной пчеле» появились «Письма о расколе», где Мельников признавал немаловажное значение старообрядчества для развития страны, ее промышленности. Затем последовали «Очерки поповщины», где старообрядчество рассматривалось в целом с позиций «просветительского неприятия», где были пущены в ход старые приемы противообрядческой сатиры - особенно там, где речь заходила о современной автору эпохе. Современное старообрядчество Мельников изображал при помощи иронических приемов, не брезговал передавать непроверенные и не соответствующие действительности слухи. Темой «Очерков…» стала история старообрядчества и его попытки приспособиться к вызовам действительности. В каждой главе подана определенная конкретно-историческая ситуация и раскрыта реакция старообрядчества на нее. Проблематика «Очерков…» строится на изучении жизнеспособности старообрядчества, которая, по мнению автора, невозможна при условии строгого соблюдения церковных установлений, незыблемость коих старообрядчество провозглашает. Идея «Очерков поповщины» - обоснование исторической и нравственной несостоятельности старообрядчества вообще. Идея несостоятельности старообрядчества определила отбор образов, ситуаций и их интерпретацию.

Колебания Мельникова объясняются особенностями его взглядов на старообрядчество. От идеи, что оно должно неизбежно исчезнуть при «успехах просвещения», он шел к выводу, что старообрядчество способно придать новый импульс развитию России.

Каракозовский выстрел 4 апреля 1866 стал для Мельникова подлинным потрясением. В его глазах это был не просто выстрел в первого человека страны, но покушение на национальную идею государственности. Кто и что может послужить противодействием нигилизму? Старообрядчество, приходит к убеждению писатель, сила, не причастная к политической борьбе, но сохраняющая первоосновы национального менталитета и духовности, преданная религиозной идее и монархии. Укрепляет этот вывод командировка в Москву с целью изучения настроений старообрядцев в связи с прошедшим недавно собором на Рогожском кладбище. «А восстановление русского духа, старобытной нашей жизни все-таки от будущих старообрядцев, которые тогда не раскольники будут», - писал Мельников в записке министру внутренних дел о результатах командировки. Он вкладывает разное содержание в слова «старообрядцы» и «раскольники». Это не синонимы. Раскольники для него - те, кто отказывается идти на сближение с официальным Православием. Старообрядцы - хранители исконного духа Руси допетровской, которые, отбросив «предрассудки» и влившись в паству господствующей Церкви, призваны преобразить и ее, и страну в целом, укрепить ее основы.

Особенность дилогии Мельникова «В лесах» и «На горах» в том, что в ней сложно выделить одну преобладающую, частную тему. Объектом изображения стали жизнь и быт лесного и нагорного Поволжья, внутренний уклад народа, скитов. Определяя замысел книг, Мельников писал: «… изобразить быт великороссов в местностях при разных развитиях, при разных условиях общественного строя жизни, при разных верованиях и на разных ступенях образования». Поэтому тут можно говорить о системе тем, проблем. Своего положительного героя писатель искал в среде, наиболее устойчивой по отношению к новым явлениям эпохи, живущей по дониконовским предписаниям, близкой к народу. Личность героя связана с проблемой дальнейшего развития России, с проблемами общественной среды. Это определяет основные элементы дилогии: характеры зарождающейся торговой буржуазии, изображенные в разных аспектах: добродетельно-положительные, соответствующие идеалу писателя, и резко отрицательные, сатирические, которые придают дилогии антибуржуазные черты. Эти характеры действуют в быту, в обыденной жизни. Бытовая тема невозможна без разработки темы семьи. Семья его интересует как прочная база для развития личности. Нарушение семейных правил ведет к падению. Своеобразие дилогии «В лесах» и «На горах» в том, что писатель сумел убедительно показать неизвестный, обособленный мир - мир старообрядчества, где по устоявшимся традициям не принято делиться информацией, открываться. Более того - мир, о котором знали лишь по тенденциозным публикациям. Старообрядчество, эта «отечественная Атлантида», было представлено убедительными человеческими характерами. Писатель отошел от устоявшихся шаблонов изображения старообрядчества, которым следовал некогда и сам, хотя иногда сохраняет «чиновничью насмешливость» (выражение Н. С. Лескова) по отношению к старообрядцам. Двойственное отношение к старообрядчеству выразилось и в двойственности характеров ряда героев дилогии. И тем не менее герой Мельникова мыслится именно как характер с присущей ему многогранностью, а не как схема. Мельников совершенно подорвал принципы художественного изображения старообрядчества, обозначив в старообрядческой среде положительный идеал. Более того, он нашел и обрисовал в этой среде национальный идеал. Дилогия показала неисчерпаемые возможности русского фольклора. Фольклорный аспект является на сегодняшний день наиболее изученной стороной творчества Мельникова. Фольклор, используемый Мельниковым в авторской речи, не выглядит чужеродным, он органически вписывается как в речь героев, так и в речь автора, являясь основой индивидуального творческого сознания Мельникова. Писатель и его герои опираются на фольклорные образы и символы, аккумулируя свои идеи и мысли с помощью народных пословиц. Уникальна сама по себе жанровая природа дилогии, сочетающая признаки семейного, авантюрного, бытового романа.