Ответьте на каждый из поставленных вопросов да. Школьный этап всероссийской олимпиады по литературе. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»

Задание 1.
По данному отрывку назовите автора и его произведение.
а) «Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою… Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошел в почтовую избу, в намерении отдохнуть».
б) «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею <...> очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались».
в) «До станции оставалось еще с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика».
г) «И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лед от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по черным камням».
д) «Но нигде не было слышно отдаленного петушьего крика: ни в городе, ни в разоренных окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надежный сам собою пункт городской крепости…»
Ответ. 1. По данному отрывку назовите автора и его произведение. (5 баллов.)
а) А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
б) А. С. Пушкин. «Метель».
в) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла».
г) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла».
д) Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Задание 2
Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы. Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Ответ запишите в виде 4 формулировок в той же последовательности, в которой поставлены вопросы.
А.Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.
Б. Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.
В.Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.
Г. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».
Д. Был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали
Ответы:
А) «Герой нашего времени» (допустимо «Максим Максимыч»), М. Лермонтов, Максим Максимыч о Печорине.
Б) «Станционный смотритель», А. Пушкин, Вырин (допустимо «отец Дуни») о Дуне.
В) «Капитанская дочка», А. Пушкин, Гринев о Маше.
Г) «После бала», Л. Толстой, Иван Васильевич (допустимо «рассказчик») о Вареньке (допустимо «дочери генерала»).
Д) «Бедная Лиза» , Н.Карамзин, «рассказчик» об Эрасте
Ставится 1 балл за полный верный ответ по каждому из пунктов А–Г
Количество баллов –5 .

Задание 3
Узнайте одного из донских писателей:

Кто из писателей,чья жизнь тесно связана с донским краем:
- одним из первых в русской литературе начал писать маленькие юмористические рассказы;
- был женат на известной актрисе МХАТа Ольге Книппер;
- родился, учился в гимназии и работал в бакалейной лавке своего отца в Таганроге;
- является автором рассказа «Попрыгунья».
Ответ:А.П.Чехов. Ставится 1 балл за верный ответ.
Задание 4
Определите писателя по биографическим фактам.

А.Его обучил грамоте дьячок С.Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»
Б.Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.
В.Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога»
Количество баллов – 3
Ответы: А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин
Ставится 1 балл за каждый верный ответ.
Задание 5
Установите соответствия:

1) 1711-1765 а) В. А. Жуковский
2) 1743-1816 б) Г. Р. Державин
3) 1766-1826 з) Н. М. Карамзин
4) 1783-1852 г) Н. В. Гоголь
5) 1809-1852 д) М. В.Ломоносов
Ответ
1)1783-1852 а) В. А. Жуковский
2)1743-1816 б) Г. Р. Державин
3)1766-1826 з) Н. М. Карамзин
4)1809-1852 г) Н. В. Гоголь
5)1711-1765 д) М. В.Ломоносов
Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Количество баллов – 5
Задание 6
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.
б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».
в) Рифма - обязательно условия стихотворной речи.
г) Прототип - это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.
Ответы: а) - нет б) - да в) - нет г) - нет д) - да е) - да
Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Количество баллов – 6

Задание 7 . Соотнесите литературные произведения с именами художников, которые их иллюстрировали.

А. С. Пушкин. «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов. «Демон»
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»
«Слово о полку Игореве» М. Врубель
В. Фаворский
А. Бенуа
А. Агин

Ответ.
А. С. Пушкин. «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов. «Демон»
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»
«Слово о полку Игореве» А. Бенуа
M. Врубель
А. Агин
В. Фаворский
Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Количество баллов – 4
Задание 8
А. С. Пушкин считается основоположником рус¬ского литературного языка. Однако всегда ли нам по¬нятны его стихи? Вам представлены цитаты из произ¬ведений А. С. Пушкина. Определите значение выде¬ленных слов в данном контексте и выберите необходи¬мый вариант:
1. «Онегин жил анахоретом » -
а) консерватор, в) знаток,
б) отшельник, г) лекарь.
2. «Как сатирой безымянной
Лик зоила я пятнал » -
а) колдун, в) раб,
б) повеса, г) критик.
витии? » -
а) краснобай, в) мученник,
б) повеса, г) пророк.

Кичливый лях , иль верный росс?» -
а рыцарь, в) воин,
б)юноша, г) поляк.
5. «О чем ты думаешь, казак?
Воспоминаешь прежни битвы,
На смертном поле свой бивак… » -
а) чан, в) привал,
б) мясное блюдо, г) кинжал.
клеврет умрут»-
а) пособник, в) предтеча,
б) враг, г) донос.
Ответ
1. «Онегин жил анахоретом » -
а) консерватор, в) знаток,
б) отшельник , г) лекарь.
2. «Как сатирой безымянной
Лик зоила я пятнал » -
а) колдун, в) раб,
б) повеса, г) критик .
3. «О чем шумите вы, народные витии? » -
а)краснобай , в) мученник,
б)повеса, г) пророк.
4. «Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях , иль верный росс?» -
а рыцарь, в) воин,
б)юноша, г) поляк .
5. «О чем ты думаешь, казак?
Воспоминаешь прежни битвы,
На смертном поле свой бивак… » -
а) чан, в) привал ,
б) мясное блюдо, г) кинжал.
6. «Спасенья нет: доносчик и его клеврет умрут»-
а) пособник , в) предтеча,
б) враг, г) донос.Ставится 1 балл за правильный ответ. Количество баллов – 6

Задание 9.
А.С. Грибоедов был хорошим музыкантом и даже сочинял музыку. Какое его музыкальное произведение знает каждый, владеющий игрой на фортепиано?
а) «Марш Грибоедова»; б) «Вальс Грибоедова»;
в) «Танго Грибоедова»; г) «Полонез Грибоедова».
Ответ. (б) «Вальс Грибоедова».Печальный, элегический вальс, посвящённый жёнам декабристов.)
Ставится 1 балл за правильный ответ. Количество баллов – 4

Задание 10
Кому адресует Г. Р. Державин эти строки в оде «Фелица»? .
Мурзам своим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом*.,

а) Г. А. Потемкину;
6) Александру I;
в) Екатерине II;
г) Петру I
Ответ. в) Екатерине II;
Ставится 1 балл за правильный ответ. Количество баллов – 1

♦ Рубрика: .

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2009-2010 уч.года

по литературе.

Ответы.

6 класс

Максимальное количество баллов - 50

1в, 2д, 3б, 4г,5а, 6е

2.Дайте определение загадки.

Загадка – краткое поэтическое иносказательное описание какого-либо предмета или явление, которое нужно узнать

Отгадайте загадки:

А)Дождь б) снег в) Дорога

3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем, а человек -уменьем

Б)Где жить- там и слыть

В) Слово серебро, а молчанье-золото

Г) Сто человек- сто мнений

Максимальное количество баллов-4

4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: Назовите фамилии этих художников. – М. Васнецов, И.Билибин

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это старейший жанр литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни в русской литературе мы находим у МЛомоносова, А.Сумарокова, В.Майкова, И.А.Крылова

хорей

А.СПушкин

М.Ю.Лермонтов

Л.Н.Толстой

10.

а) нет

б) да

В) да

Г) нет

Д) да

11.

При оценке творческой работы учитывается:

    глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);

    композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);

    оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);

    эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);

    соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).

Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывалась, но не оценивалась, объём работ не регламентировался.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2009-2010 уч.года

по литературе

6 класс

Время выполнения заданий – 1,5 часа

Максимальное количество баллов - 50

    Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

Летопись

«Лошадиная фамилия»

«Повесть временных лет»

«Каша из топора»

«Мартышка и очки»

Стихотворение

«Белая береза»

Максимальное количество баллов-6

2.Дайте определение загадки.

Отгадайте загадки:

А)Шел долговяз, в сыру землю увяз

Б) Скатерть бела весь свет одела.

В)До неба достанет, а от земли не видать

Максимальное количество баллов-4

3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем..

Б)Где жить.…

В) Слово серебро…

Г) Сто человек-

Максимальное количество баллов-4

4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче,Жар-птице и сером волке». Назовите фамилии этих художников.

Максимальное количество баллов-2

5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

Максимальное количество баллов- 4

7. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.

Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни

8. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Максимальное количество баллов - 1

9. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

10. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов - 5

11. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.

Максимальное количество баллов-10

Олимпиадные задания по литературе 11 класс (с ответами)

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению.

а) Назовите оба произведения;

б) укажите, какой персонаж является «исключением»;

Остап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов – 3

Задание 2


А)

(По А. Гришунину)


Б)

(По Ю. Лотману)


В)

(по Т. Орнатской)


Количество баллов – 3

Задание 3

1а, 2б и т.п.).



а

б

в

г

1

И. Тургенев

«Хорь и Калиныч»



Калиныч

2

А. Пушкин

«Евгений Онегин»

...Некогда буян,

Картежной шайки атаман,



Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек



Дмитрий Ларин

3

Н. Гоголь

«Мертвые души»



Башмачкин

4

А. Пушкин

«Выстрел»



Сильвио

Количество баллов – 4

Задание 4.

1а - ВАРИАНТ IV ).



а

б

в

г

1

М. Лермонтов

«Смерть поэта»



И он убит – и взят могилой,

Добыча ревности глухой,


2

М. Деларю



1831

Восходом утра пробужденный,
Я поднял очи: надо мной,

Венком лавровым осененной,
Стояла дева. Тишиной
Лицо прекрасной озарялось,
Улыбка млела на устах,
И в ясных голубых очах
Олимпа небо отражалось.

3



* * *

1838

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла.
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;

Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

4

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

1795



3а) ВАРИАНТ I: Г. Державин

ВАРИАНТ II: А. Фет

ВАРИАНТ III: М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV: Н. Нерасов


2б) ВАРИАНТ I: «К Неве»

ВАРИАНТ II: «К гению»

ВАРИАНТ III: «Муза»

ВАРИАНТ IV: «Роза»


1в) ВАРИАНТ I: 1836

ВАРИАНТ II: 1837

ВАРИАНТ III: 1841

ВАРИАНТ IV: 1842


4г)

ВАРИАНТ I:




ВАРИАНТ II:




ВАРИАНТ III:

Жив будет хоть один пиит



ВАРИАНТ IV:
Но сте\анет ясно всем, что эта песнь – о них,

Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов – 4

Задание 5

а)

б)

в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.

г)

д)

е)

ж)

з)

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:



к)

л)

м)

Количество баллов – 6

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6


Количество баллов – 10

Ответы:

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений.

Отсап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов - 3.

Ответ :

а) «Тарас Бульба», «Полтава»

б) Мазепа

в) Н. Гоголь, А. Пушкин.

Ставится по 1 баллу за полный верный ответ на каждый из вопросов а, б, в.

Задание 2

Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.


А)

Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).

В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…

(По А. Гришунину)


Б)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

(По Ю. Лотману)


В)

Родился в Москве. Отец, Михаил Адреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными.

В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…

(по Т. Орнатской)


Количество баллов - 3.

Ответ:

а) А.С. Грибоедов;

б) А.С. Пушкин;

в) Ф.М. Достоевский.

Ставится по 1 баллу за каждый верный ответ.

Задание 3

В приведенной таблице найдите четыре ячейки, содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).

Внимание! Указывайте не более четырех ячеек.



а

б

в

г

1

И. Тургенев

«Хорь и Калиныч»

На пороге избы встретил меня старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный… Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. … Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов.

Калиныч

2

А. Пушкин

«Евгений Онегин»

...Некогда буян,

Картежной шайки атаман,


Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек



Дмитрий Ларин

3

Н. Гоголь

«Мертвые души»

Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…

Башмачкин

4

А. Пушкин

«Выстрел»

…Воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.

Сильвио

Количество баллов - 4.

Ответ: 1г, 2г, 3б, 4в

Ставится 1 балл за каждую верно указанную ячейку.

Задание 4.

Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а - ВАРИАНТ IV ).



а

б

в

г

1

М. Лермонтов

«Смерть поэта»



И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой.

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.


2

М. Деларю



1831

Восходом утра пробужденный,
Я поднял очи: надо мной,
Склоняясь главою вдохновенной,
Венком лавровым осененной,
Стояла дева. Тишиной
Лицо прекрасной озарялось,
Улыбка млела на устах,
И в ясных голубых очах
Олимпа небо отражалось.

3



* * *

1838

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла.
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

4

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

1795



3а) ВАРИАНТ I: Г. Державин

ВАРИАНТ II: А. Фет

ВАРИАНТ III: М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV: Н. Некрасов


2б) ВАРИАНТ I: «К Неве»

ВАРИАНТ II: «К гению»

ВАРИАНТ III: «Муза»

ВАРИАНТ IV: «Роза»


1в) ВАРИАНТ I: 1836

ВАРИАНТ II: 1837

ВАРИАНТ III: 1841

ВАРИАНТ IV: 1842


4г)

ВАРИАНТ I:

Так! Весь я не умру, но часть моя большая,


От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселена будет чтить.

ВАРИАНТ II:

Не вовсе я умру, но смерть оставит


Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

ВАРИАНТ III:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире


Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит



ВАРИАНТ IV:

За многих думал я, за всех знал муки страсти,


Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов - 4.

Ответ: 3а – вариант III; 2б – вариант III; 1в – вариант II; 4г – вариант I.

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступеление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:



к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Количество баллов - 6.

Ответы:

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

11-12 - 6 баллов

9-10 - 5 баллов

7-8 - 4 балла

5-6 - 3 балла

3-4 - 2 балла

1-2 - 1 балл

0 - 0 баллов

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Проанализируйте символику стихотворения Ф. Тютчева «Лебедь».

180 минут.

Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 30 баллов. Из них 20 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+4+4+6), 10 - за задание 6, предполагающее элементы анализа.

Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются. В заданиях 1–5 объяснение ответов, исправление неверных вариантов от участника не требуется.

Задание 6 оценивается в соответствии с критериями , распечатанными на отдельном листе.

__________________

Ответы и условия оценивания

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений.

Остап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов - 3.

Ответ :

а) «Тарас Бульба», «Полтава»

б) Мазепа

в) Н. Гоголь, А. Пушкин.

Ставится по 1 баллу за полный верный ответ на каждый из вопросов а, б, в.

Задание 2

Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.

Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).

В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля, Нине Александровне…

(По А. Гришунину)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

3а) ВАРИАНТ I : Г. Державин

ВАРИАНТ II : А. Фет

ВАРИАНТ III : М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV : Н. Некрасов

2б) ВАРИАНТ I : «К Неве»

ВАРИАНТ II : «К гению»

ВАРИАНТ III : «Муза»

ВАРИАНТ IV : «Роза»

1в) ВАРИАНТ I : 1836

ВАРИАНТ II : 1837

ВАРИАНТ III : 1841

ВАРИАНТ IV : 1842

ВАРИАНТ I :

Так! Весь я не умру, но часть моя большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселена будет чтить.

ВАРИАНТ II :

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

ВАРИАНТ III :

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит

ВАРИАНТ IV :

За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов - 4.

Ответ: 3а – вариант III; 2б – вариант III; 1в – вариант II; 4г – вариант I.

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступеление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:

к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Количество баллов - 6.

Ответы:

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

11-12 - 6 баллов

9-10 - 5 баллов

7-8 - 4 балла

5-6 - 3 балла

3-4 - 2 балла

1-2 - 1 балл

0 - 0 баллов

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Проанализируйте символику стихотворения Ф. Тютчева «Лебедь».

Количество баллов - 10.

Модель ответа на задание № 6.

Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:

– Обнаружить понимание проблематики стихотворения , ее философского характера. Ф. Тютчев сопоставляет два символа - образы лебедя и орла,- и размышляет о законах человеческого существования и познания.

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения . Орел - образ рационального, активного познания и покорения мира. Лебедь - образ интуитивного, эстетического восприятия мира. Зрение орла физическое, оно воспринимает только одну сторону мира. Зрение лебедя сверхъестественное («сон», глаз во время сна закрыты), оно воспринимает всю полноту мироздания. Орлу видны лишь самые яркие элементы мира, лебедю - весь мир в целости. Символичен белый («чистый») цвет лебедя. Символично его положение между небом и отражением неба в воде - между двух «бездн». Только на грани мировых стихий, на грани миров человеку доступно познание вселенной.

– Отметить поэтические средства, составляющие символику стихотворения. Кроме центральных символов – орла и лебедя – символическое значение имеют: способности орла и лебедя (летать и плавать), их цвет, их зрительные способности (приписываемые им поэзией, культурным сознанием, автором текста); символичны пространства неба и земли (воды); традиционно символическим значением наделяются в поэзии молния и гром.

Типичны для Ф. Тютчева приемы бинарного композиционного противпоставления (1-го четверостишия и остального текста), риторического обращения. Символическая обобщенность текста подчеркивается отбором лексических средств архаического (в том числе старослявянского) характера: «поле т», «зве здный» (с «е» вместо современного «ё»); «впивает», «бездна», «всезрящий», «твердь» и др.

На основании двоемирия, поэтизации стихий, сна, интуиции стихотворение может быть оценено как романтическое. Слово «твердь» в контексте стихотворения означает небо.

1. Угадайте литературное произведение по началу или концу; укажите автора.

1) В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки… (Начало.)
2) Потом он промолвил, несколько подумав:
-Да, жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разгова­ривать!.. Впрочем, видно, уж так у него народу было написано!..
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений, (Конец.)
3) Скучно на этом свете, господа! (Конец.)

2. Из какого стихотворения А.С. Пушкина эта пейзажная зари­совка?

1) Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты.,.
2) Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
3) Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро…Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко…

3. По приведенным ниже определениям установите, о каких литературоведческих понятиях идет речь.

А) … — жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней Греции в VI веке до н. э. как стихотворение, написанное независимо от содержания двустишиями. Первоначально темы многообразны, от высокообщественных — патриотизм, идеалы граж­данской и воинской доблести — до узкосубъективных: радость и горе любви.
В новой европейской литературе теряет четкость формы, но при­обретает определенность содержания, становясь выражением преиму­щественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби. В русской литературе в этой жанровой форме работали Н.М. Карам­зин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. Б) … — обострение сюжета, чаще всего драматического, в ли­тературном произведении с помощью использования различных случайностей, совпадений, обманных ходов, запутывающих дейст­вие, делающих неясным дальнейшее развитие конфликта и неожи­данным его разрешение, служит целям раскрытия характеров персонажей через поступки.

4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.
б) Новелла и роман - жанры древнерусской литературы.
в) Бытие - один из жанров древнерусской литературы.
г) Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба - черты жанра, который называется ода.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Лирическое отступление может быть только в лирическом произведении.
ж) Речь одного литературного героя можно назвать монологом, а разговор трех литературных персонажей - полилогом.
з) Сентиментализм - это направление, направление, к которому принадлежит повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
и) Сентиментализм - это жанр, в котором написана повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
к) Произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно назвать детективными.

5. Соотнесите имена русских писателей и названия мест, где существуют их музеи.

6. Интерпретация поэтического текста.

Осип Мандельштам (1891 – 1938)
* * *
Смутно-дышащими листьями
Чёрный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В тёмном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Встала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
1911

ОТВЕТЫ.
1.ОТВЕТ:
1) «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
2) «Герой нашего вре­мени» М.Ю. Лермонтова.
3) «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя.

2.ОТВЕТ: 1) «Деревня». 2) «Бесы». 3) «Вновь я посетил…».

3.ОТВЕТ: .
А) Элегия. Б) Интрига.

а) да
б) нет
в) нет
г) да
д) да
е) нет
ж) да
з) да
и) нет
к) нет

5. ОТВЕТ:
Н.М. Карамзин Ульяновск (Симбирск)
А.С. Грибоедов Хмелита
А.С. Пушкин Захарово
Н.В. Гоголь Сорочинцы
М.Ю. Лермонтов Середниково

6. Критерии оценивания
При оценке работы выявляется:
— глубина и самостоятельность понимания темы и идеи произведения
— владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)
— восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства
— композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

Вконтакте