Описание портрета мальчика. Сочинение-описание по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева

Портрет мальчика Челищева - Орест Адамович Кипренский. 1808. Холст, масло. 48 х 38 см


Эта картина - один из первых детских портретов, где художник действительно постарался изобразить ребенка со всем его внутренним миром, а не уменьшенную копию взрослого человека, как это делали раньше. Нашим современникам непонятно, что относительно недавно к детям не относились так, как это принято сейчас. У них даже не было специальной «детской» одежды, малышей одевали в миниатюрные копии нарядов взрослых. Ни о какой детской психологии речи даже и не шло.

Большинство портретов детей тех эпох изображают малышей и подростков как уменьшенный вариант взрослого человека, они наряжены и причесаны точно также, как и их родители. Такие картины выглядят искусственными, а дети напоминают восковые статуи, за редчайшим исключением («Мальчик в голубом» Гейнсборо и «Менины» Веласкеса).

В этом портрете художник впервые изобразил настоящего ребенка, без возрастной стилизации. На картине, вписанной в овал согласно стилистике того времени, изображен мальчик с еще по-детски пухлыми щечками и нежной кожей. У него яркие, сочные губы и очень выразительные темные и большие глаза. Они сразу приковывают внимание зрителя, так как художнику удачно удалось передать в них определенную детскую задумчивость. Кажется, что во время позирования ребенок отвлекся от происходящего и погрузился в свои мысли.

Так как хорошо известно, что все свои портреты художник писал с натуры, то становится понятна такая притягательность изображения ребенка. Мастер просто изумительно передал все особенности детского лица и его неповторимое выражение, по которому сразу понятно, что перед нами ребенок. Несмотря на «взрослую» одежду и прическу, это маленький мальчик, перед которым лежит великое будущее. Оно еще никому не ведомо, но в будущем этот нежный и мечтательный ребенок станет героем Отечественной войны 1812 года, затем войдет в одно из декабристских обществ, пытавшихся изменить историю страны свержением самодержавия.

Но все это в далеком будущем, а сейчас будущий декабрист находится в состоянии, когда детство постепенно переходит во взрослость. При всей внешней нежности в горделивой осанке мальчика, в его манере держать голову и смотреть чувствуется порода и отменное воспитание. Художнику удалось уловить эту тонкую грань, сделать портрет живым, поэтому он до сих пор вызывает восхищение.

Цветовая гамма сдержана, но выразительна за счет яркого центрального акцента - алого жилета мальчика. Его темно-синий сюртук создает красивый контраст сочному и броскому цвету, а яркие тона бросают розоватые блики на его еще по-детски гладкие и нежные щеки. Хороший цвет лица ребенка из высшего общества оттеняет сахарная белизна воротничка рубашки, почти скрытого высоким воротом верхней одежды. Привлекает внимание и прическа - это типичная мужская укладка, модная в те романтические времена.

В портрете нет ни единой детали, которая могла бы отвлечь внимание от облика мальчика и его одухотворенного лица. Композиционно изображение идеально вписано в овал, фон однородный, сероватый, призванный лишь придавать объемность и живые краски портрету ребенка. Одежда также предельно проста, без деталей и отделки, внимание привлекают только крупные пуговицы высоко застегнутого красного жилета, обтянутые той же тканью, из которой сшита сама вещь. Все это предназначено для того, чтобы внимание смотрящего сконцентрировалось на лице мальчика, на его выразительных и бездонных черных глазах. Если следовать утверждению, что глаза - это зеркало души, то мастеру удалось в совершенстве запечатлеть живую, развивающуюся душу ребенка, сохранив для потомков это чудесное изображение.

Описание картины Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

Если бы люди могли знать свое будущее заранее, все ли захотели стать взрослыми? Не знаю.
Только портрет, написанный Кипренским О.А., где изображен маленький мальчик, лет двенадцати, кажется, предугадывает предстоящее завтра своего героя.
О ком картина «Портрет мальчика Челищева»? Можно ли было по внешности паренька угадать его бесстрашные поступки в будущем?

Почему из сотни знакомых детей, Кипренский первым решил написать именно младшего Челищева? Чем этот ребенок так затронул живописца, что он с готовностью посвятил ему свое время, и написал один из самых интересных детских портретов? Наверное, они не раз разговаривали.
Садились рядом и беседовали на разные темы.
Как импонировала детская непосредственность ребенка взрослому художнику! Они, наверное, сдружились за таким времяпровождением.
Истинность этих предположений я нашла, когда случайно увидела имя этого ребенка среди всех подростков, которые всего лишь через какие-то три года отправились на великую битву за родину с французами.
Получается, что ему было тогда пятнадцать лет.
Возраст достаточный, чтобы учиться, но абсолютно неподходящий для серьезной войны.
Значит, на протяжении долгого времени сознание ребенка росло быстрее, чем у всех его сверстников.
Это, я думаю, как раз благодаря свободному общению со взрослыми мудрыми людьми.
Беседы не прошли впустую, потому, что дальнейшее будущее Челищева уже среди декабристов.
Да, как быстро повзрослел этот мальчик, чтобы принимать такие серьезные решения.

На портрете бросается в глаза не по-детски умный взгляд.
Как будто он этими глазами может рассказать так много чего, что даже и не видели они.
Темные печальные глаза спокойно смотрят с полотна, как будто заглядывают внутрь меня, прямо мне в душу.
Что он там видит? Достойна ли я общаться с ним?

Портрет мальчика - Петров-Водкин. 1913. Холст, масло. 80 x 64 см



Тема детского портрета была очень свежей для художника, и скорее была вызвана поиском инновационных средств выразительности и форм: после оглушительного успеха , Кузьма Петров-Водкин продолжал покорять новые для себя горизонты.

Портреты в творческой биографии живописца встречаются весьма часто, достаточно вспомнить замечательные изображения Анны Ахматовой, но работа над детскими портретами началась именно с этого мальчика-юноши. После автор создаст немало портретов детей разного возраста (в том числе и свою единственную и долгожданную дочь) и национальности, воспевая красоту юного лица, свежесть и непосредственность.

Как каждый интеллектуальный творец, Кузьма Петров-Водкин ставит для себя определённую задачу, приступая к работе над картиной, и пытается в свойственной ему стилистике ее успешно решить. Здесь задача лежит в самом лице героя – этот юный паренёк ещё мальчишка, но в его образе читается уже что-то волевое и мужественное. Это логичное естественное взросление, переход от детства к юношеству и запечатлел живописец. Его герою ещё предстоит долгий путь превращения в мужчину, но характер, выраженный во внимательном проницательном взгляде, пожатых губах и ровном лице, уже виден и легко считывается зрителем. Можно предположить, что мальчику не больше четырнадцати лет и история, к сожалению, не сохранила сведения о нём.

Как обычно у Петрова-Водкина, яркой выразительной силой выступает цвет. Строгость во взгляде смягчена коричневым колером, оттенка топлёного шоколада. Филигранным чередованием контрастных красного и бежевого цветов будто вылеплено лицо мальчика: поднятые скулы, подбородок, тонкий нос, лоб с едва наметившимися морщинами, свидетельствующими о мысли, разуме этого юного героя. Внимательный зритель заметит, что у мальчика нет ресниц – Петров-Водкин просто не стал их рисовать, хотя глаза мальчика посажены не слишком глубоко.

Для того чтобы не отвлекать зрителя от главного персонажа, Петров-Водкин как можно больше нейтрализировал фон, не сделав его при этом безликим и ровным. Зелёные листья, навевающие мысли о весне, выражены в мягких нежных тонах, не теряя рельефности и выразительности. Выбор данной декорации носит также и метафорический смысл. Свежая зелень навевает мысли о весне, расцвете природы, вот и Петров-Водкин подчёркивает таким образом начало расцвета мальчика, впереди которого целая жизнь, а пока он как весенняя зелень, только начинает путь от нежного листочка к полноцветному буйству красок.

Хаотичные мазки, которыми трактуется фон, придаёт полотну динамику и живость. Это можно сравнить с живостью мысли главного героя, которые ещё по-детски мчатся вскачь, заменяя и поглощая друг друга. Рисунок живописца отличается точной, гибкой линией, которая присутствует на полотне, но не выделяется на первом плане.

Удивительным образом портрет, где мальчик взят крупным планом, где нет ничего лишнего, всё равно несёт националистическую философию, которая свойственна для живописца Петрова-Водкина – мы можем с абсолютной точностью быть уверены: перед нами русский герой, и никакой другой. Это умение изобразить «русскость» и отличает творчество художника в целом.

Любовь к отечеству, патриотизм в не пафосном, а в интеллектуальном своём смысле – главное богатство содержания любой из работ Кузьмы Петрова-Водкина. А ещё вера в человечество и надежда, в купе с любовью в будущее, в лице детей в целом, и в образе этого серьёзного мальчика, в частности.


Ок. 1809. Государственная Третьяковская галерея

Портрет Александра Александровича Челищева (чаще его называют «Портретом мальчика Челищева») был создан Кипренским в годы, когда он едва ступил на стезю живописца, но уже завоевал всеобщее восхищение.

Обратиться к образу ребенка было смелым шагом. Вспомним, что XVIII век не знал детских портретов. Если подобные изображения и встречаются, то на них изображены маленькие взрослые, а эпоха романтизма, открывшая мир детства, еще не вступила в свои права. Кипренский раньше других почувствовал новые веяния, увидел в ребенке глубокий и чистый внутренний мир и отобразил его на полотне.

Александр Челищев прожил 84 года, долгую жизнь благородного дворянина и патриота. В год, когда создавался портрет, его уже зачислили в Пажеский корпус, а в 1812 г., как раз во время начала Отечественной войны, он был выпущен оттуда в чине прапорщика и направлен в 49-й егерский полк. Уже через месяц четырнадцатилетний офицер принял участие в сражении под Малоярославцем. Впереди у него будет еще много таких сражений… С русскими войсками Челищев дошел до Парижа. В 1820 г. он получил звание штабс-капитана. Молодой офицер подружился с декабристом Никитой Муравьевым, который открыл ему новый мир и увлек вольнолюбивыми идеями. Челищев стал членом Союза благоденствия, а после его роспуска вступил в тайное Северное общество. Впрочем, в активных действиях, равно как и в самом выступлении декабристов, участия он не принимал. В целом этот факт остался для него без последствий, хотя после разгрома восстания Челищев некоторое время находился под полицейским надзором. Вскоре он вышел в отставку, счастливо женился, вел безмятежную и спокойную жизнь в кругу семьи.

Но мальчик, изображенный на портрете, еще ничего не знает о том, как сложится его жизнь, он пока лишь с трепетом и надеждой вглядывается в свое будущее. Не используя живописных ухищрений, Кипренский создает ощущение романтической приподнятости. Картина построена на контрастах – темные волосы и огромные черные глаза подчеркивают бледность ярко освещенного лица Челищева, которое кажется еще бледнее за счет темного фона портрета. Такие же контрасты присутствуют и в одежде – белый воротник, темно-синяя куртка, алый жилет. Вообще в романтической живописи, у истоков которой стоял Кипренский, цвет играл очень важную роль, помогая добиться необходимого настроения. «Колорит – это музыка живописи» – как говорили художественные критики того времени. Художник работает динамичными, свободными мазками. Портрет получился, живым, «дышащим». Мальчик Челищев спокойно смотрит на нас с холста, но за этим спокойствием скрывается взволнованность юной души, для которой «новы все впечатленья бытия».

/ / Сочинение-описание по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

Великим мастером кисти и талантливым портретистом всегда считался Орест Адамович Кипренский. Из-под его руки в свет вышло полотно «Портрет мальчика Челищева», которое сыграло немаловажную роль в становлении нового стиля живописи в эпоху романтизма.

На темном полотне изображен мальчишка, на вид которому лет двенадцать – тринадцать. Именно задний темный фон картины позволяет зрителю обратить внимание на сам образ мальчишки.

Особенно выразительны глаза, которые пытливо смотрят вперед. Прическа героя картины полностью соответствует тому времени, в котором он живет. Его темные волосы закручены в небольшие завитки, которые своеобразно спадают на светлое личико. Губки у мальчонки розовенькие, слегка пухленькие и собранные домиком. Бровки автор рисует в виде аккуратных дуг, которые правильно расположились над глазами.

Несмотря на столь юный возраст, зритель видит, что в мальчишке живет сильный, мужской стержень, который уже готов сподвигнуть его на достаточно взрослые поступки.

Взгляд героя говорит о его вдумчивости и глубоких размышлениях над своей будущей жизнью.

Одет мальчишка в темный пиджак, светлую рубаху и ярко красный свитер. Именно он привлекает мое внимание, ведь на темном фоне смотрится очень сочно и гармонично.

Я думаю, что автор картины хотел запечатлеть и передать тот переходной возраст, в котором сейчас находился мальчик. С одной стороны, он еще совсем ребенок, который любит погулять и порезвиться. Но, с другой стороны, он все чаще сталкивается со сложными жизненными ситуациями, из которых нужно находить выход самому.

Образ героя достаточно эмоциональный. На первых взгляд, мы не видим ни слез, ни улыбки. Но, если всмотреться в черты лица поближе, нам, зрителям, становится все понятно. Благодаря прекрасному контрасту светлых и темных оттенков, полотно достаточно гармоничное и завораживающее.