Описание мини музеев детском саду. Консультация для воспитателей«Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения. Значение и использование мини-музеев

Мини-музей в детском саду.

ЧТО ТАКОЕ МИНИ-МУЗЕЙ?

Что означает слово «музей»?

Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М. : Советская энциклопедия, 1979.).

Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует решению следующих задач:

Учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;

Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;

Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

Вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Долгие годы наши музеи запрещали свои посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские мини-музеи с начала своего существования были такими. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МИНИ-МУЗЕЙ В ДОУ

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Начать создание мини-музея целесообразно с названия мини-музея, разработки его модели, выбора места для размещения.

Мини-музеи должны постоянно пополняться новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный этап .

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

Тематика мини-музеев может быть различной. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики.

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.

«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

«Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос, перья;

«Воинской доблести и славы» и др.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п.

Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

2. Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме.

Возле конкретных экспонатов имеются знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.

На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

3. Подведение итогов.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

Проведение обзорных и тематических экскурсий,

Проведение познавательных бесед и мероприятий,

Организация выставок.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.

2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс-выставками».

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной) . Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999) ; социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000) ; оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000) .

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями» . Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе) .

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей) .

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй) .

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) .

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Результативность реализации технологии музейной педагогики

в условиях ДОУ заключается в следующем:

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку» .

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.

Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • вызывать уважение к другим культурам;
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

  • родительские собрания
  • консультации
  • индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

  • оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм
  • наличие детской мебели для проведения игр, занятий
  • соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея

  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.) .
  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , «ребенок- ребенок» .
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок» , спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования) . Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

Тематика мини-музеев

Может быть разнообразной:

  • «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
  • «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора» , развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок) , о роли собак в жизни человека;
  • Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ) ;
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  • «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
  • «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей) , сочинение сценариев, сказок;
  • Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
  • Картинная галерея;
  • Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос) , перья;
  • «Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:

  1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.) . В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках» .
  2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены» : что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
  3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
  4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному предмету объекту природы или явлению способствует использованию системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек. Этот объект называется «Система» (1)

  • Любой объект (система) является частью чего-либо или находится в каком-то специальном месте (дерево в лесу, конструктор на полке и т.д.) . Это место называется «Надсистема» (2) .
  • Объект (система) состоит из каких-либо частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т.д.) . Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3) .

Таким образом, рассмотрев центральный столбец, можно получить некоторые сведения об объекте. Далее необходимо рассмотреть центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

  • Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлся объект (система) в прошлом. (Чем была елочка до того, как стала елочкой?) . «Прошлое системы» .
  • Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? «Будущее системы» .

Таким образом получаем об объекте разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

  • Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у нее есть и собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в прошлом) . А такой предмет, как книга, можно рассматривать с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.
  • Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.
  • Точно также рассматривается и система в будущем – ее надсистема и подсистема (8, 9) . Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?

Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

  • Антисистема – условно говоря, враги нашего объекта.
  • Нейтральная система – то, что никак не реагирует на наш объект, равно как к объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии) . И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мини – музеи в детском саду» ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мини – музеи в детском саду» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей


«Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.» Большой энциклопедический словарь Душою красивы и очень добры, Талантом сильны и сердцем щедры. Все наши идеи, мечты о прекрасном, Музеи, затеи не будут напрасны! Мы к детям дорогу сумели найти. И ждут Нас успехи на этом пути


ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. На своих педагогических часах мы часто пытались ответить на вопросы: что мы можем противопоставить засилию реклам, информированности о катастрофах и чудовищной несправедливости жизни; как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры; как добиться того, чтобы у малыша возникла потребность в добре? Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.» Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА 1.Реализовать направление «Музейная педагогика». 2.Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ. 3.Освоить новую форму работы с детьми и родителями. 4.Формировать проектно-исследовательские умения и навыки взрослых и детей. 5.Развивать творческие способности взрослых и детей. Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему. Подготовительный этап Определение темы и названия мини-музея. Выбор места для размещения. Практический этап Взрослые и дети создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. Дети проводили экскурсии по музею. Заключительный этап Творческая презентация музеев ЭТАПЫ ПРОЕКТА ВИД ПРОЕКТА Познавательный


Руководитель проекта Заместитель заведующей по ВМР, Петрова М.С. Модель проекта Музей «Семейные традиции» Музей «Куклы наших бабушек» Музей «Птичий двор» Музей «Плавает, летает, движется» Музей воздуха Музей «Мои лучшие друзья» Музей часов Музей труда Приглашаем Вас посетить наши музеи!


МУЗЕЙ «МИР ЧАСОВ» Цель: формировать представление о музее у дошкольников. Познакомить с историей часов. Научить ориентироваться в прошлом часов. Подвести к пониманию, что часы человек создаёт для облегчения своей жизни. В нашем музее можно познакомиться с разными видами часов: это солнечные часы, водяные часы, песочные часы, огненные часы, Цветочные часы и т.д. Можно узнать, кто сделал первые часы? Как определяли время Хакасы до изобретения первых приборов? «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает как стареет» Е.Шварц Авторы музея: Есина Елена Георгиевна, Мичурова Надежда Алексеевна


МУЗЕЙ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» МУЗЕЙ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» Цель музея: приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям; воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира; знакомство с особенностями народного быта и изготовления кукол. Автор музея: Третьякова Ксения Михайловна


ИСТОРИЯ ЭКСПОНАТОВ Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла обережка. В разных местностях такие куклы были различными. Нередко одинаковые по способу изготовления куклы в разных районах называют по-разному. Бывает и наоборот, куклы с одинаковыми названиями внешне совсем не похожи. Традиционно существовали народные куклы трех видов6 обереговая, обрядовая и игровая. Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось, как ее отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов. При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России таких кукол изготавливали не только для игр. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать. Музей был разделен на несколько разделов: 1. «Куклы, изготовленные без помощи иглы (кукла Кувадка», кукла «День – ночь», кукла «Пеленашка»); 2. «Свадебные куклы»; 3. «Куклы для Мирового дерева» (кукла «Семиручка», кукла «Вертрута», кукла «Стригуша»); 4. «Куклы, сделанные с использованием иглы».




При участии родителей в мини- музее собраны семейные фотоальбомы «Привет, я родился», «Вот моя семья»; фотоколлажи, мини-сочинения, фото-рассказы, экспонаты ручной работы. В раздел «Семейные коллекции» собраны коллекции камней, фантиков, открыток, значков, марок. В раздел «художественная литература» вошла подборка художественной литературы, пословицы, поговорки, загадки на тему семьи и ее быта.


МУЗЕЙ «МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» МУЗЕЙ «МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» Цель музея: расширить знания детей о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи. Автор музея: Ябурова Зоя Сергеевна


МУЗЕЙ ВОЗДУХА Цель музея: Используя экспозицию музея, привлечь внимание детей и родителей к экспериментальной деятельности. Роль экскурсовода в этом музее выполняют дети, делают это с удовольствием. В процессе проведения экскурсий речь стала более обогащенной и грамматически правильной. Непонятные для детей слова собрали в толковом словаре. Автор музея: Золотникова Светлана Геннадьевна


Что размещено в музее воздуха: Любимый детьми сказочный персонаж Карлсон, который поднимается и летает по воздуху с помощью пропеллера. Вертушки разной формы и сделаны из разного материала. Воздушные змеи с забавными рожицами. Парашюты с отважными парашютистами, из вкладышей киндер – сюрпризов, сделанные руками детей и родителей. Воздушные шары, мячи. Кукла Ветерок, нарисованная детьми представляет выставку вееров. Ведь с помощью вееров можно позвать ветерок в гости. Необычные веера – плод совместного творчества детей и родителей. Каждый веер выполнен в соответствии с каким-нибудь сюжетом. Зимний веер голубого цвета, со снежинками, он «вызывает» холодный, влажный ветерок. Также по временам года весна, лето, осень оформлены другие веера. Есть в музее сказочный, радужный, ночной и просто дамский веер. Вини – Пух, поднявшийся в небо на воздушном шаре, напоминает ребятам о путешествиях по воздуху сказочных героев. А окружавшие медвежонка пчелы, не нуждаются в каких-либо приспособлениях для полета. Природа подарила им маленькие, легкие крылышки. Коллекция перьев – повод для бесед с детьми о птице – воздуха царице. Коллекция игрушечных самолетов и вертолетов. Часть экспонатов, рассказывающих о том, как человек использует силу воздуха. Это парусники разной величины и из разного материала (дерева, пенопласта, скорлупы грецкого ореха, коры сосны). Ветряная мельница, насосы разных видов, спасательный круг, надувные игрушки, пылесос, фен, вентилятор. Музыкальные духовые инструменты (игрушки): дудочка, флейта, саксофон, труба и т.д. О том, как воздух помогает творить, рассказывают такие экспонаты: фломастеры, с помощью которых способом выдувания воздуха дети рисуют красками, нитяные работы, изготовленные путем обмотки клеевой нитки на воздушный шар.


Цель: расширить знания детей о домашних птицах, об их происхождении, о их роли в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о домашних птицах. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи. МУЗЕЙ «ПТИЧИЙ ДВОР» МУЗЕЙ «ПТИЧИЙ ДВОР» Автор музея: Слепухина Марина Александровна


Цель музея: формирование представлений детей о песке, как объекте неживой природы, его свойствах, о песчаной пустыне, как среде обитания животных и растений. В мини – музее представлены следующие разделы и экспонаты: 1 раздел: «От камня до песчинки» Представлена коллекция от большого камня, до маленькой песчинки. 2 раздел: «Коллекция разных видов песка» 3 раздел: «Коллекция стеклянных предметов» 4 раздел: «Песочные часы» 5 раздел: «Пустыня». Представлен макет пустыни. 6 раздел: «На дне морском» Представлен макет песчаного морского дна. 7 раздел: «Игры с песком» 8 раздел: «Мини библиотека» Автор музея: Чунина Анна Александровна МУЗЕЙ «ПЕСКА»

Многие с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, – сказала мне сестра» . А что делать, если нет возможности пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях их нет. Наши дошкольники долгое время и не знали, что такое музей, для чего он нужен…
Именно поэтому в одном из МБДОУ города Заволжье решено было создать в каждой группе собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения.
В создании музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Долгие годы в музеях запрещалось посетителям даже прикасаться к экспонатам. Мини-музей нашей группе содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка – это что – то своё, родное, т. к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесённые из дому экспонаты и рассказывают о них.

При организации музея мы поставили перед собой цель: познакомить дошкольников с разнообразием глиняной посуды, способами изготовления этой посуды, её назначением, свойствами посуды сделанной из глины.
Разработали задачи по внедрению музейной педагогики в практическую деятельность: формировать знания детей о назначении музеев, кто там работает. Познакомить с мини – музеем группы. Через словесную игру «Хорошо – плохо» учить детей рассуждать о положительных и отрицательных свойствах различных материалов (камень, дерево, глина).
Знакомить с правилами поведения в музее. Расширять кругозор детей о музеях, их назначение. Вызвать желание принять участие в пополнении композиции музея. Воспитывать интерес к профессии — экскурсовод. Вызвать желание попробовать самостоятельно изготовить кукольную глиняную посуду, игрушки из глины. Развивать творческое воображение, мышление, желание мастерить из глины. Воспитывать уважение к труду гончара, бережное отношение к продуктам его труда.
Экспонаты нашего музея «Глиняная посуда» привлекают внимание детей любого возраста. Все экспонаты: посуда, сувениры изготовлены из глины. Некоторые из них изготовлены самими детьми. В коллекции музея представлена посуда разного назначения (кувшины, кринки, горшочки, чайники, кружки, чашки…). Есть в музее подборка детской литературы: потешки, загадки, стихотворения; методические разработки для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, а так же дидактические игры, направленные на расширение кругозора старших дошкольников. Для самостоятельной деятельности детей с глиной есть ручное кружало. Здесь любой желающий может приобщиться к труду гончара.
В нашем музее есть разделы : «Сами своими руками» , где кукольная посуда выполнена руками детей и воспитателей. Посуда может быть использована детьми в ролевых и режиссерских играх… В разделе «Библиотека» , находится подборка стихотворений, загадок, пословиц, сказок о глине и глиняных изделиях. Раздел «Сделай сам» , это уголок ручного труда с набором необходимого оборудования и материалов (кружало, глина, стеки, салфетки, фартуки, схемы и др.).
Для привлечения внимания детей к музею есть у нас яркие мотивационные знаки, так раскрытые ладошки «говорят» детям потрогай нас, знак – на лице большое «говорит» детям – сначала послушай, крупные глаза на лице напоминают детям — будь внимателен, посмотри… Раздел «Игротека» , представлен подборкой дидактических игр: «Мы лепим посуду», «Следы», «Печем куличики», «Спрячь, и найди игрушки»… В разделе «Галерея» находится выставка детского художественного творчества по теме: «Глиняная посуда», «Глиняные игрушки», «Дымковская Барыня» . Детское художественное творчество является неотъемлемой частью познавательной деятельности детей.

Таким образом, через наш музей мы учим детей видеть и оценивать окружающие вещи с точки зрения развития истории и культуры, пытаемся сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени с памятниками истории и культуры. Через работу со средой мини музея мы развиваем способность к эстетическому созерцанию, желание самостоятельно творить… У детей появляется инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Используя музейную педагогику, ставим перед собой задачи: формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием. Развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Музейная педагогика должна не прийти на смену экскурсиям старого образца, но просто «вырасти» рядом, как новый тип экскурсий, где интересно и увлекательно.
Предметный, наглядный метод обучения предполагает в качестве основного воздействия предмет, который наделяется ролью главного действующего лица. На первый план выдвигается задача помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Молчаливые предметы начинают неторопливый «разговор», в ходе которого дети делают для себя неожиданные открытия. Оказывается, обычные предметы: чашка, чайник, кувшин… умеют «говорить» и могут рассказать о себе много интересного, о людях, событиях своего времени. Надо только уметь прислушаться, всмотреться, услышать и понять их «тихую жизнь».

Неслучаен девиз нашего музея:
Я слышу – и забываю.

Я вижу – и вспоминаю.
Я делаю – и постигаю.
(Конфуций)

Очень активное осваивание музейной информации осуществляется в процессе игровой деятельности, когда полученные знания дети применяют в ролевых и режиссерских играх («Гончарная мастерская», «Магазин посуды и сувениров», «Семья» ), в самостоятельной художественной, творческой деятельности.
С помощью музейной педагогики можно вовремя воспитать в ребенке потребность в самостоятельном выборе настоящей культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур.

ВВЕДЕНИЕ

Наш детский сад - Центр развития ребенка № 2333 является городской экспериментальной площадкой окружного (Юго-Восточный округ г. Москвы) подчинения и входит в состав экспериментальной площадки Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. В течение нескольких лет мы разрабатываем и внедряем различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из наших проектов - «Мини-музеи в детском саду».

Почему мы создали мини-музеи . Москва - город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в типичном «спальном» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей природы и картинную галерею.

Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги появился в подготовительной группе, а для малышей создали мини-музей игрушек-забав.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду». В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.

Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный подпроект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.

Методическая служба детского сада разработала критерии конкурса на лучший мини-музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.

3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ.

ОПИСАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музей «Чудо-дерево»

Создан под руководством И.Осиповой.

Расположение. Занимает небольшое помещение раздевалки и состоит из трех частей.

Содержание и экспонаты. У одной из стен раздевалки располагаются экспонаты, отражающие жизнь дерева в природе: объемная модель растения, связанные с ним животные (игрушки), шишки, пень, мхи, фотографии лесных обитателей и разных деревьев. «Ствол» дерева сделан из основы-трубы, на которую при продаже бывает намотан линолеум, и раскрашен в коричневый цвет. Для закрепления сухих веток в нем проделаны дырки.

Противоположная стена оформлена в виде деревянного дома с окошками и резными ставнями, через которые виден лес (фрагменты фотообоев). Здесь можно познакомиться с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы: игрушки (матрешки, кубики, звери), предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих листьев. Здесь же расположены деревянный детский столик и стульчики - это и экспонаты, и место отдыха. Стены помещения оклеены обоями «под дерево». Занавески из деревянных колечек разделяют помещение на зоны и делают его более уютным.

Третья часть музея размещена в раздевалке и занимает две стены. Экспонаты на одной из них знакомят детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы) прикреплены к ткани типа мешковины и помещены под стекло в деревянные рамки. Получилось и познавательно, и красиво. В нижней части стены на широкой полоске такой же ткани прикреплены кусочки коры этих же деревьев. Они расположены на такой высоте, что к ним может подойти любой ребенок (часто дети хотят погладить, понюхать эти экспонаты). Любят дошкольники нюхать и изделия из можжевельника, прикрепленные к другой стене. (Его древесина долго сохраняет неповторимый и полезный аромат.) На полу лежат спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, небольшие бревна, красиво изогнутые корни деревьев, деревянные вазы с сухими ветками. Вторая стена украшена сухими букетами и глиняными тарелками с растительными узорами.

Цели и задачи. Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.

Как используется. Дети играют с шишками, деревянными игрушками, сидят на пеньках, рассматривают на них годичные кольца, изучают книги, вместе с родителями делают поделки из древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию. Сухие ветки дерева используются в качестве календаря природы: весной дети вешают на них зеленые листья, осенью - желтые и т.п.

Эта группа уже не первый год работает по экологическому проекту Н.А. Рыжовой «Наше дерево».

Темы экскурсий: «Деревянные игрушки», «Деревянная посуда», «Как живет дерево», «Кто с деревом дружит», «Знакомство с деревьями» - и другие.

Мини-музей «Город мастеров»

Создан под руководством Е.Брыжовой.

Расположение. У входа в группу, в верхней части стены.

Содержание и экспонаты. Музей оформлен в виде необычного сказочного города. С помощью красок на стене созданы фон города, радуга, облака. Освещает его веселое солнышко (объемная фигура из ткани). В нижней части экспозиции размещены тканевый макет Земли и водоем с рыбками, вырезанный из обоев. В углу расположена полочка для экспонатов. В разных местах к стене прикреплены объемные фигурки. Нижняя часть мини-музея ограничена узкой резной полочкой, на которой также размещен ряд экспонатов. Название мини-музея отражает мастеровитость «обитателей» города и происхождение экспонатов (отходы, которые мы часто отправляем в мусорное ведро, в руках пап и мам превратились в замечательные игрушки). Управляют городом сапожник, пекарь и парикмахер, живущие в уютных домиках. Обитатели этого необычного поселения - человечки из теста - могут прокатиться на поезде (вагоны сделаны из жестяных банок из-под кофе, колеса - из катушек), на лошадке из «киндер-сюрприза» или просто отдохнуть в своих квартирах (коробки из-под сока, печенья).

Цели и задачи. Знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей.

Как используется. Во время экскурсий дошкольники составляют рассказы о городе, его истории, особенностях профессий сапожника, пекаря, парикмахера и других обитателей. Время от времени родители с детьми придумывают новых персонажей и меняют облик города.

Темы экскурсий: «Отходы - в доходы!», «Что такое город», «Что умеют мастера», «Город сказочный и настоящий» - и другие.

Мини-музей «Лучший друг»

Создан под руководством О.Погорелец.

Расположение. На стене у входа в групповое помещение, экспонаты располагаются в шкафах и на полках.

Содержание и экспонаты. Название выбрано не случайно: ребята этой группы победили в конкурсе «Кроха», выступая с цирковой программой «дрессированные собаки». Дети и родители принесли экспонаты, связанные с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг», книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и рассказы о них. Здесь же «поселились» собаки, созданные детьми и родителями.

Как используется. Экскурсии связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи.

Ниже приводятся примеры сочинений ребят из «архива» мини-музея.

«Это моя собака. Ее зовут Даша. Она очень большая и лохматая. Даша очень любит ходить на помойку. Все говорят, что она очень красивая. У нее много медалей».

«Мой пес - Тоби. Папа говорит, что он лабрадор, а мама говорит, что в нем много пород - хороших и разных. Мой Тоби - хулиган. Когда он один дома, то всегда валяется на кроватях. Еще он любит драться с другими собаками-мальчиками и играть с собаками-девочками. И очень любит бегать за папой и плавать в речке. Он хороший, и мы его любим».

Темы экскурсий: «Наш друг - собака», «Они такие разные» (породы собак), «Как появились собаки», «Что любят и чего не любят собаки» - и другие.

Мини-музей книги

Создан под руководством Г.Миловановой.

Расположение. Занимает угол спальни, экспонаты размещены на подвесных полках, сделанных одним из пап.

Содержание и экспонаты. Основная идея - показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания.

Цели и задачи. Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

Темы экскурсий: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» - и другие.

Мини-музей «Игрушки-забавы»

Создан под руководством Н.Яшкиной и Н.Нужиной.

Размещение. На стене в доступном для малышей игровом уголке, на специально созданном стенде оригинальной формы. Многие экспонаты имеют свои картонные домики.

Содержание и экспонаты. Это музей для детей младшего возраста, поэтому здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ). Экспонаты умеют говорить, производить различные звуки, двигаться, петь. Некоторые из них заводные, другие же «включаются» простым нажатием в нужном месте.

Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители группы всегда просят разрешения нажать на кнопочки, подергать за веревочки, и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движением игрушек.

Как используется. Основное назначение мини-музея - развивающее: малыши учатся играть со сложными игрушками, развиваются моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание. Они придумывают свои названия экспонатам, учатся составлять коротенькие рассказы о них, знакомятся со словом «музей». Экскурсии здесь проходят в особой форме: воспитатель сначала предлагает малышам выполнить какое-то действие, а затем дает необходимые пояснения. Например, сначала (методом проб и ошибок) выбираются игрушки, которые могут пищать, затем те, которые разговаривают, и т.п.

Мини-музей «Москва - любимый город»

Создан под руководством Р.Кудяковой.

Размещение. На стене спальной комнаты, экспонаты находятся на полках шкафов.

Содержание и экспонаты. Экспонаты различаются по типу, но все они так или иначе связаны со столицей и с районом Марьино, в котором находится детский сад. Здесь представлены объемные (бумажные) макеты Москвы, в частности, храма Христа Спасителя и древнерусской крепости, созданные детьми с родителями, новые и старые книги, фотографии, рисунки, наборы открыток с видами города, снятые в разное время, календарики, фотоальбомы, вымпелы с эмблемами Москвы, флаг города, видеокассеты с записями фильмов о Москве, марки, значки, карты Москвы и ее районов, настольные игры, памятные медали. Отдельно выделены экспонаты о районе Марьино, на картах этого района отмечено нахождение детского сада, нанесены маршруты экскурсий, прогулок детей.

Цели и задачи. Знакомство с историей Москвы, ее интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о Москве, районе Марьино, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками.

На базе этого мини-музея проводилась экспресс-выставка «Семейные реликвии», для которой родители принесли различные фарфоровые сервизы, фигурки, декоративные тарелки и другие старинные вещи, связанные с историей семей. Дети с воспитателем и родителями посетили Музей истории Москвы и сравнили его экспонаты со своими, внесли предложения по поиску и созданию новых экспонатов. В некоторых семьях сочинили стихи и сказки о Марьино, которые также стали частью экспозиции.

Темы экскурсий: «Москва - любимый город», «Путешествие по Москве», «Путешествие по Марьино», «Древняя Москва» - и другие.

Мини-музей «Наша родина - Россия»

Создан под руководством Г.Рябченко, В.Выборновой.

Расположение. Стена спальной комнаты, наиболее крупные экспонаты расположены на полу.

Содержание и экспонаты. Самые разнообразные, но так или иначе отражающие национальные, природные особенности нашей страны: российский флаг, герб, карты страны и ее отдельных регионов, книги, открытки, фотоальбомы, значки, гербы городов, входящих в Золотое кольцо России, фигурки в технике гжель, посуда с хохломской росписью, книги о том, как жили наши предки, макеты древних жилищ, куклы в национальных костюмах, матрешки, колокола разного размера, включая Царь-колокол.

Цели и задачи. Знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.

Темы экскурсий: «Мы живем в России», «Флаг России», «Что такое герб», «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Природа нашей страны», «Как жили наши предки», «Кто живет в России» (о разных национальностях) - и другие.

Мини-музей «Театральные куклы»

Создан под руководством В.Жуковой.

Размещение. На стенах и на полу в спальной комнате. Часть экспонатов висит на деревянных резных вешалках и легко снимается. Эти куклы обитают в «солнечном домике», который обозначен с помощью полосы из обоев (контуры крыши) и нарисованного солнышка. По обеим сторонам домика закреплены небольшие полки с куклами и иллюстрациями из сказок. Другая часть кукол «живет» в большом напольном деревянном домике, остальные прикреплены к театральной ширме. Наиболее крупные размещены в углу на полу. Все куклы постоянно доступны детям. Есть здесь и свой передвижной кукольный театр.

Цели и задачи. Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Театральная ширма позволяет детям объединяться в группы и разыгрывать свои спектакли.

Темы экскурсий: «Что такое театр», «Какими бывают куклы», «Куклы-марионетки», «Такие разные куклы» - и другие.

Мини-музей театрального костюма

Создан под руководством Г.Трохиной.

Размещение. В групповой комнате, у входа. Обозначен на стене постером с изображением Белоснежки и гномов, театральными фонариками и теремком. Здесь же размещена напольная подставка с вешалками, на которых висят различные костюмы животных, а также театральные наряды - платья, пелерины, шапки, короны, юбки, шаровары, шарфы. Их дополняют украшения, которые можно выбрать в коробке по своему усмотрению. Результат своего творчества дети могут оценить, посмотрев на себя в висящее рядом с мини-музеем зеркало.

Цели и задачи. Как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства.

Темы экскурсий: «Что такое театр», «Театр начинается с вешалки», «История театрального костюма» - и другие.

Картинная галерея

Невзрачный коридор превращен нами в привлекательную картинную галерею. На стенах размещены фотографии, репродукции картин с изображением видов природы. Места для картин обозначены фрагментами из остатков обоев (ромбы, квадраты), что помогает зрительно разделить стену и сделать ее менее монотонной. К каждому блоку программы «Наш дом - природа» подбирается свой набор экспонатов. Экспозиция меняется в зависимости от того, какой блок программы изучают дошкольники, и от сезона года. Например, во время изучения блока «Волшебница Вода» на стенах появляются картины с изображением моря, рек, озер, заснеженных гор, зимних пейзажей, фотографии животных, обитающих в водной среде, и т.п.; во время изучения блока «Песок. Глина. Камни» - пейзажи пустынь, песчаных побережий, гор, фотографии горных, пустынных животных, растений.

Чтобы повысить интерес ребят к картинной галерее, можно организовать ее торжественное открытие (или, как теперь принято говорить, презентацию) - с разрезанием ленточки, с почетными гостями (родителями) и небольшим фуршетом (чаепитием).

Мини-музей природы

Создан под руководством И.Иванцовой и Н.Рыжовой.

Размещение. Входит в состав экологического комплекса детского сада наряду с экологической комнатой, живым уголком и лабораторией. Занимает часть экологической комнаты. Экспонаты размещены на полках нескольких зеркальных шкафов, которые разделены на секции.

Содержание и экспонаты. В мини-музее представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья. Мини-музей отличается своеобразием экспонатов. Так, например, в лаборатории экологического комплекса собраны разнообразные коллекции камней, плодов и семян, шишек, песка, глины, ракушек. В музее же представлены только особые камни, особые шишки, необычные плоды и т.п.

При формировании музея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!» - здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т.п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек и жуков, сделать гербарий из самых привлекательных, крупных цветов. Все это наносит непоправимый вред природе, а главное, формирует у ребенка потребительский подход к окружающему миру. Правда, погибшие или умершие стрекозы, бабочки и другие насекомые, опавшие цветки и листья могут рассматриваться в качестве экспонатов, но только при условии, что дети знают о причине их гибели.

Экспонаты собирались коллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея природы. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран. Например, бабушка с внучкой привезли с Урала богатую коллекцию уральских камней, мама с сыном - огромную шишку из Италии, инструктор по физкультуре - семена лотоса с Волги, а научный руководитель - разнообразные камни, включая известняки с отпечатками животных. Экспонаты размещены в коробках, на пластиковых тарелках и снабжены этикетками. В последних указывается название экспоната, где и кем он собран. Для родителей и детей очень важно, чтобы возле принесенных ими материалов стояла их фамилия.

Как используется. Для удобства работы в мини-музее было составлено описание каждого экспоната. Все описания собраны в папке в прозрачных файлах, что позволяет добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т.п.

Для описания экспонатов нами разработана специальная схема. Привлечь к этой работе можно студентов, проходящих в детском саду педагогическую практику.

СХЕМА ОПИСАНИЯ ЭКСПОНАТОВ

Рисунок (фотография) экспоната

Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)

Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал - горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)

Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)

Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы - например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)

Как использовать в работе с детьми:
(При изучении каких блоков программы «Наш дом - природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).)

Дополнительная литература:
(Перечисляется литература, в которой могут почерпнуть дополнительные сведения педагоги; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)

Примеры описания экспонатов музея природы

Название экспоната. Водяной орех - чилим (плоды). За особые рожки на плодах его еще называют «рогульником», «чертовым орехом», рогатым орехом, водяным каштаном.

Где собран. Астраханская область, река Волга.

Кем собран. Инструктором по плаванию.

Информация о растении. Водяной орех обитает в немногих южных водоемах нашей страны, прежде всего в дельте реки Волги. Любит спокойную, стоячую воду.

Его листья похожи на листья березы, хорошо плавают. Они не тонут, так как в стеблях, на которых они держатся, есть воздух. Растение может образовывать зеленые заросли. Цветки белые, с четырьмя лепестками. Плод - орех 2-5 см длины, с загнутыми рожками, похожими на висящий в воде якорь.

В начале развития орехи очень твердые, с острыми рогами, и к ним не приближаются ни рыбы, ни водяные крысы, ни утки. К осени плоды созревают, становятся более тяжелыми, и растение отрывается от своего стебелька-каната, плывет по реке, словно корабль, нагруженный орехами. Поздней осенью листья и стебель сгнивают, а орехи падают на дно, прикрепляются к нему своими рожками. Весной орех прорастает, причем его корень сначала растет вверх, а затем, изгибаясь, опускается вниз.

Это редкое, реликтовое, то есть оставшееся с очень древних времен, растение (растет на земле более 70 млн. лет). Оно занесено в Красную книгу России. Это означает, что сбор растения запрещен. Однако люди издавна используют это растение, так как его плоды - орехи необычной формы - очень вкусные и полезные. Ими питались даже древние люди. Поэтому водяной орех в некоторых регионах стали специально разводить. Орехи чилима едят сырыми, запекают, сушат, варят. Из ореховой муки пекут оладьи, а из дробленого ореха варят кашу. Благодаря ему жители некоторых стран Африки, а также Китая, Индии спасались от голода.

Как использовать в работе с детьми. Блоки «Волшебница Вода» (тема «Что растет в воде»), «Воздух-невидимка» (воздух помогает листьям плавать), «Растения», «Человек и природа» (тема «Что такое Красная книга»). Обратить внимание на форму плода. На что он похож? Почему его сравнивают с якорем? Дать потрогать. Есть ли у него рожки? Путем экспериментирования выяснить, умеет ли орех плавать. Обсудить, почему он попал в Красную книгу, что можно сделать для его сохранения. Сочинить сказку (рассказ) о том, как он жил и путешествовал в реке, как попал в музей детского сада. Рассмотреть иллюстрации чилима. Сделать зарисовки плодов.

Дополнительная литература. Верзилин Н. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 1994.

ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ

На этом этапе дошкольники сами проводили для ребят из других групп и родителей ознакомительные экскурсии. Для каждого мини-музея воспитатели составили визитки, в которых содержалось краткое описание экспозиции и приглашение посетить ее. Приветствовались оригинальность оформления и изложения материала. Требования конкурса были объявлены в самом начале работы. Оценивались прежде всего оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта члена жюри, которая ускорила обобщение результатов. Такие карты были заранее напечатаны и розданы каждому члену жюри, в состав которого вошли руководители детского сада и родители. Члены жюри заранее обсудили критерии оценки, сравнили свое понимание этих критериев и после знакомства с экспозициями заполнили «Карты оценки». Требуемые характеристики оценивались по пятибалльной системе (каждая - максимум 5 баллов). Особо понравившиеся экспозиции можно было дополнительно отметить восклицательным знаком, а свои сомнения по поводу оценки выразить в виде знака «минус». Эти дополнения учитывались на заключительном этапе подсчетов. Например, если две группы набирали одинаковое количество баллов, жюри обращало внимание на наличие дополнительных отметок. Кроме того, некоторые мини-музеи были отмечены по отдельным «номинациям» - за оригинальность оформления, активное участие родителей
и т.п. При обобщении материалов сначала суммировались данные по каждой характеристике, затем подсчитывалась сумма баллов по всем критериям для каждого мини-музея. Таким образом, в карте каждого члена жюри выводилась общая оценка для каждого мини-музея. И, наконец, для определения победителей суммировались баллы всех членов жюри по данному мини-музею. По результатам подсчетов составлялся «рейтинг» мини-музеев. Победителями, соответственно, стали те, кто набрал наибольшее количество баллов по всем критериям у большинства членов жюри.

Карта оценки мини-музеев в группах (заполняется каждым членом жюри)

ЧЛЕН ЖЮРИ (подпись) Фамилия, имя, отчество

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЕВ

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, вопросы ребят о медали, выпущенной к юбилею московского трамвая (мини-музей «Москва - любимый город»), побудили воспитателя провести цикл занятий об истории транспорта.

На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками». Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Семейные реликвии» (мини-музей «Москва - любимый город»). Ее основу составили различные предметы, отражающие историю разных семей, причем участие в ее создании приняли не только родители, но и сами воспитатели. Например, среди экспонатов оказалось много старинного фарфора. Выяснилось, что среди прабабушек и прадедушек было много известных фамилий, дети и взрослые рассказывали о своих предках.

Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.

Экспонаты музея природы и картинной галереи постоянно используются педагогом-экологом, педагогом по изодеятельности, воспитателями для работы с детьми по разным блокам программы «Наш дом - природа», для ознакомления с окружающим миром. После каждого экологического занятия дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи - Дарвиновский, музей Москвы и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.