Ольмеки достижения. Загадочные ольмеки — народ ниоткуда. История края ольмеков

Цивилизации Мезоамерики

Про цивилизацию майя слышали абсолютно все. Многие слышали про тольтеков. И про их взбунтовавшихся наемников ацтеков. А вот про ольмеков почти никто не вспоминает, когда речь идет о древнеиндейских цивилизациях… А зря - именно этот народ дал культуру и майя, и ацтекам, и тольтекам. Ольмеки - народ воинов, жрецов, и, возможно, богов для последующих цивилизаций. Их можно сравнить с древними египтянами для цивилизаций Средиземноморья - так сильно влияние ольмеков на развитие мезоамериканских народов.

Искусство ольмеков

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В анналах мировой истории довольно часто встречаются народы, вся родословная которых исчерпывается двумя-тремя фразами, походя брошенными каким-нибудь древним летописцем или завоевателем. Это народы-призраки. Что мы знаем о них? Разве только диковинное имя да несколько фактов полулегендарного характера. Словно туманные видения, бродят они по пожелтевшим страницам старинных рукописей и фолиантов, отнимая покой и сон у многих поколений исследователей, дразня их своей непроницаемой тайной. В Новом Свете сомнительная честь быть первым среди таких загадочных народов древности принадлежит, безусловно, ольмекам. История их изучения служит одновременно наглядной иллюстрацией успехов современной археологии, во много раз расширившей возможности исторического поиска и удаленных во времени реконструкций.

СТРАНА ТАМОАНЧАН

Сначала была легенда, и только легенда. «Давным-давно,— говорили ацтекские мудрецы испанскому монаху Саагуну,— во времена, которые уже никто и не помнит, пришел могучий народ и основал свое царство, называвшееся Тамоанчан». Легенда гласит, что в этом царстве жили великие правители и жрецы, искусные мастера и хранители знаний. Именно они заложили основы той блестящей цивилизации, влияние которой испытали все другие народы древней Мексики — тольтеки, ацтеки, майя, сапотеки. Но где же искать то загадочное царство? Слово «Тамоанчан» буквально означает на языке майя «Страна дождя и тумана». Этим именем древние обитатели Мексики называли обычно влажные тропические равнины на южном побережье Мексиканского залива (Веракрус и Табаско). Прежде чем обосноваться в Тамоанчане, жители его долго странствовали по берегу моря («край вод») и даже плавали на своих утлых ладьях по морским просторам, доходя на севере до Пануко.

В других старинных индейских преданиях мы находим упоминание о том, что в этой области издавна обитали ольмеки. «Ольмек» по-ацтекски означает «житель страны каучука» и происходит от слова «Ольман»— «Страна каучука», «Место, где добывают каучук». Средневековые летописцы оказались абсолютно правы: мексиканские штаты Веракрус и Табаско до сих пор славятся своим превосходным натуральным каучуком. Таким образом, если верить древним легендам индейцев, то ольмеки — первый цивилизованный народ Центральной Америки — издавна обосновались на побережье Мексиканского залива.

РОЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

Причудливые статуэтки людей-ягуаров и ягуаров-людей, карлики, уродцы со странными, удлиненными головами, топоры с затейливым резным узором, разнообразные украшения (кольца, бусы, амулеты-привески) — все эти древние предметы несут на себе явный отпечаток глубокого внутреннего родства. Рассеянные по многим музеям мира и частным коллекциям, они долго считались неопределимыми, поскольку их не удавалось связать ни с одной из известных тогда науке культур доколумбовой Америки. Но не могли же создатели всех этих шедевров исчезнуть абсолютно бесследно, не оставив никаких ощутимых доказательств своего былого расцвета?

Вещицы эти искусно вырезаны из твердого, отполированного до блеска зеленого нефрита. Этот драгоценный минерал до прихода европейцев ценился аборигенами Нового Света дороже золота. Правитель ацтеков Монтесума, отдавая Кортесу в качестве выкупа золото и драгоценности из своих кладовых, заявил: «К этому я добавлю также несколько кусочков нефрита, и каждый из них равен по стоимости двум ношам золота».

Если верно то, что индейцы ценили нефрит выше всего на свете, то не менее верно и другое: большинство изделий из этого драгоценного минерала происходит как раз с южного побережья Мексиканского залива (Веракрус и Табаско); причем на многих из них древний мастер изобразил какое-то странное божество или чудовище, сочетавшее в себе черты человека и ягуара. Именно здесь еще в XIX веке мексиканский путешественник Мельгар нашел удивительную голову «африканца», высеченную из одной огромной глыбы черного базальта. С той же территорией связана не менее сенсационная находка — «статуэтка из Тустлы». В 1902 году один крестьянин-индеец случайно обнаружил на своем кукурузном поле изящную нефритовую фигурку, изображавшую жреца в маске в виде утиного клюва. Поверхность предмета была испещрена какими-то непонятными символами и знаками. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это не что иное, как дата календаря майя, соответствующая 162 г. н. э. Форма знаков и весь стиль изображения в общих чертах напоминали майяские письмена и скульптуры, хотя и отличались большей архаичностью. Но ведь ближайший город древних майя был удален не менее чем на 150 миль к востоку от места находки! Больше того, статуэтка из Тустлы оказалась почти на 130 лет старше любого известного тогда датированного памятника майя! Получалась странная картина: некий загадочный народ, населявший в отдаленные времена Веракрус и Табаско, изобрел майяскую письменность и календарь намного раньше самих майя. Но что это за народ? Каков облик его культуры? Откуда и когда пришел он в болотистые джунгли южной Мексики? Именно этими вопросами и занялся известный американский археолог Джордж Вайян. Сопоставив все известные ему факты, он решил действовать по методу исключения. Вайян хорошо знал культуру многих древних народов, населявших когда-то Мексику: ацтеков, тольтеков, тотонаков, сапотеков, майя. Но ни один из них не имел ничего общего с загадочными создателями стиля изящных нефритовых изделий. И тогда ученый вспомнил слова древней легенды об ольмеках — «жителях страны каучука»: область распространения нефритовых статуэток человека-ягуара целиком совпадала с предполагаемым местом обитания ольмеков — южное побережье Мексиканского залива. Так, в 1932 году благодаря остроумной гипотезе еще один народ-призрак приобрел вполне материальные черты. Это был не только триумф ученого, но и триумф древней ацтекской легенды.

Статуэтка из Тустлы. Нефрит.

ЭКСПЕДИЦИИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ПУТЬ

«Воскрешение» ольмеков из небытия Вайян осуществил на основе всего лишь нескольких разрозненных вещей, опираясь главным образом на логику своих научных предположений. Но для более глубокого изучения вновь открытой цивилизации одних этих находок, несмотря на их уникальный характер и художественное мастерство, было явно недостаточно. Требовались систематические раскопки в самом сердце предполагаемой страны ольмеков. Первыми отправились в джунгли Веракруса и Табаско археологи США — совместная экспедиция Смитсоновского института и Национального географического общества во главе с Мэтью Стирлингом. За несколько лет, с 1938 по 1942 год, экспедиция побывала по меньшей мере в трех крупных центрах ольмекской культуры: Трес-Сапотесе, Ла-Венте и Серро-де-Лас-Месасе.

Впервые были раскопаны и тщательно исследованы десятки каменных изваяний и скульптур, ступенчатые пирамиды, гробницы и дома исчезнувшего народа. Интересные находки ждали ученых буквально на каждом шагу. Но, пожалуй, самой драгоценной из них был скромный обломок каменной плиты из Трес-Сапотеса, получивший впоследствии широкую известность под названием стелы «Ц». На лицевой стороне монумента вырезана в низком рельефе маска популярного ольмекского божества — некое сочетание ягуара и человека. Другую сторону, обращенную к земле, украшают непонятные знаки и колонка черточек и точек. Специалисты без особого труда установили, что перед ними дата майяского календаря, соответствующая 31 году до н. э.

Приоритет ольмеков в изобретении письменности получил, таким образом, новое серьезное подтверждение. В двух ольмекских центрах — Ла-Венте и Трес-Сапотесе — удалось обнаружить шесть гигантских каменных голов. Вопреки широко распространенным среди индейцев слухам эти каменные колоссы никогда не имели туловищ. Древние мастера заботливо поставили их на специальные низкие платформы, у подножия которых располагались подземные тайники с дарами богомольцев.

Все гигантские головы высечены из глыб твердого черного базальта. Высота их колеблется от 1,5 до 3 метров. Вес — от 5 до 40 тонн. Широкие и выразительные лица изваяний настолько реалистичны, что вряд ли приходится сомневаться — перед нами портреты реальных людей, а не языческие боги. Одни из них смотрят на мир весело и открыто, пряча лукавую улыбку в уголках каменных губ. Другие грозно хмурят насупленные брови, словно пытаются одним своим видом отпугнуть неведомую опасность. Кого же изображают эти каменные истуканы? Мэтью Стирлинг считает, что это портреты наиболее выдающихся ольмекских вождей и правителей, увековеченных в камне их благодарными подданными.

Не менее удивительно и другое. Как могли люди, жившие еще, по сути дела, в каменном веке и не имевшие ни повозок, ни тягловых животных, доставлять в свои города через гиблые джунгли и болота огромные глыбы базальта, ближайшие залежи которого находятся в 50 и даже 100 километрах?

Открытия североамериканских археологов взбудоражили весь научный мир. И для более пристального рассмотрения ольмекской проблемы решено было созвать специальную конференцию

Гигантская каменная голова из Ла-Венте

«ЛЕД И ПЛАМЕНЬ»

Она состоялась в 1942 году в городе Тустла-Гутьеррес — столице мексиканского штата Чиапас и привлекла множество специалистов со всех концов Нового Света. Гигантская базальтовая голова из Сан-Лоренсо. Буквально с первых же минут зал заседаний конференции стал ареной ожесточенных споров и дискуссий. Борьба шла в основном между двумя непримиримо настроенными лагерями. По иронии судьбы их разделяли на этот раз не только научные взгляды, но и национальная принадлежность: мексиканский темперамент столкнулся здесь с англосаксонским скептицизмом.

На первых порах тон задавали североамериканцы. Мэтью Стирлинг и Филипп Дракер в сдержанных тонах изложили собравшимся итоги своих раскопок в Трес-Сапотесе и Ла-Венте и выдвинули схему развития ольмекской культуры, приравняв ее хронологически Древнему царству майя (300—900 гг. н. э.). Надо сказать, что в то время большинство археологов, особенно в США, целиком находилось во власти одной заманчивой теории. Они были убеждены в том, что все выдающиеся достижения доколумбовой индейской цивилизации в Центральной Америке являются заслугой только одного народа — майя. И, одержимые этой идеей, ученые-майянисты не скупились на пышные эпитеты, называя своих любимцев «греками Нового Света», неповторимым, избранным народом, отмеченным печатью особой гениальности.

И вдруг, как внезапно налетевший ураган, в зале чинного академического собрания прозвучали страстные голоса двух мексиканских ученых. Их имена — Альфонсо Касо и Мигель Коваррубиас — были хорошо известны сеем присутствующим в зале.

Один из них прославил себя открытием сапотекской цивилизации Монте Альбана. Другой считался непревзойденным знатоком древнемексиканского искусства. Определив характерные черты и высокий уровень нового художественного стиля, они со всей своей убежденностью заявили о том, что именно ольмеков следует считать древнейшим цивилизованным народом Мексики. «Там, в джунглях и болотах Южного Веракруса,— говорил Мигель Коваррубиас,— повсюду лежат археологические сокровища: погребальные холмы и пирамиды, мастерски вырезанные из базальта гигантские изваяния богов и героев, великолепные статуэтки из драгоценного нефрита... Многие из этих древних шедевров относятся к началу христианской эры. Появившись внезапно, неизвестно откуда, во вполне зрелом виде, они, бесспорно, принадлежат культуре, которая была, по всей вероятности, основополагающей, - материнской культурой для всех более поздних цивилизаций». Ему вторил и А. Касо: «Культура ольмеков... оказала существенное влияние на развитие всех последующих культур».

Свои взгляды мексиканцы подкрепили весьма убедительными фактами. «Разве не на территории ольмеков найдены древнейшие предметы с календарными датами? — говорили они.— А самый ранний храм майя в Вашактуне — Пирамида Е-VII-суб.? Ведь он украшен типично ольмекскими скульптурными масками в виде бога-ягуара!» «Но, помилуйте,— возражали их противники.— Вся культура ольмеков — это лишь искаженное отражение влияний великой цивилизации майя. Ольмеки просто заимствовали у майя систему календаря и записали свои даты неверно, значительно их удревнив. А может быть, ольмеки пользовались календарем 400-дневного цикла или вели отсчет времени от другой даты, чем майя?» Однако попытки представить культуру ольмеков в виде ухудшенного слепка с великолепной майяской цивилизации были крайне неубедительны.

Гигантская базальтовая голова из Сан-Лоренсо

ФИЗИКИ ПОМОГАЮТ АРХЕОЛОГАМ

Конференция закончилась. Участники ее разъехались. Но нерешенных проблем по ольмекам после этого отнюдь не убавилось. Многих волновал один кардинальный вопрос, от решения которого зависело почти все,— точный возраст зрелого ольмекского искусства. Но, как правило, попытки, предпринимаемые в этом направлении, неизменно терпели неудачу. И когда уже казалось, что нет никакого выхода, неожиданно пришла помощь: в начале 50-х годов археологи взяли на вооружение новый и весьма перспективный метод абсолютной датировки древностей — радиоуглеродный анализ органических остатков.

В 1955 году Филипп Дракер во главе большой экспедиции Смитсоновского института (США) вновь приступает к раскопкам в Ла-Венте, чтобы получить полное представление о природе этого древнего города. Ла-Вента расположена на большом песчаном острове (12 км в длину и 4 км в поперечнике), возвышающемся среди необозримых мангровых болот штата Табаско, неподалеку от побережья Мексиканского залива. Город имеет четкую планировку.

Все его важнейшие здания стояли когда-то на плоских вершинах пирамид и были ориентированы строго по странам света. В самом центре Ла-Венты возвышается огромная тридцатитрехметровая пирамида, сложенная из глины. На север от нее раскинулась широкая ровная площадь, окаймленная со всех сторон вертикально стоящими базальтовыми колоннами. А дальше, на сколько видит глаз, разбросаны отдельными группами заросшие травой и кустарником холмы — остатки некогда величественных зданий погибшей в незапамятные времена ольмекской столицы.

16 "человечков" из Ла-Венты

Находки и на этот раз порадовали исследователей. В ходе раскопок главной площади Ла-Венты, почти на шестиметровой глубине, археологи обнаружили прекрасно сохранившуюся мозаику в виде стилизованной головы ягуара. Общие размеры мозаики— около пяти квадратных метров. Состоит она из 486 тщательно отесанных и отполированных брусков зеленого серпентина, прикрепленных с помощью битума к поверхности низкой каменной платформы. Пустые глазницы и пасть зверя были заполнены оранжевым песком, а верхушку угловатой головы украшали ромбы. Здесь же лежали богатейшие дары в честь этого божества — груда драгоценных вещей и украшений из нефрита и серпентина. Когда мозаика была закончена, ольмеки тщательно спрятали ее, навалив сверху почти шестиметровый слой желтой глины. По подсчетам специалистов, ее было не менее 500 тонн.

На восточной стороне той же площади, под глиняной платформой, перекрытой сверху несколькими слоями вымостки ярко-красного цвета, рабочие неожиданно наткнулись на группу странных нефритовых статуэток. Маленькие каменные человечки с грушевидными, искусственно деформированными головами, столь характерными для ольмекского идеала красоты, совершают, по-видимому, какую-то важную религиозную церемонию. Пятнадцать из них стоят против одинокого персонажа, прижавшегося спиной к ограде из шести вертикально поставленных топоров, и пристально смотрят на него. Кто он? Верховный жрец, совершающий торжественный обряд, или же жертва, чья жизнь через мгновение будет отдана всемогущему языческому богу?

Мы можем только гадать на этот счет. Интересно другое. Много лет спустя, после того как эти маленькие человечки были погребены под землей, кто-то пробил над ними через все наросшие напластования узкий колодец, осмотрел фигурки и затем снова тщательно замаскировал отверстие глиной и землей. Благодаря этому непонятному ритуалу мы знаем теперь наверняка, что ольмекские жрецы располагали очень точными записями, чертежами и планами всех культовых сооружений и святынь своего города.

Но самое главное открытие еще ждало исследователей. Образцы древесных угольков из Ла-Венты, отправленные в лаборатории США для радиоуглеродного анализа, дали совершенно неожиданную серию дат. По мнению физиков, получалось, что расцвет Ла-Венты приходится на 800—400 годы до н. э.!

Мексиканцы торжествовали. Их аргументы в пользу ольмекской культуры-родоначальницы были теперь подкреплены, и притом самым солидным образом! С другой стороны, Филипп Дракер и многие его коллеги из США признали свое поражение. Капитуляция была полной. Им пришлось отказаться от своей прежней хронологической схемы ольмекских древностей и всецело принять даты, полученные физиками. Ольмекская цивилизация получила, таким образом, новое «свидетельство о рождении», главный параграф которого гласил: 800—400 годы до н. э.

Скульптурные изображения на боковой стороне алтаря из Ла-Венте

СЕНСАЦИЯ В САН-ЛОРЕНСО

В январе 1966 года Йельский университет (США) направил в джунгли Южного Веракруса известного американского археолога Майкла Ко. Целью его экспедиции было максимально полное исследование нового ольмекского центра Сан-Лоренсо, расположенного в бассейне реки Коацакоалькос. К этому времени чаша весов в великом споре между майя и ольмеками о приоритете той или иной цивилизации уже явно склонялась в пользу последних. Однако требовались более убедительные доказательства связи ранних форм ольмекской керамики с величественными каменными монументами. Именно этим и хотел прежде всего заняться Майкл Ко. Три года вел он интенсивные работы в зоне древнего города. И когда пришла пора подвести предварительные итоги, стало ясно: мир стоит у порога новой научной сенсации. Судя по весьма архаичной на вид керамике и внушительной серии радиоуглеродных дат, большинство типично ольмекских скульптур Сан-Лоренсо появилось на свет между 1200—900 годами до н. э., то есть намного раньше, чем даже в Ла-Венте. Да, здесь было над чем поломать голову. У любого специалиста это сообщение тут же вызвало бы массу недоуменных вопросов. Каким образом удалось М. Ко установить взаимосвязь между архаической керамикой и каменными скульптурами ольмеков? Что представляет собой Сан-Лоренсо? Как соотносится он с другими ольмекскими центрами, и прежде всего с Трес-Сапотесом и Ла-Вентой? Кроме того, как объяснить сам странный факт неожиданного появления вполне зрелой цивилизации в 1200 году до н. э., когда в остальных областях Мексики жили лишь примитивные раннеземледельческие племена? Выяснилось, что все постройки Сан-Лоренсо, общим числом более двухсот, стоят на крутом и обрывистом плато, вздымающемся почти на 50 метров над окружающей плоской саванной. Длина этого своеобразного «острова» составляет примерно 1,2 км. В разные стороны от плато отходят узкие «языки» в виде непрерывных цепей холмов и возвышенностей.

Когда начались раскопки, то Майкл Ко, к своему большому удивлению, обнаружил, что по крайней мере верхние семь метров плато в Сан-Лоренсо — искусственное сооружение, насыпанное руками человека! Сколько же труда нужно было затратить для того, чтобы передвинуть такую гигантскую гору земли! Анализ находок позволил исследователю выделить два главных этапа в жизни города: более ранний — Сан-Лоренсо (200—900 годы до н. э.) и этап Палангана, совпадающий в целом по времени с Ла-Вентой (800—400 годы до н. э.). Благодаря одной остроумной догадке Майклу Ко удалось установить совершенно поразительный факт: в один прекрасный день древние обитатели Сан-Лоренсо разбили и попортили большую часть своих каменных кумиров, а затем «похоронили» их в специальных местах, положив правильными рядами, ориентированными строго по сторонам света. Сверху это необычное «кладбище» было засыпано многометровым слоем мусора и земли, в котором встречаются черепки глиняных сосудов только этапа Сан-Лоренсо. Следовательно, и захоронение разбитых статуй производилось именно в это время. Во всяком случае, так думал сам Майкл Ко и сотрудники его экспедиции.

Отсюда вытекал и другой неизбежный вывод — ольмекская цивилизации во вполне сложившемся и зрелом виде существовала уже в конце 2 тысячелетия до н. э. Майкл Ко подкрепляет свою гипотезу двумя доводами: серией радиоуглеродных дат для керамики этапа Сан-Лоренсо (1200—900 годы до н. э.) и тем, что в засыпке, скрывающей каменные изваяния ольмеков, встречаются черепки только ранних типов.

Но тот же самый факт можно истолковать и по-иному. Не исключено, что землю и мусор для «захоронения» своих статуй жители Сан-Лоренсо взяли с территории заброшенного поселения более ранней эпохи, расположенного либо в самом городе, либо в его окрестностях. Известно, что так называемый «культурный слой» — мягкая черная земля, образующаяся на месте постоянного обитания человека,—копать гораздо легче, чем чистый грунт. Это особенно важно, если учесть, что у ольмеков были только деревянные и каменные орудия.

Вместе с землей были принесены на «кладбище» статуй и содержащиеся в ней древние предметы: керамика, глиняные фигурки и т. д. Что касается радиоуглеродных дат, то излишняя доверчивость к ним не раз уже в прошлом подводила археологов.

Прежде всего необходимо отчетливо уяснить один несомненный факт: подавляющее большинство каменных скульптур из Сан-Лоренсо ничем не отличается от монументов Ла-Венты и, следовательно, относится по времени к 800—400 годам до н. э. Но эта последняя дата тоже получена по методу С-14 и не может считаться абсолютно точной. С другой стороны, в нашем распоряжении есть одна вполне надежная хронологическая веха — стела «Ц» из Трес-Сапотеса с календарной датой, равной 31 году до н. э. На лицевой ее стороне изображена типично ольмекская маска бога-ягуара.

Больше того, три крупных ольмекских центра (Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес и Ла-Вента) имеют среди других внушительных скульптур и гигантские каменные головы. Стилистическое сходство последних настолько велико, что они, бесспорно, были изготовлены приблизительно в одно и то же время. Весь комплекс археологических находок из Трес-Сапотеса (включая и стелу «Ц») относится к концу I тысячелетия до н. э.— первым векам н. э. Это позволяет считать, что по крайней мере часть каменных монументов Сан-Лоренсо и Ла-Венты и уж, во всяком случае, гигантские головы из базальта имеют тот же возраст.

Стела "Ц" из Трес-Сапотеса с изображение6м боа-ягуара, 31 г. до н. э.

Если мы бросим взгляд на другие области древней Мексики, то при ближайшем знакомстве с ними станет очевидным, что в конце I тысячелетия до н. э. они мало в чем уступали ольмекам по своему развитию. Как показали раскопки на территории майя, первые образчики письменности и календаря тоже появляются здесь в I в. до н. э. Видимо, майя, ольмеки, нахуа (Теотихуакан) и сапотеки пришли к порогу цивилизации более или менее одновременно— в конце I тысячелетия до н. э. При таких условиях места для культуры-родоначальницы уже не остается.

Затянувшийся на десятилетия спор противников и сторонников приоритета ольмекской цивилизации не решен до конца и в наши дни. Но ждать осталось уже недолго. Многочисленные отряды археологов во всеоружии современной техники штурмуют сейчас болотистые джунгли Веракруса и Табаско.

«Самым древним и малоизученным индейским народом Центральной Америки по праву считаются ольмеки. По утверждению большинства ученых, именно они являются родоначальниками следующих народов Мезоамерики. Немногочисленные находки, подтверждают, что первым местом обитания ольмеков, скорее всего, было побережье Мексиканского залива. Как единый народ, они сформировались 4-3 тысячи лет тому назад. Находки, обнаруженные археологами, подтверждают реальность существования этого древнего индейского народа, но не могут рассказать о происхождении ольмеков и о внезапном исчезновении с карты Центральной Америки.»

До сих пор точно неизвестна причина скоропостижной гибели великой древней цивилизации. Наиболее реальной версией считается нашествие новых племен с запада и дальнейшее смешение с завоевателями. Другая версия – резкий скачок в росте населения и начавшийся голод, который и привел к гибели населения. После себя ольмеки оставили богатое культурное наследие, которое переняли следующие цивилизации Мезоамерики. В своих письменных источниках, ацтеки и майя неоднократно упоминали о своем прародителе. В переводе с языка майя, ольмек означает «обитатель каучуковой страны». С ацтекского же языка переводится, как «каучуковый человек».

Об общественном строе, жизни и занятиях этого древнего индейского народа Центральной Америки имеются довольно скудные сведения. Большинство ученых сходятся во мнении, что ольмеки , поселившись на южном побережье Мексиканского залива , за короткий срок совершили резкий скачок в развитии и к 1500 г. до н.э. создали на территории 3 штатов современной Мексики (Веракрус, Табаско и Герреро) государство со столицей в Ла-Венте . Другими крупными городами являлись Трес-Сапотес (ныне деревня) и Сан-Лоренсо. Все будущие археологические находки, относящиеся к эпохе ольмеков , были найдены на территории этих 3 городов. На 800 г. до н.э. приходится пик их культуры . Конец великой цивилизации наступил в 400 г. до н.э.

Выгодное расположение ольмекской державы на важных торговых путях способствовало еще большему его расцвету. Существовала четкая классовая лестница, начинающаяся с верховного вождя и заканчивающаяся рабом. Каждый представитель этой ступенчатой иерархии принимал свою судьбу. Поэтому противоречий и столкновений между ольмеками не происходило. Основными занятиями населения были земледелие и рыболовство, выращивали кукурузу, маниок тыкву бобы сладкий картофель и перец. Однако наиболее употребляемым продуктом питания являлся маис . Также было развито пчеловодство и разведение домашнего скота и птиц. Жилье охраняли собаки. Уже тогда, ольмеки изготавливали из зерен какао любимый напиток сегодняшней детворы. Правда, вместо сахара добавляли молотый перец и другие пряности. Особенной ценностью у напитка пользовалась его пена. Считается, что и само слово «какао» («какава ») имеет ольмекское происхождение. Как и последующим цивилизациям, ольмекам не были знакомы гончарный круг, колесо и плужное земледелие. Однако и без этих изобретений человечества, они изготовляли великолепные изделия из керамики и глины, являлись прекрасными резчиками по камню. Из их среды выделялись прекрасные зодчие и скульпторы. Подтверждением последнему является, обнаруженная в 1862 году Х.Мельгаром неподалеку от деревни Трес-Сапотес (штат Веракрус) скульптура крупной каменной головы . Эта случайная находка дала начало для дальнейшего изучения великой цивилизации Центральной Америки. Начиная с 1930 года, археологическая группа во главе с американским исследователем Мэтью Стирлингом, приступила к раскопкам на территории мексиканских штатов Веракрус, Табаско и Герреро. К ним в качестве рабочих присоединились местные индейцы. Раскопки продолжались вплоть до начала 1960-х гг. На сегодняшний день имеется еще 16 экземпляров этих чудес ольмекского искусства: 10 из них в Сан-Лоренсо, 4 в Ла-Венте, 2 в Трес-Сапотесе и одна из Ранчо Кобата. Все каменные головы выгравированы из крупных кусков базальта. Лица и головной убор каждого экземпляра отличаются друг от друга. Глаза у головы из Ранчо Кобата закрыты, у остальных же открыты. Самая маленькая находка высотой в 1,5 м, а самая крупная – больше 3 метров. Вес в зависимости от размера скульптур варьируется от 10 до 35 тонн. Лица у всех каменных голов имеют африканские черты , что заставило некоторых ученых выдвинуть гипотезу о переселившихся на Новый Свет неграх. Однако данное предположение не имело доказательств и быстро отпало. Точный возраст находок также не определен, но точно известно, что каждая голова выгравирована и доставлена на место всеобщего обозрения в отдельный отрезок времени. Загадкой остается способ, благодаря которому ольмеки транспортировали многотонные скульптуры. Ведь этот индейский народ не был знаком с колесом. Некоторые ученые считают, что огромные куски базальта добывались в горном массиве Лас-Тустлас , укладывались на повозья, доставлялись к реке, а оттуда на крупных плотах отправлялись на место назначения. Остальная работа была за резчиками по камню. Обнаруженные в 1967 году в Сан-Лоренсо, подземные базальтовые трубы U-образной формы, из которых еще вытекала вода, позволила экспедиции Мэтью Стирлинга сделать уникальное открытие . Уже тогда, 3 тысячи лет тому назад ольмекскими мастерами был создана первая водопроводная система.

Еще одним чудом ольмекского искусства являются стелы- вертикально установленные базальтовые плиты с изображением определенной сцены и персонажей. Большая их часть обнаружена в Ла-Венте и Трес-Сапотесе . Изображенные на плитах личности богато одеты. Скорее всего, это были представители высшей прослойки ольмеков. Некоторые стелы расположены на большом расстоянии, другие группами у подножья пирамиды . В каждом городе обнаружены пирамиды, однако наибольший интерес представляет большая пирамида в центре Ла-Венты. Данное сооружение высотой около 33 метров построено из глины и сверху покрыто раствором из извести. Издалека напоминает небольшой вулкан. На вершине располагалась платформа, где скорее всего имелся и жертвенный храм. Для знати изготавливался мозаичный двор с изображением священного животного - ягуара . Среди более мелких находок выделяются различные статуэтки, маски, бусы и ожерелья, сделанные в основном из жадеита. Символом знатности у ольмеков , а затем и у других цивилизаций Центральной Америки являлся нефрит. Украшения из данного минерала клали в гробницы вождей и его родственников.

О религиозных представлениях ольмеков имеется очень мало сведений. Точно известно лишь то, что они были первым индейским народом, поклонявшимся ягуару. Почти все божества изображались с головой этого хищника. Изображение этого представителя кошачьих встречается на некоторых стелах. Ольмеки считали себя плодом любви смертной женщины и ягуара . Этот хищник являлся для них символом мужественности, силы. Ягуара, чтили как покровителя земледелия и защитника всей территории их державы. Обряды жертвоприношения проводились шаманами, которые обладали и целительными способностями. По представлению населения истинные жрецы могли перевоплощаться в ягуара.

О языке и письменности, как и об этническом происхождении ольмеков , известно еще меньше. Найденные в 40-е гг. 20 века плиты со знаками, напоминающими иероглифы древних египтян, доказывает наличие письма у данного индейского народа. Считается, что майя могли использовать некоторые элементы для создания собственной письменности. Некоторые знаки своей формой напоминают насекомых и растения. В качестве материала для нанесения иероглифов наиболее часто использовались дерево и камень, причем второй использовался в основном во время торжественных мероприятий. Дешифровка письменности продолжается и в наши дни. Важные даты обозначались черточками и точками. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о языке ольмеков . Известно лишь то, что он существенно отличался от стилей общения других индейских народов обоих американских континентов. Американский лингвист Терренс Кауфман, занимающийся изучением мезоамериканских индейских диалектов, в 1993 году выдвинул предположение, что ольмеки говорили на языке близком к михе-сокской группе. Однако эта гипотеза не встретила сторонников и вопрос о происхождении их языка продолжает оставаться открытым.

Индейские шаманы обладали широкими познаниями в области математики и астрономии. Проводя многочисленные расчеты, ольмекские жрецы изобрели еще один шедевр- знаменитый лунный календарь, который послужил основой для календаря майя. Строился он исходя из данных шаманов о цикличности вселенной. Каждая эпоха длилась 5000 лет, а затем начиналась новая эра. Особое внимание уделялось изучению луны и расположению звезд .

Таким образом, найденные в Трес-Сапотесе, Ла-Венте, Сан-Лоренсо археологические находки подтверждают величие ольмекской цивилизации , как самого древнего народа Центральной Америки. Их богатым наследием (календарь, письменность, обряды и обычаи) воспользовались их наследники в лице майя и ацтеков . Несмотря на обнаруженные экспонаты, ольмеки продолжают быть цивилизацией-загадкой и некоторые разделы все еще требуют тщательного изучения со стороны ученых. Главной проблемой является дешифровка письменности, которая может дать ответы на многие вопросы и в первую очередь насчет их этнического происхождения и тайны их внезапного исчезновения.

Упадок Ольмеков

Точная причина упадка цивилизации ольмеков не ясна. Возможно, это произошло из-за военного поражения, культурного истощения, а может из-за экологической катастрофы. Однако улики свидетельствуют скорее о насильственном конце. Известно, что культура ольмеков и их технологии были заимствованы народами в Мезоамерике и Южной Америке. Наиболее известной технологией ольмеков, которую переняли другие, было строительство зданий и сооружений, особенно пирамид. Пирамиды строили все более поздние основные американские цивилизации американских индийцев (юг США). Керамика и металлургия – также важный вклад ольмеков в развитие народов Америки.

Первая великая культура Центральной Америки возникла в заболоченных джунглях на юге . За 1250 лет до н. э. люди стали возводить величественные культовые центры там, где были только жалкие деревушки. Еще больше удивляют сохранившиеся каменные скульптуры, украшавшие эти центры.

Ольмеки – это название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках.

Именно про ольмеков мы и расскажем вам сейчас.

Сан-Лоренсо, первый церемониальный центр, был построен на огромном насыпном холме высотой 45 м (как 15-этажный дом). На этом уровне строители создали дополнительные земляные насыпи, сгруппированные вокруг прямоугольных дворов.

Во дворах были установлены огромные головы, высеченные из камня; самая большая – 3,4 м в высоту и 20 т весом.

Поскольку ольмеки не знали колесного транспорта, каменные глыбы, из которых изготавливались скульптуры, доставлялись на плотах с гор, находившихся в 80 км. Затем они обрабатывались каменными орудиями, т. к. металлов ольмеки тоже еще не использовали.

Ученые считают, что эти скульптуры могли быть изображениями умерших правителей. На некоторые головы «надеты» шлемы, очень похожие на те, которые используют игроки в американский футбол.

Эта параллель может быть неслучайной – известно, что ольмеки выдумали ритуальную игру с мячом; впоследствии ее переняли все цивилизации Центральной Америки.

Игрокам запрещалось касаться мяча кистями рук и ступнями, и они действовали локтями, голенями и бедрами. Судя по тому, что статуэтки, украшения и другие изделия находили как на севере Мексики, так и в Сальвадоре и Коста-Рике, ольмеки вели широкую торговлю по всей Центральной Америке.

Зародившись в пронизанных болотными испарениями дождевых лесах возле Мексиканского залива, культура ольмеков распространилась за несколько веков на почти всю территорию современной Мексики, Гватемалы, Гондураса и Сальвадора.

Кроме ремесленников и торговцев в их обществе, по-видимому, существовало богатое правящее сословие и крестьяне-земледельцы, из числа которых поставлялась рабочая сила для строительства культовых центров.

Возможно, крестьяне восстали против чрезмерной эксплуатации. Сан-Лоренсо был намеренно разрушен около 900 г. до н. э., у скульптур изуродовали лица, после чего их закопали в землю.

Маленький женский бюст, вырезанный из редкого голубого нефрита, хорошо иллюстрирует высокое мастерство ольмекских камнерезов.

Их скульпторы изготавливали фигуры, пользуясь только каменными орудиями.

Слева вы можете видеть фото женского бюста, найденного на территории, где жили древние ольмеки.

Впоследствии возникли другие центры, сначала Ла-Вента, на острове посреди р. Тоналы, а затем Трес-Сапотес, который тоже пришел в запустение около 200 г. до н. э.

Это время считается концом ольмекской цивилизации.

Однако влияние ольмеков сохранилось в последующих культурах. Народы , тольтеки и ацтеки позаимствовали у ольмеков не только игру в мяч, но и астрономические календари, архитектуру с использованием больших каменных элементов и пиктографическое письмо.


Колоссальная каменная голова из 17, найденных в культовом центре Ла-Вента. Все такие скульптуры были высечены из базальтовых валунов в период между 1200 и 900 гг. до н. э. Размеры голов – от 1,5 до 3,4 м в высоту, а вес – до 20 т. На скульптуре, изображенной на фотографии, «надет» головной убор, который, как считается, может быть связан с ольмекской ритуальной игрой в мяч.

Культ ягуара

Ольмекские скульптуры и рельефы часто изображают людей, лицам которых было придано сходство с мордами ягуаров – с узкими глазами и большим приоткрытым, словно в рычании, ртом.

Встречаются также изображения детей с отпечатанным на лбу следом кошачьей лапы. Ученые назвали эти фигуры «людьми-ягуарами» (имеются в виду оборотни).

Наличие таких изображений говорит о существовании культа ягуаров, самых сильных и опасных хищников центральноамериканских джунглей.

Возможно, что ольмекская аристократия возводила свой род к мистическому пращуру, получеловеку-полуягуару, и потому приписывала себе и такие присущие этому хищнику качества, как свирепость и хитрость.

В одном из богатых захоронений обнаружены скелеты ребенка и двух ягуаров, что подкрепляет гипотезу о том, что ольмеки видели прямую связь между ребенком из знатной семьи и этими животными.

Ольмеки кратко

Важнейшие даты истории древней цивилизации ольмеков. Все даты указаны с относительной точностью.

Лет до нашей эры

Событие

6500 В Южной Мексике начинают культивировать красный перец (чили), хлопок и тыквенные растения.
4000 В Центральной Америке выращивают кукурузу.
3500 В Центральной Америке культивируют бобы. На смену пещерным укрытиям охотников-собирателей приходят деревни с землянками.
2300 На юге Мексики начинают производить керамику.
2000 Преобладавший в регионе кочевой образ жизни охотников-собирателей сменяется оседлым сельскохозяйственным.
1400 На Тихоокеанском побережье Гватемалы построен первый найденный в ольмекском регионе земляной курган.
1250 В Сан-Лоренсо (юг совр. Мексики) построен первый культовый центр ольмеков.
1200 В Сан-Лоренсо воздвигнуты самые ранние каменные скульптуры.
900 Сан-Лоренсо уничтожен; у статуй разбиты лица.
800 Главным центром ольмекской культуры становится Ла-Вента (на побережье Мексиканского залива).
400 Ла-Вента разрушен, его изваяния зарыты в землю.
200 Культовый центр в Трес-Сапотес приходит в полный упадок, знаменуя тем самым конец ольмекской цивилизации.

Теперь вы знаете, кто такие ольмеки и чем примечательна их древняя цивилизация. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Цивилизация возникла 30 в. назад.

Цивилизация остановилась 25 в. назад.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Наиболее продуктивной цивилизационной территорией Американского континета, Зоной высоких цивилизаций, считается Срединная Америка. Она подразделяется на три района: Мезоамерика; Андская область (Боливия - Перу); промежуточный район между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор).

Мезоамерика считается зоной высоких цивилизаций. Сюда исследователи относят следующие цивилизации:
Цивилизацию Ольмеков .
Цивилизацию Ацтеков.
Цивилизацию Майя классического периода (I-IX вв. н. э.)
Теотихуаканскую цивилизацию.

+++++++++++++++++++++++++++

Цивилизация Ольмеков -- п ервая цивилизация Мезоамерики на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус).

Население этих областей в начале I тыс. до н. э. (800-400 гг. до н. э.) достигло высокого уровня культуры: в это время появляются первые «ритуальные центры» в Лa-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.

Среди последних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вес которых иногда достигает 20 тонн. Для «ольмекского» стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти «младенцы-ягуары» украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты (у «ольмеков» существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантские базальтовые стелы.

Другой примечательной чертой «ольмекской» культуры был следующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселений устраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита и серпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов и т. д. общим весом в десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в «ольмекские» центры издалека: например, в Ла-Венту - с расстояния 160 и даже 500 км.
Раскопки на другом «ольмекском» селении - Сан-Лоренсо - также выявили и гигантские головы, и ряды ритуально захороненных монументальных скульптур в чисто «ольмекском» стиле.

По серии радиоуглеродных дат это относится к 1200-900 гг. до н. э. Именно на основе вышеприведенных данных и была сформулирована гипотеза о том, что «ольмеки» - создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200-900 гг. до н. э.) и уже от нее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики - сапотекская, теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что «ольмекская» проблема еще весьма далека от своего решения.

Мы не знаем об этнической принадлежности носителей этой культуры (термин «ольмеки» заимствован от названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережье Мексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этапов развития культуры «ольмеков», точной хронологии и материальных признаков этих этапов.
Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация.

Культура ольмеков со всеми ее проявлениями отражает длительный путь развития: от конца II тыс. до н. э. до середины - последних веков I тыс. до н. э. Можно предполагать, что «ритуальные центры» с монументальной скульптурой появляются в Веракрусе и Табаско примерно в первой половине I тыс. до н. э. (возможно, даже и в 800 г. до н. э.), как в Ла-Венте.
Но все, что представлено там археологически в 800-400 гг. до н. э., вполне соответствует уровню «вождеств», «союзов племен», т. е. заключительной стадии первобытнообщинной эпохи.

Первые известные нам образцы письменности и календаря появляются на «ольмекских» памятниках только с I в. до н. э. (стела С в Трес-Сапотес и др.). С другой стороны, такие же «ритуальные центры» - с пирамидами, монументами и календарными иероглифическими надписями представлены в Оахаке с VII-VI вв. до н. э., а без надписей - в горной Гватемале, у предков майя, по крайней мере с середины I тыс. до н. э. Таким образом, вопрос о «культуре-родоначальнице», породившей все остальные, для Мезоамерики сейчас отпадает: видимо, имело место параллельное развитие сразу в нескольких ключевых областях - долине Мехико, долине Оахаки, горной Гватемале, равнинных областях майя и т. д.

Одно из первых мезо-американских обществ, ольмеки населяли тропические низины юго-цетральной Мексики. Первые следы ольмеков, датируемые 1400 г до н.э., были найдены в городе Сан-Лоренцо, где располагалось главное поселение, связанное с 2мя другими центрами, Теночтитланом и Потреро Нуэво. Ольмеки были искусными строителями. В каждом важном месте располагались церемониальные дворы, курганы, конические пирамиды и каменные памятники, включая известную огромную голову.

Ольмекская цивилизация зависела от торговли как между разными ольмекскими регионами, так и с другими мезо-американскими народами. Будучи одной из самых ранних и развитых мезо-американских культур того времени, ольмеки часто считаются культурой-прародительницей других мезо-американских народов. В 400 г до н.э. восточная часть ольмекских земель опустела возможно, из-за изменений окружающей среды. Люди могли также переселиться из-за вулканической активности. Еще одной популярной теорией является то, что их захватили, однако никто не может сказать кто.

Визитной карточкой ольмеков считаются гигантские скульптуры в виде голов, расположенные в современной Мексике. Расцвет ольмекского государства пришёлся на период между 1500-м и 400-м годами до нашей эры, по словам историков, этот народ достиг впечатляющих успехов в архитектуре, сельском хозяйстве, медицине, письменности и других отраслях знания. У ольмеков имелся довольно точный календарь и математическая система, в которой использовалась цифра «0», что можно считать настоящим прорывом.

Ольмеки - ц ивилизация, чье исчезновение до сих пор ставит ученых в тупик.

Просуществовав более тысячи лет, цивилизация ольмеков по невыясненным до сих пор причинам пришла в упадок, однако на её руинах возникли другие цивилизации.

Ольмеки -- о бщество и археологическая культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива во II - I тыс. до н. э. Самые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах. (Беляев)

В конце II тысячелетия до н. э. начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской (от ацтекского слова "олми" - каучук). Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом").

По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони. По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами. (Беляев)

О днако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями.

Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики. (Беляев)

Н екоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой. (Беляев)

П ервой и самой древнейшей столицей индейской Америки считается Сан-Лоренсо (1400-900 гг. до н.э.). Он расположен на естественном плато, склоны которого были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы. По данным археологов, в нём проживало до 5 тыс. жителей. Городу по-прежнему покровительствовал всемогущий бог-ягуар. Его масками были украшены углы ступеней пирамиды (самой древней из известных сегодня в Америке), которая представляет собой конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией.

В городе было найдено и 10 колоссальных голов ольмеков из базальта, а также алтари-троны и несколько десятков антропоморфных и зооморфных изваяний. Колоссальные головы, очевидно, изображали верховных вождей. Эти десять голов из Сан-Лоренсо, вероятно, представляют собой десять поколений династии, правившей в долине р. Коацакоалькос на протяжении 250 лет (1150-900 г. до н. э.). (Беляев)

В торым ритуальным центром-городом первого уровня Ольмеков был Ла-Вента. В городе был расположен большой архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и нескольких пирамидальных платформ. Древние поселенцы облюбовали это место ещё в 1400 г. до н.э., на котором они воздвигли одно из древнейших поселений. Ла-Вента был построен с наибольшим размахом. И к 900 г. до н.э. город становится важным центром другого важного вождества со своими колоссальными головами ольмеков. Наблюдается резкий взлет могущества Ла-Венты.

Возможно, это было связано с очередным изменением русла реки Бари. С рубежа II-I тыс. до н.э. оно пролегало в 2 км от Группы "А" в Ла-Венте, что давало возможность контроля за коммуникациями и облегчало перемещение ресурсов. В районе Ла-Венты окончательно формируется трехуровневая поселенческая иерархия: поселения без маундов - поселения с центральным маундом - поселения с несколькими маундами. Население зоны между Ла-Вентой и Сан-Мигелем (эти памятники разделяет около 40 км) составляло не менее 10 000 человек. (Беляев)

М ежду 900 и 600 гг. до н. э на побережье Мексиканского залива существовало минимум пять сложных вождеств - Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Лас-Лимас, Лагуна-де-Лос-Серрос и периферийный Трес-Сапотес. Они контролировали весь Ольман (около 12 000 кв. км). (Беляев)

4 00 год до н.э. выбрана исследователями как конец ольмекской археологической культуры, хотя это скорее условность. Скорее речь должна идти о конце одного этапа в истории региона и начале другого. Трес-Сапотес ещё жив, также как и Лагуна-де-Лос-Серрос. Однако в целом ядро политического и культурного развития смещается на север, к горам Туштлы и распространяется вдоль побережья Веракруса. Наряду со старыми центрами вырастают новые - Серро-де-Лас-Месас, Вьехон. Новые столицы сохраняют многие традиции своих предшественников; поэтому позднеформативное общество побережья Мексиканского залива получило название эпиольмекского. (Беляев Д)

С тирлинг обнаружил детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эта находка стала сенсацией - считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказалось, что это не так. Центральным местом в искусстве у ольмеков занимал персонаж, в облике которого сочетались черты рычащего ягуара и плачущего человеческого ребёнка.

Е го облик запечатлён как в гигантских базальтовых скульптурах, вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных изделиях. Нет сомнений в том, что этот ягуар-оборотень представлял собой божество дождя, культ которого возник раньше, чем культы остальных известных нам богов пантеона Мезоамерики. (Беляев)

Р ацион питания древних ольмеков был тоже основан на "кукурузной" диете, как и у других народов остальной доколумбовой Америки главной сельскохозяйственной культурой у ольмеков был маис. А основными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство. (Беляев)

О льмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки. (Беляев Д)

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики. (Беляев)

_______________________________

О льмеки представляли собой самую раннюю цивилизацию Центральной Америки, состоящую из множества маленьких поселений, процветавших на берегу залива Мехико в центральной Мексике с 1 200 по 600 год до нашей эры. Происхождение культуры ольмеков туманно, некоторые ученые предпочитают теорию о том, что это местные фермеры трансформировались в племена, а позднее – в культурные общества, а другие – что ольмеки – результат миграции из Герреро или Оакса.

Высокий уровень сельскохозяйственного производства стал ключевым моментом для их успехов. Поселения ольмеков основывались, в основном, на берегах медленно текущих рек, которые во времена разлива, напитывали плодородные аллювиальные почвы.

С ан-Лоренцо, занятый в 1 200 – 900 годах до нашей эры считается главным поселением ольмеков. Наряду с ним существовало два других центра: Теночтитлан (не столица ацтеков, а просто поселение с таким же именем) и Портеро Нуэво. Все церемониальные центры ольмеков предствавляли собой комплексы платформ, на которых зиждились церемониальные дворцы, насыпи, каменные статуи (включая резные валуны, алтари и огромные скульптуры на вольную тему) и большие конические пирамиды.

Огромные каменные головы представляются самым неординарным продуктом архитектурной мысли. Они достигают высоты три метра и, предположительно, представляют собой портреты правящих семей и элиты ольмеков. Чтобы соорудить эти вещи понадобился труд сельчан, проживающих в низинных районах.

Т орговля была очень важным делом и опять же сосредоточивалась в церемониальных центрах, здесь обменивались обсидианом, змеевиком, слюдой, магнитистым железняком и другими материалами. Существовали как местные торговые сети, так и сети регионального масштаба. Таким образом, способ жизни ольмеков и их сложная космология распространились вместе с предметами обмена на довольно большой территории.

Жрецы ольмеков придумали 260-дневный календарь, и комплекс верований, который включал в себя оборотня ягуара (мифическое существо, перекидывавшееся из человека в ягуара) и горящего змея. Стиль ольмеков в искусстве особенно проявлен в скульптуре, он очень реалистичен в представлении природных и сверхъестественных форм. Ремесла представлены работами из раковин и жадеита.

К 600 году до нашей эры культура ольмеков пришла в упадок, и системы обмена уменьшили свою интенсивность. Но все же, благодаря существованию ольмеков дальнейшие цивилизации Центральной Америки получили хорошее культурное наследие.

++++++++++++++++++++

Экология познания: Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая - около 3,5 м. Большинство же ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая - около 3,5 м. Большинство же ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!

При взгляде на головы, сразу возникает множество вопросов, на которые у всезнающей науки хочется-таки получить внятный ответ. Черты лица у каждой из 17 гигантских голов не индивидуальные и у всех у них есть одна общая черта – характерные негроидные признаки. Откуда в доколумбовой Америки взялись негры, если по утверждению официальной науки, никаких контактов до Колумба между Африкой и Америкой быть не могло? А сами ольмеки вовсе не выглядели как негры, что следует из других многочисленных статуэток и фигурок. И лишь эти 17 голов наделены негроидными чертами.

При помощи каких инструментов при отсутствии металла(опять же по официальной версии) с такой точностью и детализацией обрабатывался базальт, один из самых прочных камней, из которого и сделаны головы? Неужели другим камнем?

Как многотонные глыбы, некоторые до 35 тонн весом, доставлялись к месту обработки за 90 км от места их добычи через джунгли по пересеченной местности? При том, что (по той же версии) колеса ольмеки не знали (к слову, уже доказано, что знали).

Зачем их делать такими большими? Ведь у ольмеков много других скульптур, и голов в том числе, вполне нормального размера и вполне американской (индейской) внешности. И лишь эти 17 негритянских мордочек – исключение. За что им такая честь? Или это в натуральную величину? Сейчас попытаемся ответить на эти вопросы …

Цивилизация ольмеков считается первой, «материнской» цивилизацией Мексики. Как и все остальные первые цивилизации она возникает сразу и в «готовом виде»: с развитой иероглифической письменностью, точным календарем, канонизированным искусством, с развитой архитектурой. Согласно представлениям современных исследователей, цивилизация ольмеков возникла примерно в середине II тыс. до н.э. и просуществовала примерно тысячу лет. Основные центры этой культуры располагались в прибрежной зоне Мексиканского залива на территории современных штатов Тобаско и Веракрус. Но культурное влияние ольмеков прослеживается на всей территории Центральной Мексики. До сих пор не известно ничего о народе, создавшем эту первую мексиканскую цивилизацию. Название «ольмеки», означающее «люди каучука» дано современными учеными. Но откуда пришел этот народ, на каком языке говорил, куда исчез спустя века - все эти главные вопросы остаются без ответа после более чем полувековых исследований ольмекской культуры.

Ольмеки является старейшей и самой загадочной цивилизацией Мексики. Эти народы селились вдоль всего побережья Мексиканского залива, примерно в третьем тысячелетии до нашей эры.
Коацекоалькос была главной рекой ольмеков. Её название в переводе значит «Святилище змеи».

Согласно легендам именно в этой реке прошло прощание с древним божеством Кецалькоатля. Кецалькоатль или Великий Кукулан, как его звали люди майя, был пернатым змеем и загадочной личностью. Этот змей имел могучее телосложение, благородные черты лица, и, в общем, вполне человеческий вид.
Интересно, откуда он взялся среди краснокожих и безбородых ольмеков? Согласно приданиям он пришел и ушел по воде. Именно он обучил ольмеков всем ремёслам, нравственным основам и счёту времени. Кецалькоатль осуждал жертвоприношения и был против насилия. .


Самыми крупными памятниками ольмеков считаются Сан-Лоренсо, Ла-Вента и Трес Сапотес. Это были настоящие городские центра, первые на территории Мексики. Они включали в себя крупные церемониальные комплексы с земляными пирамидами, разветвленную систему ирригационных каналов, городские кварталы и многочисленные некрополи.

Ольмеки достигли настоящего совершенства в обработке камня, в том числе и очень твердых пород. Ольмекские изделия из нефрита по праву считаются шедеврами древнего американского искусства. Монументальная скульптура ольмеков включала в себя многотонные алтари из гранита и базальта, резные стелы, скульптуры в человеческий рост. Но одной из самых примечательных и загадочных черт этой цивилизации являются громадные каменные головы.

Первая такая голова была найдена еще в 1862 году в Ла-Венте. К сегодняшнему моменту таких гигантских человеческих голов обнаружено 17, десять из них происходят из Сан-Лоресно, четыре из Ла-Венты, остальные - еще с двух памятников ольмекской культуры. Все эти головы вырезаны из цельных глыб базальта. Самые маленькие имеют высоту 1,5 м, самая большая голова, найденная на памятнике Ранчо ла Кобата достигает 3,4 м в высоту. Средняя высота большинства ольмекских голов - около 2 м. Соответственно, вес этих громадных скульптур колеблется от 10 до 35 тонн!


Все головы выполнены в единой стилистической манере, но при этом очевидно, что каждая из них является портретом конкретного человека. Каждая голова увенчана головным убором, больше всего напоминающим шлем игрока в американский футбол. Но все головные уборы индивидуальны, нет ни одного повторения. Все головы имеют тщательно проработанные уши с украшениями в виде крупных серег или ушных вставок. Прокалывание ушных мочек являлось типичной традицией для всех древних культур Мексики. Одна из голов, самая большая - из Ранчо ла Кобата, изображает человека с закрытыми глазами, у всех остальных шестнадцати голов глаза широко открыты. Т.е. каждая такая скульптура должна была изображать конкретного человека с характерным набором индивидуальных черт. Можно сказать, что ольмекские головы являются изображениями конкретных людей. Но несмотря на индивидуальность черт, все гигантские головы ольмеков объединяет одна общая и загадочная черта.

Портреты изображенных на этих скульптурах людей имеют ярко выраженные негроидные черты: широкий приплюснутый нос с крупными ноздрями, пухлые губы и большие глаза. Такие черты никак не вяжутся с основным антропологическим типом древнего населения Мексики. В ольмекском искусстве, будь то скульптура, рельеф или мелкая пластика, в большинстве случаев отражен типичный индейский облик, свойственный американской расе. Но только не на гигантских головах. Такая негроидность черт была отмечена первыми исследователями с самого начала. Это привело к появлению различных гипотез: от предположений о миграции выходцев из Африки до утверждений, что такой расовый тип был характерен для древнейших жителей Юго-Восточной Азии, входивших в состав первых переселенцев в Америку. Однако эта проблема была довольно быстро «спущена на тормозах» представителями официальной науки. Слишком неудобно было считать, что между Америкой и Африкой на самой заре цивилизации могли существовать какие-либо контакты. Официальная теория их не подразумевала.

А раз так, значит ольмекские головы - это изображения местных правителей, после смерти которых, и изготавливались столь оригинальные мемориальные памятники. Но ведь ольмекские головы - действительно уникальное явление для древней Америки. В самой ольмекской культуре есть еще подобные аналогии, т.е. скульптурные человеческие головы. Но в отличие от 17 «негритянских» голов, они изображают портреты людей типичной американской расы, имеют меньшие размеры и выполнены в соответствии с совершенно иным изобразительным каноном. В других культурах древней Мексики ничего подобного нет. Кроме того, можно задать простой вопрос: если это изображения местных правителей, то почему их так мало, если говорить применительно к тысячелетней истории ольмекской цивилизации?

И как все-таки быть с проблемой негроидных черт? Что бы не утверждали господствующие в исторической науке теории, помимо них есть еще и факты. В антропологическом музее города Халапа (штат Веракрус) хранится ольмекский сосуд в виде сидящего слона.

Считается доказанным, что слоны в Америке исчезли с окончанием последнего оледенения, т.е. примерно 12 тысяч лет назад. Но ольмекам слон был известен, настолько, что его даже изображали в фигурной керамике. Либо слоны еще жили в эпоху ольмеков, что противоречит данным палеозоологии, либо ольмекские мастера были знакомы с африканскими слонами, что противоречит современным историческим воззрениям. Но факт остается фактом, его можно, если не пощупать руками, то увидеть своими глазами в музее. К сожалению, академическая наука старательно обходит подобные несуразные «мелочи». Кроме того, в прошлом веке в разных районах Мексики, причем на памятниках имеющих следы влияния ольмекский цивилизации (Монте Альбан, Тлатилько) были обнаружены захоронения, скелеты в которых антропологи определили принадлежащими к негроидной расе.


Гигантские ольмекские головы задают исследователям немало парадоксальных вопросов. Одна из голов из Сан-Лоренсо имеет внутреннюю трубку соединяющую ухо и рот скульптуры. Как в монолитной базальтовой глыбе высотой 2,7 м можно было проделать такой сложный внутренний канал, используя примитивные (даже не металлические) инструменты? Геологи, изучавшие головы ольмеков, установили, что базальт из которого были сделаны головы в Ла-Венте, был взят из каменоломен в горах Тукстла, расстояние до которых, если измерять по прямой, составляет 90 километров. Каким образом древние индейцы, даже не знавшие колеса, транспортировали каменные монолитные глыбы весом в 10-20 тонн по пересеченной местности. Американские археологи считают, что ольмеки могли использовать тростниковые плоты, которые вместе с грузом сплавляли по реке в Мексиканский залив, и уже вдоль берега доставляли базальтовые глыбы к своим городским центрам. Но расстояние от каменоломен Тукстлы до ближайшей реки составляет примерно 40 км, и это густые болотистые джунгли.

В некоторых мифах о сотворении мира, дошедших до наших дней от разных мексиканских народов, возникновение первых городов связывается с пришельцами с севера. Согласно одной из версий, они приплыли на лодках с севера и высадились у реки Пануко, затем прошли вдоль берега до Потончана у устья Халиско (в этом районе расположен древнейший центр ольмеков Ла-Вента). Здесь пришельцы истребили местных великанов и основали первый из упоминаемых в легендах культурный центр Тамоанчан.

Согласно другому мифу, семь племен пришли с севера на Мексиканское нагорье. Здесь уже жили два народа - чичимеки и гиганты. Причем гиганты населяли земли к востоку от современного Мехико - районы Пуэбла и Чолула. Оба народа вели варварский образ жизни, добывали пропитание охотой и питались сырым мясом. Пришельцы с севера изгнали чичемеков, а гигантов истребили. Т.о., согласно мифологии ряда мексиканских народов, гиганты были предшественниками тех, кто создал на этих территориях первые цивилизации. Но они не смогли устоять перед пришельцами, и были уничтожены. Кстати, аналогичная ситуация имела место на Ближнем Востоке и она достаточно подробно описана в Ветхом Завете.


Упоминания о расе древних гигантов, предшествовавших историческим народам, имеются во многих мексиканских мифах. Так ацтеки считали, что земля была населена гигантами в эпоху Первого Солнца. Они именовали древних великанов «кинаме» или «кинаметине». Испанский хронист Бернардо де Саагун отождествлял этих древних гигантов с тольтеками и полагал, что именно они воздвигли гигантские пирамиды в Теотеуакане и Чолуле.

Берналь Диас, участник экспедиции Кортеса писал в своей книге «Завоевание Новой Испании», что после того как конкистадоры закрепились в городе Тласкале (к востоку от Мехико, район Пуэбла), местные индейцы поведали им, что в очень давние времена в этой местности поселились люди огромного роста и силы. Но поскольку они обладали скверным характером и плохими обычаями, индейцы истребили их. В подтверждение своих слов жители Тласкалы показали испанцам кость древнего великана. Диас пишет, что это была бедренная кость и ее длина равнялась росту самого Диаса. Т.е. рост этих гигантов более чем в три раза превышал рост обычного человека.

В книге «Завоевание Новой Испании» он описывает, как индейцы рассказывали им, что в давние времена в этих местах поселились люди огромного роста, но индейцы не сошлись с ними характерами и всех перебили. Цитата из книги:

«Сообщили они также о том, что до их прихода страну населяли великаны, грубые и дикие, которые потом либо вымерли, либо были уничтожены. В доказательство они показали бедренную кость такого великана. Действительно, она была размером в полный мой рост, а я ведь не мал. И таких костей было изрядное количество; мы дивились и ужасались такой породе прошлых времен и порешили образцы послать и Его Величеству в Испанию».

(цитата взята из главы «Дружба с Тлашкалой».)

Врать автору никакого смысла не было, дела обсуждались куда более важные, чем давно вымершие и не представляющие опасности великаны, да и сказано и показано это было индейцем между делом, как само собой разумеющееся. Да и книга совсем о другом. И если современный телеканал еще можно заподозрить в фальсификации фактов с целью поднятия рейтинга, то человека, публично обещающего 500 лет назад отправить «несуществующие» гигантские человеческие кости королю, можно заподозрить лишь в идиотизме. Что, прочитав его книгу, сделать весьма сложно.
Найдены следы великанов в этой местности и в рукописях ацтеков (ацтекских кодексах), живших позже в этих же местах, в виде рисунков, и во многих мексиканских мифах.

Рисунок из ацтекской рукописи. Судя по тому, сколько народу тянет одного большого человека, он еще и очень тяжелый. Может, это его голова запечатлена в камне?


Кроме того, из разных источников видно, что древние великаны заселяли определенную территорию, а именно восточную часть центральной Мексики вплоть до побережья Мексиканского залива. Вполне правомерно предположить, что гигантские головы ольмеков символизировали победу над расой великанов и победители воздвигли эти монументы в центрах своих городов, дабы увековечить память о побежденных предшественниках. С другой стороны, как такое предположение можно увязать с тем фактом, что все гигантские головы ольмеков имеют индивидуальные черты лица?


Может быть правы те исследователи, которые полагают, что гигантские головы являлись портретами правителей? Но изучение парадоксальных феноменов всегда осложнено тем, что такие исторические явления редко укладываются в систему привычной логики. На то они и парадоксальные. Более того, мифы, как и любой исторический источник подвержены воздействиям, диктуемым текущей политической конъюнктурой. Мексиканские мифы были записаны испанскими хронистами в XVI веке. Информация о событиях, случившихся за десятки веков до этого времени, могла быть несколько раз трансформирована. Образ гигантов мог быть извращен в угоду победителям. Почему бы не допустить, что великаны какое-то время были правителями в ольмекских городах? И почему бы не предположить также, что этот древний народ великанов принадлежал к негроидной расе?

Древний осетинский эпос «Сказания о нартах» весь проникнут темой борьбы нартов с великанами. Их называли уаиги. Но, что самое интересное, их называли черными уаигами. И хотя в эпосе нигде не упоминается о цвете кожи кавказских великанов, прилагательное «черный», применительно к уаигам, употребляется в эпосе как качественное, а не как образное понятие. Конечно, такое сопоставление фактов, относящихся к древнейшей истории столь удаленных друг от друга народов, может показаться слишком смелым. Но и наши знания об удаленных эпохах слишком скудны.

Остается только вспомнить великого поэта А.С.Пушкина, использовавшего в своем творчестве богатое наследие русского фольклора. В «Руслане и Людмиле» главный герой сталкивается с головой великана, отдельно стоящей в чистом поле и побеждает ее. Та же самая тема победы над древними гигантами и тот же образ гигантской головы. И такое совпадение не может быть простой случайностью.

Грэм Хэнкок в книге «Следы богов» пишет: «Самым потрясающим было то, что Трес Сапотес вовсе не был городом майя. Он был полностью, исключительно, несомненно, ольмекским. Это означало, что именно ольмеки, а не майя, изобрели календарь, что именно культура ольмеков, а не майя, является «прародительницей» культур Центральной Америки… Ольмеки намного древнее, чем майя. Они были умелым, цивилизованным, технически развитым народом, и именно они изобрели календарь с точками и тире, в котором началом отсчета является загадочная дата 13 августа 3114 года до н.э.»

Большинство каменных голов ольмеков изображает человека с негроидными чертами лица. Но 2000 лет назад в Новом Свете не было черных африканцев, первые из них появились намного позже конкисты, когда началась работорговля. Однако существует твердое свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попадали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 15 тыс. лет до н.э.


В Сан-Лоренсо ольмеки насыпали искусственный холм высотой более 30 метров, как часть огромного сооружения длиной 1200 метров и шириной 600 метров. Археолог Майкл К оу во время раскопок в 1966 году сделал ряд находок, в том числе свыше двадцати искусственных резервуаров, связанных весьма сложной сетью желобов, облицованных базальтом. Часть этой сети была встроена в водораздел. Когда это место раскопали, вода снова стала литься оттуда потоком в сильные дожди, как это происходило на протяжении более трех тысяч лет. Основная дренажная линия шла с востока на запад. В нее были врезаны три вспомогательные линии, причем места соединений были выполнены очень грамотно с технической точки зрения. Тщательно обследовав систему, археологи были вынуждены признать, что не могут понять назначения этой сложной системы водоводов и прочих гидротехнических сооружений.

Ольмеки до сих пор остаются для археологов тайной. Не удалось обнаружить никаких следов эволюции ольмеков, как будто этот народ появился ниоткуда. Ничего не известно о социальной организации, ритуалах и системе верований ольмеков, на каком языке они говорили, к какой этнической группе они принадлежали, не сохранилось ни одного скелета ольмеков.

Майя получили свой календарь в наследство от ольмеков, которые пользовались им за тысячу лет до майя. Но откуда его взяли ольмеки? Какой требуется уровень технического и научного развития цивилизации, чтобы разработать такой календарь? опубликовано