Образ татьяны лариной. Вступительное слово учителя. Об эпиграфе

Образ Татьяны Лариной в романе Александра Пушкина 8220 Евгений Онегин 8221

В романе “Евгений Онегин” в образе Татьяны Лариной воплотились все представления Пушкина об идеале. Мне кажется, что когда речь идет о добродетели и красоте, Пушкину в большей степени удается показать их на примере женских характеров: это и Маша Миронова из “Капитанской дочки”, и Марья Гавриловна из “Метели”,и Маша Троекурова из “Дубровского”. Всем им свойственны самоотверженность, благородство, красота и верность супружескому долгу.

Татьяна - любимая пушкинская героиня. Он сознается:”Я так люблю Татьяну милую мою”. Он искренно сопереживает: “Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…”, он гордится ее благородством, когда она отвергает любовь Онегина во имя долга:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Способность к самопожертвованию свойственна Татьяне еще в большей степени, чем героиням вышеназванных повестей. Она пронесла любовь к Онегину через всю жизнь, первой призналась ему в любви, вынесла унизительность его отказа, не потеряла достоинства, поняв легкомысленность отношения Евгения к ней, и сумела построить свою жизнь, “властвуя собой”. Отдав руку мужу, изувеченному в сражениях, она никогда его не предаст. Мне кажется, создавая образ Татьяны, Пушкин вдохновлялся реальными женщинами, например женами декабристов, сумевшими остаться преданными супружескому долгу до конца своих дней.

Откуда берутся такие женщины? Татьяна росла в поместье родителей, и этот “прелестный уголок” воспитал в ней любовь к природе, к старинным обычаям, ко всему естественному и прекрасному, что сделало ее душу неповторимой и, как подчеркивает Пушкин, “русской душою”. Казалось бы, в ней нет ничего необычного: она” верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям”, с трепетом слушала сказки няни, ее”тревожили приметы”, но в то же время “она в семье своей родной казалась девочкой чужой”. Почему? Потому что в ней не было притворства, кокетства и жеманства, считавшихся неотъемлемыми чертами светских барышень, и хотя семья Лариных выделялась среди других помещичьих семей простотой и естественностью поведения, Татьяна выделялась даже и в ней. Она была незаурядной личностью. В куклы не играла, дамам высшего общества не подражала. Вероятно поэтому, выйдя замуж и попав в свет - заметно выделялась и там. В свете

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней…

Интонация, с которой Пушкин описывает Татьяну, выдает его с головой. Это тот самый идеал, к которому поэт, возможно, стремился всю жизнь”.”Наука страсти нежной” была ему знакома не меньше, чем Онегину, он хорошо знал и “умел тревожить сердца кокеток записных”, но любить хотел такую девушку, как Татьяна.

Татьяна с детства отличалась от кокеток тем, что у нее был богатый внутренний мир, пытливый созерцательный мир, вместо того, чтобы мечтать о балах и учиться манерам,

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод.

Пушкинская Татьяна, несмотря на то, что была”дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива”, все же “от небес одарена”

Умом и волею живой,

И своенравной головой…

Ее своенравие выразилось, например, в том, что она, полюбив Онегина, первой призналась ему в любви. В 20е годы XIX века среди молодежи это не было принято.

Но Пушкин не то что не осуждает Татьяну, он защищает ее:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит собственной мечте?

И Пушкин, и его любимая героиня “волненья света ненавидят”. Они стремятся к естественности, ценят открытость и прямоту. Одухотворенная, поэтическая любовь Татьяны делает ее образ неподражаемым, достойным уважения. Читатель переживает вместе с ней горечь неразделенной любви. Усвоив горький урок, выслушав онегинские нравоучения, она продолжает хранить в себе это высокое чувство, любовь в своем понимании этого слова. Отказ Онегина не унизил ее, а возвысил.

Пушкин еще раз свел героев в подобной ситуации через несколько лет. Теперь Татьяна, вышедшая замуж за генерала, выслушивает онегинские признания в любви. В ее отповеди нет, злорадства. Несмотря на то, что она принадлежит теперь высшему обществу, она по-прежнему проста и естественна, а Онегину задает вопрос, который выдает в ней разумную и трезвую натуру: “Зачем у вас я на примете?”. И поскольку Онегину нечего отвечать, отвечает сама:

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Отметим еще раз - она не торжествует победу, не стремится отомстить за прошлые униженья. Она не желает играть в дешевые светские игры, не приемлет отношений за спиной у мужа, и хотя снова сознается в своей любви к Онегину, отвергает его ухаживания. Такого урока Онегину прежде никто не преподавал. Это поступок человека высокой нравственности с глубоко осознанным чувством собственного достоинства. Татьяна отказалась от любви человека, которого сама любила много лет, ради того, чтобы не запятнать в обществе честное имя своего мужа.

Мне кажется, что такие понятия как верность, чистота, благородство, воплощенные Пушкиным в образе Татьяны, не устарели до сих пор. Да, отношения между мужчиной и женщиной в чем-то стали проще и примитивнее, но каждый человек, мечтая о настоящей и единственной на всю жизнь любви, имеет в виду именно такое, красивое и подлинное чувство, как у Татьяны к Онегину.

Образ Татьяны Лариной. В своем непревзойденном романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин сумел создать образы насколько типичные для своего времени, настолько и своеобразные. В романе два главных героя - Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Именно Татьяна стала “милым идеалом” Пушкина, именно с помощью ее образа поэт убеждает нас, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей, всегда есть возможность подняться над бездуховной средой.
Так кто же она, Татьяна Ларина?
Татьяна росла и воспитывалась в деревне, в традиционной семье провинциальных дворян: “Они хранили в жизни мирной привычки милой старины…” Русская природа, атмосфера народных традиций и обычаев, “преданья простонародной старины”, рассказы няни родили и укрепили в сердце девушки любовь, чувство близости к своему народу. Общение с природой, близкие доверительные отношения с няней научили Татьяну естественному проявлению чувств, и с самого первого мига знакомства с героиней мы попадаем во власть обаяния и душевной красоты “девы лесов”.
С детства Татьяна зачитывалась сентиментальными романами Ричардсона и Руссо, которые “ей заменяли все”.
Чтение книг пробуждало мысль и развивало воображение впечатлительной и мечтательной девушки, однако не могло заглушить в ней те черты личности, которые корнями уходили в народную почву. Будучи маленькой девочкой, она страшные рассказы няни предпочитала обычным детским забавам и играм.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
ч Казалась девочкой чужой.
Живущая в своем мире искренности и чистоты чувств, Татьяна всегда была замкнута и одинока: “Я здесь одна, никто меня не понимает”, - однако эта погруженность в себя, задумчивость лишь обогащают ее внутренний мир, делают его более цельным.
Мечты и нерастраченные впустую душевные силы, образы прочитанных романов и бурная личная жизнь сестры Ольги подготовили нежное и искреннее сердце Татьяны к большой и красивой любви.
Душа ждала… кого-нибудь,
И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!
Евгений Онегин выгодно отличался от окружения Татьяны своей неординарностью, умом, образованностью, знанием света, поэтому все герои прочитанных девушкой романов
…в единый облик облеклись,
В одном Евгении слились.
Татьяне чуждо притворство, поэтому письмо, которое она пишет Онегину, наполнено искренностью, непосредственностью, чистотой. Это письмо просто и естественно вылилось из ее полюбившего сердца, хотя на самом деле подобное объяснение в любви бросило вызов пошленькому миру Пустяковых, Скотининых, Буяновых. Доверяясь Онегину, Татьяна ожидала, что он поймет ее, оценит, полюбит, однако для Евгения время любви еще не настало, он отнесся к глубокому чувству девушки как к легкому увлечению. Но в то же время сумел оценить достоинства Татьяны и даже постарался предостеречь ее от дальнейших ошибок:
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.
Отвергнутая любимым, Татьяна не только продолжает любить его, но и стремится понять его внутренний мир, стремления и надежды. Она посещает дом Онегина, читает его книги.
Верная своим чувствам и принципам, Татьяна не изменяет клятве, данной Онегину: “Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!” - даже когда волей обстоятельств выходит замуж за нелюбимого князя. Но Татьяна умеет жертвовать собой, своим счастьем, поскольку видит свой нравственный долг в нерушимой супружеской верности, в собственной внутренней чистоте. Она оказалась хорошей ученицей и научилась “властвовать собой”. Став светской дамой, она конечно же, не приобрела ни пошлости, ни притворства, ни жеманства, а осталась простой и естественной, милой сердцу автора Таней. Но, теперь уже княгиня, Татьяна умеет скрывать свои чувства, поскольку она прошла науку “высшего света” и не может уже безоглядно доверять людям:
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу не смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон.
Был так же тих ее поклон.
Теперь между Онегиным и Татьяной лежит настоящая бездна, потому что они любят, но не понимают друг друга. Они не могут быть вместе, поскольку Татьяна замужем, а нравственная чистота, долг и честь для нее важнее личного счастья - таково ее воспитание, принципы жизни.
Но я другому отдана,
Я буду век ему верна.
Роман Пушкина заканчивается очень грустно, потому что очень хочется, чтобы люди, по-настоящему близкие друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке больше правды и знания жизни, которая далеко не всегда быстро и точно удовлетворяет наши желания. Наблюдение за судьбой и взаимоотношениями героев очищает нас, обогащает наши чувства и душу, поскольку в образе Евгения Онегина Пушкин отобразил хоть и типичного, но совсем не заурядного своего современника, а образ Татьяны Лариной на долгие десятилетия останется идеалом русской женщины.

Знакомя читателя с Татьяной Лариной во второй главе романа (строфы XX-XXIX), Пушкин очень подробно характеризует ту бытовую и духовную культуру, на почве которой взросла героиня, рассказывает, как прошло её детство. Поместный, деревенский быт вполне патриархален. В нём сохранились «привычки милой старины» и стародавние обычаи. Это русская культура. На её фоне вырисовывается необычная натура Татьяны, её исключительность, её «нетипичность», те черты, которые составляли индивидуальность её «необщего лица»:

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
При всей естественности, «природности», детской чистоте Татьяны-девочки и Татьяны-девушки, при всех общих чертах с другими детьми пушкинская героиня уже в детстве отличалась необычностью характера и поведения:
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей …
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Итак, интимное общение с природой, молчаливость, задумчивость, мечтательность, сдержанность чувств, свидетельствующие о глубокой натуре, об интеллектуальной сосредоточенности, о погружении в свой внутренний мир — такова пушкинская обрисовка Татьяны, которой не нужен пёстрый и ослепительный внешний быт. Её привлекает простая обстановка, скромный сельский досуг. Ей не скучно наедине с собой: достаточное удовлетворение и развлечение дают пленяющие воображение страшные рассказы.

В девичестве характер Татьяны при всех его индивидуальных особенностях складывался под воздействием русского быта, русской патриархальной культуры и европейской книжности, недооценивать которую тоже нельзя. И хотя Татьяна резко отличалась от своих сверстниц, есть законы природы, одинаковые для всех. Наступает время, когда девушка задумывается о своей судьбе, о своём суженом. Так и Татьяна, однажды увидев Онегина,

С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.
Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала кого-нибудь,
И дождалась Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им; всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нём.

И тут Пушкин снова погружает нас в круг чтения девушки, давая понять, какие же книги читала Татьяна Ларина и которые наполняли её духовный мир в пору влюблённости. Их набор традиционен и очень интересен тем, что они, во-первых, к тому времени, когда писался роман «Евгений Онегин», изрядно устарели — все они принадлежали к сентиментализму (Ричардсон, Руссо, Вертер, Грандисон) XVIII века, за исключением романов баронессы Юлии Крюднер «Валерия, или Письма Густава де Линара к Эрнесту де Г.» (1803) и Софи Коттен «Матильда, или Крестовые походы» (1805), но и те по духу своему должны быть отнесены к предшествующему веку — и, во-вторых, среди героев названы только положительные лица. Через книги Пушкин проникает в душу Татьяны, приоткрывая для нас чистоту, свежесть чувств, наивность, объясняемую малым жизненным опытом и исключительной доверчивостью благородного сердца, ещё не встречавшегося с земным злом, не знавшего ни несчастий, ни страданий.

Поурочное проектирование

Класс: 9

Предмет: литература
Тема:
Татьяна Ларина - «милый идеал» А.С. Пушкина.

Цели: 1. Развить речь учащихся.2. Раскрыть образ, показать, что Татьяна – “милый идеал Пушкина”, .3. Совершенствовать навыки работы с текстом.4. Воспитывать чувство верности, преданности.

Оборудование : презентация, текст.

Эпиграф (на доске)

Татьяна – существо исключительное,
Натура глубокая, любящая, страстная… В.Г.Белинский

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы продолжим работу по роману “Евгений Онегин”. Наша задача – раскрыть образ Татьяны, доказать, что Татьяна-милый идеал Пушкина – идеал русской души.

2. Работа по теме .

Проверка дом.задания (дети выполняли характеристику Татьяны).

3.Вступительное слово учителя. Об эпиграфе.

У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты «об ангеле земном». Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты, особенно, впечатляюще.

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Марья Гавриловна из «Метели». Но самая привлекательная и «знаменитая» из всех героинь Пушкина – Татьяна Ларина.

«Милый идеал» Пушкина – его Татьяна – и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина – всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, «одного из умнейших мужей России».

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

А.С.Пушкин

Татьяна- участница сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставим с ролью Онегина.

То, что ее характер динамичный, развивающийся, рассмотрим сегодня на уроке. Беседа о Татьяне продолжится по такому плану: (таблица на доске):

    Детство и юность Татьяны

    Встреча с Онегиным и любовь к нему

    Татьяна в финале романа

4.Беседа по вопросам: (попутно заполняем таблицу 1. Детство и юность Татьяны)

- В какой социальной среде прошло детство Татьяны?( Татьяна – помещичья дочка, представляет патриархальное дворянство, тип культуры ближе к народу.)

- Какое значение имели для Татьяны книги? Что она читала?

- . Как жили Ларины? (На чисто бытовом уровне Онегин и Татьяна живут в кругу абсолютно различных яств, вкусов, привычек. Онегин употребляет английские слова, Ларины привыкли к русскому “жаргону”. Онегин уважает французские трюфли – у Лариных приняты соленые грибы (“Солила на зиму грибы”).

- Какими словами Пушкин показывает одиночество Татьяны в семье? Есть ли

у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

- Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и в юности? («Задумчивость, мечтательность, наклонность к грусти, одиночеству, молчаливость…»)

- В чем проявляется близость Татьяны к народной жизни? («Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны», Через окружающую ее природу, через крепостных и няню, через обряды, наивные верования и приметы, которыми так полна была деревенская жизнь, Татьяна постигает русское, родное, близкое ее душе)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (до поворота в судьбе Татьяны)

5. Встреча с Онегиным и любовь к нему. (заполняем колонку)

Где произошла встреча героев?

Итак, встреча произошла. Мы узнаем о том, что Татьяна влюбилась. Кому она говорит о своей любви? (Няне)

В разговоре изображена русская барышня в разгаре томящей ее страсти. Сестра не поняла бы ее. Няня тоже не поймет, потому то она и открывает ей свою тайну.

Да, любовь – прекрасное чувство. Говоря о ней, я не могу не вспомнить слова выдающегося академика Лихачева.

Самое воспитательное свойство человека – любовь. Д.С.Лихачев.

Татьяна решается написать письмо Онегину. Что самое удивительное в нем? Каковы слова Татьяны? (Татьяна решается писать письмо. Это порыв наивный и благородный. Все в письме истинно. Поэт старается оправдать Татьяну за ее решимость написать и послать письмо. Письмо Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение “идеальности” героини)

Как же отнесся Онегин к письму? Как проявил Онегин себя во взаимоотношениях с Татьяной?

(Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока любить.)

“Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель”
Почему “мило поступил”?

“Милый поступок” в том, что он не захотел соблазнять влюбленной в него юной девушки, а предпочел просто той девушке нравоучительную проповедь. Поведав Татьяне о невеселом будущем из совместной жизни и любви он завершает рассуждения утомительными советами “старшего товарища”.

Онегин не понял любви Татьяны, не “доверился” ее искренности. Онегин уезжает

6.Татьяна в финале романа

Как сложилась жизнь Татьяны? Изменилась ли Татьяна?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Чем заканчивается роман?

(Отповедью Татьяны. Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни. Татьяна ответила ему таким же непониманием, восприняв его письмо и признание в охватившей его мучительной любви только как “прихотливого повесы, жаждущего развлечься светской интрижкой с замужней женщиной”. Она не поверила его искренности этим избавила себя и его от множества хлопот)

Татьяна - милый идеал возникает в последней строфе “Я другому отдана”. В этих словах истинная гордость. Верность. Верность таким отношениям, которые составляют особые чувства и чистоту женственности.

7.Подведение цели урока. Оценки и их анализ.

8. Д/ з. Письмо – наизусть.

9. Итог урока. Рефлексия.

Ребята, какой вы сделаете вывод?

Вывод: В отличие от Онегина, Татьяна думает не только о себе. И даже больше всего не о себе. В этом заключается нравственное величие Татьяны. Это и делает Татьяну идеалом русской женщины.

Можно ли сказать, что Татьяна “милый идеал”.

Детство Татьяны. Воспитание. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела, И часто целый день одна Сидела молча у окна


Татьяна не играла с другими детьми Не занималась рукоделием Не умела лгать и притворяться Татьяна – одухотворённая, романтическая натура Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склонясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Она в горелки не играла


Отец Татьяны, добрый малый, но в прошлом веке запоздалый, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, был простой и добрый барин, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, полный искренней печалью, с теплотой вспоминает о нем. Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу. Она рвалась и. плакала сначала, но потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы: Она езжала по работам, Сушила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь Все это мужа не спросясь. Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает.








«…характер положительный – пушкинская Ольга Один – безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую господствующую форму. Другой – с инстинктом самосознания, самобытности, самодеятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу… Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым».


Как строфы объясняют читателю смелый поступок Татьяны – решение писать Онегину, открыть свою душу? Чем проникнуто письмо Татьяны? Как отнёсся Онегин к письму Татьяны?Татьяны


« Здесь не книга родила страсть, но страсть всё-таки не могла не проявиться немножко по-книжному. Зачем было воображать Онегина Вольмаром, Малек-Аделем, де- Линаром и Вертером?.. Затем, что для Татьяны не существовал настоящий Онегин,Онегин которого она не могла ни понимать, ни знать…»