Образ праведника в повести «Очарованный странник. Рассказы о праведниках: «Левша», «Очарованный странник Почему героев лескова называют праведниками

I . Введение.

Как много в жизни удивительного! В каждом цветке, в каждой травинке – целая Вселенная. Но прекрасней и сложнее человеческой судьбы нет ничего: как странно она иногда складывается, как внезапно она может измениться!

Гоголь писал: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика!»

В буднях затрапезной русской жизни Лесков открывает мир «незаметных тружеников», принадлежащих к низшему, простому сословию нации, создающие образ России как земли неисчерпаемых сил и возможностей.

«Лесков писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна», - утверждал Лев Толстой. С этим трудно не согласиться. так как произведения Лескова привлекают внимание читателей и сегодня. Именно в Лескове Горький видел талант бескомпромиссного изображения жизни: « Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями ее древнего быта, любил затрепанный чиновниками, полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне считал его «способным ко всем добродетелям»…»

В этом году мы отмечаем 180-летие со дня рождения Николая Семёновича Лескова.

1. Краткий обзор жизни и творчества Н.С.Лескова.

Николай Семёнович Лесков (1831 – 1895) родился в Орловской губернии. После смерти отца, небогатого судейского служащего, в 1848 году писатель переехал в Киев, работал в казённой палате и в свободное время посещал лекции в университете.

В 1869 году появились его первые статьи: «Полицейские врачи в России», «О рабочем классе», «Несколько слов об ищущих коммерческих мест в России». В 1861 году Лесков переехал в Петербург и начал сотрудничать с крупными журналами и газетами.

С 1861 по 1863 год Лесков напечатал массу статей, очерков и повестей, выпустил свой первый роман «Некуда». Роман не был принят революционным лагерем, и Лесков стал писать для консервативных журналов «Русский вестник» и «Русский мир». В этот период появляются многие его произведения: «На ножах», «Штопальщик», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Соборяне».

В 70-80-х годах возникает разноликая серия его рассказов о праведниках. Центральным направлением художественного творчества Н.С. Лескова становится поиск положительного идеала, получивший наиболее яркое свое воплощение в знаменитом цикле «Праведники» (1876-1887).

Самоотверженность свойственна героям всех рассказов цикла

«Праведники», но реализуется данное понятие в основном через сложное

синтаксическое целое: в нашем случае – через вставные очерки о поступках праведных персонажей. Большой скандал разыгрался вокруг издания собрания сочинений Лескова. Шестой том издания был арестован цензурой как «антицерковный», часть произведений была вырезана, но издание удалось спасти.

Собрание сочинений имело громкий успех, но было уже поздно – узнав об аресте книги, Лесков сильно заболел; приступы астмы, мучавшие его последние 5 лет, участились, и 5 марта 1895 года он умер.

После кончины Лескова в его столе нашли письмо, где есть такие слова: «Прошу затем прощения у всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был неприятен».

2. Цели, задачи и методы исследования.

Эта тема заинтересовала меня тем, что писатели мало пишут на эту тему, многие вообще не затрагивают её. Тема «русского праведника» остается как бы в стороне. Не каждый писатель берется за тему праведников, потому что жизнь праведника, жизнь по божьим законам, с одной стороны слишком проста и однообразна, а с другой стороны так насыщена и наполнена каждодневным служением людям и богу, что понимание праведника трудно донести до читателя.

В данной работе я ставлю цели и задачи:

    Исследовать проблему праведничества в творчестве Н.С.Лескова.

    Проанализировать образы «праведников» в рассказах: «Человек на часах», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован» и «Шерамур».

    Определить, какими нравственными качествами обладают «праведники» в творчестве Н.С.Лескова.

Методы, используемые в работе:

анализ текстов, исследование, наблюдение, сопоставление.

I I . Основная часть.

1. Кто такие «праведники?»

Обычный человек, услышав слово «праведник» , представляет себе образ человека глубоко духовного, никогда не совершающего грехов, живущего согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии. Для Лескова же значение этого слова имело более глубокий смысл.

Богатая одарённость русского человека, глубина и цельность его натуры были для Лескова залогом лучшего будущего страны. В поисках положительных начал русской жизни он обращался, прежде всего, к этому источнику – к положительным типам русских людей.

Редкая особенность писательского дарования Лескова заключалась в том, что положительные типы удавались ему лучше отрицательных. По словам М. Горького, Лесков «как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь» и начал «создавать для России иконостас её святых и праведников». Его «праведники», эти, по выражению Горького, «маленькие великие люди» не только несут в мир добро, но и показывают, каким может быть человек не в отдалённом будущем, а уже прямо сейчас, в настоящем.

Писатель ищет и находит «праведников» в самых различных «слоях» русского общества: среди дворян и простолюдинов, крестьян и духовенства. Все они смело вступают в борьбу со злом и руководствуются в своих поступках только голосом совести, демонстрируя нравственную независимость от окружающей их среды.

Целый «слой» людей, незаметно, но постоянно творящих подвиг человеколюбия, - это и есть те, кем стоит и держится русская земля. «Я пошёл, - говорил Лесков, - искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых «несть граду стояние…»

Праведник устремляет взгляд внутрь себя и требователен прежде всего к себе – от себя же и добивается следования евангельскому нравственному идеалу, понимаемому писателем как «почвенная» идеология трудового класса, в исключительных случаях усваемая «отщепенцами» класса дворянского.

Лесковский праведник самоотвержен и великодушен во всех своих ипостасях, выведенных в цикле, поэтому указание на данное качество закреплено в структуре концепта «праведный». Его праведники словно пришли из того старого библейского времени, чтобы напомнить истинные христианские идеалы и показать пример настоящей христианской веры. Праведники Лескова исповедуют собственную религию «добра, правды и мира», даже не посещая православные приходы.

В первую очередь в ядро определения слова «праведный» у Лескова входят слова-репрезентанты, в семантике которых присутствует указание на нравственный аспект человеческой жизни: в этом значении

лексема «праведный» сопрягается со словами честный, трудолюбивый, добрый (и его синонимы), самоотверженный (и его синоним великодушный), одаренный.

В языковом сознании писателя реализация концепта «праведный» идет также через употребление таких слов, как: добрый, жалостливый, гуманный, сердобольный. Соответственно, слово «праведник» означает человека, обладающего всеми качествами, приведёнными выше.

Иногда Лескова сравнивают с Диккенсом. И действительно, есть одно, что очень сильно их сближает: это чудаки-праведники. Чем не лесковский праведник мистер Дик в «Давиде Коперфильде», чьё любимое занятие было запускать змеев, и который на все вопросы находил правильный и добрый ответ? И чем не диккенсовский чудак Несмертельный Голован, который делал добро втайне, сам даже не замечая, что он совершает добро?

Чудак не только хранит тайну своей доброты, но он ещё и сам по себе составляет литературную загадку, интригующую читателя. Выведение чудаков в произведениях, по крайней мере, у Лескова, - это тоже один из приёмов литературной интриги. Чудак всегда несёт в себе загадку.

2.Анализ рассказов Н.С.Лескова.

«Человек на часах».

Наиболее известен рассказ Лескова из цикла о «праведниках» «Человек на часах», тоже относящийся к николаевской эпохе и основанный на реальных событиях, к тому же встреченный одобрением и читателей, и критики. Это редкое единодушие объяснялось и блестящим мастерством писателя, и той редкой иронией, с которой он повествовал о рядовом Постникове - простом русском герое, «сердобольном и нервном» , получившим наказание «на теле» потому, что спас утопающего в Неве.

Фантасмагория «замундированной империи» Николая Первого раскрывалась в проступке часового, покинувшего свой пост у Зимнего дворца ради спасения человека. Все озабочены больше всего тем, чтобы наградить за спасение утопающего случайного офицера, проезжавшего в тот момент по набережной, и скрыть действительного «виновника» происшедшего. И каждый получает свое: офицер - орден, а рядовой Постников двести розог.

Даже сам владыка, в котором читатели узнали Филарета - автора манифеста об освобождении крестьян, ничего не мог возразить против этого - наоборот, выразил полное согласие с решением подполковника Свиньина, приказавшего выпороть рядового, хотя батальонный командир чувствовал некоторое смущение от неожиданного конца всего дела. Ведь

рядовой Постников « понимал, что, спасая жизнь другому человеку, он губит самого себя.… Это высокое, святое чувство!» ,- говорит Свиньин, воспитанный в христианской вере митрополиту.

Но владыка с этим не согласился: «Святое известно богу, наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу Писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем такое страдание в духе».

И «добрый и участливый» Миллер, человек с «гуманным» направлением» , начальник караула, где был Постников, и «христианолюбивый» Свиньин, приказавший выпороть Постникова, и обер-полицмейстер Кокошин - все понимали, что он совершил героический поступок, но в николаевское время он мог обернутся большой неприятностью для всех невольных участников этого дела.

К общему удовольствию, находчивый обер-полицмейстер «повернул» дело так, хвастуна офицера наградили, и Постников отделался легко - экзекуцией при строе «как следует».

«Очарованный странник».

«Очарованный странник» был написан Лесковым в 1872. В этом же году Лесков предпринимает поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон для рассказа. Полученный материал Лесков использовал дважды. Он создал целую серию очерков « Монашеские острова на Ладожском озере», а затем обратился к художественному произведению.

Как всегда, форма повествования была такой, какая свойственна только Лескову. Она предполагала идеального рассказчика и идеальных слушателей. Лесков сознательно использует такие литературные приемы, которые уже давно разрабатывались до него и в западной литературе, и в русской. Рассказ Ивана Флягина о своих приключениях напоминает и просветительский роман 18 века с его формой жизнеописания одного лица, и романы - приключения, столь популярные в русской литературе 30-х годов 19 века.

Писатель искал свою форму повествования, откликаясь не только на литературные образы. Герой повести - бывший крепостной. В сущности,

«очарованный странник» Иван Флягин - это народ, ищущий правды и справедливости на самых неизведанных дорогах. Для писателя он имел непосредственную связь с другим любимым персонажем - «Несмертельным

Голованом», который в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает своих односельчан от жестокой напасти. Оба они - и Иван Флягин, и

Несмертельный Голован - из Орловской губернии, где прошло детство писателя.

Лесков, как всегда, опирается на какие-то личные впечатления и воспоминания об уездной русской глуши, в которой попадались люди,

подобные Ивану Флягину.

«Очарованный странник» больше напоминает былинный эпос, герой которого «всю жизнь свою … погибал, и никак не мог погибнуть».

Лесков не стремился запечатлеть эту провинциальную жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам народный инстинкт, дух народа – «жизнестроителя». Таким и был Иван Флягин, сын кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии - жестокого крепостника, упоминаемого и в других произведениях Лескова. На жизненном пути Ивана встречаются тяжелые испытания, но, несмотря на них, остается жив.

Иван Северьянович - натура незаурядная, страстная. Его поступки сродни человеку экспансивному, несмотря на мужицкое обличье и простонародное одеяние. Еще в юности он спасает княжескую чету, остановив шестерку взбесившихся коней на краю пропасти, но в благодарность получает жестокую порку, «обидев» любимую барышней кошку. И так будет складываться вся его дальнейшая жизнь. Потерпев незаслуженную обиду, он бежит на юг страны, куда уходили многие крепостные; затем проходит через новые испытания, пробуя себя в самых разных «профессиях»: он на своем месте в любом положении - может быть и нянькой при больном ребенке, и опытным ремонтером по лошадиной части, и лекарем.

Лесков нисколько не идеализирует своего героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и остается неизменным в своей цели - быть в полном согласии с совестью и долгом.

Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно, мы видим сколько страданий перенес Иван, он рассказывает о своих негативных поступках, но впечатление о нем складывается положительное. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе народа.

«Несмертельный Голован».

Об этом лесковском праведнике сказано, как об одном из «героев великодушия, людей бесстрашных и самоотверженных». Орловский священник отец Павел говорит о Головане: «Его совесть снега белей», из

чего можно сделать вывод, что это человек праведный, несмотря на то, что Голован постоянно подозревается в «неправославности», так как на вопрос: «Какого он прихода?», герой отвечал: «Я из прихода Творца-Вседержителя», – а такого храма во всем Орле не было».

Голован в повести Лескова назван «молоканом», то есть человеком, принадлежащим к одной из сект распространенных на юге России. По духу он - свободный христианин, то есть еретик. Этот духовный тип русского мыслителя очень привлекал писателя.

По мысли автора, Голован далек от церковной обрядности, и его добрая, народная вера напоминала вредные, с официальной точки зрения, фантазии. Действительно, Голован готов пройти через все испытания лишь бы спасти свою деревню; даже в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает он своих односельчан от жестокой напасти.

Он действительно был праведником, и хотя он был далек от церкви, он был «народным» праведником, то есть праведником его считала не церковь, а люди, народ.

Лесков верит в силу народа. Его герой «праведник» не потому, что способен на «чудо», не потому, что возвышается над людьми, отгородившись от них, а потому, что вместе с ними в трудную минуту. Он и гибнет, спасая ближних во время пожара. По мнению народа, это и есть высшее проявление праведности в человеке.

«Шерамур».

Среди произведений Лескова 70-х годов рассказ «Шерамур» также примыкает к циклу рассказов о праведниках, хотя сам писатель вначале печатал его в книге отдельно и даже назвал свой сборник так: «Три праведника и один Шерамур» (1880).

«Шерамур»- рассказ о русском нигилисте 70-х годов, ничем не напоминавшем своего отдаленного дворянского предшественника - тургеневского Рудина, которого Лесков не случайно упоминает в своем произведении. Проводя между ними параллель, Лесков пишет: «Это даже жалостно и жутко сравнивать. Там у всех есть вид и содержание, и свой нравственный облик, а это… именно что-то цыганами одобренное; какая-то затерть, потерявшая признаки чекана. Какая-то бедная, жалкая изморина…».

Писатель дает портрет русского нигилиста, попавшего в политическую историю, а затем уехавшего за границу. Бросается в глаза его сходство с «овцебыком» Василием Богословским - героем раннего рассказа Лескова, «агитатором» середины 50-х годов, ушедшим в народ в поисках правды. Как и он, Шерамур испытывает множество искушений, жизнь бросает его, как ненужную ветошь, из одной пропасти в другую, причем «жратва была пункт его помешательства: он о ней думал сытый и голодный, во всякое время - во дни и нощи». Отец его - дворянин, мать –

из крепостных, но он никого не знает.

Шерамур становится студентом Технологического института, давшего большое число народников 70-х годов, но, попав в «историю», бросает его. Затем, подобно герою романа Тургенева «Новь» Нежданову, едет в провинцию учителем, попадает в аристократическую семью, находившуюся под влиянием проповеди уже известного лорда Редстока, уходит из нее пешком в Москву, а от туда – в «Женевку», к русским эмигрантам.

«Шерамур, - пишет Лесков, - герой брюха; его девиз - жрать, его идеал - кормить других ». Эта странная характеристика героя имело свое основание, ибо на своем жизненном пути он видел только голод и холод.

Будучи студентом, он научился подражать вою волков: техноложцы так пугали хозяйку, если она не давала хлеба и дров. В Париже Шерамур берется за любую работу, ради кормежки и остается таким же по-русски беспечным: для него жизнь копейка, как для Ахиллы Десницына.

III . Заключение.

Среди праведников Лескова есть две категории людей. Одни живут «элементарными» инстинктами сострадания и доброты. Другие ищут и находят своему трудному пути защиту добра некое обоснование, создавая правила практического гуманизма. Лесковские «праведники» – учителя жизни, которых писатель ставит в образец.

В ходе анализа рассказов Лескова я пришла к следующим выводам:

1) «праведник» в понимании писателя является человеком « требовательным, прежде всего, к себе», «самоотверженным и великодушным во всех своих ипостасях», а не только глубоко верующим;

2) «истинность» веры как компонент праведничества в прозе Лескова не является основной чертой «праведников»;

3) стремление к самопожертвованию для «праведников» является важным;

4) прототипами большинства «праведников» явились реально существующие люди, а не вымышленные персонажи;

5) народные герои-праведники выступили как единственные прямые наследники и хранители высших гуманистических начал;

6) чудаковатость, странность типов русских праведников и их образа мыслей отражали сложность русской жизни;

7) «праведники» стремились к нравственному идеалу.

IV . Список используемой литературы:

    Аннинский Л. Лесковское ожерелье. – М., 1986.

    Библиотека на все времена. В 30 т. – Т. 15. Н.Лесков. Избранные повести. 2006г.

    Горелов А.А. Н.С.Лесков и народная культура. – Л., 1988.

    Горький М. Собр. Соч.: В 30 т. – Т. 24. – С.231.

    Даль В.И. – М.: Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. П / Русский язык – Медиа, 2006. – С. 555

    Дыханова Б.С. «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова. – М., 1980.

    Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. Тула, 1981, с.141.

    Лесков Н.С. Повести и рассказы. Дет. лит., 1989, с. 297 – 299, 301 – 303.

    Лесков Н.С. Собр. соч. В 12 т. Т. 2 Праведники / Н.С. Лесков – М.: Правда, 1989. С.415.

    . Писарев Д.И. Соч. в 4-х т. М., 1956, с.263.

    Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х т. – Т.1 – С.420 – 1990 г. – Москва.

    Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С.Лескова. – Л., 1978.

    Интернет-ресурсы.

    Введение.

    Краткий обзор жизни и творчества Н.С.Лескова .

    Цели, задачи и методы исследования .

    Основная часть.

    Кто такие «праведники»?

    Анализ рассказов Н.С.Лескова:

«Человек на часах»;

«Очарованный странник»;

«Несмертельный Голован»;

«Шерамур».

    Заключение.

Выводы.

IV . Список используемой литературы.

Приложения

Задачи урока

Образовательная: раскрыть смысл названия произведения, понятия “праведность”, “праведник”; выявить особенности изображения русского национального характера; формировать умения анализировать художественное слово произведений Н.С.Лескова.

Развивающая: логическое мышление, осознанную речь, память.

Воспитывающая: прививать интерес к художественному слову, прививать чувство патриотизма, гордости за русскую нацию, уважительное отношение к художественному слову.

Оборудование: портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к произведению, карточки.

Ход урока

I . Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Настройтесь на урок. Он сегодня у нас необычный. Речь пойдет о самом сокровенном: о жизни, об истине, о душе человеческой.

II. Вступительное слово

Находясь наедине с самим собой, мы размышляем, что такое жизнь, как её нужно прожить, чтобы не сбиться с истинного пути?

И уходим, много не поняв и не осмыслив, а под конец жизни вздыхаем: “Прошла жизнь, о, если бы это было прожито начерно, а теперь бы начать жизнь заново, и жить бы её начисто!..”.

Это вечные вопросы, которые будут всегда интересовать нас, “пока человек будет томиться на земле…”

А как эти мысли отражаются в творчестве Лескова? (Истину жизни постигал писатель и пытался выразить в своем творчестве.)

III. Сообщение тему урока.

В 1889 году Лесков издал сборник-цикл “Три праведника и один Шерамур”. В него вошли 10 произведений: “Однодум”, “Пигмей”, “Кадетский монастырь”, “Русский демократ в Польше”, “Несмертельный Голован”, “Инженеры- бессребреники”, “Левша”, “Очарованный странник”, “Человек на часах”, “Шерамур”. В предисловии к сборнику автор помещает диалог с умирающим “русским писателем” Писемским, в котором Николай Семенович ставит себе целью одобрить, воодушевить Русь, поэтому начинает создавать для России галерею самобытных народных характеров: святых и праведников.

Какой обет дает Лесков?

“Без трех праведников несть граду стояния”.

Как вы их понимаете? Давайте возьмем их за эпиграф к нашему уроку.

Первым из задуманных Лесковым рассказов цикла - “Однодум”. В 1879 году в газете “Еженедельное новое время” рассказ был опубликован под общим заголовком: “Русские антики. (Из рассказов о трех праведниках). Однодум. (Очерк)”

IV. Словарная работа.

Ребята, как вы считаете, кто такой праведник?

Праведник, или праведный- название святых, праведно живущий, во всем по закону Божию поступающий, безгрешник, вещающий Божию правду. (Словарь Даля)

Антик - старинный, древний, помнящий о древности. Они всегда связаны на прямую с сугубо церковной жизнью, а живут в миру, в центре человеческих радостей и горестей, но живут по своим праведным законам.

В жизни, в литературе встречали таких героев?

V. Постановка задачи урока.

Итак, давайте определим проблему нашего урока. Анализируя произведение Н.С.Лескова “Однодум”, на что будем обращать внимание?

1. Почему Лесков называет героя рассказа праведником?

VI. Анализ произведения.

Кто является первым праведником? Что мы знаем о нем, о его происхождении? (Родился в семье приказного Рыжова в Солигаличе. Отец рано умер, жили трудом.)

Расскажите, как начинается его самостоятельная жизнь в 14 лет. (Охочим ходоком с почтою)

Почему не было желающих на эту должность? (Полтора рубля в месяц “на своих харчах и при своей обуви”)

А почему же эта должность Алексашке пришлась по вкусу? Зачитайте.

Что помогало Рыжову в нелегком пути? (Библия)

Расскажите, как А.Рыжов познает Библию. (Не только умом познал Библию, но “дышал любовью и дерзновением”. Библия прошла через сердце, совесть).

Какие он создал правила на библейской почве? Что это за правила?

Проверка домашнего задания

  1. “Устыдить крепчайших”.
  2. “Бог всегда со мной, а кроме него никого не страшно”.
  3. “В поте лица ешь хлеб твой”.
  4. “Мзду брать Бог запрещает”.
  5. “Даров не приемлю”.
  6. “Одеваюсь по простоте”.
  7. “Дело не в платье, а в рассудке и совести”.
  8. “Ложь заповедью запрещена- я лгать не стану”.

Где он применяет все эти правила? (В новой должности, получил чин квартального) - Изменилось ли отношение Рыжова к жизни, к людям, ведь его поставили на высокую должность? (Не изменилась).

Расскажите о его службе? (Честно служил, никому не угождал, верил людям, отчитывался Единому, служил верою и правдою, был исправен, везде хозяйский догляд, не был горд, не зазновался).

А как же люди оценивали его отношение к службе? (Называли “библейским чудаком”; говорили, что “живет по- библейски”).

Что значит “жить по- библейски”? (Жить по совести, свято исполнять свой долг).

Какой случай приводили в пример? (Случай с губернатором).

Перескажите историю с губернатором в церкви. Целевой вопрос: чем можно объяснить такое поведение Рыжова? (Дышал любовью к Богу, хотел устыдить крепчайших).

А как губернатор реагирует на поступок Однодума? Похож ли Ланской на Гоголевского губернатора из комедии “Ревизор”? Почему?

Карточка 1: найдите и зачитайте описание Рыжова при встрече с губернатором (глава 11). Целевой вопрос: с кем автор сравнивает героя? (Триумфатор, богатырь, гигантская фигура) Какое изобразительно-выразительное средство использует Лесков при описании героя? (Использует гиперболу, чтобы показать героя как необыкновенного человека).

Окружающие люди воспринимают героя по-разному. Заполните таблицу:

Карточка 2: общественное мнение о Рыжове (глава 12).

Каким в глазах людей представляется Рыжов? (Не такой, как все, странный человек, многие его не понимают, поэтому одинок среди людей)

Какую форму повествования выбирает Лесков? Что такое сказ?

Кто рассказал историю об Однодуме? Каким вы себе представляете рассказчика? Как он относится к Однодуму? (Приводят примеры из текста). Рассказчик и Н.С.Лесков- это одно лицо? (Нет, но Лесков так же, как и повествователь, горд за Однодума).

Как люди отплатили А.Рыжову за его службу?

VII. Обобщение по анализу произведения

Подводя итог, давайте поразмышляем над проблемными вопросами, которые поставили в начале урока.

1. Почему Лесков называет героя рассказа праведником? Любого ли верующего человека можно назвать праведником? (В Библии говорится:“Не всякий, говорящий мне “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного”. Как вы понимаете эту фразу? Что значит “исполняет волю”? (Живет по закону, придерживается библейских заповедей. Это энергичные, всепобеждающие, способные воодушевить угнетенного человека, подать “бодрый пример своего высокого человеколюбия”)

2. Кто он такой “Лесковский праведник”? Образ главного героя.

Деятельный,

Самоотверженный,

Любящий,

Исполнительный, долг превыше всего,

Честный,

Скромный,

Повышенная требовательность к себе,

Живет по заповедям Божьим, по законам совести,

Высокое человеколюбие,

Одиночество.

VIII. Обобщение

А что дает праведничество самому человеку? Был ли счастлив А.Рыжов в своей жизни? Как вы определили? (Счастье праведное было у героя, так как ум в ладу с сердцем, был кроткий духом.)

А как вы думаете, почему Н.С.Лесков в качестве эпиграфа к циклу “Три праведника и один Шерамур” взял слова “Без трех праведников несть граду стояния”? (Н.С.Лесков считал, что на Руси есть праведники, именно они спасут Россию).

Эта фраза имеет библейское происхождение.

Карточка 3: рассказ о Содоме и Гоморре.

Узнал Господь о беззакониях жителей Содома и Гоморры, решил проверить, сколь тяжел их грех, и наказать нечестивых, Авраам воззвал к нему: “…неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме 50 праведников, то Я ради них пощажу все место сие”. Авраам, зная моральный уровень своих соплеменников, продолжал вопросы, уменьшая число праведников. И каждый раз обещал Господь, что если осталось 40, 20, 10 праведных, город будет спасен. Но не нашлось в Содоме праведников, кроме одного Лота, которому и повелел Господь вместе с семьей покинуть город, чтобы не погибнуть от его беззаконий. “И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь… с неба, и ниспроверг города сии… и всех жителей городов сих.”.

Отсюда и закрепилось в народном сознании убеждение: пока есть на земле праведники, не повторит страна судьбы Содома и Гоморры, ибо “…много может усиленная молитва праведного”. (Иак. 1,6).

IX. Домашнее задание: написать эссе на тему: “Актуальна ли тема праведничества сегодня”.

X. Вывод. В заключение урока хочется подарить вам сердечки, на которых написано изречение об одной из праведных черт- жизнь по совести. Необходимо жить по совести, так как она объединяет в человеке добро, сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду, самопожертвованию, приводит к очищению. Изживает из души ложь, лицемерие, пустословие.

Необходимо жить по совести, так как она объединяет в человеке добро,
сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду,
самопожертвованию, приводит к очищению.

Министерство образования и науки РФ

РЕФЕРАТ

  1. ТЕМА: Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова («Соборяне», «Очарованный странник»).

Новосибирск 2012

ВВЕДЕНИЕ

Николай Семенович Лесков (4 (16 ) февраля 1831 - 21 февраля (5 марта ) 1895 – русский писатель, писатель крупного и яркого дарования, - нетленная и поразительно колоритная страница в истории русской литературы. Максим Горький считал Лескова одним из «творцов священного писания о русской земле». Он исключительно широко оценил писателя за «широту охвата явлений жизни», за глубокое понимание ее «бытовых загадок», за великолепное постижение русского языка – его «красоты и остроты, гибкости и хитрости» - и совершенное в своих творческих результатах речетворчество. Его называли «самобытнейшим русским писателем».

Тема праведничества у Н.С. Лескова - это страницы истории духовной жизни русского народа. Православная русская земля, где находятся истоки нравственности и духовности, есть праведничество - поиски духовной правды, безвозмездное служение людям, Богу, любовь к миру, стремление к чистоте и добру, соблюдение моральных законов.

В своих произведениях Лескову свойственно признание сверхличностных ценностей. С необычной силой он выражал веру в нравственное достоинство человеческой личности и создал целую галерею «праведников». В своем творчестве Лесков обращается к образу положительно прекрасного героя: в качестве праведников в рассматриваемых произведениях выступают: Иван Саверьянович Флягин – «Очарованный странник», протопоп Савелий Туберозов в хронике «Соборяне».

Сам Лесков так говорил: «Сила моего таланта в положительных типах. Я дал читателю положительные типы русских людей».

Это стремление найти в русском народе то нравственное содержание, которое бы свидетельствовало о возможностях его исторического и духовного развития, становится для Лескова всепоглощающей страстью.

  1. Образ праведника в хронике «Соборяне».

«Соборяне» - с этой книги начался новый этап в творчестве писателя, ознаменованный поисками положительных начал в русской жизни.

В этом произведение очевидно, что Лесков отлично знал нравы, быт, язык разных сословий и социальных групп провинциальной России – крестьянства, купечества, дворян, торгового люда, чиновников, мещан и духовенства.

Своеобразие и замысел романа «Соборяне» показать усилившееся критическое отношение к церковной аристократии и уважение к отдельным ярким выходцам из низших слоев духовенства, которые не утратили связи с народом.

Савелий Туберозов – протоиерей, герой праведнического склада, строптивый священнослужитель, правдоискатель в настроениях которого очень сильно сказывается критическое отношение к действительности. Тверд в защите своих религиозных убеждений. Отличается также гуманной терпимостью к инакомыслящим, душевной отзывчивостью по отношению к друзьям и близким.

«Демикотоновая книга» - это конечно, своеобразное «житие», проникновенное повествование о драматической судьбе этого героя, смело вступающего в неравную борьбу с духовными и светскими властями. В ходе этой борьбы религиозное начало, свойственное Туберозову, временами приглушается и даже отодвигается на второй план, уступая место раскрытию таких черт его характера, которые свидетельствуют о недовольстве существующим порядком вещей, о тяге к обличению, в поисках правды, несовместимых с выполнением обязанностей священника.

На протяжении всего романа можно заметить его душевную эволюцию, постоянно мужая, он превращается в сурового обличителя церковной и светской морали.

  1. Образ праведника в повести «Очарованный странник»

Одной из самых интересных и своеобразных повестей Н.С. Лескова является «Очарованный странник», созданный в 1873году.

Повесть написана простым, понятным для читателя языком, повествование от лица самого странника - Ивана Северьяновича Флягина.

Название «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова: «странник» и «очарованный». В связи с этим внимание переносится с приключения на совсем иные вещи.

Странник – это не турист и не искатель приключений. Это тот, кто ищет правду, истину, смысл жизни. Не зря Флягина одолевают «думы» и прозвище у него Голован. В своей жизни он преодолел множество горестей и испытаний.

В разговор пассажиров Иван Флягин включается неожиданно, но становится ясно, что это главный герой произведения. Остается поражаться, как Лесков создал столь простой, но в некотором смысле и сложный образ. В герое сочетаются такие качества как: простота, двойственность, его оригинальность и незаурядность, доброта, честность, щедрость, жалость.

В поступках Ивана Флягина нет никакой логики, никакой практической сообранности. Они порой противоречивы, так как не разум, а чувства руководят им. Он порой не умеет совладать со своей силой. И уже с детства герой осознает, что унижение страшнее физической боли.

Обладая огромной физической силой, он в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовностью в любой момент пойти на риск, страдание, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Иван Северьянович становится символом своего народа, самой России.

Великое внимание уделяет Лесков проблемам народа. Он восторгается народными талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю, образностью его мышления.

Герой прошел путь очарований лежащий через грехи, через оцепенение души, страдания, тоску и ведущий от восхищения природной красотой к очарованию самой жизнью.

Ивана Северьяновича можно назвать «праведником» он отличается чистотой нравственного чувства, непосредственным влечением к добру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опорное миросозерцательное начало для Лескова – это идея деятельного и самоотверженного добра. «Главная черта лесковских героев – постоянная готовность прийти на помощъ к другому человеку – соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел».

(И.П.Видуэцкая)

Истинная вера мыслится Лесковым как последовательно этическая житейская ориентация: простолюдин, «худ он или хорош, но живет до сих пор с убеждением в необходимости добрых дел для спасения» (Н.С.Лесков)

Сочувственно-уважительное внимание к незаметной деятельности обыкновенного человека прошло через все творчество писателя.

Хотя праведники Лескова обычно не предстают в качестве идеологов, духовные принципы определяющие их поведение так или иначе просматриваются.

Доброта и самоотверженность лесковских праведников непредставимы вне их причастности духовным традициям народа – безотносительно к их сознательной ориентации на изначально обретенные и органически усвоенные идеалы, характеризующие русскую культуру.

Исходя из этого можно сделать вывод: Праведник - человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Светлый и чистый образ его ищет в жизни истинное счастье. Как правило праведник в произведениях Лескова имеет связь с природой, животными. Они особенны в своем мире.

Герои Лескова грешные люди, но любовь, которую они излучают характеризует их как истинных праведников.

В двух рассматриваемых произведениях, праведники разные,но есть в них и общее: простота, справедливость, искренность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лесков Н.С. «Соборяне» - М.: Ленинград, 1960
  2. Лесков Н.С. «Очарованный странник»- М.: АСТ:Астрель, 2011
  3. В мире Лескова (сборник статей) – М.: Советский писатель, 1983

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Праведники Лескова Н.С.

Хочу посмотреть, как выглядит праведник у него. Меня эта тема заинтересовала еще и тем, что писатели мало пишут на эту тему, многие вообще не касаются. Тема праведника остается как бы в стороне. Не каждый писатель берется за тему праведников, потому что жизнь праведника, жизнь по божьим законам, с одной стороны слишком проста и однообразна, а с другой стороны так насыщена и наполнена каждодневным служением людям и богу, что понимание праведника трудно донести до читателя. Я думаю, что образ праведника удался Николаю Лескову.

Он описал праведника так, как я себе представляю. Вообще у Н Лескова произведения на эту тему занимают целый жизненный перио д. В реферате будет рассмотрено несколько произведений, их анализ и критические статьи на эти произведения. В моем реферате я попытаюсь выразить свои мысли и соображения по поводу этой темы. Свое исследование я хотел бы начать с определения праведника . Одно определение я возьму из словаря русского языка С. Ожегова, другое попытаюсь составить сам. По Ожегов у: " праведник- 1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью. Праведный, у верующих: благочестивый, соответствующий религиозным правилам.

Я согласен с этим определение м, но тут кое- чего не хватает. У праведника очень большой духовный мир. По моему мнению, этот человек должен быть добрым, справедливым, сближенным с природой . В первой главе я начну рассматривать произведения Николая Лескова. Я хочу рассмотреть несколько его произведений .

Так как произведений на эту тему у него много, более подробно исследую несколько из них: "Очарованный странник", "Несмертельный Голован", "Человек на часах", "Однодум", "Инженеры-бессребреники" и "Шерамур". На написание этой темы Лескова побудил разрыв с церковью. Разрыв с церковностью означал для Лескова не только критику тех или иных догматов казенного христианства. Он означал полный разрыв с официальным миром, с казенной службой во всех ее видах и формах. Отныне он довольно придирчиво отзывается о людях, так или иначе связанных с государством - хотя бы по долгу службы.

Он чувствует себя протестантом, ревниво оберегающим независимость своих суждений и поступков. И здесь, как и во многих других вопросах, примером для него был Лев Толстой. Галерею лесковских праведников открывает образ Савелия Трубозорова. Пройдет всего несколько лет, и Лесков разочаруется в своих надеждах на "истинную веру". Люди - типа старгородского протопопа - будут казаться ему столь же "далекой и милой сказкой", как и наивные плодомасовские или простодушный силач Ахилла Десницын. "Очарованный странник" был написан Лесковым в 1872. В этом же году Лесков предпринимает поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон для рассказа.

Полученный материал Лесков использовал дважды. Он создал целую серию очерков " Монашеские острова на Ладожском озере", а затем обратился к художественному произведению. Как всегда, форма повествования была такой, какая свойственна только Лескову.

Она предполагала идеального рассказчика и идеальных слушателей. Лесков сознательно использует такие литературные приемы, которые уже давно разрабатывались до него и в западной литературе, и в русской. Рассказ Ивана Флягина о своих приключениях напоминает и просветительский роман 18 века с его формой жизнеописания одного лица, и романы - приключения, столь популярные в русской литературе 30-х годов 19 века. Писатель искал свою форму повествования, откликаясь не только на литературные образы. Герой повести - бывший крепостной.

В сущности, "очарованный странник" Иван Флягин - это народ, ищущий правды и справедливости на самых неизведанных дорогах. Для писателя он имел непосредственную связь с другим любимым персонажем - "Несмертельным Голованом", который в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает своих односельчан от жестокой напасти. Оба они - и Иван Флягин, и Несмертельный Голован - из Орловской губернии, где прошло детство писателя. Лесков, как всегда, опирается на какие-то личные впечатления и воспоминания об уездной русской глуши, в которой попадались люди, подобные Ивану Флягину.

Если своего "Левшу" писатель сделал под русский лубок, столь популярный в простонародье, то "Очарованный странник" больше напоминает былинный эпос, герой которого "всю жизнь свою … погибал, и никак не мог погибнуть". Лесков не стремился запечатлеть эту провинциальную жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам народный инстинкт, дух народа - жизнестроителя.

Таким и был Иван Флягин, сын кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии - жестокого крепостника, упоминаемого и в других произведениях Лескова. На жизненном пути Ивана встречаются тяжелые испытания, но, несмотря на них, остается жив. Иван Северьянович - натура незаурядная, страстная. Его поступки сродни человеку экспансивному, несмотря на мужицкое обличье и простонародное одеяние.

Еще в юности он спасает княжескую чету, остановив шестерку взбесившихся коней на краю пропасти, но в благодарность получает жестокую порку, "обидев" любимую барышней кошку. И так будет складываться вся его дальнейшая жизнь. Потерпев незаслуженную обиду, он бежит на юг страны, куда уходили многие крепостные; затем проходит через новые испытания, пробуя себя в самых разных "профессиях": он на своем месте в любом положении - может быть и нянькой при больном ребенке, и опытным ремонтером по лошадиной части, и лекарем.

Лесков нисколько не идеализирует своего героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и остается неизменным в своей цели - быть в полном согласии с совестью и долгом. Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая "развязку" с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно, мы видим, сколько страданий перенес Иван, он рассказывает о своих негативных поступках, но впечатление о нем складывается положительное.

В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе народа. Пройдет немало десятилетий, и Горький скажет о произведениях писателя этого цикла: "… он писал не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке, о человеке этой страны. Каждый его герой - звено в цепи людей, в цепи поколений, и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума- дума не о судьбе лица, а о судьбе России". Обращение Лескова к новому для русской литературы герою имело большое принципиальное значение.

Здесь писатель скоро почувствовал свое расхождение с людьми, когда-то особенно близкими ему. Среди них - А.Ф. Писемский, которому молодой Лесков был обязан поддержкой в трудные дни. Но теперь он находит свою дорогу, и не может не сказать об этом прямо.

Так, сборнику "Три праведника и один Шерамур", вышедшему тогда, когда цикл о праведниках уже сложился, Лесков предпослал предисловие или обращение "К читателю", в котором описал свою ссору с другом. В то время, когда Лесков работа над своей повестью о "Несмертельном головане" - русском крестьянине, оказавшемся способным на величайшее самопожертвование, во Франции Г. Флобер уже завершил свое произведение "Искушение святого Антония" (1874). Интересно сравнить эти произведения.

У Флобера царит атмосфера безысходности и пессимизма, отражающая духовную драму своего автора. История заблуждения человеческого разума, всеобщая относительность, релятивизм нравственных ценностей, скепсис и ирония - все эти мотивы, получившие потом развитие у А. Франса - соседствуют с эстетизацией сексуальных видений, когда флоберовскому герою даже старая пальма кажется торсом обнаженной женщины.

Лесков совершенно снимает эту проблему, делая Голована девственником. Так что шантаж Фотея не имеет под собой основания. Но чтобы спасти Павлу, Голован готов нести и такое испытание. Лесков верит в силу народа. Его герой "праведник" не потому, что способен на "чудо", не потому, что возвышается над людьми, отгородившись от них, а потому, что вместе с ними в трудную минуту. Он и гибнет, спасая ближних во время пожара. Голован - в повести Лескова - назван молоканом, принадлежащим к одной из сект распространенных на юге России.

По духу он - свободный христианин, то есть еретик. Этот духовный тип русского мыслителя очень привлекал писателя. По мысли автора, Голован далек от церковной обрядности, и его добрая, народная вера напоминала вредные, с официальной точки зрения, фантазии. Действительно Голован готов пройти через все испытания лишь бы спасти свою деревню. Он действительно был праведником, но он был далек от церкви, он был как бы "народным" праведником. Таким же свободомыслящим философом представлен в рассказе "Однодум" полицейский квартальный Рыжиков, живший в самом начале царствования Александра первого.

Лесков проповедует идею добра, а не страха и покорности властям. И это было специфической формой оппозиции, свойственной произведениям Л. Толстого 70-80 годов, как раз опубликовавшего тогда рассказ "Чем люди живы". Любопытно, что произведение вызвало широкую полемику, в которую вмешался и Лесков. К. Леонтьев после выхода рассказа "Чем люди живы" обвинил Л. Толстого в одностороннем представлении христианства как религии добра и любви. странник лесков повесть

Герой Лескова имел свой реальный прототип - это солигалический квартальный Рыжиков, как считали современники человек высокой честности и удивительного бескорыстия. Сам Лесков очень ценил своих положительных героев и даже противопоставлял их обличительным картинам русской жизни, созданным в это время, едва ли не приуменьшая значение последних. Наиболее известен рассказ Лескова из цикла о "праведниках" "Человек на часах", тоже относящийся к николаевской эпохе и основанный на реальных событиях, к тому же встреченный одобрением и читателей, и критики.

Это редкое единодушие объяснялось и блестящим мастерством писателя, и той редкой иронией, с которой он повествовал о рядовом Постникове - простом русском герое, получивший наказание "на теле" потому, что спас утопающего в Неве. Фантасмагория " замундированной империи" Николая первого раскрывалась в проступке часового, покинувшего свой пост у Зимнего дворца ради спасения человека.

Все озабочены больше всего тем, чтобы наградить за спасение утопающего случайного офицера, проезжавшего в тот момент по набережной, и скрыть действительного "виновника" происшедшего. И каждый получает свое: офицер - орден, а рядовой Постников двести розог. Даже сам владыка, в котором читатели узнали Филарета - автора манифеста об освобождении крестьян, ничего не мог возразить против этого- наоборот, выразил полное согласие с решением подполковника Свиньина, приказавшего выпороть рядового, хотя батальонный командир чувствовал некоторое смущение от неожиданного конца всего дела. Ведь рядовой Постников "понимал, что, спасая жизнь другому человеку, он губит самого себя… Это высокое, святое чувство!" говорит Свиньин, воспитанный в христианской вере митрополиту.

Но владыка с этим не согласился: "Святое известно богу, наказание на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу Писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем такое страдание в духе". И добрый и участливый Миллер, начальник караула, где был Постников, и "христианолюбивый" Свиньин, приказавший выпороть Постникова, и обер-полицмейстер Кокошин- все понимали, что он совершил героический поступок, но в николаевское время он мог обернуться большой неприятностью для всех невольных участников этого дела. К общему удовольствию, находчивый обер-полицмейстер "повернул" дело так, хвастуна офицера наградили, и Постников отделался легко- экзекуцией при строе "как следует". Создавая свои произведения "о праведниках", относящиеся к недавнему прошлому, Лесков использует приемы документальной прозы.

Как правило, герои его - реальные люди, жившие в то время, которое очень интересовало писателя.

Но он не следовал формулярному списку, когда рассказывал об их жизни, его интересовали типические черты эпохи, характерные события и явления, дающие красочное представление о ней. Рассказы Лескова о праведниках, живущих в самую глухую пору, и были такими "живыми впечатлениями" от ушедшего времени.

К этому циклу произведений он относил и рассказ "Инженеры-бессребреники", который сам автор очень ценил, видя в нем свой посильный писательский ответ людям "банковского" времени. Русские газеты, журналы 70-80-х годов были полны сообщениями о биржевых спекуляциях, об аферах с железными дорогами, которые строились ненадежно, на скорую руку. Часто происходили железнодорожные катастрофы со значительными человеческими жертвами. "Кукуевская катастрофа" в глазах современников стала символом капиталистической России.

Железные дороги долгое время не только строились частными подрядчиками, во всю обворовавшими государственную казну и нещадно эксплуатировавшими рабочих-строителей, но и принадлежали этим новоявленным королям, выразительный портрет которым дал С.Ю. Витте в своих воспоминаниях. Лесков пытался противопоставлять бессребреников "героям" нового времени, стремясь издать рассказ в "Дешевой библиотеке". Персонажи произведения - реально существующие люди, такие, как выпускник Главного инженерного училища Д. Брянчанинов и его более молодые товарищи - М. Чихачев и Н. Фермор, избравшие в условиях николаевского царствования самый трудный путь- путь бескорыстного служения людям и общему делу. Но столкнувшись по роду службы с многочисленными злоупотреблениями, которые были в самом духе времени, и не в силах бороться с ними, они уходят в отставку - Д. Брянчанинов и М. Чихачев избирают духовное поприще, а Н. Фермор, друживший с Н. Некрасовым, умирает совсем молодым.

Лесков подчеркивает в них "христианский" аскетизм, гражданское мужество и личное бескорыстие.

Но самые лучшие намерения их оказались в разладе со временем, и судьба почти всех лесковских праведников глубоко трагична. Тогда, пишет Лесков, "желательны были люди стереотипного издания", которые походили бы одни на других "как одноформенные пуговицы". Инженеры-бессребреники к ним не принадлежали, хотя их участь не помешала писателю напомнить своему изверившемуся о славном имени русского инженера, не имевшего ничего общего с нынешними подрядчиками и "королями". Такими в представлении многих были известные инженеры Дмитрий Иванович Журавский, талантливый строитель железнодорожных мостов, проектировщик и строитель магистрали Москва-Петербург, основоположник отечественной транспортной науки Павел Петрович Мельников, памятник которому стоит на станции Любань Октябрьской железной дороги, и многие другие. Среди произведений Лескова 70-х годов рассказ "Шерамур" также примыкает к циклу рассказов о праведниках, хотя сам писатель вначале печатал его в книге отдельно и даже назвал свой сборник так: "Три праведника и один Шерамур" (1880). "Шерамур"- рассказ о русском нигилисте 70-х годов, ничем не напоминавшем своего отдаленного дворянского предшественника - тургеневского Рудина, которого Лесков не случайно упоминает в своем произведении.

Проводя между ними параллель Лесков пишет: "Это даже жалостно и жутко сравнивать. Там у всех есть вид и содержание, и свой нравственный облик, а это… именно что-то цыганами одобренное; какая-то затерть, потерявшая признаки чекана. Какая-то бедная, жалкая изморина…". Писатель дает портрет русского нигилиста, попавшего в политическую историю, а затем уехавшего за границу. Бросается в глаза его сходство с "овцебыком" Василием Богословским - героем раннего рассказа Лескова, "агитатором" середины 50-х годов, ушедшим в народ в поисках правды.

Как и он, Шерамур испытывает множество искушений, жизнь бросает его, как ненужную ветошь, из одной пропасти в другую, причем "жратва была пункт его помешательства: он о ней думал сытый и голодный, во всякое время - во дни и нощи". Отец его - дворянин, мать - из крепостных, но он никого не знает. Шерамур становится студентом Технологического института, давшего большое число народников 70-х годов, но попав в "историю", бросает его. Затем, подобно герою романа Тургенева "Новь" Нежданову, едет в провинцию учителем, попадает в аристократическую семью, находившуюся под влиянием проповеди уже известного лорда Редстока, уходит из нее пешком в Москву, а оттуда - в "Женевку", к русским эмигрантам. Шерамур, пишет Лесков, "герой брюха; его девиз - жрать, его идеал- кормить других". Эта странная характеристика героя имело свое основание, ибо на своем жизненном пути он видел только голод и холод. Будучи студентом, он научился подражать вою волков: техноложцы так пугали хозяйку, если она не давала хлеба и дров. В Париже Шерамур берется за любую работу, ради кормежки и остается таким же по-русски беспечным: для него жизнь копейка, как для Ахиллы Десницына.

Произведений Лескова на тему праведничества много, их можно анализировать очень долго, ведь эта тема занимает целый жизненный период в жизни автора. Лесков создал своего неповторимого праведника. Люди из разных слоев общества были праведниками в его произведениях. Только у Лескова вы можете найти столько произведений на эту тему. Без его произведений литературная галерея праведников не была бы закончена.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Поиск духовной правды, безвозмездного служения людям, Богу, любви к миру, стремление к чистоте и добру, соблюдение моральных законов в произведении Н.С. Лескова "Очарованный странник". Образ праведника в своеобразном и интересном романе "Соборяне".

    реферат , добавлен 10.05.2015

    Особенности русского национального характера в литературе XIX-XX веков. Ритм и хозяйственный уклад русской жизни. Описание русского национального характера в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" и рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    реферат , добавлен 16.11.2008

    Русский национальный характер. От колыбели до писательства. Начало творческого пути. Положительный тип русского человека в произведениях Лескова. Рассказы о праведниках: "Левша", "Очарованный странник". Особенности поэтики произведений Н.С. Лескова.

    реферат , добавлен 27.09.2008

    Любые реформы проводятся в конечном итоге для улучшения жизни, а в России они получают прямо противоположный результат. Почему? Наверное, прав Федор Тютчев: "Умом Россию не понять…В Россию можно только верить".

    сочинение , добавлен 16.12.2002

    Характеристика творчества Лескова - постижение народной жизни, неустанные поиски добра и добрых людей. Своеобразие творческого подхода писателя. Известные произведения цикла "Праведники" и герои рассказов "Кадетский монастырь", "Пигмей", "Однодум".

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Проблема русского национального характера в русской философии и литературе XIX века. Творчество Н.С. Лескова, отображение проблемы русского национального характера в повести "Очарованный странник", в "Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе".

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Н.С. Лесков - русский писатель, публицист, критик, журналист. Биография: детство, служба, литературная карьера. Жанры и стили произведений писателя, отражение сочувствия к народу и трагические судьбы людей. История создания повести "Очарованный странник".

    презентация , добавлен 20.01.2016

    Краткое творчество Лескова. "Соборяне"- отражение быта духовенства. "Мелочи архиерейской жизни"-"тени" и "свет" церкви. Антирелигиозная деятельность. Высоко признаны и оценены словесное мастерство и любовь Лескова к "богатому и прекрасному" языку народа.К

    курсовая работа , добавлен 04.04.2004

    Самый русский из русских писателей – Н.С. Лесков. Неудачная личная и семейная жизнь писателя. Литературная карьера, первые повести и псевдонимы Лескова, основные произведения, вышедшие из-под его пера. Последние годы жизни Николая Семеновича Лескова.

    презентация , добавлен 06.09.2011

    Жизненный путь Николая Лескова. Псевдонимы и литературная карьера. Русский европеец и демократ-праведник как реформаторы глазами Н. Лескова. Колоризмы и их функционирование в прозе писателя. Семантика верха в повестях "Гора" и "Запечатленный ангел".

Творчество Н.С. Лескова (1831-1895) в целом – достаточно сложная тема. Писатель весьма необычный, ни на кого не похожий: его нельзя причислить ни к одному из литературных направлений.

Он работал весьма отчужденно от литературной среды; единомышленников имел мало, и создавал свои произведения не из расчёта на известность, а в целях анализа, изучения «текущих» моментов жизни, преимущественно – средне-низовых слоев России. Лесков изображает реальную жизнь русского человека в её невыдуманных ситуациях, в её естественном виде, подчас сгущая краски. Но среди такого подчас намеренного сгущения автор как раз и находит чистые алмазы человеческой нравственности.

В этом и проявляется самая примечательная черта художественного дарования Лескова. У него и жанр свой образовался – цикл повестей и рассказов под общим названием «Праведники». Праведников всегда было много в среде русских людей, и писатель умел рисовать их так, что они представляются реальными живыми людьми, а не кажутся придуманными идеалами.

Вот, к примеру, Рыжов, квартальный небольшого городка Солигалича («Однодум»). Исключительно честный и скромный человек, на службе всё решал по правде, взяток не брал, Божьи заповеди соблюдал, жил исключительно своим трудом. А однажды самого губернатора «пригнул» в церкви, когда тот, посещая местный храм, вошёл внутрь без молитвы. Однако губернатор понял, что квартальный только исполнил свой дол, исполнил честно и бесстрашно.

А вот генерал-майор Перский («Интересные мужчины»), который всегда был на стороне своих воспитанников; эконом Бобров, который не получал положенных ему «бригадирских» трех тысяч в год, а отдавал их тайно своим воспитанникам, выпускникам корпуса. Таким образом не всё в народной среде погрязло в тупости и эгоизме – есть и порядочность, и готовность отстоять её. Много просто добрых людей, нравственных, честных и достойных.

Лесков умел находить таких людей в русской жизни, понимал, что именно они, с виду незаметные, часто стоящие в тени, - они-то и составляют цвет нашей нации.

Показательна в этом отношении повесть-хроника «Соборяне». Это рассказ о трех священнослужителях провинциального городка: протоиерее Туберозове, священнике Бенефактове и диаконе Десницине. Самые обычные, кажется, служители Церкви; но на поверку – это истинные богатыри духа. Этим людям далеко до столичных умников, но они-то и составляют соль земли нашей ввиду своей глубокой порядочности и преданности высшим духовным идеалам. Они не обольщаются «новыми идеями», но строго и ревностно блюдут честь, защищают правду и законы. И что же? Именно они – увы! – не в чести у губернского начальства и даже архиерея. А самого ревностного из них, Туберозова, за обличения власть имущих даже отстраняли от службы.

Пророчески высказывает он в беседах со своей супругой опасения за судьбы Отечества. Туберозов встревожен, что у «просвещенных» людей процветает безверие, издевка над Родиной, растет отчуждение, «небрежение к святости семейных уз», что происходит всеобщее падение нравов и идеалов». Теперь видно, насколько чуткими и проницательными были герои Лескова.

Одна из самых загадочных работ писателя – «Очарованный странник». Это повесть о бездомном Иване Флягине, вся жизнь которого – цепь злоключений и страданий, причиной которых являлись его жажда чудесного и авантюризм. В конце концов Флягин оказывается в монастыре, в надежде остановить там «неугомонность» своей души и отыскать истинно прекрасное, как блудный сын, вернувшийся в отчий дом.

Особенно важны последние эпизоды повести, когда Флягину (в монастыре – отцу Измаилу) было ниспослано увидеть то, что другим не дано. Вдумываясь в слова апостола Павла «егда все рекут мир, нападает внезапу всегубительство», отец Измаил понял, что эти слова имеют прямое отношение к его жизни и к окружающему миру. С тех пор и стал он молиться и всех других «стал со слезами увещевать, молитесь, мол, о покорении под нозе царя нашего всякого врага и супостата, ибо близ есть нам всегубительство.. .все о Родине плакал». Здесь уже прямо возможна трактовка Флягина как пророка; и конкретно-исторический смысл его странствований, и предвидение беды, нависшей над русским народом и Отчизной, объясняются именно этим. Устами героя Лесков образно, в пророческой форме предупреждает нас: близ есть и для нас всегубительство – от распрей, лжеучений, безответственности, от недостатка уважения к Родине и власти, неверия и политической слепоты, что поставило наш народ и государство на грань гибели и распада еще на рубеже XIX-XX веков – ту грань, которая еще не миновала.

Главный смысл повести – призыв народа к отрезвлению и просветлению по нравственной линии, самой важной линии человеческого прогресса.

Едва ли не главным в лесковском творчестве было создание им ярких национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и силой. Он умел находить их повсюду – людей с обостренным чувством чести, сознанием своего долга, непримиримых к действительности и одухотворенных человеколюбием. Они живут и действуют чаще всего на периферии общественной борьбы. Но эти люди, писал он, «стоя в стороне от главного исторического движения… сильнее других делают историю». Следует уточнить, что в своих художественных повествованиях автор сохранил многие реальные события и облик замечательных людей. Именно таких людей изобразил Лесков в «Инженерах-бессребрениках».

Вновь перед нами праведники. Дмитрий Брянчанинов, Михаил Чихачев, Николай Фермор. Первый – будущий святитель Игнатий. Второй – будущий схимник Михаил. Третий – военный инженер.

Эту повесть можно рассматривать как один из источников к житию святителя Игнатия. Автор освещает в основном тот период пути его, когда он был воспитанником Петербургского инженерного училища. Уже в эти годы в облике молодого юнкера проявились черты редкого благочестия и аскетической надмирности. Дружба с этим необыкновенным человеком определила и жизненный путь Михаила Чихачева:

«- Самое главное в нашем положении теперь то, - внушал он Чихачеву, - чтобы сберечь себя от гордости. …Я вижу одно верное средство для того, чтобы не поддаться опасности соблазна, который представляют люди, и ты, может быть, отгадываешь, в чем оно заключается…

Мне кажется, что я отгадываю, о чем ты думаешь.

Я думаю, что надо всегда смотреть на Богочеловека.

Ты прав.

Поверь – если мы не будем сводить с него наших мысленных глаз и будем стараться во всем Ему следовать, то для нас нет никакой опасности. Он нас спасет от опасности потерять себя во всех случаях жизни.

Верю.

И вот Он с нами, и мы в Нем, и Он в нас. Мне кажется, я понял сейчас в этих словах новый, удивительный смысл.

И я тоже.»

Многие страницы «Инженеров-бессребреников» посвящены возвышенным характеристикам двух друзей, и как итог их внутренних поисков – подвижничество, уход в монастырь.

Однако праведники Лескова – порою как одинокие воины - противостоят всем людям, а не объединяют их вокруг себя. Такова была российская действительность того времени, такова была и вера самого писателя, который все - же считал Церковь недостаточной в деле земного устроения и не понимал ее духовного значения во всей нашейжизни. Благих же намерений Лескова ни при каких условиях отвергнуть невозможно.

«За все хорошее и дурное – благодаренье Богу. Все, верно, было нужно, и я ясно вижу, как многое, что я почитал за зло, послужило мне к добру – надоумило меня, уяснило понятия и почистило сердце и характер»- писал о себе Лесков в одном из писем за три года до смерти. Поэтому, отмечая ошибки писателя, мы должны благодарить Бога за то, что был этот писатель, даже с его ошибками – но ведь и не с одними ошибками. Воспримем его мудрость – в основе своей это мудрость христианина, в которой не только некоторая неопределенность, но и, несомненно, горячая вера, которой не хватает порой и всем нам.

Ермакова Т.А., к.п.н.