О театре. История создания

Гениальное наследие режиссера Юрия Любимова "выбрасывается на помойку" для "распила" бюджета?

В театральной жизни "антикризисного периода" страны возникает много конфликтов. В основе их всегда несовпадение стандартов административно-командной системы с желаниями творцов. Реальность "провозглашает": "гении" перевелись, а назначенные "сверху" управленцы склоняют чистую, девственную культуру к "грехопадению". Общественное мнение о том или ином продукте культуры трудно сегодня представить без "подсчета" бюджетных ассигнований. Современный театр имеет признаки бытовой драмы, в центре которой "всепоглощающий ремонт" становится камнем преткновения между "творцом" и "разрушителем". О том, что такое "ремонт" в учреждении культуры - искусственное образование бюрократов и коррупционеров или "новое образование для развития искусства" - читайте в материале Накануне.RU .

Сегодня столица (и Россия, в целом), по мнению большинства специалистов театрального ремесла, сталкивается с проблемой нехватки крепких, талантливых лидеров. Так, директор театра "Ленком" Марк Варшавер отметил, что готов работать "с утра до ночи", но только "на гения". Однако сегодня таких лидеров нет, считает он. "Это несчастье, которое бытует в Москве. Если творчества нет, это не театр. Есть стены, ремонт, материальная "победность", которой не имеют многие театры. Главное - где взять режиссеров. Где взять творца?" - прокомментировал Варшавер.

Только в Москве ежегодно профильные вузы выпускают 60-80 административных специалистов. Однако найти толкового сотрудника в этой "линейке" театрам чрезвычайно сложно, заметил "административный" руководитель Ленкома.

"Счастливые" директора московских театров, коими они сами себя считают, в голос твердят, что для процветания необходим тандем художественного руководителя и директора. Там же, где этого нет, реализуется модель "директорского театра".

Эта практика в последнее время широко используется Минкультом и городскими культурными ведомствами. Однако концепцию, при которой худрук отсутствует, поддерживают не все. Тем более, если роль "двуглавого орла" в руководстве театром играет человек "вне системы", так называемый результат "назначенческой чехарды", инициированной культурными властями.

"Следствием" этой, мягко говоря, рискованной политики стало назначение актрисы Ирины Апексимовой в марте 2015 года на должность директора Театра на Таганке - места, где и прежде не очень-то жаловали "варягов", сулящих "большие перемены". Новый руководитель "Таганки" - кадровое решение экс-главы департамента культуры столицы Сергея Капкова , принятое "под занавес" его карьеры. Кризисный менеджер Апексимова, как мыслится, должна завершить ремонт помещений исторического здания театра, а также гармонизировать творческий процесс в коллективе.

Приход Апексимовой в театр артисты труппы восприняли крайне остро .Первые ее действия по увольнению ряда сотрудников из администрации и бухгалтерии, безусловно, "аплодисментами" встречены не были. Возмущены актеры и "новым" курсом на продолжение "старой" реставрации театра вместо утвержденного репертуарного плана и сохранения родной сценической площадки, "ноу-хау" пространства, придуманного мастерами. "Титаны" искусства объявили о пикете 23 апреля, и, если понадобится, продолжении его в виде голодовки. Кроме того, артисты "Таганки" выступили с обращением в организации по защите прав человека и намерены жаловаться в прокуратуру.

Директор Московского бюро по правам человека, член СПЧ при президенте РФ Александр Брод подтвердил, что получил призыв от Российского профсоюза работников культуры. В нем, в частности, говорится:

"Ситуация в театре катастрофическая. Ремонт начат в нарушение госконтракта, графики все нарушены. Никакого аварийного состояния, по заявлению специалистов, в театре не существует. Однако оформляются подложные документы об аварийности. Наверное, в оправдание необоснованных трат средств на ремонт из бюджета Москвы".

"Подписанты" также утверждают, что гениальное наследие режиссера Юрия Любимова (умер 5 октября 2014 года в возрасте 97 лет) "выбрасывается на помойку", а отсутствие худрука и ясной художественной политики "уничтожает" театр .

Для ясности: с лета 2014 года театр на Таганке не функционирует в полном объеме: старые спектакли не играются, новые не ставятся.

"На наши мольбы и просьбы дать нам художественного [руководителя] для сохранения легендарного репертуара Любимова, а также 11 спектаклей, которые были поставлены при Золотухине, труппы и творческих цехов, мы получали только гробовое молчание, либо отписку, что этот вопрос не рассматривается. Есть уверенность в том, что, рекомендуя тратить деньги на восстановление театра по мнимой аварийности, хотят убить труппу одного из самых знаковых театров мира ", - подчеркнула актриса театра Татьяна Сидоренко .

Артисты занимают консолидированную позицию, считая, что заявление об аварийности здания - "откровенное лукавство". По их данным, в 2012-2014 гг. было проведено исследование фундамента, который был признан удовлетворительным, за исключением отдельных участков.

"Кому надо тратить сотни миллионов средств наших налогоплательщиков? Непонятно, на каких основаниях утвержденный ранее проект реконструкции хотят изменить. Это приведет к тому, что театр остановится на 3-4 года, и в результате - к его уничтожению", - добавила Сидоренко.

Цена госконтракта на ремонт здания составляет 157 млн 610 тыс. руб. При демонтаже конструкции подрядная организация выявила, что ряд участков здания театра находится в аварийном состоянии. Однако они не были отражены в проектно-сметной документации, сообщил замглавы департамента культуры Москвы Дмитрий Ипатов . В этой связи необходимо провести дополнительное обследование, чтобы остановить ремонт или внести корректировки в проект реконструкции. По его словам, эксперты департамента культурного наследия провели визуальный осмотр состояния объекта и составили акт, в котором обозначены следующие выводы: для детального изучения необходимо проведение комплексного инструментального обследования конструкции и грунтов. Таким образом, действие госконтракта приостановлено, что исключает нахождение "занятых" под крышей театра на Таганке, уточнил Ипатов.

Апексимова сообщила, что на момент ее прихода - 6 марта 2015 года - госзадание за первый квартал 2015 года не было выполнено. "Репертуар дальнейший не был запланирован, не арендованы площадки. До конца этого сезона (апрель-май) не представляется возможным арендовать другие помещения, потому что это достаточно поздно сделать, везде репертуар сверстан. Я точно так же, как вы, знакомлюсь с информацией, почему ремонт был приостановлен. Я задаю вопросы департаменту культуры, каким образом мы будем дальше существовать", - прокомментировала ситуацию новый руководитель театра.

Актер Иван Рыжиков , в свою очередь, отмечает, что если рассматривать данный случай как "какой-то бизнес-проект", то налицо "признаки рейдерского захвата".

"В течение двух последних лет нерационально расходуются бюджетные средства, снижается госзадание, резко упала эффективность показателей работы. Артисты не получают надбавок. Идет явное лоббирование расширения объема ремонтных работ, которые "так нужны" нашему театру ", - сетует он. При назначении директора с труппой никто не советовался, решения принимались "кулуарно". "На сегодняшний день уволено практически все руководящее звено - бухгалтерия и экономический отдел, высококвалифицированные люди, которые работали еще при Любимове и Золотухине. Это что - хвосты подчищают за все те нарушения, которые были допущены при прежнем директоре театра? Вместе с тем, на освободившиеся места приняты новые сотрудники, квалификация которых остается под сомнением", - говорит Рыжиков.

В своей истории "Таганка" переживала 4-5 капитальных ремонтов, но никогда при этом не останавливалась трудовая деятельность. Здесь же новое руководство "во избежание эффекта карточного домика" запретило любые репетиции и творческие контакты в театре, подчеркнул артист. Нет у театра в лице Апексимовой и плана развития, добавил он.

По словам Рыжикова, выхода, кроме как "кляузничать", у артистов нет. "Нас часто обвиняют в том, что мы пишем письма. Мы артисты, мы играть хотим, а не письма писать, но нам не оставляют никакой надежды. Мы пишем Собянину. Все это останавливается на уровне господина Печатникова, который мне же отвечает, что труппа благополучно играет на всех остальных площадках Москвы", - рассказывает артист. "Благополучие" это измеряется 4-5 спектаклями в месяц.

Профессор МГУ им. Ломоносова, политолог Сергей Черняховский уверен: надо стараться сохранить театр, ведь в итоге в споре актера и администратора правым всегда остается актер. "Ненормальна ситуация, когда директора театра назначают помимо согласования с коллективом. Печально, если директор не может найти общий язык с актерами. В политике есть театральный принцип лидерства. Есть главный режиссер, прима и директор. Все катастрофы происходят от того, что один хочет объединить все. То, что это стало возможным в театральной сфере, сомнительно по самой природе данной сферы. Решения хозяйственно-административные должны зависеть от художественных", - прокомментировал он.

"Ноги" конфликта, по мнению эксперта, "растут" из департамента культуры Москвы, создавшего очередной конфликт в театральной среде. "Есть разница между строительным объектом и театром. Департамент говорит о заключениях, номерах договоров, но ни слова о творческом процессе и актерах", - сказал Черняховский. Ведомство, якобы, действует по обычной "коррупционной схеме": заключает контракт, начинает работать, затем просит допфинансирование. В этом случае вполне резонно, на его взгляд, говорить о спецрасследовании и обращении в прокуратуру.

Худрук "Театра у Никитских ворот" Марк Розовский предложил актерам меньше сил, нервов и времени тратить на "бумагомарание" и сосредоточиться на сохранении и развитии творческой традиции легендарного театра - театра "живого, поэтического, метафорического". "Театр - это движение, если его не будет, наступит мертвечина", - сказал он. Режиссер пожелал артистам "возродить" художественное кредо, которое позволит им создать прецедент, привлечь внимание общественности путем творческого самовыражения, даже выступая "на камнях". "Надо творчеством заниматься, как можно быстрее начать делать сногсшибательные театральные проекты. Тогда вы оживете и начнете верить этому лицу. Тот, кто увлечен, кто поведет, тот даст толчок развитию театра на Таганке. Никакой ремонт не может помешать творчеству", - сказал он.

"Таганцы" эту идею не поддерживают, уповая на свои права, гарантированные условиями коллективного договора. Артисты не хотят видеть "прекрасную, раскрученную актрису, обаятельную девушку" с новой экономической политикой "в кармане", требуют от столичных властей творческого лидера.

Эти же артисты, к слову, сами стали катализатором нынешнего состояния "Таганки". Ранее они активно выступали и за то, чтобы Юрий Петрович Любимов покинул свой дом, напомнил руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крокк . Сегодня они спекулируют на имени режиссера. "Это тоже не надо скидывать со счетов", - отметил он. Учредитель не должен согласовывать с коллективом назначение на должность директора. Этого не было никогда и не будет, подчеркнул Крокк. "Директор - это профессия, а не профсоюзный лидер, которого мы выбираем. Учредитель, доверяя этому человеку, перекладывает на него ответственность за театр. Выборы - вне юридического права, действующего в России", - пояснил директор.

Первое, что необходимо сделать - попытаться начать работать вместе с Апексимовой, а не заниматься склоками и написанием жалоб, уверен Крокк. "Я понимаю, это уже норма для вас. Кого бы департамент культуры ни назначил, убежден, что профсоюз будет вести эту губительную для театра линию, выступать даже против директора и со стажем, и с опытом . Это как данность сегодняшнего времени", - заключил он.

Мосгордума в лице председателя комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгения Герасимова взяла на себя ответственность курировать этот вопрос и попросила Апексимову через две недели "предоставить" творческую концепцию развития театра на Таганке. Перспективы "стать одной семьей" и наладить диалог во имя сохранения творческого наследия Любимова пока туманны. "Таганка", полная "огня гнева", губит сам процесс созидания, а новому директору пока нечего предложить в альтернативу.

Сергей Женовач стал 12-м по счету

Ну что ж, Московский Художественный театр можно поздравить с новым худруком. Им стал известный режиссёр, руководитель Студии театрального искусства Сергей Женовач. Такое решение озвучил министр культуры России Владимир Мединский на вечернем совещании в Минкультуры, проходившем в пятницу в закрытом режиме. Сомневаться не приходится - консультации по первой фигуре первого драмтеатра страны шли на самом верху, но то что это произошло значительно быстрее, чем все ожидали - полная неожиданность. Но "МК" не ошибся в своих прогнозах, назвав Женовача в числе реальных претендентов на этот пост. Должность также предлагали Валерию Фокину и Владимиру Машкову, но они отказались в пользу кандидатуры новоиспеченного главы МХТ.

Сергей Женовач. Фото: сайт "Студии театрального исусства"

Худрук Александринского театра Валерий Фокин : Не буду скрывать, что мне тоже поступало такое предложение. Я отказался, на это у меня есть много разных причин. Но проходить ещё раз опыт Александринского театра я не хочу. Но при этом я четко понимал, что в МХТ должен придти режиссер. Я полность поддерживаю кандидатуру Женовача. Ему будет не просто, потому что, раньше таких амбиций у актеров не было. Поэтому будут трудности, прежде всего психологические. Все сложно, но преодолимо. Другого пути нет.

Борис Любимов , ректор Щепкинского училища: У Сергея есть блестящая управленческая идея. Он понимает ради чего МХТ затевался 120 лет назад. И очень важно при этом, чтобы не умерла его Студия.

Худрук Малого драматического театра Лев Додин : если Сергей Васильевич готов совершить этот подвиг, это замечательная идея. Да, когда то это был театр Станиславского, но он есть и остаётся для нас как МХАТ. Здесь неожиданностей может оказаться немало - и внутри и снаружи. Но все-таки театр начинается с режиссера, и важно, что Сергей Васильевич - режиссёр настоящий.Надеюсь, что продлится тандем Женовач - Боровский.

Но, возвращаясь к вопросам рисков, я хочу сказать, что надо быть готовыми к тому, что не сразу все будет получаться. Товстоногов, когда пришел в БДТ, он предупредил труппу: "Я не съедобен». Надо понимать, что с приходом нового худрука постепенно изменится репертуар, актёрский состав, даже касса и к этому нужно быть готовыми. Женовачу нужна мощная поддержка. Эта поддержка очень важна. И вот ещё я о чем его хочу предупредить: при заключении контракта с худруком, в Министерстве обещают все, а потом наступает иное. Я просил бы дать на какое-то время худруку автократические права, избавив от материальной ответственности.

Председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин : Я пришёл в МХТ в 70-м году с Олегом Ефремовым. Это было тяжёлое время, что отразилось на его самочувствии. Недовольных было много с его приходом. И сейчас я понял, что МХТ - это не театр, это - идея. Очень многое зависит от того, какая административная группа будет рядом. На это надо обратить внимание. Если Женовач будет настаивать на приход с ним каких то людей, надо брать. Дай Бог ему удачи. Я уверен, что все мы должны ему помочь.

Художественный руководитель театра им. Евгения Вахтангова Римас Туминас : Женовач людей любит, а это главное для Художественгого театра.

Художественный руководитель театра им. Пушкина Евгений Писарев : при Олег Павловиче театр сильно разросся. И важно тут понимать, что новому худруку приходить одному без своей команды нельзя. Если министерство сделало такой выбор, оно должно это понимать.

Итак, в театральный дом в Камергерском переулке войдет новый начальник. Что о нем известно? Вот краткая биография - ему 60 лет, в 1979 -м окончил режиссёрский факультет Краснодарского института культуры. Руководил Краснодарским молодёжным любительским театром, который под его началом быстро стал популярным. Позже учился в Москве, на режиссёрском факультете ГИТИСа у Петра Наумовича Фоменко. Работал в театре-студии "Человек", в театре на Малой Бронной, откуда с группой единомышленников ушёл после конфликта с директором и частью труппы, которая не приняла талантливого режиссёра. На основе одного из своих курсов в ГИТИСе основал Студию театрального искусства (СТИ), которая сначала был частный (её финансировал бизнесмен Гордеев). Но в прошлом году в силу сложившейся неблагоприятной экономической ситуации из частного стал федеральным, перейдя под крыло Минкульта. И таким образом театр Женовача был спасён.

Его СТИ считается одним из лучших в Москве: по репертуарной политике, по традициям ансамблевого театра. У него репутация культурного, интересного коллектива, куда ходит образованная молодёжь.

Из личных качеств Женовача - порядочность, патологическая скромность абсолютная не публичность. Не мастер генерировать новости про себя любимого. Важная характеристика - он не модный. Он - дельный.

Имеет один опыт работы с МХТ: в 2004 году Олег Павлович Табаков пригласил Сергея Женовача на постановку "Белой гвардии". В другом академическом театре - в Малом - у Женовача идут три спектакля ("Горе от ума", "Правда хорошо, а счастье лучше" и "Мнимый больной"), последний отмечен был "Золотой маской" как лучший спектакль большой формы. Не говоря уже о других премиях, которых в разные годы удостаивался режиссёр - им. К. С. Станиславского (1997), «Гвоздь сезона» (2003), премии имени Товстоногова. Что для нас особенно приятно - его спектакли дважды становились лауреатами театральной премии "МК".

Как видно, послужной список солидной, репутация отменная. Но достаточно ли этого для того, чтобы руководить Художественным? Этим очень непростым театральным "организмом" со 120-летней историей, с его традициями, амбициями, разросшимися особенно в последние годы - как среди звёзд, так и в административном аппарате? Олег Табаков как-то умел всем этим управлять, но, к сожалению, в последние два года из-за своей болезни не мог уже крепко держать руку на пульсе. Сможет ли Женовач строить отношения с медийными актерами, которые были приглашены в МХТ Табаковым 15-18 лет назад? А все они живут по личному своему графику и именно под их киноинтересы много лет выстраивался репертуар. А так называемые модные режиссеры - Константин Богомолов, Рената Литвинова - впишутся ли они в новую художественную идеологию нового худрука?

Возникает и другой, не менее важный вопрос - что будет с его СТИ? Значит ли это, что её молодые артисты автоматом перетекут в МХТ, на разовые, а мхатовские артисты, которых вместе с приглашёнными сейчас за сто человек, останутся без работы и будут в общем то справедливо злиться? И как Женовач сам будет управляться с двумя театрами? Придёт ли он в МХТ со своей командой, прежде всего, административной или согласится работать с прежней? Станет он той "новой метлой", которая будет по-новому мести или...? Сплошные вопросы, вопросы, но то, что если не реформы, то серьёзные преобразования в МХТ необходимы - это понимают как внутри самого Художественного, так и федеральное начальство.

Уход худрука и директора МХТ имени Чехова Олега Табакова почти сразу поставил вопрос о его возможном преемнике на должности главы одного из ведущих театров России. Табаков скончался 12 марта на 83-м году жизни после продолжительной болезни — он находился в больнице с ноября 2017 года, и эти шесть месяцев театром руководил его первый заместитель — актер и режиссер . И вот, кажется, интрига разрешилась.

Художественным руководителем МХТ имени Чехова назначен Сергей Женовач, сообщает .

Свое отношение к назначению коллектив театра собирается выразить на экстренном сборе труппы.

«В субботу в МХТ пройдет экстренный сбор труппы, на котором коллектив собирается заявить о своей позиции по поводу предлагаемой Министерством культуры кандидатуры на пост худрука МХТ имени Чехова и заявить свою консолидированную позицию о будущем театра», — приводит слова пресс-атташе театра .

Отметим, что в театр, скорее всего, будет назначен и новый директор. Ранее замминистра культуры заявлял, что эти должности могут быть разделены, поскольку их совмещение для одного лица делает художественного руководителя «чрезвычайно уязвимым». Эту инициативу поддержал и театральный совет при Минкультуры.

По информации ТАСС, кандидатура худрука МХТ обсуждалась во время совещания, которое проходило в пятницу, 23 марта, в Минкультуры. В этом совещании принимали участие председатель Союза театральных деятелей РФ , глава Малого драматического театра Санкт-Петербурга , глава Театра имени Пушкина Евгений Писарев, ректор ГИТИСа , ректор Щукинского училища , ректор Школы-студии МХАТ , худрук Вахтанговского театра , актер, режиссер и ученик Олега Табакова Владимир .

Попытки угадать, кто возглавит МХТ имени Чехова, уже предпринимались.

Среди наиболее вероятных кандидатур назывались, к примеру, Машков, Сергей Безруков и — ученики Олега Табакова. Но Машков сказал, что он это предложение отклонил, а Безруков и Миронов уже руководят театрами — Московским губернским и Театром наций соответственно.

Впрочем, Машков еще может стать преемником своего учителя.

Мединский предложил актеру возглавить «Табакерку» — театр-студию, которую Олег Табаков основал еще в конце 1970-х из студентов, которых учил. Но немедленного согласия Машков не дал, обещал подумать, передает ТАСС.

Также перечислялись кандидатуры и Валерия а, которые также руководят успешными театрами; Фокин последние пятнадцать лет возглавляет Александринский театр в Санкт-Петербурге. Назывался и режиссер , который не раз ставил громкие спектакли в этом театре, и художественный руководитель «Студии театрального искусства» Сергей Женовач, который тоже имеет опыт работы в МХТ. Одним из наиболее вероятных кандидатов считался Игорь Золотовицкий — его опыт в Школе-Студии МХАТ мог помочь его работе в МХТ.

Во время совещании в Минкультуры после обсуждения остались только Фокин и Женовач, но Фокин отказался от этой должности. «Когда мне предложили, я сказал, что не хочу брать на себя ответственность, это очень серьезная, важная работа», — сказал он. Тогда же Фокин заявил, что возглавить театр должен режиссер, и предложил назначить Женовача.

Московский Губернский театр начал свое существование в 2013 году. Он был создан путем слияния двух областных театров: Московского областного драматического театра им. А.Н. Островского и Московского областного государственного Камерного театра. Художественный руководитель – народный артист РФ .

Говоря о художественном направлении нового театра, вспоминает знаменитого итальянского режиссера Джорджо Стрелера и его книгу «Театр для людей»: «Мне кажется, что сегодня с новой силой актуален призыв Стрелера строить театр для людей. Мы научились играть людей, опустившихся на дно жизни, с вниманием относиться к маргинальному, порой интересуясь больше физиологией человека, нежели его душой. В Губернском театре нас будет интересовать другое: жизнь обыкновенного человека. Обыкновенное совсем не означает простое. Когда мы говорим об этом, мы подразумеваем те переживания человека, которые объединяют и богатого, и бедного. Мы строим театр, доступный для всех ».

Доступность театра выражается и в том, что на его спектакли могут прийти все, в том числе люди с ограниченными возможностями. В театре имеется пандус и лифт для инвалидов.

Московский Губернский театр первым в России стал показывать спектакли в сопровождении – специального пояснительного текста для людей, имеющих ограниченные возможности по зрению. Чтобы это стало возможным, в театре было установлено специальное оборудование, а актрисы , и прошли обучение профессии тифлокомментатора. Сегодня в сопровождении тифлокомментария идут уже 9 спектаклей: , .

Подготовка тифлокомментариев спектаклей и осуществлена в рамках программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

В ноябре 2013 года Губернский театр и его художественный руководитель были удостоены национальной премии имени Елены Мухиной в номинации «Инновационный прорыв» – за создание «Театра, доступного для всех».

За 5 сезонов Губернский театробогатил свою афишу рекордным количеством спектаклей: более 30 новых названий появилось на Большой и Малой сценах, среди них заметную роль играет классика: по мотивам произведений А. Островского, и А. Чехова, Сухово-Кобылина, В. Астафьева, Э. Ростана, Р. Стивенсона, » Экзюпери и др. Есть место в репертуаре МГТ и современной драматургии: с успехом идут пьесы П. Пряжко, Д. Привалова, Я. Пулинович, В. Зуева.

Московский Губернский театр – это замечательный актерский ансамбль, где работают известные широкой публике , но и не столь «медийные» актеры театра обладают высоким профессиональным уровнем и мастерством. В спектаклях театра заняты также приглашенные артисты разных поколений: , помогли сделать труппу популярной. Частью творческого коллектива является под руководством Сергея Пащенко – высокопрофессиональный духовой оркестр, который участвует во многих спектаклях театра. Музыканты оркестра не только аккомпанируют театральным постановкам, но зачастую сами являются полноправными участниками сценического действия.

Театр активно гастролирует: спектакли молодого коллектива уже объехали с гастролями около 30 городов, побывав в Санкт-Петербурге, Казани, Воронеже, Саратове, Самаре, Красноярске, Сыктывкаре, Выксе, а также в рамках Федеральной программы Министерства культуры РФ «Большие гастроли» посетили Ханты-Мансийск, Сургут, Калининград, Советск, Светлогорск, Владивосток, Хабаровск, Астрахань, Элисту.

МГТ неоднократно принимал участие в фестивалях, в том числе в престижном театральном фестивале «Академия» в Омске, «Славянский базар» в Витебске (Белоруссия), театральных фестивалях во Владимире, Сыктывкаре, Ставрополе, Сергиевом Посаде, Астане (Казахстан), Красноярске, Воронеже. В 2017 году спектакль был включен в long list Национальной премии «Золотая маска» .

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Московский областной Камерный театр был создан 15 марта 1934 года Постановлением Народного Комиссариата просвещения РСФСР (НКП РСФСР) как Колхозный художественный театр Московского областного Управления театрально-зрелищными предприятиями. Художественным руководителем стал М.Е. Лишин. В 1942 году переименован в Первый Московский областной драматический театр.
В 1992 году в связи с реорганизацией театральной сети Московской области на базе Первого Московского областного драматического театра был учрежден Московский областной государственный (драматический) Камерный театр. С 1993 года Камерный театр работал на Малой сцене Московского областного Дома искусств (МОДИ) в Кузьминках.
В разное время коллектив возглавляли С.А. Бенкендорф, М.Е. Веснин, В.И. Якунин.

Московский областной драматический театр им. А.Н. Островского начал свою историю 18 января 1935 года, когда в городе Михайлове Московской области спектаклем «Альбина Мегурская» по пьесе Шаповаленко был открыт 4-й колхозный театр Московской области. Театр создан на основе театральной бригады Фрунзенского Дома работников просвещения. Бригадой руководил артист МХАТа им. М. Горького Сергей Николаевич Сверчков.
Имя великого русского драматурга и одного из реформаторов российской сцены досталось театру не случайно. У его истоков стояла мастер прославленной труппы «Дома Островского» – Малого театра, замечательная актриса и педагог Вера Николаевна Пашенная.

С 12 сентября 1942 года театр стал именоваться Московским областным колхозным драматическим театром им. Островского. В 1993 году Театр им. Островского вместе с другими областными сценическими коллективами переехал в здание Московского областного Дома искусств в Кузьминках.

В разные годы в театре осуществляли постановки известные режиссеры: Георгий Товстоногов, Феликс Сакалис, Ефим Табачников, Роман Виктюк, Сергей Голомазов и другие. С Театром им. А.Н. Островского связаны имена блистательных артистов прежних лет, таких как Алла Тарасова, Людмила Аринина, Михаил Жаров, Лев Борисов, Георгий Баландин, Светлана Коркошко, Светлана Брагарник.

Актриса Ирина Апексимова стала директором Московского театра на Таганке. О новом кадровом назначении в театре заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. В скором времени он сам представит госпожу Апексимову коллективу Театра на Таганке.


«Апексимова назначена моим приказом директором Театра на Таганке»,- рассказал «Интерфаксу» руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Проблемы с руководством театра начались еще в 2011 году, когда в результате конфликта с актерами с резонансным скандалом покинул труппу основатель Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов. Вакантный пост занял народный артист России и один из ведущих актеров театра Валерий Золотухин, который не был ни инициатором, ни непосредственным участником конфликта. В 2013 году он по состоянию здоровья ушел из театра и вскоре скончался после серьезной болезни. Сам же господин Любимов находился фактически в статусе изгнанника, его спектакли постепенно исчезали из репертуара родного театра.

Вскоре департамент культуры назначил на руководящий пост Владимира Флейшера, в течение многих лет работавшего директором Московского центра имени Мейерхольда. Эксперты отмечали, что это решение было скорее техническим, чем творческим: выработать внятную репертуарную политику господин Флейшер так и не смог. В результате департамент культуры Москвы принял волевое решение о новом кадровом назначении. Вместо господина Флейшера пост директора театра займет актриса и продюсер Ирина Апексимова.

Ключевой вопрос на данный момент заключается в том, кто будет определять художественные задачи театра, находящегося сегодня в сложной ситуации. Если госпожа Апексимова переведена департаментом культуры в Театр на Таганке как успешный менеджер для решения административных проблем, то тогда ей в пару требуется художественный руководитель. Однако если она назначена единолично определять и репертуар, то это решение представляется довольно экстравагантным, так как актриса не имеет опыта самостоятельной руководящей художественной деятельности, в крупных художественных акциях она не была замечена.

Ирина Апексимова, десять лет успешно проработавшая в МХТ имени Чехова и сыгравшая более 60 ролей в театре и кино, в данный момент возглавляет Театр Романа Виктюка. В заявлении ТАСС артистка отметила, что «планирует совмещать эти две должности». Роман Виктюк пригласил известную актрису на административную, по сути, должность в 2012 году. Тогда перед ней поставили задачу совместно с художественным руководителем подготовить труппу театра для работы в условиях регулярных показов в собственном здании. Здание Дома культуры имени Русакова, в котором базировался Театр Романа Виктюка долгое время ожидал реконструкции, из-за чего выступать артистам приходилось на разных других московских площадках. Так актриса Апексимова неоднократно играла в спектаклях Романа Виктюка, таких как «Наш Декамерон» и «Кармен». Как известно, за время сотрудничества на реконструкционной ниве между артисткой и режиссером совсем перестали складываться отношения. Так или иначе Театр Виктюка простоит на ремонте до конца марта.