Мог ли Штольц вернуть Обломова к активной жизни? Почему Андрей Штольц не смог помочь своему другу Илье Обломову вернуться к активной жизни? (ЕГЭ по литературе) л) взаимоотношение и взаимовлияние

Обломов и Штольц

Штольц - антипод Обломова (Принцип антитезы)

Вся образная система романа И.А.Гончарова «Обломов» направлена на раскрытие характера, сущности главного героя. Илья Ильич Обломов - скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Антиподом Обломова в романе является образ Штольца. Андрей Иванович Штольц — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. В первых двух главах второй части идет подробный рассказ о жизни Штольца, о тех условиях, в которых формировался его деятельный характер.

1. Общие черты:

а) возраст («Штольц ровесник Обломову и ему уже за тридцать»);

б) вероисповедание;

в) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве;

г) служба и быстрая отставка;

д) любовь к Ольге Ильинской;

е) доброе отношение друг к другу.

2. Различные черты:

а) портрет ;

Обломов . «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием: всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».

«… обрюзг не по летам : от недостатка ли движения или воздуха. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч , казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью.»

Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»

Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

б) родители , семья;

У Обломова родители - русские, он вырос в патриархальной семье.

Штольц.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную, родная речь его была русская…». Мать боялась, что Штольц, под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца.

в) воспитание;

Обломов переходил «из объятий в объятия родных и друзей», его воспитание носило патриархальный характер.

Своего сына Иван Богданович воспитывал строго: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака».

Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Потом Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах".

Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штльц возвращался с выученными уроками.

От отца он получил «трудовое, практическое воспитание», а мать приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте. Его матери «в сыне…мерещился идеал барина», а отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду.

г) отношение к учёбе в пансионат;

Обломов учился «по неоходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

Штольц всегда учился хорошо, всем интересовался. И был репетитором в пансионе отца

д) дальнейшее образование;

Обломов до двадцати лет прожил в Обломовке, затем окончил университет.

Штольц Блестяще закончил университет. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц. говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах. — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

е) образ жизни;

«Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием»

Штольц обладает жаждой деятельности

ж) ведение хозяйства;

Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг.

Штольц с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России.

з) жизненные стремления;

Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

Штольц, выбрал деятельное начало ещё в молодости… Идеал жизни Штольца— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни».

и) взгляды на общество;

Обломов считает, что все члены света и общества - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства.

По мнению Штольца, с помощью устройства “школ”, “пристаней”, “ярмарок”, “шоссейных дорог” старые, патриархальные “обломовки” должны превратиться в благоустроенные имения, приносящие доход.

к) отношение к Ольге;

Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь.

Штольц женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе представить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой < …> как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок».

л) взаимоотношение и взаимовлияние;

Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось.

Штольц высоко ценил доброту и искренность душу своего друга Обломова. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова к деятельности. В дружбе с Обломовым Штольц. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо.

Обломов привык жить по указке Штольца в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о приложении сил.

После смерти Ильи Ильича друг берёт на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу.

м) самооценка ;

Обломов постоянно сомневался в себе. Штольц никогда не сомневается в себе.

н) особенности характера ;

Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний.

Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством. Штольц мог контролировать свои чувства и «боялся всякой мечты». Счастье для него заключалось в постоянстве. По словам Гончарова, он « знал цену редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным…».

Значение образов Обломова и Штольца.

Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства. Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера.

Штольцу в романе Гончарова отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя. По мнению критиков, неясность представления Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца. По замыслу Гончарова, Штольц - новый тип русского прогрессивного деятеля. Однако он не изображает героя в конкретной деятельности. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Показывая парижскую жизнь Штольца с Ольгой, Гончаров хочет раскрыть широту его взглядов, а фактически снижает героя

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен читателям своей неординарностью и полной противоположностью главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

Герои подружились в детстве, когда родители Ильи вынуждены были отдать сына на обучение в пансион немца Штольца. Сын учителя, Андрей, всегда опекал своего друга и пытался повлиять на его убеждения, на его образ жизни. Он помог Обломову при обучении и в пансионе, и в университете, но после того, как их пути пошли раздельно, они встречались редко.

Однажды Андрей приехал к другу на съемную квартиру в Петербурге. Они беседовали о жизни, об Обломовке, и Андрей упрекал друга за бездействие, говорил ему о необходимости изменить жизнь, заняться делами в имении. Затем Штольц предложил Обломову «дорисовать идеал жизни…». Илья Ильич мечтает вслух, рассказывая о приятном времяпрепровождении, которое является идиллией безделья. Он ни разу не упомянул о какой-либо деятельности, так как труд не входил в его планы. Даже книгу читать должна жена вслух, когда он отдыхает на диване.

Барские привычки проступают в его мечтах во всем: все его желания обслуживаются крепостными крестьянами, о труде которых он имеет нереальные представления, рисуя идиллию их труда. В течение дня в распорядке Обломова отводилось большое место приему пищи, шесть раз Илья Ильич трапезничал: в доме, на веранде, в березовой роще, на лугу и опять в доме вечером. Занятий никаких, кроме созерцания природы, разговоров на приятные темы или отдыха при звуках музыки. И тогда Андрей стал убеждать Илью изменить нарисованную картину, чтобы вернуться к деятельной жизни, не угаснуть в молодые годы.

До следующей встречи, через два года, произошли некоторые изменения. Штольц по-прежнему очень активен, в Петербург он приехал «на две недели по делам, затем отправлялся в деревню, потом в Киев…» Он заехал к другу на именины, в Ильин день. Илья Ильич в это время уже жил на квартире у вдовы Агафьи Пшеницыной. Он расстался с Ольгой, делами в имении доверил заниматься Затертому (другу брата хозяйки), и теперь его обирают мошенническими способами Тарантьев с приятелем.

Штольц огорчен делами друга, напоминает Обломову его слова, произнесенные в их последнем разговоре, «Теперь или никогда!». Обломов с грустью признает, что не получилось у него возрождения к жизни, хотя попытки были: «…я не лежу праздно, …выписываю два журнала, книги…». Однако с любимой женщиной расстался, потому что его лень и бездействие не исчезли даже в лучшую пору жизни, в период любви. Штольц резюмирует: «Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни…». Он призывает Илью Ильича к действию ради самого себя, чтобы не погибнуть окончательно: поехать в деревню, обустроить там всё, «возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить…». Обломов жалуется на здоровье, но Андрей говорит ему о необходимости переменить образ жизни, «чтобы не умирал совсем, не погребался заживо…».

Штольц узнаёт, что Обломова грабят люди, которые называют себя его приятелями. Андрей заставил Обломова подписать доверенность на управление имением на свое имя и «объявил ему, что берёт Обломовку на аренду» временно, а потом Обломов «сам приедет в деревню и привыкнет к хозяйству».

Между друзьями опять происходит разговор об отношении к жизни. Обломов сетует на жизнь, которая его «трогает, нет покоя!» А Штольц призывает его не гасить этот огонь жизни, чтобы она была «постоянным горением». На эти слова Илья Ильич возражает, говоря о том, что у него нет таких способностей и дарований, как у Штольца, который наделен «крыльями». Андрею приходится напоминать другу, что он свои умения «затерял еще в детстве»: «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить».

Великий русский писатель И. А. Гончаров явился продолжателем лучших традиций Пушкина и Гоголя. В романе «Обломов» он талантливо раскрыл тему оскудения и деградации крепостнического дворянства, столь актуальную для своего времени. Никто до Гончарова не показал так широко и глубоко, какое губительное действие на душевный облик, на характер людей оказывает бездеятельная жизнь

Всё действие развёртывается вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц.

Гончаров поставил в романе проблему положительного героя, решая её на образах Обломова, Штольца и Ольги Ильинской. Штольц и Ильинская – единственные люди в романе, которые искренне любят Илью Ильича, переживают за его судьбу. Обломов и Штольц – добрые приятели. Но основной приём в раскрытии характеров этих героев – контраст. Это люди, ведущие разный образ жизни, с разными целями и мечтами, обладающие разными характерами.

Обломов и Штольц знакомы с детства. В «Сне Обломова» автор создал изумительную по яркости и глубине картину помещичьей жизни. С детства Илью Ильича окружало отсутствие каких-либо духовных интересов, покой и бездействие. Он воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец. Бережливость, предприимчивость, деловая сметка – национальные особенности немцев. Мать- русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, учил немецкому языку. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах". Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.

Илья Ильич - мягкий, добрый, простодушный человек. Гончаров показывает и слабые стороны личности Обломова – апатию, лень, «отсутствие всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности». Большой диван, удобный халат, мягкие туфли Обломов не променяет ни на что. Обломов почти всегда в бездействии.

Для Штольца смысл жизни в труде. Он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров относится к нему с явной симпатией. Он любуется его кипучей энергией – деятельностью негоцианта, участника «компании», ведущей дела с заграницей, изъездившего «Россию вдоль и поперёк». В его портрете он оттеняет силу, спокойствие и уверенность: «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти нет, то есть кость да мускул… цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца…».

Движений лишних у него не было. «»Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно». Он не допускал никаких излишеств. Но зато в Штольце нет поэзии.

Речь героев также раскрывает их сущность, душевные черты. Речью Обломова подчёркиваются барские наклонности, душевная мягкость, искренность, способность на глубокое чувство. В одних случаях он затрудняется строить фразы (в письме к старосте в одном предложении по два раза поставил слова что, который); этого можно ожидать от помещика, прозябающего на диване. А в другом случае пишет вдохновенное письмо к Ольге. Обычно Обломов говорит вяло, апатично, но в минуты волнения, во время встреч с Ольгой речь его резко меняется: она становится возвышенной, патетической. Таким образом, писатель подчёркивает противоречивость натуры Обломова, достигая жизненности, правдивости образа.

Речь Штольца иная: его фразы короткие, лаконичные. В них чувствуется энергия, напористость говорящего. Часто встречаются слова делового лексикона.

В сравнении с Обломовым, с окружающей его средой Штольц относительно прогрессивен. К обломовщине он относится с состраданием, считая её временной болезнью общества.

Писатель подчёркивает настойчивость и упорство Штольца в достижении цели. «А сам всё шёл упрямо по избранной дороге… не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах». И Гончаров за это приподнимает своего героя, противопоставляя его Обломову. Штольц не показан в столкновениях с крепостничеством и в общественной деятельности. Дальше идеалов личного счастья Штольц не идёт. Вся его активность направлена на хозяйственно-предпринимательскую деятельность. В целом – это делец. И не случайно Добролюбов сказал о нём: «Штольц не дорос ещё до идеала общественного русского деятеля…» и «… не он тот человек, который сумеет, на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперёд!»

В Обломове, как в фокусе, собраны качества человека, сложившегося в условиях крепостнической действительности. Он не способен к труду, а там, где нет труда, начинаются застой, распад, гниение. Образом Обломова Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений. Ольга и Штольц воплощают в себе действие, движение. Правда, деятельность Штольца ограничена корыстными интересами

Оскудевшему, деградирующему дворянству в романе противопоставлена буржуазия с её неутомимой энергией и трудолюбием. Симпатии писателя на её стороне. Но для читателя становится ясной ограниченность дельца, не выходящего за рамки приобретательства, личных интересов.

0

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Роман И.А. Гончарова «Обломов» рисует всестороннюю картину современного писателю русского общества. Автор показывает его важнейшие стороны - социальную, философскую, нравственную.

На смену патриархальному укладу в России пришел европейский капитализм с совершенно новой для русского человека психологией и философией. Душевное тепло, спокойствие, уют и размеренность постепенно уходят на второй план, опасными становятся инерция, лень, надежда на «авось». В новых условиях «находит себя» тот, кто активен, смел, решителен; кто знает, чего он хочет, и добивается этого. И на первый план здесь выходит разум, а не чувство, нередко преобладает холодный эгоизм и даже цинизм.

Представителями этих двух противоположных философий в романе являются Обломов и Штольц. Это два близких друга, знающих друг друга с детства. Они получили одинаковое образование – учились в одной школе и одном университете. Больше того, в юности их интересы были близки – они мечтали об активной деятельной жизни, о насыщенном и полноценном существовании: «И сколько великолепных фейерверков пускал ты из головы!»

Однако жизнь все «расставила по своим местам». С возрастом противоречия, «разность» героев стали проявляться все с большей силой. Илья Ильич Обломов – натура нежная и кроткая. Основная потребность этого человека заключается в любви. Его жизненный идеал - существование в кругу любимой семьи и любимых друзей.

Илья Ильич любит порассуждать на отвлеченные темы – его мало привлекает житейская суета. Обломову интересны «вечные вопросы», а все то, чем увлечены его знакомые (Судьбинский, Волков, Пенкин), кажется герою никчемным, пустым, бездушным. Недаром он говорит всем этим людям: «Уйдите, вы с холоду!»

Идеал Штольца не эмоции, а действие. Все его натура – это один порыв, рывок в сторону достижения цели. И характер героя полностью подчинен этому: Андрей Иванович обладает сильной волей, самодисциплиной, энергией. Кажется, он успевает всюду, преуспевает во всем, однако от всей его натуры веет сухостью и даже черствостью.

Штольц обладает исключительно практическим умом, он «человек дела» и полностью посвящает себя этому. Отвлеченные предметы просто не интересны герою, у него вызывает уважение лишь конкретный результат.

В соответствии со своими взглядами Обломов и Штольц ведут совершенно противоположные образы жизни. Так, Обломов – это воплощенная лень, праздность, погружение в себя, даже апатия. Штольц же «бывает везде, все обо всем знает». В его приоритетах труд стоит на первом месте, тогда как Обломов труд презирает и ненавидит (это удел крепостных).

Гончаров подробно и глубоко раскрывает истоки натур своих героев – они скрыты в детстве, в воспитании Обломова и Штольца.

Илью Ильича воспитывали в условиях Обломовки – в условиях русской патриархальной среды. Герой жил в маленьком замкнутом мирке, где все было подчинено природному круговороту. Жизнь здесь текла размеренно и спокойно, как бы сама собой. Никто не прикладывал никаких усилий – все делалось так, как было заведено давным давно.

Внешнего мира обломовцы боялись, придумывали для него всякие «страшилки», которыми пугали маленького Илюшу. Вообще, барину ничего не позволялось делать самому – для этого есть крепостные. Обломова же холили, лелеяли, любили до беспамятства.

Важно, что идеал именно такой жизни герой искал всю жизнь и нашел что-то похожее в доме у Агафьи Пшеницыной.

Штольца же воспитывали в гораздо более суровых условиях. Отец-немец приучал маленького Андрея к труду, воспитывал в нем не созерцателя, а созидателя. Русская мать старалась привить сыну любовь к искусству, к прекрасному, и Штольц стал в этой области довольно образованным человеком. Однако на первом месте для него всегда было «нечто практическое», а не отвлеченные рассуждения.

Нагляднее всего различие между этими героями проявилось в их отношениях с Ольгой Ильинской. Обломов, полюбив эту девушку, полностью раскрылся, подарил ей всю любовь, на которую был способен. Под влиянием своего чувства Илья Ильич преобразился: похорошел внешне, стал активным, деятельным, начал интересоваться внешним – то, чего никогда не было. Да и Ольга была очень довольна – сознанием того, что сумела так положительно повлиять на человека.

Но страх и неуверенность Обломова, его инертность не позволили развиваться их отношениям с Ольгой. Испугавшись, Илья Ильич пишет письмо Ильинской, в котором говорит о своих сомнениях и, по сути, разрывает все отношения с героиней.

Штольц же, за которого Ольга вышла замуж, мог предложить девушке активную жизнь, полную действий и «смысла». Однако он сильно проигрывал Обломову по части чувств, эмоций. Сухой Штольц не был способен подарить Ольге душевную теплоту, ласку, сочувствие. Именно поэтому, как мне кажется, Ольге чего-то не хватало в жизни со Штольцем, что-то тревожило и мучило ее. И, возможно, в эти моменты она не раз вспоминала о «золотом сердце» Обломова.

Нужно отметить, что образы героев, их противоположность раскрыты в романе очень полно, с использованием богатого арсенала художественных средств (портрет, внутренние монологи, язык героев, их диалоги и споры, использование бытовых деталей и так далее).

Таким образом, в романе «Обломов» Гончаров нарисовал два противоположных образа, выразив, тем самым, важные противоречия современной ему эпохи. Обломов представляет в романе «традицию» - исконно русский характер и менталитет со всеми его плюсами и минусами. Штольц же – это новая эпоха в жизни страны: капитализм с его культом труда, рациональности, материального успеха. Приживется ли этот строй в России, что он принесет ей, как повлияет на русского человека, каким будет будущее страны? Именно эти вопросы, я думаю, Гончаров решал, рисуя любимого им Обломова и приглядываясь к непривычному для него Штольцу.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Смотрите также по произведению "Обломов":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В романе "Обломов" хотел противопоставить западную и русскую культуру Иван Александрович Гончаров. Обломов и Штольц - два ключевых образа произведения. Роман построен на приеме антитезы. Она реализуется через противопоставление двух этих персонажей произведения. Во многом противоположны Штольц и Обломов. В русской классической литературе есть множество произведений, построенных подобным образом. Это, например, "Герой нашего времени" и "Евгений Онегин". В зарубежной литературе также можно найти такие примеры.

"Обломов" и "Дон Кихот"

С "Обломовым" больше всего перекликается роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. В этом произведении описываются противоречия между действительностью и представлением человека о том, какой должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в "Обломове", на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не понимают его, ведь представления их о мире ограничиваются материальной его стороной. Правда, у этих двух историй диаметрально противоположный исход: перед смертью к Алонсо приходит озарение. Этот персонаж понимает, что в своих мечтаниях заблуждался. А вот Обломов не меняется. Очевидно, в этом исходе и заключается различие между западным и русским менталитетом.

Антитеза - основной прием в произведении

С помощью антитезы можно более объемно нарисовать личности героев, поскольку все познается в сравнении. Нельзя понять Илью Ильича, убрав Штольца из романа. Гончаров показывает достоинства и недостатки своих персонажей. Читатель при этом может взглянуть со стороны на самого себя и свой внутренний мир. Это поможет не допустить ошибок, которые сделали герои Обломов и Штольц в романе Гончарова "Обломов".

Илья Ильич - это человек с исконно русской душой, а Андрей Штольц - представитель новой эпохи. В России всегда были и будут и те и другие. Штольц и Обломов - это персонажи, через взаимодействие которых, а также через их взаимодействие с другими героями произведения автор доносит основные мысли. Ольга Ильинская является связующим звеном между ними.

Значение детства в формировании характеров героев

Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе "Сон Обломова" автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.

Детство Ильи Обломова

Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша - как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили "сливочками", "сухариками", "булочками". Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.

Детство Андрея Штольца

У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость - основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.

Прощание с родным домом

Обратимся к сценам, в которых описывается то, как Штольц и Обломов покидали родные деревни. Обломова провожают со слезами на глазах, не хотят отпускать дорогого дитя - ощущается атмосфера любви к мальчику. А когда родной дом покидает Штольц, отец лишь дает ему несколько наставлений, касающихся траты денежных средств. В момент прощания им даже нечего друг другу сказать.

Две среды, два характера и их влияние друг на друга

Двумя совершенно разными средами являются деревни Обломовка и Верхлево. Обломовка - это своеобразный рай на Земле. Здесь ничего не происходит, все спокойно и тихо. У власти в Верхлево стоит отец Андрея, немец, который устраивает здесь немецкий порядок.

Общие черты характера имеют Обломов и Штольц. Дружба их, существовавшая еще с детских лет, привела к тому, что, общаясь, они повлияли в некоторой степени друг на друга. Оба героя какое-то время воспитывались вместе. Они ходили в школу, содержал которую отец Андрея. Однако они пришли сюда, можно сказать, из совершенно разных миров: раз и навсегда заведенный, ничем не нарушаемый порядок жизни в деревне Обломовка; и активный труд немецкого бюргера, который перемежался с уроками матери, старавшейся привить Андрею интерес и любовь к искусству.

Для дальнейшего развития отношений, однако, Андрею и Илье не хватает общения. Постепенно отдаляются друг от друга, взрослея, Обломов и Штольц. Дружба их, между тем, не прекращается. Однако ей препятствует и то, что имущественное положение этих двух героев различно. Настоящим барином, дворянином является Обломов. Это обладатель 300 душ. Илье можно было вообще ничего не делать, находясь на обеспечении своих крепостных. Все иначе у Штольца, который русским дворянином был лишь по матери. Ему самостоятельно приходилось поддерживать свое материальное благосостояние.

Обломов и Штольц в романе "Обломов" в зрелые годы стали совершенно разными. Им было уже трудно общаться. Штольц начал ехидничать и подшучивать над рассуждениями Ильи, столь далекими от реальности. Различия в характерах и взглядах на жизнь в конце концов привели к постепенному ослаблению их дружбы.

Значение дружбы у Гончарова

Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: "братство", воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные - это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.

Значение и актуальность романа "Обломов"

Роман "Обломов" является произведением, не теряющим и по сей день своей актуальности, поскольку он отражает сущность жизни людей, которая является вечной. Предложенная автором (портрет его представлен ниже) антитеза превосходно передает суть рока истории нашей страны, которая отмечена этими двумя крайностями.

Русскому человеку тяжело отыскать золотую середину, смешать стремление к благополучию, активность и трудолюбие Андрея Штольца и полную мудрости и света, широкую душу Обломова. Наверное, в каждом нашем соотечественнике, как и в самой нашей стране, живут эти крайности: Штольц и Обломов. Характеристика будущего России зависит от того, кто из них возьмет верх.