Меценаты XIX века. Самые щедрые российские меценаты по версии Forbes

В 19 веке деловой мир страны существенно изменился. Реформы стали причиной успеха представителей сословий, ранее ограниченных в праве ведения предпринимательской деятельности. Это время подъема династий Второвых, Морозовых, Вогау, Рябушинских, становления бизнеса талантливых инженеров Н.И. Путилова и Н.С. Авдакова, расцвета других известных фамилий. Реализуя свои проекты, они не оставляли без внимания ни интересы государства, ни нужды народа.

 

19 век занимает особое место в истории российского предпринимательства. Государство ведет законодательную деятельность, пытаясь создать благоприятные условия для развития экономики. К концу столетия исчерпала себя система гильдий, учрежденная в петровское время для систематизации и регулирования предпринимательской деятельности, защиты прав купцов и создания сословных привилегий.

Реформа промыслового налогообложения в 1898 году закрепила в качестве объекта налогообложения предприятие, а не личность предпринимателя, как это было ранее. Усиление конкуренции в торговле стало причиной обращения деловых людей к сфере промышленного производства. Преобразования в области акционерного дела установили ограничение ответственности и предоставили возможность участия в коммерческих предприятиях представителям разных сословий.

Изменения привели к тому, что деловые круги пополнились выходцами из крестьян, мещан, дворян, иностранцев и служащих. За счет крупного предпринимательства к началу 20 века в стране жило около 1,5 миллионов человек.

Имена известных предпринимателей России 19 века на слуху и сегодня: представители фамилий знамениты внедрением прогрессивных технологий, благотворительностью, участием в политической жизни.

Морозовы

Савва Васильевич Морозов (1770 - 1860) - основатель династии - происходит из крепостных крестьян села Зуево Богородского уезда Московской губернии. Своего успеха он добился благодаря личным качествам: трудолюбию и деловой хватке. Начав работу ткачом на фабрике, после женитьбы на средства приданого организовал небольшое производство, где работал и он сам с женой и сыновьями. Созданные в мастерской шелковые ткани и ажурные ленты Савва продавал в Москве. Доходы позволили предпринимателю с семьей выкупиться у помещика в 1820 году. В семье Саввы было пятеро сыновей: Елисей, Захар, Абрам, Иван и Тимофей. Предпринимательская жилка характерна для многих потомков Саввы: семью считают состоящей из нескольких ветвей, представители которых стали известны в текстильном деле и других областях. В 1842 году Морозовы получили потомственное почетное гражданство, которое устранило ограничения, установленные для крестьян и городских обывателей.

С течением времени Морозовы покупали земли, строили новые фабрики по производству шёлковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей, внедряя в производство современные технологии и механизмы.

Первое из предприятий Саввы Васильевича выросло в Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°», которая находилась в ведении ветви «Тимофеевичей» - потомков его младшего сына, и включала фабрики, обеспечивающие бумагопрядильное, ткацкое, красильно-набивное, аппретурное, отбельное, плисорезное производство.

С именем мануфактуры связана «Морозовская стачка» 1885 года в с. Никольском. Рабочие протестовали против низкого уровня оплаты труда и высоких штрафов за нарушения. Выступление было подавлено, часть участников власти арестовали, однако событие имело положительные для рабочих последствия. Под руководством Саввы Тимофеевича было установлено новое английское оборудование, улучшены условия труда и быт рабочих.

Компания Богородско-Глуховской мануфактуры основана в 1830 году и передана Саввой Васильевичем сыну Захару, давшему жизнь ветви «Захаровичей». Предприятие стало первым предприятием в форме товарищества в центральном районе страны. В его состав входили прядильное, ткацкое, красильное, белильное, ниточное производство и торфоразработки.

Старший сын Саввы Морозова - Елисей, выделившись, организовал собственную мануфактуру, которая впоследствии приобрела название «Товарищество мануфактур Морозова Викулы с сыновьями». Викула Елисеевич сыграл важную роль в становлении предприятия и принял бразды правления от отошедшего от дел отца. Его именем называют эту ветвь семейства Морозовых - «Викуловичи».

По управлением «тверских» Морозовых - потомков Абрама - находилось предприятие, созданное Тимофеем по просьбе отца. Тверская мануфактура выпускала около тридцати видов хлопчатобумажных тканей, которые пользовались неизменным спросом на российских ярмарках, а также отправлялись на экспорт. Руководили производством Абрам и Давид Абрамовичи.

Вокруг морозовских предприятий вырастала социальная инфраструктура: магазины, бани, больницы, школы, богадельни, стадионы. Наследие династии фабрикантов и сегодня можно увидеть на улицах Орехова-Зуева, Ногинска, Железнодорожного и других населенных пунктов вблизи столицы.

Исследователи отмечают разные причины успеха предприятий династии, в том числе:

  • активную предпринимательскую позицию;
  • стремление к механизации труда, ставка на высокий технический уровень производства;
  • непрерывную модернизацию производственных мощностей;
  • отказ от иностранных специалистов и поддержку отечественного образования и привлечение к работе выпускников российских учебных заведений;
  • создание лабораторий для соединения теоретической и экспериментальной науки с производством;
  • двухступенчатую модель управления, устранившую исключительное авторитарное влияние собственников через привлечение квалифицированных наемных управленческих кадров;
  • постепенное осознание социальной ответственности перед персоналом предприятий.

Кроме текстильного производства семья участвовала в деятельности иных институтов. Тимофей Морозов входил в число учредителей Волжско-Камского банка, созданного в 1870 году и занимавшего лидирующую позицию в стране вплоть до конца века. В период 1868-76 годов он также занимал пост председателя Московского биржевого комитета, который сотрудничал с государством в вопросах законотворческой деятельности в сфере торговли и промышленности, регулировал биржевую торговлю, выдавал справки и заключения по торговым делам. Давид Иванович построил в сторону от основной линии Москва - Владимир железнодорожную ветку, заканчивающуюся стацией «Захарово», названной в честь деда и существующей до сих пор.

Представители семьи много занимались благотворительностью и поддерживали культуру страны. При финансировании Морозовых построены Алексеевская психиатрическая больница, Морозовская детская больница, Раковый институт и другие медицинские учреждения. При участии «Московского купеческого общества взаимного кредита», в состав учредителей которого входил Т.С. Морозов, финансировались газеты «Москвич» и «Акционер», журнал «Вестник промышленности». Варвара Алексеевна, супруга Абрама Абрамовича, пожертвовала средства на устройство в 1895 году бесплатной «Тургеневской библиотеки-читальни», поддерживала газету «Русские ведомости», принимала участие в создании технической базы многих образовательных учреждений, например, Императорского технического училища. Сергей Тимофеевич оказывал помощь художнику Левитану, Савва Тимофеевич не оставлял без поддержки МХАТ. Словом, в предреволюционной Москве трудно было найти благотворительное мероприятие или социальное учреждение, которое осталось за пределами внимания и поддержки Морозовых.

В начале 20 века состояние семьи Морозовых по оценкам журнала Forbes составило в современном эквиваленте свыше 500 млн. долларов, что ставит их на четвертое место в списке богатейших российских предпринимателей своего времени.

Накануне Октябрьской революции в Москве, по подсчетам историков, жило порядка 60 семей потомков Саввы Васильевича. После октября 1917 года жизнь Морозовых сложилась по-разному: некоторые иммигрировали (Николай Давидович, Сергей Тимофеевич, Петр Арсеньевич и другие), но большинство осталось на Родине, где их ожидала пора испытаний и утрат.

Рябушинские

Основателем династии является крестьянин Михаил Яковлев, который в 1802 году прибыл в Москву из Калужской губернии, приобрел лавку и вступил в число купцов третьей гильдии. Впоследствии родовая фамилия была изменена по названию родной слободы основателя. Интересы предпринимателя лежали в сфере текстильной промышленности: в 1846 году он приобрел первое ткацкое производство. На широкую дорогу семейный бизнес Рябушинских вывел средний сын - Павел Михайлович, который продал старые отцовские мануфактуры и приобрел фабрику, оснастив ее по последнему слову техники.

В 1887 году семейное дело было преобразовано в «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского», основной капитал которого составлял 2 млн. руб. Фирма владела бумагопрядильной, ткацкой, красильной, отделочной, аппретурной фабриками в Тверской губернии. К началу 20 века капитал предприятия вырос до 5 млн. руб., в целом состояние семьи оценивалось в сумму свыше 20 млн. руб.

После смерти Павла и его супруги дело возглавил их старший сын - Павел Павлович, чье имя чаще связывают с общественной и политической деятельностью, однако, именно под его руководством на переломе столетий продолжал процветать бизнес Рябушинских. Павел, как и его братья, получил образование в Московской практической академии коммерческих наук - учреждении среднего образования по подготовке коммерсантов, находящегося в ведении Министерства финансов. Совместно с Павлом работали четверо из восьми братьев: Сергей, Владимир, Степан и Михаил. Предприниматели утвердились в льняной промышленности, вкладывали средства в лесопильное дело, занимались производством бумаги.

Семья владела «Банкирским домом братьев Рябушинских», который впоследствии был преобразован в Московский банк при поддержке предпринимателей, занятых текстильной промышленностью. Рябушинские принимали на службу выпускников академии, где учился Павел; на должности младшего персонала готовили деревенских детей, прошедших, помимо школьного, обучение за счет предпринимателей в торговых вечерних классах.

Известные планы Рябушинских характеризуют братьев как дальновидных предпринимателей, делавших ставку на вложения в перспективные технологии.

Так, в годы первой мировой войны Сергей и Степан учредили Московское товарищество автомобильного завода - предприятие, которое в советское время было преобразовано в ЗИЛ. Через год после закладки завод должен был выпустить первую партию грузовиков по лицензии итальянской фирмы «ФИАТ». Техника была создана, хотя и с нарушением сроков, но завод полностью достроен не был из-за событий 1917 года. Остались нереализованными проекты по разведке нефти на ухтинских месторождениях и по созданию машиностроительных предприятий на Урале.

В финансовой сфере известен план братьев по созданию банка «мирового масштаба» через объединение Московского банка с другими крупными учреждениями: Волжско-Камским и Русским торгово-промышленным.

Павел Павлович помимо ведения семейных дел был увлечен общественно-политическими процессами, принимал живое участие в жизни страны, последовательно отстаивая свою позицию:

  • сотрудничал с «Союзом 17 октября», отношения с которым впоследствии прервал из-за несогласия с политикой П. Столыпина;
  • издавал газеты «Утро», «Народная газета», «Утро России», где излагал свое видение перспектив развития государства.

Предприниматель видел путь развития страны в соединении старообрядческих традиций допетровской Руси с институтами западного капитализма, и предостерегал интеллигенцию от увлечения социалистическими идеями. Рябушинский всецело поддержал события февраля 1917 года, поскольку считал, что они открывают коммерсантам и промышленникам возможность влияния на политическую жизнь страны.

После революции братья эмигрировали, в России живут потомки дочерей Павла Михайловича.

Второвы

Александр Фёдорович Второв происходил из костромских мещан, жил в Иркутске и, будучи купцом, вел оптовую торговлю мануфактурными товарами, пушниной, золотом, занимался финансовыми операциями. Успех в делах позволил ему в 1876 году перейти в 1-ю гильдию, а в 1897 году - перебраться с семьей в Москву и получить потомственное почетное гражданство. Александр Александрович остался вести дела в Иркутске, не прекращая взаимодействия с отцом и братом. В Чите работал брат старшего Второва - Пётр Мажуков. Дочерей Александр Фёдорович удачно выдал замуж, породнившись с состоятельными московскими фамилиями.

Совместно с сыном Николаем Александр Фёдорович учредил предприятие, ставшее впоследствии известным как «Товарищество А.Ф. Второв и сыновья», которое:

  • торговало текстилем и чаем;
  • поставляло в казну сырьё для производства бездымного пороха;
  • владело коммерческой недвижимостью в городах Сибири и Урала;
  • осуществляло мануфактурное производство;
  • вело внешнеторговые операции в Монголии.

Николай Александрович отличался неординарным мышлением и выбирал для вложений перспективные отрасли и предприятия, эффективность которых позволила ему преумножить состояние отца.

В конце столетия Николай Александрович сосредоточил свои интересы на золотодобыче, но не оставлял без внимания и другие направления деятельности: он расширил список текстильных предприятий, на его фабриках изготавливали военное обмундирование и боеприпасы, создал Московский промышленный банк, занимался производством красителей, работал и в других промышленных отраслях. Основанное Второвым Товарищество на паях «Электросталь» стало первым в России подобным заводом и дало жизнь одноименному городу.

В руководстве некоторыми предприятиями Николаю Александровичу помогал его сын - Борис. Итогом плодотворной работы стало крупнейшее в стране состояние, которое превосходило богатство других известных семей и оценивалось в размере свыше 700 млн. современных долларов.

Николай Александрович был убит в 1918 году, его семья переехала во Францию. Александр Второв покинул Иркутск в 1917 году.

Вогау

Основатель бизнеса Филипп-Макс фон Вогау прибыл в 1827 году из Германии. Вопреки дворянскому происхождению был беден, был вынужден поначалу служить «на посылках». Не имея перспектив на родине, он принимает российское подданство, и ищет лучшей жизни в России. Заработанная здесь репутация в 1839 году дает Максиму Максимовичу возможность заключить брак с дочерью текстильного фабриканта Ф. Рабенека. С этого времени ведет отсчет династия российских предпринимателей Вогау.

При участии братьев Фридриха и Карла Максим Максимович открывает контору, торгующую сначала чаем, товарами бытовой и хозяйственной химии, а затем перешедшей к импорту сахара, пряжи и хлопка. Предприятие выросло торговый дом «Вогау и К», который вплоть до октябрьского переворота находился под контролем семьи. Кроме братьев в семейном бизнесе принимали участие их зятья Эрвин Шумахер и Конрад Банза, племянник Мориц Марк, сыновья Макса - Отто и Гуго. Пика развития предприятие достигло в период управления Гуго Максимовича - сына основателя династии.

Помимо ведения масштабных внешнеторговых операций семья инвестировала средства в финансовую сферу и промышленность:

  • при участии Вогау созданы «Московский учетный банк», «Русский для внешней торговли банк», «Рижский коммерческий банк» и страховое общество «Якорь»;
  • семья контролировала предприятия в разных отраслях, в круг интересов входили добыча руды, выплавка металлов, изготовление цемента, химическое и текстильное производство;
  • совместно с Кнопом велись поиски месторождений платины и нефти на Урале и меди на Кавказе.

Уклад жизни семьи был обычен для немецких буржуа: они исповедовали лютеранство, жили по соседству, сохраняли традиции своего народа. В 1900 году пятеро из восьми членов правления фирмы оставались подданными Германии, поэтому с началом войны Вогау оказались в сложной ситуации. Часть предприятий пострадали от погромов, за деятельностью компании был установлен правительственный надзор. Семья была вынуждена продать ведущие предприятия.

Гуго принимал участие в финансировании основанной П.П. Рябушинским газеты «Утро России», выступавшей с критикой правительственной политики в экономической сфере и закрытой властями «ввиду вредного направления».

Состояние семьи Вогау, нажитое за 90 лет в России, было сравнимо с богатством Морозовых и насчитывало, по оценке Forbs, около 500 млн. долларов в современном исчислении.

После 1917 года большинство Вогау эмигрировали из России. Сегодня в стране живут потомки оставшегося здесь сына Гуго - Максима, состоявшего с 1919 года в ВКП(б).

Инженер-предприниматель Н.С. Авдаков

Николай Степанович родился в 1847 году в семье военного врача, приписанного к дислоцировавшемуся на Кавказе Куринскому полку. Предки Авдаковых жили во Владимирской губернии и, по большей части, были церковнослужителями. Николай получил образование в Петербургском горном институте, который он окончил в 1873 году. Главное горное управление направило Авдакова для работы рудничным инженером в Рутченковское каменоугольное общество, расположенном в Екатеринославской губернии и созданное на бельгийские капиталы.

В развитии отечественной культуры XIX − начала XX веков значительную роль сыграли такие меценаты и собиратели как Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин, братья Третьяковы, Рябушинские, Морозовы. Но и в настоящее время не перевелись благотворители среди российской бизнес-элиты.

Вот список наиболее известных меценатов нашей страны, составленный по материалам изданий «Forbes Russia», «КоммерсантЪ», РИА «Новости» и других открытых источников:

И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова, 1901

Владимир Потанин

Президент компании «Интеррос» Владимир Потанин основал «Фонд развития Эрмитажа» и внес в него пять миллионов долларов. Бизнесмен считается одним из самых последовательных российских меценатов. Среди его наиболее значимых спонсорских и благотворительных начинаний – музейные проекты «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Первая публикация», фестиваль «Музейный гид», гранты сотрудникам Эрмитажа, создание Русской гостиной в Кеннеди-центре. Потанин известен также тем, что пожертвовал один миллион долларов на покупку государством знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, находившегося в коллекции «ИНКОМ-банка».

Виктор Вексельберг

Виктор Вексельберг – большой поклонник фирмы Фаберже – создал в Санкт-Петербурге музей прославленной ювелирной мастерской, где хранятся одиннадцать пасхальных яиц императорской серии, которые глава компании «Ренова» приобрел у потомков миллиардера Малкольма Форбса за сто миллионов долларов и вернул в Россию. В 2014 году фонд Вексельберга «Связь времен» выкупил на аукционе предметы из личного архива князей Юсуповых и подарил Государственному архиву.

Роман Абрамович

Владелец компании «Millhouse Capital» Роман Абрамович в 2010 году спонсировал гастроли театра «Современник» в Лондоне. Бывший губернатор Чукотки, известный своим пристрастием к искусству, стал основателем культурного центра «Гараж», который, по некоторым оценкам, обошелся бизнесмену в пятьдесят миллионов евро. А в 2017 году должна закончиться реконструкция территории острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге, в которую Абрамович вложил четыреста миллионов долларов, чтобы превратить местные склады и другие постройки XVIII века в комплекс музеев и художественных галерей.

Роман Троценко

В 2007 году владелец «AEON Corporation» Роман Троценко создал культурный центр «Винзавод», реконструкция производственных помещений которого обошлась в двенадцать миллионов долларов. Жена Романа Троценко − Софья Сергеевна − известный российский арт-продюсер, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», советник министра культуры РФ.

Андрей Скоч

Бизнесмен Андрей Скоч финансирует литературную премию «Дебют», призванную поддерживать молодых авторов. Призовой фонд - шесть миллионов рублей.

Шалва Бреус

В 2007 году владелец Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината Шалва Бреус основал ежегодную художественную премию имени Кандинского, которая вручается за лучшие художественные достижения последних двух лет. Призовой фонд премии оценивается в пятьдесят семь тысяч евро. В ближайших планах Бреуса – создание нового музея современного искусства. Вполне вероятно, что разместится он в здании кинотеатра «Ударник», которое Шалва Бреус арендует у города. По оценкам бизнесмена, для реализации этого проекта понадобится около тридцати миллионов долларов.

Александр Мамут и Сергей Адоньев

Один из самых масштабных отечественных проектов в области искусства – Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» существует на деньги главы «SUP Media» Александра Мамута и владельца компании Yota Сергея Адоньева. Годовой бюджет «Стрелки» составляет порядка десяти миллионов долларов. Сергей Адоньев известен также масштабной реконструкцией электротеатра «Станиславский», после которой в театре появились универсальный зал на двести мест с трансформируемой сценой, многофункциональное фойе, шесть репетиционных залов, мастерские и цеха, склад декораций с подъемником и пошивочный цех. Реконструкция была проведена полностью за счет средств Сергея Адоньева, который, по словам мэра Сергея Собянина, вложил в восстановление театра несколько сотен миллионов рублей.

Михаил Прохоров

Бизнесмен и политик Михаил Прохоров финансировал фестиваль русского искусства «Неизвестная Сибирь» в Лионе, на котором выступал Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, вложив в это предприятие около двух миллионов евро, а также выступил спонсором постановки спектакля «Рассказы Шукшина» в Театре наций. В год двухсотлетия Н. В. Гоголя Михаил Прохоров учредил литературную премию НОС «для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке». Призовой фонд в размере одного миллиона рублей ежегодно распределяется между победителями и финалистами конкурса.

Владимир Кехман

Один из самых колоритных меценатов – председатель совета директоров компании «JFC» Владимир Кехман совмещает благотворительную деятельность с руководством двумя театрами – Михайловским и Новосибирским. В 2007 году, став директором Михайловского театра, Кехман вложил пятьсот миллионов рублей в реконструкцию здания, организовал несколько гастрольных туров и гала-концертов. (Однако, при этом Владимир Кехман признан банкротом и проходит обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах).

Алишер Усманов

Расходы на благотворительность Алишера Усманова в 2012 году составили сто восемьдесят миллионов долларов. Он лично учредил фонды «Искусство, наука и спорт», поддерживает театры, музеи, участвует в социальных проектах и в помощи тяжелобольным детям. В 2007 году глава «USM Holdings» Алишер Усманов еще до начала торгов выкупил за сто одиннадцать с лишним миллионов долларов выставленную на аукцион Sotheby’s коллекцию искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, состоящую из четырехсот пятидесяти лотов. Примечательно, что по предварительной оценке, стоимость коллекции оценивалась экспертами всего лишь в диапазоне от двадцати шести до сорока миллионов долларов. После покупки Усманов безвозмездно передал коллекцию российскому правительству, в данный момент она экспонируется в Константиновском дворце Санкт-Петербурга. За две недели до этого Алишер Усманов совершил еще один поступок, достойный уважения: приобрел у американской компании «Films by Jove» коллекцию классических анимационных фильмов «Союзмультфильма» и подарил её российскому детскому телевизионному каналу «Бибигон». Сумма сделки оценивается в пять-десять миллионов долларов. На счету Алишера Усманова также выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард» и выставка Уильяма Тёрнера в ГМИИ им. А. С. Пушкина, финансирование издания журнала «Мурзилка», поддержка проектов Владимира Спивакова, организация Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти.

Алексей Ананьев

Председатель совета директоров «Промсвязьбанка» Алексей Ананьев, известный своей приверженностью традиционным православным ценностям, основал Институт русского реалистического искусства, для чего был приобретен один из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики, построенной в Замоскворечье в конце XIX века. Бизнесмен постоянно пополняет коллекцию музейно-выставочного комплекса. Сейчас в его собрании около пятисот произведений русского и советского искусства.

Леонид Михельсон

Председатель правления ОАО «Новатэк» Леонид Михельсон решил нести москвичам свет культуры и купил у Мосэнерго ГЭС-2, что на Болотной площади, дабы превратить электростанцию в Музей искусств. Ранее бизнесмен создал фонд V-A-C (Victoria – the Art of being Contemporary), названный в честь его дочери Виктории. Организация оказывает поддержку музеям современного искусства, спонсирует молодых художников и их кураторов.

Олег Дерипаска

Генеральный директор компании «РусАл» Олег Дерипаска активно курирует Кубанский казачий хор и Школустудию МХАТ, которая при поддержке предпринимателя гастролировала по Кубани, Сибири и Поволжью. Дерипаска возглавляет благотворительный фонд «Вольное дело», оказывающий спонсорскую помощь детям с ограниченными возможностями, системе образования МГУ, Российской шахматной федерации и Фанагорийской археологической экспедиции.

Михаил Абрамов

Бизнесмен Михаил Абрамов в 2011 году создал в Москве Музей русской иконы. Он существует исключительно на деньги мецената и не ведет никакой коммерческой деятельности, не взимает плату за посещение и экскурсии. В великолепном музейном собрании – пять тысяч экспонатов, среди которых уникальные памятники XV–XVI веков. Музей, располагающий собственными реставрационными мастерскими и научным отделом, был принят в Международный совет музеев при ЮНЕСКО.

Петр Авен

Председатель совета директоров банковской группы «Альфа-Банк», известный коллекционер Петр Авен выступил инициатором создания некоммерческой организации «Russian Avant-Garde Research Project», которая ставит своей целью борьбу с подделками произведений русского искусства. Он известен как ценитель искусства и меценат, член совета попечителей Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, коллекционер картин художников «серебряного века».

Борис Минц

Председатель совета директоров «О1 Group» Борис Минц сладкой жизни миллиардера предпочел хлопотные будни музейного работника – выкупил здание кондитерской фабрики «Большевик» на Ленинградском проспекте и решил сделать из нее Музей русского импрессионизма, вложив в реконструкцию десять миллионов долларов. Основу экспозиции составила личная коллекция живописи Бориса Минца, который на протяжении нескольких лет по крупицам собирал картины русских художников.

Сергей Попов

Заместитель председателя совета директоров «МДМ Банка» Сергей Попов на протяжении многих лет спонсирует музыкальные фестивали Юрия Башмета и Валерия Гергиева, однако старается не распространяться об этом. Удивительный факт: предприниматель даже заключил договор с пиар-агентством, одной из главных задач которого – свести к минимуму упоминания в прессе о Сергее Попове и его бизнесе. Такой вот пиар наоборот!

Данил Хачатуров

Генеральный директор «Росгосстраха» Данил Хачатуров свои несбывшиеся юношеские мечты стать кинорежиссером сублимировал в финансирование кинематографа. «Росгосстрах» оплатил съемки таких фильмов, как «Яйца судьбы», «Каникулы строгого режима», «Выкрутасы», лично спродюсировал картины «Вдох-Выдох» и «Generation P».

В развитии отечественной культуры XIX − начала XX веков значительную роль сыграли такие меценаты и собиратели как Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин, братья Третьяковы, Рябушинские, Морозовы. Но и в настоящее время не перевелись благотворители среди российской бизнес-элиты. Вот список наиболее известных меценатов нашей страны, составленный по материалам изданий «Forbes Russia», «КоммерсантЪ», РИА «Новости» и других открытых источников:

Владимир Потанин

Президент компании «Интеррос» Владимир Потанин основал «Фонд развития Эрмитажа» и внес в него пять миллионов долларов. Бизнесмен считается одним из самых последовательных российских меценатов. Среди его наиболее значимых спонсорских и благотворительных начинаний – музейные проекты «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Первая публикация», фестиваль «Музейный гид», гранты сотрудникам Эрмитажа, создание Русской гостиной в Кеннеди-центре. Потанин известен также тем, что пожертвовал один миллион долларов на покупку государством знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, находившегося в коллекции «ИНКОМ-банка».

Виктор Вексельберг

Виктор Вексельберг – большой поклонник фирмы Фаберже – создал в Санкт-Петербурге музей прославленной ювелирной мастерской, где хранятся одиннадцать пасхальных яиц императорской серии, которые глава компании «Ренова» приобрел у потомков миллиардера Малкольма Форбса за сто миллионов долларов и вернул в Россию. В 2014 году фонд Вексельберга «Связь времен» выкупил на аукционе предметы из личного архива князей Юсуповых и подарил Государственному архиву.

Роман Абрамович

Владелец компании «Millhouse Capital» Роман Абрамович в 2010 году спонсировал гастроли театра «Современник» в Лондоне. Бывший губернатор Чукотки, известный своим пристрастием к искусству, стал основателем культурного центра «Гараж», который, по некоторым оценкам, обошелся бизнесмену в пятьдесят миллионов евро. А в 2017 году должна закончиться реконструкция территории острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге, в которую Абрамович вложил четыреста миллионов долларов, чтобы превратить местные склады и другие постройки XVIII века в комплекс музеев и художественных галерей.

Роман Троценко

В 2007 году владелец «AEON Corporation» Роман Троценко создал культурный центр «Винзавод», реконструкция производственных помещений которого обошлась в двенадцать миллионов долларов. Жена Романа Троценко − Софья Сергеевна − известный российский арт-продюсер, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», советник министра культуры РФ.

Андрей Скоч

Бизнесмен Андрей Скоч финансирует литературную премию «Дебют», призванную поддерживать молодых авторов. Призовой фонд – шесть миллионов рублей.

Шалва Бреус

В 2007 году владелец Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината Шалва Бреус основал ежегодную художественную премию имени Кандинского, которая вручается за лучшие художественные достижения последних двух лет. Призовой фонд премии оценивается в пятьдесят семь тысяч евро. В ближайших планах Бреуса – создание нового музея современного искусства. Вполне вероятно, что разместится он в здании кинотеатра «Ударник», которое Шалва Бреус арендует у города. По оценкам бизнесмена, для реализации этого проекта понадобится около тридцати миллионов долларов.

Александр Мамут и Сергей Адоньев

Один из самых масштабных отечественных проектов в области искусства – Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» существует на деньги главы «SUP Media» Александра Мамута и владельца компании Yota Сергея Адоньева. Годовой бюджет «Стрелки» составляет порядка десяти миллионов долларов. Сергей Адоньев известен также масштабной реконструкцией электротеатра «Станиславский», после которой в театре появились универсальный зал на двести мест с трансформируемой сценой, многофункциональное фойе, шесть репетиционных залов, мастерские и цеха, склад декораций с подъемником и пошивочный цех. Реконструкция была проведена полностью за счет средств Сергея Адоньева, который, по словам мэра Сергея Собянина, вложил в восстановление театра несколько сотен миллионов рублей.

Михаил Прохоров

Бизнесмен и политик Михаил Прохоров финансировал фестиваль русского искусства «Неизвестная Сибирь» в Лионе, на котором выступал Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, вложив в это предприятие около двух миллионов евро, а также выступил спонсором постановки спектакля «Рассказы Шукшина» в Театре наций. В год двухсотлетия Н. В. Гоголя Михаил Прохоров учредил литературную премию НОС «для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке». Призовой фонд в размере одного миллиона рублей ежегодно распределяется между победителями и финалистами конкурса.

Владимир Кехман

Один из самых колоритных меценатов – председатель совета директоров компании «JFC» Владимир Кехман совмещает благотворительную деятельность с руководством двумя театрами – Михайловским и Новосибирским. В 2007 году, став директором Михайловского театра, Кехман вложил пятьсот миллионов рублей в реконструкцию здания, организовал несколько гастрольных туров и гала-концертов. (Однако, при этом Владимир Кехман признан банкротом и проходит обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах).

Алишер Усманов

Расходы на благотворительность Алишера Усманова в 2012 году составили сто восемьдесят миллионов долларов. Он лично учредил фонды «Искусство, наука и спорт», поддерживает театры, музеи, участвует в социальных проектах и в помощи тяжелобольным детям. В 2007 году глава «USM Holdings» Алишер Усманов еще до начала торгов выкупил за сто одиннадцать с лишним миллионов долларов выставленную на аукцион Sotheby’s коллекцию искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, состоящую из четырехсот пятидесяти лотов. Примечательно, что по предварительной оценке, стоимость коллекции оценивалась экспертами всего лишь в диапазоне от двадцати шести до сорока миллионов долларов. После покупки Усманов безвозмездно передал коллекцию российскому правительству, в данный момент она экспонируется в Константиновском дворце Санкт-Петербурга. За две недели до этого Алишер Усманов совершил еще один поступок, достойный уважения: приобрел у американской компании «Films by Jove» коллекцию классических анимационных фильмов «Союзмультфильма» и подарил ее российскому детскому телевизионному каналу «Бибигон». Сумма сделки оценивается в пять-десять миллионов долларов. На счету Алишера Усманова также выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард» и выставка Уильяма Тёрнера в ГМИИ им. А. С. Пушкина, финансирование издания журнала «Мурзилка», поддержка проектов Владимира Спивакова, организация Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти.

Алексей Ананьев

Председатель совета директоров «Промсвязьбанка» Алексей Ананьев, известный своей приверженностью традиционным православным ценностям, основал Институт русского реалистического искусства, для чего был приобретен один из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики, построенной в Замоскворечье в конце XIX века. Бизнесмен постоянно пополняет коллекцию музейно-выставочного комплекса. Сейчас в его собрании около пятисот произведений русского и советского искусства.

Леонид Михельсон

Председатель правления ОАО «Новатэк» Леонид Михельсон решил нести москвичам свет культуры и купил у Мосэнерго ГЭС-2, что на Болотной площади, дабы превратить электростанцию в Музей искусств. Ранее бизнесмен создал фонд V-A-C (Victoria – the Art of being Contemporary), названный в честь его дочери Виктории. Организация оказывает поддержку музеям современного искусства, спонсирует молодых художников и их кураторов.

Олег Дерипаска

Генеральный директор компании «РусАл» Олег Дерипаска активно курирует Кубанский казачий хор и Школустудию МХАТ, которая при поддержке предпринимателя гастролировала по Кубани, Сибири и Поволжью. Дерипаска возглавляет благотворительный фонд «Вольное дело», оказывающий спонсорскую помощь детям с ограниченными возможностями, системе образования МГУ, Российской шахматной федерации и Фанагорийской археологической экспедиции.

Михаил Абрамов

Бизнесмен Михаил Абрамов в 2011 году создал в Москве Музей русской иконы. Он существует исключительно на деньги мецената и не ведет никакой коммерческой деятельности, не взимает плату за посещение и экскурсии. В великолепном музейном собрании – пять тысяч экспонатов, среди которых уникальные памятники XV–XVI веков. Музей, располагающий собственными реставрационными мастерскими и научным отделом, был принят в Международный совет музеев при ЮНЕСКО.

Петр Авен

Председатель совета директоров банковской группы «Альфа-Банк», известный коллекционер Петр Авен выступил инициатором создания некоммерческой организации «Russian Avant-Garde Research Project», которая ставит своей целью борьбу с подделками произведений русского искусства. Он известен как ценитель искусства и меценат, член совета попечителей Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, коллекционер картин художников «серебряного века».

Борис Минц

Председатель совета директоров «О1 Group» Борис Минц сладкой жизни миллиардера предпочел хлопотные будни музейного работника – выкупил здание кондитерской фабрики «Большевик» на Ленинградском проспекте и решил сделать из нее Музей русского импрессионизма, вложив в реконструкцию десять миллионов долларов. Основу экспозиции составила личная коллекция живописи Бориса Минца, который на протяжении нескольких лет по крупицам собирал картины русских художников.

Сергей Попов

Заместитель председателя совета директоров «МДМ Банка» Сергей Попов на протяжении многих лет спонсирует музыкальные фестивали Юрия Башмета и Валерия Гергиева, однако старается не распространяться об этом. Удивительный факт: предприниматель даже заключил договор с пиар-агентством, одной из главных задач которого – свести к минимуму упоминания в прессе о Сергее Попове и его бизнесе. Такой вот пиар наоборот!

Данил Хачатуров

Генеральный директор «Росгосстраха» Данил Хачатуров свои несбывшиеся юношеские мечты стать кинорежиссером сублимировал в финансирование кинематографа. «Росгосстрах» оплатил съемки таких фильмов, как «Яйца судьбы», «Каникулы строгого режима», «Выкрутасы», лично спродюсировал картины «Вдох-Выдох» и «Generation P».

Всем известно, что меценаты – это выдающиеся личности,очень богатые и интересные люди, жертвующие большие деньги на развитие искусства и науки. Но каково происхождение слова "меценат" и кто входит в список самых щедрых меценатов России?

В первом веке до нашей эры, во времена правления римского императора Октавиана Августа, жил Гай Цильний Меценат. Он был высокопоставленным чиновником и очень любил искусство. Этот человек очень много сделал для его развития в Древнем Риме. Его считали другом Августа, способным высказать тому свое мнение и добиться принятия нужных решений. Это был человек очень добрый и великодушный, много раз сдерживающий жестокого и порывистого Октавиана. Еще Меценат был очень начитанным и образованным человеком, который видел, что многие римские поэты, художники и музыканты были людьми нуждающимися. Он всю свою жизнь пытался им помочь материально – давал деньги, дарил поместья и многое – многое другое. Именно благодаря этим бескорыстным делам он запомнился в истории, а его имя стало нарицательным. Его примеру следовали и другие люди, жившие позже. Кто же был самыми известными меценатами России? Сергей Строганов

Сергей Строганов (1794 – 1882) – князь, государственный деятель, археолог, генерал, московский губернатор. Он создал бесплатную школу, где учили рисованию талантливых детей (ныне – Строгановское училище), собрал богатую коллекцию картин. Еще Строганов, будучи увлеченным историей, долгие годы финансировал различные археологические экспедиции, благодаря которым были найдены керченские клады в Крыму и скифское золото. Гаврила Солодовников

Гаврила Солодовников (1826 – 1901) – мультимиллионер, самый богатый купец Москвы, владелец магазинов. Он построил театр (ныне театр оперетты), клинику при МГУ, дома для бедняков, приюты для беспризорных детей, школы. Всего на благие дела он потратил 20 миллионов собственных денег. Александр Штиглиц

Александр Штиглиц (1814 – 1884) – банкир, промышленник, жертвовавший немалые средства на поддержку российских военных, на содержание школ Москвы и приюта в Коломне, на пособия вдовам и сиротам, на возведение памятника Николаю I. На его деньги было построено Центральное училище рисования в Санкт-Петербурге, с большой библиотекой и музеем. Изначально он вложил в это заведение миллион рублей, а затем спонсировал его всю свою жизнь. Юрий Нечаев – Мальцов

Юрий Нечаев – Мальцов (1834 – 1913) – фабрикант, хозяин стекольных заводов, член Императорской академии художеств, попечитель Морского благотворительного общества в Санкт-Петербурге, женской больницы в Николаеве. Он спонсировал создание ремесленных школ для бедных детей и медицинских учреждений, был председателем и главным спонсором журнала «Художественные сокровища России», основал Московский музей изящных искусств, владимирское техническое училище (ныне – авиамеханический колледж), возвел храм Святого Георгия, богадельни. Козьма Солдатенков

Козьма Солдатенков (1818 – 1901) – купец, владелец нескольких мануфактур, пивоваренного завода и банка, хозяин галереи художеств. На меценатство потратил более пяти миллионов рублей. Козьма Солдатенков скупал картины талантливых художников (258 штук), скульптуры (17 штук), по его завещанию все было передано румянцевскому музею. Он печатал книги в своем издательстве и передавал их Москве, построил ремесленное училище, лечебницу для бедняков (ныне Боткинская больница). Братья Третьяковы

Третьяковы Павел Михайлович (1832 – 1898) и Сергей Михайлович (1834 – 1892) – купцы, хозяева льняной мануфактуры, пожертвовавшие на развитие искусства более трех миллионов рублей. Они собирали картины, создав очень хорошую коллекцию, которую завещали Москве, как и свою недвижимость. В итоге московская картинная галерея получила их имя. Кроме этого братья финансировали школу для глухонемых, художественные училища и консерваторию, помогали семьям художников, создали проезд в центре Москвы (ныне – Третьяковский проезд). Савва Мамонтов