Материалы и инструменты для гравюры на дереве. Ксилография

Или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.

История [ | ]

Ксилография возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока . В Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века , а в Японии - фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия .

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку . Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке . В «Алмазной сутре » (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке , указано, что мастер Ван Чи (Ван Цзе) вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Предшественники: эстампажи и печать притиркой [ | ]

Косвенным предшественником ксилографии отдельные исследователи предлагают считать эстампаж - технику получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят ко времени, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.) - это получение оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску. В результате получается прямое воспроизведение рельефа, которое состоит из силуэтов (в зависимости от задач и применяемых материалов - чёрных или цветных), перемежающихся пробельными линиями .

Этот способ имел применение и в дальнейшем, уже с появлением гравюры на дереве. Есть предположения о том, что он мог оказать влияние на отдельные стилистические приёмы старой китайской гравюры, в которых можно наблюдать подражание эстампажу, что выражается наличием белого штриха по цветному или чёрному фону или силуэтам .

Усматриваются сходство с эстампажем и в приёмах печати торцовой гравюры притиркой - единственном возможном способе получения качественных оттисков с досок малых форматов; о чём - далее .

Техника [ | ]

В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему.

Продольная (обрезная) гравюра [ | ]

Первоначально техника гравирования в Западной Европе , как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки . В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру на типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре . Это угловые и полукруглые стамески, подобные, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра [ | ]

Первые образцы западноевропейской гравюры , выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV -XV веков . В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик ( -) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии» .

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели , подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

Morihite. «M.Koide. Op.7». Гравюра на органическом стекле. 1989

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники работа с этими материалами почти не сказывается на валёре .

Очевидными техническими недостатками торца является, во-первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во-вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского , сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше , что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы. Пластик же позволяет решить обе эти проблемы .

Мастера ксилографии [ | ]

  • Мастер E. S. (1420-е - около ) - немецкий художник.
  • Альбрехт Дюрер ( -) - немецкий художник.
  • Лукас ван Лейден ( -) - голландский художник.
  • ( -) - французский график.
  • Томас Бьюик ( -) - английский гравёр и орнитолог.
  • Мориц Ретч ( -) - немецкий гравёр и иллюстратор.
  • Эдмунд Эванс ( -) - английский гравёр
  • Холевиньский, Юзеф ( -) - польский художник, график, гравер.
  • Василий Васильевич Матэ ( -) - русский художник, гравёр
  • Анна Петровна Остроумова-Лебедева ( -) - российская и советская художница.
  • Павел Яковлевич Павлинов ( -) - русский и советский график.
  • Дмитрий Исидорович Митрохин ( -) - русский график.
  • Владимир Андреевич Фаворский
  • Гиббингс, Роберт ( -) - ирландский и английский мастер гравюры на дереве, писатель, издатель.
  • Франс Мазерель ( -) - бельгийский график.
  • Мауриц Корнелис Эшер ( -) - нидерландский график.
  • Геннадий Дмитриевич Епифанов ( -) - русский советский график.
  • Михаил Владимирович Маторин ( -) - русский советский график.

Обычные знания о гравюре ограничиваются тем, что это чёрно-белое изображение на бумаге. Не удивительно, что при таких поверхностных знаниях уточнение техники гравюры может запутать. Например, если техника определена как металлогравюра, что значит печать с металлической пластины на бумаге, человек, мало знакомый с графикой, рассматривая оттиск, переспрашивает: почему она не на металле?

Итак, гравюрой называется изображение, полученное на бумаге после механического переноса краски с печатной формы (дерева, металла, камня и др.).

Часто работу по переводу оригинального рисунка на печатную пластину поручали резчикам, которые не были художниками. Поэтому из всевозможных оттисков различных техник наибольшую художественную ценность представляют те, что были напечатаны или самим художником, или при его непосредственном участии, называются такие оттиски эстампами .

Гравюры прикладного или иллюстративного характера представляют меньшую ценность и более доступные. Интерес для коллекционирования таких оттисков обычно возникает из-за исторической ценности самого изображения. Большое количество таких изображений происходит из старых альбомов, атласов, книг и даже периодических изданий, поэтому можно говорить о библиографическом характере таких собраний.

Граница между художественной и репродукционной гравюрой не всегда очевидна. Иногда тяжело определить степень участия художника в создании гравюры, а бывает так, что довольно редкий и привлекательный материал доступен только в книжных изданиях.

История гравюры

Обратимся к истории развития этого прекрасного и сравнительно молодого вида искусства. В старое время печатной формой художнику-гравёру служили пластины из дерева, металла, а позже литографский камень. В ХХ веке с развитием промышленности для художественной гравюры активно применяли новые материалы: линолеум, оргалит, картон, стекло и некоторые другие.

Ксилография

Самая старая гравюрная техника – это гравюра на дереве, или ксилография. Гравёр-резчик с помощью острых ножей и стамески вынимал большие плоскости дерева (на гравюре это белое поле) и оставлял тонкие линии, на которые накатывалась краска. После прижатия краска оставалась на бумаге. Такой вид печати относится к высокой (рельефной) печати. Доски для форм изготавливались из мягких пород дерева продольного распила (вдоль волокон). Это принципиально важно, потому что в конце ХVIIIІ века был изобретена торцовая ксилография (поперёк волокон).

Первые примеры печати с дерева появились на Востоке около VI–VII века, в Европе первые оттиски могли быть сделаны в конце ХIV века. Этот способ печати сразу стал востребованным: книжные иллюстрации, отдельные изображения религиозного характера, игральные карты, лубочные картинки печатались с дерева в большом количестве.

Портрет Жигимонта I Старого. Гравюра на дереве из "Космографии" Себастьяна Мюнстера, 1570-е годы.
Мы видим жёсткие непластичные штрихи, край каждой линии при увеличении неровный, это возникает из-за некоторого продавливання бумаги и выжимания краски. Тёмные пятна неоднородны из-за шероховатости бумаги, можно заметить фактуры, присущие деревянной поверхности. Ксилографию можно печатать на обычной тонкой бумаге, для глубокой печати (офорт, резцовая гравюра) больше подходила толстая бумага, но этот признак не определяющий, встречаются малоформатные карты и гравюры, напечатаные с металла на тонкой бумаге.

Таким же способом до изобретения Гутенбергом книгопечатания печатались книги: каждая страница вырезалась целиком, с текстом и иллюстрациями.

В этой же технике выполнены гравюры Альбрехта Дюрера (1471–1528) его известной серии "Апокалипсис":

Также примером продольной ксилографии являются иллюстрации из книг Франциска Скорины:

Последующие столетия развитие гравюры было тесно связано с книгопечатанием. В начале XVII века ксилография была вытеснена металлогравюрой, которая позволяла большую детализацию и, соответственно, имела большую информационную плотность. Но об этом в следующем материале.

Как мы писали выше, в конце XVIII века была изобретена торцовая гравюра. Эта техника, благодаря своим возможностям, вернула ксилографии господствующее место в тогдашнем полиграфическом производстве. Ксилография была особенно популярна среди художников первой половины ХХ века.


Портрет Станислава Августа Понятовского. Торцовая гравюра, 1883 год.
Источником для этой репродукционной торцовой гравюры послужила гравюра с меди 1798 года Иогана Себастьяна Клаубера (Jgn. S. Klauber), которая, в свою очередь, была сделана по оригинальной живописной работе 1797 года французской художницы Элизабет Виже-Лебрён. На этом примере мы видим, как удачно торцовая ксилография имитирует металлогравюру. От гравюры-источника данная ксилография отличается тонкой проклеенной бумагой, отсутствием фасетов и другими визуальными признаками (плотность и форма линий, толщина слоя краски, характерный оттенок краски и т.д.).

Коллекционирование гравюры

Гравюра – относительно доступный вид изобразительного искусства. Старинные лубки, английские классические меццо-тинто, японские гравюры XVIII–XIX веков служили хорошим украшением интерьера. Раньше их можно было видеть на стенах любого дома, они были неотъемлемой частью быта, его украшением.

Не всегда есть возможность собрать старинные авторские гравюры, не всем они доступны. Но нужно помнить, что гравюра возникла в среде ремесленников и ей присущ прикладной элемент, поэтому все графические произведения, и иллюстративного назначения также, имеют право на внимательное отношение, изучение и сохранение. И тем более, если они могут привнести новые положительные образы или вернуть утраченные и забытые.


Ксилография

Ксилографией называется гравюра на дереве (по-гречески "ксилос" - дерево). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная и торцовая.

В обрезной или продольной гравюре печатная форма создается на деревянных досках продольного распила. При помощи специальных режущих инструментов штрихи, линии и пятна, образующие на доске рисунок, обрезаются со всех сторон, а промежутки, то есть все, что не должно печататься, углубляются. Затем на доску накатывается при помощи валика краска, сверху кладут мягкую бумагу и делают отпечаток на специальном станке или вручную. Рисунок (гравюра) оттискивается с выступающих возвышенных частей доски, на которые накатана краска, следовательно ксилография является одним из видов выпуклой гравюры, а ее печать относится к группе высокой печати.

Почти во всех видах эстампа изображение на печатной форме должно быть исполнено в обратном (зеркальном) положении, чтобы оттиск получился в том виде, как задумал его художник. В распоряжении автора имеется ряд способов переноса на печатную форму зеркального изображения. Эта особенность не создает для художника особых трудностей, и, работая над печатной формой, он хорошо представляет себе, каким будет оттиск.

Первые обрезные гравюры были довольно примитивными. Со временем техника совершенствовалась, появились более гибкие и разнообразные штрихи, но все же изобразительные возможности этого вида ксилографии не особенно широки. Затрудняет гравирование неоднородность древесных слоев, к тому же гравирование вдоль слоя идет легко, но значительно труднее - поперек слоя. Но обрезная гравюра имеет свои неповторимые художественные достоинства. Материал заставляет художника освобождать изображение от мелочей, быть лаконичным, искать обобщений. Крупный штрих, глубокие по тону и простые по рисунку пятна создают особый декоративный строй обрезной гравюры. Именно этими качествами объясняется большой интерес современных художников к обрезной гравюре.

Первые продольные гравюры появились в Китае еще в VI веке, В Европе этот вид гравюры известен с XV века и наибольшее распространение получил в Нидерландах и Германии в XV - XVI веках. Широко применялась гравюра в печатании книг, причем, нередко на одной доске гравировались и рисунки и шрифт. Во многих странах были распространены ксилографские оттиски, раскрашенные от руки акварелью. В XVI веке в Италии получил распространение особый вид цветной гравюры на дереве. Печатались такие гравюры с нескольких досок. Оперируя сдержанными, близкими друг к другу цветами, а иногда тональными переходами одного цвета, художники стремились полнее передать эффекты света и тени и создавали гравюры с такими подчеркнутыми объемами, что они напоминали скульптурные рельефы. Такой вид гравюры называется "кьяроскуро" (от сочетания итальянских слов "свет" и "тень").

Но особенно большое развитие обрезная гравюра получила в XVII - XIX веках в Китае и Японии. Прекрасным мастером одноцветных гравюр был японский художник Моронобу. Японская цветная гравюра на дереве XVIII и первой половины XIX века составляет одну из замечательных страниц мирового изобразительного искусства. Печатались эти гравюры с нескольких досок. Одна из них была рисующей: с нее оттискивался линейный рисунок. Рисунок дополнялся целой гаммой плоских цветовых пятен. Для каждого цвета гравировалась отдельная доска. Лучшие художники того времени, смело отойдя от старых, традиционных тем и сюжетов, преимущественно мифологического и религиозного содержания, обратились к явлениям окружающей жизни. Появились живые и искренние жанровые сцены, пейзажи и портреты.

Произведения Харунобу, Утамаро, Тойокуни, Хиросиге, Хокусаи (см. обложку) и других мастеров свидетельствуют о гуманизме их творчества, большой любви к человеку и природе. Их гравюры отличаются необычайной точностью и меткостью рисунка, совершенством композиции, тонким цветовым решением, лишенным всякой иллюзорности. Цветовой строй каждого листа прост "и благороден. Японская цветная гравюра оказала благотворное влияние на развитие цветного эстампа и в других странах.

В России обрезная гравюра известна с середины XVI века. Первые печатные издания в России (например, "Апостол", изданный Иваном Федоровым в 1564 году) были украшены оттисками с деревянных досок. Как мы уже говорили, этот дешевый и доступный способ гравирования и печати был широко распространен в создании народных картинок - лубков.

Торцовая гравюра на дереве, также относящаяся к выпуклой гравюре, была изобретена английским художником Т. Бьюиком во второй половине XVIII века. Необычайно быстро распространившись, торцовая гравюра почти совершенно вытеснила обрезную. Печатная форма в торцовой гравюре создается на досках поперечного распила, волокна древесины перпендикулярны поверхности доски. Применяются твердые породы: пальма, самшит, бук. Гравирование производится стальными резцами различных размеров и профилей - штихелями. Острый инструмент одинаково легко режет дерево в любом направлении. Принципы гравирования и печати сходны с теми, которые знакомы нам по обрезной гравюре: углубляются на доске те места, которые не должны печататься. Но однородное по плотности дерево и более совершенный инструмент позволяют достичь многочисленных технических приемов, выгодно отличающихся от ограниченной техники продольной гравюры. Свободным движением штихеля художник гравирует самые разнообразные штрихи, передает многообразие тональных отношений, переходы от света к тени, более объемно строит форму. Появилась так называемая тоновая деревянная гравюра.

Штрих торцовой гравюры отличается четкостью и изяществом: густая сеть таких штрихов имеет серебристый оттенок, очень выгодно сочетающийся с черными пятнами. Примером очень хорошего использования достоинств техники ксилографии могут служить иллюстрации Г. Д. Епифанова к "Одиссее" Гомера (илл. 10). Торцовая гравюра очень широко распространена в книжной графике. Деревянная печатная форма нередко верстается вместе со шрифтовым набором и печатается полиграфическим, машинным способом.

10. Г. Епифанов. Иллюстрация к "Одиссее" Гомера. 1955. Ксилография

Долгое время торцовая гравюра являлась лишь только средством репродуцирования. По оригиналам художников мастера-граверы создавали печатную форму, достигая порой замечательного совершенства, проявляя большой вкус. Многих из них мы по праву можем считать соавторами художественных произведений. Широко известны, например, гравированные иллюстрации и станковые рисунки Домье, Гаварни и Доре.

Яркий пример творческого отношения к делу представляют гравюры русского мастера Е. Вернадского к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя, сделанные по рисункам А. Агина. Высоким мастерством, ясным индивидуальным почерком отличаются гравюры Л. Серякова и В. Матэ.

Вполне творчески самостоятельная, свободная от репродукционных тенденций торцовая гравюра зародилась в странах Западной Европы и в России к началу XX века. Художники стали создавать авторскую печатную форму.

Из европейских мастеров, положивших начало эстампа в этой технике, следует прежде всего назвать Ф. Валлотона во Франции, К. Колльвиц в Германии и Ф. Мазерееля в Бельгии. В нашей стране лучшие торцовые гравюры создали советские художники. Если до революции и появлялись сравнительно немногочисленные гравюры в станковой и книжной графике, то в советском искусстве сложилось очень интересное и разнообразное искусство торцовой гравюры. Работы наших художников известны далеко за пределами Родины и причисляются к лучшим образцам этой техники.

Произведения замечательного художника В. А. Фаворского отличаются глубиной и значительностью замысла. В. А. Фаворский работает преимущественно в технике торцовой гравюры, и это яркий пример того, как художник наилучшим образом раскрывает свой богатый талант, свои убеждения, свой темперамент в определенной технике. Этот требовательный и мудрый художник решает свои замыслы языком ксилографии с ее строгой и ясной техникой, чеканностью форм, благородством и чистотой штриха. Его гравюрам свойственна простота, строгость и значительность - качества, присущие произведениям глубокого художественного обобщения (илл. 11).


11. В. Фаворский. Иллюстрация к "Скупому рыцарю" А. С. Пушкина. 1959 - 1961. Ксилография

Мы не имеем возможности характеризовать здесь творчество других советских мастеров гравюры на дереве, имеющих ярко вы-раженные индивидуальные особенности, создавших замечательные произведения станковой и книжной графики. Ясно определились и развиваются традиции торцовой гравюры в двух основных центpax: в Москве и Ленинграде. А. Кравченко, Н. Купреянов, А. Остроумова-Лебедева, В. Фалилеев, П. Шиллинговский, А. Гончаров, Д. Митрохин, М. Пиков, С. Мочалов, Л. Хижинский, Г. Епифанов и множество других имен, вероятно, знакомы читателю. На смену старшим художникам идет новое поколение ксилографов, заявившее о себе интересными работами. Опыты цветной торцовой гравюры немногочисленны, но говорят о ее больших возможностях.

Купить парик из натуральных волос в интернет магазине.

Ксилография (греч. хэlon grбpho - рисунок с дерева), иначе «обрезная гравюра» – самый древний вид эстампа, исполняемый штампом из древесины. Рисунок вырезается на доске и покрывается краской. Далее полученная печать накладывается на холст, бумагу или любой другой подобный материал. Относится к методам высокой печати.

Классификация гравюры по дереву

Известны всего две разновидности ксилографических оттисков.

Продольная печать. Древнейший вид ксилографии, который сегодня в классическом виде граверами практически не практикуется. Эту технику также часто называют обрезной. В качестве штампа применяется доска с волокнами, идущими параллельно плоскости горизонтально. Обычно используется древесина пород невысокой твердости. Это может быть груша, липа, ольха, яблоня. Самые красивые и тонкие оттиски получаются со штампов, выполненных из пальмы и самшита. Важнейшей особенностью этого древнего метода можно назвать широкое использование черного штриха. Современные мастера применяют для гравировки не только ножи, но и полукруглые или угловые стамески, которые могут быть прямыми или изогнутыми. Продольным штампом может быть выполнено несколько сотен оттисков;
Торцевая печать. Второе название – «репродукционная». Техника изобретена в 1780-х Томасом Бьюиком (Англия). Этот мастер впервые выполнил гравюру на торцевой стороне куска дерева. Именно им и именно этим способом были созданы картинки-иллюстрации к книгам «Общая история четвероногих» и «Птицы Британии». Данный метод произвел настоящий переворот в книжной графике. Ксилография вновь занимает в ней ведущее положение. Ранее она была вытеснена более детализированным офортом (штампом, выполненным методом травления) и резьбой по металлу. Торцевая поверхность любой доски отличается плотностью и однородностью, что позволяет выполнять максимально детализированный рисунок, не менее качественный, чем напечатанный металлическими штампами. От продольной торцевая ксилография отличается особой долговечностью. Такой печатью можно выполнить насколько десятков тысяч оттисков.

История развития

Изобретен этот метод выполнения оттиска в странах Древнего Востока, точнее, в Китае (VI – VII вв.). В Корее и Японии этот вид графики стал известен в VII в. Археологами был найден корейский печатный текст, который датируется VIII в. Известен также буддистский японский текст 60-х годов VIII столетия. Самые ранние китайские гравюры по дереву до наших дней не сохранились. Наиболее старинное произведение мастеров этой страны – «Алмазная сутра». Эта первая известная печатная книга была выполнена в Китае в 868 г. до н.э. На настоящий момент она хранится в Британской библиотеке. В книге указано, что доски для ее печати были вырезаны мастером Ван Чи. Книга состоит из шести свитков.

Предшественниками ксилографии можно считать эстампаж – особую технику, при которой изображение наносится прямым оттиском. Впервые этот метод был применен еще во II веке, примерно в то же время, когда была придумана бумага. В Европе техника появилась в XIV веке. Некоторое время она очень широко использовалась для печати листков на темы библейских сюжетов. Затем ее начали применять и для печати календарей и книг. Однако некоторое время спустя она была вытеснена гравюрой по меди, более точной и детализированной. И только после того, как Томас Бьюик изобрел торцевой способ, ксилография получила новую жизнь. В том же XIV веке предположительно в мастерских венецианца Уго да Карпи был изобретен способ выполнения цветной ксилографии, который был назван «кьяроскуро» (итал. chiaroscuro – свет и тень). При этом печать производилась с трех досок, на каждую из которых был нанесен краситель необходимого цвета.

В России первые работы, выполненные методом ксилографии, известны со второй половины XIX века. Первыми мастерами, работавшими в этой технике, являются Л. Серяков, Е. Бернадский и В. Матэ. В начале XX в. развитие искусства гравюры по дереву было продолжено такими популярными художниками, как Н. Купреянов, П. Павлинов, Д. Штеренберг и многие другие. Именно этими граверами были разработаны основные методы советской школы ксилографии. Основной ее особенностью считается тяготение к народному искусству. Обычно гравюры мастеров советской эпохи предельно реалистичны и выполнены в классической манере. В наше время гравировка на дереве сохранила свое значение единственно как вид авторской художественной графики.

Избранные работы

. «Большая волна в Канагава» Хокусая (Япония, 1832 г). Входит в сборник из 36 гравюр с изображениями горы Фудзияма.
«Св. Христофор» (1476 г.) – одна из первых европейских датированных работ.
«Мадонна с четырьмя святыми» (1418 г.). Также одна из первых ксилографий, выполненных в Европе.

Ксилография (греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - гравюра на дереве, основная и древнейшая техника гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в ксилографии. отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. Формы, изготовленные способом ксилографии., выдерживают до 15 тыс. оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок делается гальваноклише *. Являясь древнейшим видом гравюры, ксилография издавна служила для создания как иллюстраций в печатных книгах, так и эстампов *. В 19 в. широко применялась для печатания иллюстраций и репродуцирования живописи и рисунка в книгах и журналах. Ксилография, в отличие от других видов гравирования (офорт, резцовая гравюра и прочие) имеет своей целью исключительно получение оттисков на бумаге (печатные формы не представляют собой значения как самостоятельные художественные произведения).

Продольная (обрезная) гравюра

Первоначально техника гравирования в Западной Европе, как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки. В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве, появились на рубеже XIV-XV веков. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: сначала это была Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи. Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки. Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году.

Святой Христофор. Продольная гравюра. 1423 г.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.


"Негатив"-гравюры Урса Графа (Urs Graf)

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре. Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV веков. В 1780-х годах английский художник и гравер Томас Бьюик (1753-1828) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».



Ксилографии из Истории птиц Британии Томас Бьюик 1847 г

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели *, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники, работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.

Очевидными техническими недостатками торца является, во−первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во−вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского, сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше, что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы.

1. * Гальваноклише - клише, представляющее собой точную гальванокопию гравюры на дереве или цинкового клише. С гравюры в гидравлическом прессе выдавливают воисковую матрицу, а на нее в гальванованне наращивают медный слой.Г. необходимо для печатания издания большим тиражом: гравюра на дереве может выдержать лишь малый тираж.
2. * Эстамп . Термин «эстамп» происходит от французского слова “estampe”, что обозначает «оттиск, печать». В полиграфии принято называть эстампом оттиск, полученный с печатной формы, которую выполнил сам автор изображения (художник, литограф, гравёр). Для получения типографского оттиска может использоваться самая разная техника создания печатной формы: офорт, литография, линогравюра, ксилография и другие. Важно другое – форма должна быть воспроизведена художником, а не работником типографии . Если это правило соблюдено, то эстамп считаются оригиналом произведения графического искусства. Оттиск может быть черно-белым, а также может быть выполнен в цвете.
3. * Штихель