Лучший сценарии фронтовые письма для студентов. Песни фронтовых дорог - сценарии - ассоль. Марш детей, упражнения с флажками

Сценарий Рождественского концерта


В.1. Во владениях инея и снегаРасцвели хрустальные сады.К нам в окошко с праздничного небаЛьётся свет мерцающей звезды.В каждый терем, в каждую светёлкуЗлатокрылый ангел прилетел.Он зажёг рождественскую ёлку (зажигается)И на нас с улыбкой поглядел…
В.2. Все молитвы услышаны будут.Добрый ангел всех коснётся рукойИ крестом осенит каждый дом.Пусть душой овладеет покой,Счастье будет, если в счастье верим!Счастье будет, если счастья мы ждём!

1. Муз. номер. Журавская Ксения «Два ангела».

В 1. - С наступающим Рождеством Христовым вас! Пусть сегодня сияют свечи, пусть будет слышен детский смех, пусть все люди радуются!

2. Муз. номер – ансамбль «Ладушки» «Ночь Рождества».

В 2. Рождение Иисуса Христа стало событием для всего человечества. Библия повествует об этом так: увидел Бог-Творец, что люди стали очень несчастными на земле. Забыли Божьи заповеди, погрязли в грехе. Стали алчными и злыми… И решил Бог послать человечеству Сына своего, чтобы стал Он людям Спасителем и научил их жить в добре и любви друг к другу. А земными родителями младенца Иисуса должны были стать дева Мария и плотник Иосиф. Произошло это более двух тысяч лет тому назад…

3. Муз. номер – Руденок, Сушкевич «Рождество».

В. 1. Ребята, совсем недавно мы отмечали с вами прекрасный и весёлый праздникНовый год. Так пусть же 2015 год будет для вас таким же ярким и красочным как эта новогодняя елка. Предлагаю вам еще раз окунуться в этот чудесный праздник.

4. Муз. номер – Сасим Наташа «Новый год».

В. 2. Ребята, а вы знаете, что первой страной, где была введена рождественская елка - специально для детей – считается Германия. Большинство рождественских традиций тоже пришли в европейские страны из Германии. Елка - эта символ райского дерева, древа жизни. И мы желаем вам, чтобы ваша жизнь была озарена ярким светом счастья, любви, здоровья и благополучияСвой музыкальный подарок дарят вам ученики 1-го класса, песня «Ёлочке не холодно зимой». В.1. Молодцы, ребята! Настоящие артисты! А кто еще порадует нас сегодня своим творчеством? Может потанцуем? Я бы поплясал!В. 2. Конечно, станцуем! У девчонок из коллектива ______ (6 «А») очень веселый, танцевальный, задорный характер!

5. Танец 6 «А» класса

В.1. Выглянешь, бывало, утром в окно – а там метель кружится в диком снежном танце. И так интересно наблюдать за этим сказочным хороводом снежинок.В. 2. Смотрит в окна детвора: Поработал кто с утра? За окном белым-бело, Все тропинки замело, На деревьях кружева Земли касаются едва, То метелица-девица, Кружева шить мастерица.

6. Муз. номер – Ширвель Нина «Белоснежная метель».

В.1. А вы знаете, ребята, что только Санта Клаус передвигается на оленях по небу. Способом передвижения Деда Мороза, то есть меня, олени никогда не были.Я езжу на тройке лошадей, не по небу, а вполне себе по земле, вернее по снегу, - ведь я же плоть от плоти этого снега, этой земли, этой природы, зачем мне отрываться от родных корней, из-под полозьев взвивается снежная пыль, морозный ветер бьет в лицо! В. 2. Мчится лихая тройка по белорусской Земле - то хозяин Зимы Дедушка Мороз объезжает свои бескрайние владения: поля, леса, в которых много зверей всяких водится.

7. Муз. номер – Пивоварская Дарья «Лесной олень»

В.1.: А сейчас - загадки! Снегурочка, ты мне поможешь? (по очереди загадывают детям загадки): Растет вниз головой, и не летом, а зимой. Только солнце припечет, она заплачет и умрет. (Сосулька)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Ой, насыпало снежка! Вывожу конька-дружка. С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
Покружились звездочки в воздухе немножко, Сели и растаяли на моей ладошке. (Снежинка)
Мы вдвоем катали ком Шляпа старая на нем, Нос проделали и вмиг, Получился… (Снеговик)
На зов ответит зовом, На слово – тем же словом, На смех ответит смехом, Оно зовется…. (Эхом)
Едва повеяло зимой, Они всегда с тобой, Согреют две сестрички, Зовут их… (Рукавички)
Зимой, в часы веселья, Вишу на яркой ели я, Стреляю, словно пушка, Зовут меня… (хлопушка)
Прекрасно летнею порою, Но хорошо ведь и зимою, Нам много радости принес, Сегодня добрый… (Дед Мороз)

В.2. Пусть исполняются самые заветные желания. Загадывайте, мечтайте и пусть все ваши желания и мечты сбудутся!

Муз. номер - Козловцева Мария «Паровоз»

Вступление

1 чтец : — Вот и наступило Рождество Христово – великий, светлый и радостный праздник

2 чтец : — В это время ликуют ангелы на небесах и радуются люди, потому что всё, что есть в нашей жизни светлого, мирного, высокого, святого, все это – дар Родившегося в городе Вифлиеме Христа Спасителя!

3 чтец: — В эти святые дни всё вокруг наполнено особой торжественностью и тишиной!

4 чтец: — Вновь и вновь мы слышим рассказ о событиях Рождества Христова! А долгими январскими вечерами звучат святочные истории и сказки.

5 чтец: — Одну из таких историй мы сегодня расскажем и покажем вам. Она поставлена по мотивам сказки бельгийского писателя Мориса Метерлинка и называется…

Хором «Синяя птица»

Сцена 1

Занавес. На сцене комната: камин, часы, стол, кровать. Дети украшают новогоднюю елку.

Митиль: — Сегодня Рождество Христово?

Тиль : — Нет, не сегодня, только завтра. Наступает Рождественская ночь.

Митиль: — А, правда, что в Рождественскую ночь всегда происходит чудо?

Тиль: — Конечно, правда – это чудо Рождества! Во всех храмах идет служба, все вспоминают о том, как в городе Вифлиеме родился Христос. Ангелы в небе славят Рождение Младенца.

Митиль : — Ах, как бы мне хотелось сделать что-то хорошее в честь Рождества Христова, помочь кому-то!..

Стук в дверь. Входит тетушка.

Тетушка : — Здравствуйте, дети! К празднику готовитесь? К встрече Рождества?

Митиль : — Да. Проходите, посмотрите какая у нас елка!

Тетушка: — И вправду хороша! А я к вам вот зачем. Нет ли у вас Синей Птицы?

Тиль: — (в растерянности) Птицы?.. Птица есть, но только она не синяя…

Митиль : — Вот взгляните. (показывает на клетку с птицей)

(тетушка надевает очки и рассматривает птицу)

Тиль: — Я ее не отдам, она моя!

Тетушка: — (снимая очки) Мне такая птица и не поможет – она недостаточно синяя.

Митиль : — А зачем она вам?

Тетушка: — Я ищу ее для внучки: моя внучка очень больна. А Синяя Птица приносит здоровье и счастье. Моей девочке так хочется быть счастливой!..

Тиль: А где живет эта птица?

Тетушка: Она живет далеко. Надо пройти много стран.

Митиль: (задумчиво) Вдруг сегодня, в Рождественскую ночь, мы сможем отыскать Синюю Птицу. Пусть счастье войдет в каждый дом.

Тиль: — Я тоже хотел бы помочь вашей внучке.

Тетушка: — А вы готовы отправиться в нелегкий путь?

Дети: (хором) Да.

Тетушка : Спасибо вам ребята, вы сделаете доброе дело. (Уходит).

Музыка, дети собираются в дорогу, таинственная музыка – появляется Душа Света.

Дети: Кто вы?

Душа Света : Я Душа Света. Посмотрите, как сияют мои одежды. А пришла я, чтобы помочь вам отыскать Синю Птицу.

Митиль: Мы готовы, но одним нам ее не найти.

Душа Света: Не, бойтесь, я буду направлять вас в пути, ведь сегодня Рождественская ночь- время чудес. А помните ли вы, что произошло много – много лет назад в такую же ночь в городе Вифлиеме? (в зал)

Звучит песня

Душа света: Чудо Рождества повторяется каждый год. И сегодня вы вам предстоит нелегкий путь, поэтому надо взять с собой друзей. Тиль, держи колокольчик. Он непростой. Как только вы позвоните в него, вокруг вас начнут совершаться чудеса. Попробуй.

Тиль звонит в колокольчик. Выбегает пес

Пес: Мой хозяин!.. Здравствуй!.. Наконец-то я могу говорить!

Тиль: (Душе Света). Кто это?

Душа Света : Разве ты его не узнал?.. Это твой пёс Тило!

Пес: Я хочу идти с вами. Хозяин,я так люблю тебя! Я буду помогать в дороге.

Музыка оживления хлеба

Хлеб: И я вам пригожусь. Я хлеб.

Музыка для оживления воды.

Вода: И я буду с вами. Я- вода.

Хором Хлеб и Вода (хором): Пока есть хлеб да вода — все не беда.

Музыка для оживления огня.

Огонь: А про меня забыли? Недаром говорят: добрый огонь – путнику радость.

Душа Света. Вот молодцы! Но только ты, Огонь, ни к кому близко не подходи, ты Пёс не приставай, а ты, Вода, старайся не брызгаться… (Подавая Хлебу клетку для Синей Птицы.) Хлеб, ты понесёшь клетку для Синей Птицы.

Пес: Скорей, скорей, нельзя терять ни минуты!..

Картина 2

На сцене метель на троне, дрема, внизу снежинки и дети

Тиль: Что-то метель не на шутку разыгралась.

Митиль: Не отставай, Тиль.

Пес: Вперед, хозяин.

Открывается занавес.

Метель . Слуги мои верные, что делать. Тиль и Митиль хотят синюю птицу найти, людям счастье принести.

Эй, Дрема, лежебока, пойдешь в поле, найдешь мальчишку и девчонку, спой им, пусть уснут навсегда.

Дрема : А-а-а, вот вы где. Сейчас я вас усыплю.

Митиль : Я спать хочу.

Тиль : Идем, Митиль, идем (засыпая)

(Поет песню:

Спите звери, спите дети.

Сон милей всего на свете.

Будет сладко вам усталым

Спать под снежным одеялом.

Спать, спать.)

Огонь: (берет колокольчик в руки и звонит):

Огонь свечи, огонь костра,
Огонь могучего пожара.

Я пробужу вас ото сна.

Митиль: Ой, мы чуть не уснули навечно.

Хлеб: А все злая метель.

Вода: Не хочет она, чтобы мы нашли Птицу Счастья.

Дети (хором): Спасибо, тебе Огонь, что ты нас выручил.

Все пробуждаются, звучит радостная музыка, все выходят в правую половину сцены.

Картина 3

Митиль: Душа Света, где ты? Куда нам идти?

Душа Света: Туда, в страну воспоминаний, где вы встретитесь со своими родными и близкими.

Митиль: Вон наши дедушка и бабушка.

Тиль: Да, это они.

Дедушка: (обращаясь к Бабушке). У меня такое предчувствие, что наши внуки сегодня придут нас проведать…

Бабушка: Они, наверно, думают о нас…

Тиль и Митиль (выбегают из-за дерева). Мы здесь!.. Мы здесь!.. Дедушка, Бабушка!.. Это мы!.. Это мы!..

Дедушка: Я так и знал, что они придут сегодня…

Бабушка: Тиль!.. Митиль!.. Это они!..

Дедушка, Бабушка и дети крепко целуются.

Дедушка: (любуясь внуком). Как вы выросли!..

Бабушка: Отчего вы так редко нас навещаете?.. Это такая радость для нас!..

Тиль. Сегодня мы у вас только благодаря Душе Света.

Митиль: Не залетала ли к вам Синяя Птица? Она нужна нам, чтобы принести счастье больной девочке.

Бабушка: Нет. Синяя Птица залетает к нам, только мы ее никогда не видим.

Дедушка: Вот и сегодня поджидаем, не заглянет ли к нам кто-нибудь…

Бабушка: Когда мы с вами виделись в последний раз?.. А, вспомнила: на Пасху, когда звонили церковные колокола…

Дедушка: Всякий раз, как вы о нас подумаете, мы видим вас…

Тиль: Значит на надо подумать о вас, чтобы встретиться с вами?

Бабушка Тиль: Да вы же сами это отлично знаете…Молитесь о нас почаще!

Дедушка: Молиться – значит вспоминать…

Бабушка Тиль: Да, да! Вы уж нас почаще вспоминайте!

Часы в доме бьют.

Митиль : Что это?

Дедушка: Часы бьют.

Тиль. Мы совсем забыли, нас ждет Душа Света… Это чрезвычайно важно… Надо идти…

Бабушка Тиль. Куда вы?.. А как же пирог?.. Побудьте у нас ещё немножко!.. Мы так редко видимся!..

Тиль. Ничего не поделаешь… Мы обещали разыскать Синюю Птицу в эту Рождественскую ночь!

Митиль (крепко обнимает Дедушку и Бабушку). Прощайте!.. Мы теперь часто будем вас вспоминать…

Бабушка. У нас такая радость, когда вы навещаете нас – это для нас праздник…

Тиль. Прощайте!

Митиль. Прощайте!..

Дедушка машет детям рукой, Бабушка платочком, Тильтиль и Митиль медленно уходят. Темнеет. Тиль, Митиль замирают на месте, раздается волшебная музыка, выходят два ангела, вешают крылья на птицу.

Митиль: Погляди, наша птица становится необычной.

Тиль: У нее появились синие крылышки. Что это значит, Душа Света?

Душа Света: Вы же навестили ваших родных и близких. Чудеса продолжаются.

Митиль: А теперь куда мы пойдем?

Душа Света: я поведу вас в сад радости, зовите друзей.

Дети: Хлеб, вода, огонь, идите сюда.

Душа Света: В этой стране рады всем, но будьте осторожны: радости и удовольствия бывают разные, там живут радости настоящие и ложные. Не перепутайте их.

Пес: Значит птица счастья там? Скорее, скорее в путь.

Картина 4

Радость Вкусно Поесть. Сюда! Сюда! Добро пожаловать к столу!

Тиль. Кто это такие?

Душа Света. Берегитесь! Это радость Вкусно поесть и Сладко Поспать. Попадёшь к ним и забудешь всё на свете.

Митиль. А вдруг у них Синяя Птица, и они её кормят и поят?

Душа Света. Вряд ли. Синяя Птица могла залететь сюда только случайно.

Хлеб. А попробовать хотя бы кусочек от этого огромного торта с кремом можно?

Тиль. Не забывайте, что мы ищем Синюю Птицу, а не торты с кремом.

Радость Вкусно Поесть. Позвольте представить вам моих братьев (указывает рукой на братьев): Радость сладко поспать и Радость Бездельничать, а я – радость вкусно поесть.

Митиль: И чем же вы тут занимаетесь?

Братья раскланиваются (лениво, жеманно и свысока).

Радость Сладко Поспать : Мы только и делаем, что ничего не делаем… Мы никогда не отдыхаем… Надо пить, надо есть, надо спать. На это уходит всё время…

Дети (хором). И вам не скучно?

Радость Бездельничать: Нет, не скучно! Да потом на Земле всё равно ведь не найдёшь другого занятия…

Митиль. Напрасно вы так думаете!.. И вообще, мы не можем обедать с вами! Мы спешим! Мы ищем Синюю Птицу…

Душа Света. Тиль, позвони скорее в колокольчик, чтобы увидеть настоящие радости.

Тиль звонит в колокольчик. Звучит музыка, выходят девочки в хороводе.

Тиль. Что случилось? Где мы?..

Душа Света. Вы всё на том же месте, только теперь вы увидели настоящие Радости.

Митиль. Как красиво!.. Можно подумать, что сейчас лето… Ой, глядите…

Танцуют радости

Тиль. Здравствуйте. Кто вы?..

Радость Быть Дома. Ты не узнал меня?.. Я – главная Радость твоего дома, а это всё – Радости, живущие в твоём доме…

Тиль. Значит, в нашем доме живут Радости?..

Радость Быть Здоровым. Я — Радость Быть Здоровым!

Радость Любить Родителей. Я – Радость Любить Родителей. Грустно, что меня часто недооценивают.

Тиль . Вы всегда такие красивые?..

Радость Быть Дома. Конечно! А в каждом доме, где живут Радости, всегда тепло и солнечно! Не забывайте нас! А сейчас нам пора.

Радости обнимают детей.

Тиль. А вы не видели Синюю Птицу?

Радость Любить Родителей. Если бы здесь была Синяя Птица счастья, мы бы непременно поймали её и отдали вам…Ищите, дети, ищите её повсюду.

Радость: Пусть вам всегда помогают в пути Радость Верить, Радость Надеяться, Радость Любить, Радость Понимать Прекрасное.

Занавес закрывается, исполнение песни. Ангел вывешивает грудку у птицы

Душа Света: Рождественская ночь кончается. Вот-вот разгорится утренняя заря. Вам пора возвращаться.

Митиль. А Синяя Птица? Мы не нашли её, мы забыли про неё?!

Тиль. Что же делать? Тетушка так огорчится.

Душа Света. Я уже не могу вам ничем помочь.

Митиль. Душа Света, останься с нами!

Душа Света. Не грустите, дорогие мои! Я буду говорить с вами в каждом солнечном луче, в каждой ласково глядящей на вас звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждом вашем чистом и ясном помысле… А теперь Тиль, позвони в колокольчик, чтобы вернуться домой.

Тиль звонит в колокольчик, занавес открывается – картина 1, дом.

Тиль: Вот мы и дома.

Митиль : Уже заря занимается.

Соседка. Здравствуйте! С праздником вас! С Рождеством Христовым!

Тиль. Здравствуйте, тётушка.

Митиль. Тетушка, мы не нашли Синей Птицы…

Соседка: Верю, что вы очень хотели.

Тиль. Может быть я подарю ей свою, она хоть и не синяя, но зато поет.

Митиль: Тиль, посмотри на свою птицу. Да ведь она синяя!..

Тиль. Когда мы уходили, она была не такая синяя!.. Это же и есть та Синяя Птица, которую мы искали!.. Мы за ней в такую даль ходили, а она, оказывается, здесь!..

Вот, пожалуйста, тетушка…

Соседка: Это все благодаря тому, что вы прошли нелегкий путь и отыскали счастье

Выход всех артистов.

Заключительная песня (слайд Синяя птица)

Священная птица махнула крылом

И в руки перо уронила она.

Перо полыхнуло холодным огнем

И сердце моё озарило.

С тех пор я не знаю ни ночи, ни дня.

Ни отдыха нет, ни покоя.

Господь направляет все время меня,

Влечёт неизвестной тропою.

Нельзя отказаться, нельзя не идти.

Нельзя даже остановиться.

Горит моё сердце. И в небо летит

Прекрасная Синяя Птица.

Людмила Крюкова.

Чтецы:

Серебристый колокольчик Рождества

Он звенит, звенит до самого утра,

Слышен звон его повсюду — далеко

Это значит снова радость – Рождество.

Если в этот день на время

Вспомнит кто-нибудь из вас

Про Младенца в Вифлееме

Чудный радостный рассказ.

И в душе светло и мирно,

Словно ходит кто-то там —

Это Сам Христос-Малютка

Постучался в сердце к вам.

Праздник великий настал уже снова,

Дай Бог нам встретить в любви Рождество

Доброе дело, великое счастье

Это – святое души торжество.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ольховатская основная общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»

Литературно-музыкальная композиция «Фронтовые письма»

Составила: учитель русского языка и литературы

Ульянцева Ольга Александровна

с. Ольховатка

2015 г.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они, -кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь –

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

А.Т. Твардовский.

1 ведущий. Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.

Стихотворение Б. Окуджава «До свидания, мальчики»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили и ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки.

Постарайтесь вернуться назад.

1 ведущий: 70 лет назад 9 мая прогремел салют в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходит с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.

2 ведущий: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату «Прощай». Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в жестокой схватке с врагом.

1 ведущий: Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни: работали по 16-18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта.

2 ведущий: Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена

на тот момент - ЖИЗНЬ!

4 слайд Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Выходят ученицы-почтальонки.

    ученица: Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину».

    ученица: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы

первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя.

    ученица: Как раскладывать по кварталам

Что дошли, словно гул металла,

В треугольниках полустёртых?

Только адрес есть на конверте,

А в конверте- жизни и смерти,

Если б знать вам, на почте тут же.

Что внутри там! Был в окруженьи?

Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен?

Пал, по слухам. В первом сраженьи...

Но приходит девочка в старых

Сбитых набок маминых ботах.

И берёт всех судеб удары,

Радость чью-то и смерть кого-то.

2 ученица: Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

    ученица: Кроме писем и газет мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом.

Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».

    ученица: В четырёх письмах - радость, а в пятом- похоронка. Это было великое горе.

Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

«Почтальонки» достают письма-треугольники, вручают их «адресатам».

Выходят ученики в солдатской форме.

1 ученик: «нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына».

2 ученик: « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»

1 ведущий: На одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот цветок. Я посылаю его для любимой девушки» А внутри письма какой-то засушенный цветок. Смотришь на него - и слёзы подступают.

Стихотворение И. Уткина «Ты пишешь письмо мне»

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем,

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И родину слышишь,

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя.

Как хронику чувств перечтем…

2 ведущий: С 1970 года красные следопыты Ольховатской восьмилетней школы стали интересоваться жизненным путем погибших за освобождение села воинов и судьбами их родственников. Они стали писать во все концы нашей родины в надежде разыскать - родственников захороненных в братской могиле воинов-освободителей. Долго не было утешительных результатов. И вдруг удача: пришло два письма. Первое из Башкирии от Эльвиры Хусайновны Кунакбаевой, дочери погибшего за освобождение села Ольховатки, политрука Хусаина Кунакбаева, который был поэтом. Второе письмо из Дагестана, отозвались родственники дагестанского учителя, майора Советской Армии Расула Богатова.

Школьники выяснили, что у Хусаина Кунакбаева есть жена - Гайша Гиниятовна, дочь Эльвира и внук.Связавшись с Эльвирой Хусайновной Кунакбаевой, следопыты пригласили её взглянуть на могилу отца - башкирского поэта, старшего лейтенанта Хусаина Кунакбаева. Она подарила фотографию отца, запечатлевшую его 19-летним юношей. Умные глаза. задушевные и грустные, с затаенной веселой озорной искоркой, запоминаются

надолго.

Письма.... Как много значили они в войну! Хранимые бережно и свято, они возврашают нас в те грозные годы, когда решалась судьба Отчизны. Письма от родных были опорой и корнями, питавшими людей в тяжелые годы разлуки.

Часто писал с фронта и Хусаин Кунакбаев. Читая его письма, живо представляешь образ молодого, энергичного человека, настоящего поэта-патриота.

1 ученик: «Пусть донесет письмо, не растерявши,

Боль песенной тоски к тебе моей.

Порывы, мне неведомые раньше,

Я слышу, в сердце бьются все сильней.

В дыму земля. Война. Второе лето - Бои. Бои. Войны тяжелый гул.

Но лишь тогда, когда пройду все это.

Я сердцем успокоиться смогу.

Смогу домой спокойно возвратиться,

Как в горы ветер ласковый с полей,

Как на родное озеро станица

Грустивших на чужбине журавлей”.

(Из письма политрука Хусаина Кунакбаева жене).

2 ученик: "11.11.42.

Дорогая! Письмо твое с фотографией нашей дочурки получил. И оно явилось для меня действительно большим праздником.... Как выросла наша Элъви! Как похорошела. Опять зима, опять мы в разлуке. Трудно свыкнуться с.мыслью, что это будет продолжаться так долго, как уже было...

... Какое прекрасное создание - человек, и как я хотел бы, чтобы каждый человек был счастлив. Ведь у каждого из нас жизнь-то одна.

Милая! Пиши чаще, как только сможешь. Я буду бесконечно благодарен.

Твой Хусаин ".

3 ученик: "29.1.43.

Дорогая женушка! Тебе и дочке нашей привет. Сейчас я являюсь участником большого наступления Красной Армии. С боями продвигаемся вперед - на запад. Враг оказывает упорное сопротивление. Но мы ломаем его упорство в пух и прах и тесним к границам нашей Родины... Радостно и чертовски хорошо шагать по освобожденной своими руками родной земле.

... Тебя, может быть, интересует, где я нахожусь. Черт его знает, где! Координаты так перепутались, что я сам точно не знаю, карте. Как только вернусь домой, обязательно покажу, где он такой находится. Тогда ты узнаешь, где я был".

Учитель: Она узнала название того города не от него - из страшных слов похоронки. В жестоких боях за освобождение села Ольховатки, что под городом Новый Оскол, Хусаин Кунакбаев погиб.

Спустя десятилетия Виктор Кочетков посвятил своему другу стихотворение. Это воспоминание о товарище по оружию, проникновенные строки о верности памяти павших, о нашем неоплатном долге перед ними. Есть там такие строки о войне:

Отпусти мою память.

Сколько лет ты в плену её держишь.

По ночам я опять холодею в траншейном аду.

Нет, с годами не стала ни ровнее, ни твёрже Та тропа, по которой Я на встречу с тобою иду...

    ведущий: «Я вернусь, жди меня» - этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих словах, были и надежда, и заклинание. И вера в победу жизни над смертью.

Стихотворение К. Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1 ученик: Только на фронте проверишь лучшие чувства свои,

Только на фронте измеришь Силу и крепость любви.

1 ведущий: Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной из таких песен- гимнов любви и верности явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта А. Суркова своей жене Софье Кревс.

Песня «В землянке»
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Письма военных лет. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда.

День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. С трепетом и надеждой ожидали писем с фронта дети, мечтая о встрече с отцом. Многих из них ожидало голодное, холодное послевоенное детство.

Учитель: В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.

Е. Благинина «Папе на фронт»

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась-

До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеётся,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка,

Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: «А скоро ёлка!

Ты приедешь к нам на новый год?»

Я сказала, тут же и проснулась,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась,

В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая - ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы...

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю- прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они нам больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет.

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу.

Пусть идут на немцев день и ночь

Я пишу тебе и чуть не плачу

Это так, от счастья .

Твоя дочь.

    ученик: Шёл солдат в дымах непроходимых,

А от всех дорог и пристаней

Молча шли за ним глаза любимых,

А любви не выдумать сильней.

    ученик: Письма согревали бойца в тяжёлом окопе, поднимавшегося в атаку защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме.

Ученица (читает письмо)

«Да спасёт тебя любовь моя! Да коснётся тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнёт жизнь в помертвевшие губы! Прижмётся лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: «Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось». Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит - это я, твоя Катя! И если смерть склонится над твоим изголовьем и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце - это буду я и я спасу тебя!»

1 ведущий: Сложнее всего сообщать родным о смерти на фронте близкого друга. Об этом – стихотворение Юлии Друниной «Зинка».

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

2 ведущий: Лампы непогашенное пламя,

Непогодь играет на трубе.

Ласковыми нежными руками

Память прикасается к тебе .

Стихотворение Г. Горбовского «Письмо».

На дне окопного оврага

добыл я гильзу из стены.

А в ней - истлевшая бумага,

письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

смочил графит карандаша

и с перемазанной губою

писал, как думал, - не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

писал, склоняясь к фитилю.

И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»...

Одно осталось… Но упрямо

горит сквозь всё, что в жизни есть...

Что он «лю-бил»?.. Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз.

наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес.

Во мне. Сейчас.

Ведущий: Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.

Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!

Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.

Песня «О той войне».

Кино идет,

Воюет взвод,

Далекий год

На пленке старой...

Нелегкий путь,

Еще чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ:

И все о той весне

Увидел я во сне,

Пришел рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

ПРИПЕВ:...2 раза

Лидия Трифонова

Цель : воспитание нравственно-патриотических чувства к Родине.

Задачи :

1. Познакомить детей с героизмом русских людей в годы Великой Отечественной войны.

2. Воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

3. Развивать у детей умения эмоционально выражать свои чувства в пластике, слове, пении.

Оборудование : костюмы – военная форма для солдат и девушки-почтальона, костюмы голубей, платье для солистки, красные ленты; атрибуты – письма-треугольники, большой бутафорской конверт, пенек, гармошка; фонограмма – в данной композиции использован следующий музыкальный материал: звуки войны (метроном, выстрелы, взрывы, мелодия «В землянке» К. Я. Листова, «Солдатская пляска» А. Г. Новикова, «Вокализ» В. Толкуновой, песня «Я хочу, чтобы не было больше войны» сл. и муз А. Петряшевой, а также авторские стихи О. Кристесашвили, С. Удаловой и Л. Трифоновой.

Ход мероприятия :

Вдали слышатся звуки стрельбы, выстрелов, бомбежки. Все стихает.

Звучит тихая мелодия «В землянке» фоном.

Выходят три бойца, располагаются на сцене.

Один из них чуть в стороне садится на пенек и играет на гармошке.

Солдаты пишут письма родным.

1-й боец :

Дорогая моя

Вот на фронте уж я.

Уже слышу стрельбу,

Вижу пламя огня.

Храбрость, силушка есть.

Бить врага – это честь.

Можем жизни отдать,

Чтоб страну отстоять!

2-й боец :

Только кончился бой.

Вот пишу тебе, брат.

Много пало людей –

Офицеров, солдат.

И не страшно ничуть,

За победой одной.

Третий солдат грустит, перестает «играть».

Выбегает девушка-почтальон, в руках у нее письмо-треугольник.

Почтальон :

Эй, солдат, не скучай!

Вот, письмо получай.

За конверт попляши

Для меня от души.

Солдатская пляска

(Девушка дразнит солдата письмом, заставляя танцевать. Солдат зовет на помощь боевых товарищей, они танцуют. В конце пляски все замирают. Звучит метроном, а затем вокализ Валентины Толкуновой. На его фоне – голос за кадром.)

Отшумели бои, далеки те года,

Где бойцы за Победу сражались…

Только письма солдат не забыть никогда,

Они в сердце на веки остались.

И сегодня, в наш быстрый компьютерный век

Ветераны те письма читают.

Сквозь огонь и сквозь смерть их пронес человек.

Они жить и сейчас помогают.

Танец почтовых голубей с солдатами .

(Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны», муз. и сл. А. Петряшевой)

В конце танца солдаты выносят большой макет конверта, где с обратной стороны прикреплены несколько подарочных конвертов для ветеранов.

Девочки-голуби и солдаты выстраиваются в центральную «фотографию», выходят два ребенка (мальчик и девочка) младшей группы, встают по обе стороны.

Мальчик :

Да, позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Девочка :

Спасибо Вам, мы очень любим вас.

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Звучит любая празднично-маршевая музыка, дети дарят письма-треугольники с пожеланиями ветеранам.

ВИДЕО с конкурса: