Литературные произведения как вид исторического источника. Литературные произведения как исторический источник. Произведения художественной литературы и фольклора как источник по истории россии нового и новейшего времени

Если Вам нужна полная версия работы (сочинения, реферата, курсовой или дипломной работы) на тему источниковедческого анализа художественной литературы на примере любого произведения (либо на другую тему), для обсуждения заказа или воспользуйтесь мгновенной отправкой сообщения ВКонтакте (справа). Обращаю Ваше внимание, что для Вас будет написана уникальная работа с требуемым уровнем оригинальности.

Художественная литература как исторический источник. Источниковедческий анализ художественного текста.

Произведения художественной литературы, как неотъемлемая часть общественного сознания, всегда выступала «голосом истории». Ее социально-нравственные нюансы, содержательный уровень и тематика нередко определялись особенностями философской и социальной мысли эпохи. Именно поэтому на развитие искусства слова во все времена оказывали влияние важнейшие политические события, такие как войны, революции, народные волнения и другие социально-политические явления. Кроме этого, в художественной литературе находят отражение и повседневные заботы, тревоги представителей различных слоев общества. Художественная литература постоянно прокладывает новые пути осмысления исторических реалий, изыскивая новые возможности отражения действительности.

Как отметил Л.Н. Гумилев, литературный вымысел является не ложью, а литературным приемом, который позволяет автору довести до читателя мысль, ради которой он предпринял свой труд». В художественном произведении реальность неизменно типизируется, что, по мнению некоторых исследователей, даже повышает объективность. Новая культурная история стремится осмыслить исторические явления через представления людей прошлого, через их духовную жизнь. Поле деятельности историка расширяется, а это значит, что такие субъективные источники, как художественная литература становятся все более востребованными.

Окончательное утверждение художественной литературы как весомого исторического источника происходит лишь с конца XX в. Изначальная субъективность художественного текста воспринимается как один из факторов, формирующих историко-познавательную ценность художественного произведения, так как представленная при помощи живых образов реальность, неизбежно типизируется, благодаря чему повышается уровень объективности.

Источниковедческое исследование состоит из двух этапов:

  1. анализ происхождения (исторический этап), который, в свою очередь, включает следующие шаги: а) анализ исторических условий возникновения источника; б) анализ авторства произведения; в) анализ обстоятельств создания источника; г)
  2. анализ истории текста произведения; д) анализ истории публикаций источника;
    анализ содержания (логический этап): а) интерпретация источника; б) анализ содержания источника.

Методами источниковедения называются способы выявления, описания и анализа исторических источников. Они различаются в зависимости от поставленных перед исследованием задач, в целом можно выделить следующие методики :

  • исследование текста на предмет наличия документообразователей;
  • исследование исторических персоналий произведения;
  • изучение источника происхождения произведение – определение автора, его биографии, детали которой повлияли на написание произведения;
  • датировка изучаемого источника, или близость даты его создания к дате описываемых в произведении событий.

Среди наиболее важных этапов источниковедческого анализа можно выделить следующие;

  • сравнение сведений, содержащихся в источнике, с общеизвестными фактами, общепринятой трактовкой изучаемого явления, события. В результате заключается об ошибочности источника или необходимости внесения уточнений в традиционную точку зрения;
  • сопоставление данных изучаемого источника с данными других источников. При этом сравниваются ранние и более поздние свидетельства;
  • сравнение сведений источника с объективными обстоятельствами. Определение истинности описываемого явления и оценка условий, в которых данное явление, событие произошло согласно описанию в источнике;
  • оценка адекватности, достоверности именования, титулов действующих лиц;
  • оценка достоверности таких деталей, как детали вооружения, одежды, бытовой жизни, культуры и т. д., соответствие их эпохе и времени;
  • оценка степени документальности текста;
  • выявление в источнике сведений, которые не могли туда попасть по причине несоответствия по времени их применения описываемой эпохе либо по географическому критерию;
  • определение степени оригинальности сообщаемых сведений – соответствие их общепринятой, шаблонной точке зрения либо же реальным событиям;
  • оценка происхождения сведений, содержащихся в произведении, источник их получения.

Посредством документов осуществляется реализация принципа наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными.

Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи. При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.

Классификация документов, основана на характере документальных текстов,

две основные группы - документы повествовательно_описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо взаимодополняют друг друга. Третью дополнительную группу составляют памятники художественного слова.

Актовые документы - это юридические, хозяйственные,политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Повествовательно_описательные документы - летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). Приёмы: На уроке осуществляется работа с письменными источниками как учителем в процессе объяснения нового, так и учащимися на разных этапах урока. Учитель дает краткий анализ содержания и структуры произведения, указывает на основные идеи, значение документа для оценки исторических явлений, останавливается на исторической обстановке, времени, обстоятельствах появления документа. К документу целесообразна предварительная постановка вопросов, разъяснение незнакомых терминов и понятий. Учитель включает документ в свой рассказ, если он передает сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала, если нужна конкретизация изучаемых явлений и процессов, для убедительности характеристики исторического деятеля. Отрывок, включаемый в объяснение, должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух.

Разбор документа производится путем его комментирования, в виде фронтальной беседы с классом, в процессе самостоятельной работы с источником. Наиболее сложные и объемные документы изучаются путем тщательного разбора. Ученики в процессе работы с документом проводят его разбор, воспроизводят отдельные положения текста, определяют логически завершенные части, выделяют главные идеи каждой части, проводят сравнительный анализ документов.По ходу разбора документа осуществляется словарная работа.

Худ. Лит-ра

Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учащихся ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.

Классификация: 1) литературные источники изучаемой эпохи 2) историческая беллеристика. К источникам изучаемой эпохи относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создали своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого. Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке используются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем. К литературным источникам можно отнести книги М.А.Шолохова «Тихий Дон» и др.

2)К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий.

Приемы:более глубокое изучение произведения используется для воссоздания картины быта, общественных отношений. Например, на уроках истории древнего мира изучается «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Учитель может включать органично в свое изложение образы художественной литературы, например с целью персонификации явления. Учитель может кратко пересказать художественное произведение и дать задание на выяснение деталей с тем, чтобы ученики обязательно его прочли. Более всего распространено в школьной практике цитирование художественных произведений.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 22 Использование исторических источников, художественной литературы в обучении истории.:

  1. 2.1.Общее понятие об У.Н.Т. У.Н.Т. и его роль в системе воспитания и обучения. Понятие о фольклоре. Отличие У.Н.Т. от художественной литературы.
  2. Проблемы периодизации всемирной истории и истории стран Европы и Америки. Функции исторической науки. Методы исторического исследования.

Археологические памятники эпохи палеолита по археологическим данным, наиболее древний археологический памятник приморья, датированный по радиоуглероду - пещера общества - имеет возраст 32570 ± 1510 л.н.. в это время в составе растительности приморья преобладали широколиственные леса в нижнем поясе гор, кедрово-широколиственные леса в среднегорье, темно-хвойная тайга в верхнем поясе гор. в северном приморье доминировали кедрово-широколиственные леса. промысловая фауна, выделенная по материалам раскопок, представлена в основном копытными- пятнистый олень, изюбр, косуля, бизон, лошадь, горал. из хищников человек охотился на волков, бурого медведя, гиену, тигра. другие памятники этой эпохи относятся к осиновской культуре – стоянки у села осиновка, на илюшкиной сопке, стоянка около с. астраханка, на берегу б. экспедиция. на этих памятниках обнаружены грубые галечные орудия – чопперы, отщепы, расколотые гальки. следующий период - максимального похолодания – верхнего палеолита – представлен устиновской культурой и датируется по радиоуглероду от 18170±150 до 10780±50 л.н. от начала похолодания до максимума изменился характер растительности. в это время на большей части территории приморья были распространены однообразные ландшафты березово-лиственных редколесий. верхний и средний ярусы гор занимали гольцы и горные тундры. в наиболее высоких горных массивах центрального и северного сихотэ-алиня существовали небольшие карстовые ледники. на юге приморья сохранялись островки темнохвойных лесов, в котловине озера ханка существовали обширные болота в обрамлении березовых и березово-лиственичных лесов. в эту эпоху человек населял в основном горно-таежные и лесостепные районы внутриконтинентальной части приморья. экосистема березово-широколиственных лесов обладала достаточно высокой продуктивностью, что позволяло человеку обеспечивать себя пищевыми ресурсами, главным образом охоте и собирательству. воздействие человека на окружающую среду было незначительным и сводилось к выжиганию и вытаптыванию растительности вблизи поселений и стоянок. для памятников устиновского типа характерна более совершенная (пластинчатая) техника обработки камня следующие достаточно определенные следы обитания человека относятся к периоду рубежа плейстоцена-раннего голоцена (12-10 тыс.л. в это время климат был суше и на 3-4 градуса холоднее современного. затем наступает некоторое потепление (9.3 - 8.0 л. климат был несколько теплее современного на 1-2 градуса. поселения этого времени в основном прослеживаются по (бортам) краям небольших долин, у мелких притоков средних рек, ручьев и ключей. население приморья в это время развивает технологические традиции сформированные в предшествующую эпоху. к этому времени относятся памятники: устиновка (верхний горизонт), олений 1 (нижний горизонт) и др. по данным трасологического анализа можно выделить несколько групп орудий для специализированных операций - для разделки и обработки продуктов охоты, рыболовства, дерева. хозяйство населения того времени, в условиях чуть более сурового климата носило комплексный характер - охота, сезонное рыболовство, сбор дикоросов. палеоландшафтный анализ свидетельствует о наличии различных типов поселений - сезонных промысловых стоянок, относительно постоянных стоянок (связанных с наличием нескольких видов природных ресурсов в благоприятном месте), стоянок, к источникам легкодоступного сырья для производства каменных орудий.

· Исторические источники

· Источники по истории литературы. (Литературные произведения как исторические источники). Это все памятники письменного и повествовательного характера. Мы подразумеваем под этим понятием художественную литературу.

Это произведения литературы, где художественная форма не менее существенна, чем само содержание как и памятник публицистики. «Тихий Дон», Шолофох, роман «Петр Первый» автор ….. Они занимают особое место, но не столько документально фиксируют событие, сколько отражают эмоции, ощущения, размышления авторов определенных событий и явлений. Конечно же они будут иметь первостепенное значение для изучения истории идеологии. Они могут быть интересны для самой эпохи. Например, Куликовская битва 1380 год, сражение Донского с Мамаем. После этого события возникают литературные произведения «Задонщина» , которое наполнено гордостью за свой народ, восхищение автора. Это можно просмотреть, как передается это событие для следующих поколений. Обращались к историческим произведением лишь с 12 по 18 века. Но между тем, на смену античной литературы пришла иная. В средневековой литературе искали не наслаждение, а мудрость. На Руси чтение книги было уже мудрым. Например, Ярослав Мудрый получил свое прозвище, потому что много читал. Учеными такого времени были книжники - читающие книги. Литература приобрела немногословный характер, другая важнейшая черта – преимущественно религиозное содержание и характер. Если говорить о литературных произведениях 14 веков, то наряду с памятниками светского характера можно заметить преобладание духовной литературы. (вероучительные, проповеднические, житийные и т.д.). Было огромное количество произведений оригинальных канонических произведений. Литература должна была обеспечить передачу знаний, и этим объяснялось огромное количество поучений и посланий. Владимир Мономах и Мстислав Великий оставляли завещание и говорили в них о том, как должны были жить их сыновья после их смерти. Это были духовные самих князей.

· Литература путешествий – «хожения». Относятся к 16 веку- А. Никитин. Был автором «Хождение за три моря». Литература средневековья основывалась на фундаменте античной литературе. Этот жанр оформился в середине 2 столетия н.э. Это было не только поучение, но и занимательно чтение. Это были первые повести о муках христиан «Страсти», которые рассказывали о муках, ранениях и как они взлетали на небо; рассказы о жизни святых людей. Только потом уже в эволюции, эти элементы занимательности и повествовательности исчезают из этого жанра. Наоборот, возникает разновидность - прагматичности, схематичности, персонажи приобретают обобщенный характер, трансформируются в наставления. Тексты становятся каноническими. Иная совсем ситуация возникает в новом времени. Здесь многоликость литературных произведений, разнообразие жанров. Персонажи индивидуализируются, характеризуются эмоциональностью, психологичностью. В связи с ростом количества источников, литературные произведения стали препятствием для обращения к ним. Художественная литература не может показать образ мышления разных социальных слоев, поколений, представления об идеалах, о моральных ценностях. Начиная с западной Европы, восточной и затем доходит до нас. Если говорить о советской литературе: Шолохов, Толстой. Если человек пишет о своей эпохи, то это одно, а если о далекой, то необходимо знать, насколько профессионально он относился к этому, и как был подготовлен к написанию той эпохи, которой он интересуется. Дело в том, что сама ценность в том, что она помогает установить побудительные мотив. Создается человек определенной эпохи, герой времени. При этом всегда ценны все жанры литературы.

Даже фантастика отражает степень технического развития общества и представления о будущем. Хотя фантастический жанр существует давно. Томас Мор- его фантазия о будущей жизни. Это не только техническое развитие, это и социальные идеалы, которые человек проецирует в будущее, то, как они должны развиваться. В советской литературе «антиутопия» фактически не существовала. Этот мир был создан лишь в произведениях Замятина, в повести «Мы».

· Публицистические произведения. Связаны и с литературными, и с другими видами. Характерно высшее стремление использовать эпистолярную форму различного рода посланий и т.д. Публицистика получила свое развития с 12 века, а наивысшее позднее средневековье и Возрождение. Появляется такой жанр как эссе. Эссеисты излагают свое мнение, выступая не от имени социальной группы, а от своего собственного имени. Публицистика - вид исторических источников, возникающих в общественной сфере, призвана выражать мнение какой-либо социальной группы об общественно значимой проблеме. Сам автор может обращаться, выражая общее мнение. Литература средневековья связана с религиозными спорами. Если говорить о периоде новой и новейшей истории, то тут выступают в качестве публицистики проекты конституции и т.д. Здесь возникают новые формы, появляется литературно-художественная публицистика, научная, общественно – политическая. Бывает она и официальная, правительственная, оппозиционная. Ярким примером служит публицистика середины 19 века. Катков, Чернышевский, Герцен, Белинский. Публицистика в 20 веке становится партийной пропагандой как форма. Появляются программы и документы различных партий, прокламации, листовки и т.д. в 20 веке листовки становятся массовым источником, сопровождаются рисунками. Это приближало их уже к плакатам.

· Периодическая печать. В западной Европе становление периодической печати началось с 16 века, в России с 18 века. Периодическая печать – представляет собой не отдельный вид источников, а специфическую систему передачи и сохранение информации, где коммуникативная функция является определяющей. С рождения печати развито понятие средства массовой информации. В массовом характере состоит значимость данных средств, говорят о ней как о 4-й власти. Любое явление, если оно отражается в периодике, то оно оказывает влияние. Это существенно осложняет контроль со стороны власти и определяет возникновение новых форм. В странах, где демократия отсутствует, Интернета вообще нет. Появляется понятие цензура. Со временем она оформляется в виде государственного института. При Елизавете 1 возникает такой контроль в Англии в 16 веке, во Франции в 17 веке, в России в начале 19 века. Сложность изучения определяется многообразием форм изложения материала. Все-таки это комплекс источников самых разнообразных по жанру, характеру и происхождению. Все многообразие жанров исследователи выделяют в 3 группы: 1- материалы аналитические; 2- информационные; 3- художественно – публицистические. Классификация требует систематизации самих изданий. По периодичности подразделяется на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные. Динами событий, то мы привлекаем ежедневные или еженедельные. Цензоры соответственно выходили. В ежедневных изданиях больше материалов информационных. Журнал – особая форма периодики. Важно обращать внимание на территориальный охват, тираж и на издателей. У нас были официальные издания «Омско -губернские ведомости». Такие ведомости были в Тобольске, Красноярске, Иркутске и т.д. Были и частные издания, но над ними велась жесткая цензура. (Они были часто основаны на слухах и быстро издавались по сравнению с первыми).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Литературные и публицистические произведения.:

  1. 24.Основные этапы изучения литературных произведений в школе.
  2. 10. Особенности правовой охраны некоторых видов литературных произведений
  3. Различные варианты разнообразной подготовки к восприятию нового произведения па уроке литературного чтения И.А. Бунин «Листопад»
  4. Разработать различные варианты разнообразной подготовки к восприятию нового произведения па уроке литературного чтения (И.А. Бунин Стихотворение «Листопад»). Дать теоретическое обоснование.

И история – формы самоосмысления, самовыражения общества, главная их тема, обществознание, человекознание» С. О. Шмидт «Путь историка»

Как в историческом исследовании многое зависит от интуиции историка, так и писатели, литературные критики на бессознательном уровне способны к глубокому постижению жизни. Традиционно исследователи обращались к художественной литературе только за неимением более достоверных источников. В изучении истории нового и новейшего времени литературе отводилась только иллюстративная роль, однако новые направления исторической мысли изменяют отношение к источнику. Литературное произведение считалось крайне субъективным, но оно само по себе факт истории и биографии автора. Существуют разные точки зрения на значение личности художника в историкокультурном исследовании: одни утверждают, что личность автора не значима, так как все детали личной жизни не доступны наблюдению. Другие напротив считают, что личность художника принципиально значима, так как между текстом и биографией можно проводить типологическое сопоставление.

Последняя позиция характерна для методологии в русле новой культурной истории. Для исследователя литературное произведение неотделимо от контекста. Зная биографию и дату создания, мы можем выявить цель автора, его осведомлённость относительно описываемых явлений. Новая культурная и новая интеллектуальная история сформировались в рамках исторической антропологии. Многие исследователи предпочитают их не разделять, отличие новой интеллектуальной истории в том, что она уделяет большое внимания высокохудожественным текстам.

Ещё Жак Ле Гофф говорил о перспективности следующих трёх направлений в современной культурной истории: история интеллектуальной жизни, история ментальностей и история ценностных ориентаций . По выражению Р. Дарнтона, основной принцип нового направления – «поймать инаковость» («схватить чуждость»), поскольку люди прошлого иначе воспринимали мир, то и историк должен рассматривать объект своего исследования как «чужой», объяснить «странности» другой культуры, воспроизводя логику человека того времени . Новая культурная история отвергает чёткое разделение чувственного и рационального, она фокусирует внимание на мифах, символах, статичных языках.

Отличительной особенностью является признание активной роли языка, текста и нарративных структур в созидании и описании исторической реальности . В рамках этого подхода размываются границы между разными областями исторического знания, культурная антропология, «лингвистический поворот» и теоретическое литературоведение сливаются воедино . Междисциплинарный подход призван расширить возможности историка, но наиболее дискуссионными остаются вопросы соединения методологий разных научных дисциплин. Новое направление требует пересмотра методологических подходов в работе с «нетрадиционными» источниками. По словам А.Я. Гуревича, «даже в тех случаях, когда источники не позволяют проникнуть на уровень событий, они могут дать нам немаловажную информацию о представлениях и убеждениях авторов этих текстов и, следовательно, вводят нас в круг идейных установок, то есть помогают нам осознать характер духовной жизни эпохи…» . Реконструкция предполагает «раскодирование» источника путём самого широкого раскрытия контекста его появления .

Полностью воссоздать все обстоятельства невозможно, но это нужно для осмысления «инаковости», своеобразия человека прошлого. По выражению П. Бёрка, «мы на пути к культурной истории всего на свете: снов, еды, эмоций, путешествий…» . Расширенное понимание культуры позволяет связать искусство и литературу с исследованием повседневности. По мнению М.К. Любарт, автора монографии «Семья во французском обществе XVIII – начала XX века», художественная литература является «бесценным источником по реконструкции представлений, связанных с браком, семьёй, воспитанием детей, внутрисемейными отношениями…» . Историческая антропология как самостоятельная отрасль знаний координирует с новой культурной историей в изучении истории ментальностей, которая также развивается под влиянием психологии. Историю ментальностей интересуют потаённые стороны общественного сознания, которое исследователь может обнаружить в источниках помимо воли их создателей, а события прошлого понимаются через «инаковость» миропонимания человека.

История ментальностей, привнесла в историческую науку метод психологической реконструкции, «вживание» исследователя во внутренний мир создателей текстов истории , что стимулировало обращение историков к «субъективным» источникам. Как пример данного подхода можно привести статью Е.С. Сенявской «Литература фронтового поколения как исторический источник» . Автор признает военную литературу, написанную непосредственными очевидцами «наиболее доброкачественной» в плане достоверности, исходя из психологических мотивов ее создателей, и отражает не только события, детали военного быта, но также субъективное восприятие событий, их оценка, конструирование целостного образа, в данном случае образа врага.

Также следует упомянуть труды С.С. Секиринского, признанного историка-портретиста, который подготовил в журнале «Отечественная история» цикл статей «История и литература». В статье «Беллетристика П.Д. Боборыкина: история либеральной личности в художественных зарисовках» он применяет новую методику исторической герменевтики, прослеживая историю идейных течений, общественной жизни в России во второй половине XIX в. на основе многочисленных произведений Боборыкина и биографических сведений. Для историка Боборыкин ценен как бытописатель, признанный создатель «энциклопедии русской жизни», который всё сам непосредственно видел, слышал и чувствовал. Его преимущество перед «деятелями событий», авторами дневников, писем и мемуаров, в том, что он, как сторонний наблюдатель, не преувеличивал своё значение, охватил «широкую периферию». Разумеется, к художественному произведению нужно подходить со всей осторожностью, не забывая о внешней и внутренней критике источника.

Сегодня мы не говорим, что литература «отражает» жизнь, не отождествляем историю литературных типов и реальных людей, подобно историкам дореволюционной академической школы. Как отметил М. Блок «литература тянет за собой множество унаследованных тем, формальных приёмов, старых эстетических условностей» , это, по его мнению, не позволяет литературе охватить «великое жизненное движение». В то же время шаблонность и стереотипы мышления могут рассматриваться в рамках истории ментальностей как проявление социально-психологических установок, привычек сознания. К примеру, агиографическая литература не даёт правдивых сведений о событиях и личностях, но по ней мы можем понять религиозные представления, особенности мировосприятия человека отдалённых эпох.

По выражению Л.Н. Гумилёва, «вымысел – не ложь, а литературный приём, позволяющий автору довести до читателя ту мысль, ради которой он предпринял свой труд» . Реальность в художественном произведении неизменно типизируется, что, по мнению некоторых исследователей, даже повышает объективность . Итак, новая культурная история стремиться осмыслить исторические явления через представления людей прошлого, их духовную жизнь.

Расширяется поле деятельности историка, следовательно, такие субъективные источники как художественная литература становятся всё более востребованными.

Список источников и литературы

1. Андрейчук В.Г. Концлагерная проза как исторический источник // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. № 12. С. 94–101.

2. Бёрк П. Историческая антропология и новая культурная история // Новое литературное обозрение. 2005. С. 64–91.

3. Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1973. 234 с.

4. Гумилёв Л.Н. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? // Русская литература. 1972. № 1. С. 73–82.

5. Гуревич А.Я. Историк конца ХХ века в поисках метода // Одиссей. 1996. М.: Наука, 1996. С. 5–10.

6. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М.: Новое Литературное Обозрение, 2002. 384 с.

7. Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1991. С. 28–43.

8. Любарт М.К. Семья во французском обществе, XVIII – начало XX века. М.: Наука, 2005. 296 с.

9. Манкевич И.А. Литературно-художественное наследие как источник культурологической информации // Обсерватория культуры. 2007. № 5. С. 17–23.

10. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011. 560 с.

11. Секиринский С.С. Беллетристика П.Д. Боборыкина: история либеральной личности в художественных зарисовках // ACTIO NOVA. М.: Глобус, 2000. С. 426–455.

12. Сенявская Е.С. Литература фронтового поколения как исторический источник // Отечественная история. 2002. № 1. C. 101–109.

13. Ходнев А.С. Новая культурная история и новая история досуга // Историческая наука сегодня: Теории, методы, перспективы / Под ред. Л.П. Репиной; 2-е изд. М.: Издательство ЛКИ, 2012. С. 462–473.

14. Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М.: РГГУ, 1997. 612 с.

Н.В. Дашкова Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль Научный руководитель: д.и.н., профессор Архипова Л.М.