Леонардо благовещение. Картина леонардо да винчи - благовещение

«Благовещение» - картина Леонардо да Винчи на классический библейский сюжет. К образу девы Марии перед возвещающим ангелом обращались многие художники - от Средневековья до авангарда. В эпоху Ренессанса этот сюжет был запечатлён на полотнах великих мастеров бесчисленное количество раз. Тем не менее ни одно из них не привлекает столько внимания исследователей и почитателей живописи со всего мира, как шедевр Леонардо.

Винчи, «Благовещение»: описание картины и другие истории

Имя Леонардо да Винчи хотя бы раз в жизни слышал даже тот, кому чувство прекрасного глубоко чуждо. Однако нередко и знатоки искусства спотыкаются о тот факт, что, по сути, великий гений не имел фамилии в общепринятом понимании.

Леонардо из Винчи - так переводится дословно имя художника. Из этого небольшого городка в Тоскане началось его восхождение к вершинам живописного мастерства.

Четырнадцатилетним подростком Леонардо поступает в мастерскую флорентийского живописца Андреа Верроккьо. Всего через шесть лет он напишет своё первое «Благовещение».

Картина Леонардо да Винчи написана в 1472-1475 годах. В ней ещё сохраняются черты искусства Раннего Возрождения. Молодой художник оставляет традиционную композицию, статичную и выверенную. Архитектурные детали и предметы интерьера строгих геометрических форм прописаны в чётком соответствии с законами

Фигуры архангела и Девы Марии условно делят удлинённый горизонтальный формат работы на две части. В одной на фоне декоративного застывшего пейзажа символизирует мир небесный. В другой - Мария на пороге дома. Она принадлежит ещё миру земному. В соответствии с канонами образа художник изображает её величественно восседающей перед Библией, раскрытой на изящной мраморной подставке.

От традиции к собственной манере

Ранняя работа юного живописца ещё полна традиционных штампов, и тем не менее в ней проявляется неповторимая манера письма Леонардо, которая будет отличать его последующие шедевры. Всю силу таланта 21-летнего художника в полной мере демонстрирует первое «Благовещение».

Картина Леонардо да Винчи ещё полна застывшей, неестественной красоты. Декоративные детали наполняют её, подчёркивая величие момента. И в то же время библейские образы лишены пафоса.

Фигура архангела застыла в движении, он протягивает руку в характерном жесте, в другой держит стебель белой лилии как символ чистоты и невинности Девы Марии. Он изображён вполне осязаемым, в плотных одеждах с тяжёлыми складками, под ногами его примятая трава. Он соразмерен и фигуре пока ещё земной Марии, и пейзажу, и всему земному окружению.

Образ Марии также лишён иконичной величественности. Она ещё, как королева, восседает на своей скамье-троне, подняв голову и спокойно глядя на вестника. Тем не менее это уже земная юная девушка. В знак принятия вести она изящно поднимает руку.

«Благовещение» - картина Леонардо да Винчи? Интересные факты

Долгое время вокруг картины не утихали баталии специалистов. Многие были склонны считать её произведением Гирландайо, а не молодого Леонардо.

Картина подвергалась позднейшему вмешательству, что ещё больше затруднило атрибуцию. Неизвестный автор значительно увеличил крылья архангела, сделав их гротескно большими. Сохранившиеся дневники и эскизы художника говорят о том, что он срисовывал их с птичьих, и, вероятнее всего, в первоначальном варианте они были значительно скромнее.

Тем не менее, несмотря на дописанные фрагменты, многие детали, без сомнения, указывают на руку художника: узнаваемый туманный скалистый пейзаж на заднем плане, лицо архангела, напоминающее первого ангела, написанного Леонардо на картине своего учителя, выразительные, с анатомической точностью переданные руки, золотистые локоны и тяжёлые драпировки по фигуре. Все эти особенности, несомненно, свидетельствуют о том, что «Благовещение» - картина Леонардо да Винчи.

Вторая Дева Мария

Спустя два года Леонардо пишет ещё одну работу на этот же сюжет. Сегодня эта небольшая доска хранится в коллекции Лувра. Несмотря на сходство композиции, вторая картина отличается большей камерностью, интимностью изображения. В ней уже в полной мере раскрываются особенности уникальной живописной манеры Леонардо.

Нами рассмотрено полотно «Благовещение» - картина Леонардо да Винчи. Фото позволяют сравнить образ Девы Марии с первой и второй картины и увидеть, какие новые черты он приобрёл.

Каждый раз, когда хочу пристроить в журнал картинку на предмет дать и другим полюбоваться, задумываюсь вот над чем: а надо ли что-то о ней писать? С одной стороны - "просветительских" задач перед собой не ставлю, а всего-навсего бессистемно и нерегулярно показываю то, что мне интересно (да если еще и в хорошем качестве попалось). Плюс есть ощущение "всё ж и так видно, что говорить-то?" или "ну, это и так все знают".
Вот. А потом думаю: а с чего это я решила, что все должны "и так" знать? Сама-то я много знаю вне "своей" сферы? Ха. Попробуйте меня спросить, что такое логарифм. Или про закон Ньютона (смутно подозреваю, что он еще и не один). А ведь знала когда-то, но напрочь забыла, как распоследний Холмс.
Это я к чему?.. А, да. Все-таки какой-то минимум сведений буду к картинкам пристегивать, на случай если будет читать такой же Холмс, но "негуманитарно ориентированный". :)


Итак, "Благовещение".

И по ходу дела обещанная справка.
Картина написана в смешанной технике (масло, темпера)на тополевой доске. Датирована 1472-75 годами.
Исторической информации не очень много. В научный обиход картина была введена в 1867 году. Ее привезли в галерею Уффици из монастыря св.Варфоломея, расположенного неподалеку от Флоренции. Сразу возникло несколько вариантов атрибуции: разные исследователи приписывали картину кисти а)Доменико Гирландайо, б)его сына Ридольфо, в)Лоренцо ди Креди, г)Вероккьо, д)Леонардо. Были и предположения о совместной работе Гирландайо и Леонардо или Леонардо и ди Креди. Все эти художники довольно тесно связаны между собой: Андреа Вероккьо в 1470е годы был владельцем художественной мастерской, а Леонардо и ди Креди - его учениками; Гирландайо тоже либо учился в этой мастерской, либо сотрудничал с ней. Леонардо в это время было 20 лет или немногим более.

Уточнить атрибуцию удалось после обнаружения двух рисунков Леонардо. Это подготовительные наброски к картине - фрагмент руки ангела (из Оксфорда) и драпировки для фигуры Марии (Лувр).

Теперь о репродукциях.
Я, увы, не видела "Благовещение" живьем и не могу оценить верность цветопередачи. Найденные в сети картинки расходятся в оттенках довольно существенно. Та, что наверху - вариант, который предлагает галерея Уффици и гугл-арт-проект. Честно говоря, эта холодноватая глянцевость меня несколько смущает. Поэтому прилагаю еще один вариант:

Фрагменты:

Что обычно говорят историки искусства об этой картине?

Что композиция ее довольно традиционна; из характерных атрибутов здесь присутствуют лилия (символ чистоты и непорочности) и книга, которую читает Мария (считается, что это книга пророка Исайи, где сказано "Се, Дева во чреве примет, и родит Сына").

Как новаторскую черту отмечают то, что обе фигуры изображены вне помещения. В средневековой традиции сцену Благовещения практически всегда писали в интерьере, часто с кроватью. По крайней мере, фигура Марии всегда располагалась в помещении; ангела же могли изобразить вне комнаты, в огороженном стенами садике,- это так называемый hortus conclusus, "вертоград заключенный", символизирующий наряду с закупоренным сосудом девственное лоно Богоматери.
У Леонардо ангел и Мария написаны на открытом воздухе; тем не менее, присутствует намек на комнату с кроватью, равно как и на hortus conclusus, превращенный здесь в лужайку перед итальянским палаццо.

Еще отмечают натуралистично написанные крылья ангела и в связи с этим вспоминают, что Леонардо изучал анатомию птиц.

Что еще? Что в изображении лица и волос (особенно у ангела) еще нет того мастерства, которое отличает картины зрелого периода: цвета "плоские", без характерной леонардовской прозрачности.
Что уже в ранних произведениях Леонардо начинает при работе над задними планами использовать воздушную перспективу, при которой сильно удаленные объекты кажутся окутанными дымкой.

А, еще говорят о "перспективных погрешностях" - это касается пропорций фигуры Марии, в особенности ее правой руки. Но другие исследователи, напротив, считают искажения осознанными и называют их "анаморфическими экспериментами" - якобы Леонардо делал картину на заказ и, зная, где она будет висеть, писал с учетом точки зрения справа и снизу.

Вроде все, что имела сказать. Правда, зачем - не знаю. :))

P.S. О разнице в репродукциях - не исключено, что дело еще и в реставрации. Уффици-то дает современный вид, а вот самая первая (рука с библией) и самая последняя (фигура Марии) картинки взяты из альбома, выпущенного французским издательством Flammarion в 1968 году.

Ой, кстати, итальянские реставраторы - тоже отдельная тема...
Сейчас посмотрю в сети - если текст Гращенкова выложен, дам ссылку.

А пока - для интереса и для сравнения - другие Благовещения 15 века:

Немецкий мастер Conrad von Soest, 1403г

Джентиле да Фабриано, Италия, ок.1425г

Мазолино, Италия, 1425-30гг

Конрад Витц, работал в Базеле, 1440г

Мастер жития Марии, Германия, 15в

Рогир ван дер Вейден, Нидерланды, ок.1440г

Филиппо Липпи, Италия, 1445-50гг

Масло/Доска (1475)

Описание

«Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ...

«Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ Флоренции. Очевидна характерная для Леонардо тяга к природному ходу вещей.

Благовещенье празднуется 25 марта, и для создания весеннего настроения лужайка перед домом Марии усыпана цветами. В дальнейшем Леонардо будет показывать флору только в естественных условиях и в точном соответствии с сезоном, который задан сюжетом. В отступление от канона крылья архангела - не во весь его рост, а более короткие, как у птицы. Позже неизвестный художник удлинил их краской каштанового цвета, так что через концы крыльев просвечивает первоначальный пейзаж. "Благовещение", картина 20-летнего художника, сочетает новаторские черты и лирику с цитатами и ошибками. В правой части картины есть ученические просчёты в перспективе. Так, уходящая к кипарису стена коротковата, а стоящий перед Девой аналой слишком велик.

Кажется, что он ближе к зрителю, чем Мария, отчего художнику пришлось удлинить её правую руку, лежащую на книге. И тем не менее, современники увидели в этой картине работу гения. Одно только великолепное изображение тканей и драпировок - отличительная черта Леонардо - вызывало восхищение большинства его коллег.

Алессо Бальдовинетти.
«Благовещение Марии».

…Мария, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала: Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. Испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его…

Протоевангелие Иакова. 11:1-4.

Альбрехт Альтдорфер.
«Благовещение».
1513.

…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова: имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…

Евангелие от Луки. 1:26-35.

Альбрехт Альтдорфер.
«Благовещение».
1506-1538.

«Благовещение».
Благовещенский собор Московского Кремля.
XV век.

«Благовещение».
1408.
Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Баварский мастер.
«Благовещение».

Бартелами д"Эйк.
Алтарь Благовещения. «Благовещение».

«Благовещение».
Греция. XVIII век.

Поздняя греческая икона, напротив, совершенно недвижна. Это «первое Благовещение», или «Благовещение у источника», - сюжет, основанный на апокрифическом «Протоевангелии Иакова», согласно которому архангел являлся Марии дважды. Источник или колодец, к которому Богородица вышла за водой, уже в XI-XII веках часто изображался как роскошный бассейн. Лишенные символического значения здания у греческого мастера не менее условны, чем в новгородской иконе: они образуют плоскую декорацию, на фоне которой стоят фигуры персонажей. Эта своеобразная театральность при полном отсутствии передачи пространства роднит греческий образ с народной картинкой – лубком.

«Благовещение».
Россия, Новгород (?).
XVI век.

…Эта икона изображает явление архангела Богородице в ее доме. Мария изумилась объявленной ей вести и спросила: «Как же это будет, если я мужа не знаю?» Место действия обозначено велумом – полотнищем, переброшенным между зданиями, которое символизирует в евангельских сценах преемственную связь Ветхого и Нового заветов. Типично для русской иконы решение архитектурного фона: здания показаны сразу с трех сторон, в так называемой обратной перспективе, «удаляющейся» в направление зрителя. Тем самым взгляду верующего дозволяется только созерцать чудо, не переступая границы священного чертога. Эта условность, однако, не мешает передаче движения: оно подчеркнуто уклоном пола, на котором архангел, кажется, едва удерживается, и необычным изображением его крыльев, развернутых в разные стороны.

А. Шестаков. «Рождественские сюжеты». Санк-Петербург, «Арка». 2011 год.

«Благовещение».

Герард Давид.
«Благовещение».

Герард Давид.
«Благовещение».

«Благовещение».
Между 1724 и 1725.

«Благовещение».
1495.

Джорджо Вазари.
«Благовещение».

Доменико Беккафуми.
«Благовещение».

Леонардо да Винчи.
«Благовещение».

Лоренцо ди Креди или Леонардо да Винчи.
«Благовещение».

Лоренцо Коста.
«Благовещение (Читающая Мария)».

«Благовещение».
Около 1527.
Пинакотека комунале (Реканати).

Мариотто Альбертанелли.
«Благовещение».

«Благовещение».
1580-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

«Благовещение».
Между 1623-1630.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Робер Кампен.
«Благовещение».

Рогир ван дер Вейден.
Алтарь трёх волхвов.
«Благовещение Марии».

Рогир ван дер Вейден.
«Благовещение».

«Благовещение».
1333.

Сандро Ботичелли.
«Благовещение».

Симон Вуэ.
«Благовещение».
1632.

Фра Беато Анджелико.
«Благовещение».
Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции.

Фра Беато Анджелико.
«Благовещение».

Франческо дель Косса.
Алтарь Благовещения.

Ханс Мемлинг.
«Благовещение».

Хуберт ван Эйк.
«Благовещение».
Гентский алтарь.

Ян ван Эйк.
«Благовещение у церкви».

Ян ван Эйк.
«Благовещение».

Ноябрь 08, 2012

Благовещение

ок. 1472-1475; 98х217 см; дерево, масло и темпера
Галерея Уффици, Флоренция

Авторство картины «Благовещение», находящейся сегодня во Флоренции, было предметом ожесточенных споров исследователей творчества художника. Одни считали, что картина принадлежит кисти Гирландайо, другие приписывали ее молодому да Винчи. С течением времени споры поутихли: большинство специалистов склонны считать, что произведение было создано именно Леонардо.

Действительно, многие детали самой картины говорят в пользу этой версии: правильно и выразительно написанные руки Девы Марии, выполненные с характерной для стиля да Винчи анатомической точностью, лицо архангела Гавриила, напоминающее лицо ангела из написанного в соавторстве с Верроккио «Крещения Христа», и, конечно, изображенный на дальнем плане затуманенный пейзаж — все это подтверждает авторство Леонардо.

Художник рисует природу, используя постепенные переходы от света к тени. В результате он получает изображение природы, не лишенное точности, хотя и несколько размытое. Этот нежный, обволакивающий туман создает атмосферу полусна-полуяви, и в ней, по мнению Леонардо, „внутренняя природа предметов и людей выявляется гораздо глубже, нежели в резком свете дня”.

Картина была подвержена постороннему вмешательству: неизвестный соавтор зачем-то увеличивал крылья архангела Гавриила, принесшего Благую Весть. Сохранились дневниковые записи Леонардо, которые свидетельствуют о том, что в оригинале эти крылья срисовывались художником с птичьих, поэтому наверняка изначально они выглядели изящно и соразмерно фигуре архангела. После «исправления» они стали казаться излишне громоздкими, если не сказать гротескными...

Работая над столь популярным сюжетом, Леонардо, подобно многим художникам, решил не экспериментировать с композицией, однако лица персонажей были изображены им совершенно по-новому — реалистично и точно, без возвышенных интонаций и религиозного пафоса.

Благовещение

ок. 1478-1482; 16х60 см; дерево, темпера
Лувр, Париж

Авторство «Благовещения», которое находится в парижском Лувре, также вызывает сомнения, но, в отличие от флорентийской картины, этот вопрос остается открытым до сих пор. Некоторые приписывают эту работу кисти Лоренцо ди Креди, другие считают ее автором Леонардо. Изначально эта маленькая картина предназначалась для пределлы — нижней части алтаря одной из флорентийских часовен и являлась одним из множества заказов, которые и ди Креди, и да Винчи должны были выполнять во время учебы в мастерской Верроккио. Поэтому вполне возможно, что картина была написана молодыми художниками в соавторстве. Однако лазурный пейзаж вдали, вне всяких сомнений, выполнен именно Леонардо.