Культурология - файл n1.doc. Кравченко А.И. Культурология

Культурология. Кравченко А.И.

4-е изд - М Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с.

В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней

Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов


Формат: pdf / zip

Размер: 3,8 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ (нумерация страниц по электронной версии книги)
Предисловие. 7
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ... 8
Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ. 8
§ 1. Дискуссии о предмете культурологии. 8
§ 2. Определение культуры.. 9
§ 3. Структура культуры.. 12
§ 4. Основные функции культуры.. 13
4.1. Защитная функция. 13
4.2. Креативная функция. 13
4.3. Коммуникативная функция. 13
4.4. Сигнификативная функция. 13
4.5. Нормативная функция. 14
4.6. Релаксационная функция. 15
4.7. Единство функций. 16
§ 5. Черты культуры.. 16
5.1. Универсальные черты культуры.. 17
5.2. Общие черты культуры.. 17
5.3. Уникальные черты культуры.. 17
5.4. Культурное своеобразие. 18
§ 6. Культурные универсалии. 18
§ 7. Культурный комплекс. 19
§ 8. Агенты и институты культуры.. 20
§ 9. Цивилизация и культура. 21
§ 10. Культура и этнос. 22
§ 11. Межкультурное общение. 24
§ 12. Культурные конвенции. 25
12.1. Пространственные конвенции. 25
12.2. Культурные дистанции. 26
12.3. Временные конвенции. 27
Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.. 29
§ 1. Основание типологии культуры.. 29
§ 2. Отрасли культуры.. 29
2.1. Экономическая культура. 29
2.2. Политическая культура. 30
2.3. Профессиональная культура. 30
2.4. Педагогическая культура. 30
§ 3. Виды культуры.. 31
3.1. Доминирующая культура. Этническая культура. 31
3.2. Субкультура и контркультура. 32
Субкультура. 32
Контркультур. 32
3.3. Сельская культура. 33
3.4. Городская культура. 34
3.5. Обыденная и специализированная культура. 35
§ 4. Формы культуры.. 37
4.1. Высокая культура. 37
4.2. Народная культура. 38
4.3. Массовая культура. 38
§ 5. Комплексные виды культуры.. 39
5.1. Художественная культура. 39
5.2. Физическая культура. 40
§ 6. Типы культуры.. 41
Локальные группы.. 42
Община. 42
Урбанизация. 43
Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ... 46
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение. 46
§ 2. Функции культурных норм. 46
§ 3. Классификация норм. 47
§ 4. Основные виды культурных норм. 48
4.1. Привычки и манеры.. 48
4.2. Этикет. 49
4.3. Обычаи, традиции и обряды.. 50
Обычай. 50
Традиция. 50
Обряд. 51
4.4. Церемония и ритуал. 51
Церемония. 51
Ритуал. 51
4.5. Нравы и запреты.. 51
Нравы.. 51
Табу. 52
4.6. Закон и право. 52
4.7. Мода и увлечения. 53
4.8. Ценности. 53
4.9. Верования, знания и мифы.. 54
Знания. 54
Миф.. 54
§ 5. Нормативная система культуры.. 54
§ 6. Нормативные конфликты.. 56
§ 7. Аномия. 57
Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ. 60
§ 1. Социализация и воспитание. 60
1.1. Составные части и разновидности социализации. 60
1.2. Процесс социализации. 61
1.3. Агенты и институты социализации. 62
Агенты первичной социализации. 62
Первичная среда. 62
Агенты вторичной социализации. 62
Первичная и вторичная социализация. 62
1.4. Первичная социализация. 62
1.5. Функции родительства. 63
1.6. Культурные различия в воспитании детей. 64
1.7. Институт воспитательства. 65
1.8. Институты вторичной социализации: школа. 65
Школа. 66
§ 2. Адаптация. 66
§ 3. Инкультурация. 67
Социализация. 67
Инкультурация (enculturation) 67
§ 4. Десоциализация и ресоциализация. 70
§ 5. Аккультурация. 70
§ 6. Ассимиляция. 71
§ 7. Культурное обновление. 72
Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА.. 74
§ 1. Зарождение культуры.. 74
§ 2. Открытия и изобретения. 74
§ 3. Формы распространения культуры.. 75
3.1. Культурные заимствования. 75
3.2. Культурная диффузия. 76
3.3. Континуум форм распространения культуры.. 78
§ 4. Культурные реформы и революции. 79
§ 5. «Культурный лаг». 79
§ 6. Культурная трансмиссия. 80
§ 7. Культурная аккумуляция. 80
7.1. Музеи. 81
7.2. Библиотеки. 81
§ 8. Интеграция и диверсификация. 82
§ 9. Культурная экспансия. 82
§ 10. Модернизация культуры.. 83
§ 11. Глобализация культуры.. 84
РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.. 87
Глава 1. Сущность и функции искусства. 87
§ 1. Художественная культура и искусство. 87
1.1. Проблема определения. 87
1.2. Субъекты художественной культуры.. 87
Искусство. 87
1.3. Структура художественной культуры.. 88
§ 2. Основные виды и жанры искусства. 89
Термином «свободные искусства». 90
Эстетика. 91
§ 3. Классификация видов искусства. 91
Искусство и подражание. 92
Живопись. 92
Литература. 92
Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.. 95
§ 1. Предпосылки возникновения. 95
Под первобытной культурой. 95
Первобытное искусство. 95
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. 95
Звериный стиль. 96
Культ матери. 96
§ 3. Геометрический орнамент. 97
§ 4. Неолитическая революция. 98
§ 5. Зарождение архитектуры.. 98
§ 6. Погребения. 99
Курганы.. 99
Мегалиты.. 99
§ 7. Матриархат и патриархат. 99
Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 102
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации. 102
Цивилизация характеризуется следующими признаками: 102
§ 2. Культура Древнего Египта. 102
2.1. Сакрализация царской власти. 103
Сакрализация. 103
2.2. Письменность и писцы.. 103
Пиктографическое письмо. 103
Иероглифы.. 103
Демотика. 103
2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры.. 104
2.4. Скульптура и живопись. 104
§ 3. Культура Месопотамии. 105
3.1. Культура Шумера и Аккада. 106
3.2. Вавилонская культура. 108
3.3. Ассирийская культура. 108
Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА.. 111
§ 1. Культура Древней Греции. 111
1.1. Доклассический период. 111
Критская культура. 111
Микенская культура. 112
Культура архаической эпохи. 113
1.2. Классический период. 115
1.3. Эллинистический период. 118
§ 2. Культура Древнего Рима. 120
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: 120
Просвещение и наука. 121
Литература. 122
Скульптура. 123
Живопись. 123
Меценаты и завоеватели. 124
Религия. 124
Значение античной культуры.. 125
Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 127
§ 1. Византийская культура. 127
§ 2. Каролингское возрождение. 129
Термин «Каролингское возрождение». 129
§ 3. Классическое средневековье. 131
Появление университетов. 131
Романский стиль. 131
Придворная литература. 134
Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС.. 136
§ 1. Ренессанс в Италии. 136
§ 2. Северное Возрождение. 140
Реформация. 140
§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков. 141
§ 4. Ренессанс во Франции. 145
§ 5. Возрождение в Испании. 146
§ 6. Барокко. 147
Барокко. 148
Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 149
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. 149
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения. 153
2.1. Классицизм. 153
2.2. Искусство рококо. 155
Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА.. 157
§ 1. Классицизм. 157
§ 2. Романтизм. 159
§ 3. Реализм. 162
§4. Новые направления в искусстве. 164
Постимпрессионизм. 166
Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.. 170
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу. 170
§ 2. Модернизм и постмодернизм. 170
Постмодернизм. 170
2.1. Модернизм. «Модерн». 171
2.2. Фовизм. 171
2.3. Экспрессионизм. 172
2.4. Кубизм. 172
2.5. Абстракционизм. 173
2.6. Футуризм. 173
2.7. Дадаизм. 174
2.8. Сюрреализм. 174
§ 3. Литература. 175
3.1. Экзистенциализм. 176
Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.. 179
§ 1. Периодизация русской культуры.. 179
§ 2. Дохристианская культура славян. 179
§ 3. Культура Киевской Руси. 181
3.1. Византийское наследие. 181
3.2. Письменность и литература. 182
3.3. Роль Церкви. 184
3.4. Культовая архитектура. 184
3.5. Монументальная живопись. 186
§ 4. Культура Московской Руси. 186
4.1. Местные художественные школы.. 186
Владимиро-суздальская школа. 187
Новгородская школа. 187
Новгородские фрески. 187
Московская школа. 188
Татаро-монгольское нашествие. 188
Строгановская школа. 190
4.2. Развитие литературы и науки. 190
Литература. 190
Научные знания. 192
Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 194
§ 1. Русская культура XVII века. 194
§ 2. Русская культура XVIII века. 195
Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.. 201
Глава 13. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. 208
Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ.. 212
§ 1. Новая культурная политика. 212
§ 2. Новая культура быта. 214
§ 3. Советская литература первой половины XX века. 215
§ 4. Авангардизм в живописи. 218
Производственное искусство. 220
§ 5. Русское зарубежье. 222
Первая волна русской эмиграции. 222
От «серебряного века» к «бронзовому». 224
Социалистический реализм. 225
§ 6. Советская литература второй половины XX века. 225
§ 7. Культура в постсоветский период. 226

Культурология. Кравченко А.И.

4-е изд - М Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с.

В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней

Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов


Формат: pdf / zip

Размер: 3,8 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ (нумерация страниц по электронной версии книги)
Предисловие. 7
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ... 8
Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ. 8
§ 1. Дискуссии о предмете культурологии. 8
§ 2. Определение культуры.. 9
§ 3. Структура культуры.. 12
§ 4. Основные функции культуры.. 13
4.1. Защитная функция. 13
4.2. Креативная функция. 13
4.3. Коммуникативная функция. 13
4.4. Сигнификативная функция. 13
4.5. Нормативная функция. 14
4.6. Релаксационная функция. 15
4.7. Единство функций. 16
§ 5. Черты культуры.. 16
5.1. Универсальные черты культуры.. 17
5.2. Общие черты культуры.. 17
5.3. Уникальные черты культуры.. 17
5.4. Культурное своеобразие. 18
§ 6. Культурные универсалии. 18
§ 7. Культурный комплекс. 19
§ 8. Агенты и институты культуры.. 20
§ 9. Цивилизация и культура. 21
§ 10. Культура и этнос. 22
§ 11. Межкультурное общение. 24
§ 12. Культурные конвенции. 25
12.1. Пространственные конвенции. 25
12.2. Культурные дистанции. 26
12.3. Временные конвенции. 27
Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.. 29
§ 1. Основание типологии культуры.. 29
§ 2. Отрасли культуры.. 29
2.1. Экономическая культура. 29
2.2. Политическая культура. 30
2.3. Профессиональная культура. 30
2.4. Педагогическая культура. 30
§ 3. Виды культуры.. 31
3.1. Доминирующая культура. Этническая культура. 31
3.2. Субкультура и контркультура. 32
Субкультура. 32
Контркультур. 32
3.3. Сельская культура. 33
3.4. Городская культура. 34
3.5. Обыденная и специализированная культура. 35
§ 4. Формы культуры.. 37
4.1. Высокая культура. 37
4.2. Народная культура. 38
4.3. Массовая культура. 38
§ 5. Комплексные виды культуры.. 39
5.1. Художественная культура. 39
5.2. Физическая культура. 40
§ 6. Типы культуры.. 41
Локальные группы.. 42
Община. 42
Урбанизация. 43
Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ... 46
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение. 46
§ 2. Функции культурных норм. 46
§ 3. Классификация норм. 47
§ 4. Основные виды культурных норм. 48
4.1. Привычки и манеры.. 48
4.2. Этикет. 49
4.3. Обычаи, традиции и обряды.. 50
Обычай. 50
Традиция. 50
Обряд. 51
4.4. Церемония и ритуал. 51
Церемония. 51
Ритуал. 51
4.5. Нравы и запреты.. 51
Нравы.. 51
Табу. 52
4.6. Закон и право. 52
4.7. Мода и увлечения. 53
4.8. Ценности. 53
4.9. Верования, знания и мифы.. 54
Знания. 54
Миф.. 54
§ 5. Нормативная система культуры.. 54
§ 6. Нормативные конфликты.. 56
§ 7. Аномия. 57
Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ. 60
§ 1. Социализация и воспитание. 60
1.1. Составные части и разновидности социализации. 60
1.2. Процесс социализации. 61
1.3. Агенты и институты социализации. 62
Агенты первичной социализации. 62
Первичная среда. 62
Агенты вторичной социализации. 62
Первичная и вторичная социализация. 62
1.4. Первичная социализация. 62
1.5. Функции родительства. 63
1.6. Культурные различия в воспитании детей. 64
1.7. Институт воспитательства. 65
1.8. Институты вторичной социализации: школа. 65
Школа. 66
§ 2. Адаптация. 66
§ 3. Инкультурация. 67
Социализация. 67
Инкультурация (enculturation) 67
§ 4. Десоциализация и ресоциализация. 70
§ 5. Аккультурация. 70
§ 6. Ассимиляция. 71
§ 7. Культурное обновление. 72
Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА.. 74
§ 1. Зарождение культуры.. 74
§ 2. Открытия и изобретения. 74
§ 3. Формы распространения культуры.. 75
3.1. Культурные заимствования. 75
3.2. Культурная диффузия. 76
3.3. Континуум форм распространения культуры.. 78
§ 4. Культурные реформы и революции. 79
§ 5. «Культурный лаг». 79
§ 6. Культурная трансмиссия. 80
§ 7. Культурная аккумуляция. 80
7.1. Музеи. 81
7.2. Библиотеки. 81
§ 8. Интеграция и диверсификация. 82
§ 9. Культурная экспансия. 82
§ 10. Модернизация культуры.. 83
§ 11. Глобализация культуры.. 84
РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.. 87
Глава 1. Сущность и функции искусства. 87
§ 1. Художественная культура и искусство. 87
1.1. Проблема определения. 87
1.2. Субъекты художественной культуры.. 87
Искусство. 87
1.3. Структура художественной культуры.. 88
§ 2. Основные виды и жанры искусства. 89
Термином «свободные искусства». 90
Эстетика. 91
§ 3. Классификация видов искусства. 91
Искусство и подражание. 92
Живопись. 92
Литература. 92
Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.. 95
§ 1. Предпосылки возникновения. 95
Под первобытной культурой. 95
Первобытное искусство. 95
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. 95
Звериный стиль. 96
Культ матери. 96
§ 3. Геометрический орнамент. 97
§ 4. Неолитическая революция. 98
§ 5. Зарождение архитектуры.. 98
§ 6. Погребения. 99
Курганы.. 99
Мегалиты.. 99
§ 7. Матриархат и патриархат. 99
Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 102
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации. 102
Цивилизация характеризуется следующими признаками: 102
§ 2. Культура Древнего Египта. 102
2.1. Сакрализация царской власти. 103
Сакрализация. 103
2.2. Письменность и писцы.. 103
Пиктографическое письмо. 103
Иероглифы.. 103
Демотика. 103
2.3. Пирамиды - шедевры египетской культовой архитектуры.. 104
2.4. Скульптура и живопись. 104
§ 3. Культура Месопотамии. 105
3.1. Культура Шумера и Аккада. 106
3.2. Вавилонская культура. 108
3.3. Ассирийская культура. 108
Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА.. 111
§ 1. Культура Древней Греции. 111
1.1. Доклассический период. 111
Критская культура. 111
Микенская культура. 112
Культура архаической эпохи. 113
1.2. Классический период. 115
1.3. Эллинистический период. 118
§ 2. Культура Древнего Рима. 120
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: 120
Просвещение и наука. 121
Литература. 122
Скульптура. 123
Живопись. 123
Меценаты и завоеватели. 124
Религия. 124
Значение античной культуры.. 125
Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 127
§ 1. Византийская культура. 127
§ 2. Каролингское возрождение. 129
Термин «Каролингское возрождение». 129
§ 3. Классическое средневековье. 131
Появление университетов. 131
Романский стиль. 131
Придворная литература. 134
Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС.. 136
§ 1. Ренессанс в Италии. 136
§ 2. Северное Возрождение. 140
Реформация. 140
§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков. 141
§ 4. Ренессанс во Франции. 145
§ 5. Возрождение в Испании. 146
§ 6. Барокко. 147
Барокко. 148
Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 149
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. 149
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения. 153
2.1. Классицизм. 153
2.2. Искусство рококо. 155
Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА.. 157
§ 1. Классицизм. 157
§ 2. Романтизм. 159
§ 3. Реализм. 162
§4. Новые направления в искусстве. 164
Постимпрессионизм. 166
Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.. 170
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу. 170
§ 2. Модернизм и постмодернизм. 170
Постмодернизм. 170
2.1. Модернизм. «Модерн». 171
2.2. Фовизм. 171
2.3. Экспрессионизм. 172
2.4. Кубизм. 172
2.5. Абстракционизм. 173
2.6. Футуризм. 173
2.7. Дадаизм. 174
2.8. Сюрреализм. 174
§ 3. Литература. 175
3.1. Экзистенциализм. 176
Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.. 179
§ 1. Периодизация русской культуры.. 179
§ 2. Дохристианская культура славян. 179
§ 3. Культура Киевской Руси. 181
3.1. Византийское наследие. 181
3.2. Письменность и литература. 182
3.3. Роль Церкви. 184
3.4. Культовая архитектура. 184
3.5. Монументальная живопись. 186
§ 4. Культура Московской Руси. 186
4.1. Местные художественные школы.. 186
Владимиро-суздальская школа. 187
Новгородская школа. 187
Новгородские фрески. 187
Московская школа. 188
Татаро-монгольское нашествие. 188
Строгановская школа. 190
4.2. Развитие литературы и науки. 190
Литература. 190
Научные знания. 192
Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 194
§ 1. Русская культура XVII века. 194
§ 2. Русская культура XVIII века. 195
Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.. 201
Глава 13. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. 208
Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ.. 212
§ 1. Новая культурная политика. 212
§ 2. Новая культура быта. 214
§ 3. Советская литература первой половины XX века. 215
§ 4. Авангардизм в живописи. 218
Производственное искусство. 220
§ 5. Русское зарубежье. 222
Первая волна русской эмиграции. 222
От «серебряного века» к «бронзовому». 224
Социалистический реализм. 225
§ 6. Советская литература второй половины XX века. 225
§ 7. Культура в постсоветский период. 226

А.И. Кравченко

(Учебное пособие для вузов

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Scanned by Bill G

Москва

«Академический Проект» 2002

УДК 0.08 ББК 71 К78

Кравченко А.И.

К78 Культурология: Учебное пособие для вузов.- 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.- 496 с. Серия (Gaudeamus ).

ISBN 5-8291-0167-Х

В учебнике рассматриваются предмет, метод и функции культуры, основные школы культурологии, ос­вещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная, массо­вая, элитарная). Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней.

Для специалистов в области культурологии, препо­давателей и студентов непрофильных вузов.

УДК 0.08 ББК 71

© А.И. Кравченко, 2001. © В.К. Петров, главы 1, 3 Раздела [, 2001. © Академический Проект, ISBN 5-8291-0167-Х оригинал-макет, оформление, 2002.

щ Предисловие

Автор настоящего учебного пособия не ставил перед собой задачи дать исчерпывающее знание обо всех сторо­нах культуры, т. е. написать книгу, которая была бы един­ственным руководством по культурологии. Подобная зада­ча не только невыполнима, но и бесполезна. В школьном курсе образовательных дисциши-ш по каждому предмету должен быть один учебник, но в цикле университетских знаний никогда нельзя полагаться па одну книгу. По любо­му предмету необходимо предоставить студенту и препода­вателю право выбора нескольких работ, с разных позиций освещающих проблему. К счастью, у нас в стране опубли­ковано достаточно много учебников и пособий, освещаю­щих историю искусства, философские проблемы культуры, антропологические аспекты и т. д.

Свобода мнений и широта дискуссий, обязательные и непременные атрибуты университетского знания, предпо­лагают, что обучающиеся и обучающие станут пользовать­ся многими пособиями, высказывая и защищая различные точки зрения. Фундаментальная особенность изучения куль­туры предполагает многообразие видения мира, возможность иначе и по-своему взгляпугь на знакомый предмет. Однако многообразие подходов должно иметь какую-то руководя­щую нить. Иными словами, для того чтобы не запутаться в различии позиций и видений, необходимо иметь учебное пособие, дающее систематический взгляд на вещи.

Автор поставил перед собой именно эту, как ему ка­жется, наиболее актуальную задачу - попытаться изложить систему знаний о культуре, свести к общему знамерттелю накопленные сведения, не претендуя на исчерпывающее изложение каждого отдельного вопроса.

Согласно замыслу, целостность при изложении культу­ры достигается при двух следующих условиях. Во-первых, культуру необходимо давать не только в статике, но и в динамике, поэтому в работе можно найти освещение тех и других вопросов. Во-вторых, классифицируя культуру на

Предисловие

высокую (элитарную), народную и массовую (популярную), автор старался не выделять одну из них за счет других, по­лагая, что учебное пособие не должно быть посвящено ис­ключительно истории мировой художественной культуре, т. е. по существу сводиться к изложению высокой культуры. Раз­дел по мировой художественной культуре получился более обширным только потому, что здесь наукой накоплено боль­ше материалов, чем по другим областям. И тем не менее он не охватывает всех форм и эпох, в частности, в книге почти ничего не говорится о китайской, латиноамериканской, ин­дийской и североамериканской культурах. Упущение умыш­ленное: автор стремился показать, прежде всего, то, что сыграло определяющую роль в становлении европейской культуры, а через нее - в российской. 11а русскую культу­ру, очевидно, оказали большее влияние византийская и ран­нехристианская, нежели древнекитайская или латиноамери­канская культуры. Культура Северной Америки, несомненно, повлиявшая на развитие советской культуры, отчасти рас­сматривается в разделе европейской культуры, в русле кото­рой она, как ее ответвление, формировалась.

Другой причиной, продиктовавший такой методологи­ческий выбор, служит понимание культуры, прежде всего, как образа жизни людей, который раскрывается через со­вокупность традиций, обычаев, верований, ценностей и норм поведения.

Учебник - лишь один из элементов стройной системы учебных пособий. Всего их три: Учебное пособие, Хрестома­тия и Словарь. И все они посвящены культурологии. Все они с разных сторон, в разной форме и манере говорят об одном. Но при этом никто не повторяется.

Базовым выступает Учебное пособие, которое кратко и систематично излагает основные сведения о культуре. Хрестоматия дает более широкий материал. В ней вы най­дете статьи и главы из книг серьезных ученых, рассуж­дающих о тех или иных сторонах культуры, полемизирую­щих между собой, предлагающих воззрения, отличные от тех, которые можно встретить в Учебном пособии. Но все это направлено на расширение кругозора читателя и фор­мирование вариативного мышления, способного видеть предмет с разных точек зрения.

Напротив, Словарь никуда в сторону вас не уведет. У него очень прагматическая функция. Словарь послужит прекрасной шпаргалкой в случае, если вы, осваивая новую слешу, |.|()1.1лн термины из старой. Да и вообще, если забыли...

Раздел I

Глава 1

НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ *

1 § 1. Дискуссии о предмете культурологии

О предмете и месте культурологии в системе науч­ного знания не сложилось единого мнения. Существует дне точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании кото­рой лежит убеждение, что культурология - синтез со­циальных и 1умапитарных знаний о культуре.

Что касается первой, изоляционистской, точки зре­ния, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене культурологии другой наукой, например, фило­софией культуры, искусствознанием, социологией куль­туры или антропологией. Многие учебники, выпущенные и 90-е годы под именем культурологии, представляют собой ι ia самом деле книги о мировой художественной культуре, излагающие историю искусства с первобытных времен д< > средневековья и Нового времени. Но мировая художе-(-тленная культура (МХК) - это самостоятельная дисци­плина, а будучи включенной в состав культурологии, она in.(ступает только одним из ее подразделов. Точно также п с >дразделам и являются философия кулыуры, антрополо­ги я и социология культуры. Ни одна из этих наук в отдель­ности не способна исчерпать предмет культурологии во псом его многообразии.

В Оксфордском словаре указывается на то, что сло-ио «Kulturologie» впервые использовал немецкий уче-

ный В. Оствальд в 1913 году. Термин «cullurology» пер­вым употребил в 1949 г. американский антрополог Лес­ли Уайт (1900- 1975). После этого термин «культуроло­гия» встречался в литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактует­ся как наука или учение о культуре 1 . В авторитетном словаре Вебстера сказано буквально следующее: «Куль­турология - наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем амери­канского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а куль­турные черты (институты, идеологии и технологии) - в качестве независимых от культуры факторов (от кли­мата, человеческого тела, наших желаний и целей)» 5 . Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявших­ся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не най­дем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культуро­логия на Западе как наука не существует.

До недавнего времени не было культурологии и в России. Выразимся точнее: в СССР культурологии, об­ладающей собственным статусом, признанным среди других паук, своим предметом и объектом исследова-Н1 #я, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный голос стали говорить только в начале 90-х годов. По существу, мы имеем дело с самой моло­дой, хотя и активно развивающейся отраслью знания.

Изоляционистский подход грешит еще одним не­достатком: он сводит культурологию только к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляю­щую - социальные науки.

В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого, интеграционистско-го, подхода к культурологии. Пго сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, воз­никшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культу-

1 The Compact Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994.

" Webster"s Third New International Dictionary of the En- glish I ..nic|ii

ρι.ι, этнологии, психологии культуры, истории культу-I ч.1. Ео фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, "). Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кропер, Э. Трельч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессипг, Э. Гуссерль и др. 1 "овременныо последователи интеграционистского ичгляда против сведения культурологии исключитель­но к философии культуры или к истории искусства.

«Существует мнение, что культурология - это только теория культуры, а история культуры соотно­сится с ней как конкретная историческая наука с тео­ретическим знанием, и если история культуры иссле­дует преимущественно прошлое, то культурология - ■■.мание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах раз-пития. Но в действительности культурология ориенти­рована на познание того общего, что связывает раз­личные формы культурного существования людей... 11<:торический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся г, культурологии в единстве. Исходя из такого понима-I и 1Я, культурологию можно рассматривать как знание

0 прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития» 1 .

«Культурология - скорее, некоторое суммарное ■ >бозначение целого комплекса наук, изучающих куль­турное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования» 2 .

Интеграционистский подход, на наш взгляд, име­ет определенные преимущества перед изоляционист­ским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные нау­ки, он способен датьприрост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывес­кой культурологии будет повторяться то, что давно из-иостно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интегра-м.ионистский подход, по всей видимости, заложен и в

" Левит С.Я. Культурология как иитегративная область знаний // Культурология. XX век: Антология. М., 1995. <". 654-655.

2 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Ί.Φ. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. - М.:

1 1аука, 1995. С. 38.

«Государственном образовательном стандарте», где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специа­лизации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.

Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к ан­тропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не вхо­дит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими метода­ми, теоретическими и эмпирическими достижениями.

Научное изучение культуры, осуществляемое эт­нографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на зва­ние культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное обра­зование. Полное знание о культуре возникает на пере­сечении антропологического, ι-уманитарного и социо­логического знаний 1 .

1 Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. - М.: Наука, 1995. С. 42.

" Человек и общество. Культурология: Словарь-справоч­ник. Ростов-и/Д., 1996. С. 258-259.

В культурологии выделяют следующие подразде­лы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), приклад­ная и эмпирическая культурология (антропология и со­циология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и мето­дов, ее научный статус до конца не определен 2 . Она принадлежит одновременно области социального зна­ния (этому способствуют социология культуры и ан­тропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах иссле­дования.

j § 2. Определение культуры

Предметом культурологии выступает понятие куль-Ί-уры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явле­ния, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокуп­ность людей, то под культурой -- совокупность резуль­татов их деятельности.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколь­ко групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура - это сумма всех видов деятельно­сти, обычаев, верований. Во вторую -те определения, которые связывают культуру с традициями или социаль-шлм наследием общества. Культура - социально унас­ледованный комплекс практики и верований, опре­деляющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, органи­зующих человеческое поведение. В других случаях уче­ные понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о ней гово­рят как о совокупности форм приобретенного поведе­ния, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Такова палитра разногласий в определении куль­туры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим ра­зумом и руками,- одежду и книги, сигареты и прокат-тле станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,- а также все, что делает человек как сущест­во разумное: манеру одеваться, передвигаться, питать­ся, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.

В повседневной жизни понятие культуры употреб­ляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под куль-турой подразумевают опреде­ленную сферу жизни общества, получившую инсти­туциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специ­альные и высшие учебные заведения, готовящие спе­циалистов по культуре, журналы, общества, клубы, те­атры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой соци­альной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная куль­тура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень ка­чественного развития духовных достижений («куль­турный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культу­ру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под куль­турой (culture) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьяни­на. Только в XVIII-XIX веках для европейцев культу­ра приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в мане­рах поведения.

Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него упот­реблялись близкие по смыслу выражения «образован­ность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чер­нышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Ки­реевский в понятие «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, об­разования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е утверждается в на­учной и художественной литературе.

Интересно, что в европейских языках - немецком, английском и французском - слово «культура» пона­чалу служило сельскохозяйственным термином (обра­ботка, культивирование земли), а в философской, науч­ной и художественной литературе употреблялось скорее

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XY- XYI вв. – М., 1966.

Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М., 1993.

Практическое занятие №6+7 (4 часа)

Русская культура и ее особенности.

Вопросы для обсуждения:

1.Истоки формирования русского самобытного типа и русской ментальности.

2.Культурно-историческое развитие дохристианской Руси. Крещение Киевской Руси. Самобытность культуры Киевской Руси.

3.Культура Московской Руси.

4.Русская культура Нового времени: петровские преобразования и их культурологическая оценка. Расцвет дворянской культуры екатерининского времени.

5.Особенности русского Просвещения.

6.Противоречия и взлет русской культуры «серебряного века».

Темы докладов и рефератов

1. Духовность русской культуры.

2. Особенности русского национального характера в понимании отечественных и зарубежных мыслителей.

3. Монастыри в русской православной культуре.

4. Русское Возрождение. Иконопись.

5. Мир дворянской усадьбы и его просветительская миссия.

6. Российская повседневность различных социальных слоев.

7. Традиции, обычаи и верования русского народа.

.Тесты для самоконтроля

1. Что из перечисленного не отражает специфики формирования древнерусской культуры: а) тесное взаимодействие с культурами Запада и Востока; б)наличие социального неравенства; в) формирование государства и этноса на границе степи и лесостепи; г) наличие двух культурных центров Древней Руси – Киева и Новгорода

2. Особенностью духовной жизни Руси периода утверждения христианского учения является: а) монизм; б) двоеверие; в) фатализм; г) политеизм

3. Кто из русских мыслителей раскрыл двойственный и противоречивый характер русской души: а) Н.О. Лосский; б) Н.А. Бердяев; в) Л.Н. Толстой; г) К.С. Аксаков

4. В системе ценностей русской культуры можно считать ее духовным стержнем: а) православие; б) самодержавие; в) народность; г) соборность

5. Где летописей Нестор создавал «Повесть временных лет»: а) в Новгороде; б) во Владимире; в) в Киеве; г) в Ростове Великом

6. Какой из перечисленных памятников русского зодчества был воздвигнут в XI в.: а) Успенский собор Кремля; б) Десятинная церковь в Киеве; в) храм Спаса-на-Нерли; г) Софийский собор в Киеве

7. Какой архитектурный стиль распространился в России в XYII в.: а) нарышкинское барокко; б) «теремной» стиль; в) классицизм; г) рококо

8. Какое из перечисленных имен лишнее: а) Симон Ушаков; б) Феофан Грек; в) Андрей Рублев; г) Симеон Полоцкий

9. Какой преиод в развитии русской культуры называют «серебряным веком»: а) XYIII в.; б) XVII в,; в) середина XIX в.; г) рубеж XIX – XX вв.

10. Создателем первого профессионального театра является: а) И. Сумароков; б) Ф. Волков; в) В. Мейерхольд; г) К.С. Станиславский

Литература:

Основная

Дополнительная

Бердяев Н.А. Судьба России, - М., 1990.

Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. – М., 1988.

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989.

Данилевский Н, Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности.

Ипатов а.Н. Православие и русская культура. – М., 1985.

Лихачев Д.С. культура русского народа. IX – XYII вв. М., Л., 1961.

Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1991.

Лотман ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1994.

Рыбаков б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие. – М., 2007.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Тысяча лет русского искусства. – М., 1999.

Практическое занятие №8

Отечественная культура XX – XXI вв.

1.Культура советского общества: противоречия и достижения.

2.Современная социокультурная ситуация.

3.Проблемы и перспективы культурного развития России в контексте мировой культуры.

Темы докладов и рефератов

1. Массовая культура советского периода: формы, особенности, идеологические цели.

2. Восточные и западные черты русской культуры. Евразийство.

3. Экология отечественной культуры в процессе ее интеграции в мировую.

4. Современное российское образование: характерные черты и перспективы.

5. Культура СССР в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы.

6. Искусство «шестидесятников» периода хрущевской «Оттепели».

7. Постсоветская культура и ее черты.

Тесты для самоконтроля

1.Культурой советского периода традиционно называют: а) 1917 – 1936 гг; б) 1918 – 1985 гг.; г) 1917 – 1991 гг.

2. Какое имя в перечисленном ряду лишнее: а) С.Н. Булгаков; б) С.Л. Франк; в) А.М. Горький; г) И.А. Ильин

4. Когда в СССР появился термин «социалистический реализм»: а) в 1935 г.; б) 1939 г.; в) 1932 г.; г) 1936 г.

6. Андеграунд – это: а) официальная культура; б) художественное направление, оппозиционное официальному искусству; в) социалистический реализм; г) журнал «Вехи» издаваемый за-рубежом

7. К деятелям диссидентского движения не относится: а) А.Д. Сахаров; б) Ю. Даниэль; в) А. Синявский; г) К. Симонов

Литература:

Основная

Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007.

Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005.

Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007.

Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.

Дополнительная

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – нач. ХХ вв. – М., 1991.

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн /Науч. рук. проекта Л.В. Школяр. – М., СПб.: Питер, 2007.

Сорокин П. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. – М., 1990.

Практическое занятие № 9

Основные тенденции развития современной культуры.

Вопросы для обсуждения:

1. Постмодернизм как феномен культуры ХХ века.

2. Характер современной культуры.

3. Информационное общество и его характеристика.

4. Массовая и высокая культуры современности.

5. Многообразие культур и средства массовой информации.

6. Глобальные проблемы современности в условиях информационного общества.

7. Экология и экологическая культура.

Темы докладов и рефератов

1. Основные противоречия в культурном процессе ХХ века.

2. Влияние НТР на культуру 2-ой половины ХХ в.

3. Основные направления искусства ХХ в.

4. СМИ и их роль в современном обществе.

5. Проблемы современного образования.

Тесты для самоконтроля

1. Что является главной сущностной характеристикой информационного общества6 а)информация определяет прогресс науки и производства; б) возрастает роль СМИ в обществе; в) информация является базой, основой всех общественных изменений; г) ухудшается состояние биосферы

2. Какие связи изучает социальная экология как наука: а) между живыми организмами; б) между обществом и окружающей средой; в) между живыми организмами и окружающей средой; г) между обществом и научно-техническим прогрессом

3. К глобальным проблемам современности не относится: а) мода; б) ограниченность природных ресурсов; в) терроризм; г) демографическая проблема

4. Феномен «глобальной деревни» - это: а) появление единого информационного пространства для всех людей Земли; б) отток населения из городов; в) движение «зеленых»; г) экранный характер культуры

5. Антиглобализм – это: а) движение против подчинения всего мира интересам ведущих государств; б) форма протеста против процесса глобализации; в) национальное движение; г) антитеррористическая организация

6. Что в современной культуре обозначается понятием «кич»: а) любой авнгардизм; б) самодеятельное, непрофессиональное искусство; в) явления в культуре и искусстве, связанные с нарушением вкуса; г) короткая хвалебная речь

7. Какие регионы мира в наше время относятся к Западу: а) вся Европа; б) только Западная Европа; в) Западная Европа и Северная Америка; г) Западная Европа, Северная Америка, Австралия

8. В каком понятии зафиксирована неутраченная, не смотря на его деятельность, связь современного человека с природой: а) антропосфера; б) биосфера; в) агросфера; г) социосфера

9. Факторами формирования современной мировой культуры не являются: а) разрушение политических границ; б) формирование новых мощных каналов коммуникации; в) рост уровня культуры населения, котрый проявляется в знании языков; г) возрастании роли массовой культуры в современном обществе

10. Продвижение мира к всеобщему образованию означает: а) введение всеобщего начального образования во всех странах мира; б) ликвидацию безграмотности; в) введение всеобщего обязательного среднего образования; г) тенденцию к унификации образования и выработке единых общих принципов основы образовательной системы разных стран

Литература:

Основная

Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007.

Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005.

Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007.

Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Дополнительная

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. – М.: АСТ; Вече, 2003.

Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007.

Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003.

Постмодернизм и культура. – м., 1991.

Самосознание европейской культуры ХХ в. – М., 1991.

Силичев Д.А. Постмодернизм: Экономика. Политика. Культура: Учебное пособие. – М., 1998.

Цивилизация и культуры. Вып. 1 – 4. – М., 1994 – 1997.

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Генезис и сущность понятия «культура».

2. Предмет и структура культурологи.

3. Основные подходы к пониманию культуры.

4. Функции культуры.

5. Культура и цивилизация: взаимосвязь понятий.

6. Культурная картина мира в различные исторические эпохи.

7. Динамика культуры.

8. Язык культуры: понятие, проблема языка культуры. Классификация языков культуры.

9. Основные культурологические школы

10. Критерии типологизации культур.

11. Основные культурологические школы.

12. Культура и общество.

13. Культура и личность.

14. Культура и природа.

15. Культура и религия.

16. Социальные институты культуры.

17. Инкультурация личности в различные исторические эпохи

18. Первобытная культура: особенности и характерные черты.

19. Теории происхождения культуры.

20. Концепция культуры О. Шпенглера.

21. Концепция культуры Н. Данилевского.

22. Концепция «осевых» культур К. Ясперса.

23. Концепция культуры А. Тойнби.

24. Первобытная культура и ее особенности.

25. Основные черты культуры Древнего Египта: роль религии, магии, мифологии. Культ мертвых, сакрализация власти фараонов, научные открытия.

26. Основные черты культуры Месопотамии и ее культурное наследие.

27. Культура Древней Греции и ее наследие.

28. Культура Древнего Рима и его наследие.

29. Культура средневековой Европы: истоки и основные черты.

30. Византийская культура и ее достижения.

31. Арабо-мусульманская культура Средневековья.

32. культура европейского Возрождения: истоки, характерные черты, достижения.

33. Культура Просвещения: истоки, характерные черты и достижения.

34. Русская культура: истоки, особенности и характерные черты.

35. Культура Древней Руси.

36. Культура России Нового времени.

37. Русская культура «серебряного века»: достижения и противоречия.

38. Основные тенденции в развитии современной культуры мира.

39. Социокультурная ситуация в современной России в контексте мировой культуры.

40. Культура и глобальные проблемы современности.

41. Искусство в контексте культуры. Функции искусства.

42. Сравнительная характеристика католицизма и православия.

43. Восточный и западный тип культуры: сравнительная характеристика.

44. Характеристика современного информационного общества.

45. Современное образование: тенденции, характерные черты и особенности.

Приложение № 1. Образец заполнения титульного листа.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКАЯ КАФЕДРА ИСТОРИИ

РЕФЕРАТ

Выполнил:

Бакалавр ___ года обучения

Иванов Иван Иванович

Руководитель –

ФИО, уч.степ., уч.зван.

Департамент образования г.Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Общеуниверситетская кафедра истории

Смежные дисциплины по учебному плану:
История
ВВОДНЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций)
Виды текущей аттестации
Итого:
БАЗОВЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций)
Тема или задание текущей работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Максимальное/ минимальное количество баллов
1. Посещение лекционных занятий + конспекты лекций (2 балла за одну лекцию) конспекты лекций аудиторная
2. Посещение +выступления на практических занятиях (2 балла за один семинар) уст. ответ, участие в дискуссии аудиторная
3. Подготовка материалов к практическим занятиям (2 балла за один семинар) конспекты, письменные материалы внеаудиторная
4. Доклад или сообщение на практическом занятии (не менее двух докладов в семестр; от 3 до 5 баллов за доклад) доклад или сообщение аудиторная
5. Посещение художественного музея или выставки (один раз в семестр: без сдачи отчета – 3 балла, с отчетом до 6 баллов) отчет внеаудиторная
5. Тестирование ответы на вопросы аудиторная
6. Зачет ответ на один вопрос /сдача ФЭПО на 80% или выше аудиторная
Итого:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Максимальное/ минимальное количество баллов
Конспект монографии по культурологической теме (один в семестр) письменная работа внеаудиторная
Презентация по культурологии (одна в семестр) в электронном виде внеаудиторная
Итого:
Итого по дисциплине:

для прохождения рубежной аттестации:

16 баллов (из них обязательные баллы: посещение занятий (п.1) не менее 4 баллов; выступление на практических занятиях (п.2) не менее 4 баллов;подготовка материалов к практическим занятиям (п.3) не менее 5 баллов; доклад или сообщение на практическом занятии (п.4) не менее 3 баллов).

Необходимый минимум баллов и форм работ для допуска к промежуточной аттестации:

26 баллов (из них обязательные баллы: за тестирование №1 (п.5) не менее 3 баллов; посещение занятий (п.1) не менее 5 баллов; выступление на практических занятиях (п.2) не менее 6 баллов; подготовка материалов к практическим занятиям (п.3) не менее 6 баллов; доклад или сообщение на практическом занятии (п.4) не менее 6 баллов).

Виды и формы работ для допуска к выполнению Дополнительного блока: прохождение рубежной аттестации: 16 баллов.

Студент, не выполнивший необходимый минимум работ, до сессии не допускается.

ФИО преподавателя: доцентБоева Любовь Александровна

Утверждено на заседании кафедры _____________________ от «___» _________ 2012 г.

Протокол №__

Зам.зав. кафедрой __________________ Кириллов В.В.

Учебное пособие для вузов. 3-е изд. — М.: Академический Проект, 2002. — 496 с. — (Gaudeamus).В учебнике рассматриваются предмет, метод и функции культуры, основные школы культурологии, освещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная, массовая, элитарная). Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней.Введение. Общие категории культуры.
Научный статус и предмет культурологии.
Дискуссии о предмете культурологии.
Определение культуры.
Структура культуры.
Основные функции культуры.
Черты культуры.
Культурные универсалии.
Культурный комплекс.
Агенты и институты культуры.
Цивилизация и культура.
Культура и этнос.
Межкультурное общение.
Культурные конвенции.Типология культур.
Основание типологии культуры.
Отрасли культуры.
Виды культуры.
Формы культуры.
Комплексные виды культуры.
Типы культуры.
Культурные нормы.
Культурные нормы и их соблюдение.
Функции культурных норм.
Классификация норм.
Основные виды культурных норм.
Нормативная система культуры.
Нормативные конфликты.
Аномия.
Формы и механизмы приобщения к культуре.
Социализация и воспитание.
Адаптация.
Инкультурация.
Досоциализация и ресоциализация.
Аккультурация.
Ассимиляция.
Культурное обновление.
Культурная динамика.
Зарождение культуры.
Открытия и изобретения.
Формы распространения культуры.
Культурные реформы и революции.
«Культурный лаг».
Культурная трансмиссия.
Культурная аккумуляция.
Интеграция и диверсификация.
Культурная экспансия.
Модернизация культуры.
бализация культуры.Мировая художественная культура.
Сущность и функции искусства.
Художественная культура и искусство.
Основные виды и жанры искусства.
Классификация видов искусства.
Первобытная культура.
Предпосылки возникновения.
Наскальная живопись и миниатюрная скульптура.
Геометрический орнамент.
Неолитическая революция.
Зарождение архитектуры.
Погребения.
Матриархат и патриархат.
Искусство древневосточных цивилизаций.
Признаки высокой культуры и цивилизации.
Культура Месопотамии.
Культура античного мира.
Культура Древней Греции.
Культура Древнего Рима.
Художественная культура средневековья.
Византийская культура.
Каролингское возрождение.
Классическое средневековье.
Европейский Ренессанс.
Ренессанс в Италии.
Северное Возрождение.
Франко-фламандская живопись XIV-XVII веков.
Ренессанс во Франции.
Возрождение в Испании.
Барокко.
Культура Новвго времени.
Интеллектуальные течения эпохи Просвещения.
Художественные стили эпохи Просвещения.
Культура Европы XIX века.
Классицизм.
Романтизм.
Реализм.
Новые направления в искусстве.
Европейская культура XX века.
Переход от индустриального к.
постиндустриальному обществу.
Модернизм и постмодернизм.
Литература.
Искусство древнерусского государства.
Периодизация русской культуры.
Дохристианская культура славян.
Культура Киевской Руси.
Культура Московской Руси.
Русскве Просвещение.
Русская культура XVII века.
Русская культура XVIII века.
Русская культура XIX века.
«Серебряный век» в русском искусстве.
Культура советской России.
Новая культурная политика.
Новая культура быта.
Советская литература первой половины века.
Авангардизм в живописи.
Русское зарубежье.
Советская литература второй половины века.
Культура в постсоветский период.