Кто написал произведение премудрый пескарь. Салтыков-щедрин михаил евграфович. История создания и публикации

Салтыков — Щедрин, русский сатирик, писал свои нравоучительные истории в виде сказок. Тяжелые годы реакции и строгая цензура, тщательно следившая за деятельностью литераторов, перекрывала все дороги писателям, высказывающим свое мнение по поводу политических событий. Сказки давали автору возможность высказывать свое мнение, не боясь цензуры. Предлагаем краткий анализ сказки, данный материал может быть использован как для работы на уроках литературы в 7 классе, так и для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания — 1883 г.

История создания — Годы реакции не могли позволить открыто высказывать свои политические взгляды, и писатель завуалировал социально — политический смысл своих высказываний в форме сказок.

Тема — Социально — политическая подоплека подразумевает политическую тему, выраженную в высмеивании русской либеральной интеллигенции.

Композиция Композиционное построение сказки простое: зачин сказки, описание жизни, и смерть пескаря.

Жанр — Жанр «Премудрого пескаря» — эпическая иносказательная сказка.

Направление — Сатира.

История создания

Великому русскому сатирику выпало время жить и творить в годы реакции. Власти и цензура тщательно следили за тем, что попадает в умы граждан, всячески замалчивая политические проблемы.

Суровая действительность происходящих событий должна была быть скрыта от народа. Люди, открыто высказывающие свои прогрессивные взгляды, строго наказывались. Люди, занимающиеся литературной деятельностью, всеми способами пытались донести до народа революционные идеи. Поэты и прозаики использовали различные художественные средства, чтобы рассказать всю правду о судьбе простых людей и об их угнетателях.

История создания сатирических сказок Салтыкова-Щедрина явилось прямой необходимостью против политики государства. Для высмеивания человеческих пороков, гражданской трусости и малодушия писатель использовал сатирические приемы, придавая человеческие характеристики различным зверям и животным.

Тема

Тема «Премудрого пескаря» включает в себя социально — политическую проблематику общества той эпохи. В произведении беспощадно высмеивается поведение обывателей реакционной эпохи, их трусливое бездействие и равнодушие.

В нравоучительном произведении Салтыкова — Щедрина главный герой — рыбка-либерал, который своим существованием полностью отражает политику либерально настроенной интеллигенции. В этом образе заключена основная мысль сказки, которая обличает интеллигентов — либералов, скрывающихся от правды жизни за собственным малодушием, старающимися провести свою жизнь незаметно. Здесь опять всплывает вечная тема того времени, когда каждый ведет себя так, думая лишь о том, «как бы чего не случилось, как бы чего не вышло».

Обличение такого общества наглядно доказывает, что такое поведение ни к чему не приведет, суть в том, что все — равно не удастся спастись, прячась в своей норе.

В «Премудром пескаре» анализ произведения невозможен без определения смысла названия, которое автор дал своей сказке. Иносказательная и сатирическая сказка подразумевает и сатирическое название.

Живет пескарь, который считает себя «премудрым». В его понимании, это действительно так. Родители пескаря сумели прожить долго, они умерли от старости. Это они и завещали родному сыну — пескарю, «живи тихо и спокойно, никуда не лезь, проживешь долго и счастливо». Автор вкладывает сарказм в название пескаря «премудрый». Невозможно быть мудрым, живя серой, бессмысленной жизнью, боясь всех и вся.

Композиция

Особенности композиции сказки писателя в том, что эта сказка-иносказание. Экспозиция сказки в начале развития действия. В ней начинается зачин: рассказывается о пескаре и его родителях, о тяжелой жизни и способах выживания. Отец делает пескарю завещание, как надо жить, чтобы сохранить свою жизнь.

Завязка действия: пескарь хорошо понял отца, принял его пожелания к действию. Дальше идет развитие действия, рассказ о том, как жил пескарь, не жил, а прозябал. Всю свою жизнь он дрожал, от любого звука, шума, стука. Он боялся всю жизнь, и все время прятался.

Кульминационный момент сказки в том, что, когда, наконец, пескарь задумался о том, чтобы было тогда, если бы все жили так, как он живет. Пескарь ужаснулся, представив такую картину. Ведь так вывелся бы весь пескарий род.

Наступает развязка: пескарь исчезает. Куда и как, осталось неизвестным, но все говорит о том, что он умер своей смертью. Автор с сарказмом подчеркивает, что никто не станет есть старого, тощего пескаря, да еще и «премудрого».

Вся сказка сатирика построена на иносказании. Герои сказки, события, окружающая среда — все это в иносказательном смысле отражает человеческую жизнь того времени.

Все сатирические сказки писателя написаны в ответ на какое — либо событие, или общественное явление. Сказка «Премудрый пескарь» — это реакция писателя на покушение народовольческих сил на монарха Александра Второго.

То, чему учит произведение сатирика, показывает смерть пескаря. Надо жить ярко, с пользой для общества, а не прятаться от проблем.

Жанр

Реакционная эпоха привела к рождению разных способов выражений своих мыслей, автор «Премудрого пескаря» использовал для этого жанр иносказательной сказки, разумеется, сатирического направления. Сказка «Премудрый пескарь» — эпическое сочинение для взрослых. Сатирическая направленность указывает на обличение общественных пороков, их жесткое высмеивание. В короткой по объему сказке, автор раскрыл взаимосвязанные между собой пороки — трусость и бездействие. Для Салтыкова-Щедрина характерно изображать нелицеприятные стороны жизни через гиперболические образы и гротеск.

Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.

Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.

Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.

Жанр и смысл названия сказки

Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Главные герои

В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он — настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец — второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему — предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека — «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина — знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом — не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Лучшие цитаты из сказки «Премудрый пескарь»

Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, – говорил старый пискарь, умирая, – коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется – везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пискарь – и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют.

А человек? – что это за ехидное создание такое! каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пискаря, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец… уду! Кажется, что может быть глупее уды? – Нитка, на нитке крючок, на крючке – червяк или муха надеты… Да и надеты-то как?… в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на уду всего больше пискарь и ловится!

Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. «Пуще всего берегись уды! – говорил он. – Потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься – ан в мухе-то смерть!»

Рассказывал также старик, как однажды он чуть-чуть в уху не угодил. Ловили их в ту пору целою артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну волоком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, – даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали! А пискарям так и счет потеряли. И каких страхов он, старый пискарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, – это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда – не знает. Видит, что у него с одного боку – щука, с другого – окунь; думает: вот-вот сейчас или та, или другой его съедят, а они – не трогают… «В ту пору не до еды, брат, было!» У всех одно на уме: смерть пришла! а как и почему она пришла – никто не понимает. Наконец стали крылья у невода сводить, выволокли его на берег и начали рыбу из мотни в траву валить. Тут-то он и узнал, что такое уха. Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут; а жарко таково, что он сразу разомлел. И без того без воды тошно, а тут еще поддают… Слышит – «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере, во время бури, ходуном ходит. Это – «котел», говорят. А под конец стали говорить: вали в «котел» рыбу – будет «уха»! И начали туда нашего брата валить. Шваркнет рыбак рыбину – та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется – и присмиреет. «Ухи», значит, отведала. Валили-валили сначала без разбора, а потом один старичок глянул на него и говорит: «Какой от него, от малыша, прок для ухи! пущай в реке порастет!» Взял его под жабры, да и пустил в вольную воду. А он, не будь глуп, во все лопатки – домой! Прибежал, а пискариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает…

В сказке «Премудрый пискарь» говорится о том, что на свете жил пискарь, который всего боялся, но при этом считал себя мудрым. Отец сказал ему перед смертью, чтобы он вел себя аккуратно, и так он останется жив. «Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» Пискарь его послушался и стал думать о дальнейшей жизни. Он придумал себе дом такой, что в него никто кроме него забраться не мог, и стал думать, как вести себя в остальное время.


Этой сказкой автор пытался показать жизнь чиновников, которые в своей жизни ничего не сделали, а только сидели у себя в «норе» и боялись того, кто выше их по чину. Боялись каким-то образом навредить себе, если выйдут за пределы своей «норы». Что, возможно, там найдется какая-то сила, которая может в одночасье лишить их такого чина. Что жизнь без роскоши, для них все равно, что смерть, но при этом надо оставаться на одном месте и все будет хорошо.

Как раз в образе пискаря это и видно. Он фигурирует в сказке в течение всего повествования. Если до смерти отца жизнь пискаря была обычной, то после его смерти он затаился. Он дрожал каждый раз, когда кто-то проплывал или останавливался около его норы. Он не доедал, боясь лишний раз выбраться наружу. А от полумрака, который постоянно царил в его норе, пискарь был полуслеп.

Все считали пискаря глупцом, а он сам считал себя премудрым. В названии сказки «Премудрый пискарь» скрывается явная ирония. «Премудрый» значит «очень умный», но в этой сказке смысл этого слова значит другое - гордый и глупый. Гордый оттого что считает себя самым умным, раз он нашел способ обезопасить свою жизнь от внешней угрозы. А глупый он, потому что так и не понял смысла жизни. Хотя в конце своей жизни пискарь задумывается о том, чтобы жить как все, не прятаться в своей норе, и как только он собирается с силами, чтобы выплыть из убежища, он снова начинает дрожать и снова считает эту затею глупой. «Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!» Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Что бы более саркастически показать жизнь пискаря в сказке присутствует гипербола: "Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется...". Гротеск: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал». Ирония: «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»

Говорящие животные преобладают в обычных народных сказках. Так как в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина так же есть говорящий пискарь, то его сказка схожа с народной сказкой.

Салтыков-Щедрин М., сказка "Премудрый пескарь"

Жанр: сатирическая сказка

Главные герои сказки "Премудрый пескарь" и их характеристика

  1. Премудрый пескарь. Глупый, робкий, бесполезный. Никому не желал добра, никто про него и не вспомнил.
  2. Родители пескаря. Умные, осторожные, наученные горьким опытом.
  3. Прочая рыба. Щуки, раки.
План пересказа сказки "Премудрый пескарь"
  1. Советы отца
  2. Как отец в сеть попал.
  3. Как отец ухи избежал
  4. Новая нора и план жизни
  5. Пескарь следует плану
  6. Сон про двести тысяч
  7. Рак и щука
  8. Столетний юбилей
  9. Рассуждения о роде
  10. Кто его вспомнит?
  11. Приятные забытье
  12. Смерть пескаря
Кратчайшее содержание сказки "Премудрый пескарь" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Отец и мать учили пескаря быть осторожным
  2. Отец приводил пример с ухой, в которую он чуть не попал
  3. Решил пескарь выдолбить норку и покидать ее лишь по ночам и в обед
  4. Ни рак, ни щука не поймали пескаря и прожил он более ста лет.
  5. Стал пескарь жалеть, что никто его не уважает, и не любит
  6. Приснился ему приятный сон, высунулся он из норы и умер.
Главная мысль сказки "Премудрый пескарь"
Жить нужно делая добро и принося пользу, чтобы людям было что вспомнить о тебе.

Чему учит сказка "Премудрый пескарь"
Сказка учит не боятся трудностей и опасностей. Учит жить смело и уверенно. Учит делать людям добро. Учит приносить пользу. Учит продолжать свой род. Учит тому, что долгая жизнь не залог полезной жизни. Учит рисковать, вести активный образ жизни, получать от жизни удовольствие.

Отзыв на сказку "Премудрый пескарь"
Это очень назидательная история. Пескарь думал лишь о том, чтобы его никто не съел, он всю жизнь дрожал, боялся. И получилось так, что хоть и прожил он более ста лет, да только настоящей жизни не видал. Нечего ему вспомнить перед смертью, только свои собственные страхи. Не жаль его нисколько.

Пословицы к сказке "Премудрый пескарь"
Волков бояться, в лес не ходить.
Боязливому и своя тень страшна.
Двух смертей не видать, а одной не миновать.
Живут один раз, не потом, а сейчас.
Кто людей любит, того жизнь голубит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Премудрый пескарь"
Отец и мать у пескаря были умными. Они и посоветовали пескарю жить осторожно, чтобы в зубы щуке и прочим хищникам не попасть.
И стал пескарь своим умом раскидывать. Видит, везде ему мат получается. Большие рыбы его заглотить могут. От своего брата пескаря тоже обида - чуть комара поймал, всем стадом отнимать бросаются.
А человек вообще ужасное существо. Сколько всяких приспособлений для умерщвления выдумал! Неводы, верши, сети, уда.
Особенно отец насчет уды предостерегал. Хотя сам едва в уху не попал.
Ловили тогда рыбаки рыбу неводом. И пескаря зацепили. Чувствует тот, что тянут его куда-то. Потом из воды вытянули, и отец-пескарь на жаре сразу разомлел. Только видить, костер, а на котле что-то черное бурлящее. И в него рыбу валят - уху делают.
Но пескарю-отцу тогда повезло. Выпустили его за малостью.
И вот пескарь решил последовать советам родителей и своим собственным рассуждениям. И первым делом выдолбил себе норку удобную и глубокую. А вторым делом решил выходить на моцион только по ночам, когда вся рыба спит. А чтобы еды-питья промыслить, выбегать на полчаса в обед, когда другая рыба уже сыта.
Так и стал пескарь жить. Днем дрожал, ночью моцион совершал. В обед выскочит, поглотает воды и обратно в норку.
Однажды приснилось пескарю, что он билет выигрышный выиграл. Так он чуть ли на полморды из норы высунулся, а там как раз шуренок сидел. Вот попал бы.
В другой раз рак напротив норы устроился, стал пескаря караулить. Но хитер пескарь, в норке просидел весь день. И в другой раз тоже, когда щука его караулила.
Так и прожил пескарь более ста лет, и каждый день дрожал, и каждый день думал, что слава богу жив пока. Ни семьи ни завел, ни детей.
И вот уже щуки его хвалить стали за благоразумие, но с корыстной целью. Думали выманить пескаря лестью. Но хитер пескарь, не поддался.
Прошло еще сколько-то лет. Стал пескарь помирать, да вдруг мысль ему в голову пришла. Что кабы все пескари так жили, как он, то род их давно прекратился бы.
Жалко стало пескарю своей никчемной жизни. Хотел было вылезти из норы напоследок, да испугался и задрожал. Вся жизнь перед пескарем пронеслась. Понял он, что никакой он пользы не принес, никому доброго слова не сказал и никто про него не вспомнит.
Никто к нему за советом как прожить сто лет не идет, никто его даже премудрым не называет. Только остолопом. И стал пескарь уже забываться, да только видит в забытьи тот самый приятный сон, что выиграл он двести тысяч, да вырос на поларшина, так что смог сам щук глотать.
И стал помаленьку пескарь из норы выползать, да только вдруг исчез. То ли щука его слопала, то ли рак, то ли просто сам умер. Ведь какой щуке захочется глотать умирающего пескаря, да еще и премудрого?

Рисунки и иллюстрации к сказке "Премудрый пескарь"