Киевский центр эзотерических практик и традиций "гармония". Как работает Випассана

В Випассане может случиться так, что человек ощущает себя очень чувствительным, так как вы так тихи, что энергия не рассеивается. Обычно главная часть энергии рассеивается, и вы истощаетесь. Когда вы просто сидите ничего не делая, вы становитесь тихим озером энергии, озеро все время увеличивается. Оно почти доходит до точки где оно переливается через край - и тогда вы становитесь чувствительными. Вы ощущаете чувствительность, даже сексуальность - как будто все чувства стали свежими, помолодевшими, живыми; как будто с вас осыпалась пыль, вы приняли ванну и очистились душем.

Найдите удобное место, где можно сидеть сорок пять-шестьдесят минут. Помогает, если вы будете сидеть в одно и то же время и в одном и том же месте ежедневно, и это место не обязательно должно быть тихим. Поэкспериментируйте, пока не найдете положение, в котором вы чувствуете себя лучше всего. Вы можете сидеть раз или два в день, но не сидите раньше, чем через час после еды и за час до сна. Важно сидеть с прямой спиной и головой. Ваши глаза должны быть закрыты, насколько это возможно. Скамеечка для медитаций или стул или подложенные подушки помогут. Тут нет специальной дыхательной техники; обычное, естественное дыхание - как раз то, что нужно...

Сидя в молчании, начинайте наблюдать за своим дыханием. Самым легким способом наблюдать является наблюдение за ноздрями. Когда происходит вдох, чувствуйте, как он касается ноздрей - наблюдайте за ним в этом месте. Касание легче для наблюдения, дыхание будет слишком тонким; вначале наблюдайте только касание. Происходит дыхание, и вы чувствуете, как оно происходит: наблюдайте его. А потом следуйте за ним, идите за ним. Вы обнаружите, где находится точка, в которой оно останавливается. Просто где-то оно останавливается - на краткий миг оно останавливается. Потом оно снова направляется наружу, и тогда следуйте за ним, снова ощущайте касание, дыхание, выходящее из носа. Следуйте за ним, идите с ним наружу - вы снова ощутите точку, в которой дыхание останавливается на краткий миг. Потом снова начинается цикл...

Випассана - это не концентрация, и она не является объектом наблюдения за дыханием в течение всего часа. Когда возникают мысли, чувства или ощущения, или вы ощутите звуки, запахи или дуновение снаружи, просто позвольте вниманию обратиться на них. Все, что приходит, может рассматриваться, как облака, проплывающие в небе - вы к ним не привязываетесь и не отвергаете. Когда появляется выбор, за чем наблюдать, возвращайтесь к осознанию дыхания. Помните, ничего особенного не должно происходить. Здесь нет ни успеха, ни поражения - так же, как и достижений...


Время проведения:

17.05.2018 - 27.05.2018

10 дней наедине с собой

Описание тренинга:

«В Випассане помни – часто будут наступать такие моменты, когда тебя будет так тотально выбрасывать в здесь и сейчас, что ты впервые узнаешь кто ты. Випассана один из самых глубоко идущих методов». ОШО

Ошо Випассана совмещает в себе традиционную Випассану и Активные медитации Ошо. Этот процесс разработан специально для нас, людей, живущих в сумасшедшем ритме 21-го века, в котором мы часто эмоционально и психологически отсутствуем, живем надеждами и мечтами о будущем или сожалениями о прошлом, совершенно упуская настоящий момент. Этот процесс дает нам возможность побыть наедине с собой, не отвлекаясь на внешнее, и выяснить, что двигает нами, что нажимает наши кнопки, куда ведут нас наши мысли… Cтруктура процесса, тишина, активные медитации, еда, вся энергия группы, все это вместе будет помогать гам в нашем путешествии к себе.

Структура Процесса

Каждый день мы будем начинать с . После завтрака мы продолжим несколькими сессиями Випассаны и осознанной ходьбы. Затем последует обед и небольшой отдых. После обеда снова несколько сессий Випассаны, медитация и . Наш день будет заканчиваться мягкой, расслабляющей медитацией на выбор груп-лидера, для более гармоничного сна.

Тишина

Временное осознанное пребывание в тишине может вернуть значимость и силу произносимым словам. Поэтому на протяжении всего процесса мы будем находиться в тишине. Это так же означает, что мы держим свои глаза приоткрытыми, смотря перед собой примерно на 1 метр вперед, избегая контакт глазами. Рекомендуется ничего не читать, не писать в течение процесса, т.к. это еще один способ избегания данного момента. Так же обратите внимание, насколько автоматично наше общение, например, желание поздороваться, поблагодарить или извиниться… В структуре процесса будет время и место, отведенное специально для обсуждения любых возникающих вопросов с ведущим процесса.

чем легче пища, тем глубже медитация. Мы предлагаем 3-х разовое вегетарианское питание с перерывом на чай. Исключается сахар, сладости, кофе, алкоголь.

Ошо о Випассане

“Випассана превращается в изоляцию, если вы что-то подавляете. Это отказ и настрой на страх; изначально приводящее к болезни. Випассана может быть очень полезной и благотворной, если вы не отказываетесь, а просто идете внутрь, чтобы вернуться назад снова.

Это не отречение или отказ от мира – это просто отдых в самом себе. Я никогда не даю людям випассану вначале. Вначале я даю им катарсис. Им следует пройти несколько катарсических групп. Когда они начинают чувствовать, что уже ничего не происходит во время катарсиса, даже если кто-то кричит, они не чувствуют гнева внутри, тогда настало время випассаны. Теперь тело готово принять ее. Это великий дар; вначале ты должен быть готов принять его.

В Випассане помни – часто будут наступать такие моменты, когда тебя будет так тотально выбрасывать в здесь и сейчас, что ты впервые узнаешь кто ты. Випассана один из самых глубоко идущих методов.

В Випассане вы можете почувствовать себя очень чувствительным, потому что вы пребываете в молчании, и энергия не рассеивается. Обычно много энергии рассеивается, и вы чувствуете себя истощенными. Когда вы просто сидите, ничего не делая, вы становитесь безмолвным озером энергии, и озеро продолжает становиться все больше, больше и больше. Оно почти доходит до момента, когда уже скоро выйдет из берегов… и тогда вы чувствуете себя чувствительным. Вы ощущаете новую чувствительность, чувственность, даже сексуальность… как если бы все органы чувств посвежели, омолодились, ожили… как если бы вы смыли пыль, приняв ванну, смыв все потоком воды. Такое случается. Вот почему люди, особенно буддистские монахи, которые делают Випассану столетиями, не едят мясо. Им оно не нужно. Они едят раз в день, но тоже очень простую еду и очень мало; с натяжкой вы можете назвать это завтраком… и раз в день. Они мало спят, но они полны энергии. И они не беглецы – они много работают. Нет такого, что они не работают. Они рубят лес, работают в саду, в поле, на ферме; они работают весь день. Но что-то с ними произошло, и теперь энергия больше не распыляется.

Ты должен наблюдать свое дыхание, именно этот метод использовал Будда, очень простой и очень техничный метод. Ты просто наблюдаешь воздух, входящий в тебя, ты идешь с ним; он выходит, ты выходишь с ним. Ни на секунду ты не забываешь наблюдать; ты не сбиваешься с пути. Если ты сможешь это делать сорок восемь минут, именно в этот день ты станешь просветленным, в этой жизни!

Нет нужды ждать следующей жизни, нет необходимости даже ждать один час. Эти дополнительные двенадцать минут могут быть очень сложными. Всего лишь сорок восемь – это то, что нужно. Могут уйти годы, чтобы достигнуть этих сорока восьми минут, но нет необходимости откладывать на следующую жизнь, это может случиться в этой жизни. Все зависит от твоей настойчивости.Все зависит от твоей готовности, желания, открытости, приятия, чистоты.

Випассана означает наблюдение за дыханием – искусство наблюдения за дыханием, но при этом не нарушая его естественного ритма. Это тонкое искусство, потому что когда вы начинаете наблюдать, вы начинаете вмешиваться. Медленно, медленно вы обучитесь этому. Однажды поняв как наблюдать за дыханием не вмешиваясь в него, вы найдете правильный ключ.”

Заезд

Контакты

Мастер КИ и Медитации

Родился в Одессе, в 1980 г., до 2005 года я был менеджером в шиппинговой компании, интересовался деньгами, успехом, карьерой и прочими свойственными современникам заботами. В 2005 года познакомился с , одним из первых русскоязычных саньясинов Ошо. Эта встреча открыла новое измерения для исследования, огромный пласт, который оставался где-то в тени до этого момента, пробудила огромное количество вопросов, сомнений и страхов и вселила какую-то надежду, непонятно на что. Все перестало быть железобетонно понятным и открылся огромный мир неизвестного. С тех пор активно участвовал в различных ретритах, обучающих программах, тренингах. Учился медитации у последователей Ошо: Нисаргана (Украина), Боди Рэй (США), Комала (Бразилия), Пушан (Испания), Талвир (Украина), (Франция), Тарика (Великобритания), Амрита (Украина – Германия), Судас (Германия), Наванита (Австралия), Радика (Украина), Ганда (Великобритания), Муна (Греция), Александро (Италия), Висмай (Украина). С 2008 по 2009 прошёл обучение медитативной работе с телом, Ошо ребалансинг. В 2008 году познакомился с контактной импровизацией, нашел в ней для себя возможность интегрировать опыт, экспериментировать, интенсивно и тотально погрузиться в самоисследование. Учился у Руслана Баранова (Украина), Отто Аканен, Мира Маккена, Илона Кенова, Катя Мустонен (Финляндия) , Андриан Русси (Швейцария), Бенно Воорхам (Швеция), Александра Сошникова, Сергей Головня (Молдова), Анжелика Доний, Александра Безроднова (Россия), Михай Ратайски, Ивона Ольшевская (Польша), Йорг Хассман (Германия), Рэй Чанг, Кит Хэнэсси,Харвуд (Сша), Атос Германо (Испаия) и др. 2011-2014 гг активно интересовался перформансом, был участником нескольких постановок, перформанс-проектов. Учавствовал в организации нескольких международных танцевальных фестивалей,: Киевский фестиваль контактной импровизации, 2012 2014 гг, MoldovaDanceFest, 2013 г, Contact Impro College 2013- 2015 гг, Jamfest – 2012,2013 гг. Также знакомился с такими движенческими системами как Axis Syllabus (Фрэй Фауст), Идиокинезис (Илья Беленков) . В 2011 вместе с женой построил и организовал работу Shantambala art & Meditation, центра, занимающегося поддержкой творчества, искусства, медитации. С 2011 по 2015 в центре прошло более 200 различных мероприятий: фестивалей, ретритов, концертов, семинаров, тренингов. Ключевыми мероприятиями центра являются регулярные ретриты Ошо випассана, ретрит Сейчасье с Зареем, летняя программа: Арт колледж, включающая в себя большое разнообразие недельных обучающих программ в области творчества. С 2005 по 2010 год совмещал, работу в офисе со своими интересами в области медитации и творчества. С 2010 года занимаюсь исключительно, творческими и медитативными проектами. С 2010 года учу контактной импровизации, провожу Ошо группы: Ошо випассана, Высвобождение эмоций, тантрические группы, провожу , даю индивидуальные сессии . Во всей этой деятельности есть некая нить, связывающие танец, творчество, медитации во что-то одно. Для меня во всем этом есть общий вкус, который проявляется в разных формах, разные способы соприкоснуться с один и тем же. В первую очередь этой нитью является тантрический взгляд Ошо, путь тотального “да”, принятия и глубокого расслабления в себе. Все что я делаю, вдохновлено Ошо, вдохновлено сердцем и это все тантра, приглашение обнять себя, улыбнуться, сказать “да” себе и миру вокруг.

Shantambala Art & Meditation Space

Одесса, пос. Ново-Дофиновка, ул. Восточная 3

Точные координаты для навигации:

Широта: 46°35?18.43?N (46.588453)

Долгота: 30°54?33.34?E (30.909261)

Как добраться обещственным транспортом:

от автостанции “Привоз” (300 м от ж/д вокзала) на маршрутках 68, 570 до села “Новая Дофиновка”, (выйти через 500 м у заправки на ул Радостной), затем 15 минут идти по ул. Радостной (примерно 1 км) перпендикулярно дороге, по которой приехали (в сторону от моря).

На машине:

выехать на Старониколаевскую дорогу, проехать Оби и Ашан (Ривьеру), затем лиман и через 200 м после лимана свернуть налево в село. Далее ехать по главной дороге до конца села, свернуть направо и через 500 м ещё раз направо.

Проживание:

в спальниках в общем пространстве зала либо в палатке

Питание:

трехразвое вегетарианское

Что с собой брать?

  • спальник
  • средства гигиены
  • одежду, удобную для участия в практиках
  • тапочки
  • полотенце
  • беруши
  • теплые носки
  • повязку на глаза

Заезд

Cтоимость

Стоимость включает участие, питание, проживание и зависит от даты внесения предоплаты

Для участвующих впервые внесение предоплаты:

Для участвующих повторно внесение предоплаты:

Регистрация на ретрит обязательна. После регистрации вы получите письмо с информацией о предоплате.

Заезд

Контакты

email: [email protected]

Отправить заявку на участие.

Медитация - это приключение, величайшее приключение, которое может произойти с человеческим разумом. Медитация значит просто быть, ничего не делая, - никаких действий, никаких мыслей, никаких эмоций. Вы просто есть, и это - полнейшее наслаждение.

Откуда берется это наслаждение, если вы ничего не делаете? Оно приходит ниоткуда, или оно приходит отовсюду. Оно беспричинно, так как бытие сделано из вещества, называемого радостью.
Медитация - это внутреннее проникновение в то, что все цели фальшивы. Медитация - это понимание того, что все желания никуда не ведут. Только медитация может вам тотально помочь, так как вы не выносите ее на чье-то рассмотрение, вы ставите ее перед вашей сущностью. Вы можете быть совершенно свободны. Вам не нужно бояться того, что подумают другие.
Медитация не является поиском просветления. Просветление приходит безо всяких поисков. Все те медитации, которыми мы здесь занимаемся, являются не чем иным, как попыткой растревожить ваш сон. Только медитация может освободить вас от обусловленности.
Сначала вы должны танцевать так, что в танце ваши доспехи отбрасываются. Сначала вы должны в радости кричать и петь, чтобы ваша жизнь стала более живой. Сначала вы должны очиститься, чтобы все, что вы подавили, было отброшено, и ваше тело очистилось от оксидов и ядов, и ваша душа также очистилась от подавленных травм и ран. Когда это произошло, и вы стали способны смеяться и любить, тогда - ВИПАССАНА для вас.

У медитации нет цели
Медитация входит в бытие только тогда, когда вы рассмотрели все мотивы и нашли, что их больше нет, когда вы прошли через весь круг мотивов и увидели их фальшь. Вы увидели, что все мотивы ведут в никуда, что вы продолжаете двигаться по кругу, оставаясь прежним. Мотивы продолжаются и направляют вас, заводят вас, почти доводят вас до безумия, создают новые желания, но ничего так и не достигнуто. Руки остаются пустыми, как и раньше. Когда это стало очевидно, когда вы посмотрели на свою жизнь и увидели, что все ваши мотивы терпят поражение...
Ни один мотив не был успешным, ни один мотив не принес никому блаженства. Мотивы - лишь обещания хорошего; так и бывает. Один мотив терпит поражение, и следующий приходит - и снова вам обещает... и вы снова обмануты. Вновь и вновь обманутые мотивами вы однажды вдруг осознаете - вы вдруг это видите, и само это видение есть начало медитации. В ней нет никакого зародыша, никакого мотива. Если вы медитируете для чего-то, тогда вы концентрируетесь, а не медитируете. Тогда вы остаетесь в мире - ваш разум по-прежнему заинтересован дешевкой, тривиальным. Тогда вы - мирские. Даже, если вы медитируете для того, чтобы достичь Бога, вы - мирские. Даже, если вы медитируете для того, чтобы достичь нирваны, вы - мирские, так как у медитации нет цели.

Сидение
Медитация означает посвятить несколько минут незанятости. Вначале это будет трудно - в начале это наиболее трудная вещь в мире, но в конце она станет наиболее легкой. Она так легка, поэтому она так трудна.
Если вы кому-то скажете просто сидеть и ничего не делать, он станет суетиться, почувствует мурашки на ноге или в теле случится что-то еще. Он становиться столь беспокойным, потому что всегда был чем-то занят, подобно машине. Зажигание включено, мотор работает, а машина никуда не едет, но мотор работает и все более и более разогревается. Вы забыли выключить зажигание. Вот что такое медитация: искусство выключения зажигания.

Дыхание; глубочайшая мантра
Дыхание входит, и пусть в вашем бытии отразится то, что дыхание входит. Дыхание выходит, и пусть в вашем бытии отразится то, что дыхание выходит. Вы почувствуете, как огромное молчание нисходит на вас. Если вы можете наблюдать, как дыхание приходит и уходит, приходит и уходит... Это глубочайшая мантра, которая когда-либо была изобретена.
Вы дышите здесь и сейчас . Вы не можете дышать завтра, вы не можете дышать вчера. Вам нужно дышать в это мгновение, но вы можете начать думать о завтра, вы можете думать о вчера. И тело остается в настоящем, а ум начинает скакать между прошлым и будущим, и возникает разрыв между телом и умом. Тело в настоящем, а ум никогда не в настоящем, и они никогда не пересекаются. Из-за этого разрыва возникает напряженность, беспокойство, боль. Человек напряжен, и это напряжение - тревога. Ум нужно вернуть в настоящее, потому что другого времени нет.

Ошо о Випассане
Сидя в молчании, начинайте наблюдать за своим дыханием. Самым легким способом наблюдать является наблюдение за ноздрями. Когда происходит вдох, чувствуйте, как он касается ноздрей - наблюдайте за ним в этом месте. Касание легче для наблюдения, дыхание будет слишком тонким; вначале наблюдайте только касание. Происходит дыхание, и вы чувствуете, как оно происходит: наблюдайте его. А потом следуйте за ним, идите за ним. Вы обнаружите, где находится точка, в которой оно останавливается. Просто где-то оно останавливается - на краткий миг оно останавливается. Потом оно снова направляется наружу, и тогда следуйте за ним, снова ощущайте касание, дыхание, выходящее из носа. Следуйте за ним, идите с ним наружу - вы снова ощутите точку, в которой дыхание останавливается на краткий миг. Потом снова начинается цикл.
Вдох, остановка, выдох, остановка, вдох, остановка... Эта остановка - самый таинственный момент внутри вас. Когда дыхание входит и останавливается, и нет никакого движения - это точка, где можно встретить Бога. Или когда дыхание выходит и останавливается - нет никакого движения.
Помните, вы его не останавливаете, оно останавливается само собой. Если вы его останавливаете, вы утратите все целиком, так как возникнет делатель, а свидетель исчезнет. Вы с этим ничего не делаете. Вы не меняете шаблон дыхания, вы ни вдыхаете, ни выдыхаете. Это не похоже на пранаяму , где вы начинаете манипулировать с дыханием, это - не так. Вы вообще не касаетесь дыхания, вы позволяете ему быть естественным, позволяете естественно течь.
Когда оно выходит, вы следуете за ним, когда входит - вы следуете за ним, просто следуете. И вскоре вы осознаете, что есть две остановки, в этих двух остановках - дверь. И в этих двух остановках вы поймете, вы увидите, что дыхание само по себе не является жизнью - оно может быть пищей для жизни, как любая другая пища, но не самой жизнью. Так как, когда дыхание останавливается, вы есть, определенно есть, вы - определенно сознаете, прекрасно сознаете. Дыхание остановилось, дыхания больше нет, а вы - есть.
И, если вы продолжаете это наблюдение за дыханием, которое Будда называет Випассана или Анапанасати-йога , - если вы продолжаете наблюдать и наблюдать за ним, постепенно вы будете видеть, что остановка увеличивается и становится больше. В конце концов происходит так, что остановка длится минуты.
Вдох, и остановка... и в течение минут выход не происходит. Все остановилось. Мир остановился, время остановилось, думание остановилось - так как там, где остановилось дыхание, думание невозможно. А когда дыхание останавливается на минуты, думание совершенно невозможно, так как мыслительный процесс нуждается в постоянном притоке кислорода. Ваш мыслительный процесс и дыхание взаимозависимы.
Когда вы рассержены, у вашего дыхания один ритм, когда вы сексуально возбуждены, у вас другой ритм дыхания. Когда вы счастливы - один ритм дыхания, когда печальны - снова другой ритм. Ваше дыхание изменяется с каждым настроением. И обратное также истинно - когда меняется дыхание, меняется и настроение. И когда останавливается дыхание, останавливается и разум.
В остановке разума останавливается весь мир, так как разум - это мир. И в этой остановке вы узнаете впервые, что есть дыхание внутри дыхания, жизнь внутри жизни. Этот опыт освобождает. Этот опыт делает вас бдительными по отношению к Богу. А Бог - это не личность, а опыт жизни самой по себе.
Ум так и не был найден. Те, кто искали, всегда находили, что есть "не-ум" .

Випассана - медитация внутреннего озарения
Найдите удобное место, где можно сидеть 45 - 60 минут. Помогает, если вы будете сидеть ежедневно в одно и то же время и в одном и том же месте, и это место не обязательно должно быть тихим. Поэкспериментируйте, пока не найдете положение, в котором вы чувствуете себя лучше всего. Вы можете сидеть раз или два в день, но не сидите раньше, чем через час после еды и за час до сна. Важно сидеть с прямой спиной и головой. Ваши глаза должны быть закрыты, насколько это возможно.
Скамеечка для медитаций, или стул, или подложенные подушки помогут. Тут нет специальной дыхательной техники; обычное, естественное дыхание - как раз то, что нужно. Випассана основана на осознавании дыхания, так что нужно наблюдать за каждым вдохом и выдохом там, где ощущение чувствуется вами наиболее ясно - в носу, или в области желудка, или солнечного сплетения.
Випассана - это не концентрация, и она не является объектом наблюдения за дыханием в течение всего часа. Когда возникают мысли, чувства или ощущения, или вы ощутите звуки, запахи или дуновение снаружи, просто позвольте вниманию обратиться на них. Все, что приходит, может рассматриваться, как облака, проплывающие в небе - вы к ним не привязываетесь и не отвергаете. Когда появляется выбор, за чем наблюдать, возвращайтесь к осознанию дыхания.
Помните, ничего особенного не должно происходить. Здесь нет ни успеха, ни поражения - так же, как и достижений. Здесь нечего выражать или анализировать, но мысли могут приходить о чем угодно. Вопросы и проблемы можно видеть просто как тайны, которыми наслаждаются.
Есть еще один способ осознавать дыхание: когда вы вдыхаете, ваш живот начинает подниматься, с выдохом, ваш живот снова начинает опускаться. Таким образом, второй способ - это осознавать живот: его поднимание и опускание. Просто осознавание поднимания и опускания живота... а живот очень близок к источнику жизни, потому что ребенок соединен с материнской жизнью через пупок. За пупком - его жизненный источник. Таким образом, когда живот поднимается, это в действительности энергия жизни, источник жизни, поднимается и опускается с каждым дыханием. Это также не сложно, и, возможно, даже проще.
Ночью, когда вы спите - вы не дышите грудью, вы дышите животом. Вот почему ночь приносит такое расслабление. После сна, утром, вы чувствуете себя таким свежим, таким юным, потому что вы всю ночь дышали естественно...

Ходьба-Випассана
Это медленная обычная ходьба, основанная на осознавании стоп, касающихся земли. Вы можете ходить по кругу или по прямой - 10-15 шагов вперед и назад, внутри или снаружи помещения. Глаза должны смотреть вниз на землю, на несколько шагов вперед. Во время ходьбы внимание должно быть направлено на то, как каждая стопа касается земли. Если возникает что-либо постороннее, перестаньте уделять внимание стопам, посмотрите, что еще привлекает ваше внимание, а затем возвращайтесь к стопам. Эта техника такая же, как и во время сидения, но основной объект наблюдения другой. Вы можете ходить так 20 - 30 минут.

Подобным образом можно осознавать любые движения тела, ума, сердца
Во время ходьбы, вы должны идти осознанно. Двигая рукой, вы должны двигаться осознанно, точно зная, что вы двигаете рукой. Обычно вы двигаете ею безо всякого осознавания, механично... на утренней прогулке, вы можете идти не осознавая ваших стоп.
Осознавайте движения вашего тела. Во время еды осознавайте движения, необходимые для того, чтобы есть. Принимая душ, осознавайте прохладу, приходящую к вам, воду, падающую на вас и невероятную радость от этого - просто осознавайте. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.
И так же с умом. Какая бы мысль не проходила на экране вашего ума, просто будьте наблюдателем. Какая бы эмоция не проходила на экране вашего сердца, просто оставайтесь свидетелем - не вовлекайтесь, не идентифицируйтесь, не оценивайте, что хорошо, что плохо; это не часть вашей медитации.

Таковы эти три способа. Подойдет любой. И если вы хотите выполнять два способа вместе, вы можете делать два способа вместе, тогда усилие станет более интенсивным. Если вы хотите выполнять сразу все три способа, вы можете выполнять все три способа вместе. Тогда возможности проявятся быстрее. Но это все зависит от вас, что вам кажется проще. Запомните: легкое - правильно.
Когда медитация укоренится, и ум станет тихим, эго исчезнет. Вы будете, но не будет ощущения "я". Тогда двери открыты.
Просто ждите с любящим стремлением, с приглашением в сердце, это великое мгновение - величайшее мгновение в жизни любого - просветление. Оно придет... Оно непременно придет. Оно никогда не задерживалось ни на единое мгновение. Как только вы правильно настроились, оно внезапно взрывается в вас, трансформирует вас. Старый человек умер, и новый человек пришел.

О подъеме энергии, который часто чувствуют люди, начинающие выполнять Випассану
Во время Випассаны иногда может случиться так, что человек ощущает себя очень чувствительным, так как вы так тихи и энергия не рассеивается. Обычно главная часть энергии рассеивается, и вы истощаетесь. Когда вы просто сидите ничего не делая, вы становитесь тихим озером энергии, озеро все время увеличивается. Оно почти доходит до точки где оно переливается через край - и тогда вы становитесь чувствительными. Вы ощущаете чувствительность, даже сексуальность - как будто все чувства стали свежими, помолодевшими, живыми; как будто с вас осыпалась пыль, вы приняли ванну и очистились душем. Такое случается.
Вот почему люди - особенно буддийские монахи, которые делали Випассану годами - много не едят. Им это не нужно. Они едят только раз в день - и то очень скудную пищу и в малом количестве; вы в лучшем случае назовете это завтраком... и только один раз в день. Они не спят много, но они полны энергии. И они не отшельники - они тяжело работают. Это не так, будто они не работают. Они колют дрова и работают в саду, в поле, на ферме, они работают целый день. Но с ними что-то произошло, и теперь энергия не рассеивается.
А поза сидения - очень хорошо способствует сохранению энергии. Поза лотоса, в которой сидят буддисты, такова, что все конечности тела встречаются - нога на ноге, рука на руке. Это точки, откуда выходит и утекает энергия, так как для того, чтобы происходила утечка, нужно нечто заостренное. Потому-то мужской половой орган заострен, он должен терять массу энергии. Он почти что предохранительный клапан. Когда внутри вас слишком много энергии, и вы с ней не можете ничего поделать вы высвобождаете ее сексуально.
Из вашей головы не высвобождается никакой энергии. Природой она была сделана круглой. Мозг никогда не теряет никакой энергии, он сохраняет, так как он - самый главный центральный управляющий вашего тела. Он должен быть защищен - и он защищен круглым черепом.
Энергия не может стекать с какого-либо круглого предмета. Вот почему все планеты - Земля, и Солнце, и Луна, и звезды - все круглые. Иначе они бы утратили энергию и умерли. Когда вы сидите, вы становитесь закругленными: рука касается другой руки. Потому, если одна рука высвобождает энергию, она дает ее другой руке. Нога касается другой ноги, и, сидя таким образом, вы становитесь почти круглым. Энергия движется внутри вас. Она не выходит наружу. Вы ее сохраняете, вы мало-помалу становитесь озером. Постепенно вы почувствуете наполненность в области живота. Вы можете быть пустым, вы могли не поесть, но будете чувствовать некую наполненность. И возросшую чувствительность. Но это добрый знак, очень добрый знак. Наслаждайтесь этим.

Никогда не будьте мазохистом
Не мучайте себя во имя чего бы то ни было. Люди себя очень много мучали во имя религии, а это имя настолько прекрасно, что вы можете мучить себя очень долго.
Так что помните - я учу счастью, а не мучениям! Если вы временами чувствуете, что что-то становится тяжелым, это должно быть изменено. Вы должны много раз изменяться. Мало-помалу вы дойдете до точки, в которой никакие изменения не нужны. Тогда что-то станет абсолютно удобным - не только для разума, для тела, но и для души.

Ошо. "Оранжевая книга"

Ошо о Випассане Гоенка
http://www.happyspace.narod.ru/osho/trap.html

Мир все больше и больше интересуется медитацией. Не за горами тот день, когда медитация станет вашим окончательным образованием. Ваше обычное образование посвящено внешнему. Медитация будет образованием о внутреннем, о вашей внутренней сущности.
Конечно, это займет некоторое время, потому что будет много обманов; будет много притворщиков, фальшивых пророков, техников. Вам нужно понять разницу между медитирующим и человеком, знающим технику медитации; он сам не медитирует - он техник.
Например, я не видел здесь Дулари; она - одна из моих старых попутчиц. Сегодня я поинтересовался, что случилось с Дулари, и услышал, что она была в медитационном лагере одного человека. Этот человек крайне глуп. Но он знает технику, в этом нет сомнений. Он был в Бирме... а в Бирме... он был просто бизнесменом, но он научился бирманской технике випассаны.
У випассаны есть много форм: бирманская, цейлонская, тибетская, китайская, корейская, японская. Японская лучше всех. Но все эти техники пришли от Гаутамы Будды; должно быть, он никогда не думал, что будет возможно выучить технику и не делать медитацию. Техника - это просто как ее делать.
Этот человек, Гоенка... я никогда не думал, что стоит что-нибудь о нем говорить. Должно быть, многие из вас были в его медитационных лагерях... Всего за несколько дней до того, как я покинул Америку, я получил рекламку, в которой он упоминал обо мне. Это меня удивило - это было начало. Я начал вглядываться в возможности, потенциал, реализацию этого человека. Он заявил, что виделся со мной и разговаривал со мной часами в Мадрасе. Но я был в Мадрасе в Индии только один раз. Это было двадцать пять лет назад, и я совершенно уверен, что ни с кем не встречался и ни с кем не разговаривал часами о випассане. Даже слово "випассана" не упоминалось в течение трех дней, пока я был в Мадрасе.
Глядя на это заявление, я понял, что этот человек не может быть медитирующим. Если он может врать так легко...
Вокруг есть много идиотов. И из-за того, что человечество дошло до кризиса, когда требуется новое измерение сознания, естественно, что появится много людей с фальшивыми идеями. Или, возможно, идеи правильные, но неправилен человек, несущий их; тогда идея также причинит вред человечеству.
Медитация - это не что-то механическое; поэтому не может быть техников медитации. Гоенка - это техник: он четко знает, что делается в бирманском стиле випассаны, но он не человек медитации - он не человек просветления.
А теперь он сделал обучение випассане своей профессией; теперь это бизнес. Он все еще бизнесмен. Он был бизнесменом в Бирме - просто изменился товар. Вероятно, он продавал что-то другое; теперь он продает технику випассаны. А люди доверчивы. Когда они видят, что едет столько народу, они начинают думать, что им, вероятно, тоже надо поехать.
Разрыв поколений, который создало образование, - это ничто по сравнению с разрывом, который может создать медитация. Первый разрыв количественный, второй разрыв будет качественным. Человек медитации не имеет возраста: он ни ребенок, ни молодой человек, ни старик. Он - сама вечность. Как можно ожидать от него, что он будет уважать старых идиотов, ослов и всех остальных животных вокруг?
Но в то же время нужно быть очень осознанными и бдительными: не слишком впечатляйтесь тем, что говорит человек. Смотрите глубже в человека и его индивидуальность. Смотрите, есть ли экстаз в его глазах, наблюдайте, есть ли в его жестах грация Гаутамы Будды, глядите очень внимательно, излучает ли его внутреннее существо свет и аромат. Человек ли он любви, сострадания и истины? Смотрите на человека, а не на его знания, потому что знание так легко доступно в книгах - любой может набраться его. Но ваша сущность недоступна в священных писаниях.
Вашу сущность вы должны найти. Вы должны заострить ваш разум и вы должны обходиться с высшим внутри вас как с гостем. И когда высшее становится гостем внутри вас, вы становитесь пламенем, вы становитесь огнем. Конечно, ваш огонь никого не сжигает, а исцеляет. Ваш огонь прохладный, не теплый. Ваш огонь - просто цветок лотоса.
Искатель должен сначала смотреть на мастера - не на то, что он говорит, а на то, чем он является. Является ли он чем-то трансцендентным? Является ли его жизнь смехом, песней, танцем, радостью, блаженством? Или он просто притворщик, бизнесмен, выполняющий ваши ожидания - конечно, изображающий скромность, смирение... просто тактика бизнеса.
Человеку настоящей истины не нужно быть скромным. Он ни эгоист, ни скромник, потому что это одно и то же в разных количествах. Только эгоист может стать скромным. Я не могу сказать, что я скромный человек. Я не могу сказать, что я простой человек, потому что простота - это только меньшая форма сложности, а скромность - это, на низшем уровне, то же самое, что и эго. Это не разные вещи, разные только степени. Я ни скромник, ни эгоист. Я просто такой, какой я есть.
Эти люди будут изображать все, что угодно. Они будут вести себя так, как вы от них ожидаете. В этом вся их стратегия ловли людей. Но их намерение - эксплуатация.
Випассана - одна из величайших медитаций, но только в руках мастера. В руках техника это величайшая опасность. Человек может или стать просветленным, или сойти с ума; существуют обе вероятности - все зависти от того, под чьим руководством она делается.
... Все мое усилие здесь состоит в том, чтобы вы были как можно более несерьезными, по той простой причине, что медитация, все виды медитации, могут сделать вас слишком серьезными, а эта серьезность создаст душевное расстройство, ничего более.
Пока медитация не приносит вам больше смеха, больше радости, больше игривости, избегайте ее. Это не для вас.

09/09/1987

В мире есть много людей, заинтересовавшихся медитацией, но девяносто девять процентов находятся в неправильных руках, а если вы скажете это, их это ранит.
Сегодня я получил письмо. В письме написано: "Недавно Вы говорили о випассане Гоенки. Вы осуждали Гоенку за то, что он бизнесмен и сделал випассану своей профессией. Бхагван, я делал випассану здесь, в ашраме Пуны, а также в Дхампитхе у Гоенки в Игатпури. Я думаю, что Ваш комментарий неправилен".
И это от человека по имени Ананд Пийюш, который стал саньясином два дня назад! В другом письме до этого он писал: "Из-за неуверенности и нерешительности ума я принял саньясу через двенадцать лет. Из-за этой моей нерешительности я так много страдал. Как я могу освободиться от нее навсегда? - Ананд Пийюш".
Ему понадобилось двенадцать лет, чтобы решиться принять саньясу, и понадобилось всего двенадцать часов, чтобы решить, что я неправ в том, что я сказал о Гоенке - никакой нерешительности об этом. Но если Гоенка прав, тогда зачем приезжать сюда? Если Гоенка может научить тебя медитации, тогда зачем ты тратишь здесь свое время, мое время и время моих людей? И если ты просто можешь сказать, что я неправ, тогда это место не для тебя. Что ты понимаешь в медитации?
Разница между медитацией Гоенки и медитацией, которая происходит здесь, бесконечна, и тебе понадобится как минимум двенадцать жизней, чтобы понять эту разницу!
Гоенка - только техник. Я не техник. Я никогда не был ничьим последователем, я просто искал сам. Это было трудно, это было опасно, но я продолжал искать свой путь в одиночестве, находить свои собственные способы достичь своей сущности.
Гоенка просто бедный последователь 25-вековой традиции Гаутамы Будды. За 25 столетий - копии, копии, копии, копии, копии! Ты хочешь сравнить меня с этими копиями?
И если бы Гоенка понял медитацию, он бы приехал сюда. Его медитация показала бы ему, что существует что-то намного выше Гаутамы Будды. Игатпури недалеко отсюда, но у труса не хватит смелости.
И если ты так уверен, что мое утверждение неправильно, значит, ты не понимаешь ничего, что происходит здесь...
Здесь все медитации просто подготавливают почву, просто убирают сорняки, траву, бурьян, камни, - просто расчищают сад, чтобы я мог посеять семена. Люди, учащие здесь медитации, разным видам медитации, просто готовят почву. Садовник - я.
Гоенка может подготовить почву, но где он возьмет розовые кусты? У него нет опыта: он не просветленный или пробужденный даже в древнем значении Гаутамы Будды. А я говорю вам, что я оставил Гаутаму Будду двадцать пять столетий назад.
Мои терапевты, мои люди, готовящие медитации для вас, просто обрабатывают землю. Они просто готовят почву. Последний и окончательный штрих должен нанести я.
У меня есть свои способы посеять в вас семена: через мои слова, через мои молчания, через мои глаза, через мои жесты, - просто через мое молчание, просто через мое присутствие; в нем есть живое поле энергии. И пока среди вас нет живого пробужденного существа, все ваши терапии и все ваши медитации - просто тщетные упражнения, они не сильно помогут.
Для Пийюша я хочу сказать: "Отправляйся обратно к Гоенке. Это место не для тебя. И отправляйся прямо сейчас. Я устал от идиотов всех мастей. Тридцать лет я страдал от идиотов и я терпел их, но теперь я решил, что ни один идиот не будет допущен сюда.
Тебе понадобилось двенадцать лет, чтобы решиться принять саньясу; мне не нужно даже двенадцати секунд, чтобы отобрать ее. Ты больше не саньясин. Верни свои саньясинские бумаги, а где дверь, ты прекрасно знаешь. Убирайся сегодня же и никогда не возвращайся сюда. Отправляйся к черту - с кем угодно, с Гоенкой, или найди какого-нибудь другого идиота. В Индии их много.
Я существую только для тех, кто может понять меня и кто может быть со мной тотально. Человеку, ничего не знающему обо мне, который за двенадцать часов свой саньясы начинает обнаруживать, что я говорю неправильные вещи, определенно нельзя позволять быть здесь. Одна гнилая рыба может испортить целое озеро. Так что ты проявишь большое сострадание ко всем этим людям, навсегда покинув это место. И я всегда удивляюсь, если ты считаешь, что Гоенка прав, тогда зачем ты здесь? Если кто-то находит что-то, помогающее его росту, он остается там.
И если ты считаешь, что Гоенка прав, и все равно ты не остался с ним, как ты собираешься остаться со мной, которого ты счел неправым в течение всего двенадцати часов?
Нет, не трать время. Я не заинтересован в том, чтобы собирать толпы и отсталых людей. Просто отправляйся к Гоенке и расскажи ему все, что я сказал. И если у него хватит смелости, привези его сюда, чтобы я смог показать тебе, что он ничего не знает о медитации в том, что касается опыта, что он понятия не имеет о том, что такое просветление. Все, что он знает, - это жалкая техника. Но техник - это совершенно другое.
Техник может работать с электричеством, но это не значит, что он Эдисон, что он открыл электричество. Не спрашивайте бедного техника об электричестве - не задавайте вопросов о его свойствах, не спрашивайте, из чего оно состоит - он не Эдисон. Но он может замечательно работать: вам не нужен Эдисон, если перегорела лампочка, любой идиот справится с этим.
Такова же ситуация с медитацией. Есть техники и есть реализованные люди. Пока вы не найдете реализованную сущность, все ваши усилия тщетны".
Три французских мальчика, шести, семи и восьми лет, гуляли по улице. Шестилетний, шедший впереди, заглянул в открытое окно, остановился и начал махать остальным: "Ребята, скорее! Тут мужчина и женщина дерутся!"
Семилетний мальчик подошел, посмотрел и сказал: "Дурак, они занимаются любовью".
Восьмилетний подошел, посмотрел и сказал: "Ага, и какая ужасная техника!"
...Почувствуйте это спокойствие, впитайте эту тишину. И когда вы впитываете, она становится глубже, она начинает затрагивать ваше сердце. Нет движений, но вы чувствуете танец. Нет слов, но вы чувствуете песню. Как будто никого нет, только бесконечное единство, все личности исчезли и только одно сознание, вибрирующее в синхронности друг с другом.
Просто чтобы завершить это прекрасное мгновение... Я всегда люблю оставлять вас смеющимися, поющими, танцующими. Это просто намек, что в тот день, когда я оставлю вас окончательно, я хочу, чтобы вы пели, танцевали и праздновали.
На самом деле ни одному человеку во всей истории не устраивали такого праздника, когда он умирал, какой собираюсь получить я. Смерть некоторых праздновали только враги, потому что когда человек умирает, враги празднуют. Друзья плачут.
Я единственный... мою смерть будут праздновать друзья, будут праздновать враги. Мою смерть они будут праздновать вместе. Такого человека никогда еще не было.
Черную леди из Нью-Йорка вызвали в школу. Учительница хотела как можно скорее обсудить поведение ее сына Лероя.
- Ваш мальчик, - начала учительница, - оказывает дурное влияние.
- Прямо как его отец, - сказала черная леди.
- Он ворует у других ребят, - продолжила учительница.
- Прямо как его отец, - ответила мать.
- Он все время лезет в драку, - сказала учительница.
- Прямо как его отец,
- Он пристает к девочкам, так что они все время плачут.
- Прямо как его отец, - ответила черная леди.
- Господи, какое счастье, что я не вышла за него замуж!

12/09/1987

Osho. The Great Pilgrimage: from here to here, pp. 75-78 & 162-163

Випассана – это медитация, древнейшая техника освобождения души и тела от негативных мыслей и проблем. Приход к гармонии и внутреннему спокойствию. Полученное освобождение будет наивысшим показателем счастья.

Родиной Випассаны является загадочная страна Индия. Новое учение появилось приблизительно 2500 лет назад, но Готама Буда сделал технику совершеннее. Он представил искусство медитации не только как способ улучшения жизни, но и как исцеление от болезней. С тех пор техника дошла до наших дней почти без изменений.

Наилучшим преподавателем искусства медитации является господин Гоенка, родившийся в Мьянме в середине прошлого столетия. 14 лет своей жизни он посвятил изучению техники. После этого он поселился в Индии и стал преподавать Випассану всем, кто этого желал. Сотни тысяч людей прослушали его лекции, не только индусы, а люди из разных уголков планеты.

Випассана по Гоенке завоевала популярность в странах СНГ.

Толкование Випассаны

Что такое Випассана: означает умение видеть природу внутри вещей и воспринимать их реалистично. По мнению индийцев, Випассана формирует выносливость и силу личности, возможность изменения внутреннего «я» с помощью самонаблюдения.

Занимаясь медитацией Випассана, человек пытается сконцентрироваться на невидимой нити, соединяющей ум и сердце.

Все это можно сделать на основе знаний и собственного опыта. Человек фокусируется на ощущениях, формирующих телесную жизнь и старается связать их с собственной душой. Это можно назвать путешествие от низших человеческих потребностей до высших. Важно то, что главное в данной методике – разум в уравновешенном состоянии, заполненный энергией любви.

В итоге, человек самостоятельно приходит к осознанию своих потребностей:

  • убирает ненужные заблуждения;
  • переходит в состояние спокойствия;
  • владеет собой, наслаждаясь удовлетворенностью и гармонией внутреннего мира.

Випассану практиковал мастер Ошо, и он внес свои важные дополнения.

Методы Випассаны по Ошо

По словам Ошо, великий Будда также практиковал Випассану. Ошо разработал важную технику, с помощью которой можно наблюдать за своим дыханием. Это нормальное явление, сопровождающее человека 24 часа в сутки. Мастер Ошо рекомендует употреблять вегетарианскую пищу, если человек практикует Випассану. Потому, как мясная пища снижает чувствительность и тогда медитация не столь результативна.

Ошо Випассана имеет три техники и каждый может выбрать ту, которая вам больше по душе.

Первый метод

Техника выполнения первого метода заключается в умении осознавать свои действия. Вы должны точно понимать, что в данный момент происходит с вашим разумом, сердцем.

Так, если утром вы делаете зарядку, важно осознавать каждое движение. Не следует выполнять упражнения бездумно, механически.

Это важно и для и других действий:

  • Принимая душ, осознавать прохладу, влагу, очищение.
  • Во время обеда ощущать вкус и запах еды.
  • При чтении слышать шуршание страниц, ощущать свет ночника, осознавать то, о чем читаешь и т.д.

Остановиться на любой, посещающей ваше сознание мысли, и оставаться в роли наблюдателя.

Осознавать мысли можно, но оценивать или анализировать нельзя.

Второй метод

В основе второго метода – осмысление своего дыхания. Когда мы вдыхаем, живот поднимается, выдыхаем – опускается. Применяя второй метод, человек должен осознавать движение брюшной полости. При вдохе и выдохе внутренняя жизненная энергия также двигается от низа до верха и наоборот. В древности чрево для людей имело особое место, т.к. там зарождается новая жизнь. Они считали, что чрево – это источник бодрости и мудрости. В первом методе практикуется осознание тела, разума, эмоций, а во втором – осознание движения чрева, что приводит к спокойствию разума, сердца, эмоций.

Третий метод

Данный метод основывается на четком осознании собственного дыхания. Прочувствуйте прохождение воздуха через ноздри и наполнение ним тела. Остановитесь на центре живота. Сознательно ощутите, как выходит воздух носом, становясь теплее. Третий метод лучше подходит мужчинам, т.к. они занимаются силовыми упражнениями и привыкли контролировать дыхание. Женщины, в своем большинстве, дышат животом.

Данные методы можно практиковать в домашних условиях, хотя существуют специальные курсы по практике Випассана.

Если вы примите во внимание предложенные рекомендации, вы добьетесь нужного результата:

  • На любую технику выделять минимум один час в сутки.
  • Выполнять технику каждый день без пропусков. Только систематичность гарантирует результат.
  • Не желательно практиковать Випассану за час перед сном и через час после еды.
  • Выбрать удобное тихое место, чтобы можно было уединиться.
  • Подобрать удобную позу, в которой комфортно было бы сконцентрироваться и расслабиться. Глаза закрыть, спину держать прямо.
  • Хорошо, когда есть специальная скамеечка для медитации или подушки. Они помогают полностью раствориться во время практики.

Желаемый результат не приходит сразу, нужны длительные часы медитации. Но если систематически практиковать упражнения, перестав лениться, то несколько дней занятий Випассаны покажет, что в вашей жизни стало меньше проблем. Постепенно вы почувствуете больше свободы. Заниматься можно дома, но курсы под наблюдением специалиста принесут больше эффективности, особенно на начальном этапе. Занятия проходят в течение 10 дней.

10 дней занятий подарят гармонию в жизни и облегчат страдания. Подобные тренинги часто проводят в тюрьмах – результаты поражают.

Кто внедрит в свою жизнь медитацию Випассана – получит счастье, как вознаграждение.

Как работает Випассана?

После прохождения 10-дневной практики, люди ощущают, что стали добрее, спокойнее, улучшается настроение.

Как проходит практика?

  • медитация по 10 часов в день;
  • отсутствие общения с другими людьми и с внешним миром.

Задания могут быть разнообразными. Так, если стоит задание бегать в течение 15 мин, то необходимо контролировать дыхание и пульс. Это развивает нижние конечности, дыхание. Начать тренировки по бегу лучше с инструктором. Когда звучит задание: «Сидеть 1,5 часа с ровной спиной, не двигаться, наблюдать за ощущениями на теле, не реагируя на них», – тренируется балансировка ума и понимание вещей.

На любое ощущение в мозге происходит эмоциональная реакция.

Если кто-либо сделал царапину на вашем авто, у вас появляется злость. Ситуация уже случилась, но злость не утихает часов 8. Такие же примеры можно привести с другими чувствами: радость, грусть, удовольствие, интерес и т.д.

В итоге эмоции активно реагируют и мешают осмысленно взглянуть на ситуацию. Но чем опытнее человек, тем разумнее он воспринимает ситуацию и правильнее действует.

Для получение такого опыта, важно не приумножать новые эмоции, а в спокойном состоянии разобраться со старыми. Это и дает медитация.

Чтобы не прибавлять эмоции необходимо:

  • Убрать внешние раздражители.
  • Прояснить ум.
  • Наблюдать за чувствами и эмоциями, но не производить какой-либо реакции.
  • Дать возможность мозгу вспомнить, осознать, пережить, волнующую проблему.

Убрать внешние раздражители лучше всего помогут курсы, где в течение 10 дней будет покой, не будет необходимости контролировать время, думать о еде, работе, не будет связи с внешним миром. Запрещается с кем-либо говорить, читать, писать. Практика проводится в помещении, где тихо и темно.

Для успокоения ума лучше всего подходит контролирование собственного дыхания, позвоночник нужно держать прямо. Если спина согнута, появятся болевые ощущения уже через 10 мин, что возвращает состояние ума из грез в реальность жизни. Чтобы этому научиться, нужно около 3 дней занятий.

Научиться наблюдать эмоции и чувства можно с помощью физиологических проявлений (лимон-слюна подкатилась, пропасть-сердцебиение учащается и т.д.). Подавить эмоции нельзя, они будут проявляться в микровыражениях.

Когда человек сидит в зале, не двигаясь, в полной тишине, мозг начинает чувствовать ощущения на тонком уровне:

  • Разница температуры входящего воздуха и выходящего во время дыхания.
  • Как сокращаются разные отделы сердца.
  • Напряженность между бровями, если вспоминается царапина на авто.

При повышенной чувствительности, человек учится сканировать собственное тело от кончиков волос до кончиков ногтей на ногах; находить ощущения, связывая их с эмоциями, и наблюдать. Это и будет называться медитация Випассана, на которую уходят следующие 7 дней.

За этот период вспоминаются, переживаются, осознаются и завершаются многие эпизоды. На уровне интеллекта происходят неожиданные прорывы в понимании той или иной проблемы и вдруг находиться способ ее решения.

Пройдя первый курс, люди замечают непрерывный поток мыслей, часто отвлекаются, много времени проводят в фантазиях, а не в реальности. Вспоминают свои поступки и переосмысливают их, осознают поведение других людей.

Но последние 7 дней медитации Випассаны проходит, как несколько лет обыденной жизни.

Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.

Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.

Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.

Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство... вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.

Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.

То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.
Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.

При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.

Третий способ заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу... входит внутрь, выходит наружу.

Это тоже возможно. Мужчинам это дается проще, чем женщинам. Женщина лучше осознает свой живот. Большинство мужчин не умеет дышать животом. Их грудная клетка вздымается вверх и опускается вниз, поскольку в мире возобладала неправильная разновидность спорта. Конечно, если ваша грудная клетка высоко поднята, а живот сведен почти на нет, это придает вашему телу более красивые очертания.

Мужчина перешел на дыхание грудью, поэтому его грудная клетка становится все больше, а живот уменьшается. Ему кажется, что это более атлетично.
Повсюду в мире, за исключением Японии, спортсмены и их тренеры подчеркивают, что нужно дышать, расширяя грудную клетку и втягивая живот. Их идеалом служит лев с большой грудной клеткой и маленьким животом. «Будь как лев!» — для атлетов, гимнастов и всех, кто работает с телом, стало правилом.

Единственным исключением является Япония, где не заботятся о широкой грудной клетке и втянутом животе. Втягивание живота требует определенной дисциплины; втягивание живота неестественно. Япония выбрала естественный путь, поэтому японская статуя Будды может вас удивить. Таким образом вы без труда определите, индийская перед вами статуя или японская. У индийских статуй Гаутамы Будды вполне атлетическое тело: живот очень маленький, а грудь широкая. Японский же Будда совершенно иной: его грудь почти бездействует, потому что он дышит животом, зато живот большой. Это выглядит не очень красиво — потому что преобладающий в мире идеал маленького живота очень стар; и тем не менее дыхание животом более естественно, с его помощью можно лучше расслабиться.

Ночью, когда вы спите, вы дышите не грудью, а животом. Вот почему ночью вам удается расслабиться. Утром, после сна, вы чувствуете, что посвежели и помолодели, ведь всю ночь вы дышали естественным образом... вы были в Японии!
Это две точки: если вы боитесь, что дыхание животом и внимательное наблюдение за тем, как он поднимается и опускается, нарушит вашу атлетическую форму... а мужчины могут быть очень озабочены своей атлетической формой, тогда вам лучше сосредоточить свое наблюдение на ноздрях. Дыхание входит — наблюдайте, дыхание выходит — наблюдайте.

Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.

Запомните: то, что проще, — правильнее.
Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.
Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.
Оно придет... оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.

Старый человек умер, пришел новый.

Сидение

Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.
Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.
Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!

Ходьба по методу випассаны

Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли.

Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.
Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.

По материалам из книги: Медитация - первая и последняя свобода. Ошо.