Камиль Писсарро: картины и жизнь

Камиль Писсарро (10 июля 1830, остров Сент-Томас - 12 ноября 1903, Париж) - французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.

Биография Камиля Писсарро

Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье, уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. После окончания школы снова ездил на Сен-Тома, а также в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи.

В 1855 году окончательно вернулся во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Брал частные уроки у И. Даньяна. Основные сюжеты его произведений в этот период - сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин.

Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи.

Он дружил с такими художниками, как Дега, Сезанн и Гоген. Писарро - единственный участник всех 8 выставок импрессионистов.

Ещё в период обучения в Академии начался роман Писсарро с горничной его родителей - Жюли Веллей. Но оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. В семье Писсарро было восемь детей. Двое из них - Жорж и Люсьен - стали художниками.

Художник скончался 12 ноября (по другим сведениям - 13 ноября) 1903 года в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Творчество Писсарро

Писсарро начинал как ученик Камиля Коро. В этом выборе учителя уже сказалась врождённая любовь художника к пейзажной живописи. Но не меньше внимания в начале своего творческого пути Камиль Писсарро уделяет и рисунку. Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро.

Постепенно Писсарро стал освобождаться от влияния Коро, у него созревал собственный стиль. С 1866 года палитра художника становится светлее, доминантой его сюжета становится пространство, пронизанное солнечным светом и лёгким воздухом, а свойственные Коро нейтральные тона исчезают.

Работы, прославившие Писсарро, это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света и освещённых предметов. Картины зрелого Писарро написаны плотными мазками и наполнены тем физическим ощущением света, выразить которое он стремился.


После знакомства с Жорж-Пьером Сёра в 1890 году Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но эти работы очень плохо продавались. К тому же то, что хотел передать с помощью этой техники Писсарро, постепенно исчерпало себя и перестало приносить ему художественное удовлетворение. Писарро вернулся к своей обычной манере.

В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Несмотря на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями.

Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом.

Писсарро писал также акварелью и создал немало офортов и литографий. Для литографий он даже купил специальный станок и установил его в своём доме.

  • В юношеском возрасте Писсарро бросает высокооплачиваемую работу клерка, едет в Париж, бедствует, но поступает в школу искусств.
  • Однажды на выставке пейзажей Эмиль Золя сказал про картину Писсарро: «Она доставила мне полчаса наслаждения и отдыха».
  • Художник долгое время пытался влиться в сообщество импрессионистов, участвовал во всех выставках. Но критики находили его картины «непонятными».
  • По убеждениям писатель был анархистом, спонсировал анархистские группировки во Франции и Бельгии. Но на творчестве это не сказалось.
  • Свои последние картины Писсарро писал не на природе, а в номерах гостиниц. От этого на многих из них необычный ракурс.
  • На творчество живописца оказал влияние Камиль Коро (он перенял от него «пейзажную манеру») и Жорж Сера (пуантилизм — отдельное наложение мазков).

Камиль Писсарро, о бращаясь к скромным мотивам (городские предместья и бульвары, сельские ландшафты), открывал очарование и поэзию в будничном, внутреннюю эстетическую и духовную ценность заурядных на первый взгляд моментов в жизни природы и человека ("Почтовая повозка в Лувесьене", 1870). Писсарро достигал особой тонкости в передаче прозрачности и влажности воздуха, ощущения только что прошедшего или приближающегося дождя; вместе с тем, в отличие от большинства импрессионистов, он тяготел к более законченному и ясному построению композиции, к большей пластической определённости форм ("Вспаханная земля", 1874). Был близок к леворадикальному политическому движению.

Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года в Сент-Томас в Вест-Индии, где его отец был процветающим купцом. П олучил воспитание в школе недалеко от Парижа, уже там проявился его талант художника. По возвращения в Сент-Томас он мало интересовался семейным бизнесом и всё свое свободное время проводил за зарисовками живописных портов. А в 1852, бросив семейное дело, в компании с датским художником Фрицем Мельбуе, Камиль отправляеться в Венесуэлу, там он работал как художник в течение двух лет.



В 1855 году Писсарро переселился во Францию. Он приехал как раз, чтобы увидеть большую экспозицию Всемирной выставки, которая включает в себя большой раздел об искусстве. Следуя советам Коро, пейзажами которого он восхищался на ярмарке, Писсарро вскоре рисовал картины и зарисовки в небольших городах и деревнях вблизи Парижа, вдоль рек — Сены, Уаза и Марна. Он учился в Acad?mie Suisse. В своих ранних работах художник выступал как последователь Коро, и лишь с 1865 года, когда Писсарро начинает интересоваться творчеством Эдуарда Мане и внимательно изучает произведения Курбе, художник постепенно находит свой стиль.

Эрмитаж в Пуазане. 1868

В эти годы Писсарро часто бывал в Париже, посещал кафе Гербуа, служившее местом встреч молодых художников. Он познакомился с Ренуаром и Сислеем и, как и они, стал увлекаться пленэрной живописью. Писсарро был старше своих товарищей, он лучше и раньше сумел усвоить основные принципы французской пейзажной школы, ее дух пытливого реализма и демократическую тенденцию, которые он как эстафету принес в кружок своих друзей. В это время эволюция художественного метода Писсарро протекает параллельно развитию Ренуара и Моне. Он часто писал маленькие пейзажи-этюды, имевшие значение законченных картин, они были свидетельством исканий нового живописного метода, в основе которого лежало непосредственное наблюдение натуры, изучение атмосферных явлений, эффектов освещения, цветовых рефлексов. Писсарро в конце 60-х годов написал много картин-этюдов в Лувесьенне, основной мотив которых - вид дороги, уходящей вдаль, - является традиционным для пейзажного жанр Писсарро интересовали изменчивые состояния природы, из времен года - весна и осень с их неустойчивой погодой; и здесь самый мотив дороги, проходившей мимо его дома, также должен был привлекать его своим непостоянством - дорога ведь не имеет одного облика: утром по ней гонят стадо, днем снуют повозки, развозит пассажиров дилижанс, вечером по ней устало бредут запоздалые путники. В конце 1860-х, его реалистичные пейзажи получают высокую оценку со стороны видных критиков, в числе которых был и Эмиль Золя.

Сбор яблок

Во время Франко-Прусской войны и времен Комунны (1870-71) Камиль переезжает в Англию, где, вместе с Моне, он рисует серию пейзажей вокруг Норсвуда и Кристал Пелес, а также изучает работы английским пейзажистов в музеях. По возвращению домой через год после окончания войны, Камиль обнаружил, что только 40 из полутора тысяч картин, а это практически 20 лет работы, остались целыми.

Летом 1871 Камиль поселился в Понтоазе, там он жил следующие 10 лет, собирая узкий круг друзей, вокруг себя. Сезан часто приезжает, чтобы побыть с ним, и под влиянием Камиля учиться более терпеливому, кропотливому пониманию природы. В это время под инициативой Моне проходят первые выставки группы французских импрессионистов, в которых Писсарро играет ключевую роль и которые вносят в его творчество большую порцию критицизма. На первую выставку импрессионистов, состоявшуюся в 1874 году Писсарро дал пять своих пейзажей: "Фруктовый сад", "Каштаны в Овсни", "Сад в Понтуазе", "Июньское утро". Как известно, выставка вызвала скандал. Картина "Июньское утро", изображающая иней на вспаханных бороздах, заслужила несколько строчек в статье критика Луи Леруа, придумавшего термин "импрессионизм" как издевательство над художниками-бунтарями.

Каштаны в Овсни. 1873

Камиль Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса П.Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению Камиль Писсарро, являлся уникальным изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают звучанию картины определенный ритм ("Пейзаж в Понтуазе", 1874; "Сад и цветущие деревья. Весна", 1877).

Весна в Понтуазе. 1877

Пейзажи Камиля Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины Клода Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы. Очень редко использует Камиль Писсарро фрагментарную "случайность" композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен", 1872; "В спаханная земля", 1874). Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж "Красные крыши" (1877).

Красные крыши. 1877

В 1876 и 1877 годах устраиваются вторая и третья выставки импрессионистов. На вторую Писсарро посылает двенадцать картин. Он, как и его товарищи, становится мишенью ядовитой критики Альбера Вольфа, который писал: "Заставьте понять мсье Писсарро, что деревья не фиолетовые, что небо не цвета свежего масла, что ни в одной стране мы не найдем того, что он пишет, и что не существует разума, способного воспринять подобные заблуждения"... На третьей выставке появляются двадцать две картины Писсарро, которые, говорят о том, что природа в его искусстве приобретает новые черты. "Жатва" (1876) - пейзаж, написанный в Бретани, где, по словам художника, он нашел "настоящую деревню".

В 1879 импрессионисты объединяются на четвертой выставке, где Писсарро помимо картин выставил еще веера и пастели. Однако, несмотря на то, что дружеские отношения соединяли художников по-прежнему, дороги их начали расходиться.

Бульвар Монмартр ночью. 1898

Писсарро, обладавший, подлинным педагогическим даром, в 80-е годы для молодого поколения художников играет роль учителя. Не одни его рассуждения, но и сама его живопись - аккумулировавшая в себе и традицию реализма середины века, и светлый колорит, введенный Клодом Моне, и, наконец, тенденцию к обобщению живописных масс и композиционных форм, - была наиболее объективным выражением опыта пейзажной живописи тех лет. Поэтому художественные достижения Писсарро в глазах молодых казались толчком для дальнейших исканий. В 1885 году Писсарро знакомится с Синьяком и Сера и примыкает к возглавленному Сера течению неоимпрессионизма. Синьяк утверждал позднее, что Писсарро мог бы прийти к неоимпрессионизму путем собственной эволюции. Вероятно, в этом есть доля истины, так как попытки Писсарро упорядочить свою живописную систему подготовили его к восприятию принципов, выдвинутых Сера. Произведения этого времени свидетельствуют о том, что художник продолжал сохранять все черты своей творческой индивидуальности.



Последнее двадцатилетие жизни Камиля Писсарро - это период плодотворного и разнообразного творчества. К облику живописца сельских пейзажей, добавляется еще одна грань - он становится художником города. Писсарро подолгу работает в Руане, Гавре над видами улиц, площадей, набережных. Он концентрирует внимание не на достопримечательностях города, не на особенностях архитектуры того или иного памятника старины, а на создании целого образа-впечатления, ценного своим неповторимым очарованием. Художник обращает в живописные массы группы теснящихся старых домов, любуется контрастами теней, обволакивающих нижние этажи, и ярких солнечных лучей, с трудом попадающих в узкие улочки.

Большую часть года Писсарро проводил вдалеке от Парижа. Но в 90-е годы его начинает тяготить провинция, в последние годы жизни он стал проводить в Париже каждую зиму. Как все импрессионисты, Камиль Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности. Поздние пейзажи Парижа относятся к числу самых известных произведений Писсаро. Особенно известны серии картин, изображающие Оперный проезд и бульвар Монмартр.

Оперный проезд в Париже. 1899

В пейзажах преобладает светлый тон - в картине "Оперный проезд, эффект снега", здания тонут в пелене снега, смешанного с дождем, прохожие с зонтиками превращаются в легкие неуловимые тени. Продолговатые, положенные горизонтально мазки заставляют все формы как бы под властью влажной атмосферы вибрировать и расплываться вширь; голубоватые, желтые, розовые оттенки кажутся результатом преломляющегося белого дневного света; массы сырого воздуха, затопившие площадь, будто сгущаются и превращаются в плотный туман в конце Оперного проезда. Эти картины настолько глубоко вошли в историю искусства, что ныне невозможно представить себе традиционный образ Парижа иначе, чем глазами Писсарро. В 90-е годы он получил известность в своей стране и за границей; картины, нашедшие широкий круг любителей, регулярно выставлялись в галереях Дюран-Рюэля. В Эраньи он построил себе большую удобную для работы мастерскую. К нему часто приезжали гостить друзья-художники, а зимой в Париже Камиль Писсарро был в центре кружка молодежи - живописцев, литераторов и критиков, которым он излагал свое понимание задач живописи, стремился подвести итог импрессионизма и сформулировать принципы этого направления в живописи.

Писсарро умер 13 ноября 1903 и был похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

impressionisme.narod.ru ›…kamille_pissaro.htm

Лувр. Утро. 1903

Всё прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться.

Жизнь - это череда маленьких праздников: утреннее солнце, завтрак, пикники и ужины с друзьями.

Камиль Писсарро

Один из первых импрессионистов, который внес огромный вклад в мировую культуру - Камиль Писсарро. Картины этого художника можно узнать по мелким грубым мазкам масла, точным деталям и солнечной атмосфере. О нем сегодня и пойдет речь.

Камиль Писсарро: картины, биография

Этот человек родился в семье торговца, и у него было мало шансов стать живописцем. Писсарро даже собирался унаследовать дело отца, пока не встретил Фрица Мельби, своего первого учителя. Уже к тому времени у юного живописца были навыки в рисовании, так как он занимался этим в свободное от работы время. Наибольшую известность принесли художнику по имени Камиль Писсарро картины с названиями:

  • "Бульвар Монмартр в Париже";
  • "Дорога в Роканкуре";
  • "Площадь французского театра в Париже";
  • "Красные крыши";
  • "Баржи в Ла Рош Гийон";
  • "Берег реки Уазы в Понтуазе";
  • "Женщина, сжигающая сучья".

Бульвар Монмартр в Париже

Эта картина - очень свежая и яркая. На ней изображена дорога, чистое небо, пригород и несколько деревьев.

Теплая цветовая гамма подобрана очень верно, в картине нет ярких контрастов.

Синеватые, охристые, зеленоватые пятна на холсте очень гармонично смотрятся вместе. Можно сказать, что все цвета картины - пастельные. Благодаря этому создается ощущение уюта.

Многие люди привыкли, что небо голубого цвета. Однако, присмотревшись внимательнее, можно увидеть множество оттенков, как это сделал Камиль Писсарро. Картины этого импрессиониста полны рефлексов и разнообразных цветовых сочетаний. неба - ярко-бирюзовый. Чисто-белый встречается только в самых светлых частях облаков. Гораздо чаще в тучках встречаются зеленоватые и охристые оттенки, будто небо впитало цвет травы и песка на дороге. Эти оттенки художник добавил для того, чтобы объединить небо и землю. Если бы небо было только голубым, без оттенков - оно смотрелось бы отдельно, и единство композиции потерялось бы.

Передний план картины

Слева мы видим небольшую деревню, крыши её маленьких домов. Возле них - небольшая лужайка сочного В самом ближнем доме можно различить такие же зелёные ставни. Оттенок обожженного кирпича прекрасно сочетается с желтыми, охристыми, серыми и Эти дома - одновременно разные по форме, но очень близкие по цветовой гамме. Впереди - человек рядом с повозкой, в которую Мы можем понять это всего по нескольким мазкам, свету и тени. На земле собрались в кучу голуби, которые ищут, чем поживиться.

Справа от дороги перед зрителем предстает лесопосадка: несколько высоких деревьев и длинный куст. Недалеко от них стоит женщина, которая, по всей видимости, стрижет или поливает растения.

Площадь французского театра в Париже

Эта картина Писсарро - одна из самых известных, она находится в Эрмитаже. Как и другие полотна художника, она очень теплая, выполнена в зеленовато-охристых тонах, слегка приглушенных и светлых. На площади мы видим много людей, повозки. Удивительно, но всю картину занимают земля и здания, не видно ни кусочка неба. Так еще никто не делал, но это изобразил Камиль Писсарро. того, почему художник нарисовал именно так, и не иначе - интересное занятие для тех, кто хочет понять живопись. Рассматривая работу "Площадь французского театра", зритель не видит неба, но от этого не создается ощущения тяжести. Только густые кроны каштанов и крохотные фигуры людей. В деревьях художник использовал очень много цветов и их оттенков: здесь есть не только зелень, но и красноватые, коричневые, песочные оттенки. В этих каштанах светотень показана мастерски.

На заднем плане - части архитектуры, которые не закрыли ветви деревьев. Здания очень светлые, можно увидеть элементы колонн и лепнины возле окон. Если посмотреть на левую часть картины, вдалеке можно разглядеть два цветущих дерева на площади, кафе, прилавки магазинов. Художник изобразил эти детали деревянными, с темными стеклами.

Революционер в мировой живописи, Камиль Писсарро, картины которого через сто лет после его смерти приносили целые состояния, - один из самых интересных художников в истории.

Камиль Писсарро краткая биография известного художника изложены в этой статье.

Камиль Писсарро краткая биография

Камиль Жакоб Писсарро появился на свет 10 июля 1830 года в портовом городке Шарлотта Амелия в семье торговца скобяным товаром. В 11 лет родители отправляют мальчика обучаться в пансион Пасси. Господин Савари, возглавлявший учебное заведение, заметил у него талант к рисованию и посоветовал Камилю развиваться в этом направлении.

В 1847 году он возвращается домой и 5 лет работает в лавке отца, совмещая торговлю с рисованием. Подружившись с Фрицем Мельби, датским живописцем, он бросает торговлю в лавке и отправляется с ним в Венесуэлу. В 1854 году Камиль Писсарро возвращается на год к родителям. Понимая, что здесь ему делать нечего, художник в 1855 году навсегда покидает Сент Тома и уезжает во Францию. В столице обучается в Школе изящных искусств на протяжении 1855-1861 годов. Учителями Камиля были Гюстав Курбе, Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и Даньян.

В 1860-тых годах рисует, вдохновлявшись районом Лувесьенн. И начиная с 1864 года, представляет свои работы на всеобщее обозрение, выставляясь в салонах.

Когда в 1870 году началась франко-прусская война, Камиль переезжает в Англию. В новой стране он много работает, но как такого успеха не имел. Его дом в Лувесьенне захватили и разграбили. Картины, которые были в доме, солдаты практически уничтожили.

В 1872 году Писсарро возвращается из Англии и поселяется в Понтуазе. Частыми гостями в его доме были художники и . В 1884 году он переезжает в Эраньи-сюр-Эпт, где жил до конца жизни.

В 1885 году художник освоил новую точечную технику рисования – пуантилизм. Через год он участвовал в выставке импрессионистов, представляя работы в точечной технике. Но в 1889 году Камиль Писсарро вновь возвращается в манеру импрессионистов.

Камиль Писсарро (Camille Pissarro) – художник, работы которого отличает чуткое понимание происходящего, жизни, лучших сторон бытия. Его картины убеждают в том, что вокруг бесчисленное количество прекрасных вещей, и найти их можно в привычных и незатейливых ситуациях, отношениях и поступках. Для этого нужно только раскрыть своё сердце и начать получать непредвзятые впечатления, которые дарит окружающий мир. Чем, собственно, и занимался Писсарро, так как был импрессионистом.

Во время обучения в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже художнику довелось совершенствовать своё мастерство под руководством , Шарля-Франсуа Добиньи.

Интересно то, что Камиль Писсарро был анархистом, активно поддерживал единомышленников в Бельгии и во Франции. Если подобные политические взгляды и отразились в его творчестве, то сразу заметить это практически невозможно. Кажется, будто работы художника совершенно не связаны с политикой, далеки от хитросплетений властных структур и говорят зрителям только о простых радостях жизни.

Камиль Писсарро был знаком со многими импрессионистами, обращал внимание на отличительные особенности их творчества. Так, после знакомства с он проникся пуантилизмом, находя эту технику весьма интересной. Правда, использовал ее недолго, и вскоре вернулся к своему собственному стилю. Нельзя не отметить тот факт, что Камиль Писсарро стал единственным участником всех восьми выставок импрессионистов.

Работы Писсарро нельзя назвать совершенно реалистичными, но они в несколько изменённом виде передают жизнь так точно, что при взгляде на них возникают воспоминания и ассоциации с реальными местами. Его картина «Въезд в деревню Вуазен» – отличный тому пример. Даже если зритель и не был в этой конкретной деревне, то полотно все равно вызовет у него знакомые чувства и возвратит в прошлое.



Настолько настоящим выглядит на этой картине солнечный свет и глубокие тени, что зрителю видится за полотном целую реальность, поразительно похожую на действительность. И всё же разница есть, ведь одновременно с сюжетом картины существует и впечатление самого Писсарро, которое подвигло его изобразить именно эту деревенскую сцену.

В 1898 году Писсарро написал картину «Улица Эписери, Руан», которая буквально переливается светлыми яркими красками. Персиковые и лимонные оттенки видны на стенах зданий и на дороге, по которой бродят тёмные фигурки жителей. Улица на картине живёт, кажется даже, что слышен тихий шум города, отрывки разговоров и звуки шагов.



Люди с плохим зрением видят мир особенным образом: очертания объектов расплываются, лица смягчаются, и в этом мире без чётких границ есть нечто романтическое. Зрение Писсарро к концу жизни тоже стало слабеть, но его творчество от этого отнюдь не пострадало. Изображённые им виды Парижа продолжали восхищать передачей света.

Камиль Писсарро – художник, впечатления которого удивляют зрителей и по сей день. Его эмоции и чувства не исчезнут, они будут жить в его картинах, помогая окружающим поверить в радость, скрывающуюся в красоте мира. В наши дни художника иногда называют «апостолом Писсарро», а его вклад в становление импрессионизма считают бесценным.