Как живут современные цыгане. Где и как живут самые богатые цыгане

Инструкция

По мнению историков, цыгане много веков назад вышли с территории Индии, после чего оказались разбросаны по всему миру. Сложно найти страну, где не ступала бы нога «рома» - именно так сами цыгане называют своих соплеменников. Уникальность этого народа заключается, в частности, в том, что, сохраняя свои традиции, они не остаются равнодушными и к влиянию других культур.

Среди сегодняшних цыган можно выделить две основные группы - кочевники и те, кто ведет оседлый образ жизни. Кочевая жизнь, когда табор, состоящий иногда из сотен цыган, включая маленьких детей, женщин и стариков, до сих пор встречается как на территории России, так и по всему миру. Зачастую цыгане из более бедных регионов стремятся за рубеж, выбирая большие города, надеясь там заработать. К сожалению, уровень образования среди цыганской молодежи и детей пока остается далеким от нормы. Поэтому большая часть кочующих таборных цыган, как правило, рассчитывают заработать попрошайничеством, гаданием и мошенничеством на улицах мегаполисов.

В ряде европейских городов после соответствующего решения местных властей цыган выселили в отдельные районы. А таборы, которые время от времени появляются в парках и скверах крупных городов, зачастую вызывают яростное неодобрение у местных жителей. Цыган обвиняют в тунеядстве, нежелании вести трудовую деятельность, склонности к различного рода криминалу и т.д.

Кочующие цыгане для остановок выбирают окраины городов, леса. На территории России, по данным официальной статистики, периодически выявляются таборы, разбивающие палаточные лагеря. Для того чтобы создать временное жилище в лесу, цыгане используют самые разнообразные материалы - фанеру, картон, полиэтилен и т.д. К сожалению, в подобных примитивных условиях живут не только таборные цыгане. Например, на окраине Белграда сербские цыгане создали целый город, дома которого созданы из того, что «попало под руку».

Среди цыган на сегодняшний день встречаются как бедные, едва обеспеченные представители (например, выходцы из Средней Азии, промышляющие в России попрошайничеством), так и очень богатые. Представители цыганской диаспоры, которые ведут оседлый образ жизни, как правило, стремятся к роскошному образу жизни. Великолепные каменные и кирпичные дома, уставленные дорогой мебелью, картины в позолоченных рамах, обилие красочных ковров и мраморные лестницы - вот далеко не полный перечень «атрибутов» подобных особняков.

В цыганских домах может жить как одна, так и несколько семей. Среди традиций, присущих этому народу, особое место занимает уважение молодежи к старшему поколению. Мужчины и женщины преклонного возраста пользуются непререкаемым авторитетом у других членов семейства. На свадьбах и других праздниках, сопровождающихся застольем, старейших гостей обязательно усаживают на самые почетные места.

Как правило, цыган видели все народности мира. Эта кочующая нация расселилась практически повсеместно, вливаясь и перенимая многое у тех, с кем она бок о бок соседствует. Во время Второй мировой войны, геноцид цыган был таким же ужасающим, как и «решение еврейского вопроса», однако достоверных данных, ввиду того, что у цыган не было паспортов или еще каких-то документов, удостоверяющих личность, по-прежнему нет.

Историками называются лишь приблизительные цифры в районе 200 тысяч человек. Сейчас цыгане, благодаря огромной плодовитости восстановили свою мировую численность и увеличивают ее год от года. У них появились свои развитые и просвещенные бароны, они освоили последние достижения техники, однако большинство, так и остались верны своей средневековой культуре.

Итак, что мы знаем о современных цыганах?

Язык

Большинство цыганских народностей давно утратили свой родной язык, только 20% цыган по всему миру сохранили верность родному наречию, остальные же переняли языки той страны, в которой они остановились. Только в России цыгане говорят по-цыгански, и здесь количество носителей одного языка необычайно велико. Алфавит у цыган также отсутствует, однако по всему миру они пишут либо русскими, либо румынскими, либо венгерскими буквами, в зависимости от места рождения. Также именно эти три вышеперечисленные страны считаются у цыган нечто вроде «родины».

Обычаи

Хоть и лошадей в промышленных масштабах цыгане красть перестали, однако подкова - главный символ удачи. Найти на дороге подкову, что с наступлением прогресса стало делом невероятно сложным, у цыгана - главное событие жизни, однако если он нашел ее концами к себе - то она считается испорченной - из нее расплескается счастье. Если же подкова обращена к цыгану выпуклой стороной, значит, ее скорее надо подбирать и тогда удача никогда не покинет цыгана.

У каждого цыгана в ходу два или три имени. Одно для паспорта, второе, короткое, для повседневного обращения в таборе. Третье имя - удачливое, имеет звучание сходное с драгоценностями или цветком: Лилия, Роза, Рубинчик, Валюта.

Свадьба - не менее главное обрядовое событие

Женятся обычно в 16-18 лет, хотя можно и раньше, по согласию родителей. Сначала происходит сватовство, потом родители невесты оценивают, хорош ли жених или нет, если все гладко - устраивают пышную свадьбу, которая все чаще проходит в кафе или ресторане. Диджеев, тамаду и прочих свадебных персонажей приглашать считается дурным тоном.

Старший или влиятельнейший родственник берет на себя обязанности распорядителя и объявляет - танцует семья такая-то, и все от мала до велика обязаны танцевать. Под утро жениха с невестой отправляют в опочивальню, а родственники стерегут дверь, им обязаны показать простынь с доказательствами того, что свадьба была «честная».

Свадьба неизменно записывает на видео, и данный видеоматериал - богатство и своеобразная валюта у цыган. Дальние таборы приходят специально «купить свадебное видео», а посиделки с просмотром и пересмотром «своей свадьбы, чужой свадьбы и свадьбы родственников» заменяют наши привычные сериалы и походы в кино.

Внешний вид

Цыганки в цветастых широких юбках - это не только дань прошлому, но и дань цыганской моде, которая неизменна из века в век - чем шире, блестящее и богаче выглядит юбка - тем красивее цыганка. В брюках ходить нельзя, так как брюки слишком выделяют все то, «нечистое», что находится ниже пояса. По той же причине цыганской женщине необходимо уметь ловко управляться со своей широкой юбкой, ей нельзя задевать ей мужчин - это оскорбление.

Ношение большого количества золота, цыгане современности объясняют просто

Во-первых, это фамильные драгоценности, память о родителях. Во-вторых, ведя непрерывную кочевую жизнь сложно брать с собой и перевозить нажитое имущество, а если все переведено в золотые украшения - задача упрощается. На каждого ребенка покупаются браслеты, цепочки, серьги, еще с рождения. Невесту должны обеспечит солидным золотым приданным, а цыганские бароны нередко носят большой золотой крест еще и как символ своего высокого положения.

Заработок

Цыгане работать не любят - это общепризнанный факт. Однако мужчинам, которые в основном проводят свое время за игрой в карты и дружескими посиделками, хочется есть, поэтому у цыган заработок происходит следующим образом. Самые младшие, под присмотром одной-двух «мамок» идут попрошайничать, молодняк постарше предоставлен сам себе - они собирают железный лом, бутылки, но так или иначе тоже должны поставлять деньги.

Старшие, как правило, занимаются торговлей. Торгуют цыгане в основном одеждой или предметами домашнего обихода (ковры, куртки, тапочки) либо, поддавшись веяниям времени, перепродают китайские мобильники и планшеты. Мужчины в этом случае обеспечивают охрану и надзор.

Воровство или сбыт наркотиков, вопреки распространенному мнению, редкость для цыган. В среднестатистическом таборе, попавшийся на таком сородич изгоняется из сообщества, человеку перестают помогать и приглашать в гости. Переезд в другой город ничего не даст - цыганская почта работает как часы, и весть о «плохом ромале» передастся очень далеко.

Очень узкий сегмент, те самые просвещенные и окультуренные цыганские семьи занимаются недвижимостью - сдают в аренду помещения или держат свои кафе и рестораны. Именно их называют баронами, и именно у них отстроены большие особняки, рядом с которыми стоят внедорожники последних моделей.

Образование и медицина

Вот в чем цыгане безнадежно отстали и вовсе не горят желанием сокращать разрыв. В школы отдают детей неохотно, так как учеба мешает заработку. Даже поступивший туда цыган вряд ли сможет полноценно закончить ее, так как к получению любых документов, аттестатов, паспортов и прочее - цыгане относятся с неприязнью.

Свидетельство о рождении - даже этот документ считается у цыган вовсе необязательным и его же отсутствие первое препятствие для поступления в школу. Только с наступлением неумолимого прогресса, когда для социальных льгот, проживания и пересечения границ стал обязательно требоваться паспорт, цыгане стали получать его, зачастую ставя в графе «прописка» первый попавшийся город.

Лечатся цыгане исключительно травами и заговорами

В аптеках, по их мнению, нет ничего кроме химии, а настойки трав, ягод и испытанный секретный заговор - лучшее средство от болезни. Если же цыган все-таки умирает, значит просто подошел его жизненный путь к концу, надо обязательно выбросить все его вещи, кроме золота, и по возможности сломать его дом.

И вот обещанное интервью с цыганкой готово, и я с удовольствием представляю его на ваш суд, но вначале — вот кусочки той информации, которую я зачерпнула по пути в цыганский дом в интернете:

— В России цыгане являются самым угнетаемым нацменьшинством!
— Всего на Земле их 8−10 млн.
— Исповедуют обычно религию того народа, среди которого живут.
— В разных странах зовут из по-разному: египтяне, богемцы, чехи, фараоново племя, черные и, наконец, рома.

А уважаемый В. Даль иначе, чем «Обманщик, плут, барышник, перекупщик» о цыгане не говорит в своем толковом словаре.

И именно такие слова приходят на ум почти каждому из нас при упоминании этих людей, черноволосых, шумных, веселых, непонятных нам. Очень странное у нас отношение к цыганам: то мы песни цыганские слушаем и плачем чувственно от такого волнующего душу вокала, то мы ругаем их зло, едва завидев в вокзальной толпе цветастые юбки и грязные мордашки маленьких цыганят.

Кто из нас, женщин, не завидовал страстной любви Будулая к обычной деревенской женщине? А кто не замирал от проникновенного голоса цыганской певицы Валентины Пономаренко, когда она пела: «А напоследок я скажу…»?

Откуда в нас эти прямо противоположные эмоции к ним, цыганам? Откуда такой интерес? А они совсем недавно у нас поселились, всего лишь в 18-м веке появилось первое официальное упоминание о них (1733 г.). Мы их просто не знаем еще. И хотя большую часть российской истории жили неплохо, в последнее время вдруг стали изгоями. Да, да, по мнению членов Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, в России самым угнетаемым нацменьшинством являются цыгане.

И как их только не называют, этих непонятно как заблудившихся выходцев из Индии! И живут эти десять миллионов человек на нашей планете как инопланетяне, по своим законам, законам выживания. (В Беларуси, кстати, их всего лишь семнадцать тысяч!).

Я знаю цыган не понаслышке, я жила и живу с ними по соседству. Я, пожалуй, не знаю таких людей, которые бы не отзывались о них чаще всего с пренебрежением и даже ненавистью.

Но оказалось, они все же есть: «Мне всё интересно, особенно, история народа. Где-то читала, что цыгане — выходцы из Индии. Правда ли это? А ещё, у меня такой вопрос, может, наивный, но это — по незнанию. Как быть женщине, когда всё время кочуешь с табором? Ведь нужны какие-то элементарные условия чисто гигиенические. И можно ли верить цыганскому гаданию? Я бы хотела узнать побольше о них. Отношусь с огромным уважением и сочувствием. Этим людям много незаслуженных обид приходится терпеть. А о цыганских баронах — это правда? А можно я ещё вопросы придумаю? Очень хочется пообщаться.»

Когда люди на сайтах стали писать мне вопросы для интервью с цыганами, я даже растерялась. Ну, как можно ТАКОЕ спросить у человека, даже у какого-то абстрактного человека, без признаков нации и национальности?

Некоторые вопросы, заданные пользователями двух сайтов, я приведу здесь. Но сразу же оговорюсь, что не все я смогла произнести. Листок с вопросами, скопированными из интернета, я закрывала ладонью, когда мы сидели и беседовали за столом в цыганском доме. Ники пользователей, понятно, убираю, многие просто-таки неприличные вопросы игнорирую.

— Как часто вы моетесь?

Вопрос такой я задать не могла, потому что от Жанны-домохозяйки пахнет той туалетной водичкой, которую может себе позволить только женщина, ну, по крайней мере, со вкусом. А в ванной комнате у них порядок, не так часто встречаемый в квартирах нецыган…

Я этот вопрос перефразировала так: «Жанна, а когда цыгане были кочевыми, как они гигиену поддерживали, как мылись и т. п. »?

— Старые цыганки и до сих пор знают, и нам, молодым, рассказывают о травах и разных снадобьях. На костер ставился большой чан, в котором готовилась настойка, заменяющая шампунь и что-то вроде мыла или антисептика. Я уже практически ничего не знаю и не умею — нет необходимости. Если ты имеешь в виду вшей, то ведь лет пятьдесят назад эта зараза была знакома не только цыганам, но и всем другим. Каждый боролся по-своему. Конечно, у кочевых людей не было таких условий, как у оседлых. Но одна бричка всегда была наполнена всякой утварью. На стоянке табора в палатках цыгане старались какой-никакой комфорт организовать для себя. В общественные бани ходили в больших поселках и деревнях, платили за это хорошо, потому что пускать-то никто не хотел.

— Считают ли необходимым давать своим детям образование? В нашем городке есть школа для цыган, обучаются по своей азбуке, как же весело и вместе с тем трудно, их обучать. Имею к этому непосредственное отношение.

— Конечно! Саша наш хочет на юрфак поступать, но мы агитируем получить какую-нибудь техническую, чисто мужскую профессию. Может, строителя… А цыганских детей образованных наши очень все уважают и ценят. Гордятся такими. В Витебске у нас, знаю, есть цыганская школа. Но мы ж своей письменности не знаем. Ты не видела, как, интересно, алфавит цыганский выглядит?

— Не-а. Посмотрю в интернете, самой интересно. Покажу тогда, Жан.

— Как проходит их старость? Заботятся ли о них их дети?

— Старость проходит так, как ты ее заложил. Забота о родителях, о их благополучии — первое дело. Причем, разделения на то, кто дороже — родители жены или мужа — нет. Теперь это общие родители. Дети даже на втором плане. Зато потом мы будем у наших детей на первом. Не знаю такого случая, чтобы цыган не слушался или оставил родителей-стариков. Ему придется плохо от старейшин, от совета. Изгонят, накажут.

— А что такое совет старейшин? Он и сейчас существует?

— Конечно. Это известные всеми уважаемые пожилые люди. Справедливые, честные. Как судьи. Если возникает какой-то спорный вопрос среди цыган, идем к кому-то из них, приглашаем рассудить. Они приходят к нам в дом, вызывают на совет спорщиков, выносят решение. Ослушаться нельзя. Кричать, доказывать — тоже. Просто каждая сторона и свидетели все рассказывают, а старейшины решают. Если вопрос чисто женский (такое бывает), вызывается женский совет старейшин. Мужчины не допускаются.

— В каком возрасте её выдали замуж и как это происходило? Кто в её семье «голова»?

— Меня выдали замуж в восемнадцать лет. За цыгана. По любви. Такой же молодой был. На свадьбе было 150 человек. Разошлись, потому что работать не хотел, о ребенке не заботился. На совете цыганском разводили, потом и в ЗАГСе. На алименты не подавала, просто ушла и все. Никаких проблем и пересудов не было для меня, для бывшего мужа это плохо, у него испорчена репутация. До сих пор не женился. Сейчас сын заканчивает школу уже. Второй муж Миша стал ему отцом. С братом и сестрой у него отличные отношения, естественно. Ему же о них заботиться придется потом.

— А что дарят на свадьбу?

— Ну, кто что может и хочет. Золото в банку трехлитровую не собирают, как в кино показывают. Близким минимум положенный $ 500, дальним — хотя бы $ 200. Родные, как и у всех, могут и квартиру и машину дарить. Зависит от благосостояния.

— Как она сама думает, по какой причине в обществе столь сильны негативные настроения по отношению к цыганам? Почему они так не любят работать?

— Ну, понятное дело, по какой! Воруют, обманывают… Так уже исторически сложилось: если цыган, то что-то уже нечисто, верить нельзя. Когда цыгане кочевали, как они могли учиться, работать? Где еще было брать деньги, чтобы прокормить детей. Они и воровали ровно столько…

Я думала, что на интервью с Жанной мне максимум часа хватит. Но цыгане есть цыгане — мы постоянно прерывались и все пили и пили чай.

Вот и сейчас у нас чайная пауза… Но мы непременно !



Евросоюз так и не может разрешить цыганскую проблему: год назад их массово депортировали из Франции и Италии, однако, кочевники являются гражданами ЕС (в основном Болгарии и Румынии), и ничто не мешает им вновь возвратиться обратно. Правозащитники оправдывают высокую преступность среди цыган их якобы бедностью и неграмотностью. Но сотни цыган-миллионеров в Восточной Европе ведут настолько вызывающе роскошный образ жизни, что закрадывается сомнение в бедности этой нации. Блог «Толкователя» уже писал о том, что в прошлом году Европу потряс скандал во Франции.

Оттуда по приказу Николя Саркози было выслано несколько тысяч цыган (при этом за депортацию им приплачивали по 400-500 евро на каждого). Высылали их в Болгарию и Румынию. Саркози обвинили в расизме, Францию жестко раскритиковал Брюссель и ООН, однако Париж эту критику пропустил мимо ушей. Поскольку одной высылкой побороть цыганскую миграцию невозможно, депортированные цыгане, как показывает практика, все равно возвращаются обратно во Францию, МВД страны разработало даже специальный закон, запрещающий цыганам возвращаться во Францию.


Дом богатых цыган

По данным международных правозащитных организаций, права цыган также нарушаются практически во всех европейских государствах – Чехии, Италии, Испании и так далее. В Финляндии, например, МВД подготовило специальный закон, запрещающий нищенство. Как считают правозащитники, он явно направлен против цыган. Драматичнее всего ситуация в Венгрии – рост национализма и великодержавного шовинизма в этой стране привел к началу депортации цыган из ряда сел и деревень.

Действия Саркози подержали тогда 69% французов. И их понять можно. Вот только статистика. «Пуэн» приводит несколько цифр: в 2009 году в Париже румынами (имеются в виду, конечно, румынские цыгане) было совершено более 3 тысяч правонарушений, что на 138% больше, чем в позапрошлом году. Две трети этих правонарушений - кражи, а виновники половины этих преступлений – несовершеннолетние. За первые 7 месяцев 2010 года в парижском регионе румынские цыгане совершили около 3 с половиной тысяч краж, 20% краж в Париже, по мнению полиции, – дело рук румынских цыган, причем четверть этих преступлений совершают несовершеннолетние.

Похожая картина наблюдается и в Италии. Недавно МВД Италии опубликовало статистику: на долю румынских граждан, в основном цыган, приходится 15% преднамеренных убийств, 16% изнасилований, 15% вымогательств и почти 20% разбойных нападений на квартиры и виллы в стране. И это при том, что и румыны, и румынские цыгане составляют не более 1,5% от населения Италии.


Она чего-то ждет. Под присмотром…

Правозащитники оправдывают цыганский криминалитет якобы их нищетой и неграмотностью. Отчасти это верно: среди цыган Восточной и Центральной Европы (в первую очередь Румынии, Болгарии, Венгрии и Словакии) высшее образование имеют 1%, среднее специальное 10%. На адаптацию цыган Евросоюз ежегодно выделяет 70-100 млн. евро, еще около 60 млн. – частные благотворительные организации. Но, вздыхают еврочиновники, минимум половина этих средств до бедняков не доходит – они разворовываются как восточноевропейскими чиновниками, так и цыганским «истеблишментом».

Европейская пресса с завидной регулярностью описывает трудные будни цыган. Как вот этот сюжет из Болгарии: «Сюда уже пришла помощь Евросоюза – на деньги ЕС построено нескольких красивых зданий. Но, как поясняет Ангел Рашков, местный цыганский барон, на деле все обстоит не так благополучно. «Снаружи эти дома действительно хороши, но не советую заходить внутрь, – говорит он. – Там свирепствует гепатит, и мы не можем с ним справиться».


Еще один богатый цыганский дом

Барон, которому принадлежат пивоварня и маленький винокуренный завод, осторожно ступает между осколками стекла и экскрементами. «Все эту помойку надо убрать, иначе все заболеем, – говорит он, пробираясь к своему блестящему Rover 75 популярного в Британии бутылочно-зеленого цвета. – На европейский город не похоже».

К Евросоюзу и раньше присоединялись бедные страны бывшего коммунистического лагеря, и в некоторых из них – например, в Словакии – тоже приходилось решать цыганский вопрос. Но в гетто наподобие кварталов Шекер и Столипиново на окраинах Пловдива чиновникам ЕС придется столкнуться с исключительным обнищанием цыган и практически полной их изолированностью от общества.

По официальным данным, в Болгарии проживает 400 тысяч цыган. На деле их может быть в два раза больше – те, кто получил образование, нередко приписывают себя к болгарам или туркам. Барон рассказал о среднем уровне доходов в гетто: «Как правило, семья – женщина, мужчина и двое-семеро детей – живет на 200-300 левов в месяц. Это примерно 100 фунтов».


Какой важный! Ему не надо ничего прятать…

Правда, этот барон забыл рассказать, какой доход имеет лично он, и выделяет ли он что-то на поддержку своих нищих соотечественников. О доходах цыганской «элиты», представленной местными «баронами», королями и их окружением, до сих пор ничего не известно. В прессу просачиваются лишь слухи. А они таковы. «Король» румынских цыган Флориан Чиоаба (ему титул достался по наследству от отца) имеет до 50-80 млн. евро в год. К его клану Колдаш принадлежит около 300 семей, и минимум половина из них имеет дома стоимостью от 3 млн. евро.

Общий доход «короля» и его клана приближается к 300-400 млн. евро в год. Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.

Похожая картина наблюдается в среде цыганской «элиты» и других стран Восточной и Центральной Европы. Даже в нищей Молдавии цыганский «барон» Артур Черарь и его клан имеют до 20-40 млн. евро в год. А в Косово клан «барона» Неджмедина Незири – до 100 млн. евро в год (в основном косовские цыгане промышляют в Германии и Австрии).


Как вам такой интерьерчик!

Как и большинство остальной «элиты» Восточной Европы, а также бывшего СССР, эти цыгане нарочито демонстрируют роскошный образ жизни, буквально купаясь в золоте (на внутреннюю отделку дома цыганского «король» Румынии Флориана Чиоаба ушло до 55 кг золота). Из их сверхдоходов «быдлу» перепадают лишь крохи, да и то – в основном за какие-то грязные дела. Не вызывают возмущения сверхроскошь «элиты» и у подчиненного им народа: втайне большинство из низов мечтает, что когда-то тоже сможет стать обладателям золотого унитаза и «права первой ночи».

Два года назад мировые СМИ обошла серия снимков итальянского фотографа Карло Джанферро. Он с 2004 года фотографировал интерьеры богатых цыганских домов в Румынии, Болгарии и Молдавии. Мы лишь приводим в этом материале несколько из них.


Флориан Чиоба не будствует


Это сам «король» Румынии Флориан Чиоаба. В начале 2000-х он попал в центр европейского скандала, когда суд запретил ему выдавать замуж свою 12-летнюю дочь за 15-летнего жениха. Чиоаба бомбардировал гневными требованиями даже Страсбургский суд, но тот остался непреклонен: дочь должна дожидаться 16-летия. В прошлом году румынские власти разрешили Флориану Чиоаба основать местный цыганский суд, где по его «законам» будут рассматриваться административные дела его подданных.




Это дома цыган-миллионеров в окрестностях румынских городов Тимишоару и Бузеску (фотограф Найджел Дикинсон)



Это дом в «столице» молдаванских цыган городке Сорока, где «заседает» «барон»Черарь

Типичные представители цыганской «элиты» Восточной Европы (на золото с их тела можно было кормить в течение года сотни простых цыган)

На похоронах цыганской «элиты» в могилу вместе с покойником принято укладывать и часть полезных вещей, которые могут ему пригодиться в загробной жизни. К примеру, как признавался сам цыганский «барон» Молдавии Черарь, в могилу его отца положили даже машину «Волгу».




Похороны цыганской знати

В России мир цыганской «элиты» закрыт от посторонних глаз. Но кое-что Блогу Толкователя удалось обнаружить на одном цыганском сайте.


Цыганский дом в Самаре изнутри

На улицах квартала Шекер Махала, одного из беднейших цыганских гетто в Болгарии, замусоренный тротуар потрескался от старости. Низкие домишки из плохого кирпича и листов металла окружают площадь - всю в выбоинах, кое-где пророс кустарник. И опять мусор и пыль. Мужчины роются в куче отбросов, а тощая лошадь нашла что-то съестное в металлической урне для мусора. Немного оживляют мрачную сцену лишь мальчишки, прыгающие на обломанном конце заржавевшей водопроводной трубы. Западная Европа кажется недостижимо далекой.

Однако 1 января следующего года этот квартал также станет частью Европейского cоюза. Резиденты получат право безвизового проезда в любую из стран ЕС, хотя их право на работу будет юридически ограничено правительствами государств ЕС, включая Великобританию.


Еще один несчастный, но богатенький «буратинка»


В прошлом цыгане были полукочевым народом. В конце 50-х годов, при коммунистическом режиме, их заставили жить в гетто или трудиться в колхозах. Многие из них были чернорабочими на фабриках, но после распада плановой экономики они остались без работы.

По информации болгарского активиста движения за права человека Крассимира Канева, полиция очень редко заглядывает в крупные гетто вроде Столипиново, позволяя криминальным бандам устанавливать там свои законы. «Полицейские отказываются расследовать преступления в цыганских сообществах», - говорит Канев, возглавляющий Хельсинкский комитет в Болгарии.

Стражи правопорядка видят свою задачу в том, чтобы оградить других жителей страны от цыган. В гетто процветают вымогательство, продажа женщин в публичные дома, ростовщичество. Цыгане занимаются попрошайничеством, торговлей наркотиками, продажей детей, что вызывает подозрительное отношение к ним со стороны этнических болгар.

Канев считает, что цыгане вряд ли будут в массовом порядке эмигрировать в Великобританию. По его словам, многие уже работают в Европе, по большей части в Греции, Италии и Испании. «Они работают на полулегальных условиях, в 90% случаев заняты в сельском хозяйстве. Но в Великобритании аграрный сектор хорошо оснащен технически, и рабочие должны иметь определенное образование», - поясняет он.


И тут, как видим, не бедствуют…


Рашков также убежден, что его соплеменники не смогут поехать в Великобританию. «Коммунистическая система не дала нам образования. Цыгане будут искать работу в странах, где не требуется особая квалификация. Там, где строгие законы, трудно жить без образования», - вздыхает он…

…Барон провел импровизированный опрос среди мужчин, которые нас окружили. Примерно половина из них заявила, что у них есть паспорта, но статус жителей ЕС не дает им никаких надежд.


Какое будущее у этого малыша?


Один из них весело воскликнул: «Тот, у кого есть определенная подготовка, сможет поехать в Испанию, Францию или Португалию. Мы любим тепло, а в Англии плохая погода». Крупный мужчина средних лет Здравко Ильев высказался более мрачно: «Нам нужна помощь, и мы хотели бы поехать в Европу. Но у нас нет образования, и Европа нас вряд ли примет»…
Настроение сейчас - отл:)

В России цыгане появились триста лет назад. Первые таборы пришли со стороны Польши и практически сразу получили российское подданство. Сенатским указом 1733 года им разрешили «жить и торговать лошадьми», а также дозволили приписываться к любому сословию. Так, кроме цыган-крестьян появились цыгане-мещане и купцы, а XIX век ознаменовался и многочисленными браками между русскими дворянами и солистками цыганских хоров.

Положение цыган в Российской империи можно назвать даже привилегированным. К примеру, любой «беспачпортный бродяга» подлежал отправке по этапу по закону о бродяжничестве - только не цыган. Закон, конечно, не переписывали, просто решили, что он не про вольные таборы писан.

Вплоть до революции основными занятиями русских цыган были мена и перепродажа лошадей, но пришла новая власть, которая считала торговлю крайне подозрительным занятием. Однако цыганские активисты выдвинули тезис о «народе в лохмотьях». Это на время смягчило сердца большевиков, именно тогда на волне умиления был организован театр «Ромэн». Но идиллия длилась недолго. Вскоре начались расстрелы, облавы и массовые высылки в Сибирь.

Несмотря на все страдания во время Великой Отечественной войны цыгане добровольно уходили в партизанские отряды и сражались в рядах Красной Армии, в том числе и в артиллерийских, танковых, летных войсках. Многие из них были удостоены боевых наград. Так что у фронтовика Будулая из знаменитого кинофильма Александра Бланка немало реальных прототипов.

Около четверти советских цыган погибло во время геноцида. Потери были бы больше, если бы не помощь славянского населения. Цыган предупреждали о появлении карателей и прятали с риском для жизни. Объяснялось это в том числе и тем, что цыгане приносили местным крестьянам ощутимую пользу: одни снабжали мужиков дешевой кустарной продукцией, другие подряжались вскапывать огороды, возить дрова и торф.

После войны попыток навязать цыганам оседлый образ жизни не предпринималось до 1956 года, когда был издан указ, поставивший бродяжничество под запрет.

В начале 1990-х годов жизнь цыган вновь изменилась. Они стали первыми «челноками» во время перестройки. Ныне, увы, многие семьи погрязли в криминальном бизнесе - наркоторговле. Но по-прежнему существует и цыганская интеллигенция, артисты и музыканты; многие цыгане работают на производстве и в строительстве.

По официальным данным, численность российских цыган - 183 тысячи человек. Но словом «цыгане» обозначается множество разных этнических групп, из которых в России представлено более двадцати; мы описали некоторые из них.

Руска рома

Занятия: Торговля лошадьми, гадание, музыка.
История: Пришли в Россию в начале XVIII века. Уже в XIX веке русские цыгане были не только кочевниками, но и артистами, купцами и крестьянами. Ныне большинство имеет хорошее образование и владеет различными профессиями Особенности: Cамая многочисленная группа. Русско-цыганский диалект - язык межгруппового общения. Очень гостеприимны; легко идут на контакт с представителями других национальностей.

Занятия: Мена лошадей, кузнечное дело, гадание, музыка (исполняют песни русских цыган).
История: Украинские цыгане. Пришли с румынских земель, проживают на Украине с начала XVII века, значительное их число осело в России (Ростов, Воронеж, Самара).
Особенности: Одна из самых образованных этногрупп. Многие известные цыганские артисты России (Сличенко, династия Эрденко) - сэрвы.

Занятия: Музыка и ремесла (изготовление кирпича, плетение корзин).
История: Несколько столетий жили оседло, подверглись сильной ассимиляции. В границах СССР появились в середине XX века после присоединения Закарпатья. В советские годы работали на заводах и в сельском хозяйстве. После 1990 года многие лишились работы и стали выезжать в Россию.
Особенности: Говорят по-венгерски. По вероисповеданию католики и протестанты.

Занятия: Торговля, кузнечное дело, гадание.
История: Перекочевав на Крымский полуостров, приняли ислам, в диалекте появилось много заимствований из языка крымских татар. Голод 1930-х годов вынудил часть крымов переместиться в Закавказье, на Украину и в Россию.
Особенности: Считаются лучшими танцорами. Консервативны. Прочие цыгане предпочитают не иметь с ними конфликтов.

Кишиневцы

Занятия: Торговля, гадание.
История: После отмены крепостного права перекочевали из Молдавии на Украину и в Россию. До революции происходил процесс формирования купечества. До указа 1956 года имели криминальные заработки, но с переходом на оседлость занялись легальным бизнесом.
Особенности: Сохраняют свой диалект, в котором много молдавских слов, чтут старинные обычаи. Зажиточны, строят просторные красивые дома - образцы «цыганского вкуса».

Занятия: Торговля лошадьми, гадание.
История: Первые таборы перебрались в Россию из Венгрии в 70-х годах XIX века. Не выдержали конкуренции с русскими цыганами - торговцами лошадьми, лучше знавшими рынок, и долгое время жили на заработки женщин-гадалок.
Особенности: Cейчас завершается переход от католичества к православию. Имеют среди цыган репутацию богатых и несколько заносчивых людей.

Лингурары

Занятия: Изготовление деревянных ложек, корыт и прочей утвари.
История: Часть лингураров перекочевала в Молдавию из балканских стран в середине XX века.
Особенности: Православные христиане. Цыганский язык лингурарами утрачен - говорят по-молдавски. Подвержены ассимиляции. Женщин, продающих ложки, можно встретить и сейчас, в том числе за пределами Молдавии.

Котляры (кэлдэрары)

Занятия: Лужение посуды, изготовление котлов, гадание, перепродажа металла.
История: Румынского происхождения, православные. Переселились в Россию в конце XIX - начале XX века, живут большими замкнутыми общинами.
Особенности: Имеют богатый фольклор, соблюдают строгий свод нравственных норм, основанный на понятии «осквернения» - пэкэлимос. Женщины продолжают заниматься гаданием.

Занятия: Кузнечное дело и гадание.
История: Предки проживали в придунайском княжестве Валахия уже в XVII веке. Наиболее многочисленны на Украине и в южных областях России.
Особенности: Женщины до сих пор носят национальные костюмы. Сохраняют свой диалект цыганского языка. Большинство занимается мелкой торговлей и малоквалифицированным трудом. До сих пор изготавливают тяпки, подковы, цепи и т. п.

Люли (мугат)

Занятия: Ремесла, мена скота, музыка, гадание.
История: Прямые потомки выходцев из Индии, осели в Средней Азии, не дойдя до Византии. Многое в обычаях и в одежде заимствовали у коренного населения (хотя, например, паранджу среднеазиатские цыганки никогда не носили).
Особенности: Мусульмане. Родные языки - таджикский и узбекский. После 1992 года вынуждены были выбираться на заработки в Россию и на Украину. Мужчины нанимались на сельхозработы и стройки, но зачастую единственным источником доходов становился сбор подаяния.

Занятия: В прошлом - выступления с дрессированными медведями.
История: Молдавские цыгане, православные. В XIX веке главным ремеслом мужчин стало кузнечное дело; женщины в советское время нанимались на сельхозработы в колхозы и совхозы.
Особенности: Продолжают жить и работать в Молдавии, редко выезжая за ее пределы; несколько семей до сих пор выступают с медведями.