Как называется эпос якутского народа. Якутский героический эпос олонхо нюргун боотур стремительный. Якутский героический эпос олонхонюргун боотур стремительный

Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов — курыканы1 упоминаются в орхонских надписях VI — VIII вв.

1 Происхождение якутов от курыканов доказывает в ряде работ академик А.П. Окладников (см. особенно: История Якутской АССР, т. 1; А.П. Окладников. Якутия до присоединения к Русскому государству, М.—Л., 1955).

Как видно из содержания их героического эпоса, древние якуты занимались не только скотоводством, но и охотой, рыболовством. Характерно, что рыболовством в эпосе занимаются те, кто ничего, кроме рыбы, не имеет, т. е. те, кого в позднейшие времена в исторической действительности называли крайними бедняками - «балыксытами» («рыболовами»).

Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов. Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои — в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий. Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве2.

2 Этот-то бедный Эллей (а не богач Омогой), по преданию, и положил начало большинству якутских племен.

Это вообще был разнородный элемент — не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя «саха» и давший свое имя Якутии3. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские — через смешанные браки.

3 Слово «якут» происходит от самоназвания народа — «саха». Тунгусы (эвенки) называли якутов «яко» и передали это произношение русским, с которыми они встретились раньше якутов. Русские, прибывшие в Якутию в тридцатых годах XVII в., вначале называли якутов «якольские люди». Постепенно фонетические замены привели к современному названию «якуты».

Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам.

Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как «свои слова». Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, «тэриэккэ» (тарелка), «хобордоох» (сковорода), «чааскы» (чашка).

Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть 4.

4 Кровная месть и межплеменные стычки были прекращены русскими, которые, как видно из судебных актов, с первых же лет своего прибытия в Якутию повели против них борьбу.

Постепенно стал выдвигаться класс баев (богачей) и тойонов (господ). Произвол и гнет их был самый дикий и жестокий. Позднее к этому присоединился гнет царских чиновников, грабеж купцов. Так дореволюционную свою жизнь якуты прожили под двойным гнетом — «своих» баев и царских чиновников и купцов. Ко времени Октябрьской революции население было почти поголовно неграмотным. Письменности своей не было. Народ томился в нищете и бесправии, вымирал от голода и болезней. По словам одного дореволюционного ученого, голодал не только сам якут, его жена и дети, но даже голодала мышь в его амбаре.

Этот сложный и тяжкий исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.

Здесь нет возможности хотя бы кратко остановиться и сколько-нибудь пространно рассказать о жанрах якутского фольклора. Упомянем только некоторые из них.

В древних исторических преданиях рассказывается о кровной мести и о межплеменных войнах и распрях, разъедавших народ. В более поздних рассказах (XVIII — XIX вв.) повествуется о невыносимом гнете и произволе диких тойонов, об удалом «благородном разбойнике» Манчары, мстившем баям и грабившем их, а потом раздававшем награбленное беднякам 5.


Старинный эпос Олонхо (ударение на последнем слоге) ученые называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое сравнение вполне резонно: хотя сказания олонхо были записаны сравнительно недавно, они во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов. Словом «олонхо», означающим «то, что было» (как и русское «былина»), называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк. Самые длинные песни олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Первые записи олонхо были сделаны в 40-х годах XIX века русскими учеными. Уже после революции создатель якутской литературы Платон Ойунский, сам бывший в юности сказителем, записал и издал крупнейшее сказание олонхо — «Нюргун Боотур Стремительный». Когда-то в каждом якутском селении жило несколько олонхосутов, помнивших наизусть многие тысячи строк олонхо. Знание сказаний передавалось по наследству, как и умение их исполнять. Профессия сказителя была сродни шаманской, но у него не было ни бубна, ни музыкальных инструментов — только голос, которым он владел так искусно, что его слушатели будто воочию видели перед собой древних героев. Уделяя все время обучению и совершенствованию своего мастерства, сказители обычно не заводили своего хозяйства и странствовали по таежным селениям, жители которых охотно давали им еду и ночлег.

По форме исполнения якутский эпос делится на декламационную и песенную части. Первую, от лица сказителя, декламируют нараспев, почти речитативом, при этом то замедляя, то ускоряя темп. Вторую, от лица персонажей, — поют.

По содержанию сказания олонхо делятся на три группы. Первые повествуют о сотворении земли или Среднего мира обитателями Верхнего мира — добрыми божествами-айыы. Вторые рассказывают о том, как изгнанники из Верхнего мира во главе с Эр-Соготохом (Одиноким) дали начало якутскому народу. Третья — как богатыри Среднего мира и главный из них, Нюргун Боотур, враждовали со злыми демонами-абаасы из Нижнего мира. Те изо всех сил пытались истребить людей или хотя бы испортить им жизнь. В сказаниях отразилась память о далеком прошлом — например, о южной степной прародине якутов, где они жили до переселения на берега Лены и Витима, в холодную тайгу:

Там высокое солнце горит светло,
Никогда не падает снег,
Никогда не бывает зимы.
Лето благодатное там
Вечное изливает тепло
.

При этом герои олонхо — не реальные исторические деятели, а древние боги и герои, наделенные волшебными способностями и даже видом не похожие на обычных людей.

Мир Олонхо

Сойдя в Нижний мир, могучий Нюргун Боотур побеждает в поединке сильнейшего из воинов — страшного огненного змея Уота Усутаакы. После этого он освобождает томящихся в плену под землей богатырей и похищенную абаасы деву-солнце Туйаарымы-куо. В последней из девяти песен сказания Нюргун Боотур побеждает в бою деву-богатыршу Кыыс Нюргун и берет ее в жены, а их свадебный пир превращается в любимый якутами до сих пор летний праздник Ысыах.

Олонхо рисует картину волшебного мира, который, тем не менее, устроен по привычному родоплеменному образцу. Добрые верхние божества подчиняются мудрому Юрюнг Айыы Тойону (Белому Великому Господину), злые нижние — чудовищному Арсан Дуолаю. В Среднем мире живут люди, а также духи различных существ и предметов, называемые «иччи». Все три мира соединяет великое древо жизни Аал Луук Мас. В его стволе живет богиня земли Аан Алахчын Хотун — заступница людей и помощница героев. Им она возвращает силу, дав выпить молока из своей груди. У героев есть и другие помощники — богини плодородия и домашнего очага, кони, белые журавли-стерхи. Через них небесные божества посылают богатырям свою помощь.

Как во всех эпических преданиях мира, герои олонхо сильны, добры, благородны. Напротив, антигерои-абаасы — воплощение всех пороков: злобы, похоти, жадности, мстительности. В одних сказаниях они и внешне уродливы, одноруки, одноглазы, черны как черти. В других — вполне человекоподобны, да и не так уж злы. Иногда богатыри Среднего мира даже дружат с ними и женятся на их сестрах или дочерях. Почему-то все женщины абаасы стремятся выйти за богатырей айыы, чем последние и пользуются, заставляя обманутых ведьм помогать им, а потом без жалости бросая. Эти и другие поступки героев олонхо далеко не идеальны, но следует помнить, что мораль их — мораль родового общества, где доброта и честность применимы к соплеменникам, но никак не к врагам, которых и людьми-то не считают. Некоторые ученые думают, что олонхо изображают борьбу предков якутов с другими племенами, выведенными в облике злых духов. Однако сюжеты сказаний находят столько параллелей в фольклоре других народов, что их правильнее считать отголосками не подлинной истории, а свойственных всему человечеству мифологических первообразов-архетипов.

Якутский эпос сегодня

В 2006 году якутский героический эпос Олонхо был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Несмотря на то, что в наши дни олонхосутов стало значительно меньше, чем прежде, жанр олонхо продолжает жить и развиваться. Пение олонхосутов, которые когда-то выступали в небольшом «домашнем» кругу, превратилось теперь в искусство, обращённое уже к массовому слушателю. Олонхо заняло почётное место на национальных праздниках, песни исполняются по радио, тексты олонхо все чаще публикуются в печати. Более того, в каждом районе есть свои олонхосуты, многие из них пользуются большой популярностью в народе.

В Якутии — Республике Саха — сказания олонхосутов даже входят в школьную программу. Наиболее талантливых детей обучают искусству импровизации олонхо. В 2010 году при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова был создан Научно-исследовательский институт Олонхо (НИИ Олонхо).

Цели урока: познакомить с творческой биографией якутского художника Т.А. Степанова; познакомить с его произведениями, посвященными олонхо; выявить мотивы обращения художника к фольклорной теме.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Активизация знаний учащихся

Тема нашего урока: «Якутский народный героический эпос олонхо в произведениях Т.А. Степанова».

Все мы любим и знаем наш якутский народный героический эпос олонхо. В 2004 году он был признан ЮНЕСКО шедевром нематериальной культуры человечества. В олонхо нашли отражение верования наших предков – древних якутов. Каким был мир в их представлении?

По представлениям древних якутов, существует три мира: верхний (небо – обитель богов), средний (земля – место пребывания людей) и нижний (преисподняя Юеден – обиталище абаасы).

На небе живут боги – айыы. Самый главный из них – Юрюнг Айыы Тойон (Белый Бог господин). Судьбу мира и людей решает он с богом судьбы – Дьылга Ханом и его женой Чынгыс Биис. Кроме того, на небесах живут бог Десегей Тойон – бог – покровитель скота, которого представляли человеком или громогласно ржущим жеребцом, бог войны Илбис Хан с дочерью Илбис Кыыса (богиня брани) и сыном Осол Уола (бог раздора), богини Айыысыт и Иэйиэхсит – богини, более других принимающие участие в жизни человека, потому более других почитаемые… Живут они на нижнем восточном небе и спускаются оттуда, окруженные ореолом света, в виде богато одетых пожилых женщин.

На земле вместе с людьми живут иччи – духи. Иччи – это нечто среднее между «айыы» и «абаасы». Иччи могут делать как доброе, так и злое, в зависимости от того, как будет относиться к ним человек. Так, например, существуют поверья о духе леса – Байанае. Дух земли - госпожа Аан Алахчын Хотун, которая представлялась в виде седой старухи благородной наружности. Считается, что она обитает в священном родовом дереве Аал Луук Мас. Она покровительствует произрастанию, от дыхания ее детей Эрэкэ-Дьэрэкэ (70 разряженных девиц, 90 разукрашенных юношей), которые живут в траве и под листьями, весной распускаются деревья и зеленеют травы. Весной ей приносили жертву у большого старого дерева, которое обвивали веревкой из конского волоса, украшенной миниатюрными телячьими намордниками из бересты и пучками конских волос. В олонхо дух – хозяйка земли воспитывает богатырей, вскармливает подкидышей или выброшенных уродливых детей, заботится о благополучии средней земли, страны героев богатырей, дает им мудрые советы, напутствует добрыми пожеланиями. Ее молоко придает богатырям силу и могущество. Она появляется на призыв богатыря из священного дерева (дерево раскалывается пополам) в образе почтенной женщины в богатом одеянии. Аан Дархан Тойон – дух-хозяин домашнего очага, представляется в виде маленького седобородого старичка, считается одним из покровителей семьи и рода, верным защитником от злых духов. Дух – хозяин огня в олонхо является главным хранителем семейного благополучия. Богатырь, отправляясь надолго в поход, оставляет свой дом, свое богатство на попечении духа – хозяина очага.

В нижнем мире живут абаасы, главный из которых Арсан Дуолай. Абаасы имеют облик человека ростом в лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Они искушают людей, подбивают их на преступления, насылают на них бедствия и болезни. Многие из абаасы могут лишить людей рассудка. Они питаются душами животных и людей.

3. Объяснение нового материала

Самобытная мифология якутов нашла отражение в творчестве многих якутских художников, но «певцом олонхо» справедливо называют Тимофея Андреевича Степанова. Его часто называли олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий, олонхо и верований народа Саха.

Тимофей Степанов родился в 1943 году в селе Кюндяя Сунтарского улуса. Рано остался без родителей, вырос в детских домах, подростком познал тяжкий физический труд, служил в армии. Его трудовая деятельность началась с 1958 года. В Эльгяйском совхозе Тимофей Степанов проработал три года - был дояром, телятником, водовозом, дровосеком. Он прошел немало испытаний на силу характера и силу духа, в период учебы занимался спортом и тяжелой атлетикой.

В 1968 году он окончил Якутское художественное училище. В 1970 году поступил в Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, который закончил в 1977 г. Степанов являлся первым дипломированным реставратором в музее изобразительных искусств им. М.Ф. Габышева. Без малого тридцать лет он отдал благородному и ответственному делу сохранения высшего достояния человеческой культуры - произведениям искусства, реализовав свой талант художника-реставратора. Он был единственным специалистом с академическим образованием в огромном регионе Дальнего Востока и Сибири, долгие годы возглавлял художественную мастерскую Национального художественного музея, передавая ценнейший опыт коллегам. Тимофею Андреевичу удалось вернуть в экспозиционные залы более трехсот произведений со сложнейшими реставрационными процессами. Через его руки прошли ценнейшие произведения западноевропейских, русских мастеров, иконопись и произведения современных живописцев. Он любил делиться своими знаниями и опытом с молодыми коллегами, а также со студентами на проходящих в музее копийных практиках.

Все это время художник прогнозировал и мечтал создать свое направление в искусстве. Позднее у него сложилась своя манера повествования, он продолжал экспериментировать жанрами, когда еще юношей в художественном училище рисовал богатырей, борьбу персонажей зла и добра, слушал музыкальную оперу «Нюргун Боотур». Первая персональная выставка Тимофея Степанова состоялась в Художественном музее в середине 80-х годов и произвела ошеломляющее впечатление на зрителей: никогда еще у дверей музея не выстраивались очереди желающих увидеть необычную экспозицию. Зрители впервые увидели мир, ни на что не похожий, передающий живописно- пластическим языком мифологическую картину представлений народа Саха. Неоднозначной была реакция среди художников и искусствоведов, картины вызывали сложные и противоречивые чувства. Одни считали невозможным создание серии картин в короткие сроки, другие совершенно не были подготовлены к восприятию мифологии народа саха о якутском шаманизме в столь необычно крупномасштабном и пространственном восприятии. Наиболее лаконично о своем впечатлении после посещения выставки выразился представитель югославской делегации: «Через картины художника Т.Степанова нам впервые стали понятны образ мышления и философия духа древнего якутского народа»...

В 1984 г. прошла выставка в Чите, далее выставки - в Санкт-Петербурге, Томске, Нерюнгри. В 1991 г. стал членом Союза художников бывшего СССР. В 1992 году состоялась одна - единственная персональная выставка художника в Москве в Государственном музее Востока. Цикл работ, посвященный теме якутского эпоса, древним шаманам, мифам и легендам народа саха, имел большой успех. Об этом говорят отзывы ведущих искусствоведов и специалистов.

Его судьба была по-своему трагична. Тимофей Степанов в крохотной реставрационной мастерской Национального художественного музея РС(Я) за двадцать лет скрупулезного труда вернул к жизни более трехсот полотен, включая произведения старых мастеров ХVI века и уникальные работы зачинателей якутской живописи. Вдыхая вредные испарения растворителей, красок и других химических веществ, ежедневно проделывая на холстах множество операций ювелирной сложности, он окончательно подорвал свое здоровье. Тяжелая болезнь не дала художнику перешагнуть порог нового здания музея, которое открылось в 2004 году, через год после его смерти … Ему не довелось склониться над реставрационным столом в новой мастерской…

Уникальный, по своей творческой сути действительно Народный художник Тимофей Андреевич Степанов создал более 300 живописных крупномасштабных картин. По своему мировоззрению Т.А. Степанов – пантеист. Он одухотворяет землю, составляя красочный цветущий ковер срединной земли, где проживают люди племени айыы. Его стиль как живописца вбирает множество приемов: принципы настенной росписи, восточной миниатюры, пейзаж, портрет соответствующие эпическому повествованию. В мировом искусстве есть название этому приему - многоголосие.

Художник создал тридцать крупномасштабных композиций серии « Якутский героический эпос – Олонхо» (1979-1997) – это итог многолетнего труда. Образы Степанова не являются иллюстрацией какого-либо конкретного литературного текста или фрагмента олонхо. Это работы, повествующие о трех мирах и посвященные главным персонажам олонхо – как бы своеобразные характеристики Нюргун Боотура, Кюн-Куо, представителей нижнего и верхнего миров.

В картине «Страна олонхо» (1982) Т.Степанов яркими, красочными тонами сумел передать очарование волшебной страны, созданной в стародавние времена, когда люди еще не разделились на племена. За жизнью Земли Олонхо сверху, сквозь облака наблюдают три апостола. И вправду раздольная широкая земля предоставлена богатырю, ему есть где показать свою удаль и силу. Вдалеке раскинуло свои ветви цветущее древо Аал Луук Мас. К нему ведут апостолов девушки-стерхи.

На картине «Миры олонхо с мировым деревом» мы видим следующее: Древо Жизни держит Вселенную из трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего). Центр Вселенной – Средний мир. На Средний мир приходятся его основные ветви. Ствол Древа Жизни, проходя через девять небес, доходит до владений Юрюнг Айыы Тойона и превращается в восьмигранную алтан коновязь – сэргэ. Древо Жизни - жилище Аан Алахчин Хотун. Ее охраняет хозяин четвертого неба Хомпоруун Хотой Айыы. Богатырь Среднего мира, перед тем, как идти на решающее сражение, приходит к Древу Жизни и просит у Аан Алахчин Хотун совета, благословения. Она подносит к богатырю чороон, полный молока. В долине выводят свой танец стерхи, духи цветов, трав, деревьев – эрэкэ-дьэрэкэ, рогатый скот, табуны лошадей, радостная победа доброго богатыря – все это картины жизни Среднего мира. В Верхнем мире, где обитают божества айыы, всегда светло, лучезарно. В Нижнем мире протекает жизнь абаасы.

Аал Луук Мас, которое мы можем увидеть на следующей картине, – исполинское родовое священное дерево, выросшее во владениях богатыря Среднего мира. Ветви его доходят до неба. Это дерево – жилище хозяйки земли Аан Алахчин Хотун, и поэтому вокруг него царят вечные весна и лето, и никогда не бывает холодных дней. Оно имеет целебные свойства, поэтому люди и животные, оказавшись возле Дерева Жизни, преображаются. Те, кто страдали от болезней, исцеляются, древо дает хромому ноги, слепому возвращает зрение, у горбатого исчезает горб, к старику возвращается молодость, молодые постоянно здоровы, полны сил.

Верхний мир

Серединный мир

Рассмотрим фрагмент картины «Верхний мир». Здесь изображен весь якутский «Олимп», здесь боги рока и судьбы. В центре картины на троне восседает главное божество Верхнего мира - Юрюнг Айыы тойон, наблюдающий за происходящим во всех трех мирах. Поэтому на его суд доставлены богатыри нижнего и среднего мира. Летописец Верхнего мира Длинный Джурантай ведет запись будущих событий на восьмигранном столбе на котором написаны судьбы каждого. Цветовое решение картины основано на золотисто-желтых тонах, символизируя солнечный свет.

Средний мир – страна, где нашли пристанище люди айыы. Народ саха обрел в нем счастье. Богатыри олонхо, победив в ожесточенном сражении своих врагов, возвратились в свои родные места, поставили большую коновязь Аар Багах и празднуют ысыах. «Средний мир» показывает картины празднования ысыаха- национальный праздник встречи лета. В центре ритуал исполнения алгыса- благословение божествам. Средний мир- это греза художника о золотом веке и торжестве добра. Сцены полотна посвящены эпизодам праздника: спортивные состязания, музыкальные конкурсы, кумысопитие. Художник любовно выписывает детали национальной одежды, посуды- от стройного чорона до плоского кытыйа и берестяного туеса с ягодой. А над всем этим миром благословение свыше- потоки солнечных лучей, в которых парят священные птицы народа саха - стерхи. Передать атмосферу праздника помогает колорит, построенный на сочетаниях зеленых, желтых, красных, голубых тонов.

Рассмотрим картину «Главные герои олонхо» . Левую сторону полотна заняли темные силы, правую сторону – светлые. На переднем плане – Сэркээн Сэсэн, над зажженным им костром – Хозяин Огня – Бырджа Бытык Хатан Тэмиэрийэ. Чуть поодаль расположился Хозяин дремучей тайги Барылах Баай Байанай со своим зверьем и птицами. На левой стороне – предводитель Нижнего мира Арсан Дуолай Буор Маналай со своей женой. На центральном плане изображены две противоборствующие стороны – племя абаасы и богатыри айыы в окружении своих подданных, друзей, удаганок.

Следующая картина называется «Юность главных героев олонхо». Юношу с Девушкой спустили с Верхнего мира в Средний для того, чтобы они продолжили род человеческий – Юноша должен стать защитником Среднего мира, Девушка должна дать жизнь народу саха. Видно, что они выросли вместе в детских играх и веселье. Вдруг раздается гром среди ясного неба. Настала пора, когда спускаются жители Верхнего и поднимаются существа Нижнего миров. Девушка напугана, а Юноша готовится к отпору.

Давайте всмотримся в картины, изображающие богатыря и красавицу в олонхо. Интересен многообразный образ главного героя Ньюргун Боотура («Финал поединка»). В олонхо богатырь описывается так: «Если снизу вверх поглядеть на этого богатыря – огромен он, как утес, грозен лик у него, выпуклый лоб его крут и упрям; толстые жилы его выступают по телу всему; бьются, вздуваются жилы его – это кровь по жилам бежит. Впалые у него виски, чутко вздрагивают нервы его под кожею золотой. Но его продолговат, нрав у него крутой. Выпрямился его стан, будто еще негодует он, вспоминая недавний плен; кровь у него горяча, щеки впалые у него, скулы круты, губы остры. Глаза у него горят, как два блестящих луча. Вот каким он стал – богатырь, защитник людей уранхай-саха». «Кюн куо» (Девушка-Солнце) - это собирательный образ девушки Айыы в олонхо, из-за которой борются богатыри. Героини олонхо идеализируются как воплощение женственности, красоты и человеческой доброты: «Прекрасная Айталын Куо, белая, как горностай, в одеянии драгоценном своем засверкала огнем девяти лучей. Улыбаются алые губы ее, белеют зубы ее, брови, как два камчатских бобра, изгибаются темной дугой; черные играют глаза, пламенеют живым огнем; румянец у ней земляники нежней на золотых щеках. О таких красавицах в старину пели, бывало, певцы. Сквозь меха драгоценных одежд несравненные очертанья видны нежного тела ее; светятся сквозь нежную плоть стройные кости ее; видно сквозь тонкие кости ее, как из сустава в сустав переливается мозг… - так прославляли ее красоту древние олонхосуты – певцы в солнечных трех мирах».

4. Обобщение

Итак, каков был изофольклор Т.Степанова? Как он изображал эпические мотивы?

Источником вдохновения для Степанова было олонхо, в котором отразились мифологические воззрения якутского народа. Для его работ характерны масштабность, всеохватность. В картинах он смог отразить весь богатый и сложный мир якутского олонхо.

5. Домашнее задание

Придумать эскиз картины по мотивам олонхо.

Олонхо - (по якутски оло хо) древнейшее эпическое искусство якутов (саха ). Занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термином «олонхо» обозначают как эпическую традицию в целом, так и отдельные сказания.

Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 - 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами ). Путём контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. «Нюргун Боотур Стремительный» - наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 000 тысяч стихотворных строк.

В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Этот статус присуждается явлениям культуры выдающейся ценности, которые основаны исключительно на народных традициях . Добиться присвоения престижного статуса, так называемого международного знака отличия, довольно трудно. Каждый соискатель проходит тщательный отбор.

Олонхо - это якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен - 10-15, а иногда и более тыс. стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Исполняется народными сказителями - олонхосутами, среди которых наиболее известны Т. В. Захаров-Чээбий (умер в 1931), Н. А. Абрамов-Кынат (умер в 1941), Д. М. Говоров (умер в 1943) и др. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, часто без инструментального сопровождения.

Возникшие в глубокой древности сказания Олонхо отражают черты патриархально-родового строя, межродовые и межплеменные отношения якутов. Каждое сказание обычно называется по имени главного героя-богатыря: «Нюргун Боотур Стремительный», «Кулун Куллустуур» и др. В основе сюжетов - борьба богатырей из племени айыы аймага со злыми однорукими или одноногими чудовищами абаасы или адьарай, защита справедливости и мирной жизни. Для Олонхо характерны фантастика и гиперболы в изображении богатырей в сочетании с реалистическими описаниями быта, многочисленные мифы древнейшего происхождения. Стих Олонхо аллитерационный. Размер стиха свободный, количество слогов в строке колеблется от 6-7 до 18. Стиль и образная система близки эпосу алтайцев, хакасов, тувинцев, бурятским улигерам . Олонхо широко бытует среди якутского народа, имена и образы любимых богатырей стали нарицательными.

До Великой Отечественной войны сказителей-олонхосутов было около 400, однако стремительная урбанизация региона и изменения в языке привели к почти полному забвению этого народного жанра .

Сюжеты олонхо

Действие в олонхо происходит в трёх мирах - Верхнем (якут. hээ Дойду), Среднем (якут. Орто Дойду) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас - Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Который имеет и много общего с памятниками народного творчества других народов - это защита справедливости, торжество добра и т.д. В Олонхо кроме этого воспеваются почитание родителей, поддержка сестер и братьев, супружеская верность (мужчина ни при каких обстоятельствах не расстается с женой, стремясь излечить ее от лени и других пороков), вера в силу человека (все зависит от самих людей – их доброты, душевной красоты и целеустремленности).

По оценкам историков, «возраст» Олонхо превышает 1200 лет. Эпос состоит из множества больших сказаний. Каждое сказание называется по имени главного героя, которому посвящена глава.

Основная тема олонхо - это судьба эпического племени Айыы , утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы . Отверженные потомки божеств Айыы , изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями. Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий ). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Так, герой опубликованного О.Н. Бётлингком олонхо Эр Соготох не знает своего происхождения. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы (якут. Абааhы) - враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха. Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы . В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.

Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой - это богатырь или богатырка из племени Айыы . Основная их функция - борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы . Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон (якут. р Айыы Тойон), бог-покровитель лошадей Кюн Джёсёгёй (якут. К н Дь h г й), богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных - Иэйиэхсит и Айыысыт (якут. Айыыhыт) и др.

Исполнение олонхо

Олонхо было принято исполнять в течение нескольких суток. Естественно, тексты сказители знали наизусть.

Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей - пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т.д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы . Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил.

В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.

Известные сказители Олонхо

В начале 20-го века в каждом якутском селении насчитывалось по несколько олонхосутов. Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого – им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно натурой: мясом, маслом, зерном. Известны великие олонхосуты прошлого - «суперзвезды» своего времени, такие, как: Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат, Тонг Суорун. Из известных олонхосутов более позднего времени можно упомянуть следующих:

  • Один из основоположников современной якутской литературы и поэзии Ойунский, Платон Алексеевич был страстным любителем и популяризатором олонхо. В юности он сам был известным олонхосутом. Именно он записал самый известный якутский олонхо - Нюргун Боотур Стремительный.
  • Зверев, Сергей Афанасьевич - Кыыл Уола работавший уже в советское время также был известным олонхосутом. По мотивам олонхо Нюргун Боотур Стремительный создал одноименную драму.
  • Одним из последних представителей современных олонхосутов является Петр Егорович Решетников из Таттинского улуса

Исследователи Олонхо

  • Ойунский, Платон Алексеевич - якутский советский писатель и общественный деятель.
  • Илларионов, Василий Васильевич - якутский фольклорист, профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Республики Саха (Якутия).

Материалы этих исследователей можно поискать и изучить, если вы серьёзно занимаетесь изучением культуры малых народов, в частности якутов.

Якутский героический эпос «Олонхо» (Россия) - Древнейшее эпическое искусство – олонхо – вершина устной поэзии якутов (саха), самого северного тюркского народа, проживающего в Северо- Восточной Сибири. Оно занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний.

Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000- 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами). Талант сказителя отличается многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством.

Действие в олонхо происходит в трех мирах - Верхнем, Среднем и Нижнем. В середине мироздания находится Аал Луук Мас – Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Основная тема олонхо - это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. Главный герой – это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция – борьба за создание семьи и защита интересов племени Айыы. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон, бог- покровитель лошадей Кюн Джесегей, богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных - Иэйэхсит и Айыысыт и др.

В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни маленького народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.

Негативные факторы политического, социально-демографического и экономического характера в России XXв. Поставили под угрозу существование якутской эпической традиции. Несмотря на рост интереса к олонхо в 1980-90-е годы, этот эпос находится в опасности в связи с малым числом сказителей, достигших преклонного возраста.

В 2005 году ЮНЕСКО включило Якутский героический эпос «Олонхо» в список Шедевров устного и нематериального культурного наследия.

После этого события в Республике Саха (Якутия) 2006-2015гг. объявлены 10-летием олонхо. Начиная с 1999г., разрабатывались и утверждались государственные целевые программы по сохранению олонхо. Создана общественная организация «Якутская республиканская ассоциация олонхо», имеющая свои филиалы в улусах республики. В настоящее время действует Государственная целевая программа по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса олонхо на 2007-2015гг, в реализации которого принимают участие учреждения культуры, образования, науки, общественные организации, отдельные лица.