Изабелла юрьева романсы. Изабелла Юрьева. Мадам Аншлаг. Легенды и слухи

«Разбила бы все зеркала! Ужасно, что женщина стареет, а душа остается молодой…»

Вся Правда каждой женщины в этой фразе, но не каждая ее скажет. И Изабелла Юрьева почувствовала так и сказала. И оставалась красавицей до последних дней…

А вообще, какие наши годы… Интересно получилось у Изабеллы Данииловны. В сентябре 1992 года поклоннники ее творчества отметили девяностолетие Юрьевой. Ей было присвоено звание народной артистки России, а не прошло и двух лет, как пригласила певица отмечать в ресторане «Прага» свое девяностопятилетие.

Разгадка этой арифметической загадки оказалась проста. В двадцатых годах, при возникновении советской паспортной системы Юрьева скосила себе три года. А раскрыть тайну даты своего рождения решила уже в очень преклонном возрасте. В паспорте у Юрьевой был написан 1902 год рождения. Но на самом деле родилась певица в 1899 году.

Так что редко кому удавалось уместить в своей Судьбе три века. А «Королева патефона» Изабелла Юрьева смогла.

Называли ее еще «белой цыганкой», хотя была она чистокровной еврейкой.…
Её родители работали в Ростовском театре, отец, Даниил Григорьевич Ливиков — мастером по театральным шляпам; мать, Софья Исааковна, - постижером.
Правда, есть придание, что цыганка в детстве предсказала ей будущее: «Сама цыганкой станешь. Монисто золотое, бриллиантовые кольца наденешь, королевой назовут, на трон посадят. Жених по жизни на руках понесет».
И оказалась Юрьева однолюбкой. В 1925 году она встретила юриста Иосифа Эпштейна, и вскоре вышла за него замуж.



Муж не только боготворил любимую женщину, но и писал для нее песни. Например, романс «Если можешь — прости» — написал Эпштейн. Тексты песен он писал под псевдонимом Аркадьев
Она нравилась мужчинам. К ряду ее поклонников приписывают Самуила Маршака и Михаила Зощенко. Но любила только его. Муж носил ее на руках 46 лет…Он умер в 1971 году.


Последний сольный концерт певицы состоялся в шестидесятых годах. Орден «За заслуги перед Отечеством» она получила к столетию. А народной артисткой России стала в девяносто.

Хотя настоящее признание Юрьева завоевала много лет раньше. Во время войны эта избалованная красавица, не боявшись обстрелов и потери голоса пела в любые морозы перед бойцами. Она дала сто шесть концертов в блокадном Ленинграде - без микрофона, на открытом воздухе, в неотапливаемых помещениях.

И просили ее исполнять не патриотические песни, а любимые довоенные романсы…

Да, были в ее творческой судьбе и годы забения. Когда романсы оказались не угодны цензорам советской культуры, двадцать два года Юрьева была отлучена от сцены. Во время создания фильма об артистах прошлых лет, режиссеры вспомнили о Юрьевой, и удивились, когда узнали, что она жива. А она была очень рада вернуться к любимой публике и к артистической жизни…

Когда Юрьевой исполнилось сто лет, она сказала: » Сто лет — это, конечно, много, — Но я вам честно скажу: как хочется еще пожить!» В сентябре 1999 года в Государственном концертном зале «Россия» отмечали ее 100-летний юбилей; она была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».

Зал встал, когда на сцену вышла элегантная подтянутая женщина в эффектном черном платье со шлицей, в лодочках на каблуках и запела, эмоционально, словно вновь переживая тяжесть разлуки с близким человеком. «Мы только знакомы».

Зал провожал ее со сцены, стоя…

Изабелла Юрьева перешагнула в двадцать первый век. Не надолго, ее не стало 20 января 2000 года…

(2000-01-20 ) (100 лет) Место смерти Страна

СССР СССР → Россия Россия

Профессии Певческий голос Жанры

эстрада, русские и цыганские романсы

Награды

Изабе́лла Дани́ловна Ю́рьева (настоящая фамилия Ливикова ; 7 сентября / , Ростов-на-Дону - 20 января , Москва) - советская и российская эстрадная певица (контральто). Народная артистка России (1992).

Биография

Изабелла Юрьева родилась 26 августа (7 сентября) года (по паспорту - 25 августа (7 сентября) ) в Ростове-на-Дону в многодетной еврейской семье. Её отец, Даниил Григорьевич Ливиков, был мастером по театральным шляпам; мать, Софья Исааковна, - постижёром .
С 1920 года обучалась в Петрограде у пианиста и композитора А. В. Таскина. Дебютное выступление состоялось в 1922 в кинотеатре «Колизей», где Юрьева исполнила несколько песен, в том числе «Нищую» А. Алябьева - П. Беранже. Получила приглашение выступать в московском «Эрмитаже». В том же году состоялась её первая гастрольная поездка в Ростов. Наряду с русскими романсами («Жалобно стонет ветер осенний», «Когда по целым дням…», «Только раз бывает в жизни встреча» и др.) включает в программу своих концертов старинные цыганские песни («Роща», «Валенки»). В 1925 году Изабелла Юрьева вышла замуж за юриста Иосифа Аркадьевича Эпштейна (ум. в 1971), который под творческим псевдонимом Иосиф Аркадьев стал её постоянным администратором, а также автором слов к исполненным ею шлягерам «Ласково взгляни», «Весенняя песенка», «Первый бал», «Твои письма», «Если помнишь, если любишь», «Если можешь - прости», «О любви и дружбе» (ответ на песню «Дружба», исполняемую В. Козиным) и других. В 1929 году принимает участие в вечере цыганского романса в Колонном зале в Москве. За своеобразное исполнение цыганских песен Юрьеву стали называть «белой цыганкой». Постоянными концертмейстерами певицы были Симон Каган, Давид Ашкенази , и Евгений Рохлин , записи 1937-1941 годов составили диск "Старинные романсы и песни" .

Фонографический дебют певицы состоялся в 1937 спустя 15 лет после первого выступления. В годы Великой Отечественной войны участвует в шефских концертах на Карельском и Калининском фронтах . Особым успехом у солдат пользуются песни из раннего репертуара певицы: «Саша», «Когда падают листья» (на музыку Евгения Рохлина), «В старом саду», «Белая ночь».

В послевоенный период певица была незаслуженно забыта. Только в 1992 году она, наконец, была удостоена звания народной артистки России , затем награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999).

Изабелла Даниловна Юрьева последние годы проживала в Трёхпрудном переулке и скончалась 20 января 2000 года в Москве . Похоронена на Донском кладбище .

Судьба Юрьевой с некоторыми изменениями легла в основу романа Михаила Шишкина «Венерин волос ».

Награды

Напишите отзыв о статье "Юрьева, Изабелла Даниловна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Юрьева, Изабелла Даниловна

Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.

Даву был Аракчеев императора Наполеона – Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью.
В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этой необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдиравший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски благородном и нежном характере Александра.

Впервые выступила на эстраде в Ростове в летнем парке в 1920 году, исполнив романс "По старой Калужской дороге", а ее первым аккомпаниатором был талантливый киевский пианист и композитор Артур Полонский, автор пьесы "Цветущий май".

В 1922 году в Москве Изабелла Юрьева с сестрой Анной посетила А.В.Таскина, в прошлом аккомпаниатора знаменитых А.Вяльцевой и Ф.Шаляпина, и когда он услышал голос никому еще не известной певицы, то сразу же предложил ей разучить несколько романсов и на следующий день выступить в концерте.

В 1925 году после одного из концертов уже популярной в Москве и Ленинграде Изабеллы Юрьевой к ней подошел симпатичный молодой человек и сказал, что у нее не только замечательный голос, но что она еще и обаятельная женщина. Это был Иосиф Аркадьев. Вскоре он стал не только ее администратором, но и мужем, о чем она никогда не жалела - он сумел обеспечить ей безбедную жизнь и стал ее единственной любовью. Они прожили вместе 46 лет (он умер в 1971 году), и это были, по признанию Юрьевой, самые счастливые годы в ее жизни. Иосиф Аркадьевич, к тому же, был неплохим поэтом и стал автором текстов знаменитых юрьевских шлягеров: "Ласково взгляни", "Весенняя песенка" и "Если можешь - прости".

1926 год Юрьева провела с мужем в Париже. Она очаровала парижскую публику. Ей предложили выступить в знаменитой "Олимпии" и даже сняться в главной роли в франко-испанском фильме, но она отказалась, так как готовилась стать матерью и родила сына в такси у ворот роддома.

Сын Володя родился с врожденным пороком сердца и, прожив чуть больше года, умер в Ленинграде (там жили родственники мужа). "Муж ни за что на свете не брал меня хоронить ребенка, - вспоминает Изабелла Даниловна. - Я осталась в Москве со своим горем. А через два дня вынуждена была выступать на сцене дорогущего мюзик-холла на площади Маяковского. Мне было сказано: публика ничего не должна знать, она пришла веселиться... И я пела, держась за стул. А в ложе над сценой плакала опереточная прима Клавдия Новикова, моя приятельница. Она все знала..."

В 1937 году Юрьева записала на пластинку первую песню "Ты помнишь наши встречи" Ильи Жака и Андрея Волкова, которая через три года стала шлягером, но не у нее, а у К.Шульженко.

Супруги Юрьева и Аркадьев разъезжали по Москве на шикарном "Крайслере". Второй такой был, по слухам, чуть ли не у самого Ежова. Огромные гонорары Юрьевой, о которых могли только мечтать ведущие оперные певцы, и солидные доходы преуспевающего Аркадьева позволили этой супружеской паре обставить квартиру антикварной мебелью и построить под Воскресенском дачу с шестью балконами и террасой площадью в 24 кв.м. Их соседями по даче были ведущие актеры МХАТа и Малого театра. В этом дачном поселке было всего два телефона - у примы Малого театра Веры Пашенной и у Изабеллы Юрьевой. В 60-х годах Юрьева и Аркадьев решили продать дачу за 22 тысячи рублей какому-то священнику, но, не получив разрешения властей, продали ее всего за 10 тысяч Олегу Лундстрему, ныне здравствующему руководителю знаменитого биг-бенда.

Не обошли вниманием Юрьеву и высшие чины страны. "Как-то вечером зазвонил телефон, - вспоминает певица. - Нас приглашали приехать в Кремль, сказали, что пришлют машину. Мы с мужем вначале не поверили, но трубку на том конце взял Иван Семенович Козловский и сказал: "Пунчик, вас здесь ждут, приезжайте". В Кремле за ужином я оказалась рядом с Михаилом Ивановичем Калининым. После ужина предстояло выступить, и я очень волновалась. Михаил Иванович это заметил и стал меня успокаивать. А потом сказал: "Впрочем, я вас понимаю. Я тоже волнуюсь перед выступлением". Потом меня друзья упрекали, почему я не замолвила перед ним слово о смягчении политики гонения на романс".

Конечно, у Юрьевой была масса поклонников. Еще до замужества, покоренный ее красотой, ей предлагал руку и сердце богатый американский миллионер Арманд Хаммер, но она не могла себе представить жизнь вдали от России. Когда она была уже замужем, на ней хотел жениться любвеобильный поэт и переводчик Самуил Маршак. Михаил Зощенко подарил певице свою новую книгу с дарственной надписью, а потом так зачастил в гости к Юрьевой и Аркадьеву, что последний предупредил Изабеллу: "Если Зощенко еще раз попытается к нам прийти, я спущу его с лестницы!"

В 1966 году Юрьева оставляет профессиональную эстраду, а через пять лет умирает Аркадьев, ее единственная любовь, и для нее наступает тот грустный период жизни, о котором так метко сказала Фаина Раневская: "Одиночество - это когда есть телефон, а звонит будильник". Изабелла Даниловна никогда не умела и до сих пор не умеет готовить, поэтому, оставшись одна и остро ощутив дефицит общения, она стала боготворить домработниц, однако немногие из них задерживались подолгу, соблазнившись антикварными вещами хозяйки.

В 1992 году российская общественность торжественно отметила 90-летие Юрьевой. Ей наконец-то было присвоено давно заслуженное звание народной артистки России, а в 1994 году она пригласила известных мастеров искусства в ресторан "Прага" отметить свое... 95-летие. Приглашенные были шокированы: как такое может быть? А объяснялось это очень просто. Когда в СССР вводилась паспортная система, возникла реальная возможность добавить или скостить себе годик-другой. Конечно, большинство женщин, особенно из богемы, воспользовались этим (достаточно вспомнить Любовь Орлову или Марию Литвиненко-Вольгемут). Юрьева, от природы скромный человек, скостила себе всего три года. Но в 1994 году, вспомнив, что ее года - ее богатство, и чувствуя, что в ее пороховнице достаточно пороха, чтобы встретить и вековой юбилей, она и открыла свою тайну. Замысел блестяще удался.

Наша героиня - королева цыганского романса, талантливая женщина, звезда 20-40-х годов прошлого века.
Она же - Изабелла Юрьева. Биография, личная жизнь певцы - все это сложно уместить на одной странице.
Ведь она прожила 100 лет. В ее судьбе было немало радостных и печальных событий. Но можно сказать одно: таких артистов не забывают.

Родилась 26 августа (7 сентября) 1899 года в Ростове-на-Дону. Однако в паспорте указана другая дата - 25 августа (7 сентября) 1902 года. Она из многодетной еврейской семьи. Ее девичья фамилия - Ливикова. Отец Изабеллы, Даниил Григорьевич, был мастером по театральным шляпам. А мама ее работала постижером в местном театре.

У нее было три старших сестры (Аня, Катя и Маша), а также брат. Девочки всегда жили дружно, увлекались музыкой. Они не обижали единственного братишку.
В доме у Ливиковых часто проходили концерты. Даниил Григорьевич вместе с четырьмя дочками исполнял любимые песни.
Легенды и слухи
Чем же так отличалась от других детей Белла Ливикова (она же - Изабелла Юрьева). История жизни нашей героини. По семейному приданию, в тот день, когда девочка родилась на свет, в ростовской музыкальной мастерской произошел один случай. Внутри фортепианного корпуса неожиданно лопнула струна. Этот тревожный дрожащий звук достаточно долго держался в воздухе, вызывая раздражение у местных жителей. Однако потом представители семейства Ливиковых догадались, что это был знак - родился музыкально одаренный ребенок. Речь идет о Белле. Отец и мать были уверены в том, что она стать известной артисткой.


У многих российских граждан, рожденных до революции 1905года, указывались две даты появления на свет (по новому и старому стилю). Сейчас это многим кажется странным. А что же Изабелла Юрьева? Биография ее выглядит несколько запутанной. Большую часть жизни певица утверждала, что родилась в 1902 году. Однако за несколько лет до смерти у нее состоялся откровенный разговор с журналистами. Исполнительница цыганских романсов призналась в том, что отсчет ее жизни надо вести с 1899 года. Как же так получилось? Все просто: в 1932 году в СССР ввели паспортную систему. Многие гражданки захотели «омолодиться», убрав несколько лет. К примеру, так поступила легендарная актриса Любовь Орлова.
Способности
Родители мечтали о том, чтобы их младшая дочь стала врачом. Но у девочки был явный певческий талант. В какой-то момент отец и мать смирились с этим.
Изабелла Юрьева, биография которой нами рассматривается, хотела, чтобы кто-то оценил ее талант и творческие перспективы. Когда девочке исполнилось 16 лет, мама отвела ее к своему знакомому - скрипачу симфонического оркестра по фамилии Цимбалист. Вскоре он организовал Белле публичное прослушивание в городском саду Ростова. Наша героиня исполнила три композиции - «Над полями», «Помню, я молодушкой была» и «По старой Калужской дороге». Она поразила всех чистотой и глубиной голоса.

Однако прослушивание прошло не так гладко, как хотелось бы Белле.
Во время исполнения одной из песен к ней в рот залетел комар.
Она едва не задохнулась. Изабелла подумала, что теперь ей можно забыть о сцене.
Но публика простила девочке эту легкую заминку. Юная красавица покидала городской сад под громкие аплодисменты. Начало творческого пути 17-летняя Белла вместе с мамой отправилась в Петроград. Их целью было не знакомство с достопримечательностями. Девочка хотела попасть на прослушивание к профессору консерватории. На тот момент старшая сестра нашей героини (Анна) уже была студенткой этого заведения (класс фортепиано). Специалисты прослушали Беллу и сказали: «Ей не нужно учиться. У нее от природы поставленный голос».

С 1920 года наша героиня проживала в Петрограде, обучаясь у композитора и профессионального пианиста А. Таскина. Когда же состоялось дебютное выступление Беллы? В 1922 год она вышла на сцену кинотеатра «Колизей», исполнила несколько песен. Ее представили как Изабеллу Юрьеву. Настоящая фамилия казалась девушке неблагозвучной.
Изабелла Юрьева: биография, личная жизнь
В 1925 году талантливая певица вышла замуж. Ее избранником стал юрист Иосиф Эпштейн, взявший себе псевдоним Иосиф Аркадьев. Он стал администратором супруги. А еще этот мужчина проявил себя как талантливый автор текстов для песен. Именно Иосиф написал слова для таких шлягеров в исполнении Беллы как «Весенняя песенка», «Твои письма», «Ласково взгляни» и других.

Весь 1926 года супружеская чета провела в Париже. Советская исполнительница романсов смогла очаровать местную публику. Ей даже поступила заманчивое предложение - выступать в знаменитой «Олимпии». Но Белла ответила согласием. Многие уверены в том, что у певицы и ее мужа Иосифа не было общих детей.
Но это не совсем так. По возвращению из Парижа в Москву Изабелла Даниловна узнала о своем «интересном положении». Вскоре у супругов родился сын, которого они назвали Владимиром. Но радость материнства Юрьева испытывала недолго.
В московской коммуналке (на 16 кв. м) приходилось ютиться впятером (сестра с мужем, Белла с Иосифом и сыном). Артистке предстояло выступить на нескольких концертах. Чтобы обеспечить жене комфортные условия, Аркадьев отвез маленького сына к родственникам в Ленинград. Спустя какое-то время оттуда пришло страшное известие - мальчик умер. Ему было всего 1 год и 2 месяца.
Певица с ума сходила от горя. На похороны ребенка поехал Иосиф, а ей запретил.
В этот день Юрьевой нужно было выступать. Она преодолела себя. Белла вцепилась в спинку стула. С каменным лицом наша героиня исполняла одну композицию за другой. Слушатели в зале даже не догадались о том, какое горе внутри себя она переживает.
С ноября 1928 по 1936 гг. у Беллы был перерыв в творческой деятельности.
И такая пауза оказалась уместной. Ведь в этот период РАПМ боролся с цыганщиной во всех ее проявлениях.

Жилищные условия
Артистке трудно было существовать вне сцены. Аркадьев отлично это понимал. Поэтому он сделал все, чтобы превратить повседневную жизнь супруги в подобие сказки. В 1931 году они переехали из тесной комнаты в коммуналке в просторную квартиру на Трехпрудном переулке. Раньше в этом доме проживала известная поэтесса М. Цветаева. Семья постепенно обставляла новые апартаменты.
Муж устраивал для Беллы приятные сюрпризы. Часто, просыпаясь по утрам, исполнительница романсов видела у себя на прикроватном столике букет цветов и шоколадную плитку «Золотой ярлык». А на день рождения Юрьева получила от супруга перстень Фаберже, инкрустированный бриллиантами. На протяжении нескольких лет Аркадьев строил двухэтажную дачу под Воскресенском.
Он сам разработал проект, включив в него 6 балконов и огромную террасу.
Летом Белла и Иосиф отдыхали на Клязьме. Они наслаждались великолепными пейзажами, кушали свежую клубнику, катались на лодке и устраивали пикники с друзьями. Юрьевой все это нравилось. Но с каждым днем она все больше скучала по сцене. Муж не был против ее возвращения на эстраду. Аркадьев даже написал для нее несколько новых композиций - «Первый бал», «Если можешь, прости» и «Ответ на дружбу». Известные поклонники Многие советские мужчины мечтали о такой красивой и талантливой женщине как Изабелла Юрьева.

Биография
(кратко) ее знаменитых поклонников
Арнольд Хаммер
Сын европейского эмигранта из Одессы. Он был одним из тех, кто помогал большевикам снять экономическую блокаду Запада. И вскоре в СССР пришел американский капитал. В том время, как большинство советских граждан были нищими и голодными, он жил на широкую ногу.
В своей квартире он создал настоящий музей из антикварной мебели, картин и прочих предметов. Любовь к цыганским романсам и слабость к женской красоте сделали его одним из главных воздыхателей Юрьевой.
Самуил Маршак
Известный поэт и переводчик тоже проникся огромной симпатией к красавице Изабелле. Но она была готова строить с ним только дружеские отношения. Похоже, что Маршаку не везло в любви. Ведь редактор издательства Тамара Габбе тоже не ответила ему взаимностью.
Михаил Зощенко
Еще при жизни его называли «магистром смеха». И вполне заслуженно.
Чтобы убедиться в юмористическом таланте Михаила Михайловича, достаточно прочесть его рассказы. Зощенко был весьма решительным мужчиной. Он приходил домой к Юрьевой, чтобы пообщаться с ней наедине. Своими частными визитами писатель вывел мужа Изабеллы из себя. Иосиф Аркадьевич пообещал, что в следующий раз спустит с лестницы навязчивого ухажера. Зощенко больше не приходил.
Противостояние
Многие советские граждане знали, кто такая Изабелла Юрьева. Биография, фото певицы печатались в газетах и журналах. Если вы думаете, что о ней писали исключительно хвалебные статьи, то ошибаетесь. В начале 1940-х годов ее стали травить в печати. Даже Исаак Дунаевский призывал нашу героиню «осоветить» свой репертуар. В 1941 году началась война. В разных городах СССР создавались фронтовые концертные бригады. В один из них входила и Изабелла Юрьева. Биография говорит о том, что она выступала на призывных пунктах и в госпиталях. Наша героиня успела побывать и в Сталинграде, и на Карельском фронте. Лирические песни и романы в ее исполнении поднимали дух раненных и здоровых бойцов, вселяли в них надежду на светлое будущее. По окончании войны травля ее как певицы продолжилась. Во время записи пластинок редакторы придирались именно к манере исполнения. Ей предлагалось воспевать Сталина.
А если бы она согласилась? Тогда звание заслуженной или народной артистки быстро бы получила Изабелла Юрьева. Биография и история, как известно не терпят сослагательного наклонения. Наша героиня в очередной раз ответила отказом.
Тем не менее гонимая многими артистка жила в достатке. Они с мужем разъезжали по Москве на роскошном «Крайслере». Второй такой автомобиль был лишь у Ежова. Огромные гонорары ее мужа, Иосифа Эпштейна, позволили им жить как у Христа за пазухой. Их квартира была обставлена антикварной мебелью, а также отделана натуральным камнем и шелком. У супругов имелась и двухэтажная дача с шестью балконами. О такой роскоши обычные советские люди даже и мечтать не могли.
Как же в условия постоянной травли выстраивала свою карьеру Изабелла Юрьева. Биография, песни в ее исполнении интересовали людей все меньше. И вот в 1959 году она распустила свой ансамбль. Певица продолжала участвовать в сборных концертах, но все реже. На афишах ее имя и фамилия не указывались (по приказу начальника отдела культуры).

В 1965 году состоялся последний концерт Изабеллы Юрьевой. Он проходил в стенах Ленинградского театра эстрады. В зале собрались истинные поклонники ее таланта. Люди слушали романсы в исполнении Беллы и плакали. В этот день наша героиня выглядела особенно великолепно - молодая, стройная, с красивой прической.
Она хотела, чтобы публика запомнила ее именно такой.
Жизнь с чистого листа
В 1971 году стала вдовой Изабелла Юрьева. Биография певицы содержит сведения о том, что ее муж Иосиф Аркадьевич Эпштейн скоропостижно скончался. Певица оказалась одинокой и беспомощной женщиной. Ведь за все эти годы брака она ни разу не ходила в магазин за хлебом и другими продуктами, не убиралась в доме.
Даже зажигать газовую конфорку Белла так и не научилась. Всем этим занималась домработница, нанятая Иосифом. Чтобы не погрузиться в одиночество и глубокую депрессию, Юрьева подселяла к себе девушек-студенток. Они же выполняли функцию домработниц. Вскоре у нашей героини стали пропадать вещи: предметы из дорого сервиза, серебряные ложки, памятные письма от знаменитых людей.
В итоге Белла «разогнала» всех и осталась один на один со своим одиночеством.
Дни напролет бывшая звезда эстрады проводила в четырех стенах.
Она подолгу рассматривала фотографии разных лет, прослушивала раритетные аудиозаписи. И вдруг в 1970-х годов у советских граждан вновь проснулся интерес к такому музыкальному направлению как романс. Вот только талантливых и самобытных исполнителей было немного. Журналисты и режиссеры вспомнили о Юрьевой.
Ее стали приглашать на радио и телевидение. О таком всплеске популярности даже не думала Изабелла (Юрьева) Даниловна.
Биография ее интересовала молодое поколение. А исполнительница очень расстраивалась, когда прослушивала свои записи 30-х годов. Ведь тогда ее заставляли искусственно завышать голос, убирать гортанные ноты. А еще не приветствовалась излишняя эмоциональность в песнях. Одним словом, никакой свободы в творческом выражении.


Долгожданные награды Когда же звание «Народная артистка» получила певица Изабелла Юрьева? Биография указывает на то, что это произошло в 1992 году. В свой 100-летний юбилей наша героиня была удостоена Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Эту награду ей вручили в Кремлевском дворце в сентябре 1999 года. Певица была растрогана до слез.

Смерть

20 января 2000 года этот мир покинула Изабелла Юрьева.
Свой последний приют великая исполнительница обрела на Донском кладбище, что на юго-западе Москвы. Родственников и друзей Беллы давно нет в живых.
Поэтому ухаживать за ее могилой некому. Лишь истинные ценили культуры иногда приходят туда, чтобы возложить цветы и прибраться. Изабелла Юрьева - талантливая и интересная личность. Именно такой была Изабелла Юрьева.
Пусть земля ей будет пухом…

РОМАНС ЖИЗНИ ИЗАБЕЛЛЫ ЮРЬЕВОЙ

«Разбила бы все зеркала! Ужасно, что женщина стареет, а душа остается молодой…»

Ее обожали, потом забыли, и на исходе века вспомнили вновь. Королева цыганского романса, имя которой гремело в 1920–40-х годах, прожила целый век. От нее требовали «осоветить» репертуар, запрещали выступать, заставляли менять текст классических романсов. Но она не сдавалась. Пройдет время, и импресарио назовут Изабеллу Юрьеву «Мадам Вечный Аншлаг», – попасть на ее выступление было непросто.

«Учиться не надо…»

Выдающаяся певица родилась 1899 года в Ростове-на-Дону. Отец был мастером по театральным шляпам, а мать – постижером в ростовском театре. Сама певица вспоминала: «Нас, детей, было пятеро: четыре сестры и брат. Большая дружная еврейская семья».

Сосед Ефим Цимбалист – скрипач симфонического оркестра, услышав однажды, как поет Беллочка Ливикова, стал уговаривать родителей показать девочку специалисту. Но отец и слышать не желал, чтобы его дочь стала певицей.

Шестнадцатилетнюю девушку Ефим пригласил спеть в концерте на летней площадке театра. Она исполняла романс из репертуара модной в ту пору Натальи Плевицкой «По старой Калужской дороге». Спела два куплета, и… комар влетел ей прямо в рот, открытый на высокой ноте. Юная певица поперхнулась, закашлялась и убежала со сцены, решив, что это конец карьеры. Ей дали воды, утешили, уговорили спеть заново. Зрители встретили аплодисментами и заставили исполнить еще две песни.

Узнав об этом успехе, родители изменили свое решение и отправили Изабеллу в Питер, к сестре Анне, которая училась там в консерватории. Та отвела сестру к своему профессору. Прослушав Изабеллу , он сказал: «Судьба послала ей природную постановку голоса. Учиться не надо. Ни в коем случае! Сведите ее с хорошим эстрадным певцом, пусть выучит с ней несколько песен – и она готовая певица».

В 1922 году в Москве Изабелла с сестрой побывала у бывшего аккомпаниатора Федора Шаляпина, и когда он услышал голос никому еще не известной певицы, то сразу же предложил ей разучить несколько романсов и на следующий день выступить в концерте. С тех пор она взяла себе псевдоним .

Изабелла Юрьева – не просто певица

Предстояло завоевать не только Москву, но и Питер, где в середине 1920-х певицу еще не знали. Как раз в это время в Эрмитаж приехал администратор Рафаэль отбирать артистов для концертов в Питере. Но в Северной столице с неизвестной «певичкой», «девчонкой» и разговаривать не желали, а за дорогостоящий контракт грозили Рафаэлю увольнением. Но тот буквально умолял: «Я увидел, услышал и умер. И вы умрете». Ему отвечали: «Берите ее с собой и поезжайте умирать в Москву». И все же Рафаэль настоял на своем.

В зале сидели эстрадные администраторы, директора оперы и кинотеатров. Изабелла исполнила одну песню, вторую, третью. И вдруг раздались долгожданные аплодисменты. Импресарио начали наперегонки приглашать певицу. Вдруг поднялся молодой мужчина и ставит точку: «Позвольте я возьму ее к себе». Он прошел за кулисы, поцеловал ей руку. «Вы не только прекрасная певица, но и красивая женщина». Этот комплимент Иосиф Аркадьев (Эпштейн), в то время главный администратор театрального концерна, повторял ей 46 лет, до самой своей смерти. Он сумел обеспечить ей безбедную жизнь и стал ее единственной любовью. Это были, по признанию Юрьевой , самые счастливые годы в ее жизни. Иосиф Аркадьевич стал автором текстов знаменитых юрьевских шлягеров: «Ласково взгляни», «Весенняя песенка» и «Если можешь – прости».

С Иосифом Аркадьевым Изабелла Даниловна отправилась во Францию. Весь 1926 год супруги провели в Париже. Юрьева очаровала французскую публику. Ей предложили выступить в знаменитой «Олимпии» и даже сняться в главной роли во франко-испанском фильме, но она отказалась. Певица в то время готовилась стать матерью и родила сына в такси у ворот роддома.

Сын Володя появился на свет с врожденным пороком сердца и, прожив чуть больше года, умер. «Я осталась в Москве со своим горем. А через два дня вынуждена была выступать на сцене дорогущего мюзик-холла на площади Маяковского. Мне было сказано: публика ничего не должна знать, она пришла веселиться… И я пела, держась за стул. А в ложе над сценой плакала опереточная прима Клавдия Новикова, моя приятельница. Она все знала…» – вспоминала позже Изабелла Даниловна .

«Связки не выдерживают…»

В 1937 году Юрьева записала на пластинку первую песню «Ты помнишь наши встречи» Ильи Жака и Андрея Волкова, которая через три года стала шлягером, но не у нее, а у .

К началу 1940-х годов Изабеллу Даниловну начали травить в печати. Даже требовал «осоветить» репертуар певицы. С началом Великой Отечественной войны стали создаваться фронтовые концертные бригады, в состав которых вошла и Юрьева . Она выступала в госпиталях, на призывных пунктах, ездила на Карельский фронт, в разрушенный Сталинград. После войны объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, современные лирические песни.

с Иосифом Аркадьевым

Но травля русского романса, притихшая было за войну, возобновилась летом 1946 года. Юрьева почувствовала эту опалу на себе, когда при записях на пластинку редакторы придирались к тексту и непосредственно к ее исполнительской манере. А петь предписывалось о том, как «…стоит на вахте мира прославленный шахтер, он в угольные скалы врубается в упор. Не спит товарищ Сталин ночами напролет, он тоже вахту мира в Кремле сейчас несет». Естественно, она отказалась исполнять подобное, заявив, что «мои голосовые связки не выдерживают этой тональности».

Тем не менее Юрьева и Аркадьев разъезжали по Москве на шикарном «крайслере». Второй такой был, по слухам, чуть ли не у самого Ежова. Огромные гонорары, о которых могли только мечтать ведущие оперные певцы, и солидные доходы преуспевающего Аркадьева позволили этой супружеской паре обставить квартиру антикварной мебелью и построить дачу с шестью балконами. В этом дачном поселке было всего два телефона – у примы Малого театра Веры Пашенной и у Изабеллы Юрьевой .

Знаменитые поклонники Изабеллы Юрьевой

Не обошли вниманием Юрьеву и высшие чины страны. Как-то вечером зазвонил телефон. Певицу приглашали приехать в Кремль. Там за ужином она оказалась рядом с Михаилом Калининым. Позже Изабеллу Даниловну друзья упрекали за то, что та не замолвила перед ним слово о смягчении политики гонения на романс.

Конечно, у Юрьевой была масса поклонников. Еще до замужества, покоренный ее красотой, ей предлагал руку и сердце американский миллионер Арманд Хаммер, но она не могла себе представить жизнь вдали от России. Когда она была уже замужем, на ней хотел жениться любвеобильный поэт и переводчик Самуил Маршак. Михаил Зощенко подарил певице свою новую книгу с дарственной надписью, а потом так зачастил в гости к Юрьевой и Аркадьеву, что муж предупредил Изабеллу : «Если Зощенко еще раз попытается к нам прийти, я спущу его с лестницы!»

P. S.

В 1955-м эстрадные артисты пережили очередную советскую трагедию. Всех, кто достиг пенсионного возраста, хотя многие были еще в расцвете творческих сил, принудили оставить сцену. В 1966 году Юрьева оставляет профессиональную эстраду, а через пять лет умирает Аркадьев, ее единственная любовь, и для нее наступает тот грустный период жизни, о котором так метко сказала Фаина Раневская: «Одиночество – это когда есть телефон, а звонит будильник». Изабелла Даниловна звание народной артистки России получила лишь к своему 90-летию, в 1992 году.

Умерла в Москве 2000 года. Но песни ее и голос продолжают жить своей жизнью – «Если можешь, прости», «Очи черные», «Только раз бывают в жизни встречи…».

ФАКТЫ

Она нигде ни у кого никогда не училась. Бог наделил ее голосом, музыкальной памятью и артистизмом. До конца своих дней не знала нот, а все свои песни разучивала по слуху. С ней выступал превосходный аккомпаниатор Семен Каган, и этого было достаточно.

За удивительную красоту Изабеллу Даниловну называли «камеей» и «белой цыганкой». Чтобы ничем не подчеркивать некую легкость своего жанра, она одевалась очень строго. Предпочитала черное бархатное платье со шлейфом и длинной нитью жемчуга. Зрители, попавшие на концерт впервые, недоумевали, настолько хрупкий облик не вязался с сильным грудным голосом.

Изабеллу Юрьеву несколько раз приглашали в Кремль вместе с , Хенкиным и Козловским, предупредив: «Только не агитируйте нас за советскую власть, можете петь любую цыганщину, советских песен не надо».

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена