Иудушка головлев описание. Иудушка головлев. Сочинение на тему Иудушка

Написал роман «Господа Головлевы» в 1875-80 годах. Произведение представляет собой хроники, описывающие жизнь одного семейства. Поначалу автор даже хотел дать книге созвучное название, но решил вывести героев на первый план.

История создания

В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев. Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики.

Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.


Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа. Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке.

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

«Господа Головлевы»


В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц. Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об , который предал . Лейтмотив был использован в романе. Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.

Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево. Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей. Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.


Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.

С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.

Автор не раз относит Иудушку к миру тьмы, напоминая о его связи с демоническими силами. Его поступки подтверждают это. Толкнув собственных сыновей на смерть, он не испытывает угрызений совести. Бездушно выносит имущество из Погореловки, отрекается от сына. Салтыков-Щедрин часто сравнивает героя со змеем, губящим окружающих. Словами Иудушка «накидывает петлю» и обезоруживает жертву. В его словесные сети попадаются мать, братья и даже слуги.


Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни. Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа . В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.

Цитаты

Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.

«Птицам ум не нужен… потому что у них соблазнов нет», - говаривал Порфирий. Его главным соблазном было владение имуществом, принадлежавшим семье.

До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.

«Мы здесь мудрствуем да лукавим, и так прикинем, и этак примерим, а Бог разом, в один момент, все наши планы-соображения в прах обратит», - говорил он.

И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.


Иллюстрация к книге "Господа Головлевы"

Иудушке принадлежат слова:

«Тело-то мы, маменька, микстурками да припарочками подправить можем, а для души лекарства поосновательнее нужны».

Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.

Экранизации

В 1933 году режиссер Александр Ивановский снял фильм по мотивам романа «Господа Головлевы». Роль Порфирия Головлева сыграл Владимир Гардин. Первая экранизация произведения представляла собой черно-белое кино и сегодня не имеет особой популярности.


Произведение актуально на театральных подмостках, где в роли Иудушки выступали знаменитые драматические артисты. Роль Порфирия Головлева на сцене МХАТ в 1987 году исполнил . В 2005 году его успех в этом образе повторил .

Тема: Семейная тема в романе «Господа Головлевы». Система образов-персонажей романа. Образ Иудушки.

Цель: - продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина, познакомить с романом «Господа Головлевы», его проблематикой, системой образов-персонажей; разобрать образ Иудушки;

Развивать аналитическое и образное мышление, чувство юмора и иронии, память, речь;

Воспитывать гражданственность и гуманизм, нетерпимое отношение к неправде и злу, пошлости жизни; формировать читательскую культуру.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.

Что посеет человек, то и пожнёт.

Из послания Галатам , Евангелие

    Верные и неверные утверждения.

-Мы познакомились с вами с биографией Салтыкова –Щедрина, начали изучать роман «Господа Головлевы». Вспомните и подтвердите или опровергните мои утверждения:

    Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее, где учился и Пушкин.

    Он знаменит своими лирическими стихами, сторонник «чистого искусства в поэзии»,

    Салтыков -Щедрин служил вице-губернатором Рязани и Твери, награжден орденом Св. Иоанна Иерусалимского за заслуги перед Отечеством.

    Был главным редактором журнала «Отечественные записки» после смерти Некрасова.

    За его роман «Господа Головлевы» Салтыкова – Щедрина сослали в Вятку.

    Знаменит как писатель-сатирик, написал более 30 сатирических сказок, несколько сатирических повестей и романов

    Главным героем романа «Господа Головлевы» является Угрюм-Бурчеев

    Попросил похоронить его на Волковом кладбище около Тургенева.

    Целью романа «Господа Головлевы» стало показать, что разрушение общества начинается с разрушения семьи.

    Составление кластера «Семья».

А что такое семья в вашем понимании. Давайте запишем ваши слова-ассоциации. Слайды презентации.

Семья

Внимание уважение

Ответственность забота

Любовь

Прощение взаимопомощь труд

Было ли это все в семействе Головлевых? Какие там царили отношения?

Вспомните, что мы можем рассказать об Арине Петровне? Главе семейства Владимире Михайловиче? Степке –балбесе? Павле? Для чего в 1 главе Арина Петровна собирает своих сыновей на семейный совет?

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. - Сегодня мы более подробно поговорим с вами о главном герое этого романа – Иудушке Головлеве. Работа над романом, особенно над образом Порфирия Головлева, сопровождалась напряженными творческими исканиями. «Боюсь одного, - высказывает Салтыков-Щедрин свои опасения Некрасову в 1876 г., - как бы не скомкать Иудушку».

- Почему Арина Петровна из четверых своих детей только среднего, Порфишу, не то что любила, а словно побаивалась?

    Обратите внимание, где и в каких ситуациях встречается в авторской речи эпитет «загадочный» и к кому он в первую очередь отнесен?

Арина Петровна, как ей казалось, умела хорошо разбираться в людях. В Порфирии же она чувствовала нечто загадочное, до поры до времени неразъясненное. Салтыков-Щедрин пишет, что «Арина Петровна давно уже с какою-то подозрительностью относилась к сыновним заискиваньям. Этот пристально устремленный взгляд казался ей загадочным, она не в силах была определить, что именно он источает из себя.

Во всей мировой литературе найдётся немного образов, по своему художественному совершенству равных образу Иудушки.

Чего больше в образе Иудушки: сатирического или трагического?

Какие мифологические и библейские мотивы использовал автор в произведении?

2. Проверка домашнего задания.

1 группа - Детство Порфирия

-Почему в детстве Порфирий вызывает смутное чувство у матери?

Почему его называют Иудушка, Кровопивушка и откровенный мальчик?

Как раскрывается характер персонажа в его портрете и речи?

Какое мифологическое поверье находит отражение в словах старца незадолго до рождения Порфирия? В чём его смысл?

(чтение стр. 117-118 хрестоматия, стр. 64 романа, стр. 71, 83, 117, 130, 177, 223)

Слайды 9-23 презентации

Иудушка производит впечатление очень религиозного человека, так ли это?

Иудушка убивает родных, обволакивая их сладкой, клейкой паутиной слов. Не случайно он часто сравнивается с пауком, который плетет паутину для своих жертв. А с пауком, как известно, в народном сознании связано представление о злом, темном начале, о дьяволе, искушающем человека.

2 группа

Как складывались отношения между Порфирием Владимировичем и братьями?

Какой библейский сюжет трансформируется в этих отношениях?

3 группа

Как складывались отношения между Порфирием Владимировичем и матерью?

Какой библейский сюжет находит отражение в этих отношениях?

Когда и за что мать прокляла его?

4 группа

Какой Порфирий Владимирович отец?

Какая евангельская притча преломляется в его отношениях с сыновьями? (стр.113, 124-125 романа)

IV . Применение. Формирование умений и навыков

Составление таблицы «Образ Иудушки»

-Какие качества Порфирия можно назвать, как доминирующие?

Лицемерие

жадность

пустословие

равнодушие

Хитрость

«Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов»

Обратите внимание на то, что героя называют не Иуда, а Иудушка, не кровопийца, а кровопивушка. Необычные для этих слов суффиксы идут вразрез с теми понятиями, которые этими словами обозначаются.

Странные, непривычные суффиксы эти - замечательная находка Салтыкова-Щедрина, благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобрели благодушный, ласковый оттенок. Зловещие слова замаскировались, надели маску «приличности», «благодушия».

Иудушка = Иуда + душка

Тот, кто он на самом деле Тот, кем он прикидывается

(Тема предательства)

Вот эта двойственность, двуплановость героя и составляет его внутренний стержень. Образ Иудушки Головлёва стал мировым типом предателя, лгуна и лицемера

Какие заповеди нарушает Иудушка? В душе Иудушки царствует жадность , несытая душа. Этот грех толкает его на преступление заповедей:

Почитай отца твоего

и мать твою

Не желай дома

ближнего твоего

Не убивай

Почему персонаж Салтыкова-Щедрина Иудушка, а не Иуда?

Почему совесть начинает мучить Порфирия в конце недели, с Великой пятницы на субботу?

Так или иначе, именно библейский код на последних страницах романа дает нам возможность прочитать глобальный сюжет романа. Щедрин не случайно говорит, что в душе Иудушки не возникли «жизненные сопоставления» между «сказанием», которое он услышал в Страстную Пятницу, и его собственной историей. Герой и не может провести такие сопоставления, но их должен сделать читатель. Впрочем, обратим внимание и на то, что Порфирий Владимирыч, которого называли не только «Иудушкой», но и «Иудой», сам себя именует Иудой единожды - именно перед смертью, когда он мысленно кается перед Евпраксеюшкой: «И ей он, Иуда, нанес тягчайшее увечье, и у ней он сумел отнять свет жизни, отняв сына и бросив в какую-то безыменную яму». Это уже не просто «сопоставление», но - отождествление.

Учитель: Герой приходит к разрыву с действительностью, с реальной жизнью. Иудушка становится выморочным человеком, страшным прахом, живым мертвецом. Но ему хотелось полного оглушения, которое окончательно упразднило бы всякое представление о жизни и выбросило бы его в пустоту. Здесь и возникает потребность в пьяном запое. Но в заключительной главе Щедрин показывает, как в Иудушке проснулась одичалая, загнанная и позабытая совесть. Она осветила ему весь ужас его предательской жизни, всю безвыходность, обреченность его положения. Наступила агония раскаяния, душевная смута, возникло острое чувство своей виновности перед людьми, появилось ощущение, что все окружающее враждебно противостоит ему, а потом созрела и идея о необходимости «насильственного саморазрушения», самоубийства.

Гуманизм Салтыкова –Щедрина.

В трагической развязке романа наиболее отчетливо обнаружился щедринский гуманизм в понимании общественной природы человека, выразилась уверенность в том, что даже в самом отвратительном и опустившемся человеке возможно пробуждение совести и стыда, осознание пустоты, несправедливости и бесплодности своей жизни.

Чтение стр. 134 хрестоматии

V . Подведение итогов. Этап рефлексии.

Напишите синквейн или пятистишье о главном герое Иудушке Головлеве

1)Иудушка

Лукавый, жадный

Пустословит, разоряет, убивает

Время собирать камни

Пустыня

2) Иудушка

Хитрый, бессердечный

Лицемерит, интригует, пустословит

Лицемерие истребляет всю сущность добродетели

Паук

Стратегия «Письмо родителям или своим будущим детям»

Что поняли вы сегодня на уроке, разобрав образ главного героя романа «Господа Головлевы»?

Какой должна быть настоящая семья?

К чему ведут нарушения Божественных заповедей и лицемерное отношение к родителям, детям и родственникам?

Напишите письмо своим родителям или будущим детям? О чем бы вы хотели сказать им? (зачитываю свое письмо к дочке Машеньке)

VI . Этап информации о домашнем задании:

Написать эссе «Покаянные слова Иудушки на могиле матери».

». Несмотря на то, что прозвище ассоциируется с апостолом Иудой , герой романа - отнюдь не библейский, он только «номинативно соотносится с Искариотом» .

Иудушка Головлёв
Порфирий Владимирович Головлёв
Создатель Михаил Салтыков-Щедрин
Произведения Господа Головлёвы
Первое упоминание выводится автором в первой главе романа
Пол мужской
Роль исполняет Владимир Гардин (1933)
Денис Суханов (2010)

Прозвище Иудушка разделено на два слова - «Иуда» и «Душка» . Снаружи Порфирий ласков и добр, другими словами - душка. А внутри - жадный и злой Иуда.

Общая характеристика

В первой главе романа, давая характеристики всем Головлёвым, Салтыков-Щедрин сообщает, что Порфирий Владимирович был известен в семье под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. О внешности Иудушки автор не рассказывает, но обращает внимание на его взгляд, который пугает даже родную мать: «Не могу понять, что у него за глаза такие. <…> Взглянет - ну словно петлю накидывает. Так вот и поливает ядом…» .

Постоянная игра в добродетель, выполнение ненужных ритуалов приводят к тому, что «герой становится „внешним человеком“, потерявшим индивидуальность» . По утверждению Н. Ларионовой, предательство, лежащее в основе всех поступков Иудушки, - «непреднамеренное, неосознанное, но по силе своего воздействия - смертельное» .

Прототипы

Сам писатель говорил, что одним из прототипов Порфирия Владимировича является старший брат Дмитрий . «Ужели, наконец, не противно это лицемерие, эта вечная маска, надевши которую этот человек одною рукою богу молится, а другою делает всякие кляузы?», - писал он о Дмитрии матери. Дмитрий Евграфович тоже не любил брата, называя его изменником дворянскому делу.

Возможно, в образе Иудушки использованы также черты отца Щедрина - Евграфа Васильевича, отличавшегося елейной набожностью.

Образ в кино и театре

При экранизации романа Салтыкова-Щедрина фильм был назван именем главного героя - «Иудушка Головлёв » (режиссёр Александр Ивановский , 1933).

В театральных постановках роль Иудушки Головлёва в разные годы исполняли актёры Василий Андреев-Бурлак (Русский драматический театр, 1880), Иван Берсенёв (МХАТ 2-й , 1931), Владимир Кенигсон (Малый театр , 1976),

ИУДУШКА ГОЛОВЛЁВ - герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1875-1880). Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,- «последний представитель вымороченного рода». Прототипом героя явился «злой демон» семьи Салтыковых - старший брат Михаила Евграфовича, Дмитрий, который при возникшей тяжбе о наследстве, по словам писателя, «руководился только одною наклонностью к кляузам», у которого была «одна система: делать мелкие пакости».

И.Г. любил приласкаться к «милому другу маменьке», иногда, словно зачарованный, не сводил с нее глаз. А между тем, дождавшись, когда мать вложит в имение почти все свои деньги, вышел в отставку и поселился в родовом имении Головлеве, сделав все, чтобы завладеть наследством: денег пятнадцать тысяч рублей, тарантас, две коровы и проч. Жизнь И.Д. протекала в бесконечных кляузах: из-за малейшего пустяка затевал он судебную тяжбу. И.Г. знал множество молитв, и все свободное время отдавал молитвенному стоянию «без участия сердца». Доведя сына Володю до самоубийства, И.Г. отслужил по нему панихиду и только приговаривал: «Ах, Володя, недобрый ты сын! Видно не молишься Богу за папу!» К концу жизни И.Г. совсем одичал: то пьянствовал, то впадал в оцепенение. Так продолжалось до тех пор, пока однажды И.Г. вышел из дома в сырую мартовскую метель. Утром около дороги был найден его закоченевший труп.

Образ И.Г, этого «пакостника, лгуна и пустослова», обычно сравнивают с такими героями, как Шейлок, Тартюф, Плюшкин, Фома Опискин, Смердяков. По утверждению А.С.Бушмина, И.Г. «персонифицирует всякого рода предательство, двурушничество, лицемерие, замаскированное злодейство. Это лютый враг, прикидывающийся ласковым другом».

В.В.Прозоров считал, что герой Салтыкова-Щедрина «лицемер не по злому корыстному расчету, а скорее по самой своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписанный жизненный принцип: быть как все, поступать как принято, чтобы «оградить себя от нарекания добрых людей».

Роман «Господа Головлевы» имел много инсценировок: первая, под названием «Иудушка», была написана режиссером Александрийского театра Н.И.Куликовым и в 1880-е гг. широко ставилась в провинции. Среди выдающихся исполнителей роли И.Г.- В.Н.Андреев-Бурлак (1880), И.Н.Берсенев (МХАТ Второй, 1931), И.М.Смоктуновский (МХАТ, 1987).

Лит.: Турков А. Салтыков-Щедрин. М., 1965; Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.

  • - 1933, 94 мин., звуковой, ч/б, Ленсоюзфильм. жанр: драма...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого, второго и третьего созывов, являлся заместителем председателя Комитета по бюджету и налогам, членом фракции "Союз Правых Сил"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Из романа «Господа Головлевы» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина...
  • - Из статьи «О краске стыда у Иудушки Троцкого» В. И. Ленина. Иронически: о политике, предавшем интересы товарищей по партии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ИУ́ДУШКА, -и, муж. Лицемер и ханжа...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Иу́душка м. Литературный персонаж романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - И"удушка, -и, муж. и и"...

    Русский орфографический словарь

  • - Иудушка Головлёв. Книжн. или Публ. Презр. О лицемере и ханже, прикрывающем жестокие и подлые поступки маской добродетели. /i>
  • - Книжн. или Публ. Презр. О лицемере и ханже, прикрывающем жестокие и подлые поступки маской добродетели. /i> По имени главного героя романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» . БМС 1998, 237...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ханжа,...

    Словарь синонимов

"ИУДУШКА ГОЛОВЛЁВ" в книгах

Глава 2 «Иудушка Троцкий»

автора Пашинина Валентина

Глава 2 «Иудушка Троцкий» Кто же из них, Троцкий или Сталин, был более заинтересован в уничтожении Есенина?Факты свидетельствуют, что до конца 1925 года, до укрепления своих позиций, Есенин нужен был Сталину как союзник, как единомышленник против засилья евреев в советском

Глава 3 Иудушка Бухарин, или Неизвестное письмо

Из книги Неизвестный Есенин автора Пашинина Валентина

Глава 3 Иудушка Бухарин, или Неизвестное письмо Письмо Н. Бухарина, опубликованное Британом в 1924 году, имеет три эпиграфа: «Где стирается призрачная грань между «Wahrheit» и «Dichtung» (истиной и поэтическим вымыслом)? Там, где нет лжи». «Что такое правда? Это путь к Богу». «Если бы

Иудушка Головлев

Из книги Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского автора Смоктуновский Иннокентий

Иудушка Головлев Талант есть некая плесень, которая разъедает и заставляет сомневаться, быть недовольным, хотеть еще чего-то. Тысяча вопросов Смоктуновского могли бы свести с ума, если бы у меня не было к нему встречных двух тысяч вопросов. Это соревнование создавало

«Иудушка Троцкий»

Из книги Сталин против Троцкого автора Щербаков Алексей Юрьевич

«Иудушка Троцкий» С 1910 года Троцкий стал предпринимать попытки вернуться в российскую политику. Эмигрантскую, разумеется. Ему удалось сколотить небольшую группировку своих сторонников. Из них интересны двое – Карл Радек (Собельсон) и Александра Коллонтай. Радек былИудушка Головлев Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

Иудушка Головлев История человечества – история становления и развития ханжества. Из столетия в столетие подвижники привносили в мир светлые благородные идеи и страдали за них; затем на костях мучеников эти идеи становились всеобщими; после чего мелкие людишки

Иудушка Головлев в роли президента

Из книги Новая национальная идея Путина автора Эйдман Игорь Виленович

Иудушка Головлев в роли президента Этот текст я написал прошлой осенью, после встречи Путина с писателями. Сейчас уже понятно, что я тогда недооценил своего «героя». За это время он показал, что способен не только на «точечные», но и на вполне масштабные злодейства.

Александр Ивановский

В поздних киноведческих работах можно прочесть, что фильм «Иудушка Головлев» был, мол, беднее романа, поскольку режиссер смог разработать лишь одну сюжетную линию, и вообще в картине удачна чуть ли не одна работа - Гардина. Фильм действительно беднее романа,- констатировать это можно, но в упрек ставить бесполезно. Бесполезно потому уже, что ни у нас, ни за рубежом еще не было фильма, сделанного на основе романа социально значимого и психологически сложного, который бы «не обеднял...». И поверим Достоевскому, что такого фильма, который во всем был бы равен экранизируемому роману, и быть не может.
Достоевский говорит в письме к Оболенской, что инсценировка романа может быть успешной, «... если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму... или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет». Очевидно, подобного рода соображениями руководствовался и Ивановский, экранизируя роман Салтыкова-Щедрина: сохранив «первоначальную мысль», он переработал в драму важнейший «эпизод» книги - историю Иудушки. Рассказ Ивановского о поисках им исполнителя на роль Иудушки убедительно свидетельствует, что с самого начала фильм был задуман как история одного характера, как монодрама. Поэтому автор и обращался поочередно к И. Москвину, М. Тарханову, И. Певцову - у любого из этих великих актеров образ Иудушки был бы достаточно выразителен. (Тарханов, впрочем, очень удачно выступил в роли купца Дерунова.) Но разные причины помешали этим актерам принять предложение режиссера, и роль досталась Гардину. Успех Гардина, бесспорно, был не случайностью, а закономерностью, объясняемой не только талантом исполнителя, но и определенной чуткостью и точностью режиссерского замысла. Кстати, это ничуть не умаляет заслуги актера.
Гардин, следуя в основном толкованию образа, данного литературными критиками еще в прошлом веке, подчеркивает в Иудушке черты, характерные для вырождавшегося русского дворянства. «Голубая кровь», если она и была, давно уже выцвела, высокие понятия о чести и человеческом достоинстве утрачены, осталась мертвечина, мерзость. Эта драма целого сословия конкретна и своеобразна у Гардина. Не стоит проводить параллели между описаниями у Салтыкова-Щедрина и игрой Гардина, при всех совпадениях Иудушка из фильма по-иному гадок и страшен.
Впечатляют даже фотографии Иудушки - Гардина. При повторных же просмотрах фильма неизменно поражает актерское мастерство. Крупные планы лица, «словно маслом подернутого», глаза - пустые, мутные, опасные, как у гадюки, невозможно забыть. Иудушка - Гардин отнюдь не был единственной блестящей ролью в фильме. {} М. Тарханов, Н. Корчагина-Александровская, И. Зарубина создали интереснейшие, надолго запоминающиеся образы «темного царства». Удачным оказался и выбор молодых, одаренных и достаточно опытных актрис Т. Булах и Н. Латониной на роли Анненьки и Любиньки - двух странных и жалких созданий, одновременно являющихся и продуктом этого «царства» и его жертвами.

Ромил Соболев

«20 режиссерских биографий», Издательство «Искусство», Москва 1971 год (стр.124-125)