История создания первых русских мультфильмов. Характерные особенности современной мультипликации. Падал прошлогодний снег

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Первый мультфильм в России появился в 1910 году. Его создал режиссер Владислав Старевич. Этот мультфильм был про жуков и совсем не походил на то, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными целями: первый русский мультипликатор вовсе не собирался развлекать маленьких зрителей, он хотел создать документальный фильм о жуках. Однако во время съемок он столкнулся с проблемой – когда устанавливал нужный свет, жуки отказывались двигаться. Тогда Владислав Старевич сделал из жуков чучел, прикрепил к ним ниточки и выполнил съемку киноленты по кадрам. Эту картину назвали первым кукольным мультфильмом. Старевич выполнил еще несколько подобных мультфильмов на тему насекомых, но теперь он использовал настоящие сценарии. Данные мультфильмы пользовались большой популярностью у зрителей – многие не понимали, как делались картины и удивлялись тому, как удалось автору так выдрессировать жуков.

3 слайд

Описание слайда:

Настоящие мультфильмы появились спустя несколько лет в советские годы. Первый мультфильм со звуком - "Почта" - снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году. Автором сценария стал сам Маршак. Работать с цветом советские мультипликаторы начали в конце 30-х годов. Уже первые эксперименты закончились удачно - на экранах страны появились такие цветные ленты, как "Сладкий пирог" (1936), "Красная шапочка" (1937) и "Маленький Мук" (1939).

4 слайд

Описание слайда:

В послевоенный период советская мультипликация не только быстро восстановилась, но и продолжала бурно развиваться. В это время отечественные мультфильмы начали медленно, но верно выходить на мировую анимационную арену. Самые заметные ленты того периода - "Синдбад-мореход", "Пропавшая грамота", "Весенние мелодии" и "Конек-горбунок".

5 слайд

Описание слайда:

Создание мультфильма – длительный и кропотливый труд очень многих людей. В середине 50-х годов мультфильмы делали большими группами: около 20-30 человек работали над одним лишь 8-минутным мультфильмом. Группа делилась на следующие категории: -Режиссер (руководит всем проектом) -Продюсер (оплачивает расходы) -Сценаристы (продумывают каждый кадр мультфильма) -Художники (делают мультфильм красивым) -Композиторы (подбирают музыку)

6 слайд

Описание слайда:

Один мультфильм создавался от 3 месяцев до 1 года. Любой мультфильм начинается со сценария. Он пишется долго и трудно, диалоги меняются несколько раз, какие-то сцены выкидываются совсем. И только когда весь фильм сложился на бумаге, его можно рисовать.

7 слайд

Описание слайда:

Как будут выглядеть герои мультфильма в профиль и в фас, спереди и сзади, каковы они в движении - решает художник-постановщик фильма. Ему приходится рисовать так много, что за день стачивается немереное количество карандашей.

8 слайд

Описание слайда:

Затем в игру включаются аниматоры, под руками которых, мультперсонажи оживают. Например, для того чтобы герой поднял руку, аниматорам необходимо нарисовать немалое количество кадров. В одной секунде их 25. А если мультфильм длится полтора часа, потребуется создать 135.000 кадров.

9 слайд

Описание слайда:

Результат работы аниматоров подхватывают художники - прорисовщики. В итоге перед нами цветное кино. Но на экране ведь не одни герои, их окружают деревья, города. Все эти фоны создают множество других художников.

10 слайд

Описание слайда:

А самое интересное - как герои разговаривают. Весь диалог записывают на диктофон. Потом считают время (вплоть до миллисекунд) на одно слово в диалоге. И под каждую букву нужно прорисовать рот. Так персонажи двигают ртом под каждое слово. Голоса актёров записывают раньше, чем начинают работать аниматоры, то есть сначала у персонажей появляются голоса, и только потом по репликам их начинают оживлять. И какой же мультфильм без музыки и песен.

11 слайд

Описание слайда:

Самая распространенная технология создания мультфильмов – анимация. Анимация – это волшебная технология, заставляющая двигаться неодушевленные объекты. Для анимации главное создать действия и эффекты, которые невозможны в реальной действительности. Только в этом сказочном мире можно летать, менять обличье, заново воссоздавать себя. Волшебно выглядит анимация предметов. Поразительно, как маленькие песчинки сами по себе могут сложиться в песчаный замок или карандаш неожиданно без чьего-либо влияния начинает выводить на бумаге причудливые образы.

12 слайд

Есть не только у маленьких, но и у взрослых зрителей. Нарисованные сказочные герои на экранах оживают, завлекая в мир волнующих приключений. В жизни движущиеся не встречаются. Но мультипликации позволяют превратить набор статичных картинок в подвижное изображение.

Искусство художников-мультипликаторов дает зрителю возможность на время забыть о том, что он имеет дело не с реальностью, а сказкой.

С давних времен мультипликаторы использовали для получения нужных эффектов самые различные , с помощью которых кукольные или нарисованные образы оживали. Технологии, безусловно, важны. Но гораздо большее имеет замысел художника, сценарий и идея. Окончательно персонаж анимационного фильма рождается тогда, когда, мультипликаторы наделяют его индивидуальностью и характером. Эти принципы, зародившиеся на заре рисованного кино, характерны и для современной мультипликации.

Свою задачу мастера мультипликации видят в том, чтобы донести до аудитории вечные , которые, в отличие от технологий, не меняются со временем. С экранов телевизоров на зрителя по-прежнему смотрят герои, поведением которых движет стремление к справедливости и добру. Зло должно быть повержено, а любовь и дружба обязательно восторжествуют.

Особенности современной мультипликации

Сегодня почти каждое творение в мире мультипликации является результатом использования компьютерных технологий. Очень редко персонажи теперь лепят из или вырисовывают на прозрачной пленке. Использование средств компьютерной анимации позволяет получить персонажей с предельно высокой четкостью изображения. Такие герои способны двигаться, подобно человеку. Пластика движений и специальные эффекты приближают анимационные картины к реальности.

Одна из наиболее сильных тенденций в анимационном кино – стремление к предельной натурализации. Но некоторые мастера мультипликации считают, что желание придать фильму предельное правдоподобие представляет собой тупиковый путь, ведь зритель воспринимает не столько реалистичность деталей картины, художественный образ, создаваемый на экране. Именно сказочный, нереальный мир привлекает внимание юных зрителей.

За последние два десятилетия успела возникнуть и развиться трехмерная анимация. Применение 3D-технологий в производстве мультфильмов стало возможным только после выхода компьютерной техники на новый уровень.

Изображения, в которых создается иллюзия объемного мира, позволяют создать целостный образ, который стремится к предельной реалистичности.

И все же нынешние мастера анимации очень часто стремятся намеренно стилизовать трехмерную графику под рисованную. Это можно объяснить противоборством двух тенденций, одна из которых представляет старую школу мультипликации, а вторая выражает

Мультфильмы, как российские, так и зарубежные обожают люди всех возрастов, а не только дети. Но мы мало задумываемся о том, как появился мультфильм, кто его придумал, какой первый мультик был создан в России и другое. Если вам уже захотелось подобрать для вас или вашего ребенка интересную мультипликационную историю, насладиться сказочной сюжетной линией и просто отдохнуть, то это можно сделать , на портале, где представлен огромный выбор мультфильмов.

История российской мультипликации очень богата, и ее можно разделить на несколько основных периодов. В любом случае, самый крупный период приходится на советское время, когда создателями в основном были «Союзмультфильм» и «Экран».

Александр Ширяев стал первым мультипликатором в России, это произошло в 1960 году. Именно он является отцом первого кукольного мультика, где история говорит о двенадцати танцующих маленьких фигурках, при этом декорации картины оставались неизменными и неподвижными. Уникальный первый мультфильм снимался на пленку 15,5 миллиметров, автор потратил три месяца, чтобы его выпустить.

Графическая мультипликация родилась в период с 1924 по 1925 год. За этот период времени студия «Культкино» вместе с небольшим составом смогли показать стране огромный ряд мультипликационных картинок, куда входят такие произведения, как «История одного разочарования», «Юморески», «Случай в Токио», «Германские дела и делишки» и многое другое. В это время появляются первые технологии, которые помогают ускорить процесс создания мультфильмов.

В далеком 1934 году знаменитая корпорация из Соединенных Штатов Америки Уолт Дисней отправляет рулон пленки на Московский кинофестиваль. На этой пленке находился всеми любимый мультик с Микки Маусом. Федор Хитрук рассказывает о том моменте, когда увидел, как быстро меняются кадры, поразительным, такие новые возможности были закрыты для россиян. На основе данного интереса и появилась в 1935 году знаменитая студия «Союзмультфильм», сотрудники которой трепетно изучали западные технологии и возможности.

Но только в 1952 году советские мультипликаторы и режиссеры смогли создать полный аналог многоплановой камеры Диснея. В 1953 году на экраны вышел мультик «Непослушный котенок», Каштанка. Все эти мультики несли в себе как художественную, так и воспитательную ценность. Этот период ознаменовался большим количеством шедевров, один из которых «Снежная королева».

Если говорить уже о семидесятых годах, то экранизацией мультипликационных фильмов занимались такие студии, как «студия Экран», Свердловская киностудия и многие другие региональные студии. Самым известным в это время стал фильм «Полигон», автором является Анатолий Петров. В восьмидесятом вышел первый фильм, который был полностью нарисован – это «Тайна третьей планеты».

На сегодняшний день в России насчитывается три самых крупных и значимых студий: Пилот, Мельница и Кинокомпания Мастер-фильм. В 2006 году Союзмультфильм начала снова завоевывать одни из лидирующих позиций.

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - По какой басне Крылова Владислав Старевич снял в 1913 году один из первых отечественных мультфильмов.

  • A. “Квартет”
  • B. “Ворона и лисица”
  • C. “Кот и Повар”
  • D. “Стрекоза и Муравей”

Правильный ответ Д. Стрекоза и муравей

Да-да, не удивляйтесь! Именно в 1913 году “Акционерное общество Ханжонков”сняло мультфильм по бессмертному творению Крылова, продублировало его на разные языки и с успехом показывало по всей Европе))) Всё как положено: безмолвная чёрно-белая лента, музыка тапёра за кадром…

” Знаете ли вы, что в этой басне в действительности имеются в виду муравей и кузнечик? Да, да, кузнечик, или как его еще называют, кобылка. Дело в том, что в разговорном языке XVIII - начала XIX века слово стрекоза служило обобщенным названием для разных насекомых: так звали и кузнечика и стрекозу… Интересно, что в старинных иллюстрациях к этой басне можно встретить изображения именно кузнечика.”

Мультипликатор Владислав Старевич

Владислав Старевич родился в 1882 году в городе Вильно (современный Вильнюс) в семье литовских поляков.
С детства Владислав увлекался изучением насекомых и фотографией.
После окончания гимназии служил чиновником.
В 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о рогатых жуках-оленях и их битвах за самку. Однако при необходимом для киносъёмки освещении самцы, увы, прекращали биться. Тогда Старевич сделал из панцирей рогачей муляжи и отснял сцены покадрово. В итоге был создан первый в мире кукольный анимационный фильм под названием «Прекрасная Люканида, или Борьба рогачей с усачами» («Lucanus Cervus» – в переводе с латинского значит «Жук-олень»). Фильм имел псевдоромантический сюжет о любви жука-усача к царице жуков-рогачей прекрасной Люканиде и ревности её глупого и грубого мужа-царя. Либретто к этому якобы романтическому сюжету, озвучивавшееся под видеоряд прокатчиками, было сделано с большим юмором.
Ханжонков вспоминал:
«Первой его постановкой, сделанной по его же сценарию, была картина в 230 метров длиною, под названием «Прекрасная Люканида» или «Война рогачей с усачами», выпущенная в марте месяце (по новому стилю в апреле) 1912 г.

Картина заставила всех видевших ее не только восторгаться, но и задуматься над способами ее постановки, так как все роли в ней были исполнены жуками. Это был первый образец неизвестной еще тогда ни у нас в России, ни за границей объемной мультипликации. Снимались не рисунки, а миниатюрные фигурки – искусственные жуки, сделанные с восхитительным правдоподием. Для каждого кадрика жукам надо было придать особое положение, а иногда даже и выражение».
Фильм пользовался большим успехом у российских и зарубежных зрителей вплоть до середины 20-х годов. Покадровая техника кукольной мультипликации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление, как таких невероятных вещей можно было добиться дрессировкой насекомых.

Так, лондонская газета «Evening News» писала о фильме: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…»

Который в 1910-х годах в киноателье А.А.Ханжонкова разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы. Так, в 1912 г. В.А.Старевич выпустил пародийные мультипликационные фильмы "Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами" и другой под названием "Авиационная неделя насекомых".

Владислав Старевич

Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. Первые фильмы были сделаны художником А.Бушкиным, вначале под руководством известного режиссера и экспериментатора Дзиги Вертова, а затем уже самостоятельно.

Фильмы отвечали актуальным задачам политической пропаганды. Главным образом это были киноплакаты и сатирические фильмы.
Художники-мультипликаторы А.Бушкин и А.Г.Иванов для создания некоторых фильмов пользовались весьма несложной, но выразительной техникой плоских марионеток. Такой метод освобождает художников от трудоемкой техники изготовления огромного количества фаз-рисунков. Из плотной бумаги или картона вырезали плоские марионетки. В местах, сочленений их скрепляли шарнирами. Марионетка накладывалась либо на стекло съемочного стола, за которым находился рисованный фон или панорама, либо непосредственно на рисованную декорацию - место действия для персонажей фильма.
За один 1924 г. на студии "Культкино" со своим маленьким коллективом художников выходит целый ряд мультипликационных картин: "Германские дела и делишки", "История одного разочарования (Борис Савинков)", "Советские игрушки" (реж. Д.Вертов, мультипликация А.Бушкина и А.Иванова), "Случай в Токио", "Юморески" (реж. Д.Вертов, мультипликация А.Бушкина и А.Белякова).
Первый период развития советской мультипликации носил характер экспериментальный. Сложность технического выполнения рисованных фильмов приводила художника к поискам таких технических методов, которые могли бы быть под силу малоопытным художникам. Одним из методов, укрепившимся на долгие годы н производстве мультфильмов, был так называемый "альбомный" метод. Все движения, необходимые для развития действия в сюжете, разбивались на цикличные движения, которые могли бы многократно повторяться. Например, походка людей или движения животных, полет птиц, проезд поезда, автомобиля и т.д. Каждый такой цикл движения и являлся "альбомом".

На дальнейшее развитие искусства мультипликации большое влияние оказало создание в Москве в 1924 году первой экспериментальной мультипликационной мастерской при Государственном техникуме кинематографии, в которую вошли молодые советские художники, окончившие ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), (Н.П.Ходатаев, О.П.Ходатаева, Ю.А.Меркулов, 3.П.Комиссаренко, сестры В. и 3.Брумберг,


Валентина и Зинаида Брумберг

Л.Блатова, В.Г.Сутеев, И.П.Иванов-Вано, операторы Г.Кабалов и В.Шульман).


Владимир Сутеев

Экспериментальная мультипликационная мастерская выпустила в 1925 г. свой первый рисованный фильм - политический памфлет "Китай в огне". В этой большой коллективной работе художники приобрели первый опыт одушевления рисунков и практически разработали технологию производства рисованного фильма. Фильм "Китай в огне" во многих своих компонентах был невысокого качества, изобразительно разнохарактерный и затянутый. Скорее это была своеобразная иллюстрация политических событий, нежели кинематографическое произведение. Несмотря на эти недостатки, фильм привлек к себе внимание общественности и благодаря актуальному материалу, и новому интересному приему, который заставлял оживать карикатурный рисунок на экране.
Эпоха бурного становления страны требовала широкой агитации во всех отраслях производства, сельского хозяйства, кооперации, реализации государственных займов, а также и в повседневной нашей жизни. В этом отношении советская мультипликация того времени сыграла большую действенную роль, особенно в области научного и учебного фильма, агитплакатов, политшаржа и рекламы, где многие работы, несмотря на примитивность техники, достигали высокого художественного качества. Работы А.Бушкина "Проблемы питания", "Береги глаз", "Кровообращение" и другие явились уже тогда солидным вкладом в область научной и учебной кинематографии и сыграли роль настоящих образцов, по которым в дальнейшем шло развитие этого вида мультипликации.
В 1926 г. на кинофабрике "Межрабпом-Русь" коллектив художников (Ю.Меркулов, Д.Черкес, И.Иванов-Вано, оператор Л.Косматое)

начинает работать над первым детским мультипликационным фильмом "Сенька-Африканец", поставленном по мотивам сказок Корнея Чуковского. Картина вышла на экран в начале 1927 г. При всех своих недостатках фильм нашел положительный отклик в прессе и с большим интересом смотрелся детским зрителем. Этот успех подтолкнул художников на создание других детских фильмов. Так, в 1927 г. выходит картина "Тараканище", сделанная художником А.В.Ивановым также по сказке К.Чуковского. Затем выходит картина "Каток", сделанная в плане наивного детского рисунка (работа художников Д.Черкес и И.Иванова-Вано). Здесь художниками сознательно была допущена условность: все рисунки контуровались белой линией на черном фоне, так как при демонстрации такой рисунок менее утомлял детского зрителя.


Иван Иванов-Вано

В 1928-1929 гг. выходят новые фильмы для детей: "Самоедский мальчик", в шутливой форме разоблачающий религиозные пережитки у северных народов нашей страны (работа художников Н.Ходатаева, О.Ходатаевой и В. и 3.Брумберг) и "Приключения барона Мюнхгаузена" - работа художников Д.Черкес и И.Иванова-Вано. Так постепенно рождается новое советское искусство рисованного фильма.
В это время мультипликацией начинают интересоваться многие театральные режиссеры. Так, в 1927 г. талантливый режиссер и художественный руководитель Московского театра для детей - Наталия Сац ввела впервые в спектакле "Негритенок и обезьяна" мультипликацию, которую сделали художники Н. и О.Ходатаевы и В. и 3.Брумберг. Для этой постановки на сцене был смонтирован специальный экран. Мультипликация, проецируясь на него по ходу спектакля, переносила развитие действия со сцены на экран. Спектакль "Негритенок и обезьяна" имел огромный успех и долго не сходил со сцены театра. Не менее интересно и второе использование мультипликации Наталией Сац в спектакле "Про Дзюбу".

Здесь мультипликация демонстрировалась прямо на декорациях сцены, иллюстрируя в нужный момент мечты и фантазию мальчика Дзюбы. Благодаря этому в спектакле сразу возникала атмосфера сказки, очарованию которой помогала талантливая музыка композитора Леонида Половинкина, используемая синхронно с мультипликацией. Так, ритмическая слитность мультипликации с музыкой и даже с действием актера на сцене была проведена значительно раньше рождения звукового кино, где этот метод четкой синхронизации действия рисованного персонажа со звуком произвел в свое время большую сенсацию.
Кадры работников советской мультипликации постепенно пополняются. Начинает заниматься мультипликацией на одесской киностудии художник В. Левандовский. В 1927 г. вышел первый украинский мультипликационный фильм "Сказка о соломенном бычке", поставленный В.Левандовским по известной народной сказке. В 1928 г. выходит его второй фильм "Сказка о белочке-хозяюшке и мышке-злодейке", который он сделал уже на вновь организованной киностудии в Киеве. Помимо высоких изобразительных качеств, этот фильм особенно отличался плавностью и выразительностью движения персонажей.
В Ленинграде в области рисованного фильма, помимо художников А.Преснякова и И.Сорохтина, на фабрике "Совкино" начинает работать художник В.Григорьев, который в 1927 г. выпускает два фильма "Держи чубаровца" и "Два рикши" по сценарию Н.Агнивцева, текст стихов В. Волженина. Примерно в это же время начинает работать в области мультипликации художник М.Цехановский,


Михаил Цехановский

немного позднее художники М.Пащенко, В.Сюмкин и А.Синицын. В Москве - художники Л.Атаманов,


Лев Атаманов

Л.Амальрик, П.Мизякин, А.Беляков, Д.Бабиченко, П.Носов, П.Сазонов, Ю.Попов и другие. Советская мультипликация обогащается новыми талантливыми режиссерами и художниками. Этот период интересен поисками художников новых технологических приемов в искусстве мультипликации и стремлением их создать постоянного героя рисованного фильма.


Леонид Амальрик

Режиссер А.В.Иванов, использовав специальный метод комбинированной съемки, разработанный конструктором Н.Желинским, выпустил в 1928 г. несколько мультипликационных картин с участием рисованного героя негритенка Тип-Топа. Так появился постоянный мультипликационный персонаж Тип-Toп, который, действуя в натурных кадрах, путешествует с приехавшей иностранной делегацией по Москве. Параллельно с ним начинает подвизаться на экранах другой мультипликационный герой Братишкин, созданный художником Ю.Меркуловым, который участвует в различных агитплакатах и инструктивных фильмах: Братишкин вступает в Осоавиахим, Братишкин везет книги в деревню, Братишкин борется за чистоту на заводе и т.д.
Ленинградскими художниками А.Пресняковым и И.Сорохтиным создается персонаж Бузилка, который впервые появляется в 1928 г. в фильме "Шептуны", в 1929 г. в фильме "Бузилка против брака" и дальше переходит в другие агитационные фильмы. Стремление наших художников создать образ постоянного мультипликационного героя действенного результата не принесло. Эти персонажи не имели успеха и сравнительно быстро сошли с экрана. И не только потому, что с внешней, чисто изобразительной стороны они были сделаны неинтересно. Они были невыразительны главным образом потому, что по сути своей никого не представляли, в них не было определенных характеристик представителей какого-либо слоя общества, они были вне среды: правда, негритенку Тип-Топу подарили пионерский галстук, а Бузилке - большой гаечный ключ, который он постоянно носил с собой, - однако это была лишь внешняя характеристика героев фильма - "вывеска", но не их внутреннее содержание.
В 1928 г. выходит детский фильм "Обиженные буквы" по сценарию Агнивцева (художники А.Пресняков, И.Сорохтин, С.Жуков и В.Куклина), в котором рисованная мультипликация так же, как и у режиссера А. В. Иванова, соединяется с натурной съемкой. В этом комбинированном фильме обиженные буквы идут жаловаться на ленивых детей в Наркомпрос, проходят по улицам, преодолевают ряд препятствий, попадают в бюро переписки, где создают переполох среди машинисток, и наконец благополучно пробираются в кабинет наркома, забираются к нему на стол и вручают товарищу Луначарскому свою петицию. Зрителя в этих комбинированных мультипликационных кадрах поражала новизна приема, он был неожиданно удивлен таким техническим трюком, когда рисованный персонаж действовал в естественной натурной среде, рядом с живым актером.
Уже в этом раннем периоде советская мультипликация проявила себя в разнообразных жанрах, с поисками новых изобразительных решений не только в кино, но и в театре. Широко экспериментируя в мультипликации, как в области техники, так и в области разнообразной тематики, в поисках различных жанров, художники-мультипликаторы в те годы осваивали, приобретали и накапливали производственный и творческий опыт этого нового вида кинематографии, что в дальнейшем привело к значительному подъему искусства рисованного фильма в нашей стране.