Хогарт автопортрет с собакой. Густав Курбе. Автопортреты. История создания сатирической серии

Курбе был великолепным портретистом. При этом он сам часто выступал в роли натурщика для своих полотен.

В начале 1840хгг. Курбенаписал«Автопортретсчерной собакой» - только что подаренным ему спаниелем. Он изобразил себя в Орнане на фоне скал около грота Плезирр Фонтен. Его глаза затенены полями черной шляпы, по плечам струятся длинные вьющиеся волосы, рядомлежитальбомдлянабросков.Силуэт чернойсобакидополняетромантический образмолодогохудожника.




«Автопортрет с черной собакой»

Всередине 1840хгг.он появляетсярядомс однойиз своихмоделейвкартине«Счастливые влюбленные».

Вконце 1840х гг. он еще раз предстает на фоне природы в виде лежащего под деревом юноши, раненного на дуэли


«Раненый»

А в Салоне 1849 г. был выставлен«Человек с кожаным поясом» - опираясь локтем на альбомы и рисунки, Курбе грустно смотрелна зрителя. Казалось,страдание, мечта, отвлеченность отпрозы жизни сталиосновнойлиниейегоискусства.Однако кконцу десятилетияперед зрителями предстаетновыйКурбе-тот,когоможно называть реалистом.

Человек с кожаным поясом

В1848-1850гг.Курбепишетогромные полотна,темойкоторыхстановитсяжизнь егосовременников.Вкартине«Послеобеденное время в Орнане» он изображает себя, своего отца и двоих друзей перед камином на кухне своегодома.Настолестоят неубранные бутылки вина, под стулом спит бульдог. Картина, выставленная в Салоне 1849 г., поразилазрителейсвоейнеобычностью. Во-первых,на смену сюжетам классицизма изисторииДревнегоРима,средневековья, восточным, литературным мотивам романтиковпришлисамыепрозаическиесцены изобыденнойжизни.Во-вторых,никогда ещениодин художник не писал жанровых картин такого большого размера, - человеческие фигуры у Курбе были изображены в натуральную величину. Звучание жанровой живописибыло поднятодоуровня монументальной.КартинаполучилавСалоне вторую золотую медаль и была куплена государством. Это ставило художника вне конкурса: теперь жюри не имелоправа отвергать егокартины (хотяна практикеэто не всегда соблюдалось).



Послеобеденное время в Орнане

В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника. Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами.


автопортрет с трубкой

Сегодня одной из самой воспроизводимой его работой оказывается «Здравствуйте, господин Курбе» из Музея Фабра в Монпелье - не зря в ней так много общего и с народными эстампами, и с традицией, восходящей к Ренессансу. Карикатуристы пародировали картину с особым тщанием, но потомкам оказалось важнее дружелюбие встречи буржуа и художника, мечтавшего о прямом обращении к публике и согласного ради этого на роль странника и дикаря. Однако, критики дали ей более красноречивое название - «Богатство склоняется перед гением».

В мае 1854 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению Альфреда Брюйа, известного мецената и коллекционера. Курбе представил самого себя с тростью и ранцем за спиной в тот самый момент, когда по дороге в Монпелье его встретили Брюйа, его слуга и собака. Выбор подобного сюжета, написанного с прямолинейным реализмом и правдивостью, произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году.



"Здравствуйте, господин Курбе"

Социалистические убеждения не помешали Курбе изобразить почтительного камердинера без тени иронии. Его взгляд выражает убеждение, будто он считает себя недостойным присутствовать при встрече.

Курбе и Брюйа были масонами, о чём свидетельствуют их жесты, характерные для масонского ритуала встречи. Белые перчатки - также обязательная деталь масонского костюма.

Голова Курбе высоко поднята, лицо выражает искреннюю радость. Непринуждённо держит себя Брюйа. Торчащая борода художника впоследствии стала любимой мишенью для карикатуристов.


Деталь картины

Об огромном влиянии картины на современников говорит уже то, что впоследствии в той или иной форме ее цитировали в своих работах многие художники, из которых назовем хотя бы того же Поля Гогена и его «Здравствуйте, господин Гоген» (1889).


Гоген. "Здравствуйте, господин Гоген"

Вскоре после написания этой картины Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального типа искусства, свободного от условностей академической живописи на исторические и религиозные сюжеты. Отказавшись от литературных сюжетов в пользу реального мира, окружавшего художника, Курбе оказал серьезное влияние на Эдуарда Мане и импрессионистов. Говорят, что когда его попросили дописать в картине, предназначенной для церкви, фигуры ангелов, он ответил: "Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я напишу его"

Курбе любил наблюдать игру света на воде. Он написал целый рад морских пейзажей. На полотне «Морской пляж в Палавасе» (1854) изображён сам художник, приветствующий, Средиземное море.



Морской пляж в Палавасе

Автопортрет «Человек с трубкой» (1873-1874) имел успех в салоне. Его приобрёл Луи Наполеон.


«Человек с трубкой» (1873-1874)

В части автопортретов, написанных очень сдержанно, прослеживается влияние старых испанских и голландских мастеров, чьи работы Курбе прилежно изучал во время посещения Лувра.


Шарж, нарисованный в 1859 году другом Курбе критиком Жюлем Шамфлери

1697-1764

Автопортрет с собакой Трамп
1745. Холст, масло, 90x65. Галерея Тейт, Лондон.

Уильям Хогарт - крупный английский живописец, гравер периода рококо, теоретик искусства, автор знаменитого "Анализа Красоты". Уже в детстве у него проявились интерес к рисованию и феноменальная память, позволявшая запоминать множество не связанных между собой деталей. В 16 лет Хогарт поступил в обучение к резчику по серебру Э. Гемблу и овладел не только искусством декоративной резьбы, но и гравирования на меди. В 1720 Хогарт начал свой путь в искусстве. Первые опыты художника были связаны с гравюрой и графикой, и первой крупной работой стали иллюстрации к "Гудибрасу" С. Батлера (изд. в 1726). В конце 1720-х Хогарт стал известен как мастер небольших групповых портретов. Он работал и в других жанрах, удачно проявил себя как создатель сатирических произведений. Автопортрет с любимой собакой Трамп - одно из самых известных произведений Хогарта. Здесь использован эффект "обманки": портрет как бы установлен на томах Шекспира, Свифта, Мильтона. Так художник отдал дань уважения литературе, способной спорить с живописью. Окруженный драпировками портрет напоминает зеркало, в котором отобразился облик художника. Другие известные произведения: "Девушка с креветками". Начало 1760-х. Национальная галерея, Лондон; "Миссис Солтер". 1744. Галерея Тейт, Лондон; "Дети семьи Грэм". 1742. Галерея Тейт, Лондон.

Питер Брейгель Ст. Охотники на снегу. Фрагмент

Охотники Брейгеля, часовой Фабрициуса, мопс Хогарта, вериги из Переславля-Залесского

15 марта 2018 Людмила Бредихина

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена

Только не путайте этих охотников с "Охотниками на снегу" Питера Брейгеля Младшего, что довольно трудно. Попробуйте сориентироваться по собакам ― у Старшего они совсем унылые. Эта картина из цикла "Времена года" из шести картин (сохранилось пять). Три из них находятся в собрании Музея истории искусств в Вене. Здесь, понятное дело, зима. Видимо, уникальная резкость картины завораживала кинорежиссеров и часто цитировалась многими, от Тарковского в "Зеркале" до Триера в "Меланхолии". В оригинале на льду, говорят, видны тени людей. Это в пасмурную-то погоду!


Птицы на воле и в ловушке, собаки и охотники ― все и впрямь очень меланхоличны. Охотникам практически без добычи (одна лиса на всех) явно неприятно смотреть влево, в сторону костра, где опаливают домашнюю свинью, и даже дети при деле. Меланхоличный пейзаж вряд ли писан с натуры, но жизнь здесь пока идет своим чередом, люди возят хворост, тушат пожар, катаются на коньках и санках. Питер Брейгель Старший отсылает нас не только к Ларсу фон Триеру, но и к недавней лекции Бориса Гройса в Киеве насчет того, что искусство давно готово к концу света. А мы все никак.

Антон ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта. Около 1634-1635. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Фламандец Антон ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене и был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями. В десятилетнем возрасте его отдали в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена. Попозже он испытал сильное влияние Рубенса, у которого тоже работал помощником, а потом уж ― влияние венецианской школы. Ван Дейк написал столько изящных парадных портретов, что его можно считать причастным к самоубийству этого жанра. "Портрет Джеймса Стюарта" (1632) ― прекрасный тому пример. Элегантный герцог, не менее элегантно написанный, много теряет рядом со своей живой и непосредственной собакой. На собак парадность, к счастью, не распространялась.

Герард Терборх. Женщина, моющая руки. 1665. Дрезденская галерея

Герард Терборх ― мастер жанровой живописи голландской школы. Оставил множество сцен из крестьянской жизни, писал доярок и коров, но с конца 1640-х начал специализироваться на интерьерах с небольшим числом действующих лиц. Художник сильно нуждался и, понятно, в качестве моделей часто использовал круг близких людей, в частности, сестру Гезину. Скорее всего, именно она и ее собачка изображены на картине. А картины на стене, скорее всего, принадлежат кисти самого Герарда. Жаль, резкость здесь не та, что у Брейгеля Старшего. Собачка на редкость мила и держится с большим достоинством. В еe глазах легко прочесть: "И в бедности достойна добродетель". То же мы читаем в облике дамы. Дамы и их собачки часто пребывают в полном согласии, что и увековечил внимательный голландский художник.

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен. Вид вдоль коридора. 1662. Национальный фонд Дирхэм-парк, Великобритания

Ученик Рембрандта, писатель, поэт, учtный, теоретик искусства. Одновременно с Сэмюэлом в мастерской Рембрандта учился Карел Фабрициус, благодаря общению с которым Хогстратен увлекся перспективой и разными эффектами по обману зрения. В этой области он как раз и прославился. Знаменитой стала "перспективная коробочка", внутри которой можно через смотровое отверстие увидеть миниатюрное изображение интерьера типичного голландского дома. Впрочем, его традиционные картины вроде "Вида вдоль коридора" тоже часто построены на эффектах перспективы.

Карел Фабрициус. Часовой». 1654. Художественный музей, Шверин

Самый известный ученик Рембрандта. Его судьба экзотически трагична ― он с семьей взорвался на пороховом погребе. Сохранилось всего десять картин этого художника. К числу шедевров принадлежит виртуозная композиция "Часовой" и маленькая картина "Щегленок" с контрастом тщательно прописанного насеста и несфокусированной птички. Обе работы написаны в один год. Картина "Часовой" знаменита сложным решением света и тени ― солнце энергично вламывается в городское пространство и весьма своевольно организует перспективу. Часовой с ружьем тем временем сладко спит. Трогательная черная собачонка заняла промежуточную позицию ― неподвижная, как часовой, она выражает сложную гамму чувств от праздного любопытства до преданности и живого укора.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой. 1650-1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Испытал влияние ван Дейка, Веласкеса, с которым дружил, и итальянской школы, конечно. Оставил огромное наследство ― более 400 картин разных жанров. Среди них сценки из народного быта и повседневной жизни детей, обитателей севильских улиц. Картина "Мальчик с собакой" из этой серии. Для испанского бытового жанра характерны крупнофигурная композиция и отсутствие сюжетного действия. В образах Мурильо легко улавливается нотка сентиментальности. Между этим портретом и "Портретом Джеймса Стюарта" тридцать лет и вся Европа. Присутствие собаки подчеркивает те серьезные изменения, которые произошли в живописном портрете.

Уильям Хогарт. Автопортрет с мопсом Трампом. 1745. Галерея Тейт, Лондон

Хогарта часто называют основателем национальной английской школы живописи, хотя никто из младших соотечественников не был его прямым учеником. Художник смело экспериментировал с композицией, колористическим решением, манерой наложения мазка. Знаменитый "Автопортрет с собакой" напоминает скульптурный бюст, хотя построен им как натюрморт, центральную часть которого занимает овальное изображение, расположенное на стопке книг, среди которых, конечно, Шекспир. Большое влияние на Хогарта оказала идея Просвещения о том, что с помощью творчества можно искоренять пороки. На переднем плане помещены любимый пес Хогарта — Трамп и палитра с нанесенной на нее волнистой линией, которую художник почему-то называл "линией красоты". Трамп, подобно хозяину, строг и печален ― мир так не совершенен. И заметьте, как выгодно сам Трамп отличается от нынешних мопсов. В наше время Хогарту поставили памятник, естественно, с Трампом, хотя последнего несправедливо задвинули за фигуру художника. Думаю, Хогарт этого не позволил бы.

Филипп Рейнегл. Портрет музыкальной собаки. 1805. Музей изобразительных искусств штата Вирджиния, США


Удивительный художник, который в какой-то момент испытал отвращение к портретной живописи и в итоге стал успешным анималистом. Нечего добавить.

Артур Элсли. Собаки егеря. Около 1908. Частная коллекция

И в наше время любовь к собакам может сыграть злую шутку с живописцем. Если бы Артур Элсли не так заметно предпочитал собак людям, его живопись определенно выиграла бы. А теперь она, по общему мнению, находится на границе между искусством и китчем: еще не китч, но уже и не искусство. На картине "Собаки егеря" видна неприятная кукольность лиц детей (мне кажется, иногда это заметно на картинах нашего Перова). Да и сам егерь не так хорошо выглядит, как его собаки. Хотя получше детей-то…

Эдмунд Блэр Лейтон. Леди Годива. 1892. Национальный фонд Дирхэм-парк, Великобритания


Эдмунд Лейтон ― художник второй волны прерафаэлитов. Эта картина ― единственная, известная мне, где легендарная леди Годива полностью одета. И единственная картина, где собаки изображены сзади.

Легендарная леди была женой графа Леофрика, одного из самых влиятельных людей Англии и приближенного короля Эдуарда Исповедника (XI век). Уполномоченный монархом, граф собирал непомерные налоги с подданных. До наших дней дошли исторические свидетельства о жестокости графа к неплательщикам ― вплоть до смертной казни! Благочестивая Годива упрашивала мужа изменить поведение, и однажды, будучи очень пьяным, Леофрик обещал сделать это, если жена проедет обнаженной на лошади по улицам города Ковентри. Он был абсолютно уверен, что известная монашеским поведением Годива не решится на такой поступок. Но она решилась. Правда, попросила жителей города закрыть в этот момент ставни. По легенде, жестокий граф устыдился и сделался много мягче.

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день.

История о леди Годиве несколько напоминает известную жителям Переславля-Залесского легенду о жестком сборщике налогов Никите. Этот мытарь был так упорен и жесток, что однажды благочестивая жена его увидела в борще руки-ноги несчастных жертв, на что тут же указала Никите. Тот ужаснулся и со свойственным ему упорством твердо встал на путь праведника. Сегодня Никитский монастырь в Переславле хранит его вериги, которые оказались полезны для излечения одержимости (практик экзорцизма).

Живой интерес у исследователей вызывал вопрос, почему Гюстав Курбе на протяжении 1840-х годов создал более двадцати автопортретов. Одни считали, что обладавший красивой внешностью Курбе попросту любовался своим лицом. Другие же полагали: художник считал себя самой доступной моделью, так как в то время он жил в большой нужде и даже рисовать ему порой приходилось на оберточной бумаге.

Французский живописец, график, скульптор Гюстав Курбе родился в Комб-о-Ро близ Орнана в семье богатого фермера, имевшего обширные земли. Отец мечтал, что его сын станет юристом, но юридическая карьера не увлекала Гюстава, выбравшего для себя профессию художника. В Безансоне он посещал рисовальную школу, где его учителем был Ш. А. Флажуло, ученик Ж. Л. Давида. За необыкновенные способности товарищи прозвали Курбе "королем красок".

В 1840 году будущий живописец приехал в Париж, где по желанию отца начал учиться в школе права. В свободное время Курбе приходил в Лувр и другие парижские музеи и делал там копии с картин известных мастеров. Особое восхищение у него вызывали произведения Рембрандта, Д. Веласкеса, Х. Риберы, Т. Жерико, Э. Делакруа. Посещал юноша и мастерскую Сюиса, где рисовал натурщиков.

Курбе был беден, поскольку отец, недовольный его выбором, присылал сыну мало денег. Гюстав снимал дешевую квартиру и часто голодал, чтобы выкроить средства на краски, бумагу и холсты. Он упорно писал, но его картины не пользовались спросом.

Среди самых известных работ Курбе, написанных в этот период, - знаменитый "Автопортрет с черной собакой" (1842–1845, Пти-пале, Париж). Это не просто портрет, а портрет-картина, на которой зритель видит пейзаж со скалой, фигуру сидящего на земле художника, большую черную собаку, палку и альбом для зарисовок. Так Курбе рассказывает всем не только о своей профессии, но и о любви к окружающему его миру. Человек, изображенный на полотне, смотрит на нас с чувством превосходства, он уверен в своих силах, смел и независим.

Некоторая театрализованность ощущается и в других автопортретах мастера, среди которых картина, известная под названием "Раненый" (Лувр, Париж). Здесь также есть тщательно проработанный пейзажный фон (поляна, ствол дерева, у которого сидит художник) и детали, придающие композиции повествовательность (шпага и красное пятно на рубашке модели).

Сам образ довольно романтичен: глаза портретируемого прикрыты, на его лице застыли печаль и боль. Все эти детали говорят о том, что персонаж страдает от раны, нанесенной ему на дуэли. Но это лишь поверхностный взгляд на картину, являющуюся, по сути, в некотором роде мистификацией. Если внимательно посмотреть на полотно, можно увидеть, что героя лишь одолела усталость. На его щеках заметен легкий румянец, а во всей фигуре чувствуется скрытая сила и энергия. Оптимистичность композиции подчеркивается и характером мазка - размашистого и динамичного.

Интересен также автопортрет "Человек с кожаным поясом" (1845–1846, Лувр, Париж), свидетельствующий о глубоком интересе Курбе к мастерам эпохи Возрождения. Есть в этой картине и что-то от Рембрандта и голландских портретистов XVII столетия, хотя сам автор заявлял, что образцом для него здесь было творчество Д. Веласкеса. Несомненным остается огромное влияние на Курбе старых художников, чьи работы он копировал в Лувре. Исследователи определили, что "Человек с кожаным поясом" был написан поверх копии с картины Тициана "Портрет молодого человека с перчаткой". Автопортреты Курбе, представленные в хронологическом порядке, показывают не только то, как преображалась с годами внешность художника, но и то, как менялось его отношение к миру. В более зрелых автопортретах нет прежней энергии и оптимизма, а также повышенной эмоциональности.

Г. Курбе. "Автопортрет с черной собакой", 1842–1845, Пти-пале, Париж

Перед нами предстает возмужавший и мудрый человек. Сам Курбе признавался: "Я за свою жизнь создал немало портретов по мере того, как изменялся мой образ мышления. Одним словом, я написал свою жизнь".

С течением времени Курбе перестает так тщательно выписывать фон и все свое внимание переносит на лицо модели.

В 1840-е годы художник написал множество портретов своих родных. В числе лучших - "Жюльетт Курбе" (1844, Пти-пале, Париж). Художник изобразил свою младшую сестру Жюльетт сидящей в кресле с плетеной спинкой. Поражает явное несоответствие облика модели и фона: юная девушка, одетая в скромное платье, показана на фоне пышной драпировки, более уместной для парадного портрета XVII столетия. В этой детали сказалось стремление мастера к театрализованному, игровому началу, мистификации, характерной для его ранних автопортретов.

Курбе посылал свои портреты в Салон, но жюри каждый раз отвергало их.

Среди моделей мастера были не только родственники, но и друзья, а также люди, близкие ему по духу. Художнику позировали поэты, писатели, философы.

Одно из самых ранних полотен, показывающих представителей интеллектуальной среды столицы, - "Портрет Шарля Бодлера" (1847–1848, музей Фабра, Монпелье). Одухотворенную характеристику модели подчеркивают предметы окружающей обстановки: книги, стол с папкой, чернильница. Трудно уловить выражение подвижного лица поэта. Работая над портретом, Курбе сетовал: "Я не знаю, как закончить портрет Бодлера, каждый день его выражение меняется". Сложность натуры Бодлера обескуражила художника, стремившегося к ясности образов на своих портретах. Художник так и не положил завершающие мазки на полотно и именно таким образом передал сущность характера своей модели.

Более определенно и однозначно Курбе охарактеризовал известного критика и историка искусства на "Портрете Шанфлери" (1854, Лувр, Париж). На темном фоне выделяется лицо человека, сущность которого совершенно ясна и понятна зрителю. Шанфлери демократичен, умен и вдумчив. Такие же мысли вызывают и многие другие портреты Курбе ("Портрет Брюйаса", 1854, музей Фабра, Монпелье; "Портрет Валлеса", 1861, музей Карнавале, Париж). Люди, изображенные на полотнах, для Курбе прежде всего единомышленники, близкие ему по убеждениям.

Г. Курбе. "Жюльетт Курбе", 1844, Пти-пале, Париж

Несколько особняком стоит "Портрет Пьера-Жозефа Прудона" (1865, Пти-пале, Париж).

Курбе включил фигуру знаменитого философа в пейзаж и поместил в композицию изображения двух детей. Художник с большим уважением относился к личности Прудона и, вероятно, поэтому называл этот портрет историческим, хотя он и не являлся таковым. Курбе начал портрет уже после смерти Прудона и пользовался фотографией и прижизненным изображением философа кисти другого мастера. Возможно, вследствие этого образ Прудона, несмотря на явное внешнее сходство, получился малоубедительным и безжизненным.

В мужских портретах нет той задушевности и эмоциональности, которая присутствует в женских портретных образах ("Испанка", 1855, частное собрание, Филадельфия; "Портрет мадам Брайер", 1858, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

В то же время некоторые изображения женщин свидетельствуют о попытках мастера выразить в этих образах свое понимание красоты. Курбе любуется чувственной прелестью своих моделей, их физическим совершенством. Таков "Портрет Джо" ("Прекрасная ирландка", 1865, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; вариант - в Национальном музее, Стокгольм). На картине изображена Джоанна, возлюбленная живописца Джеймса Уистлера. Восхищенный художник передает роскошные рыжие волосы девушки, глядящейся в маленькое зеркало, ее нежное лицо. Этот образ близок по своему духу знаменитой тициановской "Венере, смотрящейся в зеркало". Среди самых известных шедевров Курбе - картина "Похороны в Орнане" (1850, Лувр, Париж), соединившая элементы двух жанров - портретного и бытового. На полотне изображены провинциальные похороны, но действие почти не ощущается, и потому зритель может внимательно рассмотреть всех персонажей композиции: родственников покойного, служек, причетников, мэра города, нотариуса, священника, могильщика и других людей, пришедших на кладбище. Интересно, что почти каждый изображенный имел свой реальный прототип. Жители Орнана толпились возле мастерской Курбе, мечтая о том, чтобы художник запечатлел их на картине.

Г. Курбе. "Автопортрет с трубкой", 1846–1847, музей Фабра, Монпелье

В каждом своем герое живописец стремится показать индивидуальные черты характера. Зритель видит разных людей: хитрых, умных, волевых, лицемерных. И в то же время у всех них есть что-то похожее, типичное. В лицах приземленных и практичных орнанцев нет одухотворенности. Представляя каждую модель в отдельности, Курбе создал общий портрет французской провинции с ее косностью, отсталостью мышления. Авторскую мысль подчеркивает сдержанная цветовая гамма, тяготеющая к черным и белым оттенкам, и плотная фактура картины.

Еще одно значительное произведение Курбе в портретном жанре - "Ателье" (1855, Лувр, Париж), ставшее художественным воплощением творческого кредо живописца. В центре картины мы видим самого Курбе, вокруг него располагаются его единомышленники, чьи портретные образы превращены в аллегории. Так, Бодлер олицетворяет Поэзию, Шанфлери - Прозу, Прудон - Философию и т. д.

Хогарт, Уильям (1697-1764) - выдающийся английский гравер, живописец и теоретик искусства. выполненные в живом реалистическом стиле, раскрывали пороки современного ему общества. Это циклы картин «Жизнь распутника», «Модный брак», «Счастливая свадьба», «Выборы». Кроме того, он написал много жанровых сцен, а также портретов. Ниже будет даны и другие картины с названиями Уильяма Хогарта. Для начала мы представим самого художника в расцвете творчества.

«Автопортрет с собакой» (1745 год). Галерея Тейт, Лондон

Кроме этой картины Уильяма Хогарта с его любимым мопсом известен также автопортрет за мольбертом в парике. Но мы остановимся именно на полотне с собакой Трампом, поскольку художник собрал в нём всё, что ему дорого и мило. Во-первых, любимый пёс, который был верным другом живописца. Во-вторых, три томика любимых книг, авторами которых были Мильтон, Шекспир и Свифт. Из произведений этих гениев черпал идеи своих картин Уильям Хогарт. Описание портрета, которое мы начали, будет продолжено ниже. Художник был очень дружен со Свифтом, который поддерживал стремление живописца сокрушить пороки общества сатирой. Художник, который считал, что в это время ему не было равных в Англии, к своему портрету подошёл с иронией. Он не возвеличивает себя, а изображает в домашней одежде: без парика, с теплой шапкой и в домашнем халате. Его лицо абсолютно спокойно. Этот волевой человек с довольно тяжеловесными чертами лица добился всего в жизни сам и законно гордится этим. Перед ним на переднем плане расположена палитра с волнистой линией, которую он назвал линией красоты. Глаза художника внимательно и открыто смотрят на зрителя. Он вглядывается в нас, изучая своих персонажей. Композиция его очень необычна: картина в картине. Стиль этого автопортрета - натюрморт с элементами барокко, так как он заключен в овал, который широко использовался до конца XVII века.

Творчество

Шесть картин и гравюр (не сохранились все картины, часть осталась только в гравюрах) составляют цикл о жизни девушки из провинции, которая в столице стала особой лёгкого поведения. Они были исполнены в 1730-1731 годах («Карьера продажной женщины»). Гравюры стали популярными. Они продавались почти в каждой книжной лавке. Основатель английской школы живописи был прославлен циклами своих картин, которые мы уже упоминали, а также портретами, впечатляющими сатирой на церковь, - «Уснувшая паства» (1728-1729 годы), на творческих людей - «Замученный поэт», и судей - «Донос» (1729 год) и «Суд» (1758 год). На последней картине просто страшно смотреть на лицо судьи, которое напоминает морду бульдога.

Такой мёртвой хваткой вцепится в подсудимого и засудит независимо от вины. Сначала художник раздражал публику и критику яркостью своих произведений. На картины Уильяма Хогарта нападали из-за яркости колорита, изысканной красоты палитры, необычной свежести тем, а он был новатором и реформатором в английской живописи. Если портреты были групповыми, то мастер выстраивал их перед нами как на сцене, рассматривая сюжеты, как писатель, обостряя изображения своих персонажей. Картины Уильяма Хогарта указывают на их вульгарность, развращенность, грубость нравов. Искусство, как считал Хогарт, должно развивать душу и ум, а не только развлекать, как это делало рококо.

«Девушка с креветками» (примерно 1760-е годы)

Невозможно пройти мимо этого холста, излучающего радость жизни. Изнутри этого портрета идёт свет. Здесь, как и в «Портретах слуг», живописец перестаёт быть сатириком. Он полон восхищения перед юной девушкой, которая, как корону, несёт на голове блюдо с креветками. Изображенная вполуоборот модель освещена солнечными лучами. Работа написана динамичными мощными мазками. В ней нет тонких цветовых переходов. Сложный колорит, который совмещает золотистые, коричневатые и розоватые тона, разложен на простые составляющие. Поэтому появляется впечатление, что картина рождается сама собой на глазах у зрителя. Это моментальное впечатление художника - рывок через столетия к импрессионизму. В этой работе проявилась любовь к простому человеку из народа. Образ продавщицы чрезвычайно обаятелен. Это - одна из самых известных картин художника, в которой он демонстрирует всем естественную основу человека, живущего без маски.

Портреты мастера

Как мужские, так и женские и детские портреты Хогарт почти никогда не писал по заказу. Его героями становятся близкие ему по духу люди. Это либо его родные, либо друзья. Поэтому они окрашены уважением и симпатией к моделям. В них мы не найдем изнеженности и жеманности рококо. Напротив, нам открывается цельность натуры изображенного человека. Также Хогарт показывает их земную полнокровность.

Примером могут послужить «Мисс Мери Эдвардс» (1740 г., частная коллекция, Нью-Йорк), «Дети семьи Грэм» (1742), «Миссис Солтер» (≈ 1741 или 1744 годы). Обе последние картины экспонируются в галерее Тейт (Лондон).

История создания сатирической серии

В 1743-1745 годах Хогарт написал цикл из шести картин. Они высмеивали высшее общество. Сын обедневшего аристократа решил жениться на дочери богатого буржуа и поправить своё Картины Хогарта «Модный брак» - это пародия на high society, которое, забыв о чести и достоинстве, из стремления к материальным благам стремилось приблизиться к ним любым путем, даже неравным браком. Каждая картина Уильяма Хогарта «Модный брак» тщательно и последовательно прослеживает его эволюцию вплоть до смерти всех главных героев. Им супружество не принесло не только счастья, но и разрушило надежды на нормальную человеческую жизнь.

Уильям Хогарт, «Модный брак»: описание картины


Вот как Хогарт рассказал о нравах современного ему общества.

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что живописец был новатором, который в духе Просвещения показывал изъяны и теневые стороны социума.