Характерные черты культуры постмодерна. Основные черты и особенности культуры постмодернизма

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

АКАДЕМИКА М.Ф.РЕШЕТНЕВА»

ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ


РЕФЕРАТ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРОЛОГИИ


Выполнила:

Студентка гр. БЭФ 12-31

Макаренко А.П.

Проверил:

Доцент, к. филос. н.

Болышева Н.Н.


ЗЕЛЕНОГОРСК, 2012


Введение

Раздел 1. Истоки возникновения постмодернизма

1 Разновидности постмодернизма

2 Особенности постмодернизм в искусстве

3 Постмодернизм в философии

Раздел 2. Постмодернизм в российской литературе

Раздел 3. Постмодернизм и массовая культура

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

постмодернизм литература философия

Актуальность рассматриваемой темы определяют в современных условиях т.к. живя в современном обществе, люди почти не чего не знают о более ранних культурах, в частности о культуре постмодернизма.

Внимание к культуре, эстетике и искусству постмодернизма возникло в нашей стране во второй половине 80-х годов, когда его западные образцы были импортированы или пересажены на местную почву,

Цель реферата является анализ постмодернизма в культурологии;

Поставленная цель предполагает решение нескольких задач:

·Определение постмодернизма, его отличие от иных течений в мировой культуре;

·Анализ постмодернистских тенденций в искусстве;

·Изучить историю постмодернизма в России.

·Изучение постмодернизма в философии


1. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА


Постмодернизм - совокупное обозначение наметившихся в последние 25-30 лет тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм (или «постмодерн») означает то, что после «модерна», или современности.

Понятия «постмодернизм», «постмодерн» многозначны и используются для обозначения направления в современной философии, искусстве, политике, религии, этике, образе жизни, мировосприятии.

Постмодернизм выступает как характеристика определенного способа менталитета, мировосприятия, мироощущение и оценки познавательных возможностей человека и места и роли в окружающем мире.

Статус понятия постмодернизм получает в 80-е гг., благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.

Термин «постмодерн» входит к 1917 г.в период Первой мировой войны. Впервые его употребил немецкий филосов Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.

Первоначально «постмодерн» указывал на кризисное состояние авангардистской литературы. После в термин вложили смысл, обозначив им надежды на преодоление кризиса и разрыва между элитарной и массовой культурой.

Этот термин чаще применяется для характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформации в социально-экономический, технологической и социально-политической сфере.

Исследователи постмодернизма склоняются к тому, что постмодернизм впервые возникает в сфере художественной культуры (в США - с конца 40-х начала 50-х годов) . Во Франции (с установление Пятой республики -1958г.). Затем скоро распространяется на другие сферы: философию, политику, религию, науку.

Началом постмодернизма считают статью Лесли Фидлера -1969 «Пересекайте границу, засыпайте рвы».Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке широко пользуется понятием «постмодернистская теология».Популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения литературных экспериментов, автор придал ему иной смысл.

К настоящему времени постмодернизм прошел все главные этапы собственного становления. В конце50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике возникли первые его признаки. Затем они появились в искусстве остальных государств, США и Японии. К концу 60-х гг. Распространились на другие области культуры. В 70-е гг. происходит признание постмодернизма. В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится модой. Если ранее нужно было обязательно быть модернистом и авангардистом, то сейчас стало тяжело не быть постмодернистом.


1.1 РАЗНОВИДНОСТИ ПОСТМОДЕРНИЗМА


Нередко в качестве термина «постмодернизм» используют экзистенциализм (существование) позднего М. Хайдеггера, постпозитивизм П. Фейербенда, постструктурализм Ж. Дерриды и Ж. Делеза, постструктулизм М. Фуко.

Его представители:

·Жак Лакан (1901-1981) французский философ (фрейдист, структуралист, постструктуралист) и психиатр. Одна из самых влиятельных фигур в истории психоанализа

·Жак Деррида (1930- 2004) французский философ и теоретик литературы, основатель деконструктивизма.

·Жорж Батай (1897-1962) французский философ и писатель, стоявший у истоков постмодернизма.

·Жиль Делез (1925-1995) французский философ-постмодернист, который совместно с психоаналитиком Феликсом Гваттари написал знаменитый трактат «Анти-Эдип» (1972). Делёз и Гваттари ввели в философский лексикон термины «ризома», «шизоанализ», «тело без органов».

·Мишель Фуко. (1926-1984) французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль

·Ролан Барт (1915-1980) французский философ- постструктуралист и семиотик.

·Ричард Рорти.(1931-2007) американский философ.

Филосовы, расходятся по многим вопросам.Они заложили философские основы постмодернизма тремя основными тезисами:

Во-первых, люди не имеют доступа к реальности и, следовательно, средств для постижения истины не существует.

Во-вторых, реальность недоступна, потому что мы являемся пленниками языка, который придает форму нашим мыслям прежде, чем мы можем помыслить, и поэтому мы не можем выразить то, о чем мы думаем.

В-третьих, мы создаем реальность посредством языка, и поэтому природа реальности определяется тем, кто имеет власть формировать язык.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ИСКУССТВЕ


В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века - на постнеклассический. В специфики новой эпохи, которая отличалась от предыдущей. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически выходит из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий, теоретических знаний, широких возможностей выбора для каждого индивида, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей образных мотивов и приемов, заимствованных из разных эпох, регионов и субкультур. Художники используют классику: барокко, символику древних культур и первобытных цивилизаций, творя на этой основе собственную мифологию, соотнесенную с личными воспоминаниями автора. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, к котором происходит свободное движение смыслов - их наложение, перетекание, ассоциативная связь. Но опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.

Использование готовых форм - основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства. Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам "новая сентиментальность", -содержание искусства эпохи постмодерна. Постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда.

В постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область.

Мастера Постмодернизма:

Сандро Киа, Франческо Клементе, Мимо Паладино, Карло Мария Мариани, Убальдо Бартолини, Луиджи Онтани, Омар Галлиани, Никола де Мария и другие.

Ирония - типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено,стремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем.Более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.

Синкретизм - как типологический признак. В различных стилях сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть различные признаки, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это характерно для постмодернизма: его новизна - это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии.

Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям.

В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют даже точную дату - 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно и монотонно выглядело все.

В книге английского архитектора Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма», содержится программа нового зодчества: «Времена радикальной перестройки городских структур канули в прошлое, жилищные потребности населения полностью удовлетворены, отвечающий нуждам автотранспорта город давно перестал быть главной целью градостроителей.

Начался период переоценки ценностей: новая городская архитектура перестает черпать творческие силы в футуристических видениях. Напротив, в своих помыслах она обращается к непреходящему - к истории»Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские новации в искусстве, оправдать его самоистребление, но неспособна истолковать более серьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.

Вот комплексная характеристика постмодернизма, данная И. Хассаном:

Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.

Фрагментарность и принцип монтажа.

. "Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.

. "Все происходит на поверхности" - без психологических и символических глубин, "мы остаемся с игрой языка, без Эго".

Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала.

Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.

Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.

Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории.

Имманентность - срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними.


1.3 ПОСТМОДЕРНИЗМ В ФИЛОСОФИИ


В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством.

Термин «постмодернизм» используется для обозначения состояния и философии, и культуры западного мира второй половины 20 века. Среди наиболее ярких фигур, можно назвать Жака Лакана, Жиля Делеза, Исака Дерриду, Мишеля Фуко и других. В ряду теоретиков называют имена Ницше, Шопенгауэра и Хайдеггера. Сам термин за явлением закрепился благодаря работам Ж. Лиотара.

Основными чертами постмодернизма выступают:

·Потеря субъекта;

·Игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;

·Стирание любых границ между определённостями, структурами, институтами и формами.

Характерной чертой постмодернизма в философии также является то, что многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования - философствование без субъекта.

В работах «Ницше» (1965) и «Логика смысла» (1969) показал, что тип постмодернизма в философии и образ философа-постмодерниста имеют свою специфику, которая заключается в признании существования событий и смыслов, принадлежащих автономной поверхности, не сводимой ни к глубинным субстанциям, ни к высоким идеям. Понятие «поверхность» (резома) становится главным в постмодернистском философском словаре. В истории философии, доминировали два образа философов: один из них ярко представлен Платоном, другой - Ф. Ницше.

Платон ввел в культуру образ философа-путника, «восходящего ввысь» в царство чистых Идей. Философская работа мыслилась как «движение навстречу высшему принципу определяющему само это движение - как движение самополагания, самоисполнения и познания». Поэтому философствование было тесно связано с моральным очищением, с аскетическим идеалом.

Ницше сформировал иной образ философа, отвергающего идеальные ценности и разума. Ориентиром для философа ницшеанского типа становятся не идеальные сущности, а склонность странствовать «по запретному».

Разум обозначил границы «запретного»: это прежде всего - инстинкты, безумие, бессознательное, тюрьма, инцест, антропофагия (людоедство) и др.Ницше был уверен, что его философия «некогда победит» в силу того, что в ней дан «долгий опыт» его личного «странствия по запретному», опыт утверждения инстинкта, а не разума в качестве творческой силы.

Третий образ, связанный с переориентацией мысли, которая больше не опирается ни на высоту Идей, ни на глубину инстинктов (и других «запретных» субстанций). Низвергаются не только Идеи, как верховные причины, но и абсолютные глубины, спрятанные в телах и мыслях.

Истинный идеал постмодернистов - это хаос, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления.

При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции - освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями.


2. ПОСТМОДЕРНИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Российский постмодернизм подарил отечественной и мировой культуре новые имена и яркие произведения, обозначил множество проблем и тем в искусстве, предложил новый подход в поисках смыслов и принципов будущей культуры, способствовал выработке нового целостного, и плюралистического воззрения на мир.

В русской литературе постмодернизм возник позднее, чем на Западе, что объясняется активным подавлением в советском обществе всех форм художественного творчества, разрушавших каноны реализма, а также политикой культурной изоляции, препятствовавшей усвоению зарубежного литературного опыта. И создавался он, в отличие от Запада, представителями неофициального искусства, не только не имевшими возможности печататься на родине, кроме как в самиздате, но и подвергавшимися преследованиям со стороны властей.

Русский постмодернизм в литературе отказался от мифологии реальности, к которой тяготели предыдущие литературные направления. Но в то же время, он создает собственную мифологию, прибегая к ней как к наиболее понятному культурному языку. Писатели-постмодернисты вели в своих произведениях диалог с хаосом, представляя его как реальную модель жизни, где утопией является гармония мира. При этом между космосом и хаосом шли поиски компромисса.

Русские писатели-постмодернисты:

Идеи, рассмотренные различными авторами в своих произведениях, представляют собой странные неустойчивую смесь, призванные конфликтовать, являясь несовместимыми понятиями. Так, в книгах В. Ерофеева, А. Битова и С. Соколова представлены компромиссы, парадоксальные по сути, между жизнью и смертью. У Т. Толстой и В. Пелевина - между фантазией и реальностью, у Виктора Ерофеева и Пьецуха - между законом и абсурдом. От того, что постмодернизм в русской литературе опирается на сочетаниях противоположных понятий: возвышенного и низменного, патетики и глумления, фрагментарность и целостность, оксюморон становится его основным принципом. К писателям-постмодернистам, кроме уже перечисленных, относят С. Довлатова, В. Войновича, Л. Петрушевскую, В. Аксёнова, А. Синявского. В их произведениях наблюдаются основные характерные черты постмодернизма, такие как понимание искусства как способа организации текста по особым правилам; попытка передать видение мира через организованный хаос на страницах литературного произведения; тяготении к пародии и отрицание авторитетов; подчеркивание условности используемых в произведениях художественно-изобразительных приемов; соединение в пределах одного текста разных литературных эпох и жанров. Идеи, которые провозгласил постмодернизм в литературе, указывают на его преемственность с модернизмом.

Сформировавшись в России в период 80-90-х годов, постмодернизм в литературе вобрал в себя идеалы и стремление уйти от упорядоченности мира, поэтому возникла фрагментарность сознания. Часто в центре сюжета у постмодернистов становится акт творчества, и главным героем является писатель. Исследуется не столько взаимоотношения персонажа с реальной жизнью, сколько с текстом. Это наблюдается в произведениях А. Битова, Ю. Буйды, С. Соколова. Главный герой, часто отождествляемый с автором, при столкновении с реальностью платит страшную цену за её несовершенство.

Культурное пространство России неоднозначно реагирует на постмодернизм. Разрастание начала в нашем искусстве, прежде всего в литературе, кинематографе, на телевидении, можно принять за знак духовной солидарности с европейской цивилизацией. Симптомом постмодернистских проявлений в отечественной культуре является изощренная рефлексия по поводу сюжетов, персонажей, ситуаций русской классической литературы.


3. ПОСТМОДЕРНИЗМ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА


В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение художественного авангарда (модернизма как эстетического феномена).В отличие от авангарда постмодернизм стирает грань между самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания- между научным и обыденным сознанием, высоким искусством и китчем.

Постмодернизм окончательно закрепляет переход от произведения и конструкции от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности. Постмодернизм есть реакция на изменение места культуры в обществе.

Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения чистоты такого феномена как искусство. Условием его возможности выступает изначальное смыслопорождение, восходящее к началу, оригинальному творческому деянию.

Если эти условия нарушены а именно это и происходит в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения - то существование искусства в его прежних(классических или модернистский) .

Другой стороной изменения статуса культуры является то что сегодняшний художник никогда не имеет дело с чистым материалом- последний всегда тем или иным образом культурно освоение.

Стратегия постмодернизма состоит в дистанцировании от самих оппозиций «разрешение -созидание», «серьезность- игра»

Постмодернизм, связанный с конкретными исследованиями массовой культуры и средств массовых коммуникаций такими учеными, как Ж. Бодрийяр, М. Маклюэн, А. Крокер, Д. Кук, А. Пирколиса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате выполнения реферата были сделаны следующие основные выводы.

.Возникновение и становление постмодернизма Первые признаки возникли в конце 50-х гг. XX в. в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.

2.Разновидности постмодернизма являются постпозитивизм, постструктурализм, постструктулизм.

.Постмодернизм в искусстве дал современному искусству бесконечное разнообразие стилей, порожденное характерной для постмодернизма абсолютной свободой самовыражения.

.Постмодернизм в философии предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.

.Появление постмодернизма в русской литературе сформировалось в России в период 80-90-х годов. К писателям-постмодернистам, относят С. Довлатова, В. Войновича, Л. Петрушевскую, В. Аксёнова, А. Синявского, У Т. Толстой и В. Пелевина.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


.Ащеулова И.В.: Русский постмодернизм: предварительные итоги. / И.В Ащеулова - Ставрополь. 1998. - 140 с.

2.Брайсон В.: Политическая теория феминизма./ В. Брайсон.- М.: Идея-пресс, 2001. - 12 с.

.Маньковская,Н. Б.: Эстетика постмодернизма / Е.Н. Маньковская - СПб.: Алетейя, 2000г. - 347 с.

.Усовская Э. А.: Постмодернизм в культуре XX века: учебное пособие для вузов./ Э. А. Усовская. - Минск, 2003

6.#"justify">7.http://svobd.ru/component/content/article/351/5415-5-.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Модернизм и постмодернизм. Влияние постмодернизма на искусство. Российский постмодерн. Цели и устремления. Этапы постмодерна. Концептуальное искусство как разновидность посмодернизма. Программы концептуального искусства. Концептуализм в России.

    Исследование зарождения и направления постмодернизма как отражения состояния культуры, характеризующейся утратой ценностных ориентиров. Заимствование стилей и идеи постмодернизма в графическом дизайне, современной рекламе и различных сферах искусства.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Семантика понятия "модернизм" в гуманитарном знании. Закономерности развития европейской культуры начала XX в. Концептуализация понятия "модернизм" в персональных теориях. Модернистский стиль, его переоценка, дегуманизация культуры, период постмодерна.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2010

    Модерн. Значение термина "модерн". Идеология модерна. Переход от модерна к постмодерну. Самосознание европейской культуры первой половины XX века. Массовая культура. Культура постмодерна. Постмодернизм от истоков до конца столетия.

    реферат , добавлен 29.08.2006

    Постмодерн как направление в культуре. Основные характеристики культуры: человек как игрок, игрушка мироздания. Понятие концептуализма, постмодерн как культура текста с его деконструкцией. Тенденции постмодерна в литературе и кинематографе современности.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Екоурбанізм як полісемантичний напрямок розвитку культури. Прерогативи екоурбанізму як послідовного культурно-естетичного орієнтира постмодернізму. Нові підходи до проектування і планування міста, реорганізації та реконструкції деградуючих територій.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2013

    Определение культуры и искусства, выразительность различных видов искусства, их основные черты. Искусство палеолита: периодизация, общая характеристика. Культура Древнего мира: Греции, Рима, Руси, характеристика культурного наследия цивилизаций Востока.

    шпаргалка , добавлен 20.06.2009

    Историческое развитие культуры XX века, влияние на ее становление социальных процессов. Сущность и причины зарождения течений модернизма и постмодернизма в искусстве и литературе ХХ века. Влияние НТР на развитие культуры. Концепция двух культур Ч. Сноу.

    В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда («модернизма» как эстетического феномена).Однако в отличие от авангарда, ряд течений которого не порывал с характерным для классики дидактически-профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания - между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем».

    Постмодернизм окончательно зацепляет переход от «произведения» к «конструкции», от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в этой связи есть реакция на изменение места культуры в обществе.

    Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения «чистоты» такого феномена, как искусство. Условием его возможности выступает изначальное смыслопорождение, восходящее к созидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию. Если же эти условия нарушены - а именно это и происходит в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения - то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом. Другой стороной изменения статуса культуры является то, что сегодняшний художник никогда не имеет дело с «чистым» материалом – последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат.

    Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж.

    При этом стратегия постмодернизма состоит не в утверждении деструкции в противовес творчеству, манипуляции и игры с цитатами - серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение - созидание», «серьезность - игра».

    Приметой выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, то и дело расставляемые как указание на небезусловность любых сигнификаций. Постмодернизм обязан своей популярностью не столько авторам, действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма.

    Культура конца XX столетия, постмодерна характеризуется следующими чертами:

    • · децентрацией, плюрализмом и фрагментарностью культуры. "Рассеянность и спутанность ценностей" (Ж. Бодрийяр) приводит к нарушению иерархической организации культуры, равноправному сосуществованию "высокого" и "низкого", элитарного и массового, к превращению иронии в средство саморазрушения культуры;
    • · вытеснением реальности системой фантомов сознания, стирающих различие реального и воображаемого, замыкающихся на самих себе копий без оригиналов.
    • · театрализацией сегодняшней социально-политической и духовной жизни. Это ощущение театральной призрачности, неподлинности жизни особенно проявилось в 80-х годах, и оно же стимулировало процессы переосмысления возможностей и границ реализации человеческой индивидуальности в постсовременном обществе;
    • · поиском новых форм достижения социальной и культурной идентичности. 80-90 гг. отмечены появлением новых тенденций в духовной жизни – возвратом к сфере частной жизни, религиозно-духовной проблематике. Эта трансформация духовного климата была обусловлена ощущением приближения конца тысячелетия, упадком имиджа общественного человека, непомерным нарциссизмом и цинизмом общества потребления. Безусловно, это не было возвратом к каноническим формам религиозности, а расцветом множества самых разнообразных сект и обрядов, которые лишь с большой долей условности можно было бы назвать истинно религиозными. Сюда же относятся различные виды фундаментализма, интерес к языческим ритуалам, эзотеризм, оккультизм, восточные диеты, экологическое движение, медитация, спиритизм, сатанология и т.п., одним словом - все, что ранее находилось на периферии культуры.
    • · неопределенностью, открытостью, незавершенностью, стиранием пространственных и временных границ. Новизна здесь в той же мере означает движение вперед, сколь и возврат к тому, что было, казалось бы, безвозвратно утрачено модерном. Неактуальной становится идея непрерывности исторического процесса, культура приобретает мозаично-цитатный облик, она охотно прибегает к практике сопоставления различных исторических эпох и традиций мышления.

    В постмодернистской философии остается без внимания важнейшая категория нового мышления - время. Речь, разумеется, идет не о физическом, а о социально-культурном времени, о том времени. Это время, подобно пространству, можно охватить единым взором, в нем можно «передвигаться», используя тот или иной

    накопленный человечеством опыт.

    Постмодернизм, выступая против идеи целого, разрывая «связь времен», не в состоянии проникнуть в суть проблемы, он просто игнорирует ее. Решить проблему призвана концепция постсовременности как высшего типа современности. Современность означает противостояние несовременному, устаревшему. Прошлое при этом рассматривается как предпосылка настоящего, как низшая ступень, «снятая» последующим развитием. Постсовременность отличается от современности тем, что видит в прошлом не просто предпосылку, а свою неотъемлемую составную часть; это слияние того, что есть, и того, что было. И другой важный момент - поиск в прошлом того, что утеряно в настоящем.

    Речь, разумеется, идет о культурных достижениях. Постсовременность сводит их воедино. Понятие современности - завоевание Нового времени как эпохи, противопоставившей себя предшествующим периодам развития общества. Именно тогда возник историзм - требование рассматривать явления в конкретных условиях его возникновения и в свете общего движения вперед. Осознание настоящего как постсовременности возникло в наши дни, оно предполагает не отмену, а углубление принципа историзма. Причинное объяснение остается, но оно дополняется непосредственным соотнесением достигнутого в прошлом результата с нынешней ситуацией, признанием эталонного, образцового характера этого результата.

    Идея постсовременности как сверхсовременности особенно важна для нового политического мышления. Человечество подошло к опасному рубежу, за которым ничего нет, «конец истории» - ядерная вспышка и самоистребление. Единственно возможный разумный путь - назад, к «нулевому варианту», куничтожению и запрещению атомного оружия. Идеальное состояние - в прошлом, когда мир не знал средств самоубийства, будущее возможно только как прошлое. Конечно же, это не будет простое его повторение, будут свои модификации, прежде всего новое понимание опасности бесконтрольного

    В современном гуманитарном знании значительно усилился интерес к феномену постмодернистской культуры: философы, культурологи, литературоведы выдвигают собственные версии "постмодернистского типа культуры". Однако в настоящее время единого представления о постмодернизме нет - ведутся бурные дискуссии относительно его временных границ, возникновения, особенностей проявления в культуре и в других сферах человеческого бытия. Постмодернизм является проявлением определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, типа культуры.

    Как известно, постмодернизм возник сначала в области литературоведения, а впоследствии распространился далеко за его пределы, охватив различные сферы человеческого бытия - философию, политику, религию и т.д. Наконец он начал претендовать на статус общей теории современного искусства, основного выразителя духа современности.

    В этом небольшом разделе нельзя охватить все разнообразие теорий и концепций, которые определяются как постмодернистские. Поэтому мы попробуем проанализировать некоторые концепции, в частности Ж.Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, В. Эко, Ф. Джеймисона, которых по праву считают ведущими специалистами в области постмодернистской культуры.

    Постмодернизм: история возникновения термина. Дискуссии относительно временных границ постмодернизма в современной философии и культурологии

    Уже несколько десятилетий на страницах различных научных трудов проходят бурные дискуссии относительно постмодернизма - определяются суть этого феномена, причины его возникновения, соотношение с предыдущими этапами социокультурного развития, в частности с модернизмом. По многим вопросам у участников дискуссий нет единства во взглядах. В то же время можно утверждать, что в современном гуманитарном знании уже сложились общие характеристики этого явления, определились влиятельные теоретики постмодернизма, накопился определенный багаж текстов, где анализируется ситуация постмодерна.

    Необходимо отметить, что понятие "постмодернизм", "постмодерн", "постмодернистский" являются многозначными. Они используются и для определения своеобразного направления в современном искусстве, и для характеристики определенных тенденций в политике, религии, этике, образе жизни, мировосприятии, а также для периодизации культуры и обозначения своеобразной концепции, которая возникла в результате изменений в общественной жизни и экономических структурах. Другими словами, постмодернистские теории выявляют особенности современных модернизаций них процессов в обществе, основные признаки постиндустриального, посттехнотронного потребительского общества. Некоторые исследователи считают, что постмодернизм генетически связан с этими типами обществ, является их порождением и одновременно должен стать той универсальной теорией, которая единственная способна осмыслить сложные процессы, проходящие в современном обществе.

    Таким образом, можно говорить о постмодернизме как о направление в художественной культуре, как о ситуации в обществе, как о влиятельную теоретическую концепцию, которая изучает реалии современного мира, как о методологии определения базовых характеристик современности.

    Определение понятий "постмодернизм", "постмодерн", по мнению большинства теоретиков и исследователей, может быть осуществлено в соотношении с тем, что понимать под модернизмом. В социально-историческом контексте можно рассматривать "постмодерн" как развитие и отрицание "модерн" - эпохе, охватывающей период от начала Нового времени до середины XX в.; в эстетическом контексте постмодернизм - контрагент модернизма как этапа в развитии искусства. Необходимо отметить, что понятием "модернизм" определяется период Нового времени, который имеет свои характеристики. Кроме того, понятие "модернизм" понимают как совокупность направлений современного искусства, которые начали развиваться с конца XIX в. Сроки постмодернизм и постмодерн или синонімізують, или декотрою степени различают. В связи с Новым временем они могут восприниматься как его антитеза, а в связи с модернизмом - как его логическое продолжение. Действительно, постмодернистское искусство в сопоставлении с модернизмом является порождением модерна, те художественные процессы, создали модернизм, распространились и на все современное искусство в широком понимании этого слова. Постмодернизм, как и модернизм, есть тут этапом развития искусства, что исключает классическое искусство. Искусство классическое, связанное с культурными установками Нового времени, сформировало свои классические принципы, надолго определив развитие художественной культуры: это условность искусства, которая позволяет всегда различать искусство и не-искусство; уникальность художественного произведения, которая усматривает главное в творчестве художника работу с материалом и формой; наличие направления и стиля, которые обеспечивают традицию и историзм в искусстве.

    Авангард, являясь мощной художественной течению, отказался от всего, на что ориентировалось классическое искусство. Характерными признаками большинства авангардных явлений является их экспериментальный характер, скорее осознанный революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры, резкий протест деятелей авангарда против всего, что казалось им консервативным, обывательским, буржуазным, "академический". В визуальных искусствах и литературе авангард утверждал решительный отказ от реалистически-натуралистического изображения действительности, непрестанное влечение к созданию принципиально нового во всем - прежде всего, в формах, средствах художественного отображения. Из этого и происходит декларативно-маніфестарний, эпатажно-скандальный характер авангардных произведений и их создателей, стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств, их взаимопроникновение, взаимозаменяемость. Авангард оборвал связь с классикой и рационализмом в европейской культуре, но в то же время он имеет прочную связь с дораціональними мифологическими и другими формами ранних культур, истоки которых сосредоточены в Африке, Америке, других регионах.

    Ограничивая интеллект, авангард обратился к инстинкту и эмоций, непосредственности и спонтанности. Эта ориентация позволила по-новому взглянуть на предназначение искусства. Авангард дал мировому искусству такие выдающиеся фигуры, как В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал, П. Шкассо, А. Матисс, А. Шенберг, Ф. Кафка, С. Далее, Дж. Джойс, М. Пруст и др.

    Если сравнивать авангард и постмодернизм, то можно увидеть в них много общего: прежде всего, родство художественных принципов. Постмодернизм является следствием и продолжением авангарда. Однако авангард и постмодернизм - явления довольно разные. Разница между ними состоит в отношении к будущему и прошлому. Авангард решительно отмежевывается от традиции, истории, прошлого. Пафос художников-авангардистов направлен в будущее. Авангард XX в. отмечается большим количеством футуристических проектов, а один из влиятельных направлений авангарда так и называет себя - футуризм. Этот поезд до будущего роднит авангард с таким отличительным явлением, как новоєвропейська классическая культура. Постмодернистское отношение к будущему другое: он пропагандирует исчерпанность будущего, зато предлагает обратиться к прошлому. Это обращение к прошлому не означает пиетета перед традицией. Наоборот, отношения между постмодернизмом и традиции достаточно сложные. Прошлое постмодернизм использует в "библиотечном" варианте, как сборник текстов, которые можно привлекать для создания новых с помощью аллюзии.

    Таким образом, авангард и постмодернизм при всей своей родства - явления довольно разные. Если начало XX вв. родил и нуждался авангарда, то концу этого века более присущ постмодернизм. В этой связи различают термины "постмодерн" - ревизия философских основ Нового времени, "постмодернизм" - пересмотр модернистского искусства, "постмодерність" - релятивизация со этических принципов и постепенное исчезновение героизма в жизни, распространение потребительских настроений в обществе.

    Как отмечалось, иногда понятие "постмодерн" и "постмодернизм" различают. По нашему мнению, эти термины все же имеют больше общего, чем отличного, поэтому их возможно использовать как синонимы. В то же время можно согласиться с теми авторами, которые считают целесообразным употреблять термин "постмодернизм", характеризуя сложные явления современных философии и искусства. Попытаемся определить основные признаки постмодернизма как явления культуры.

    Постмодернизм в основном понимают, прежде всего, как культурно-теоретическую течение в философии второй половины XIX - начала XXI вв., которая привлекает внимание к тем изменениям, которые происходят в современном мире: в социокультурной, интеллектуальной, научной, художественно-эстетической и даже политической сферах. Постмодернизм не может быть определен как консолидированный, организованный философско-художественное направление, он и не претендует на такое определение. Под названием "постмодернизм" объединяются различные концепции и теории, именно это понятие еще недостаточно концептуалізоване.

    Считается, что официально термин "постмодернизм" ввел в научный оборот А.Дж. Тойнби. По мнению английского историка, этот термин указывает на современную фазу западноевропейской культуры, важным признаком которой является переход от политики, основывается на мышлении в категориях интересов национальных государств, к политике, учитывающей глобальный характер современной цивилизации. А. Тойнби считал, что этот этап начался еще в 1875 г. Середина 70-х годов XIX ст. - период бурного развития европейских государств, становление современных моделей управления обществом, в то же время требовал воплощения в жизни и нового мышления, связанного с возникновением глобальных проблем человеческой цивилизации. Таким образом, А. Тойнби при определении постмодернизма опирался на геополитические факторы.

    Немецкий философ Вольфганг Вельш, который исследовал происхождение этого понятия, определяет и другие случаи его употребления: в 1917 г. в работе Рудольфа Паннвица "Кризис европейской культуры", где говорится о "постмодерна человека"; в 1934 году у испанского литературоведа Федерико де Оніса, где постмодернизм рассматривается как промежуточная фаза в развитии литературы между модернизмом и так называемым "ультрамодернізмом" (1905-1914).

    По мнению выдающегося американского теоретика Ф. Джеймисона, возникновение постмодернизма можно датировать со времен послевоенного бума в Соединенных Штатах (на рубеже 1940-1950-х годов), а во Франции - с образования Пятой республики (1958 г.). Американский теоретик Хаг Д. Сильверман утверждает, что постмодернизм не имеет отечества, а на мнение Же. Дерриды, наиболее постмодернистской страной является Япония в том смысле, что в ее культуре органично сочетаются традиционные и современные элементы.

    Учредителями постмодернизма считаются Ф. Ницше, М. Вебер, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, М. Хайдеггер, М. Фуко, Же. Деррида, Ж.Ф, Лиотар, которые осуществляли радикальную критику европейской культуры и истории, которая позже будет названа деконструкцией. Не будет большим преувеличением считать источником постмодернизма те кризисные явления в европейской культуре, которые напомнили о себе еще во второй половине XIX в.

    Одну из самых четких характеристик постмодернизма дает его известный исследователь Ихаб Хассан. Он отмечает следующие признаки этого явления:

    1) неопределенность, культ неясностей, ошибок, пробелов;

    2) фрагментарность, принцип монтажа;

    3) "деканонізація" - борьба с традиционными ценностями, сакральным в культуре, человеку, этносе, борьба с логосом, авторским приоритетом;

    4) отсутствие психологических и символических глубин;

    5) отказ от мімесису и изобразительного начала;

    в) господство иронии, которая утверждает плюралистический Вселенная;

    7) смешения высокого и низкого жанров, стилевой синкретизм;

    8) театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории;

    9) имманентность, срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать на них.

    В целом, исследуя феномен постмодернизма, большинство ученых настаивают на том, что постмодернизм возникает сначала в контексте художественной культуры (литературы, архитектуры), а затем распространяется и на другие сферы - философию, политику, религию, науку, становясь определяющим явлением для целого этапа в развитии культуры. Можно также сказать, что в этих сферах возникают новые проблемы, тенденции, явления, которые уже обще-принято квалифицируют как постмодернистские. Постмодернизм - довольно удобный термин для характеристики новых, сложных, еще не достаточно осмысленных проблем. Однако широкая трактовка этого понятия вызывает определенные замечания тех теоретиков, которые склоняются к использованию понятия "постмодернизм" только в сфере художественной культуры. Так, по мнению британского социолога Энтони Гідденса, понятие "постмодернизм" относится главным образом к стилей или направлений в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре. Опровергая правомерность распространения постмодернистской доктрины на экономическую, политическую и социальную сферы, Гидденс, как, кстати, и другие западные теоретики, применяет для определения реалий эпохи близкие по звучанию, но несколько отличные по значению понятия "модерніті" и "постмодерніті". "Постмодерніті" означает совокупность характеристик современной эпохи, среди которых есть и те, что утверждают невозможность определения направления развития современного общества.

    Другой известный исследователь постмодернизма С. Моравськи видит суть этого явления в философской рефлексии в отношении процессов развития современного мышления и обществ. Ученый всесторонне рассматривает историю понятия и взгляды теоретиков на явление постмодерна и приходит к выводу, что формулировка сути постмодернизма часто противоположные друг другу, и те философы, которых обычно определяют как постмодернистов (Ж.Ф. Лиотар, У. Эко, У. Уэлш), опровергают мнение об оппозиционности постмодернизма лишь к культуре Нового времени, поскольку постмодернизм конфликтует а всей философской традиции. Таким образом, постмодернизм, по мнению Моравськи, - это прежде всего философия в ее нестандартном проявлении, то есть такие размышления, которые выходят за пределы обычного философствования. Более того, исследователь рассматривает постмодернистскую философию как постфілософію по той причине, что постмодернизм "атакует Платона так, как Гегеля и Гуссерля, досократиків в той же степени, что и Хайдеггера". Анализируя соотношение постмодернизма и авангарда, С. Моравськи определяет постмодернизм как антиавангард. Антиавангардні признаки постмодернизма заключаются, по мнению исследователя, в доминировании в постмодернистском дискурсе метафілософських и трансфілософських студий. Полемизируя с Ж.Ф. Ліотаром, который отождествляет постмодернизм и авангард, С. Моравськи считает источниками постмодернизма реалии современного общества с его культом потребительства, терпимостью, наличием в каждой личности, разнообразных социальных ролей и культурных трансформаций.

    Необходимо обратить внимание и на такое правильное, на наш взгляд, утверждение С. Моравськи, в котором он полемизирует с Ж. Бодрийяром: не стоит усматривать в постмодерне конец истории, человеческого развития, негативные тенденции современной эпохи будут оказывать сильное сопротивление, что поможет скорректировать этот негативный направление современного развития общества.

    Таким образом, перспективы существования культуры имеют место и в эпоху тотальной деконструкции, переосмысление самих основ бытия человека в мире.

    Таким образом, само понятие постмодернизма, суть этого явления стали предметом многочисленных дискуссий в западной и отечественной философско-культурологической мысли. Характер этих дискуссий свидетельствует о сложности и противоречивости феномена постмодернизма, постмодернистской культуры. Известные теоретики постмодернизма в своей философской творчества основную роль отводили исследованию проблем культуры, связывая процессы, происходящие в ней, с постмодернистскими мировоззренческими трансформациями.

    Введение

    Объектом исследование данной темы является Постмодернизм в культуре 20 века, что не удивительно ведь в наше время нет такого часто употребляемого и, при этом, более туманного понятия, чем постмодернизм. И дело не только в его обширности, многогранности и эклектичности, – ведь постмодернизм связывается с широким кругом явлений в различных областях культуры конца ХХ века: искусстве, философии, науке, политике, – что уже само по себе создаёт трудности в его интерпретации. Основная проблема состоит в отсутствии более-менее четкого представления о сущности постмодернизма, о том, что скрывается за этим броским и чем-то завораживающим словом, которое так часто можно услышать по телевидению и в кино, столкнуться с ним в журналах и художественной литературе.

    Подавляющему большинству употребляющих этот термин, вряд ли удастся толком разъяснить его смысл, но, при этом, каждый старается наделить его любым удобным для себя значением. А между тем, проблема постмодернизма сегодня является одной из самых обсуждаемых в научных кругах уже на протяжении, по крайней мере, двух десятилетий, поэтому крайне важно уяснить его сущностные характеристики, время возникновения и роль в формировании современной культуры.

    Актуальность исследования данной темы состоит в том, что культура постмодерна есть одно из проявлений постиндустриального мира, жизнедеятельность и история которого во многом обусловлены изменениями в технологиях, в экономике, социуме и культуре. Эти изменения вызревали и совершались на протяжении второй половины XX в. и во многом определили собой и окружающую действительность, и внутренний облик человека.

    Основной целью данной работы является анализ постмодернизма общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства массовой

    культуре.

    Поставленная цель предполагает решение нескольких задач :

    · Проанализировать возникновение и становление постмодернизма в культуре и исскустве, выявить основные черты и особенности постмодернизма.

    · анализ постмодернистских тенденций в искусстве.

    · анализ постмодернизма и массовой культуры.

    · рассмотреть художественную практику постмодернизма как

    специфической показатель российской культурной атмосферы

    Структура данной работы была определена в соответствии с необходимостью достижения цели работы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

    1. Возникновение и становление постмодернизма в культуре и исскустве.

    Постмодернизм – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм (или «постмодерн») буквально означает то, что после «модерна», или современности.

    Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является, прежде всего, культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с тем он выходит за рамки культуры и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. В силу этого общество оказывается не только постиндустриальным и информационным, но и постмодерным. Наиболее ярко постмодернизм проявил себя в искусстве.

    Этимология термина «постмодерн» восходит к 1917 году. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Паннвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Постмодерн рассматривался как способ выхода европейской культуры из глубокого кризиса, куда ее завел модернизм, пораженный язвами нигилизма и декаденса. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека».

    Второй раз этот термин, независимо от Паннвица, использует испанский критик Ф.де Онис . У него постмодерн выступает в качестве промежуточного периода (1905-1914) между первым этапом модернизма (1896-1905) и вторым, более сильным этапом - этапом «ультрамодернизма» (1914-1932).

    Третий раз это слово встречается в однотомном изложении (1947) американским философом Д. Сомервиллом многотомного труда английского историка А. Тойнби «Исследование истории». Здесь «постмодерн» означает текущий, современный период западной культуры, начавшийся уже в 1875 г.

    Однако все три упомянутых случая не имеют прямого отношения к современному смыслу термина «постмодернизм». Немецкий философ В. Вельш, признанный авторитет в истолковании постмодерна, называет их «преждевременными». По его мнению, американский литературовед М. Хау стал тем, кто в 1959 г. первым начал использовать термин «постмодерн» в его современном значении, развернув в американской литературной критике дискуссию о постмодерне, которая продолжается и сегодня.

    К настоящему времени постмодернизм прошел все основные этапы своего становления. В конце 50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике появились первые его признаки. Затем они возникли в искусстве других европейских стран, США и Японии, а к концу 60-х гг. распространились на остальные области культуры. В 70-е гг. происходит окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена, и он предстает как своеобразная сенсация. В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой, неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Если раньше надо было непременно быть модернистом и авангардистом, то теперь стало трудно не быть постмодернистом. В начале 90-х гг. ажиотаж вокруг постмодернизма спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

    Английский историк А. Тойнби взял за точку отсчета эпохи постмодерна 1875 г., связав ее с открытием второго начала термодинамики. Для некоторых эта эпоха началась сразу после второй мировой войны. Большинство авторов относит начало постмодерна к середине 70-х гг., хотя по поводу более точной даты его рождения мнения расходятся. В 80-е годы постмодернизм получает статус понятия, благодаря, прежде всего, работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.

    Сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние и умонастроение, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает трансисторическим явлением, он проходит через все или многие исторические эпохи, и его нельзя выделять в какую-то отдельную и особую эпоху. В частности, такого мнения придерживается итальянский писатель-постмодернист У. Эко. К такому же мнению склоняется Лиотар, полагая, что первым постмодернистом можно считать Аристотеля. Канадские политологи А. Кроукер и Д. Кук таковым называют Августина Блаженного .

    Другие же, наоборот, определяют постмодернизм именно как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. Такого мнения придерживается X. Кюнг и В. Вельш и др. Думается, что при всех имеющихся различиях эти два подхода вполне можно примирить. Действительно, постмодернизм, прежде всего, является состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя эта эпоха станет, видимо, переходной.

    2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма.

    Культура постмодернизма имеет онтологические, гносеологические, историко-культурные и эстетические параметры. В онтологическом плане феномен постмодернизма связан с осмыслением того обстоятельства, что предмет противится человеческому воздействию, отвечая на него противодействием: что порядок вещей «мстит» нашим попыткам его переделать, обрекая на неизбежный крах любые преобразовательские проекты.

    Постмодернизм возникает как осознание исчерпанности онтологии, в рамках которой реальность могла подвергаться насильственному преображению, переводу из «неразумного» состояния в «разумное». Квалификация такой онтологии как «модернистской» и исторически исчерпавшей себя есть вместе с тем провозглашение новой эпохи - постмодернизма.

    Скептическое отстранение от установки на преобразование мира влечет за собой отказ от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию (Бодрийар).

    Антисистематичность как характерная черта постмодернизма не сводится к простому отказу от притязаний на целостность и полноту теоретического охвата реальности - она связана с формированием неклассической «онтологии ума». Дело заключается в объективной невозможности зафиксировать наличие жестких, самозамкнутых систем, будь то в сфере экономики, или политики, или искусства.

    Непосредственным источником постмодернистского сдвига в гносеологической плоскости была «деконструкция», в которой классическая философия дезавуируется как «метафизика присутствия». Основной интуицией последней является абсолютная полнота смысла, его тотального, не знающего пустот и разрывов присутствия (presence) .

    Классический дискурс неизбежно выступает поэтому как дискурс репрезентации (representation) - представления некоего изначального, первичного смыслового содержания в производных, вторичных, деривативных формах. Всякое отдельное событие получает здесь смысл лишь благодаря причастности абсолютной полноте изначального смысла; оно истинно лишь постольку, поскольку может быть возведено к первосмыслу как своему истоку.

    В классической парадигме все содержания мысли суть лишь репрезентации смысла как первоосновы - субстанции и истока. Все знаки культуры значимы здесь лишь за счет проступающего сквозь них первосмысла - «трансцендентального означаемого». Отказать этой интуиции в праве на универсальность и сосредоточить внимание на проблематике дисконтинуума и отсутствия - значит перестать смотреть на события как на отблеск истины бытия, обратиться к ним в их самодостаточности.

    Тем самым осуществляется выход из лингвистической плоскости в плоскость «событийности» и «телесности». Это происходит в форме «философии сингулярностей» (Вир Илио) и «мышления соблазна» (Бодрийар), «мышления интенсивностей» (Лиотар) и «философии Желания» (Делез и Ф. Гваттари).

    Противостояние постсовременности и постмодернизма (как жизни и смерти культуры) особенно заметно в философии, где оно возникло в самое последнее время. Первыми «э» сказали французы. Франсуа Льотар выступил с концепцией постмодернистского знания. В двух словах ее суть - «война

    целому» (именно так заканчивается его статья «Ответ на вопрос, что такое постмодернизм»).

    Гегель когда-то провозгласил: истина - это целое. Для постмодернистов дело обстоит наоборот: целое - опасное заблуждение мысли, идея тотальности ведет к тоталитаризму, а там и до террора рукой подать. Истина плюралистична.

    Человек - чаще случай, чем выбор. Тут уже выпад против тех разновидностей индивидуализма, которые делают ставку на свободную личность, сознательно избирающую свою судьбу. В постмодернизме исчезает понятие субъекта, наделенного сознательными целеполаганием и волей. На первый план выходят бессознательные компоненты духовной жизни. Отсюда живой интерес к мифу как панацее от рационалистических бед нашего времени. Но миф опять-таки рассматривается как форма утверждения неповторимого, не как способ объединить людей: мономифологизм, по Маркварду, столь же вреден, как и монотеизм. «Хвала политеизму» - провозглашает Марквард .

    Пример современного мономифологизма - «миф французской революции» как единственно возможного варианта истории Франции; история многовариантна, и опасен взгляд, утверждающий противоположное. Марквард ратует за плюрализм повсюду, в первую очередь в философии. Он - противник «правомыслящего монологоса», ориентированного на единственность разума и запрет всего иного.

    В постмодернистской философии остается без внимания важнейшая категория нового мышления - время. Именно поэтому неудачной выглядит попытка постмодернистов опереться на Хайдеггера - «последнего из могикан» великой немецкой философии. Он велик как философ культуры, предчувствовавший тот рубеж, которого культура ныне достигла. Стрелка на циферблате истории подошла к цифре 12, как бы отодвинуть ее назад! Этот образ владеет ныне умами ученых и политиков. А философ давно говорил о времени как об исполненном, как о некой целостности, в которой будущее, настоящее и прошлое сливаются воедино.

    Речь, разумеется, идет не о физическом, а о социально-культурном времени, о том времени. Это время, подобно пространству, можно охватить единым взором, в нем можно «передвигаться», используя тот или иной накопленный человечеством опыт.

    Постмодернизм, выступая против идеи целого, разрывая «связь времен», не в состоянии проникнуть в суть проблемы, он просто игнорирует ее. Решить проблему призвана концепция постсовременности как высшего типа современности. Современность означает противостояние несовременному, устаревшему. Прошлое при этом рассматривается как предпосылка настоящего, как низшая ступень, «снятая» последующим развитием. Постсовременность отличается от современности тем, что видит в прошлом не просто предпосылку, а свою неотъемлемую составную часть; это слияние того, что есть, и того, что было. И другой важный момент - поиск в прошлом того, что утеряно в настоящем.

    Речь, разумеется, идет о культурных достижениях. Постсовременность сводит их воедино. Понятие современности - завоевание Нового времени как эпохи, противопоставившей себя предшествующим периодам развития общества. Именно тогда возник историзм - требование рассматривать явления в конкретных условиях его возникновения и в свете общего движения вперед. Осознание настоящего как постсовременности возникло в наши дни, оно предполагает не отмену, а углубление принципа историзма. Причинное объяснение остается, но оно дополняется непосредственным соотнесением достигнутого в прошлом результата с нынешней ситуацией, признанием эталонного, образцового характера этого результата.

    Идея постсовременности как сверхсовременности особенно важна для нового политического мышления. Человечество подошло к опасному рубежу, за которым ничего нет, «конец истории» - ядерная вспышка и самоистребление. Единственно возможный разумный путь - назад, к «нулевому варианту», к уничтожению и запрещению атомного оружия. Идеальное состояние - в прошлом, когда мир не знал средств самоубийства, будущее возможно только как прошлое.

    3. Постмодернизм и массовая культура

    В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда («модернизма» как эстетического феномена). Однако в отличие от авангарда, ряд течений которого не порывал с характерным для классики дидактически-профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания - между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем».

    Постмодернизм окончательно зацепляет переход от «произведения» к «конструкции», от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в этой связи есть реакция на изменение места культуры в обществе.

    Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения «чистоты» такого феномена, как искусство. Условием его возможности выступает изначальное смыслопорождение, восходящее к созидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию.

    Если же эти условия нарушены - а именно это и происходит в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения - то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом.

    Другой стороной изменения статуса культуры является то, что сегодняшний художник никогда не имеет дело с «чистым» материалом – последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат.

    Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж.

    При этом стратегия постмодернизма состоит не в утверждении деструкции в противовес творчеству, манипуляции и игры с цитатами - серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций «разрушение - созидание», «серьезность - игра».

    Приметой выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, то и дело расставляемые как указание на небезусловность любых сигнификаций.

    Постмодернизм обязан своей популярностью не столько авторам, действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма.

    4. Постмодернизм в искусстве

    В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют даже точную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно и монотонно выглядело все. В опустевших домах стал гнездиться преступный элемент, и от «образцового» квартала решили избавиться.

    Образец новейшей архитектуры - здание художественной галереи в Штуттгарте, выстроенное по проекту английского архитектора Дж. Стерлинга. Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох. Фасад украшен разноцветными светильниками в виде длинных труб, идущих по всему контуру здания,- возникает ассоциация с промышленным строительством, где раскраска труб преследует сугубо утилитарные цели. Внутри здания светлые залы, стекло и сталь, и вдруг наталкиваешься на колонны, как бы заимствованные из египетского храма. Внутренний дворик выполнен под «античные руины», увитые плющом; здесь древние статуи, а несколько плит навалены Друг на друга - как бы «археологические раскопки».

    Подобную архитектуру, в которой отразились недовольство безликой рациональностью и тяга к прошлому, к традиции, у нас принято называть постмодернизмом. В данном случае перевод термина неточен, ибо под стилем «модерн» мы привыкли понимать архитектурные принципы конца прошлого - начала нынешнего века, когда господствовала избыточная вычурность форм.

    Эти принципы преодолела «современная», функционалистская архитектура, обнажившая конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции.

    Поэтому новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить тягу человека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной».

    В книге английского архитектора Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма», содержится программа нового зодчества:

    «Времена радикальной перестройки городских структур канули в прошлое, жилищные потребности населения полностью удовлетворены, отвечающий нуждам автотранспорта город давно перестал быть главной целью градостроителей. Начался период переоценки ценностей: новая городская архитектура перестает черпать творческие силы в футуристических видениях. Напротив, в своих помыслах она обращается к непреходящему - к истории» .

    В новейшей западной живописи и скульптуре также возникло ощущение тупика (из которого путь один - назад), но в отличие от архитектуры ситуация здесь безрадостная.

    «Впервые понятие авангарда стало бесполезным»,- констатировал бюллетень «Dokvmenta-Press», выходивший на международной выставке изобразительного искусства в Касселе (август 1987 г.).

    Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские новации в искусстве, оправдать его самоистребление, но неспособна истолковать более серьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.

    Вот комплексная характеристика постмодернизма, данная И. Хассаном:

    1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.

    2. Фрагментарность и принцип монтажа.

    3. "Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.

    4. "Все происходит на поверхности" – без психологических

    и символических глубин, "мы остаемся с игрой языка, без Эго".

    5. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала.

    6. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.

    7. Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.

    8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории.

    9. Имманентность – срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними .

    Несмотря на эклектизм и схематичность данного перечня, он как-то передает напряженный, противоречивый дух культуры постмодернизма, ее апокалиптические настроения, пафос веселого разрушения, эпатажный характер, ироничность.

    Впрочем, понятие постмодернизма в последнее время толкуется столь широко, что границы его стали крайне расплывчаты. Достаточно вспомнить музыку Шенберга, абстрактные картины Джексона Поллока, романы Клода Симона, чтобы ощутить, что в культуре нашего века теряют силу традиционные представления о гармонии, художественной иллюзии, целостности, органичности и понятности произведения.

    Дело не сводится к тотальному отрицанию – наше время утверждает необходимость более сложных форм гармонии и мышления, учитывающих нарастание энтропии.

    Мы живем в эпоху сосуществования различных политических, экономических, культурных систем, образов мысли и жизни, но ощущаем себя единым целым - человечеством, решающим общую для всех задачу выживания.

    5 . Постмодернизм как показатель Российской культурной атмосферы

    Трансформация российского социума, вызванная целым событийным рядом потрясений в политической и духовной жизни постсоветской России является нелинейной, неклассической, со значительными неординарными последствиями, а значит, традиционные приемы преодоления кризисных ситуаций не могли быть продуктивны. Они не отражали адекватно ту степень перемешанности и взаимозависимости социальных явлений, которые реально существовали в постоянно меняющейся общественно-политической ситуации в России. Постмодернизм - одно из ярких проявлений реакции российского социокультурного пространства на ломку представлений о циклическом характере развития общества.

    Постмодернизм в России обусловлен особыми трудностями, с которыми встретилось российское общество на этапе перехода к информационной цивилизации, а также тем, что для России, в отличие от европейских и др. стран, постмодернизм стал не только направлением в философии, литературе и искусстве, но и деструктуризацией в экономическом, политическом, технократическом плане, нашел свое отражение и в повседневной жизни российского социума.

    В социальном плане постмодернизм в России проявился наиболее ярко: крах идеологических установок недавнего прошлого, уход от социальной регуляции и контроля, отмена запрета на собственный вкус, появление возможности личностного выбора жизненной позиции.

    Острота и глубина социокультурных мутаций постсоветской России обусловила те дистинктивные характеристики отечественного постмодерна,

    которые отличают его от зарубежного аналога. Это безусловная политизированность всех общественных и культурных событий, тотальный плюрализм, эклетика, отражающая реальную дискретность общественной жизни страны переходного периода.

    Российский постмодерн подарил отечественной и мировой культуре новые имена и яркие произведения, обозначил множество проблем и тем в искусстве, предложил новый подход в поисках смыслов и принципов грядущей культуры, способствовал выработке нового целостного, полифонического и плюралистического воззрения на мир. Можно относиться к этому социокультурному явлению по-разному, но нельзя его не принимать, тем более отрицать его существование и недооценивать оказанное влияние на отечественную культуру. Постмодерн в России - не просто течение в искусстве, литературе, философии - это, по нашему мнению, мировоззрение, концепция творчества и стиль жизни.

    Спецификой российского постмодернизма обусловлена неопределенностью его статуса в отечественной науке, в частности в культурологии, зависимостью его толкования от личных пристрастий ученых-исследователей, часто негативных, тогда как еще недостаточно изучены сущность, детерминанты, закономерности, динамика и тенденции развития постмодернизма как явления российской культуры.

    Конкретизированный нами культурологический подход к структурно-понятийной стороне изучаемого явления российской культуры отличается от традиционного критического подхода, что также было побудительной причиной предпринятого исследования. Степень научной разработанности проблемы.

    Научные исследования в области постмодернистской проблематики в России неизбежно приобретают вторичный характер, так как феномен постмодернизма все же «иностранного» происхождения. В России изучение постмодернизма шло двумя путями: публикация переводных статей западных авторов и рефлексия отечественных авторов на это западное явление, а также ретроспективное осмысление отдельных историко-культурных моментов в отечественной культуре и некоторых художественных произведений, которые сочли возможным назвать «постмодернистскими». Таким образом, во многом широкому

    распространению постмодернистских идей мы обязаны деятельности переводчиков, они же философы, искусствоведы, культурологи, литературоведы. Среди них В.В. Бибихин, В.Я. Ивбулис, Н. Б. Маньковская и др.

    В России философией постмодерна занимались следующие ученые: В.М. Дианова, И.П. Ильин, А.А. Костикова, В.В. Халипов, А.Е. Чучин-Русов, А.К. Якимович и др.

    Заключение

    Главными историческими событиями, с которыми следует считать начало становления постмодерной культуры – это изменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половине шестидесятых годов, которые в общем виде можно охарактеризовать как начало перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу. Именно в тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые в дальнейшем составят базис культуры постмодерна. Наступление постмодерна неразрывно связано со становлением постиндустриального или информационного общества, основу теории которого положили в 60-70-х годах Д. Белл, Д. Рисман, А. Тоффлер, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Турен и др

    Постмодернизм является самоценным сегментом культурно-исторического процесса последней трети XX - начала XXI в. Он обладает уникальной спецификой, обусловленной общественно-политическими, экономическими, психологическими и социокультурными факторами развития. Изучение социокультурного опыта постмодерна в культурном пространстве открывает новые горизонты познания, новые, нетривиальные ассоциации, следовательно, новые возможности созерцания и практики. Художественная практика постмодерна - показатель специфической культурной атмосферы в социуме.

    Список использованной литературы.

    1. Вайнштейн О. Леопарды в храме // Вопросы литературы. – 1989. – № 12.

    2. Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. – 1988. – № 12.

    3. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.- 144 с.

    4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Проект, 2003. – 336 с.

    Гулыга А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. – 1988. – № 12.

    Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. – М. 1985

    Дженкс Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. – М. 1985.

    I. Hassan. Making sense: the trials of postmodern discourse.– "New literary history", vol. 18, # 2, 1987.