Характеристика невского из повести о житии. Ю.К. Бегунов. Житие Александра Невского в русской литературе XIII-XVIII веков. Художественный замысел и история создания «Повести о житии Александра Невского»

Образ Александра Невского в русской литературе можно найти во многих известных произведениях. Это известный отечественный правитель и военачальник, канонизированный православной церковью.

Житие Александра Невского

Самое первое знаковое произведение, в котором раскрывается образ Александра Невского в русской литературе, - его житие. Предположительно оно было написано в конце XIII столетия, вскоре после смерти князя, годы жизни которого - с 1221-го по 1263-й.

Написал "Повесть о житии Александра Невского" его современник, который, скорее всего, был знаком с ним лично. В этом произведении рассказывается о двух важных победах, которые одержала армия Невского. Одна - на Неве, в сражении против шведов, вторая - над немцами на Чудском озере. По большому счету, "Повесть о житии Александра Невского" - это лирическая баллада, рассказывающая о военных подвигах главного героя.

Первая биография Александра Невского

Первая светская биография великого русского князя появилась в XVIII веке. В 1732 ее создал историк Миллер. Его книга называлась "Жизнь святого Александра Невского".

Биография Миллера вышла в Петербурге на немецком языке. В своем труде историк, в первую очередь, опирался на "Степенную книгу", памятник русского исторической литературы XVII века. А также впервые использовал ливонские и шведские хроники, сборники папских документов. Причем эта биография была написана с научными претензиями.

Во времена СССР интерес к этой фигуре не пропал. Например, в 1952 году он стал персонажем повести Василия Яна "Юность полководца". В ней писатель рассказывал о роли великого русского князя в обороне Руси против шведов и Тевтонского ордена. Подробно описаны события, которые происходили в 40-х годах XIII столетия.

Кстати, этой повестью Ян завершил цикл исторических произведений, посвященных ключевым событиям, происходившим в Азии и Европе. Напомним, к этому же циклу относятся романы "Чингисхан", "Батый" и "К последнему морю".

Ян наглядно демонстрировал хронологию жестоких и беспощадных походов татаро-монголов на Русь, а также героическое сопротивление, которое оказывали захватчикам жители приграничных районов. Своей популярности эти повести Яна обязаны действенному приему - показать все события через верховных правителей и простых людей. Эта героико-патриотическая тематика была особенно востребована в годы Великой Отечественной войны

"Юность полководца"

В повести "Юность полководца" рассказывается о жизни в Великом Новгороде, который в то время оставался формально независимым от захватчиков, но при этом подвергался серьезной экспансии с запада.

В планах Василия Яна был большой роман о событиях XIII века, в котором личность Александра Невского должна была быть ключевой. Но реализовать замысел не удалось из-за смерти писателя.

"Ратоборцы"

Еще одной важной книгой об Александре Невском является эпопея "Ратоборцы", автором которой стал Алексей Югов. Он ее писал с 1944 по 1948 годы. В ней великий князь Александр Невский показан одним из главных защитников Руси вместе с князем Галицким.

У Югова Невский предстает перед читателем расчетливым дипломатом, а также дальновидным и опытным политиком, а не только отважным военачальником. В этом романе Невский близок к народу. Это стало следствием идеализации его образа, а также всей эпохи.

Стоит отметить, что сам Югов был сторонником исторических концепций, который ратовали за все исконно русское, боролся с космополитизмом. Такие теории многими и тогда рассматривались как псевдонаучные.

Характеристика Невского в литературе

Подробную характеристику Александру Невскому в отечественной литературе дал академик Михаил Тихомиров. По его словам, князь часто изображался удалым молодцем, который решает все проблемы и трудности внезапной атакой и одерживает славные победы. В действительности битвы Александра Невского проходили не так легко и просто. А такое изображение князя слишком далеко от исторической правды.

Давая истинную характеристику Александра Невского, сохранившуюся по историческим документам, стоит отметить, что это был человек, умевший сочетать смелость полководца с расчетом осторожного политика. Только симбиоз двух этих качеств позволял ему брать верх над неприятелем.

Роман Бориса Васильева

Свой вклад в создание образа Александра Невского в русской литературе внес и Борис Васильев. Известный писатель-фронтовик, автор произведений "А зори здесь тихие...", "В списках не значился" и "Не стреляйте в белых лебедей" написал роман "Александр Невский" в 1997 году. В тот период автор всерьез увлекся исторической литературой, посвятив отдельные романы также вещему Олегу, княгине Ольге, князю Святославу, Владимиру Красное Солнышко, Владимиру Мономаху.

Позже роман об Александре Невском был переиздан под другим названием и сейчас больше известен как "Князь Ярослав и его сыновья".

В этой книге Борис Васильев переносит нас на Русь первой половины XIII века. В то время ни о каком единстве между княжествами речи не шло, правители вели ожесточенную борьбу между собой за первенство, воевали с немецкими рыцарями, пытались ужиться с татаро-монголами, которые огромным войском пришли на русскую землю.

Главные герои этого романа - князь Ярослав Всеволодович и его сын Александр, позже прозванный Невским, а также его младший брат Андрей, который после ссоры с героем нашей статьи был вынужден бежать в Швецию. В повествовании встречаются как реально существовавшие исторические персонажи, так и полностью вымышленные герои.

Борис Васильев с присущим ему мастерством берется за создание образа Александра Невского в русской литературе. У него получается увлекательное повествование, которое держит читателей в напряжении до самых последних страниц.

"Лазутчик Александра Невского"

Еще один яркий пример использования образа князя в русской литературе - роман Сергея Юхнова "Лазутчик Александра Невского". Книга вышла в издательства "ЭКСМО" в 2008 году.

Читатель узнает из нее про тяжелые времена, которые наступили на Руси в XIII веке. Страна оказалась фактически окружена захватчиками, которые угрожали ей со всех сторон.

В центре повествования - как раз князь Александр Невский, который собирает дружину, чтобы противостоять захватчикам и защитить родную землю. События, как и у Васильева, описываются со стороны не только правителей, но и рядовых граждан. Одним из центральных персонажей становится юный лазутчик по прозвищу Сурок. Вместе с друзьями по повелению князя он отправляется на рубежи Руси, чтобы постараться любой ценой добыть сведения о готовящемся крестовом походе. Они крайне важны и необходимы Невскому.

Это приключенческий и авантюрный роман, основанный на преимущественно вымышленных событиях. Например, Сурку предстоит стать рыцарем, чтобы выполнить эту миссию, и войти в доверие к Папе Римскому.

Самое главное испытание и для Сурка и для великого князя еще впереди. Это Ледовое побоище. В этой битве Александра Невского на кону фактически стояла вся русская земля.

В романе много внимания уделено вражеским козням, тайным и загадочным миссиям, а также грандиозным сражениям и рыцарским поединкам. Это произведение наглядно демонстрирует большой интерес писателей и читателей к этой исторической фигуре. Ведь когда личность начинает интересовать даже авторов-беллетристов, это говорит о ее большой популярности.

Первый национальный герой

Определение, вынесенное в этот подзаголовок, используют многие современные отечественные писатели. Они подчеркивают роль Александра Невского в объединении русских княжеств, которые до этого были абсолютно разрознены и только воевали между собой. Все это негативно отражалось на целостности границ всего государства. Конечно, до настоящего объединения еще было далеко. Но Невский сделал первые шаги в этом направлении.

В частности, этому посвящен роман Лидии Обуховой "Набатное утро". В этом историческом произведении автор отмечает, что хоть в то время и не существовало понятия единой страны, но Невскому удалось сделать борьбу с немецкими и шведскими захватчиками общенациональным делом.

При этом нужно признать, что в последние годы появилось большое количество романов, в которых рассматриваются различные альтернативные версии истории Древней Руси. Например, значимость личности нашего героя некоторыми авторами ставится под сомнение. Знатоки альтернативной истории допускают, что Невский мог быть малозначительным правителем, который на самом деле не играл решающей роли в отечественной истории XIII века.

Иную картину наблюдаем мы в княжеских житиях, создававшихся в это же время. При сохранении целого ряда агиографических этикетных положений, образов, словесных штампов, в княжеских житиях значительны отклонения от канона, нарушения его.

Прежде всего это обусловливалось тем, что героем жития выступал государственный деятель, а не подвижник церкви, кроме того, именно в княжеских житиях, написанных в рассматриваемый период, отразились события монголо-татарского нашествия и ига.

В это время создается «Житие Александра Невского», великого полководца и государственного деятеля Древней Руси, появляется ряд княжеских житий, в которых князь выступает не только как государственный деятель и полководец, но и как князь-страдалец, принявший мученическую смерть в Орде.

«Житие Александра Невского» в первоначальной редакции было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь (ум. в 1263 г.), вероятнее всего, до 1280 г., года смерти митрополита Кирилла, так как целый ряд данных говорит о его участии в создании этого жития.

«Житие Александра Невского» должно было показать, что и после Батыева нашествия, после разгрома русских княжеств на Руси все же остались сильные и грозные князья, которые могут постоять за русские земли в борьбе с врагом и воинская доблесть которых внушает страх и уважение окружающим Русь народам.

«Житие Александра Невского» манерой описания военных столкновений, отдельными чертами стиля, композиции, фразеологии сближается с «Летописцем Даниила Галицкого». По убедительному предположению Д. С. Лихачева, такая близость этих произведений объясняется причастностью к их созданию митрополитаКирилла II.

Кирилл был близок к Даниилу Галицкому и участвовал в составлении «Летописца Даниила Галицкого», а позже, обосновавшись в Северо-Восточной Руси, он принимал горячее участие в государственной деятельности Александра Невского.

«Вне всякого сомнения, — пишет Д. С. Лихачев, — Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но вернее всего он заказал житие кому-нибудь из проживающих на севере галицких книжников».

«Житие Александра Невского» имеет и существенное жанровое отличие от «Летописца Даниила Галицкого»: оно с самого начала писалось как произведение житийное, это памятник агиографического жанра.

Жанровые особенности нашли отражение в авторском предисловии с элементами самоуничижения и этикетными сведениями автора о себе, в том, как рассказчик сообщал в начале своего повествования о рождении и родителях Александра («... родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава, и от матере Феодосии»), в рассказе о свершившихся по смерти Александра чудесах, в многочисленных отступлениях церковно-риторического характера. Но реальный образ героя повествования, его деяния придали «Житию Александра Невского» особый воинский колорит.

Чувство живой симпатии рассказчика к своему герою, о котором он не только слышал «от отець своих», а и сам был «самовидець възраста его», преклонение перед его воинскими и государственными делами придали «Житию Александра Невского» какую-то особую искренность и лиричность.

Характеристики Александра Невского в Житии очень разноплановы. В соответствии с житийными традициями подчеркиваются «церковные» добродетели Александра. О таких, как Александр, говорит автор, пророк Исайя сказал: «Князь благ в странах — тих, уветлив, кроток, съмерен — по образу божию есть».

Он «бе бо иереелюбець и мьнихолюбець, и нищая любя. Митрополита же и епископы чтяше и послушааше их, аки самого Христа». А с другой стороны, это мужественный, страшный дляврагов герой-полководец. «Взор [вид, образ] его паче [здесь — величественнее] инех человек, и глас его — акы труба в народе».

Побеждая, сам Александр непобедим: «... не обретеся противник ему в брани никогда же». В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Узнав о приходе на Неву шведов, Александр, «разгореся сердцем», «в мале дружине» устремляется на врага.

Он так спешит, что ему некогда «послати весть к отцю своему», а новгородцы не успевают собрать свои силы в помощь князю. Стремительность Александра, его богатырская удаль характерны для всех эпизодов, в которых говорится о его ратных подвигах. В этих описаниях Александр представал уже как эпический герой.

Сочетание в одном повествовательном ряду подчеркнуто «церковного» и еще ярче выражающегося «светского» плана — стилистическая особенность «Жития Александра Невского». И замечательно, что при этой разноплановости и, казалось бы, даже противоречивости характеристик Александра образ его целен.

Цельность эта создается лирическим отношением автора к своему герою, тем, что Александр для автора не только герой-полководец, но и мудрый, заботящийся о своем народе государственный деятель. Он «сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбець, благ домочадцемь своим».

Это идеал мудрого князя, правителя и полководца. Не случайно, описывая смерть Александра, автор Жития в одном из своих горестных восклицаний почти повторяет Даниила Заточника: «Отца бо оставити человек может, а добра господина не мощно оставити» (ср. у Даниила Заточника: «Князь щедр отець есть слугам многиим: мнозии бо оставляють отца и матерь, к нему прибегают»).

Героико-эпический дух «Жития Александра Невского» обусловил включение в текст Жития эпизода, повествующего о шести храбрецах, отличившихся во время битвы на Неве. Автор говорит, что он слыхал об этом от самого Александра и «от иных, иже в то время обретошася в той сечи».

Видимо, в основе эпизода лежит какое-то устное эпическое предание или, возможно, героическая песня о шести храбрецах. Правда, автор Жития лишь перечислил имена героев, кратко сообщив о подвиге каждого из них.

Описывая ратные подвиги Александра, автор Жития с несвойственной для агиографа свободой пользовался и воинскими эпическими преданиями, и изобразительными средствами воинских повестей. Этим объясняется стилистическое своеобразие «Жития Александра Невского», а оно в свою очередь было обусловлено и реальным обликом героя Жития, и задачей автора нарисовать идеальный образ князя — защитника родины.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221-1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В списках Ж. не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости”, “Слово о великом князе”, “Житие блаженного великого князя”. Автор Ж. называет себя современником Александра, “самовидцем” его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников.

Ж. Александра - это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским) , которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. С исторической точки зрения в Ж. много неточностей.
Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Житии нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: не сразу ясно, кто такой «король страны Римской из полуночной земли» , о каком городе, построенном некими «от Западной стороны» , идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем. История и сама деятельность Александра Ярославича в Житии предстает в преображенном виде, не столько в своих конкретных проявлениях и событиях, не в житейских подробностях, а в житийном облике.
В Житии много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую.
«Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли... » – так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, а современники это хорошо знали. В Житии изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: «Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей» .
Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Езекии, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.
Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем» . Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли.

Александр Невский - князь, имя которого наводило страх на всю Европу, вызывало чувство уважения у самых могущественных воинов и зарождало любовь в сердцах соотечественников. «Повесть и житии...» рассказывает не только о его самых великих подвигах, но и раскрывает особенности жизни великого защитника Руси.

Поразмышляем над прочитанным...

1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении?

Повесть посвящена великим подвигам русского полководца - Александра Невского. Она освещает битвы его воинов на Неве, на Чудском озере, а также поход к хану. Повесть вызывает чувство гордости за отвагу и свободолюбие русского народа. Также возникает чувство горечи, когда рассказчик повествует о преждевременной смерти князя.

Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

Рассказчик описывает себя как ничтожного, многогрешного и неразумного человека. Также он говорит, что был современником Александра: «Слышал я о нем от отцов своих и был самовидец деяний его».

Александр Невский — князь, о котором стали ходить легенды еще при жизни.

2. Каким героям уподобляет рассказчик князя?

Лицо князя рассказчик сравнивал с лицом одного из самых красивых египетских царей - Иосифа. Силу Александра он описывает как силу Самсона - еще одного библейского персонажа, отличающегося необычайно мощным телом. Умственные способности и опыт Невского сравнивается с премудростью Соломона - самого умного еврейского царя. Храбрость князя уподоблялась храбрости иудейского царя Веспасиана, завоевавшего в военных походах много земель.

О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создается образ героя?

Монах рассказывает о победе князя над немцами (ледовое побоище) битве на Неве (Невская битва). Александр укрепляет своих воинов словами: «Не в силе Бог, но в правде». Образ героя создается при помощи такого литературного приема как сравнение. Автор сравнивает князя с великими героями, которые известны ему из Библии.

3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замерзшее озеро двинулось?

За словами автора видятся картины великой битвы, от которой в буквальном смысле «дрожит земля». Озеро двинулось не только под тяжестью конницы. Русские воины рубили лед и топили закованных в доспехи врагов. Битва была настолько тяжелой, что звук сечения мечей был подобен грому от движения замерзшего озера.

Отчасти благодаря этой битве прославился Александр Невский. Князь совершил много подвигов ради своей земли, и Ледовое побоище было лишь одним из них.

Будьте внимательны к слову

1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»?

Александр Невский говорил слова ободрения, подразумевая, что Бог на стороне тех, кто выступает за справедливость. Они защищали свои земли, а враги движимые жадностью, вероломно вторглись на их территорию. И не важно сколько у них человек в войске, ведь «Бог не в силе, а в правде».

Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним Крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?

1) Гаврила Алексич - воевал на коне, искустно пробрался на корабль врагов;

2) Збыслав Якунович - новгородец, бился одним топором;

3) Яков полочанин - ловчий (охотник) князя;

4) Миша - новгородец, погубил целых 3 вражеских корабля;

5) Савва - из младшей дружины, обрушил вражеский шатер;

6) Ратмир - один из слуг князя, бился до последнего в окружении врагов.

Сердца мужей Александровых были преисполнены храбрости.


Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»?

Европейским властям не было выгодно соседство с Русью, которую представлял на международной арене Александр Невский. Князь так называл немецких правителей и воевод, которые решили напасть на землю славянскую.

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

Последний подвиг Александра заключался в походе к царю в Орду. Он собирался отмолить русских людей от участия в войнах татар с монголами. Говорящий об этом отрывок из повести: «Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ним. Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той».

3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.

Сначала к народу обращается митрополит Кирилл: «зашло солнце земли Суздальской». Затем идет описание горести всего народа, иереев и диаконов, черноризцев, нищих и богатых: «Уже погибаем!».

4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые ушли в прошлое, например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.

Словарик:

    пленять;

    насад;

    бдение;

    червленый;

    очи;

    посрамить;

    исполниться;

    ломление;

    зеницы.

Развивайте дар слова

1. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.

Полную характеристику на княз я Александра, а также «Житие Александра Невского» (кратко) вы найдете по ссылке

  1. Назовите отличительные особенности жан-ра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?
  2. Жанр жития возник и сложился в Ви-зантии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Жи-тиями (слово житие в церковнославян-ском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о свя-тых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Создатели жи-тийного жанра ориентировались на Свя-щенное Писание, образы которого, и преж-де всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными. Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — ка-нону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих свя-тых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии. По-вествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конк-ретного человека во всех ее деталях и под-робностях, а некое обобщенное воплоще-ние святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали пред-ставлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытово-го, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литерату-ра стремилась к поучительному воздейст-вию на читателя.

  3. Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?
  4. Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись при-чины, побудившие автора начать повест-вование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и по-смертных чудесах; завершалось житие по-хвалой святому.

  5. Найдите в тексте портретную характерис-тику Александра Невского. Какой прием использу-ет автор жития, давая характеристику герою? С ка-кими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи вы-браны автором для сравнения?
  6. Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поста-вил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

    Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис-ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших чело-веческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости. Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, об-ладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соло-мон — царь Израильско-иудейского го-сударства, правивший в 965-928 годах до н. э. Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попро-сил не богатства и славы, а мудрости. Бо-гу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением по-нимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством. Соломон прославился спра-ведливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) — рим-ский полководец, подавлявший восста-ние в Иудее, император, известный воин-скими победами.

    Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчер-кивает его особенность, исключитель-ность, идеальность.

  7. Какие эпизоды жития вызывают эмоцио-нальный подъем у читателя? Почему? Какие худо-жественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?
  8. Эпизод о явлении святых Бориса и Гле-ба, без сомнения, оказывает сильное воз-действие на читателя так же, как и описа-ние посмертного чуда. Автор жития ре-ализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной ве-ры и вызвать чувство восторга, эмоцио-нальный подъем. Материал с сайта

    В видении накануне сражения с римля-нами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплыв-шие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку. Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, бо-ровшегося за киевский престол, а после смерти — канонизированы и признаны святыми. Видение может быть истолкова-но как Божие благословение князя на свя-тое дело — защиту отечества.

    В житии описано посмертное чудо: ког-да было положено тело Александра Нев-ского в гробницу, «Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную». Александр же поднял руку и принял гра-моту из рук митрополита, которого охва-тило смятение. Так прославил Бог угодни-ка своего.

    Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читате-лей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.

    Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, не-мцы безбожные, воины, храбрые, силь-ные, стойкие, сеча великая.

    Сравнения: гребцы же сидели, слов-но мглою одетые.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском