Функции искусства. Искусство и духовная жизнь Классификация, виды и формы искусств

Термину «искусство» специалисты дают разные определения, поскольку в одно понятие, одну фразу невозможно вместить весь тот огромный смысл, который несет в себе это слово. Оно выполняет массу полезных для человечества функций. Искусство формирует духовные ценности и воспитывает понимание прекрасного.

Что такое искусство

Повторимся, существует несколько определений понятия «искусство». В первую очередь это высокий уровень мастерства человека в какой-либо сфере деятельности. Если объяснять детальнее, то его можно назвать умением творческого воспроизведения реальности с помощью эстетических художественных образов, объектов, действий. Главные виды искусства - это духовная культура общества.

Предмет искусства - это совокупность отношений мира и человека. Форма существования - художественное произведение, средством проявления которого может выступать слово, звук, цвет, объем. Основная цель искусства - это самовыражение творца с помощью его произведения, которое создано, чтобы вызывать у созерцателя эмоции, переживания, эстетическое наслаждение.

Различные виды искусства, таблица классификации которых показывает их разделение на типы, вместо строгих однозначных понятий используют воображение и иллюзорность. В жизни человека оно выступает средством общения, обогащения знаниями, воспитания ценностей, а также источником эстетических радостей.

Основные функции искусства

Виды искусства (таблица их представлена ниже) существуют в мире для выполнения определенных общественных функций:

  1. Эстетическая. Воспроизведение действительности по законам красоты. Влияние на формирование эстетического вкуса, возможность проживать и чувствовать эмоции. Умение отличать возвышенное и стандартное, прекрасное и безобразное.
  2. Социальная. Идейное влияние на общество, преобразование социальной реальности.
  3. Компенсаторная. Решение психологических проблем, Восстановление душевного спокойствия и равновесия. Отстранение от серой реальности и повседневности путем компенсации недостатка гармонии и красоты.
  4. Гедонистическая. Способность приносить положительные эмоции через созерцание прекрасного.
  5. Познавательная. Изучение и познание действительности с помощью которые являются источниками информации о процессах общественности.
  6. Прогностическая. Возможность прогнозировать и предугадывать будущее.
  7. Воспитательная. Влияние на формирование личности и нравственное становление человека.

Классификация видов искусства

Искусство не имеет единой формы воплощения. В связи с этим его классифицируют по разным критериям на жанры, роды, виды, подвиды. Не существует одной общепринятой системы, поэтому искусство делят на группы по определенным факторам.

Динамика - один из критериев, по которым классифицируют виды искусства. Таблица, размещенная в этой статье, показывает, как разделяются типы творчества по этой схеме. Итак, по динамике искусство делится на:

Временное (динамическое);

Пространственное (пластическое);

Пространственно-временное (синтетическое).

В соответствии с выражаемыми эмоциями и вызываемыми чувствами оно делится на жанры: комедия, трагедия, драма и т. д.

Виды искусства определяются и по используемым материалам:

Традиционные - краски, глина, металл, гипс, дерево, гранит, холст;

Современные - электротехника, компьютеры;

Основная система классификации выделяет основных 5 видов искусства, каждый из которых дополнительно имеет несколько подвидов:

Прикладные (трудовые);

Изобразительные;

Зрелищные (игровые);

Звуковые;

Словесные.

Для наглядного примера вашему вниманию предоставлена сводная таблица, в которой собраны все основные виды искусства.

Временные

Звуковые

Словесные

Литература

Пространственно-временные

Зрелищные

Хореография

Телевидение

Прикладные

Декоративно-прикладное

Архитектура

Пространственные

Изобразительные

Фотография

Живопись

Скульптура

Литература

Материальный носитель литературного вида искусства - это слово, с помощью которого создаются художественные образы и письменные тексты. В ней может отражаться эпическое повествование об определенных событиях, лирическое раскрытие внутреннего мира и переживание автора, драматическое воспроизведение происходивших действий.

Литература подразделяется на:

Историческую;

Научную;

Учебную;

Художественную.

Справочную.

Жанры произведений определяются по роду, форме, содержанию.

Музыка

Существует и способное передавать эмоции в слышимой форме искусство - музыка. Она представляет собой воплощение художественных образов, идей, эмоциональных переживаний с помощью организованных особым образом тишины и звука. Это фиксирующееся воспроизведением и нотной записью искусство. Музыка, в зависимости от функций, делится на религиозную, военную, танцевальную, театральную. По исполнению она бывает: инструментальная, электронная, вокальная, хоровая, камерная. Основные музыкальные жанры и направления такие:

Эстрадная;

Альтернативная;

Внеевропейская;

Этническая;

Популярная;

Классическая;

Авангардная.

Прикладные (трудовые) искусства

Прикладные виды искусства (таблица называет их еще пространственными) включают в себя архитектуру и

Архитектура помогает формировать пространственную среду. С ее помощью выполняется проектирование и строительство различных сооружений. Она помогает сделать необходимые людям здания соответствующими их духовным потребностям.

Архитектура тесно связана с развитием техники и технологий, поэтому с ее помощью можно судить о научных достижениях и художественных особенностях разных эпох. Среди наиболее известных исторических стилей строений можно выделить барокко, модерн, классицизм, ренессанс, готику. В зависимости от предназначения сооружений архитектуру делят на общественную, промышленную, жилую, садово-парковую, и т. д.

Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, направленную на создание предметов, которые одновременно удовлетворяют художественно-эстетические и бытовые потребности людей. Декоративно-прикладное искусство в некоторой мере обладает национальным и этническим характером. Среди основных его видов можно назвать: вязание, вышивание, кружевоплетение, пирографию, оригами, квиллинг, керамику, ковроткачество, художественную роспись и обработку разных материалов, и т.д. Изделия выполняются с применением различных материалов и технологий.

Изобразительные искусства

Фотография, скульптура, живопись, графика как вид искусства, использующий изображение, наглядно показывают действительность в осязаемых зрением художественных формах.

Живопись - это цветное отображение реальности на плоскости. Это один из старейших видов искусства. В зависимости от тематики картины, существуют такие исторический, батальный, мифологический, анималистический, натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой.

Графика как вид искусства представляет собой создание рисунка линией на листе либо с помощью резца на твердом материале с последующим оттиском на бумагу. Данный вид творчества в зависимости от способа нанесения рисунка делится на подвиды: гравюра, экслибрис, плакат, ксилография, литография, линогравюра, офорт, эстамп. Также есть книжная промышленная и компьютерная графика.

Фотография - это искусство документальной фиксации зрительного образа, которая выполняется при помощи технического средства. Имеет практически те же жанры, что и живопись.

Скульптура - создание объемного трехмерного С помощь этого искусства сотворяются рельефные и круглые изображения. По размерам подразделяется на станковую, монументальную, декоративную.

Зрелищные (игровые) искусства

Зрелищные виды искусства направлены не только на но и на развлечение людей. Как раз человек и является основным объектом, с помощью которого зрелищное искусство доносится зрителю. Оно имеет несколько направленностей.

Хореография - искусство танца. Представляет собой построение образов при помощи пластических движений. Танцы делятся на бальные, ритуальные, народные, современные. Хореографическое искусство балета построено на музыкально-танцевальных образах, в основе которых лежит определенный сюжет.

Кино - это синтез некоторых видов искусств - театра, танца, литературы, Имеет много жанров (комедия, драма, триллер, боевик, мелодрама) и подвидов (документальное, художественное, сериал).

Цирк - демонстрация развлекательных представлений. Включает в себя клоунаду, акробатику, репризу, пантомиму, фокусы, и т. д.

Театр, как и кино, заключается в объединении нескольких видов творчества - музыки, литературы, вокала, изобразительного искусства, хореографии. Бывает драматическим, оперным, кукольным, балетным.

Эстрада - искусство малых форм, имеющее популярно-развлекательную направленность. Включает в себя хореографию, вокал, разговорный жанр и другие.

Человечество сотворяет и изучает искусство веками. Оно является величайшим духовным и культурным достоянием общества, играет огромную роль в его развитии и совершенствовании.

Человека можно назвать культурно-историческим существом.

Люди, в отличие от животных, обладают эстетическими чувствами, они нуждаются в художественном творчестве и обширной культуре, которая отражала бы их внутренний мир и переживания. Поэтому и возникло такое явление, как искусство.

Искусство и его формы

Человек возвышается над природой благодаря тому, что у него есть способность к художественному творчеству и сформированы представления о прекрасном.

Искусством принято называть форму человеческой деятельности, проявляющуюся в различны видах художественного творчества – в архитектуре и скульптуре, в живописи и литературе, в музыке и театре, в кино и танцах. Искусство богато на формы, причем многие из них известны человеку с древних времен.

Можно назвать искусство уникальным способом познания жизни и самого себя. Искусство является своеобразным отражением человеческой жизни и его эстетического начала, поэтому, как и наука, искусство помогает человеку осмыслить и преобразить мир, которые его окружает.

Феноменальность такой формы деятельности заключается в том, что именно в ней человек может выразить то, что невозможно выразить словами или научными фактами.

В первую очередь искусство связано с чувствами человека, с его эмоциями и переживаниями. Но какое-либо определение не может полностью отобразить многогранный процесс искусства, потому что крайне тяжело выделить рамки искусства, как отдельного вида деятельности.

Можно отметить, что искусство является специфической частью культуры общества и поэтому значительным образом влияет на развитие социума.

Искусство изучает такая наука, как эстетика.

Особенности искусства

Основной характеристикой искусства принято считать чувственное восприятие мира. При помощи художественной выразительности человек выражает свое отношение к определенным явлениям, событиям в своей или чужой жизни, и тем самым обращается к другим людям – чтобы они могли тоже оценить его глубину переживаний и художественную выразительность его произведения искусства.

Еще одной характеристикой искусства можно назвать его субъективность. Человек выступает в роли творца, он может создавать целый художественными мир, в котором всё преподносится через призму его чувств и представлений о жизни.

Искусство не есть просто отображением действительности, искусство нацелено на то, чтобы пробуждать в человеке эстетические чувства – чувство прекрасного.

Виды искусства

Для видов искусства характерно ошеломляющее разнообразие. Есть те виды искусства, которые существуют на протяжении многих веков, развиваются и новые формы искусства, которые характерны уже для современного мира.

Отдельными видами искусства считают литературу, скульптуру, музыку, театр, кино, живопись и архитектуру. Главным различием между ними является художественным способ эстетического осознания.

Искусство представляет собой уникальный вид деятельности человека, который направлен на образное (художественное) познание мира, формирующие творческие способности человека, связанное с восприятием мира по законам красоты.

Особенности и специфика искусства:

Главной особенностью искусства заключается в создании особого творческого языка, языка – художественных образов. Художественные образы всегда ассоциативны, содержат в себе сравнения, требуют творческого подхода, предполагает соединение творческого вымысла с реальным опытом художника. Помимо этого создание художественного образа предполагает единство и тесное взаимодействие рационального и эмоционального начала.

Способы создания художественного образа и произведения:

В теории искусства принято выделять три базовых способа создания художественного образа:

  1. От прототипа художественного образа к типу художественного образа.
  2. Создание художественного образа безотносительно конкретного лица или события.
  3. Диалектический способ создания художественного образа, единство формы образа и его содержания.

Форма художественного образа – это выразительные средства, с помощью которых создается творческое произведение.

Какие существуют виды искусства?

Классификация искусства:

1. Пространственные виды искусства , при котором художественный образ выражается в реальной форме и в пространстве (архитектура, скульптура, живопись).

2. Временные виды искусства (музыка, литература)

3. Пространствено-временные (кино, театр, цирк).

Для чего существует искусство, каковы его функции?

Функции искусства:

1. Познавательная функция искусства (предмет познания – весь мир): специфика творческого познания – открытия в искусстве несут в себе открытия в обличии человеческих взаимоотношений. Искусство выводит опыт одного конкретного человека на общечеловеческий уровень. Искусство способно к опережающему отрешению действительности.

2. Воспитательная и идеологическая функция искусства . Искусство обладает способностью внушать, формировать определенные эстетические идеалы и представления, нести определенную идеологию. Воспитательная функция не является первичной, но влияние этой функции нельзя недооценивать, воздействие может происходить не заметно для человека и общества.

3. Коммуникативная функция искусства . Эта функция может быть реализована как диалог между человеком, создающим художественный образ и воспринимающим его обществом, так же в рамках этой функции раскрывается диалог между людьми разных поколений эпох, стран, культур и этносов.

4. Эстетическая и этическая функция искусства . Важнейшая функция искусства, связана с эстетическим наслаждением от восприятия художественного образа и формирование определенных культурных установок.

Наряду с наукой и религией искусство также представляет собой форму осознания окружающего мира, восприятия и воспроизведения реальной действительности. Как и наука, искусство - творческая деятельность, но его духовный продукт - художественное произведение. В способе познания и освоения действительности искусство коренным образом отличается от науки. Результат художественного творчества - не истина с ее доказательствами, а живые картины действительности. И они не зеркало, а плод фантазии автора. Художник может изобразить на картине предметы и их отношения с реальным миром, а может изобразить их в фантастическом ракурсе, нереальном виде. Если ученый связан опытными данными и логикой теории, то художник свободен в полете своей творческой фантазии, в выборе сюжетов и идей, в способе их изображения.

Наука и искусство отличаются и по главному «инструменту» освоения действительности: наука оперирует понятиями, а искусство - художественными образами. Художественный образ - альфа и омега искусства. Что это такое? Какими качествами обладает художественный образ? Обратимся к известному образу Митрофана из комедии Д. Фонвизина «Недоросль». Мы вспоминаем его и видим (чувствуем) как живого человека, слышим (чувствуем), как он бубнит: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Иными словами, Митрофан предстает перед нами в конкретно-чувственной форме. В этом и состоит особенность искусства: оно изображает явление, человека, вещь в конкретно-чувственной форме. Мы постигаем искусство не только умом, но и органами чувств.

Образное мышление используется и в науке: вспомним модель солнечной системы или резерфордовскую модель атома. Но научные модели оцениваются по шкале «истинно - не истинно».

Художественный образ и художественное произведение оценивают по принципиально иному критерию: насколько они совершенны с точки зрения идеала прекрасного, эстетического идеала. Прекрасное воздействует на человека через созерцание, то есть восприятие органами чувств; прекрасное возбуждает в человеке восхищение, волнение, душевный подъем. Трудно оторваться от созерцания Джоконды или архитектурного совершенства в храме Спаса-на-Нерли или от чтения интересной книги. В утверждении идеала прекрасного, высокого и благородного - одна из социальных функций искусства. Искусство делает нашу жизнь более содержательной, украшает ее прекрасным.

Действительно, в искусстве создано немало образов, вызывающих отвращение. Что привлекательного можно найти, например, в образе Иудушки Головлева из романа М. Салтыкова-Щедрина? Прекрасны в искусстве не образы, сюжеты или идеи, а их изображение. Писатель прекрасно изобразил тип лицемера и негодяя. Мы восхищаемся не Иудушкой (его мы презираем), а тем, как тонко, глубоко, выпукло, как картинно и красочно выписан этот тип. Бодлер прекрасно изобразил падаль, Тулуз-Лотрек - обжору, а Босх - страх. Прекрасное - синоним художественности. Сюжеты становятся

прекрасными произведениями благодаря их художественной форме , которая преодолевает негативное жизненное содержание и заставляет зрителя или читателя, завороженных изображением, постоянно возвращаться к истории Головлевых и села Степанчикова так же, как к картинам мастеров. В жизни читатель избегает общаться с лицемером и негодяем, а зритель - смотреть на падаль, обжору или лица, искаженные страхом. Произведение заражает зрителя, читателя, слушателя теми чувствами, которые вложил в него автор. В подобной способности искусства - зажечь пламя самых сильных и бурных чувств - состоит его главная социальная функция. Можно сказать, что религия наполовину обязана своему успеху в обществе силе искусства мастеров, украшавших храмы. Тысячи картин на библейские сюжеты в церквах и монастырях силой своего художественного воздействия заражали верующих глубоким религиозным чувством, где любовь к Богу усиливало чувство восхищения прекрасным.

В чем секрет художественной формы, которая так искусно преображает действительность?

Тайну прекрасного пытались разгадать еще в Древней Греции Платон и Аристотель. Конечно, они исходили из практики античного искусства, где идеал составляли физическое совершенство и героический дух. В древнегреческом искусстве нет отрицательных героев. Если античные персонажи совершают отрицательные поступки, то не по своей злой воле, а в силу рока, предопределенности - от них никуда не уйти. Поэтому и Платон, и Аристотель в первую очередь выдвигают такие формальные признаки прекрасного, как гармония, мера, соразмерность, порядок (в пространстве), определенность. Платон считал, что сам вид физического совершенства вызывает волнующее побуждение, чувственную тягу, любование предметом искусства. Подобное любование не связано ни с какими соображениями выгоды или пользы: это духовное, бескорыстное чувство.

Облегчающее, очищающее и облагораживающее воздействие художественного произведения на человека древние греки называли катарсисом. Аристотель определил смысл катарсиса применительно к греческой трагедии: зритель, посмотревший ее, испытал удовлетворение и очищение духа, очищение чувств благодаря пережитому страху за героев и состраданию им. Но вот что на первый взгляд странно. Мы наблюдаем на сцене убийства, смертельные поединки, катастрофы, предательства и т. д. - и этим удовлетворены? На такой вопрос нет окончательного ответа. Почему? Изложу одну версию. Для переживания катарсиса очень важно ощущение зрителем собственной безопасности. С одной стороны, он как бы находится на сцене вместе с героем или даже вместо него, а с другой - понимает, что перед ним - художественный вымысел: одновременное ощущение себя и участником действия, и зрителем рождает сопереживание, вызывающее катарсис.

Но тогда возникает другой вопрос: есть ли красота в действительности и какое отношение она имеет к искусству? Существует она объективно, или красота - дело вкуса и субъективного мнения каждого? Иными словами, вещь считается красивой потому, что я считаю ее красивой, или я считаю ее красивой потому, что она действительно красива? Если красота существует объективно, если она присуща самим вещам и явлениям, то ее одинаково должны воспринимать все люди или, по крайней мере, большинство. Древние полагали, что прекрасное - объективное свойство природы, что существует некая «красота в себе» как идеал, к которому должны стремиться художники, создавая свои произведения.

Действительно, природа красива, она может быть лирически красивой, когда «отдыхает глаз», или обладать величественной красотой; она красива на суровом Севере и в пальмовых рощах Юга. Но ее красоту мы не объясним разумом, мы можем только чувствовать и понимать ее. Конечно, у каждого есть свой любимый уголок, пейзаж, ландшафт, но это говорит лишь о том, что в чувствовании красоты есть большой элемент субъективности, зависящий от воспитания. Однако при всех различиях восприятия люди четко отличают красивое от безобразного.

Но если искусство просто воспроизведет красоту, скопирует ее, сфотографирует, то результатом будет, как говорил великий испанский живописец Гойя, «ложь и ослепление». Получившееся будет красивым, но не будет искусством, чем-то художественным. Мастер-ремесленник по всем канонам ремесла до мельчайших подробностей зарисует пейзаж или жанровую сценку, и такую картину приятно повесить в жилой комнате - как образец бытовой или салонной живописи. По канонам ремесла изготовляют вещи и в других жанрах искусства: в литературе, музыке и т. д. Копия действительности, фотография действительности всегда мертва, в ней нет жизни, которая есть у действительности.

Настоящее искусство не отражает, а преображает действительность в художественных образах и формах. Художник по своим, одному ему известным, принципам отбирает, концентрирует и располагает материал действительности в соответствии со своим замыслом.

Можно ли себе представить, чтобы одинаковые произведения написали два художника? Вопрос риторический, ответ на него заранее ясен. А между тем, в литературе насчитывают всего несколько десятков основных сюжетов. Но художник вкладывает в произведение свою индивидуальность, свою манеру изложения, свое настроение. Вспомните стихотворение М.Лермонтова «Парус». Присутствие автора кажется здесь осязаемым. Все средства художественной выразительности мобилизованы на то, чтобы сказать о наболевшем и чтобы его услышали другие. Как этого достигает художник - тайна за семью печатями даже для него самого. Обратите внимание на то, что подобные стихи невозможно изложить прозой и, мало того, нельзя истолковать однозначно. Их смысл многозначен, они говорят гораздо больше, чем выражено словами. Такая многозначность, скрытый, прямо не выраженный словесно смысл - признак подлинного художественного произведения. И «Парус» Лермонтова - образ паруса! - читатель воспринимает как существующий более реально , чем парус, который можно увидеть, стоя на берегу моря. Читатель знает о лермонтовском парусе гораздо больше, чем о том, что действительно мелькнул на горизонте. Художественный образ зачастую более реален, чем сама натура, реальная жизнь. Герои художественных произведений не раз становились образцом для подражания. Л. Толстой заметил о тургеневских портретах женщин: «Может быть, таких, как он писал, и не было, но, когда он написал их, они появились».

Автор «Паруса» аксиоматически завершает последнюю строфу: «А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой!» И мы верим, что парус действительно ищет бури, хотя о нем самом мы знаем только одно - что он белеет в тумане моря. Поэтический гений убедил нас без всяких доказательств в правде своего заключительного утверждения. Правда искусства не требует доказательств.

Вопрос

Почему спортивное соревнование иногда бывает интереснее, чем детективный сериал?

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.