Еврипид краткая биография. Еврипид (также Эврипид, лат. Euripides). Политические взгляды Еврипида

(480 г.до н.э.-406 г. до н.э.) древнегреческий поэт и драматург

Древним было присуще связывать воедино все вещи во Вселенной. Они видели Космос как огромное мироздание, все составные части которого, начиная от положения звезд и кончая судьбой ничтожнейшего из смертных, находятся в нерасторжимой взаимосвязи. Рождение великих людей обычно связывали с какими-то большими событиями, на долгое время определявшими развитие того или иного общества.

Сохранившееся с античных времен «Жизнеописание Еврипида» содержит множество анекдотических подробностей о его происхождении и семейной жизни, обязанных своим появлением аттической комедии, для которой творчество и личность поэта служили предметом нападок и насмешек.

Античные биографы Еврипида говорят, что он родился в день морского сражения с персами у острова Саламин 5 октября 480 года до новой эры. Хотя согласно другим источникам, он родился четырьмя годами раньше. Но первая дата считается общепринятой, и от нее ведется отсчет долгих и трудных годов жизни великого трагика.

Немногие сведения, которые остались о родителях Еврипида, достаточно противоречивы. Традиция требовала, чтобы любой сколько-нибудь знаменитый человек обязательно был благородного происхождения, поэтому предками большинства великих людей и героев древности считались цари или даже полубоги. То же самое было и с Еврипидом. Одни считали, что его мать принадлежала к древнему роду, другие же утверждали, что она была простая торговка овощами и зеленью. Об этом всю жизнь не уставали напоминать поэты-комедиографы. Сам Еврипид вскользь упоминает, что его мать знала толк в полезных травах.

Что же касается отца Еврипида, то здесь все сходятся на том, что это был человек незнатный и, видимо, не особенно состоятельный, торговец или же содержатель постоялого двора с не очень хорошей репутацией.

Детство Еврипида прошло в обстановке подъема духа всего афинского народа, больших надежд и упований на новые победы в будущем. Поэт рос в тревожном и радостном сознании того, что и он, пусть еще малолетний, ничего пока не умеющий, тоже есть частица того славного, непобедимого сообщества, о стойкость и мужество которого разбивались, казалось бы, несокрушимые валы восточного варварства. Еврипид рано почувствовал себя гражданином великого Города, каким греки считали Афины, и был готов выполнить все, к чему обязывало это гражданство.

Каково бы ни было состояние и общественное положение родителей Еврипида, он получил хорошее воспитание и образование, на чем сходятся все биографы, хотя отец его, конечно же, не предполагал вырастить из сына поэта или философа.

Традиционное воспитание включало в себя заучивание наизусть изречений древних мудрецов, своего рода правил человеческой жизни, вобравших в себя опыт многих поколений: «Соблюдай меру», «Будь владыкой своих удовольствий», «Преодолевай гнев», «Познай самого себя», «Трудно быть хорошим», «Все мое ношу с собой». И самое главное из этих речений, смысл которого мальчикам еще предстояло понять, осознать, подтвердить всей своей жизнью: «Каждый человек сам определяет свою судьбу, но сам же за это и расплачивается».

Античные авторы сообщают, что Еврипид юношей участвовал в качестве факельщика в празднестве в честь Аполлона. Этот праздник справлялся в Дельфах, куда юноши, обычно красивые и знатные, приезжали на галере с традиционными дарами для великого бога. Когда Еврипиду исполнилось двенадцать лет, он, как это было принято в Афинах, стал посещать две школы одновременно: первую половину дня он проводил в мусической школе, занимаясь музыкой, поэзией, географией, риторикой, а потом отправлялся в палестру. Скинув одежду и натерев кожу оливковым маслом, он вместе с другими мальчиками тренировался под наблюдением тренера в беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе и верховой езде.

В восемнадцать лет Еврипид стал уже считаться эфебом - молодым человеком. Его включили в общий список афинских граждан, которым предстояла военная служба. По традиции она должна была проходить вне города - в деревнях, крепостях и лагерях на границе Аттики, где эфебы почти круглые сутки проводили в полях и горах.

Существует версия, что Еврипид был в том отряде, который послали на помощь афинской колонии, осаждаемой окрестными варварскими племенами. Это был первый выход Еврипида за пределы привычного эллинского мира. Впоследствии эти впечатления отразились в его трагедии «Рее».

Хотя со времени эфебии в течение почти сорока лет Еврипид сражался, отстаивая интересы Афин, военная служба так и не стала для него чем-то большим, чем выполнение гражданского долга, и он не достиг на этом поприще каких-либо достойных упоминания успехов. Не испытывал он также влечения и к общественной деятельности, не любил проводить время в суде или на площади, слушая известных ораторов и обсуждая те или иные политические события.

Подобно многим талантливым людям, Еврипид пробовал себя в молодости в разных искусствах, занимался живописью и музыкой - это увлечение он сохранил на всю жизнь, и все его трагедии имели богатое музыкальное сопровождение. А что касается живописи, то есть даже версия, что какие-то картины, написанные Еврипидом, были позднее найдены в Мегарах.

До самой старости драматург сохранил и тягу к знаниям, он всегда очень любил читать философские сочинения и трактаты, благодаря чему стал, по свидетельству современников, одним из самых просвещенных граждан Афин. Возможно, уже в молодые годы Еврипид начал собирать свою знаменитую библиотеку, хотя книги, папирусные свитки, стоили очень и очень недешево и приобретать их могли себе позволить только состоятельные люди.

Еврипид, наверное, сделал бы немало в любой области, если бы не манила его более сложная задача - соединить философию с поэзией, сделать театр еще большей школой просвещения сограждан, приобщая их к тем вечным истинам, которые открывались ему самому на долгом пути познания жизни.

Еврипид начинает пробовать свои силы в искусстве трагедии. Он стремится излить в стихах свое восприятие мира. Подобно своим предшественникам, он черпал сюжеты для трагедий из эпических поэм, сложенных за несколько веков

до него, и особенно из «Киприй», где излагалась предыстория Троянской войны, события из жизни царских родов и героев Микенского времени. Для Еврипида, как и вообще для его современников, эти события были такой же неоспоримой реальностью, как недавняя война с персами, мифологические сюжеты принимались безусловно и не нуждались в доказательствах.

Ему хотелось постигнуть те основные причины, которые движут людьми в том или ином случае, раскрыть многообразие их характеров, душевных порывов и чувств. Стремясь донести до зрителей основную идею трагедии, он нередко весьма произвольно изменял традиционный сюжет, вводя в него новые мотивы и образы, соответствующие его творческому замыслу. Столь же свободен он был и в языке, не стесняясь простых, порой даже простонародных выражений, что казалось приверженцам старинных норм в театральном искусстве вульгарным и недостойным высокой поэзии.

Считается, что свою первую трагедию, «Дочери Пелия», Еврипид поставил в 456-455 годах до н.э., в возрасте примерно двадцати пяти лет. С нее он начинает страстную апологию гордого, обманутого сердца, не прощающего предательства в любви.

Еврипид не имел большого успеха у современников: за всю свою жизнь он получил лишь пять первых наград, причем последнюю - посмертно. До нас полностью дошло 18 его драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков. Аристотель назвал Еврипида - и с тех пор никто это не оспорил - трагичнейшим из всех греческих драматургов. Объясняется это тем, что Еврипид не только ставит своих героев в острые драматические ситуации (это делали уже Эсхил и Софокл), но и изображает глубочайшие противоречия в их душевном мире. Особенно выразительны у него женские образы, он по справедливости считается тонким знатоком женской психологии.

Поставленная весной 431 года «Медея» вызвала возмущение афинян, они недоумевали, почему такие пьесы вообще допускаются на сцену. Мало того, что мать в ней представлена детоубийцей, а на сцену вывели несчастных малюток, так еще эта дикая варварка оказывается честнее и выше эллина Ясона. Со времени постановки «Медеи» за Еврипидом упрочилась сомнительная слава обличителя женщин и началась та вражда между ним и его соотечественниками, которая давала обильную пищу для сплетен и нападок комедиографов.

Чем дальше шло время, тем меньше Еврипид отождествлял свои личные цели и задачи - служение Мельпомене и поиски истины - с нуждами общества, которое все больше вызывало в нем презрительное негодование. Его все чаще и чаще посещали думы о том, что жизнь прожита не так, как хотелось. Поэтому Еврипид почти постоянно пребывал в мрачном расположении духа, равнодушный к тем мелким радостям и подачкам судьбы, которые скрашивают жизнь людям нетребовательным.

Последние пятнадцать лет были самыми плодотворными. Большинство сохранившихся произведений драматурга приходится именно на этот период. Весной 415 года до н.э. Еврипид представил трагедии «Паламед», «Александр» и «Троянки», в которых дал ответ на все выдвигаемые против него обвинения, всем воздал по заслугам и высказал перед лицом тысяч зрителей то, что мало кто осмеливался высказывать на площади или в Совете. В отличие от Софокла, Еврипид возлагал на самих же людей всю меру ответственности за неустроенность их бытия, не оставляя или почти не оставляя места враждебным человеку богам и судьбе, и за это его не любили, считая мудрость поэта несправедливой и злой.

Весной 413 года Еврипид поставил трагедию «Электра». Орест и Электра казнят преступную мать, исполняя тем самым свой страшный, но непреложный долг и понимая, что вместе с матерью они погибли навсегда и сами. Так, приближаясь к закату своих дней, мятежный умом и духом Еврипид все больше осознавал тот вечный Закон, на котором зиждется мир, - Закон правды, справедливости и добра - и из последних сил пытался донести его до своих современников. Он еще напишет «Ифигению в Тавриде», «Финикиянок», «Ореста». К концу жизни оказалось, что Еврипид никому не нужен. Никто уже, по-видимому, не заботился о том, что он ест и пьет, как он спит. Сознавая, что времени у него осталось не так уж много, а сделано еще совсем мало, он работал даже больше, чем в молодости.

С каждым годом и с каждым днем драматург чувствовал себя все более чужим и ненужным в Афинах. Он принимает приглашение македонского царя Архелая и покидает родные Афины - блистательный город его полной надежд гордой молодости, понимая, что жизнь его, в сущности, на этом кончается. Так в семьдесят два года Еврипид навсегда оставляет отечество.

Первозданная красота Македонии поразила его. Он и здесь вел тот же образ жизни: много писал, читал, гулял по окрестностям, любуясь прекрасной природой, вселяющей успокоение в его изболевшуюся душу. Он написал в Македонии несколько трагедий: «Архелай», «Ифигения в Авлиде», «Вакханки», из которых до нас дошли только две последние, поражающие глубиной своего откровения и совершенством мастерства.

Еврипид умер в начале 406 года до нашей эры, и смерти его, так же как и жизни, сопутствовали отнюдь не доброжелательные слухи. Поэт был похоронен в Македонии, и спустя какое-то время в гробницу его ударила молния, как когда-то в гробницу спартанского законодателя Ликурга.

Весной 406 года, когда в Афинах узнали о смерти Еврипида, Софокл в траурной одежде вывел на сцену актеров без венков, скорбя о смерти великого собрата по служению музам. Архелай отказался выдать тело поэта для погребения в Афинах, и сограждане по дороге в Пирей поставили в честь Еврипида кенотаф со следующей эпитафией: «Могилой Еврипида служит вся Греция, тело же его находится в Македонии, где ему суждено было окончить свою жизнь. Отечество его - Афины и вся Эллада. Он пользовался любовью Муз и тем приобрел себе хвалу от всех».

Еврипид краткая биография древнегреческого философа-трагика и драматурга изложена в этой статье.

Еврипид краткая биография

Родиной Еврипида был Саламин. Здесь он появился на свет приблизительно в 480 году до нашей эры. Историки считают, что его родители были богатыми, но по происхождению не знатными людьми, но получил прекрасное образование.

В детские годы Еврипид мечтал стать участником Олимпийских игр (он был способным гимнастом), но слишком юный возраст помешал принять ему участие в них. Решив пойти другим путем, он стал учиться литературе, ораторскому искусству, философии. Его произведения новаторство Еврипида красноречиво свидетельствуют о том факту, что он преуспел в этом деле. Мировоззрение Еврипида во многом формировалось под влиянием учений Анаксагора, Протагора, Продика. Он собирал редкие книги в личную библиотеку, и однажды наступил тот знаменательный момент, когда Еврипид решил писать сам.

Еврипид начал искать себя в творчестве, когда ему выполнилось 18 лет. Первое состязание в драматическом искусстве, в котором он принимал участие со своей пьесой «Пелиад», относится к 455 году до нашей эры. И только в 440 году до нашей эры его впервые удостоили высшей награды.

Еврипид держался вдали от политической и общественной жизни города и страны, но не был полностью к ней безразличен. Он был дважды женат и дважды неудачно. Это сделало драматурга в глазах общественности злостным женоненавистником.

Сколько пьес написал Еврипид?

Достоверно известно, что Еврипид сочинил от 75 до 92 пьес, а до сегодняшнего дня целиком сохранилось 17 драматических произведений. Самыми известными считаются «Медея», «Электра», «Ифигения в Тавриде». Новаторство Еврипида в написании произведений выразилось в том, что больше внимания стало уделяться частной жизни людей, бытовой стороне, и душевным страданиям людей. Еврипид произведения которого высоко ценились в обществе, получили четыре награды за постановки в Афинах. Но этого показалось драматургу мало и он, обидевшись, покинул город Перикла.


ru.wikipedia.org


Биография


Великий драматург родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза - чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.


Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.


Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3-х сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану. В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.:


«Их [афинян] продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий.»


Архелай выказывал знаменитому гостю почет и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесённую тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже позже смерти самого Еврипида в 406 до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:


«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа.»


Версия про женщин - грубая шутка с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх в «Цитатах». Современная версия более приземлённая - организм 75-летнего Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.


Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.


Трагедии Еврипида



Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80. До нас дошло из них 18 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатирическая драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя - «Алкеста», а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».


Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.


Список полностью дошедших пьес Еврипида:


Алкеста (438 до н. э., 2-е место) текст Новый перевод (2008), выполненный Вланесом: или
Медея (431 до н. э. , 3-е место) текст Новый перевод (2009), выполненный Вланесом: или
Гераклиды (430 до н. э.)текст
Ипполит (428 до н. э., 1-е место) текст
Андромаха (425 до н. э.) текст
Гекуба (424 до н. э.) текст
Просительницы (423 до н. э.) текст
Электра (420 до н. э.) текст
Геракл (416 до н. э.) текст
Троянки (415 до н. э., 2-е место) текст
Ифигения в Тавриде (414 до н. э.) текст
Ион (414 до н. э.) текст
Елена (412 до н. э.) текст
Финикиянки (410 до н. э.) текст
Циклоп (408 до н. э., сатирическая драма) текст
Орест (408 до н. э.) текст
Вакханки (407 до н. э., 1-е место посмертно совместно с «Ифигения в Авлиде») текст
Ифигения в Авлиде (407 до н. э.) текст
Рес (приписывается Еврипиду, с чем не согласны некоторые литературоведы) текст


Биография


Происхождение


Согласно легенде, Еврипид родился 27 сентября 480 до н.э. - в день победы греков над персами в решающем морском сражении Греко-Персидских войн у острова Саламин, где его родители, как и другие афиняне, нашли себе убежище. Однако такая датировка вызывает сомнения, потому что свидетельствует о намерении античных критиков связать всех 3-х трагиков с Саламинской победой. Более вероятной датой рождения Еврипида следует считать 485 до н.э.: именно этот год отмечен в заслуживающей большего доверия Паросской хронике (Marmor Parium). Из античного жизнеописание Еврипида известно, что его родителями были Мнесарх, или Мнесархид, и Клито, занимавшейся продажей трав на рынке. Но и эта традиция внушает сомнения, так как опирается на "факты" из комедий Аристофана, афинского комедиографа, пародировавшего и высмеивавшего Еврипида. Из других античных свидетельств известно, что Еврипид некоторое время служил при храме Аполлона Зостерия, а следовательно, принадлежал к знатному и обеспеченному афинскому роду.


Образование и драматургия


Еврипид получил прекрасное образование, посещая лекции Анаксагора и Протагора, обладал богатейшей библиотекой, и был другом знаменитых философов - Сократа, Архелая, и Продика. Никакого видимого участия в общественно-политической жизни Афин Еврипид не принимал, что, однако, не мешало ему отликаться на самые острые вопросы современности: большая часть пьес драматурга была написана во период тяжелейшей Пелопонесской войны (431 до н.э. - 404 до н.э.). Впрочем, первоначально Еврипид готовился стать профессиональным атлетом, некоторое время занимался рисованием, но в возрасте 25 лет посвятил себя драматургии, поставив трагедию "Пелиады" (455 до н.э.) на празднике, посвященному Дионису. До конца своей жизни Еврипид написал около 90 пьес: 18 дошли до нас полностью, остальные сохранились во фрагментах. Самая ранняя из его достоверно датируемых трагедий, "Алкеста", относится к 438 году до н.э.. Остальные 17 пьес написаны в промежутке между 431 до н.э. и 406 до н.э.: "Медея" - 431 до н.э., "Гераклиды" - около 430 до н.э., "Ипполит" - 428 до н.э., "Киклоп", "Гекуба", "Геракл", "Просительницы" - между 424 до н.э. и 418 до н.э., "Троянки" - 415 до н.э., "Электра" - около 413 до н.э., "Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена" - около 412 до н.э., "Андромаха" и "Финикиянки" - около 411 до н.э., "Орест" - 408 до н.э., "Ифигения в Авлиде" - 407 до н.э., "Вакханки" - 406 до н.э.. Сюжеты драм взяты из разных мифологических циклов, причем 9 из них связаны с историей Троянской войны. В течение жизни Еврипид 5 раз участвовал в поэтических состязаниях, но только 3 раза получил первую награду при жизни, а 2 раза уже после смерти ("Вакханки", "Ифигения в Авлиде").


Последние годы


Неблагоприятная обстановка, сложившаяся для Еврипида в Афинах, вынудила драматурга покинуть родной город в 408 до н.э. и после недолгого пребывания в фессалийской Магнесии, он принял приглашение македонского царя Архелая. В Пелле, Еврипид написал 2 трагедии - "Архелай" в честь легендарного Темена, мифического предка своего покровителя, основателя Теменидской династии и первой македонской столицы Эг, а также - "Вакханок". В Македонии Еврипид и умер в возрасте 74 лет в 406 до н.э.. В том же году Софокл, незадолго до своей смерти, почтил память Еврипида в проагоне перед праздником Дионисий в Афинах. Афиняне почтили память Еврипида, поставив ему пустую гробницу (кенотаф).


Политические и нравственные аспекты творчества Еврипида


Произведения Еврипида отражают противоречивые общественные настроения в Афинах эпохи Пелопонесской войны. В нескольких трагедиях драматурга сделаны довольно резкие выпады по отношению к противникам Афин. Так, в "Андромахе" в самом неприглядном свете выставлен царь Спарты Менелай и его жена Елена с дочерью Гермионой, которые, вероломно нарушив слово, не останавливаются перед тем, чтобы убить ребенка Андромахи, рожденного ею от сына Ахилла Неоптолема. Речи Андромахи, посылающей проклятия на голову спартанцев, несомненно, выражали негативное отношение самого автора и его современников к Спарте. Всем была известна жестокость спартанцев к пленным и к порабощенным илотам. В "Оресте" спартанцы также изображены жестокими и вероломными людьми. Так, отец Клитемнестры Тиндар требует казни Ореста за убийство им матери, хотя известно, что Орест совершил это преступление по воле бога Аполлона. Отвратителен в своей подлости и трусости и Менелай. Когда Орест напоминает ему о помощи его отца Агамемнона в войне против Трои и просит оказать поддержку, то Менелай отвечает, что не имеет силы для борьбы с жителями Аргоса и может действовать лишь хитростью. В "Просительницах" в заявле?ии Иолая от лица Гераклидов, что они никогда не должны поднимать оружие против афинян как своих спасителей, также очевидно прослеживаются обвинения действий Спарты и Аргоса в первые годы Пелопонесской войны. В той же пьесе изображаются родственники воинов, павших под стенами Фив по время братоубийственной войны между Этеоклом и Полиником. Фиванцы не разрешают семьям убитых взять трупы для погребения и тогда родственники обращаются за помощью к Афинам. В этом видна прямая аллюзия на события после битвы при Делии в 424 до н.э., когда после победы над афинянами фиванцы отказались выдать для погребения трупы убитых воинов. Для Еврипида этот поступок является нарушением общепризнанного нравственного закона.


В эпоху непрекращающихся войн Еврипид рассмотрел вопросы войны и мира сквозь призму мифологических сюжетов. Трагедия "Гекуба" пронизана антивоенными настроениями, в ней изображены безмерные страдания побежденных, ни в чем не повинных жен, матерей и детей. После взятия Трои, ахейцы уводят в плен родственников царя Приама, и Еврипид восхищается величием духа троянок. Гордая дочь Гекубы - Поликсена предпочитает умереть, чем жить в рабстве. "Троянки" также посвящены войне греков с троянцами, но традиционная мифологическая трактовка изменена автором и вместо восхваления подвигов ахейцев, они изображены жестокими людьми, бесчеловечно обращающихся с пленными троянками. Посланец сообщает семье Приама, что жена царя Гекуба станет рабыней Одиссея, ее старшая дочь Кассандра - наложницей Агамемнона, младшую дочь Поликсену принесут в жертву на могиле Ахилла, жену Гектора Андромаху отдадут в наложницы сыну Ахилла Неоптолему. Победители убивают и сына Андромахи, хотя ребенок ни в чем не виноват перед греками. Еврипид осуждает захватническую войну, полагая, правда на стороне троянцев, защищавших свою родину, тогда как греки пошли войной на Трою из-за развратной Елены, которая, увлеченной красотой и сказочными богатствами Париса, сама бросилась в его объятия. Вполне возможно, что трагедия "Троянки", поставленная перед народом Афин в 415 до н.э., была предупреждением против затеянного Алкивиадом похода в Сицилию, обернувшегося в 413 до н.э. чудовищной катастрофой, когда бо?льшая часть часть афинян попала в плен и была продана в рабство, а стратеги Никий и Демосфен были казнены.


Еврипид допускал войну только как средство обороны и защиты справедливости. В "Просительницах" Тесей, выразитель взглядов поэта, ведет войну против фиванцев лишь до тех пор, пока не наносит им поражения, но останавливает свое войско, когда оно уже могло ворваться в побежденный город. И в "Гераклидах" афиняне настаивают на освобождении взятого в плен Эврисфея, в противоположность Алкмене, олицетворяющей спартанскую жестокость. Надо знать, говорит поэт, что победа не приносит прочного счастья. "Безумен тот из смертных, кто разоряет города, храмы и могилы, святыни умерших: предав их опустошению, впоследствии он сам погибнет", - такое предупреждение делает Посейдон в начале "Троянок".


Патриот Афин Еврипид воспевал самопожертвование граждан ради спасения родного города. Так, в трагедии "Гераклиды" дочь Геракла, юная Макария, жертвует собой, чтобы спасти родной город и своих братьев и сестер. В "Финикиянках" Менекей, сын Креонта, узнав, что для победы родины над врагами требуется принесение его в жертву, без колебаний, тайно от отца, отдает свою жизнь. Самопожертвование является основным мотивом трагедии "Ифигения в Авлиде", где героиня добровольно отдает себя в жертву ради блага Греции. В недошедшей до нас трагедии "Эрехтей" мать принесла в жертву свою дочь для спасения Афин.


В некоторых трагедиях Еврипид под видом событий мифологического прошлого показывал благородные деяния афинского государства, всегда готового встать на защиту попранной справедливости. Так, некогда Афины вступились за детей Геракла ("Гераклиды"), добились воздания погребальных почестей погибшим участникам похода семерых против Фив ("Просительницы").


Идеальное государственное устройство для Еврипида - это демократия, о чем свидетельствует одна из сцен в "Просительницах", где Тесей принимает под свое покровительство жен и матерей павших под Фивами воинов. Когда из этого города в Афины является посол для переговоров, то драматург вводит в пьесу спор на тему о наилучшем государственном устройстве. Фиванский посол доказывает непригодность демократии в виду того, что власть принадлежит толпе, которой заправляют ловкие демагоги. Тесей в ответ на это разоблачает гнусность тирании, прославляет свободу и равенство, царящие в демократическом государстве.


Основой афинской демократии Еврипид считал средние социальные слои мелких собственников и ремесленников. Тип такого гражданина, живущего плодами своего труда, показан в образе крестьянина, фиктивного мужа Электры. Сама Электра отмечает его высокое благородство, а Орест, познакомившись с ним, размышляет о несоответствии, которое наблюдается в натурах людей. Сын благородного отца оказывается негодным, а человек из бедного и ничтожного рода - благородным. Поэтому, выше надо ценить не происхождение, а нравственные свойства людей ("Электра", 367-398). Внешнее положение не изменит нравственных качеств: негодный всегда останется негодным, но никакое несчастье никогда не совратит благородного. Немалое значени в этом имеет и воспитание ("Гекуба", 595-602).


В то же время Еврипид понимал опасность влияния на афинское общество демагогии, считая ее благодатной почвой для возникновения тирании. В "Оресте" выписан образ оратора - наглого крикуна, который, как полагали уже античные критики, был списан с кого-то из современных Еврипиду демагогов, может быть с Клеофонта. Подобным же демагогом драматург неоднократно представлял и Одиссея ("Гекуба", 130-131, 254-257; "Троянки", 277-291; "Ифигения в Авлиде", 525-527).


Национальное и мировое значение Еврипида


Когда насмешки комедиографов со течением времени потеряли свою актуальность, а драмы Эсхила и Софокла утратили новизну, трагедии Еврипида по своему духу оказались удивительно современны грекам уже IV до н.э., прочно войдя в золотой фонд классической греческой литературы. С эпохи эллинизма творчество Еврипида приобрело еще бо?льшую популярность и широко распространилось по всему античному миру. Понимание души человека, оригинальность сюжета, интересное видение интриги, простота языка и изящество разговорной речи, были близки и понятны и ценителям высокого искусства, и обычным людям. Пьесы так трогали публику, что даже тиран Александр Ферский, спокойно закапывавший своих врагов живьем в землю, заплакал на спектакле "Троянок" , а жители Абдер, по рассказу Лукиана, после постановки "Андромеды" пришли в такое лихородачное состояние, что буквально помешались на трагедии. Все они были бледны и худы, и произносили ямбы и громко кричали, чаще всего исполняя монологи из Еврипидовой "Андромеды". Такое состояние продолжалось с ними долгое время, пока не началась зима и наступивший сильный холод не прекратил их бред.


Для критиков и грамматиков Александрии простота языка Еврипида была не столь интересна, зато они с увлечением изучали вариации сюжетов известных мифов и пытались избавить тексты пьес от позднейших интерполяций. Афинский ученый Филохор, известный своим сочинением по истории Аттики, написал одну из первых биографий Еврипида, а Дикеарх и Каллимах систематизировали корпус сочинений трагика. Еврипид также стал довольно рано известен и в Риме: уже первый римский просветитель Ливий Андроник, переводивший греческую поэзию на латынь, в первую очередь стремился познакомить римскую публику с трагедиями Еврипида. Творчески перерабатывали драмы Еврипида видные римские поэты - Энний, Овидий, Сенека.


После перерыва в эпоху средневековья, интерес к Еврипиду вновь возник в период Возрождения и классицизма. Трагедии Еврипида оказали влияние на Корнеля, Расина и Вольтера. Античного драматурга высоко ценили Гёте и Шиллер. Увлекались Еврипидом и романтики Тик, Байрон, Шелли, Теннисон. В России драмам Еврипида подражали (например, "Андромаха" Петра Катенина), а также переводили отдельные его произведения. Главная заслуга в переводе драм Еврипида на русский язык принадлежит Иннокентию Анненскому

Страница:

Еврипид (также Эврипид, греч. Εριπίδης, лат. Euripides, 480 — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

Великий драматург родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Богатство порождает скупость и наглость.

Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3-х сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану. В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно.