Эдуард мане бар фоли бержер описание. Итория одной картины.Бар в Фоли-Бержер Мане. Кто позировал Мане

Легендарное кабаре Фоли Бержер (Folies Bergère), которое скоро отметит 150-летний юбилей, находится в самом центре Парижа неподалеку от Монмартра. Здание кабаре, построенное архитектором Плюмре по образцу театра Альгамбра в Лондоне, легко узнаваемо благодаря большому панно с танцовщицей на фасаде.

Фоли Бержер – современная площадка для творчества

Хотя помещение Фоли Бержер давно требует некого обновления и косметического ремонта, это отнюдь не уменьшает количества его зрителей, а скорее наоборот, добавляет атмосферности и колорита. Многочисленные посетители восхищаются мерцающими золотом стенами, дорогим интерьером холла в желто-голубых тонах и роскошной лестницей, ведущей в зрительный зал.

Одно из старейших парижских кабаре неизменно следует своим традициям: здесь до сих пор регулярно проходят концерты музыкальных групп, яркие танцевальные шоу, спектакли и выступления комиков. В репертуаре Фоли Бержер десяток динамичных спектаклей, среди которых особо популярны танцевально-цирковое шоу с элементами эротики Ohlala, музыкальный спектакль Jersey Boys и шоу фокусников The Illusionists.

История кабаре

Датой рождения Фоли Бержер принято считать 1 мая 1869 года. Именно тогда на пике популярности варьете в Париже был открыто еще одно заведение, завоевавшее сердца парижской публики. Однако тогда кабаре называлось Фоли Тревиз (Folies Trevise) и своим названием было обязано улице rue Trevise, на которой располагался вход для работников заведения. Смена названия на Фоли Бержер произошла по инициативе герцога де Тревиза. Он был категорически против того, чтобы заведение подобного рода носила его имя, поэтому кабаре переименовали в честь соседней улицы rue Bergere.


Кроме обеда посетители кабаре отдельно оплачивали представление, во время которого могли свободно перемещаться по залу, курить и вести беседы за своими столиками. В Фоли Бержер царила непринужденная атмосфера: под бокал вина зрители наслаждались танцевальными и гимнастическими номерами, а также выступлениями фокусников.В годы франко-прусской войны кабаре временно использовалось для собраний, на которых выступали многие известные личности того периода.

Начало этапа головокружительного успеха кабаре приходится на 1871 год. После того, как предприниматель Лион Сари приобрел Фоли Бержер, популярность заведения стремительно выросла. Он организовал в концертном зале зимний сад и просторный холл. В 1886 году художественный руководитель кабаре Эдуард Маршан придумал для знаменитого кабаре новый формат выступлений – ревю мьюзик холла. Шоу включало не только танцевальные элементы, но и выступления певцов и комиков. Между номерами на сцене выступали конферансье с короткими монологами и пародиями на политиков.


На фоне растущей популярности кабаре было принято решение увеличить зрительный зал почти в два раза и украсить фасад панно в стиле арт-деко, автором которого является скульптор Пико.

Знаменитости в Фоли Бержер

Об успехе кабаре свидетельствует тот факт, что известный художник Эдуард Мане посвятил ему одну из своих работ. На знаменитой картине «Бар в Фоли Бержер», написанной в 1881 году, изображена официантка Сюзон, а за ее спиной – большое зеркало, в котором видны многочисленные посетители.

Мьюзик холл стал стартовой площадкой для многих известных артистов. В разное время на его сцене побывали певец-актер Морис Шевалье, актер Жан Габен, певица Мистенгетт, французская писательница Колетт и сам великий Чарли Чаплин. Афроамериканка Жозефина Бейкер, талантливая джазовая певица и танцовщица, принесла заведению огромную популярность в начале прошлого века, завоевав среди зрителей прозвище «черная жемчужина».


Здесь также выступали комик Бенни Хилл, актер-мим Марсель Марсо, певцы Фрэнк Синатра, Ив Монтан, Элтон Джон и многие другие знаменитости.

До сих пор Фоли Бержер продолжает пользоваться популярностью среди ценителей атмосферы классических кабаре, привлекая посетителей яркими танцевальными шоу и музыкальными спектаклями.

Как добраться

Адрес: 32 Rue Richer, Paris 75009
Телефон: +33 1 44 79 98 60
Сайт: www.foliesbergere.com
Метро: Cadet
Автобус: Provence - Faubourg Montmartre, Petites Ecuries
Обновлено: 03.08.2016

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Эдуард Мане написал свою картину “Бар в “Фоли-Бержер” под конец своей жизни, будучи уже очень больным человеком. Несмотря на свой недуг, он создал картину, которая отличается от всех предыдущих его работ.

В основном его работы недвусмысленны и лаконичны. “Бар в “Фоли-Бержер”, напротив, заключает в себе ряд загадок, которые не дают покоя неравнодушному наблюдателю.

На картине изображена девушка-продавщица бара в знаменитом до сих пор кафе-варьете “Фоли-Бержер” (Париж, ул. Рише, 32).

Здесь художник любил проводить время, так что обстановка ему была очень знакома. Вот так кафе выглядит в реальности:


Кафе-кабаре “Фоли-Бержер” в Париже в наши дни
Кафе-кабаре “Фоли-Бержер” в Париже в наши дни (внутренний интерьер)

Девушка реальная и зазеркальная

Главная загадка заключается в разнице между тем, как выглядит бар и продавщица на переднем плане картины по сравнению с их отображением в заднем зеркале.

Обратите внимание, насколько задумчива и даже грустна девушка-продавщица. Кажется, что у нее даже слезы стоят в глазах. В обстановке варьете ей полагается скорее улыбаться и флиртовать с посетителями.

Это, кстати, и происходит в отражении зеркала. Девушка слегка наклонилась к покупателю-мужчины и судя по незначительной дистанции между ними, их разговор носит интимный характер.

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусств Курто, Лондон.

Необычная подпись картины

Бутылки на барной стойке также отличаются по своему расположению от отображенных в зеркале.

Кстати, дату написания картины и свою подпись Мане поставил прямо на одной из бутылок (самая левая бутылка розового вина): Manet. 1882.

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Что же Мане хотел нам сказать с помощью этих загадок? Почему девушка перед нами даже фигурой отличается от той, что отображена в зеркале? Почему предметы на барной стойке изменяют свое расположение в отражении?

Кто позировал Мане?

Художнику позировала реальная продавщица по имени Сьюзон из кафе “Фоли-Бержер”. Девушка была хорошо знакома Мане. За 2 года до написания оригинала картины, он нарисовал её портрет.

Это было обычной практикой для художников: иметь портрет модели на случай её отказа позировать. Чтобы всегда была возможность закончить картину.

Эдуард Мане. Модель для картины “Бар в Фоли-Бержер”. 1880 г. Музей искусств во дворце герцогов Бургунских, Дижон, Франция.

Возможно, Сьюзон поделилась с Мане своей жизненной историей, и Мане решил изобразить ее внутреннее состояние и ту роль кокетки, которую она вынуждена играть за барной стойкой?

А может перед нами запечатлено происходящее в настоящем времени, а в отражении – прошлое девушки, поэтому и изображение предметов отличается?

Если продолжить эту фантазию, можно предположить, что в прошлом девушка слишком сблизилась с изображенным господином. И оказалась в положении. Известно, что продавщиц в подобных варьете называли девушками, которые “подают и напитки, и любовь”.

Господин, конечно, не стал разрывать из-за девицы свой законный брак. И как часто бывает в таких историях, девушка оказалась одна на руках с ребенком.

Она вынуждена работать, чтобы как-то выживать. Отсюда печаль и грусть в ее глазах.

Рентгеновский снимок картины


Еще одну необычную и скрытую деталь картины мы можем разглядеть благодаря рентгеновскому снимку. Видно, что в изначальной версии картины девушка держит руки скрещенными на животе.

Сегодня поговорим о картине Эдуарда Мане БАР В ФОЛИ -БЕРЖЕР 1882г, которая стала одним из известных шедевров мирового искусства.
В 1881 году во французском Салоне Э. Мане вручают долгожданную вторую награду за портрет охотника на львов. Пертюизе. После чего Мане становится вне конкурса и может экспонировать свои картины, без какого либо разрешения жюри Салона.

Приходит долгожданная слава, но его болезнь прогрессирует просто неумолимо и он знает об этом и поэтому, его гложет тоска.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вскоре оказалось, что он болен атаксией - нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Мане пытается сопротивляться тяжелой болезни. Неужели он не сможет пересилить болезнь?

РАБОТА НАД КАРТИНОЙ.

Мане решает собрать все свои силы и волю, его еще рано пытаются похоронить. Его можно увидеть в кафе «Новые Афины», в кафе Бад, у Тортони, в Фоли-Бержер и у его приятельниц. Он все время старается шутить и иронизировать, веселится по поводу своих «немощей» и шутит по поводу своей ноги.
Он решает осуществить свою новую задумку: нарисовать сцену из повседневной парижской жизни и изобразить вид известного бара Фоли-Бержер, в котором за стойкой стоит прелестная девушка Сюзон, перед многочисленными бутылками.Девушку знают многие постоянные посетители бара.

Картина «Бар в Фоли-Бержер» - это произведение необычайной смелости и живописной тонкости: белокурая девушка стоит за стойкой бара, сзади нее большое зеркало, в котором отражается большой зал заведения с сидящей в нем публикой. У нее на шее украшение на черной бархатке, ее взор холоден, она околдовывающее неподвижна, она безразлично смотрит на окружающих.
Этот сложный сюжет полотна продвигается с большим трудом.

Художник бьется над ним и многократно переделывает. В начале мая 1882 года Мане дорисовывает картину и становится счастливым созерцая ее в Салоне. Над его картинами больше никто не смеется, всего его картины рассматривают с большой серьезностью, о них начинают спорить как о настоящих произведениях искусства.

Свое последнее произведение «Бар в Фоли-Бержер» создал как будто прощался с жизнью, которой столь дорожил, которой так восхищался и о которой много думал. Произведение впитало в себя все то, что художник так долго искал и находил в ничем непримечательной жизни.

Лучшие образы сплелись воедино, чтобы быть воплощенными в этой молодой девушке, которая стоит в шумном парижском кабаке. В этом заведении люди ищут радости контактируя с себе подобными, здесь царит кажущееся веселье и смех, молодой и чуткий мастер открывает образ юной жизни, которая погружена в печаль и одиночество.

Трудно поверить, что это произведение было написано умирающим художником, которому любое движение руки доставляло боль и страдание. Но даже перед смертью Эдуард Мане остается настоящим бойцом. Ему пришлось пройти сложный жизненный путь, прежде чем он обнаружил подлинную красоту, которую всю свою жизнь искал и нашел ее в простых людях, найдя в их душе внутреннее богатство, которому он отдал свое сердце.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ
На полотне изображено одно из знаменитейших кабаре Парижа, конца девятнадцатого века. Это излюбленное место художника.
Почему он так любил там бывать? Яркая жизнь столицы была предпочтением Мане над спокойной бытовой размеренностью. Он чувствовал себя в этом кабаре, лучше, чем дома.

Наброски и заготовки к картине, судя по всему, Мане делал прямо в баре. Этот бар находился на первом этаже варьете. Сидя справа от сцены, художник стал делать заготовки к полотну. После, он обратился к барменше и своему хорошему другу, с просьбой позировать ему, в своей мастерской.

Основой композиции должны были стать друг Мане и барменша, стоящие друг к другу лицом. Они должны быть увлечены общением друг с другом. Найденные наброски Мане подтверждают такой замысел мастера.

Но Мане решил сделать сцену несколько многозначительнее, чем она была. На заднем фоне находилось зеркало, отображающее толпы посетителей, заполнявших бар. Напротив всех этих людей, стояла барменша, она думала о своем, находясь за стойкой в бар. Хоть вокруг веселье и шум, барменше нет ни какого дела до толпы посетителей, она витает в своих собственных мыслях. Но справа видно, словно ее же отображение, только она беседует с одним посетителем. Как это понять?

Видимо, картина в зеркале, это события прошедших минут, а в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад.
Если взглянуть на бутылки, стоящие на мраморной стойке бара, можно заметить, что их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение барменши тоже нереально. Она смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия заставляют зрителя задуматься, реальный или воображаемый мир изобразил Мане.

Хотя картина очень простая по сюжету, но она заставляет каждого зрителя задуматься и додумать что – то свое. Мане передал контраст между веселой толпой и одинокой девушкой, находящейся среди толпы.

Также на картине можно увидеть общество художников, со своими музами, эстетов и их дам. Эти люди находятся в левом углу на полотне. Одна женщина держит бинокль. Этим отражается суть общества, желающего посмотреть на других, и выставится перед ними собой. Вверху левого угла видно ноги акробатки. И акробатка, и толпа веселящихся людей, неможет, скрасит одиночество и грусть барменши.

Дата и подпись мастера отображена на этикетке одной из бутылок, которая стоит в нижнем левом углу.

Особенность этой картины Мане, в ее глубоком смысле, множестве символов, и скрытности. Обычно картины художника не отличались такими характеристиками. Эта же картина передает много глубин человеческих мыслей. В кабаре находятся люди разного происхождения и положения. Но все люди равны, в своем желании веселится и хорошо проводить время.

Текст с иллюстрациями и обсуждение картины.http://maxpark.com/community/6782/content/3023062

Эдуард Мане - Бар в «Фоли-Бержер», 1882

Un bar aux Folies Bergère

Холст, масло.

Оригинальный размер: 96 × 130 см

Институт искусства Курто, Лондон

Описание: «Бар в „Фоли-Бержер“» (фр. Un bar aux Folies Bergère) — картина Эдуарда Мане.

«Фоли-Бержер» — варьете и кабаре в Париже. Находится по адресу улица Рише 32. В конце XIX века это заведение пользовалось большой популярностью. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину — последнюю, которую он представил на Парижском салоне перед своей смертью в 1883 году. Мане делал наброски к картине прямо в баре, находившемся на первом этаже варьете справа от сцены. Потом он попросил барменшу Сюзон (фр. Suzon) и своего друга, военного художника Анри Дюпре (фр. Henri Dupray), позировать в мастерской. Изначально основу композиции должны составлять стоящие друг против друга барменша и клиент, увлечённые разговором. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся наброски, но и рентгеновские снимки картины. Позднее Мане решил сделать сцену более многозначительной. На заднем плане видно зеркало, в котором отражается огромное количество людей, заполняющих помещение. Напротив этой толпы, за стойкой стоит поглощённая собственными мыслями барменша. Мане удалось передать чувство невероятного одиночества посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, наблюдающей за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.

Если взглянуть на бутылки, стоящие на мраморной стойке бара, можно заметить, что их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение барменши тоже нереально. Она смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия заставляют зрителя задуматься, реальный или воображаемый мир изобразил Мане. Зеркало, в котором отражаются фигуры, изображённые на картине, роднит «Бар в „Фоли-Бержер“» с «Менинами» Веласкеса и «Портретом четы Арнольфини» ван Эйка.

Описание картины Эдуарда Мане «Бар в Фоли - Бержер»

Данное произведение искусства получило огромную известность. Оно передаёт повседневную жизнь, протекающую во французском столичном баре времён XIX столетия. Художник и сам бывал здесь довольно часто, что и заставило его взяться за кисть.

Чем объясняется тяга Мане к праздному времяпрепровождению в этом кабаре? Всё дело в том, что творец не любил спокойствия, тишины. Больше ему нравилось веселиться, общаться, вести задушевные разговоры, встречаться с людьми. Именно поэтому его так манил разгульный образ жизни парижской пивной.

Создаётся ощущение, что художник начинал писать свою картину прямо внутри заведения. Вначале он сидел неподалёку от сцены, с правой стороны и обозначал эскиз. Затем попросил барменшу постоять перед ним в своей обычной позе - за стойкой бара, но уже в творческой мастерской Мане.

После смерти художника были обнаружены первые его работы из этого кабаре. Оказывается, первоначальная идея картины была несколько иной. На ней должны были быть изображены барменша и молодой человек - приятель Мане. Они стояли друг против друга и беседовали.

В итоге получилось другое: барменша стоит перед толпой клиентов, которые видны в зеркале, висящем сзади неё. Она задумчива, рассеяна, не слушает людей, а мечтает о своём. Однако тут же мы видим её же справа, будто бы девушка ведёт беседу с зашедшим в бар человеком. Она это или другая барменша? Этот вопрос так и остался невыясненным.

Возможно, то, что в зеркале - это то, что в голове работницы кабаре. То есть отображение её мыслей, воспоминаний о только что минувшем. Зритель понимает: девушка одинока, а вокруг неё так и кишит жизнь. Акробатка, пьяные лица, весёлые клиенты не радуют девушку, она вся погружена в свои печальные думы. Но и уйти она отсюда не может, ведь это её работа. Дисгармония бытия.

"... В Салоне 1881 года Мане ожидает долгожданная награда - вторая медаль за портрет Пертюизе, охотника на львов. Теперь Мане становится художником "вне конкурса" и имеет право экспонировать свои произведения без согласия жюри Салона.

Мане надеется сделать "нечто" для Салона 1882 года - для первого Салона, где его полотна будут фигурировать с отметкой "В.К." ("вне конкурса"). Уж этого он не упустит!

Но сейчас, когда наконец к нему пришла слава, с таким трудом завоеванная, неужели ее дары попадут в бессильные руки? Неужели как раз тогда, когда ему наконец воздадут за труды и лишения. все будет кончено?.. Болезнь Мане неумолимо прогрессирует; он это знает, и тоска гложет его, и глаза заволакиваются слезами. Жить! Жить! Мане сопротивляется. Неужели его воля не сможет пересилить болезнь?..

Мане собирает всю свою волю. Его слишком рано хотят похоронить. И вот уже его можно встретить в кафе "Новые Афины", у Тортони, в кафе Бад, в Фоли-Бержер; у приятельниц, дам полусвета. И он всегда шутит, иронизирует, веселится по поводу своей больной ноги, своих "немощей". Мане хочет осуществить новый замысел: новую сцену парижской жизни, вид бара Фоли-Бержер - прелестная Сюзон за стойкой, уставленной винными бутылками; Сюзон, которую хорошо знают все постоянные посетители этого места.

"Бар в Фоли-Бержер" - произведение живописной тонкости и необычайной смелости: белокурая Сюзон за стойкой; позади - большое зеркало, где отражаются зал и заполнившая его публика. У нее на шее та же самая черная бархотка, что была у Олимпии, она так же околдовывающе неподвижна, ее взор холоден, он волнует своим безразличием к окружающему.

Это сложнейшее произведение продвигается с трудом. Мане бьется над ним, многократно переделывая. В мае 1882 года он познает счастье, созерцая в Салоне "Весну" и "Бар в Фоли-Бержер", сопровождаемые табличкой "В.К." Над его полотнами больше не смеются. Если кое-кто еще позволяет себе их критиковать, если, например, построение "Бара" с его зеркалом и игрой отражений находят слишком сложным, называют "ребусом", то все равно картины МАне рассматривают серьезно, внимательно, о них спорят как о произведениях, с которыми следует считаться. Впрочем, табличка "В.К." располагает публику к уважению. Волею этих двух букв Мане становится признанным художником; буквы эти призывают к размышлениям, поощряют симпатии (прежде их не решались высказывать вслух), затыкают враждебные рты... "

"В своем последнем большом произведении "Бар в Фоли-Бержер" художник словно прощался с жизнью, которой так дорожил, о которой так много думал и которой не уставал восхищаться. Пожалуй, никогда еще мировосприятие мастера не выражало себя в отдельном произведении с такой полнотой. В нем есть и любовь к человеку, к его духовной иживописной поэзии, и внимание к его сложным, незаметным поверхностному взгляду взаимоотношениям с окружающим, и ощущение зыбкости бытия, и чувство светлой радости при соприкосновении с миром, и ирония, возникающая при наблюдении его. "Бар в Фоли-Бержер" впитал все то, что Мане с такой настойчивостью и убежденностью искал, находил и утверждал в жизни ничем не примечательной. Лучшие образы, вошедшие в его творчество, сплелись воедино, чтобы воплотиться в этой юной девушке, стоящей за стойкой шумного парижского кабака. Здесь, где люди ищут радости в контакте с себе подобными, где царит кажущееся веселье, чуткий мастер вновь открывает образ юной жизни, погруженной в печальное одиночество. Мир, окружающий девушку, суетен и многолик. Мане понимает это и ради того, чтобы прислушаться только к одному, особенно близкому ему голосу, заставляет мир этот снова зазвучать "под сурдинку" - стать зыбким отражением в зеркале, превратиться в неясное, расплывчатое марево силуэтов, лиц, пятен и огней. Иллюзорная двойственность видения, открывающаяся художнику, физически как бы приобщает девушку к мишурной атмосфере бара, но ненадолго. Мане не позволяет ей слиться с этим миром, раствориться в нем. Он заставляет ее внутренне выключиться даже из разговора со случайным посетителем, прозаичный облик которого тоже принимает в себя зеркало, находящееся прямо за стойкой,где под углом видится со спины и сама барменша. Как бы оттолкнувшись от того отражения, Мане возвращает нас к единственной подлинной реальности всего этого призрачного зрелища мира. Затянутую в черный бархат стройную фигурку окружает светлое сияние зеркал, мраморной стойки, цветов, фруктов, сверкающих бутылок. Только она в этом цвето-световоздушном мерцании остается самой ощутимо-реальной, самой прекрасной и неопровергаемой ценностью. Кисть художника замедляет свое движение и плотнее ложится на холст, цвет сгущается, определяются контуры. Но возникшее наконец чувство физической устойчивости героини полотна неконечно: печальный, чуть рассеянный и недоумевающий взгляд девушки, погруженной в грезы и отрешенной от всего вокруг, снова вызывает ощущение зыбкости и неуловимости ее состояния. Ценность ее конкретной данности должна, казалось, примирить с двойственностью мира, ее окружающего. Но нет, далеко не исчерпанный до конца строй ее образа продолжает будоражить воображение, вызывать поэтические ассоциации, в которых к радости примешивается печаль.

Трудно поверить, что "Бар" создан умирающим человеком, которому каждюое движение доставляло жестокие страдания. Но это так. Эдуард Мане и перед смертью оставался бойцом, как в жизни был бойцом против буржуазной пошлости, обывательской лености мыслей и чувств, человеком редкостной души и ума. Он прошел трудный путь, прежде чем обнаружил ту подлинную красоту, которую искал в современной жизни: он хотел ее открыть и открыл в простых, незаметных людях, найдя в них то внутреннее богатство, которому отдал свое сердце."

По материалам книги А.Перрюшо "Эдуард Мане" и послесловия М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2000. - 400 с., 16 с. ил.