Чухломской район, Ножкино село. Свято-покровский авраамиево-городецкий мужской монастырь

Перемены, произошедшие в стране нашей в начале 80-х годов, сделали возможным то, что ранее немыслимо было даже представить, - в частности, широкое возрождение монастырской жизни. Одним из первых шагов епископа Костромского и Галичского Александра (Могилева), возглавившего Костромскую епархию в сентябре 1989 года, была постановка перед областными властями вопроса о возвращении Авраамиево-Городецкого монастыря Русской Православной Церкви. Днем начала возрождения древней обители можно считать 1 августа 1990 года, когда впервые, после 1928 года, среди монастырских руин зазвучали церковные песнопения: епископ Александр совершил на территории монастыря молебен и заупокойную литию по почившей братии обители, а в полуразрушенном здании собора в честь иконы Божией Матери «Умиление» архиерейский хор пропел величание преподобному Авраамию.

31 января 1991 года, принимая во внимание ходатайство Костромского епархиального управления, Чухломский райисполком принял решение о передаче епархии комплекса Авраамиево-Городецкого монастыря. 25 марта это решение было утверждено Костромским облисполкомом. В апреле 1991 года епископ Александр обратился к жителям Костромской области с призывом о помощи в возрождении монастыря. В обращении, в частности, говорилось: «...Вот уже более полувека святое место сие находится в поругании. Более полувека лишь дух разорения, запустения и разрушения царствует здесь. Трудно сегодня представить, глядя на это скорбное место, на останки монастырских строений и храмов, что некогда место это было воистину предивным, живым, исполненным благодати Божией. Трудно вообразить сегодня, что некогда у стен этой обители (...) шумела богатая многолюдная ярмарка, на которую съезжались едва ли не все жители двух соседних уездов - Чухломского и Солигаличского. И кто из тех жителей не приходил поклониться святым мощам преподобного Авраамия, и по сей день хранящимся под спудом, ныне, увы, - в полуразрушенном древнем Покровском соборе... Как долго ожидали они воскрешения этой святой обители! И вот время пришло. Нынешней весной монастырь передан Костромской епархии. Несмотря на ее крайне стесненное материальное положение, она приступает к восстановлению этой древней обители».

Уже в июне 1991 года в монастыре приступили к восстановительным работам учащиеся открывшегося осенью 1990 года в Костроме Духовного училища. Вместе с ними трудились российские студенты (Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова) и иностранные студенты - потомки русских эмигрантов из Франции, Голландии, Греции и других стран, приехавшие на Чухломское озеро по направлению ассоциации «Родина» (символично, что молодежь, начинавшая возрождение монастыря, проживала в бывшем пионерском лагере имени Павлика Морозова). В июне и июле территория обители была очищена - вырублены деревья и кустарники, выкошен бурьян. 24 июля 1991 года оживший Авраамиево-Городецкий монастырь посетила большая группа (из 56 человек) представителей рода Лермонтовых, впервые приехавших из разных мест поклониться могилам предков, погребенных в стенах обители.

День памяти преподобного Авраамия 1 августа 1991 года впервые за много десятилетий был отмечен большим празднованием в монастыре на Чухломском озере. С утра на машинах и автобусах в обитель съехались верующие со всего Чухломского района, пришли жители окрестных сел и деревень. Впервые с 1928 года в стенах монастыря под открытым небом, среди руин епископом Александром в сослужении духовенства, прибывшего из нескольких районов области, была совершена Божественная литургия. По окончании богослужения епископ Александр обратился к молящимся со словом. «Ныне - особый для нас день, - сказал он, - и на особенном месте находимся мы с вами. Сегодня вся Русская земля собралась в Дивееве. Там встречает она цельбоносные святые мощи преподобного Серафима Саровского, своего молитвенника и подвижника, - мощи, вновь обретенные как знак Божией милости к нам, исстрадавшимся, измучившимся в жестоком и греховном веке сем.

Сегодня многие и многие тысячи русских православных людей стеклись в Дивеево, чтобы единым сердцем и едиными устами помолиться угоднику Божию, миротворцу всероссийскому, чтобы его святая молитва, яко фимиам, вознеслась ко Господу - молитва о спасении многострадальной земли нашей.

И мы с вами пришли на это святое, хотя и поруганное, место чтобы в едином молитвенном порыве душ и сердец наших прославить другого угодника Божия - преподобного Авраамия Городецкого и Чухломского, ученика и сподвижника преподобного Сергия Радонежского. Сегодня мы зрим в скорби великой: те святые места, рядом с которыми воспитывался, духовно возрастал русский человек, почти все поруганы. Горько и больно видеть нам страшные руины нашей Святой Руси. Но Господь не оставил нас Своею милостию. Многие заблудшие люди выходят на свет веры православной, возвращаются в лоно святой и соборной Церкви...».

После литургии были совершены водосвятный молебен и крестный ход по монастырю, во время которого епископ Александр окропил святой водой все постройки обители. Возле собора в честь иконы Божией Матери «Умиление» была отслужена панихида по всей усопшей братии монастыря с сугубым поминовением насельников обители, ставших жертвами богоборческих гонений.

Следующий - 1992 год - юбилейный год 600-летия преставления ко Господу преподобного Сергия Радонежского, широко отмечавшийся по всей России, стал временем решающих перемен в судьбе Авраамиевой обители. В январе 1992 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви наместником монастыря был назначен игумен (ныне - архимандрит) Никандр (Анпилогов). С появлением наместника и первых насельников возрождение монастыря, священноархимандритом которой является управляющий Костромской епархией, приобрело качественно иной характер: в стенах обители наконец возжглась лампада монашеской молитвы, началось возрождение духовной жизни древней святыни. Весной завершилось восстановление Никольского надвратного храма; 18 апреля его главку увенчал святой крест, а 22 мая, в праздничный день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, в первом возрожденном храме обители начались постоянные богослужения. Летом 1992 года на восстановительных работах в обители вновь трудились учащиеся Костромского Духовного училища и иностранные студенты - в основном члены молодежного христианского движения Евангелической Церкви земли Баварии (ФРГ), активно помогавшей возрождению монастыря на протяжении нескольких лет. Накануне дня празднования памяти преподобного Авраамия на колокольню был поднят первый колокол весом 1360 килограммов. 1 августа 1992 года его благовест встречал всех пришедших на праздник, вновь становящийся традиционным для жителей Чухломской земли. Впервые в стенах обители епископа Александра торжественно встречали наместник монастыря и еще немногочисленная братия. При большом стечении молящихся вновь под открытым небом были совершены Божественная литургия и крестный ход.

В последующие годы трудами наместника и братии восстановление обители непрерывно продолжалось. В мае 1993 года был найден и расчищен колодец, вырытый преподобным Авраамием, в нем установили новый сруб. 1 августа 1993 года епископ Александр освятил древнейший храм обители, Покровский собор, в который накануне - 31 июля - из Успенской церкви Чухломы была перенесена находившаяся там с 1928 года одна из чудом сохранившихся монастырских плащаниц с изображением преподобного Авраамия. Октябрь 1993 года был ознаменован освящением и установкой креста на монастырскую колокольню, а в апреле 1994 года к празднику Пасхи на нее подняли еще девять колоколов; таким образом, общее число колоколов в обители достигло десяти.

31 июля 1994 года наместник монастыря архимандрит Никандр совершил малое освящение собора в честь иконы Божией Матери «Умиление», а 1 августа в храме, где еще не было иконостаса и стояли строительные леса, архиепископ Костромской и Галичский Александр в сослужении духовенства епархии совершил первую за много десятилетий Божественную литургию. К этому времени удалось расчистить заваленную битым кирпичом и мусором крипту собора; над покоящимися там под спудом святыми мощами основателя монастыря была вновь устроена гробница с возложенной на нее старинной плащаницей. На следующий год над колодцем, выкопанным преподобным Авраамием, на основании сохранившихся старых фотографий была восстановлена деревянная часовня, освященная архиепископом Александром 1 августа 1995 года. В 1996 году представители международной ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтов-Лермонтовых из различных стран мира, в связи с 400-летием со дня рождения основателя русской ветви этого рода Джорджа Лермонта предложили возвести в монастыре памятную часовню. 1 августа 1996 года архиепископ Александр совершил ее торжественную закладку. Летом 1997 года часовня (автор проекта - проживающий в США член ассоциации М. А. Лермонтов) была возведена, и 21 сентября в присутствии членов ассоциации во главе с ее президентом М. Ю. Лермонтовым архимандрит Никандр совершил ее освящение.

Так, за сравнительно короткий период Авраамиево-Городецкий монастырь на Чухломском озере восстал из руин. Конечно, многое еще предстоит сделать, но главное совершилось - обитель духовно возродилась, вновь стала неотъемлемой частью церковной жизни Чухломского края. Ныне, как и в прошедшие века, над озером разносится звон монастырских колоколов, теплятся огоньки свечей пред иконами и лампады над гробницей преподобного Авраамия...

Можно надеяться, что милостью Божией вслед за Авраамиево-Городец-ким монастырем возродятся и храмы - преемники трех других обителей, основанных святым Авраамием, - церковь Успения Божией Матери в селе Умиление над Галичским озером и храм Собора Пресвятой Богородицы в селе Коровье.

Значение преподобного Авраамия для Костромской земли трудно переоценить. Основатель четырех монастырей, «неутомимый просветитель» (так характеризовал его известный церковный историк М.В.Толстой), великий молитвенник и труженик, тайнозритель духовного мира и смиренный подвижник, он является для Костромского края тем, кем стал для всей Русской земли его великий наставник-преподобный Сергий Радонежский. Около семи десятилетий уходящего XX века имя и дела святого подвергались забвению и поруганию, посвященные ему храмы разрушали и оскверняли. Но все усилия богоборцев были тщетны; память о преподобном жила и тогда, когда казалось, что «мутные волны всеобщего неверия (...) вот-вот захлестнут и потушат одинокие огоньки светлой веры», и «ни народные бедствия, ни нравственные переломы в обществе» не могли изгладить ее. Знаменательно, что в год великой исторической даты 2000-летия Рождества Христова мы отмечаем и 625-летие преставления ко Господу преподобного Авраамия - великого подвижника, всю жизнь благовествовавшего веру Христову на Костромской земле.

Так выглядел монастырь в 1899 году.

Согласно преданиям преподобный Авраамий родился в Ростове Великом, его мирское имя и год рождения нам неизвестны. По сообщению его древнейшего жития, опубликованном незадолго до революции, первоначально преподобный Авраамий подвизался в Вознесенском Печерском монастыре вблизи Нижнего Новгорода, откуда перешёл в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен в монашество преподобным Сергием.

Проведя в обители в радонежских лесах несколько лет, преподобный Авраамий, как говорится в его житии, «по мнозех же трудах и пощении... высхотя конечного безмолвия и просяще на то благословения руководца своего, святого отца Сергия». Преподобный Сергий, «видев успех и тщание его <...> благослови блаженного Авраамия идти в пустыню».

В поисках места для уединения преподобный Авраамий ушёл из Троице-Сергиева монастыря в костромские пределы, в тогдашнее Галичское княжество. В житии сказано, что «Богом водим» преподобный «прииде к озеру Галичскому». С этого времени начинается служение святого на костромской земле. Уединённо живущий на берегу Галичского озера подвижник, как магнитом, притягивает к себе людей - и мирян, и иноков. Вскоре происходит чудесное явление преподобному иконы Божией Матери Умиление (позднее Авраамия на образах будут всегда изображать с этой небольшой иконой в руках). На протяжении нескольких десятилетий преподобный Авраамий последовательно основывает в галичско-чухломском крае четыре монастыря, посвящённых Божией Матери (не зря писатель Борис Зайцев называл его «верным рыцарем Святой Девы»).

Первым таким монастырём стал Авраамиев Заозерский (или Новоезерский) монастырь Успения Божией Матери на берегу Галичского озера, вторым - Авраамиева Великая пустынь Положения пояса Пресвятой Богородицы, третьим - Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге. Последним, четвёртым, монастырём преподобного Авраамия стал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный им на северном берегу Чухломского озера на месте древнего чудского «городца».

В житии святого говорится, что за полгода до кончины преподобный Авраамий, оставив вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия , уходит «в малую часовню, яже на едино поприще от монастыря». Последние 6 месяцев жизни преподобный провёл, «безмолвствуя един и единому Богу беседуя в молитвах и всенощном стоянии». Согласно житию преподобный Авраамий преставился 20 июля (2 августа) 1375 года, однако большинство историков полагает, что его смерть произошла несколько позднее, так как в житии говорится о встречах святого с галичским князем Юрием Димитриевичем (сыном Димитрия Донского), получившим Галич в удел в 1389 году. Преподобного Авраамия Галичского и Чухломского причислили к лику святых в 1553 году (по другим данным - в 1621 году). Его житие было составлено на рубеже 50-х годов XVI века игуменом Авраамиево-Городецкого монастыря Протасием .

На протяжении нескольких столетий все строения монастыря были деревянными. Каменное строительство в нём началось в XVI веке. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского в обители заложили первый каменный храм - пятиглавый, двухстолпный и трёхапсидный собор Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (скончавшегося в день Илии Пророка).

Из-за свержения в 1610 году царя В. И. Шуйского и последующих событий Смутного времени собор закончили лишь в 1631 году (его освящение состоялось в 1632 году). Каменное строительство в монастыре возобновилось в середине XVII века. В начале 50-х годов были возведены Святые врата с надвратным одноглавым Никольским храмом. Во второй половине XVII века (точная дата не известна) был построен увенчанный тремя шатрами двухэтажный собор честь Рождества Христова (к сожалению, этот храм разобрали в 60-годы XIX века).

Строительство обители продолжалось и в XVIII-XIX веках. В 1764-1768 годах монастырь окружила каменная ограда с четырьмя небольшими угловыми башнями. В 1857-м году Ильинский придел над гробницей преподобного Авраамия разобрали, взамен его к Покровскому храму был пристроен пятиглавый четырёхстолпный собор во имя иконы Божией Матери Умиление, освящённый в 1867 году. В 70-х годах XIX века над монастырём вознеслась высокая пятиярусная колокольня.

В ХV-ХIХ веках Авраамиево-Городецкий монастырь на берегу озера являлся основной обителью Чухломского края, главным центром его духовной жизни. На монастырском кладбище издавна хоронили представителей местных дворянских родов. В обители были погребены княжна Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя М. Ф. Романова), многочисленные представители рода Лермонтовых (в том числе, как полагают, и основатель рода обрусевший шотландец Джордж Лермонт), князей Шелешпанских , Катениных , Черевиных , Перелешиных и других.

На начало XX века основными святынями обители являлись мощи преподобного Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе во имя иконы Божией Матери Умиление, икона Божией Матери Умиление - старинный список с иконы, явленной преподобному на берегу Галичского озера. В начале 1896 года на средства местных крестьян- отходников, проживавших в Петербурге, над местом упокоения мощей преподобного Авраамия была установлена серебряная рака (вес 4 пуда 48 фунтов), украшенная чеканными изображениями из жизни святого, - выдающийся памятник ювелирного искусства того времени. 28 января 1896 года при большом стечении народа рака была освящена епископом Костромским и Галичским Виссарионом (Нечаевым ).

Накануне революции монастырь обладал большим образцово-организованным хозяйством, в котором применялись новейшие сельскохозяйственные машины, приобретались лучшие сорта семян, удобрений. Четыре ярмарки, ежегодно проходившие возле стен обители (Крестоходовая - 3 июля, Авраамиевская - 19 июля, Ильинская - 20 июля, Покровская - 1 октября), играли большую роль в экономической жизни Чухломского и соседних с ним уездов. В гостинице монастыря, кроме богомольцев, находили ночлег партии рабочего люда, приходящего на заработки и в отхожий промысел. Налаженная многовековая жизнь обители на берегу Чухломского озера круто изменилась после революции. В 1922 году вместе с другими монастырскими ценностями, являвшимися в основном вкладами, была изъята серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия (сама гробница, к счастью, избежала в советское время вскрытия). В 20-е годы, потеснив монахов, в монастыре разместился большой детдом, просуществовавший здесь до середины 30-х годов.


В конце 1928 года Авраамиево-Городецкий монастырь был окончательно закрыт (обращения верующих во ВЦИК, разумеется, ни к чему не привели). В середине 30-х годов в бывшей обители разместилась Жаровская машинно-тракторная станция, причём в Покровском соборе, воздвигнутом над мощами преподобного Авраамия, были поставлены трактора (толстый слой мазута, покрывший пол в храме в это время, сохранялся в нём и несколько десятилетий после ликвидации МТС в конце 50-х годов). В 30-е годы ансамбль обители понёс большие утраты: была разрушена большая часть ограды, стёрто с лица земли монастырское кладбище.

После ликвидации МТС единственным хозяином в монастыре оставалась неполная средняя школа, размещавшаяся в корпусе бывших келий. С её закрытием в 1975 году бывшая обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, оказалась окончательно заброшенной, всё больше и больше превращаясь в руины, зарастающие травой, кустарниками и деревьями...

Первый шаг к возрождению древнего монастыря был сделан 1 августа 1990 года, когда епископ Костромской и Галичский Александр впервые после 1928 года при большом стечении народа отслужил среди монастырских развалин молебен. 25 марта 1991 года весь ансамбль монастыря был возвращён Костромской епархии, началась большая работа по его восстановлению, возглавляемая наместником обители архимандритом Никандром (Анпилоговым ).

За минувшие годы в обители сделано немало: возрождены храмы, на колокольне вновь установлены колокола, звон которых, как и века назад, вновь разносится над окрестностями, над гладью озера. В сентябре 1997 года по инициативе ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтовых - «Лермонтов во всём мире», в монастыре была освящена деревянная часовня, поставленная в память о Джордже Лермонте и его потомках, погребённых в стенах обители. Лампада монашеского делания вновь возжена в одной из древнейших обителей костромского края.

«О, преблаженне и богоносне отче наш. Авраамие, изрядный чудотворче! Прииме сие малое, приносимое тебе, моление наше, и умоли Господа и Пречистую Его Матерь избавити обитель сию, всех нас и вся грады и страны христианская от всех зол и бед, паче же избегнути скверн мира и очиститися от страстей греховных, да сподобимся и мы, в покаянии живот свой скончавше, небесных селений достигнути, и в них вместе с тобою во Святей Троице славимому Богу вечно воспевати: Аллилуиа».

«Как тело Господа, когда вошёл Он на гору, прославилось и преобразилось в Божественную славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в тот день будет преизливаться вовне - на тела их, потому что ещё ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: «и святяй бо и освещаемии, от Единаго» (Евр. 2: 11); и: «славу, иже дал еси Мне, дах им» (Ин. 17: 22). Как одним огнём зажигаются многие светильники, так необходимо и телам святых - этим членам Христовым - соделаться одним и тем же с Самим Христом» (преподобный Макарий Египетский «Духовные беседы»).

Святыни монастыря:

  • святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;
  • старинный покров от раки с мощами преподобного;
  • колодец, ископанный основателем монастыря прп. Авраамием.

Адрес: Костромская обл., Чухломский район, с. Ножкино.

Авраамиево-Городецкий монастырь основан в XIV столетий преподобным Авраамием Чухломским. Авраамий прибыл в данные места из пустыни Радонежской по благословению своего учителя Сергия ради уединения сначала расположился на берегу Галичского озера, где и основал монастырь во имя Успения Божией Матери, получивший впоследствии название Новозаозерским. Потом, углубляясь в леса далее, и однако же, находимый учениками своими, положил основание на местах своего жительства еще двум монастырям: Ризоположенскому и Собора Пресвятой Богородицы - и, наконец, прибыл к Чухломскому озеру, и там в подгори, близ самых вод, построил для молитвы деревянную часовню.

Но и здесь преподобный недолго жил в одиночестве. Прежние ученики последовали за ним. Он благословлял приходящих жить на горе, а к себе дозволял приходить для исповедания помыслов. Когда число братии начало увеличиваться, Авраамий строит храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезою, заводит устав, и создает общежитие. Число братии еще при жизни преподобного было около 100 человек. Достигнув глубокой старости и желая последние дни провести в совершенном безмолвии, он назначил вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия, а сам ушел из монастыря, перенеся из-под горы исходную свою часовню. Предчувствую свою кончину, он созвал всю братию и дав им наставления о достойном иночестве, скончался 20 июля 1375. Причисление преподобного Авраамия к лику святых состоялось в 1553 году.

Монастырь в XVI-XX веках

После Авраамия до закрытия монастыря сменилось 70 настоятелей, один из которых - игумен Протасий (1550-1564) является автором жития преподобного Авраамия.
В XIV- XV веках строения обители были деревянными. В 1608 по содействию царя Василия Ивановича Шуйского в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (преставившегося в день пророка Ильи). Из-за свержения в 1610 царя Василия Шуйского и трагических событий Смутного времени строительство Покровского собора было закончено лишь в 1631 году. В конце сороковых - начале пятидесятых годов XVIII века над Святыми вратами монастыря был возведен одноглавый Никольский храм, а во второй половине XVII трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом преподобного Авраамия Галичского. В1860-е годы этот храм был разобран. В 1764 -1768 годах был построена каменная ограда с четырьмя небольшими башнями по углам. В 1841 году был построен каменный настоятельский братский корпус. За оградой монастыря был построен каменный гостиничный корпус для паломников. В 1857 году Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделами преподобного Авраамия и пророка Илии, освященный в 1867 году.

В первой половине семидесятых годов XIX века возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль монастыря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского озера, поставленная на том месте, где первоначально поселился преподобный Авраамий и устроил источник - ставший чудотворным.

В XV-XVIII веках монастырь активно занимается хозяйственной деятельностью, являясь в масштабаз края довольно крупным собственником. Уже к середине XV века ему принадлежали соляная варница и несколько четвертей варниц в Соли Галицкой (г. Соликамск) в 1450 году они были освобождены от всех пошлин. Варницами обитель владела вплоть до XVII века. Во второй половине XV века великий князь московский Иоанн Третий Васильевич выдал монастырю жалованную грамоту на исключительное право рыбной ловли в реках, «которые… исстари к тому монастырю тянут»: Вексе, Святище, Соне и Мокше. В1622 году на территории современных Чухломского, Солигаличского и Галичского районов обители принадлежали: 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей. В Галиче на посаде у монастыря был свой двор. Свои вотчины монастырь сохранял до реформы 1764 года, накануне которой число монастырских крестьян составляло 833 человека. Монастырские ярмарки приносили ежегодный доход около 250 рублей серебром.

В ходе реформ 1764 года монастырь, по уважению к мощам преподобного Авраамия, монастырь не был закрыт, но переведен в разряд заштатных. По свидетельству ведомости, поданной в консисторию в 1768 году, большая часть зданий обветшала и восстановить их не было возможности за недостатком средств. В 1775 году, кроме настоятеля игумена Антония, в обители проживал только один престарелый монах. По резолюции епископа Костромского Симона (Лагова) богослужения совершались раз в неделю священниками из окрестных сел. При строителе игумене Аркадии (1800-1823) благосостояние обители улучшилось - было заведено общежитие, отремонтированы ветхие здания, выстроены новые. В середине 19 века монастырю принадлежит несколько водяных мельниц на реке Вексе, в Костроме - ряд сенокосных дач и некоторое количество пахотной земли, торговые лавки, сдаваемые внаем во время четырех ежегоднчх ярмарок, приуроченных к престольным праздникам обители: Крестоходовая - 3 июля, Авраамиеская - 19 июля, Ильинская - 20 июля, Покровская - 1 октября. Сохранилось за ним и право ловли рыбы «по примыкающей к монастырю стороне Чухломского озера».

В стенах обители захоронены представители рода Лермонтовых, в том числе и основатель рода - Георг (Юрий Андреевич) Лермонт (умер в 1634г), шотландец по происхождению. В 1613 году он перешел из польской армии на службу к русскому царю, пожаловавшему ему вотчины под Чухломой. Об этом свидетельствует костромской краевед Александр Александрович Григоров. Кроме того, на территории монастыря находятся родовые усыпальницы Шелешпавских, Катениных, Черезиных и других.

В начале XX века Авраамиево-Городецкий монастырь обладал образцово организованным хозяйством и был главным украшением Чухломской земли.

Разрушительную революцию принес России XX век. Новой власти оказалось ненужным богатейшее духовное наследие, накопленное многими поколениями. По декрету от 30 августа 1938 года монастырь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 году вместе с другими ценностями из обителями была изъята серебряная рака, установленная в 1896 году над мощами преподобного Авраамия. Местонахождение ее до сих пор неизвестно. Сначала двадцатых и до середины тридцатых годов 20 века в монастыре находился детдом. В конце 1928 года монастырь был закрыт. Последний архимандрит принял мученическую смерть (1936/37).

Возрождение монастыря

Первый молебен среди руин монастыря был совершен 1 августа 1990 года епископом Костромским и Галичским Александром 25 марта 1991 года весь комплекс монастыря был передан Костромской епархии Русской Православной Церкви и началось его возрождение.
1 августа 1991 года, в день памяти преподобного Авраамия, епископ Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в монастыре после шестидесятилетнего перерыва. Трудами наместника обители игумена (с 3 мая 1994 года архимандрита) Никандра (Анпилогова) и братии монастыря древняя Авраамиево- Городецкая обитель - первый мужской монастырь, возродившийся на Костромской земле, - вновь начал обретать свое духовное значение, стал местом паломничества верующих со всех концов нашей Русской земли.

В апреле 1992 года был восстановлен надвратный теплый храм во имя святого Николая Чудотворца. 22 мая 1992 года в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти преподобного Авраамия, 1 августа 1992 года, на звонницу был поднят колокол, а в мае 1993 года епископ Александр освятил Никольский храм, а 1 августа того же года - теплый Собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1993 года был найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый преподобным Авраамием под горой, близ озера, и над ним поставлена новая часовня.

В октябре 1993 года на восстановленную шестидесятиметровую колокольню был поставлен крест, а в апреле 1994 года, к празднику Святой Пасхи, подняты девять колоколов. 6 июня 1995 года архиепископ Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» со всеми пределами: в честь иконы Божией Матери «Умиление», во имя святого пророка Илии и во имя преподобного Авраамия. С этого времени в летний период на всех престолах поочередного совершаются богослужения.

В 1997 - 2000 годах было завершено возведение и состоялось освящение часовни с участием представителей ассоциации «Лермонтовское наследие» в память о погребенных в обители предках рода Лермонтовых.

Произведены и закончены ремонтные работы по восстановлению и отделке братского и настоятельского корпусов, проведен водопровод, асфальтированы дорожки монастыря и прилегающие к нему подъезды и подходы. К юбилею по случаю 650-летию явления иконы «Умиления» преподобному Авраамию полностью восстановлены иконостасы всех храмов монастыря. В 2001-2008 годах была построена купальня у источника преподобного, завершено строительство входов в собор «Умиление», восстановлены стены (частично), построены две угловые башни, заменены покрытия куполов и установлены новые вызолоченные кресты на храмах, расписаны внутренние помещения храма Святителя Николая, храма Покрова Пресвятой Богородицы и помещение крипта преподобного Авраамия в нижней части собора «умиления», произведена полная фасадная отделка стен всех храмов монастыря и колокольни. В 2011 году на источнике преподобного Авраамия произведен ремонт - отделка часовни колодца и купальни, благоустроены подходы к ним, проведено электрическое освещение, в том числе и на установленном лестничном спуске к источнику. Также и после пожара в монастыре произведены расчистные и некоторые восстановительные работы. Но, как и вовсе времена, главной задачей монастырской жизни является обеспечение духовной и богослужение жизни обители. Понемногу восстанавливается библиотека, пострадавшая при пожаре 4-5 раз в неделю совершаются уставные суточные богослужения, поминовение и молитвы о живых и усопших, совершаются таинства, необходимые как помощь и поддержка для прохождения иноческого пути, также рясофорные и монашеские постриги. В настоящее время в монастыре число постоянной братии составляет 10 человек.

Икона пресвятой Богородицы «Умиление»

Главная икона Божией Матери «Умиление» была обретена преподобным Авраамием Городецким в 1350 году близ города Галича. Как и великий духовный наставник преподобного - Сергий Радонежский - Авраамий с особой любовью и благоговением почитал Пресвятую Богородицу. Он любил молиться Божией Матери в уединенном месте, у подножия небольшой горы на берегу Галичского озера. Однажды после молитвы святой услышал обращенный к нему небесный глас «Авраамий! Взыде на гору, где стоит икона Матери Господней.» Воззрев с благоговейным трепетом на гору, преподобный увидел на вершине ея, на одном из деревьев, икону Царицы Небесной, окруженную дивным сиянием. Подвижник благоговейно поклонился образу до земли, и икона сама спустилась с дерева на его руки.

На месте чудесного явления иконы преподобный Авраамий основал иноческую обитель - первый из четырех монастырей, созданных им в пределах Костромского края. Икона Божией Матери «Умиление» прославленная впоследствии многими чудотворениями, стала одной из главных святынь древней Галичской земли.

С этого времени почитание преподобного Авраамия и иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» становятся неразделимы. Не случайно на иконах преподобный Авраамий изображается, как правило, именно с этими святым образом в руках. После закрытия монастыря икона была вывезена и настоящее местонахождение ее неизвестно.
В данное время в Авраамиево-Городецком монастыре хранится чтимая копия с образа Божией Матери «Умиление».

Святыни монастыря

Главной святыней монастыря обители является мощи преподобного Авраамия, основателя обители, почивающие под спудом. Крест от вериг преподобного Авраамия хранится в древнем Покровском соборе. Шитый покров с его изображением, чудом уцелевший и пребывавший до 1993 года в Успенском храме города Чухломы, перенесен в монастырь и находится в новой раке над святыми мощами Преподобного. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» после закрытия обители исчезла. В настоящее время особо почитаются точный список с этой иконы, - он находится над царскими вратами, - а также ростовой и поясничный образы преподобного Авраамия с иконой Божией Матери «Умиление» в руках.

Среди святынь Авраамиево-Городецкого монастыря - частицы мощей Равноапостольной Марии Магдалины, святой великомученицы Варвары, святой мученицы Татианы, преподобного Никиты, епископа Новгородского, святителя Гурия, архиепископа Казанского, святителей Иоанна и Павла Тобольских, святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского, всех отцов Киево-Печерских и старцев Оптинских и многих других (около двухсот частиц мощей угодников Божиих, прославленных от первых веков Христианства, до новомучеников Российских).

Наиболее крупная частица мощей (палец)преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского, находится в серебряном ковчежце иконы Преподобного, помещенной в раку.
С благоговением хранятся в обители частицы Гроба Господня, Гроба Пресвятой Богородицы, Горы Голгофы, Дуба Мамврийского и другие святыни, привезенные со Святой земли (Палестины и Синая).


Авраамиево-Городецкий мужской монастырь основан в XIV в. На монастырском кладбище похоронены предки М.Ю.Лермонтова (Лермонты), имевшие владения в окрестностях монастыря.

Обитель находится на берегу Чухломского озера, примерно в двадцати километрах от г. Чухломы. До революции монастырь являлся одним из красивейших в епархии. Основание обители положил преподобный Авраамий Чухломский, ученик преподобного Сергия Радонежского. Сначала преподобный Авраамий подвизался на берегу Галичского озера, где им была основана Успенская обитель.

Углубляясь далее вглубь страны, он в годы отшельничества основал два монастыря и наконец прибыл на озеро Чухлому. У подножья холма у самого берега прп. Авраамий построил деревянную церковь. Сюда, привлеченные его святым образом жизни, начали стекаться подвижники. Многие из почитателей прп. Авраамия просили его разрешения поселиться рядом. Преподобный, снисходя к их просьбе, позволил им поселиться на холме, а к себе дозволил приходить для исповедания. С увеличением числа подвижников преподобный, наносив из-под горы земли для насыпи, построил деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и при нем устроил для братии трапезную. Уже при жизни прп. Авраамия число насельников в пустыни превысило 100 человек. Незадолго до кончины преподобный удалился от монастыря на расстояние одной версты, перенес туда из-под холма свою прежнюю часовню, где молился в уединении. Прп. Авраамий преставился ко Господу в 1375 г. Честные же мощи его, впоследствии прославленные, были перенесены в обитель.

В обители имелось три храма: собор во имя иконы Божией Матери "Умиление", храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, храм во имя св. Николая Чудотворца. В соборе под спудом были погребены св. мощи прп. Авраамия.

В этом храме находились местночтимый образ прп. Авраамия и местночтимая икона Божией Матери "Умиление", называемая еще Галичской или Чухломской. Ежегодно в обители проводились два крестных хода: 19 июля в память прп. Авраамия и в седьмое воскресение по Пасхе. На монастырском кладбище погребены были представители родов Лермонтовых и Мамаевых.

В 1918 г. обитель была лишена права юридического лица. Окончательное закрытие ее произошло в 1929 г. Архимандрит Серапион с братией приняли мученическую кончину за православие. Впоследствии обитель была разрушена. В результате была уничтожена часть монастырской стены, три из четырех угловых башен, частично разрушена надвратная церковь во имя святого Николая. В 1960-е годы произошел пожар в храме свт. Николая, лишивший его кровли. Из собора был выломан иконостас, а сам храм использовался под конюшню.

В разное время на территории обители размещались школа-интернат, сельская школа, в летнее время - пионерлагерь. Поруганию было подвержено монастырское кладбище. Надгробия были уничтожены, а само кладбище превращено в свалку. В сентябре 1970 г. началась подготовка к ведению консервационно-восстановительных работ с целью спасения обители от полного уничтожения. Однако к 1975 г. все работы были свернуты.

19 июля/1 августа 1991 г. в день памяти прп. Серафима Саровского и в канун памяти прп. Авраамия Городецкого в монастыре была совершена первая за 60 лет Божественная литургия. 20 января 1992 г. в монастырь для его восстановления прибыл назначенный наместник.

В марте 1993г.(?) был восстановлен храм во имя свт. Николая Мирликийского. В августе на звонницу был поднят первый колокол, вес которого составляет 1,5 тонны. 14 марта 1993 г. наместник монастыря игумен Никандр совершил первый постриг в рясофор трех насельников возрождающейся обители.

В мае 1993 г. был найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горою близ озера. Над ним поставлена новая часовня. В октябре этого же года был водружен крест над колокольней, а в апреле - освящены колокола. В обители есть святыни, привезенные из Святой земли. В монастыре проживают около 30 насельников. 3 мая наместник Авраамиева Городецкого монастыря игумен Никандр был возведен архиепископом Костромским и Галичским Александром в сан архимандрита.

В монастыре два больших собора, прислонившихся друг к другу: Покровский и Богородицкий. Есть необычная маленькая надвратная церковь, стоящая на склоне.

На территории монастыря похоронены предки рода Лермонтовых, есть часовня, установленная обществом лермонтоведов.

Монастырь начинался трудами и молитвами монаха Авраамия. Более 30 святых жили монахами на Костромской земле или родились на ней. 18 монастырей основано ими. Четыре из них основал Авраамий Чухломский, Галичский . О детстве святого сведений нет. Даже неизвестна дата его рождения. Скончался около 80 лет в 1375 году. Был святой современникам и сподвижником Сергия Радонежского. Есть предание, что в Сергиевой обители несколько лет нёс подвиг молчания. Если молчальник Авраамий и рассказал кому-либо о себе, о своём мирском имени, откуда родом, кто были родители, то, возможно, его жизнеописателю это было уже неизвестно. Житие святого было написано более чем через двести лет после его смерти. Да и биографы святых описывают больше их духовные труды, чем мирские дела.

После кончины преподобного, как утверждает писцовая монастырская книга, всем стала очевидна благодать Божия, обитающая в его святых мощах. Но по уставу, видя паломничество богомольцев из разных городов России, великий князь Михаил Фёдорович при святейшем Патриархе Филарете учинил расследование. Тогда и представлены были на личное царское и патриаршее дознание росписи чудес и те, с кем совершались чудеса. В итоге вынесено решение: почитать святость преподобного Авраамия и причислить его к лику святых. Было также повеление в честь преп. Авраамия совершать богослужение и празднование в память его 20 июля (по старому стилю).

Авраамиев Покровский Городецкий монастырь — один из наиболее значительных комплексов культового зодчества на территории Костромской области, отличающийся хорошей сохранностью объемно-планировочной структуры и разнообразием входящих в его состав построек. Особую ценность представляют два каменных храма, характеризующие особенности костромской архитектурной школы 1 половины 17 века.

Монастырь расположен на вершине высокого лесистого холма с крутым южным склоном, выходящим к берегу Чухломского озера , и пологими северным и западным, раскрывающимися в сторону села Ножкино. Центром архитектурного комплекса являются примыкающие друг к другу соборы, Покровский (старый) и Умиления Богоматери (новый). Примыкающие друг к другу, они стоят на бровке склона к озеру. К северо-западу от них находится невысокая надвратная церковь Николая Чудотворца, севернее, на склоне холма, - высокая колокольня, которая венчает новые ворота, а восточнее - двухэтажный келейный корпус, разделяющий территорию монастыря на две части, основную, западную, и хозяйственную, восточную. На хозяйственный двор монастыря ведут северные ворота конца 19 века, соединенные с колокольней уцелевшим северным пряслом ограды. В ее линии к западу от ворот хозяйственного двора находится одноэтажная хозяйственная постройка, из-за многочисленных перестроек лишившаяся стилистической определенности. К ней примыкает современный двухэтажный деревянный корпус гостиницы, появившейся здесь в конце 1990-х гг. Руинированный фрагмент старой гостиницы стоит напротив ворот хозяйственного двора. От комплекса старых стен уцелели части северного прясла и северо-западная угловая башня. Все исторические постройки монастыря выполнены из кирпича и побелены по обмазке.

В 1607 году «по вере и обещанию» царя Василия Шуйского был заложен каменный пятиглавый Покровский собор. Вскоре после этого события к северо-востоку от него поставили деревянную трапезную с трехшатровой церковью Рождества Христова. Видимо, одновременно с ней (но не позднее 1650 года) над Святыми воротами монастыря в западном прясле ограды был построен второй каменный храм Николая Чудотворца с приделом Параскевы Пятницы. К востоку от основных сооружений располагался хозяйственный двор, а за стенами обители, под горой, у самого озера, находилась деревянная надкладезная часовня, по преданию, построенная самим Авраамием.

В 1725 году к Авраамиеву Городецкому монастырю были приписаны монастыри: Верхняя Пустынь, Великая пустынь, Спасская Вочская пустынь и Солдовская пустынь, откуда в Авраамиев Городецкий монастырь перевели всех монахов.

Собор Богоматери Умиление (слева) и Покровский собор (справа).

В 1766 году игумен монастыря Антоний сдал крестьянам в аренду для рыбной ловли монастырские ключи и лова, с уплатой монастырю одной трети рыбы, пойманной в этих ключах и ловах. В этом же году монастырь имел две мельницы: одну – на реке Вёксе у деревни Гавриловское, а другую – на реке Костроме в деревне Кожухово Солигаличского уезда.

В 1764-68 гг. территория обители была окружена кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями.

В 1764 году монастырь был выведен за штат и к началу 19 века пришел в запустение. Возрождение монастыря началось с 1800 года, когда сюда из Николо-Бабаевского монастыря был переведен Аркадий, назначенный строителем. При нем храмы и жилые сооружения были отремонтированы, в центре обители появился новый деревянный келейный корпус. В 1816 году интерьер Покровского собора украсили великолепным позолоченным иконостасом в запоздалых формах барокко.

В 1834 году при монастыре был открыт кирпичный завод, в котором мастером работал крестьянин деревни Павлово Домнинской волости Буйского уезда Семен Макаров. Им в 1834-36 гг. было сделано 400 тысяч штук кирпича по цене от 6 руб. до 6 руб. 30 коп. за тысячу на монастырских харчах.

В 1833-41 гг. были возведены настоятельский и келейный корпуса и одноэтажный хозяйственный корпус. Колокольня была возведена не с западной стороны от главного собора, как предполагалась вначале, а над воротами в северной стене ограды. Возможно, именно с ее строительством связана разборка в 1860-70-е годы теплой деревянной Христорождественской церкви.

В 1857 году в монастыре начато строительство величественного пятиглавого собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление», явленной преподобном Авраамию в 1350 году за Галичским озером , с двумя пределами: пророка Божия Илии и преподобного Авраамия (над его святыми мощами).

В августе 1887 года в монастырь был привезен большой колокол весом более 400 пудов (более 7 тонн), который был поднят и помещен на деревенской колокольне.

В 1925 году в монастырские строения из Чухломы был перемещен детский дом. В 1935 году в зданиях бывшего монастыря были размещены Жаровская машинно-тракторная станция и конюшня. После закрытия монастыря, в послереволюционные годы и наиболее интенсивно в 1930-е годы, идет разрушение архитектурного комплекса: была сломана трапезная, а затем и центральная часть западного фасада Покровского собора, уничтожена большая часть ограды и три из четырех башен, пришли в запустение келейные и служебные корпуса, а от гостиницы, после пожара 1935 года разбиравшейся на кирпич, сохранился только северо-восточный угол. В 1991 года монастырь был возобновлен, начали вестись работы по восстановлению.

Часовня над колодцем преподобного Авраамия. Фото 2005 года.

Места вокруг монастыря до сих пор такие красивые! Во всякое время прекрасны! Спустишься к озеру или отойдёшь от монастыря по дороге, остановишься и любуешься! Монастырь похож на большого воина - великана. Издали кажется, что великан отдыхает, подняв из-за леса свою прекрасную голову в серебристом шлеме. Смотришь на него и забываешь, что в мире есть зло. Как будто оно не коснулось этих мест. А представляете, какая была красота вокруг Авраамия и как звучала тишина, если остатки благодати до сих пор сохраняются в тех местах?!

У Авраамиево-Городецкого монастыря за шесть столетий (не считая XX века) была счастливая судьба и богатые покровители. Владели монастырём и цари, которые вносили богатые вклады и дары. И сам монастырь до революции был богатым землевладельцем. Владел он и удивительным Чухломским озером, на берегу которого располагается. Величественный архитектурный ансамбль его храмов и колокольни, зеркально отражающийся в тихую погоду в глади Чухломского озера, придает здешним местам особое очарование.