Что такое. Кто такой нонконформист и что такое нонконформизм

Под нонконформизмом понимают отрицание устоев и правил, существующих в какой-либо группе, обществе или сообществе, и предложение собственного видения проблемы или ситуации. Иными словами, человек выбирает свой путь, а не следует правилам, которые ему диктует толпа.

Примеры нонконформизма есть в разных сферах жизни – политике, культуре, искусстве, науке. По сути, нонконформистами можно назвать всех людей (видных деятелей и ученых), которые в своих открытиях опережали время, а потому были отвергнуты обществом (например, Галилео Галилей, Джордано Бруно и др.).

Популярная философская теория нонконформизма

Согласно популярной философской теории нонконформизма, различают два его вида:

  • Просто нонконформизм – это несогласие и неприятие норм и ценностей, которые доминируют в обществе;
  • Принудительный нонконформизм – давление группы принуждает индивида отклониться от целей и ожиданий сообщества.

Если рассуждать в целом, то протест и несогласие свойственны людям по определению, ведь именно они неоднократно служили толчком к развитию и прогрессу в истории человечества. Некоторые эволюционисты признают, что именно первобытный "нонконформизм", который выражался в отрицании животных принципов, стал определяющим фактором антропогенеза. Изгои, бунтари и авантюристы, по мнению исследователей, были инициаторами революции очеловечения.

По мере усложнения социальной организации роль таких "выскочек" становится все более неоднозначной. Любая система по мере своего совершенствования стремится подавить и даже исключить протест, причем, чем она сложнее, тем у нее больше возможностей для этого. Однако нонконформистские элементы не остаются в долгу и все чаще переходят на экстремистские, исключительно деструктивные позиции.

Эти взаимосвязанные процессы отчетливо прослеживаются в современном мире. Подавление проявляется в планомерном оттеснении "несогласных" в левую политическую нишу, а протест – их подчеркнуто антигосударственнической и даже антиобщественной направленностью.

Идеология нонконформизма

В основе нонконформизма обязательно лежит какая-либо идеология. Она может охватывать различные уровни – социальный, философский, ценностный, а иногда и религиозный. Когда проявления протеста пытаются объяснить только простейшими социальными естественными реакциями, последний аспект часто упускают из вида.

Например, угнетенные массы, которые больше не могут жить в таких условиях, восстают против системы и своих угнетателей. Действительно, это пример нонконформизма, но восстать только потому, что плохо живется, нельзя по определению. Чтобы восстание было эффективным, необходимо иметь идеологию, определенную систему обоснований. Одного лишь нежелания жить в таком состоянии мало. Мировоззрение, которое стоит за неповиновением и протестом, является онтологическим фактором нонконформизма.

Любые формы социального протеста – от древних восстаний рабов и дворцовых переворотов до политических революций современности – являются примером нонконформизма и попадают в его сферу.

Нонконформизм в искусстве

Самостоятельность мышления и "идея несоглашательства" проявляются не только в политическом строе общества. Эпоха 60-80-х годов XX века пропитана нонконформизмом в искусстве – своеобразным парадоксальным отражением духовной и общественной ситуации тех лет в живописи, литературе, музыке, театре и кино.

В Советском Союзе неофициальное творчество определялось как формализм, а потому преследовалось. Художники отдавали предпочтение форме, а не содержанию и при ее создании были совершенно самостоятельны и свободны. При этом мужество было не только творческим, но и человеческим. Скорее всего, именно поэтому нонконформизм в искусстве оказался столь популярен и интересен, ведь картина, которая создавалась под угрозой смерти, привносит внутренне напряжение, передающееся зрителю.

Неповторимое разнообразие художественных манер и стилей, которое отличает нонконформизм, появилось благодаря уникальному в истории искусства сообществу ярких и сильных индивидуальностей.

Зачастую нонконформистов называют оппозиционерами, так как они не бездумно следуют правилам, а пытаются с ними бороться. Однако их нельзя путать с нигилистами, отрицающими все авторитеты, моральные нормы и культурные ценности и не предлагающими ничего взамен. В любом примере нонконформизма автор предлагает свое собственное видение. Нонконформисты не отрицают принятых норм, а просто выражают несколько иное мнение по этому поводу.

Особенность, которая отличает его — очень критическое отношение к окружающему миру. Что бы мы с ним не обсуждали, он всегда встаёт на прямо противоположную точку зрения и начинает ревностно её отстаивать. Как антоним, который имеет противоположное значение к слову, мой товарищ всегда против большинства.

Посещая хоккейный матч, я всегда знаю — мой друг будет болеть против фаворита в матче. И чем неотвратимее становиться проигрыш его команды — тем ревностнее он будет её поддерживать.
Если вдруг разговор касается политики — его позиция, это оппозиция. Оппозиция не только к существующей власти, но и ко всем остальным политическим партиям, т.к. он считает, что всё это части одной адской машины, и что все они «одним миром мазаны», и являют собой части одного большого мирового заговора.

Нашу российскую власть он, вообще не жалует, полагая, что президент и премьер являются либо кадровыми агентами спецслужб нашего потенциального противника, или инопланетянами, прилетевшими на землю с целью установления своего господства над Землёй. Так или иначе — их цель скорейшее уничтожение населения и полное завладение всеми основными нашими полезными ресурсами.

Он очень эмоционален, и всегда его опровергающая всё и вся пламенная речь изобилует всяческими оборотами, а если мы находимся в мужском коллективе, то он не брезгует и «крепкими словечками» в адрес своих оппонентов. В любом деле у него имеется своё собственное «особое» мнение, которое является для него единственно правильным, что делает совместную работу с ним весьма затруднительной, если только его роль в мероприятии не является главенствующей.

Переубедить его практически невозможно. Нельзя сказать, что его позиция полностью деструктивна — порой он действительно, вопреки всем, бывает правым. В эти моменты кажется, что это солнце, а не человек. Но по большей части, неудачи постигают его на жизненной тропе, и с завидным постоянством сама жизнь опровергает его умозаключения. И когда достичь той цели, которую он ставил, становится невозможно, мой друг настолько сильно расстраивается, что мне становиться его искренне жаль. Но он никогда не отчаивается и продолжает идти по жизни по своей альтернативной тропе, усеянной залежами неопределённостей и горами интереснейших открытий, которые он совершает, не подозревая о том, что они уже сделаны кем-то до него.

Мне стало интересно, как можно назвать такое отношение к окружающему миру? И покопавшись в Яндексе я понял, мой товарищ — Нонконформист.

Нонконформизм [от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный] - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.

Вообще, что называть конформизмом (противоположность нонконформизму, соглашательство с большинством), а что нонконформизмом зависит исключительно от окружения объекта, которого характеризует это определение. Конформизм в одном коллективе может оказаться нонконформизмом в другом — и наоборот. Как алкоголик в среде трезвенников будет нонконформистом, также и трезвенник в группе пьяниц -тоже нонконформист. Всё зависит от среды и количества личностей придерживающихся взглядов, относительно которых высказываются мнения.

Продолжив своё исследование научной литературы, посвящённой вопросу, я обнаружил в ней один интересный психологический факт:"в сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству", а «Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия». Из «Азбуки социального психолога-практика» (Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.)

Нонконформистами можно назвать всех учёных и видных деятелей, которые опережали развитие общества, и потому были им отвергнуты. Галилео Галилей, которого инквизиция заставила публично отречься от своих взглядов, Джордано Бруно, которого спалили на костре за не типичные взгляды для своего времени. Они отличались от людей своими выдающимися интеллектуальными способностями, но, не смотря на это, ничего хорошего для них из этих отличий не получилось.

Так как же нужно разумно относиться к тем, кто всегда «не согласен»?

Любой коллектив без них — это всё равно, что блюдо без приправы — вроде масса есть, а вкус не тот. Но и нонконформист, как пряность без основной еды — один, без общества, ценности особой не представляет. Как и везде, крайние проявления, в данном случае, нонконформизма, социально опасны — маньяки и террористы тоже могут быть в какой-то степени причислены к нонконформистам. Общество, конечно, должно с ними бороться, следуя логике самосохранения. Но, если можно так выразиться, «умеренные» нонконформисты, как мой товарищ, необходимы людям как движущая сила мирового прогресса во всех отраслях человеческого знания. И я надеюсь, если он будет проявлять больше настойчивости, он обязательно станет видным политиком или учёным — успех для такой яркой личности вопрос времени и приложенных усилий.


4.1 Онтологические истоки нонконформизма 9

4.2 Нонконформизм невозможен без идеологии 10

4.3 Альтернатива и ее структура 11

4.4 Минимальный нонконформизм 11

4.5 Идеологический момент в нонконформизме 12

4.6 Определения нонконформизма применительно к основам политики 13

5.Бытовая философия нонконформизма 16

5.1 Противопоставление диктату большинства 16

5.2 Самостоятельность в мышлении 17

Введение

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении понятия нонконформизма в ракурсе философии. Отталкиваясь от понятия конформизма и исследуя связи с этим явлением в данной работе, пытаюсь рассмотреть нонконформизм с разных точек зрения, как политического проявления, так и социального, даже бытового.

Задачами работы являются:

    рассмотреть понятия конформизм и нонконформизм в отдельности и во взаимосвязи

    охарактеризовать существующую взаимосвязь этих понятий

    проанализировать сущность политического нонконформизма

    раскрытие проблемы: нонконформизм и современность

Объектом исследования является явление несогласия, неприятия норм, ценностей, целей, доминирующих в некотором обществе. Предметом исследования в работе является исторические и современные стороны проявления данного факта.

При написании реферата использовались мною методы анализа, обобщения, сравнения фактов и данных из различных информационных источников.

Реферат содержит пять основных глав. Были использованы авторские материалы, данные глобальной сети, статьи энциклопедии Википедии.

1. Конформизм

Понятие нонконформизма невозможно рассматривать без определения самого конформизма. Вот какое определение конформизму давали советские философы: "Конформизм (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, общества и, в случае необходимости, подчинение последним, конформизм есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.).

Марксизм, например, социальные корни конформизма видит в исторических традициях политического бесправия масс в классово антагонистическом обществе. По этой идеологии революционное преобразование общества невозможно без преодоления конформизма. Ленин говорил: Нам нужны такие люди, за которых "можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести", не испугаются "никакой борьбы для достижения серьёзно поставленной себе цели" 1 .

Морально-политический конформизм не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определённых норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без которых невозможна его жизнедеятельность в обществе) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы 2 .

Советские философы изложили понятие конформизма предельно ясно. Людям, которые по причине несознательности открыто называют себя конформистами, стремясь выразить своё презрение к тем, кого они считают нонконформистами, и при этом показать свою оригинальность, следовало бы глубоко задуматься и внимательнее перечитать изложенные выше результаты работы советской философской мысли.

2. Понятие «нонконформизм»

Нонконформизм [от лат. non - не, нет и conformis - подобный, сообразный] - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.

Способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонкорфизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди. В ряде случаев - стремление поступать именно наперекор. Театральный режиссер Г.А. Товстоногов называл это явление «вопрекизм»...

Различают просто НОНКОНФОРМИЗМ (1. Несогласие, неприятие норм, ценностей, целей, доминирующих в данной группе, обществе. 2. Различные английские религиозные организации, расходящиеся во взглядах с учением господствующей англиканской церкви (баптизм, методизм, конгрегационизм и т. д.) и, как форма, НОНКОНФОРМИЗМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ, характеризующийся тем, что индивид из-за давления группы чувствует себя побужденным к отклонению от норм и ожиданий группы.

В принципе, несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Некоторые эволюционисты даже считали своеобразный первобытный "нонконформизм", выражавшийся в отрицании естественных животных импульсов, одним из определяющих факторов антропогенеза. "Бунтарь лесов" - так поэтично характеризует французский исследователь Эдгар Морен нашего воображаемого предка, который на заре истории предпочел суровой иерархии лесных приматов бесконечный риск открытых пространств. "Кажется почти очевидным, что инициаторами революции очеловечения были отклоняющиеся от "нормы" изгои, авантюристы, бунтари", - резюмирует известный антрополог.

Однако с усложнением социальной организации человечества роль нонконформизма становилась все более неоднозначной. Ведь любая система закономерно стремится маргинализировать, подавить, а в конечном счете, и вовсе исключить протест, и чем она сложнее, тем больше у нее для этого возможностей. Но и нонконформистские элементы в долгу не остаются, все чаще переходя на экстремистские, сугубо деструктивные позиции. В современном мире отчетливо прослеживаются оба эти взаимосвязанных процесса. Первый проявляется главным образом в планомерном оттеснении протестных групп в левую политическую нишу, второй - в их подчас нарочито антигосударственнической и даже антиобщественной направленности.

3. Конформизм и нонконформизм, как взаимосвязанные процессы

Явление конформизма связано с группой. Конформизм – изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы – он получает поддержку и одобрение. Наоборот – если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе – то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения. Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или считают идиотом, но через некоторое время люди принимают новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: Сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом - бурный восторг и почитание. Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. «Иногда несгибаемая позиция - результат паралича» (Станислав Ежи Лец).

Явление конформизма исследовалось многими учеными. Были проведены эксперименты по выявлению группового давления. Например, эксперименты про отрезки, когда человек под влиянием группы давал заведомо ложный ответ. Вспомним «третью волну» - сила в единстве. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями – так сразу попадает в опалу и может быть исключен из группы. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Но с другой стороны человек не может быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками. Также человек не склонен к конформизму если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции. Теперь я перейду к самому главному: для чего нужен конформизм? Как можно использовать это явление?

Управление подразумевает работу в группе и с группой. Члены группы отличаются друг от друга личностными, физическими и умственными способностями. У каждого свои интересы, возможности и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как и большинство. «Как все» – основное оправдание, как писал Лев Толстой. В тоже время при обсуждении иного вопроса, человек голосовавший «как все» предложит иной вариант. Основы конформизма закладываются в детстве. Такие «истины» как: «не высовывайся, живи как все». Общество навязывает нормы и установки. Я считаю, что должен быть выбор и решение человека – это его решение. Если правильно воздействовать на человека, – то даже навязанные решения он будет считать за свои. Иногда хватает небольшого намека, маленькой детали – и человек принимает навязанное решение. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами.

4. Политический нонконформизм

Нонконформизм - это, конечно, «против»: против вседозволенности, против всевластия чиновничества... Но нонконформизм - это и «за»: за нравственность, за свободу, за вечные или, как их сейчас называют, общечеловеческие ценности... 3

В политической истории постоянно возникают заговоры, перевороты, происходят революции, восстания. Эти явления могут быть объяснены по-разному. Можно рассматривать их лишь как часть «политических технологий» в ходе постоянной борьбы за власть. Марксисты видят в этом логику «классовой борьбы». Другие школы – процесс непрерывной ротации элит.

Наталья Мелентьева к "новым нонконформистам" относит и представителей некоторых неомистических движений, и европейских "новых правых", и экологистов, и различные творческие движения, отрицающие капиталистическую реальность и замыкающиеся в мире "культурной автономии", так как они однозначно противопоставляют себя капиталистической цивилизации, в которой живут. «Все они мечтают о том, что рано или поздно грядет "великое Восстание", которое разрушит "Систему" и откроет свободный путь силам, отверженным бездушной логикой материально эффективного, недуховно мертвенного современного мира». Одним из таких "новых нонконформистов" является молодой немецкий философ, эссеист, критик Герд Бергфлет 4 .

4.1 Онтологические истоки нонконформизма

Слово «нонконформизм» состоит частицы «нон» («нет») и «конформизм» («уподобление», «адаптация», «приятие», «отсутствие сопротивления»). «Конформист» – тот, кто принимает нормативы социально-политического строя без возражений и следует им ; если они меняются, он адаптирует собственную позицию к изменившимся социально-политическим нормативам.

Соответственно, нонконформизм – это нечто прямо противоположное. Нонконформизм есть такая социально-политическая позиция, которая противопоставляет себя существующей системе вещей (как в области политики, так и в иных в социальных, культурных, религиозных сферах).

Под «нонконформизмом» в рамках философии политики понимают очень широкое явление – это любая форма несогласия и протеста против существующей в данный момент и в данном пространстве социально-политической системы .

Понятие «нонконформизм»

Нонконформизм [от лат. non -- не, нет и conformis -- подобный, сообразный] -- готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.

Способность человека сопротивляться давлению группы, думать и поступать по-своему. Как правило, высоким нонкорфизмом обладают более интеллектуальные, уверенные в себе и устойчивые к стрессам люди. В ряде случаев - стремление поступать именно наперекор. Театральный режиссер Г.А. Товстоногов называл это явление «вопрекизм»...

Различают просто НОНКОНФОРМИЗМ (1. Несогласие, неприятие норм, ценностей, целей, доминирующих в данной группе, обществе. 2. Различные английские религиозные организации, расходящиеся во взглядах с учением господствующей англиканской церкви (баптизм, методизм, конгрегационизм и т. д.) и, как форма, НОНКОНФОРМИЗМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ, характеризующийся тем, что индивид из-за давления группы чувствует себя побужденным к отклонению от норм и ожиданий группы.

В принципе, несогласие и протест всегда были свойственны человеческой природе и неоднократно служили залогом развития и прогресса. Некоторые эволюционисты даже считали своеобразный первобытный "нонконформизм", выражавшийся в отрицании естественных животных импульсов, одним из определяющих факторов антропогенеза. "Бунтарь лесов" -- так поэтично характеризует французский исследователь Эдгар Морен нашего воображаемого предка, который на заре истории предпочел суровой иерархии лесных приматов бесконечный риск открытых пространств. "Кажется почти очевидным, что инициаторами революции очеловечения были отклоняющиеся от "нормы" изгои, авантюристы, бунтари", -- резюмирует известный антрополог.

Однако с усложнением социальной организации человечества роль нонконформизма становилась все более неоднозначной. Ведь любая система закономерно стремится маргинализировать, подавить, а в конечном счете, и вовсе исключить протест, и чем она сложнее, тем больше у нее для этого возможностей. Но и нонконформистские элементы в долгу не остаются, все чаще переходя на экстремистские, сугубо деструктивные позиции. В современном мире отчетливо прослеживаются оба эти взаимосвязанных процесса. Первый проявляется главным образом в планомерном оттеснении протестных групп в левую политическую нишу, второй -- в их подчас нарочито антигосударственнической и даже антиобщественной направленности.

Конформизм и нонконформизм, как взаимосвязанные процессы

Явление конформизма связано с группой. Конформизм - изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы - он получает поддержку и одобрение. Наоборот - если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе - то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения. Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают, или считают идиотом, но через некоторое время люди принимают новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: Сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом - бурный восторг и почитание. Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов большинство и скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. «Иногда несгибаемая позиция - результат паралича» (Станислав Ежи Лец).

Явление конформизма исследовалось многими учеными. Были проведены эксперименты по выявлению группового давления. Например, эксперименты про отрезки, когда человек под влиянием группы давал заведомо ложный ответ. Вспомним «третью волну» - сила в единстве. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями - так сразу попадает в опалу и может быть исключен из группы. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Но с другой стороны человек не может быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками. Также человек не склонен к конформизму если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции. Теперь я перейду к самому главному: для чего нужен конформизм? Как можно использовать это явление?

Управление подразумевает работу в группе и с группой. Члены группы отличаются друг от друга личностными, физическими и умственными способностями. У каждого свои интересы, возможности и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как и большинство. «Как все» - основное оправдание, как писал Лев Толстой. В тоже время при обсуждении иного вопроса, человек голосовавший «как все» предложит иной вариант. Основы конформизма закладываются в детстве. Такие «истины» как: «не высовывайся, живи как все». Общество навязывает нормы и установки. Я считаю, что должен быть выбор и решение человека - это его решение. Если правильно воздействовать на человека, - то даже навязанные решения он будет считать за свои. Иногда хватает небольшого намека, маленькой детали - и человек принимает навязанное решение. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами.

Нонконформизм [от лат. non - не, нет и conformis - подобный, сообразный] - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения. Вне зависимости от того, что подобное поведение многими исследователями оценивается как принципиально несхожее с конформным, в психологически сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству. Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия. Так как не сама личность принимает решение в ситуации неопределенности, ее реакция на групповое давление все равно является зависимой, несмотря на то, осуществляется активность в логике "-да"- или в логике "-нет"-. Таким образом, термин "-нонконформизм"-, будучи, по сути дела, синонимом термина "-негативизм"-, в сущностно психологическом плане не выступает в качестве антонима понятия "-конформизм"-, а характеризует психологическую реальность, описываемую в социальной психологии в качестве нонконформизма и конформизма, которая является содержательно противоположной тому, что оценивается как проявление социально-психологического феномена самоопределения личности в группе. При этом следует отметить, что, несмотря на то, что в рамках классической экспериментальной формулы С. -Аша, в среднем около 8% испытуемых проявляют склонность к нонконформному поведению, вряд ли есть основания считать, что столь значительное число людей являются теми, кому свойственна нонконформность как устойчивое личностное качество. Скорее имеет смысл считать, что и примерно треть испытуемых, демонстрирующих конформные реакции, и практически каждый десятый из обследуемых, демонстрирующих реакцию нонконформную, не обладают стабильно закрепленной способностью к отстаиванию собственно личностной позиции в условиях экспериментально задаваемого группового давления, а значит, скорее всего, не интегрированы в референтные для них группы высокого социально-психологического уровня развития.

То, что нонконформизм является не противоположностью конформизма, а скорее его оборотной стороной, так сказать, изнанкой, получило частичное подтверждение в модифицированном варианте эксперимента С. -Милгама, направленного на изучение конформизма, и достаточно подробно описанно в статье "-Конформизм"- в настоящей "-Азбуке"-. Общая экспериментальная ситуация и "-легенда"- оставались прежними. Однако подсадные испытуемые, когда начинались протесты "-жертвы"-, не предлагали увеличивать силу тока, а, напротив, один за другим отказывались от дальнейшего участия в данной процедуре. Как и следовало ожидать, большинство наивных испытуемых последовало примеру коллег. Однако 10% испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора (повышали напряжение), несмотря на оппозицию двух других участников. При этом, как считает С. -Милграм, "-тот факт, что послушные испытуемые не последовали примеру восставшей группы не означает, что они не чувствовали давления, оказываемого поступком товарищей. Один из послушных испытуемых сказал: &ldquo-Я чувствовал, что выгляжу настоящим чудовищем в глазах этих ребят, продолжая хладнокровно наказывать ученика током. Их реакция была совершенно естественной и, первое, о чем я подумал, так это о том, чтобы последовать их примеру. Но я не сделал этого, и вот почему. Если они вышли из эксперимента - это нормально, но если я сделаю то же самое, на сколько же месяцев растянется эксперимент?&rdquo-

Итак, этот испытуемый ощущал давление группы, но счел, что факт отступничества товарищей накладывает на него особые обязательства перед экспериментатором, что он должен помочь ему довести эксперимент до конца. Другой послушный испытуемый, когда его спросили, почему он нервничал во время эксперимента, ответил: &ldquo-Наверное, это их поступок так повлиял на меня. Когда они отказались продолжать эксперимент, я чуть было не присоединился к ним, но потом мне показалось, что это было бы как-то нелепо: зачем, спрашивается, мне следовать стадному инстинкту? Разумеется, это их право - выйти из эксперимента. Но мне кажется, что они просто не владели собой&rdquo-.

И, наконец, еще один послушный испытуемый высказал откровенно критическое отношение к поступку подставных испытуемых: &ldquo-Я считаю, что они поступили неправильно. Раз уж они согласились участвовать в эксперименте, то должны были идти до конца&rdquo-"- .

Таким образом, двое из трех проинтервьюированных С. -Милграмом испытуемых прямо указывают на групповое давление как основную причину своего нонкомформного поведения. Присутствует данный мотив и в первом интервью, хотя в несколько завуалированной форме.

Еще более отчетливо природа нонконформизма проявилась в ряде экспериментов, поставленных С. -Снайдером и Г. -Фромкиным. В одном из них на первом этапе группе студентов было предложено оценить, насколько 10 их наиболее значимых установок, совпадают с аналогичными установками других студентов. Затем все испытуемые приняли участие в собственно экспериментальном исследовании конформизма. В результате была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее проявлялась у них тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе. Д. -Майерс сидетельствует, что "-в другом эксперименте испытуемые, услышав, что окружающие излагают установки, идентичные их собственным, изменяли свою позицию..."- , т. -е. опять-таки проявляли нонконформизм под влиянием группы. Последний пример особенно показателен именно в силу его радикальности - испытуемые не просто реагировали на групповое давление по принципу "-от противного"-, но изменяли свои собственные установки по той единственной причине, что они разделялись группой.

В данной связи становится понятным, почему в ряде случаев воздействие, построенное по принципу социального доказательства, эксплуатирующего конформность (например, в рамках рекламной или избирательной компании), зачастую приводит к результатам прямо противоположным ожиданиям его инициаторов.

Особенно наглядно проявляется взаимосвязь конформизма и нонконформизма как различных форм проявления одной и той же личностной и социально-психологической реальности на примерах закрытых групп сектантского типа. Для членов таких групп характерна тотальная зависимость от группового давления. При этом внутри данных образований она выражается в крайней конформности, а в других группах членства (семья, школьный класс, производственный коллектив и т. -п.), напротив, носит характер радикального нонконформизма. Причем эта взаимосвязь обыкновенно носит характер прямой линейной зависимости. Психолого-педагогическая практика показывает, что наиболее непримиримую, а часто откровенно вызывающую позицию в классе практически по любому вопросу занимают, как правило, низкостатусные члены неформальных подростковых группировок, внутри которых они, по сути дела, лишены "-права голоса"-. При этом поведение высокостатусных участников таких группировок гораздо более вариативно.

Природа "-связанности"- таких внешне непохожих социально-психологических явлений, как конформизм и нонконформизм, становится более понятной, если рассматривать данную "-связку"-, например, с позиций психосоциального подхода Э. -Эриксона, согласно которому, деструктивное разрешение базисного кризиса второй стадии эпигенетического цикла приводит к формированию у индивида болезненного самоосознавания как антитезы свободной воли и уверенности в себе. Такое самоосознавание направлено на фиксацию "-противоречия между самооценкой, образом &ldquo-я&rdquo- автономной личности и образом &ldquo-самого себя&rdquo- в глазах окружающих"- . В этих условиях конформизм позволяет снизить внутренний дискомфорт, вызванный генерализированными чувствами стыда и сомнения, поскольку "-размывает"- их за счет проективной идентификации с группой.

С другой стороны, как отмечал Э. -Эриксон, "-тотальное разрушение самооценки.., резко контрастирует с нарциссическим и снобистским презрением к мнению других"- . Это касается не только мнения окружающих (не обязательно критического) о личности таких индивидуумов, но любого их мнения по любому вопросу, что и порождает нонконформизм. Таким образом, связка "-конформизм"- - "-нонконформизм"- представляет собой ничто иное, как примитивную форму защиты, позволяющую "-сохранить шаткую уверенность в себе в противовес чувству сомнения и стыда"- индивидам со спутанной идентичностью.

При всей справедливости сказанного было бы некорректно не отметить, что многие видные социальные психологи, в том числе С. -Аш, Р. -Кратчфилд, Д. -Майерс и другие, все-таки склонны рассматривать нонконформизм как альтернативу (в основном позитивную) конформизму. Это становится понятным, если принять во внимание, что, хотя, например, Д. -Майерс и определяет конформизм как "-...изменение поведения или убеждений в результате давления группы..."- , реально он оценивает и собственно конформизм, и нонконформизм в гораздо более широком контексте - в качестве характеристики подверженности личности любому социальному влиянию. Например, к проявлениям нонконформизма Д. -Майерс относит, так называемое, реактивное сопротивление: "-Представьте себе, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в защиту чего-то мало вас интересующего. Пока вы колеблетесь, кто-то другой заявляет вам, что &ldquo-следует категорически запретить и распространять, и подписывать подобного рода воззвания&rdquo-. Теория реактивного сопротивления предсказывает, что столь грубые попытки ограничить вашу свободу на самом деле повышают вероятность того, что на бумаге появится ваша подпись"-. Совершенно очевидно, что во-первых, в данном случае речь не идет, строго говоря, о "-давлении группы"-. Но гораздо важнее другое: в данной ситуации неопределенности проявление нонконформизма в отношении социального давления со стороны противника акции означает конформность применительно к требованию подписать воззвание. То есть конформизм и нонконформизм опять-таки выступают в единой "-связке"- как параллельные, по сути дела, формы подчинения внешнему воздействию.

Еще одна причина видимых разночтений связана с тем, что в зарубежной социальной психологии практически не рассматривается такая характеристика автономной личности, как самоопределение.

Все это вместе взятое позволяет утверждать, что указанное противоречие между изложенным в настоящей статье взглядом на психологическую сущность и природу нонконформизма и видением данной проблематики вышеперечисленными авторами, носит не столько содержательный и методологический, сколько терминологический характер.

При этом практическому социальному психологу, работающему с любой группой, важно отдавать себе ясный отчет в том, что конформизм и нонконформизм представляют собой "-две стороны одной медали"-, поскольку внешне "-удобные"-, тихие конформисты оказывают столь же негативное воздействие на групповые процессы, сколь и неуживчивые, конфликтные нонконформисты.

Практический социальный психолог, планируя тренинговую работу с группой и используя в качестве стимулирующего креативность и творческость материала проблемные ситуации, должен располагать исчерпывающей информацией о склонностях конкретных членов общности к конформным и нонконформным реакциям, а также и о личностных особенностях тех, кто способен осуществлять акты подлинного личностного самоопределения в группе.

366 Милграм -С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000. С. 234-235.