Что сближает иудушку с другими головлевыми. Иудушка головлев. Смотреть что такое "иудушка головлёв" в других словарях

Сатирические персонажи, созданные замечательным художником слова Салтыковым-Щедриным, поражают своим многообразием и гротескной реалистичностью.

Одним из самых запоминающихся героев в романе является Иудушка. Он, как и другие члены семейства, воплощает в себе низменность жизни помещиков накануне отмены крепостного права.

Образ Иудушки возник неспроста, в какой-то мере его прототипом был брат писателя.

Настоящее имя героя – Порфирий Владимирович Головлёв. Он средний сын властной помещицы и легкомысленного помещика . Ему около 40 лет.

От брата Степана Порфирию досталось три прозвища: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Несмотря на то, что самого Степана считали озорником и балбесом, он очень точно дал прозвища своему брату. Они отображали его настоящую суть.

Порфирий – лукавый, скупой человек. Он не умеет говорить прямо, а всегда пытается схитрить. Его скупость поражает даже Арину Петровну, которая была очень бережливой по своей сути.

Иудушка – надоедливый и мелочный человек. Люди старались обходить его стороной, потому что он всегда надоедал по любому поводу. А съемщики не хотели пользоваться его землей, ведь за даже небольшую просрочку Порфирий мог затаскать по судам.

Внешне Иудушка был скорее отталкивающим, чем привлекательным. Его длинная сухощавая фигура часто загадочно колебалась. А странный взгляд вызывал недоумение у других. Из глаз героя словно лился чарующий яд. Он пытался говорить ласково, но при этом чувствовалось его лукавство.

Порфирий любит разыгрывать комедию перед другими людьми. Он усвоил с детства, что главное говорить людям то, что они хотят услышать. Поэтому он умел, и приласкаться, и притвориться почтительным. Его мать не могла понять, что же во взгляде ее сына – лукавство или почтение.

Герой любит поговорить, но все его разговоры не имеют особого смысла. Он – обычный пустослов. Другие задумывались о том, как же это страшно, когда человек столько говорит, а зачем говорит – не понятно.

Почему же лжет Порфирий Владимирович? Потому что у него нет никакого морального мерила. Для него есть только его «спектакль», который он уже не способен остановить. Однажды начав лгать, герой продолжал плести свою лживую нить. Но не столько он был лгун, сколько великий пакостник. Он при помощи лести получает хорошее имение, доводит до трагедии собственного сына, занимается стяжательством и судится по пустякам с другими людьми.

Несмотря на свою лживость, герой считает себя религиозным человеком. Но делает это Иудушка, чтобы уберечь себя от мистических сил. А добрее его религиозность так и не сделала. Напротив, он спекулировал своей «праведностью» и упрекал окружающих.

В конце у Порфирия просыпается «одичалая совесть», но уже ничего нельзя было изменить.

Головлев Порфирий Владимирович (Иудушка) — один из главных героев романа «Господа Головлевы». Отдельные черты его характера — елейное многословие, лицемерие, таимая до времени алчность — ранее были намечены в образах Фурначева («Смерть Пазухина», 1857), Яшеньки (героя одноименной повести, 1859), Сенички и Митеньки (рассказ «Семейное счастье», 1863). Как эпизодическое лицо фигурировал в очерке «Непочтительный Коронат» из цикла «Благонамеренные речи», куда первоначально входили главы будущего романа. Прототипами Иудушки в определенной мере послужили отец писателя Е. В. Салтыков и в особенности старший брат Дмитрий Евграфович по прозвищу Иудушка. «Ужели, наконец, не противно это лицемерие, эта вечная маска, надевши которую этот человек одною рукою Богу молится, а другою делает всякие кляузы?» — писал Салтыков матери, О. М. Салтыковой, незадолго до начала работы над романом, 22 апреля 1873 г.

Порфирий Владимирович — средний сын Владимира Михайловича и Арины Петровны Головлевых. Накануне его рождения юродивый Порфиша-блаженненький на вопрос матери, кого ей Бог даст, «пробормотал: — Петушок, петушок! востер ноготок! Петух кричит, наседке грозит; наседка — кудах-тах-тах, да поздно будет!». Еще в детстве герой был прозван братом Степаном Иудушкой, кровопивушкой и откровенным мальчиком (то есть наушником). Был любимцем матери, несмотря на возникавшие у нее иногда подозрения на его счет, и сумел добиться, чтобы она лишила Степана наследства, а ему выделила лучшую часть имения — Головлево. В дальнейшем, сохраняя личину крайней почтительности, «петушок» выжил «наседку», а после смерти брата Павла унаследовал и его Дубровино, став одним из богатейших помещиков в округе.

Однако здесь, на вершине преуспеяния, обнаруживается, по выражению автора, «пустоутробие» Иудушки из романа «Господа Головлевы», обретшего «полную свободу от каких-либо нравственных ограничений», лишенного естественных человеческих чувств, привязанностей и во всем соблюдающего лишь формальность. Примечательна сама его речь, изобилующая приторными и лживыми заверениями в добрых чувствах и намерениях, умиленными восклицаниями и уменьшительно-ласкательными словечками: «Лежи себе хорошохонько... я водички подам... и лампадочку поправлю, маслица деревянненького подолью». Мнимый святоша, он всего лишь «отлично изучил технику молитвенного стояния», но дух и суть христианства ему глубоко чужды. Призывая близких жить и поступать «по-родственному», он безжалостно обирает их, отказывает в помощи даже собственным детям, фактически становясь виновником их гибели. Разглагольствуя о морали, сожительствует с экономкой Евпраксеюшкой, а ребенка от нее спроваживает в воспитательный дом; делает недвусмысленное гнусное предложение племяннице, кощунственно ссылаясь при этом на «веление свыше».

На тридцатилетней службе в петербургском департаменте Порфирий Владимирович «приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтоб хотя одна минута его жизни оставалась свободна от переливания из пустого в порожнее». Его деятельность после отставки по-прежнему имела лишь «внешние формы усидчивого, непосильного труда» (таково было заведение «очень сложной отчетности»). И это стремление довольствоваться формой, минуя существо дела, постепенно уводило «прочь от действительной жизни на мягкое ложе призраков», удовлетворявших его «болезненную жажду стяжаний» и доходивших до бреда наяву (разговор с воображаемым мужиком Фокой) и «какой-то неистовой фантастической оргии» цифр мифических доходов и картин ловких финансовых и хозяйственных операций. «Запой праздномыслия» в конце концов сменился настоящим запоем, когда возвратившаяся в Головлево после краха своей артистической карьеры Аннинька стала донимать дядю напоминаниями обо всех «головлевских умертвиях и увечиях», виновником которых он оказался.

При всей беспощадности к герою автор показывает мучительность и трагизм происходящего в его душе «пробуждения одичалой совести», страшного прозрения итогов жизни, осознания полнейшего одиночества. Иудушка впервые чувствует и чужую боль («Бедная ты! бедная ты моя!»), и свою вину перед всеми. В смятении и запоздалом раскаянии он, полуодетый, отправляется зимней ночью на материнскую могилу и по дороге замерзает. В его образе, написанном в отличие от героев многих других щедринских произведений в строго реалистической манере, отразились не только черты, типичные для пореформенного русского дворянства (неумение приспособиться к изменившимся обстоятельствам, упования на возврат «старого доброго времени», фантастические проекты обогащения), но далеко выходящие за пределы конкретной социальной среды и эпохи. Так, в одних мемуарах о Крымской войне 1854—1855 гг. говорилось, что «император Николай... вел ее на бумаге. Бумага говорила ему о составе армии и распорядительности командующих, бумага платила продовольствие и жалованье. Эта бумажная система вытеснила действительную». Образ получил самое широкое хождение в последующей отечественной публицистике разных направлений — от Вл. С. Соловьева (см его статью «Порфирий Головлев о свободе и вере») до В. И. Ленина, также прибегавшего в полемике к использованию фигуры щедринского героя.

Средняя оценка: 5.0

Тип пустослова (Иудушки Головлева) — художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Иудушку, но это лишь легкие намеки. Ни до, ни после Салтыкова-Щедрина никто не сумел изобразить образ пустозвона с такой силой и обличительной ясностью. Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде, гениальная находка автора.
Салтыков-Щедрин, создавая свой роман, ставил перед собой задачу: показать механизм разрушения семьи. Душой этого процесса был, без всякого сомнения, Порфишка-кровопивец. Само собой разумеется, что особое внимание автор уделял разработке именно этого образа, интересного помимо всего прочего и тем, что он постоянно меняется, вплоть до последних страниц, и читатель никогда не может быть уверенным в том, каким конкретно окажется данный образ в следующей главе. Портрет Иудушки мы наблюдаем “в динамике”. Увидев впервые несимпатичного “откровенного ребенка”, подлизывающегося к матери, подслушивающего, наушничающего, читатель вряд ли может представить то отвратительное, вызывающее содрогание создание, которое кончает с собой в конце книги. Образ меняется до неузнаваемости. Только имя остается неизменным. Как Порфирий становится Иудушкой с первых страниц романа, так Иудушкой и умирает. В этом имени звучит что-то удивительно подленькое, так верно выражающее внутреннюю сущность этого персонажа.
Одна из главных черт Иудушки (не считая, разумеется, пустословия) — лицемерие, разительное противоречие между благонамеренными рассуждениями и грязными устремлениями. Все попытки Порфирия Головлева урвать себе кусок покрупнее, удержать лишнюю копейку, все его убийства (никак иначе и не назовешь его политику в отношении родных), словом всё, что он делает, — сопровождается молитвами и благочестивыми речами. Поминая через каждое слово Христа, Иудушка посылает на верную гибель своего сына Петеньку, домогается племянницу Анниньку, отправляет собственного новорожденного младенца в воспитательный дом.
Но не только подобными “богоугодными” речами изводит Иудушка домочадцев. У него есть еще две излюбленные темы: семья и хозяйство. На этом, собственно, простор его излияний и ограничивается в силу полного невежества и нежелания видеть что-либо, лежащее за пределами его маленького мирка. Однако эти бытовые разговоры, которые не прочь повести и маменька Арина Петровна, в устах Иудушки превращаются в бесконечные нравоучения. Он просто-таки тиранит всю семью, доводя всех до полного изнеможения. Конечно, все эти льстивые, приторные речи никого не обманывают. Мать с детства не доверяет Порфишке: слишком уж он переигрывает. Лицемерие, соединенное с невежеством, не умеет вводить в заблуждение.
Есть в “Господах Головлевых” несколько сильных сцен, которые заставляют читателя почти физически ощутить состояние угнетенности от обволакивающих речей Иудушки. Например, разговор его с лежащим при смерти братом Павлом. Несчастный умирающий задыхается от присутствия Иудушки, а тот, якобы не замечая этих метаний, “по-родственному” подшучивает над братом. Жертвы Иудушки никогда не чувствуют себя столь беззащитными, как в моменты, когда его пустословие выражается в “безобидных” подшучиваниях, которым нет конца. Такая же напряженность чувствуется в том месте романа, где Аннинька, почти обессилев, пытается вырваться из дядиного дома.
Чем дальше длится повествование, тем больше людей попадает под гнет Иудушкина тиранства. Он изводит всех, кто попадает в его поле зрения, при этом сам оставаясь неуязвимым. И все же даже в его броне бывают трещины. Так, он очень боится проклятия Арины Петровны. Она же приберегает это свое оружие как последнее средство против сына-кровопивца. Увы, когда она и в самом деле проклинает Порфирия, это не производит на него того действия, которого он сам боялся. Еще одна слабость Иудушки — страх перед уходом Евпраксеюшки, то есть боязнь нарушить раз и навсегда заведенный уклад жизни. Однако Евпраксеюшка может только грозить своим уходом, сама же остается на месте. Постепенно и этот страх хозяина Головлева притупляется.
Весь жизненный уклад Иудушки — переливание из пустого в порожнее. Он считает несуществующие доходы, представляет себе какие-то невероятные ситуации и сам же решает их. Постепенно, когда не остается вокруг никого из живых, кого можно было бы заесть, Иудушка начинает изводить тех, кто является ему в воображении. Он мстит всем без разбору, неизвестно за что: попрекает мертвую мать, штрафует мужиков, грабит крестьян. Это происходит все стой же въевшейся в душу фальшивой ласковостью. Только можно ли сказать “душа” о внутренней сущности Иудушки? Салтыков-Щедрин не говорит о сути Порфишки-кровопивца иначе, как о прахе.
Конец Иудушки довольно неожидан. Казалось бы, как может покончить с собой себялюбец, идущий по трупам, скопидом, загубивший всю семью ради своей наживы? И тем не менее Иудушка, видно, начинает осознавать свою вину. Салтыков-Щедрин ясно дает понять, что хоть и пришло осознание пустоты, ненужности, но воскрешение, очищение уже невозможно, равно как и дальнейшее существование.
Иудушка Головлев действительно “вечный тип”, прочно вошедший в русскую литературу. Его имя стало уже нарицательным. Можно не читать романа, но знать это имя. Употребляется оно нечасто, но все-таки изредка слышится в речи. Безусловно, Иудушка — литературное преувеличение, скопище разнообразных пороков в назидание потомкам. Пороки эти в первую очередь — лицемерие, пустозвонство, никчемность. Иудушка — олицетворение личности, напрямую идущей к саморазрушению и не осознающей этого до самого последнего момента. Как ни преувеличен этот персонаж, но изъяны его — людские, невымышленные. Именно поэтому тип пустозвона вечен.

См. также: Худ.фильм «Иудушка Головлёв» (по мотивам романа Михаила Салтыкова-Щедри на «Господа Головлёвы», Реж: А. Ивановский, СССР, 1933 г.).

». Несмотря на то, что прозвище ассоциируется с апостолом Иудой , герой романа - отнюдь не библейский, он только «номинативно соотносится с Искариотом» .

Иудушка Головлёв
Порфирий Владимирович Головлёв
Создатель Михаил Салтыков-Щедрин
Произведения Господа Головлёвы
Первое упоминание выводится автором в первой главе романа
Пол мужской
Роль исполняет Владимир Гардин (1933)
Денис Суханов (2010)

Прозвище Иудушка разделено на два слова - «Иуда» и «Душка» . Снаружи Порфирий ласков и добр, другими словами - душка. А внутри - жадный и злой Иуда.

Общая характеристика

В первой главе романа, давая характеристики всем Головлёвым, Салтыков-Щедрин сообщает, что Порфирий Владимирович был известен в семье под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. О внешности Иудушки автор не рассказывает, но обращает внимание на его взгляд, который пугает даже родную мать: «Не могу понять, что у него за глаза такие. <…> Взглянет - ну словно петлю накидывает. Так вот и поливает ядом…» .

Постоянная игра в добродетель, выполнение ненужных ритуалов приводят к тому, что «герой становится „внешним человеком“, потерявшим индивидуальность» . По утверждению Н. Ларионовой, предательство, лежащее в основе всех поступков Иудушки, - «непреднамеренное, неосознанное, но по силе своего воздействия - смертельное» .

Прототипы

Сам писатель говорил, что одним из прототипов Порфирия Владимировича является старший брат Дмитрий . «Ужели, наконец, не противно это лицемерие, эта вечная маска, надевши которую этот человек одною рукою богу молится, а другою делает всякие кляузы?», - писал он о Дмитрии матери. Дмитрий Евграфович тоже не любил брата, называя его изменником дворянскому делу.

Возможно, в образе Иудушки использованы также черты отца Щедрина - Евграфа Васильевича, отличавшегося елейной набожностью.

Образ в кино и театре

При экранизации романа Салтыкова-Щедрина фильм был назван именем главного героя - «Иудушка Головлёв » (режиссёр Александр Ивановский , 1933).

В театральных постановках роль Иудушки Головлёва в разные годы исполняли актёры Василий Андреев-Бурлак (Русский драматический театр, 1880), Иван Берсенёв (МХАТ 2-й , 1931), Владимир Кенигсон (Малый театр , 1976),

Х а р а к т е р и с т и к а И у д у ш к и Г о л о в л е в а.

Родовое «гнездо» Головлевых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре накануне отмены крепостного права в 1861 году. В романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» мы сталкиваемся с изуродованными судьбами главных героев, трагически сложившимися жизнями детей-наследников Арины Петровны - грозной и властной хозяйки поместья Головлева. Страсть к накопительству и стяжательству взяли в ней верх над истинными материнскими чувствами, так что все свои силы она тратила на приобретательство, не занимаясь воспитанием детей, но держала их так, чтобы они при каждом своем поступке спрашивали себя: «Что-то об этом скажет маменька?» Слова «балбес», «изверг», «мерзавец», «подлец», «негодяй» были в этой семье обычными. Физическое наказание здесь было также нормой. И все это делалось как бы ради семейного благополучия, ради тех же детей, которых Арина Петровна уродовала своим воспитанием. Итог такой ее деятельности - поощрения к лицемерию и наушничанью ради «лучшего куска на блюде», разделения детей на «любимчиков» и «постылых» - обстановка, которая формировала «извергов».

Самый страшный из них - Порфирий Владимирович Головлев. Его прообразами послужили родные братья самого Салтыкова-Щедрина. Кстати сказать, автор в своем романе частично описывает атмосферу отцовского дома, в котором он вырос, и прототипами многих героев «Господ Головлевых» также являются его близкие родственники.

Автор описывает Порфирия известным в семье «под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика… С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее плечико, а иногда и понаушничать». Он заискивал перед матерью в расчете на личную выгоду, причем в своем безусловном послушании был настолько неискренен, что это настораживало даже Арину Петровну.

Братья Степан и Павел дают Порфирию очень меткие прозвища: «Иудушка», «кровопивец». Уменьшительная форма от имени библейского героя Иуды представляет нам Порфирия Владимировича мерзким, подлым предателем, наушником, способным «продать» кого угодно ради поощрения, ради собственной выгоды. Прозвище «кровопивец» напоминает нам паука, сосущего свою жертву. Иудушка - пустослов, но он «зудил, надоедал, тиранил» своими речами окружающих, плел из своих слов своеобразную паутину вокруг человека, как бы набрасывал на него таким образом петлю и душил. По определению Салтыкова-Щедрина Иудушка не просто говорил, а источал «массы словесного гноя».

К средним годам в Иудушке до беспредела развиваются все те качества, которые больше всего поощряла Арина Петровна в своих детях, ужасные и отвратительные для любого нормального человека: притворная почтительность, лицемерие, безмерное стяжательство. С возрастом эти качества еще более усугублялись, перерастая в жестокость и безжалостность. Так Иудушка на «семейном совете» уговаривает мать и брата Павла оставить промотавшегося Степку-балбеса в Головлеве, прекрасно осознавая, что обрекает его тем самым на смерть, так как Степан не в состоянии вынести удушающей, гнетущей атмосферы родного дома. Позже, после смерти отца, Порфирий получает лучшую часть наследства - земли Головлева и начинает вести захватническую борьбу. В итоге он овладел имением брата Павла и прибрал к рукам капиталы «милого друга маменьки», превратив ее в приживалку в своем доме.

Не лучше Иудушка относится и к своим сыновьям. Он выбросил их в жизнь, как щенков в воду, и оставил «выплывать», не заботясь о дальнейшей их судьбе. Из-за такого отношения покончил с собой старший сын Порфирия Владимир, женившийся без отцовского согласия. Умирает в Сибири Петр, не получив от отца помощи в оплате карточного долга, за что даже родная мать проклянает Порфирия. Своего младшего сына, родившегося от служанки, он отправляет в московский воспитательный дом, до которого ребенок, скорее всего, и не доехал.

Обратившаяся за помощью в тяжелую минуту жизни племянница Аннинька так же не получает должной поддержки и начинает выпивать вместе с Иудушкой. За выпивкой Аннинька постоянно напоминает Иудушке, скольких своих родных он свел в могилу (брат Степан, брат Павел, мать, сыновья Володя и Петя). Иудушка наконец понимает, что «он состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа которое бы приблизилось бы к нему, пожалело бы его. Зачем он один?.. Отчего все, что не прикасалось к нему, - все погибло?» Его «совесть проснулась, но бесплодно. Иудушка злится и еще больше пьет. Однажды он неожиданно обращается к племяннице со словами участия, та бросается к нему, и искренне обнимает его. Иудушка просит его простить - «и за себя… и за тех, которых уж нет…» Ночью Иудушка идет на могилу матери «проститься», так как чувствует, что дни его сочтены. На другой день у дороги найден его закоченевший труп.

Стремясь понять и отобразить в своих произведениях особенности российской жизни, Салтыков-Щедрин берет один из наиболее характерных пластов - быт провинциальных помещиков - дворян. Обличительный пафос произведения распространяется на все сословие - не случайно в финале все как бы «возвращается на круги своя» - в поместье приезжает дальняя родственница Иудушки, которая уже очень давно следила за тем, что происходит в Головлеве. Таким образом, покаяние Иудушки и его визит на могилу матери ни к чему не приводят. Ни нравственного, ни какого-либо другого очищения не происходит, ни какое покаяние не в силах искупить тех злодеяний, что совершил Иудушка в жизни.